Научная статья на тему 'По страницам открытого международного фестиваля-конкурса камерной музыки «Краснодарская камерата»'

По страницам открытого международного фестиваля-конкурса камерной музыки «Краснодарская камерата» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
133
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «По страницам открытого международного фестиваля-конкурса камерной музыки «Краснодарская камерата»»

ОБЗОРЫ

А.А. ПРЕДОЛЯК

ПО СТРАНИЦАМ ОТКРЫТОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ-КОНКУРСА КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ «КРАСНОДАРСКАЯ КАМЕРАТА»

Открытый Международный фестиваль-конкурс камерной музыки «Краснодарская камерата» занял достойное место среди конкурсов и фестивалей Краснодарского государственного института культуры. Фестиваль проводится при поддержке Министерства культуры Российской федерации, администрации Муниципального образования г. Краснодар, Ассоциации камерной музыки Международного союза музыкальных деятелей и общественного регионального фонда «Русское исполнительское искусство».

Фестиваль-конкурс ведет свою историю с 2001 года, за это время он обрел своих друзей и поклонников, победителей и лауреатов. Сотворчество, взаимодействие, общение лежат в основе камерного жанра, и при всей демократичности этого явления необходимыми условиями становятся воля, стремление к объединению. Для идейного вдохновителя, организатора и бессменного участника «Краснодарской камераты» Татьяны Сорокиной (на фото) эти качества, в сочетании с исключительным творческим зарядом, стали тем магнитом, который притягивает огромное количество музыкантов со всего мира. Разнообразие музыки, исполняемой в концертах фестиваля-конкурса, участие в них блистательных музыкантов с мировым именем является несомненным показателем актуальности для вуза, города, страны этого творческого являния.

Главной целью фестиваля-конкурса является пропагандирование отечественной и западноевропейской ансамблевой музыки, как камерно-инструментальной, так и камерно-вокальной. Стали хорошей традицией и его незабываемые премьеры.

Основная задача фестиваля-конкурса - музыкальное образование слушателя и освещение сферы ансамблевого искусства, тончайшие грани ансамблевой игры. Это огромная проблема для современной исполнительской культуры, так как мастерство слышания друг друга, слышания всех тонкостей музыкальной ткани исполняемого произведения является основным коммуникативным мостом между исполнителем и слушателем. Неслучайно музыканты-исполнители придерживаются неписаного закона: если ты как исполнитель не слышишь, что ты играешь, то слушатель никогда не поймет твоего исполнения.

В этом году, с 9 по 12 октября, проходила Девятая Краснодарская камерата. Структура фестиваля-конкурса выстраивалась следующим образом: открытие, конкурсные прослушивания, мастер-классы и концерты, закрытие конкурса. Конкурсные прослушивания включали четыре возрастные категории: первая - учащиеся детских музыкальных школ и школ искусств, вторая - учащиеся музыкальных колледжей, третья - студенты консерваторий, четвертая - для музыкантов-исполнителей без возрастных ограничений.

№ 4 (67), 2017

"Обзоры "

159

Наряду с прослушиваниями были запланированы творческие встречи и мастер-классы, где члены жюри делились секретами камерного исполнительского искусства:

- 9 октября был проведен мастер-класс профессора Г.Е. Ивановой (ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова, г. Москва);

- 10 октября состоялась творческая встреча с профессором Конрадом Альбером (Германия);

- 11 октября мастер-класс провел профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского А.З. Бондурянский (г. Москва);

- 12 октября состоялся мастер-класс с участниками фортепианного дуэта М. Пурыжинским и И. Силивановой (г. Москва).

Самое главное в программе «Краснодарской камераты» - это концерты. В этом году, как и в предыдущие, конкурсанты и гости фестиваля получили возможность встретиться с искусством выдающегося коллектива - Московского трио (народный

артист России Александр Бонду-рянский - фортепиано, народный артист России Михаил Уткин - виолончель, народный артист России Владимир Иванов - скрипка). Программа их концерта, включавшая шедевры камерной музыки разных эпох (Моцарт, Дворжак, Шостакович), запомнилась блистательным исполнительским мастерством и глубиной интерпретации. На закрытии фестиваля-конкурса выступил великолепный фортепианный дуэт Максим Пурыжинский и Ирина Силиванова (на фото).

Концертная программа этого сезона была отмечена рядом премьер. Одна из них совпала с 220-летием со дня рождения австрийского композитора-романтика Франца Шуберта. Впервые в Краснодаре прозвучала Фантазия фа минор для фортепиано с оркестром Ф. Шуберта в переложении Д. Б. Кабалевского. Партию фортепиано исполняла лауреат международных конкурсов Софья Ходосевич, за дирижерским пультом симфонического оркестра Краснодарского государственного института культуры был его руководитель -лауреат международного конкурса Сергей Жмурин (на фото). Фонд «Русское исполнительское искусство» представляла в этом концерте лауреат международных конкурсов Маргарита Киракосова, исполнившая с оркестром КГИК концерт из цикла «Времена года» А. Вивальди.

Традицией камераты являются гала-концерты, объединяющие краснодарских музыкантов, членов жюри, коллег из других городов. Гала-концерт членов жюри и краснодарских музыкантов «Ансамблевые пути» порадовал слушателей мировой премьерой. В исполнении заслуженной артистки России Татьяны Сорокиной, Виталия Коло-

мийца и Татьяны Беспаловой была исполнена концертная сюита для трех фортепиано «Художник Суриков» композитора Олега Про-ститова. Исполнение дополнялось мультимедийным сопровождением, на большом экране транслировались картины В.И. Сурикова, такие как «Покорение Ермаком Сибири», «Боярыня Морозова», «Взятие Снежного городка», «Переход Суворова через Альпы» и др. Это неслучайно, так как пьесы в сюите полностью отражают замысел великого русского художника и носят одноименные названия.

Олег Леонидович Проститов (07.09.1954 г.р.) - современный русский композитор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации (на фото). В 1974 году закончил Ставропольское музыкальное училище по специальности фортепиано (класс преподавателя Э.Ю. Месик). В 1974-1979 годах обучался в Ленинградской консерватории в классе профессора А.Д. Мнацаканяна. С 1980 по 1983 год обучался в аспирантуре в Ленинградской консерватории. Сотрудничал с выдающимися отечественными композиторами и деятелями культуры - Б.А. Араповым, Б.А. Тищенко, С.М. Слонимским, М.С. Друскиным, Л.Г. Ковнацкой, П.А. Вульфиусом, А.Л. Островским, Е.А. Ручьевской, Е.А. Мравинским, Г. В. Свиридовым и многими другими. С 1997 по 2007 г. О.Л. Проститов возглавлял Красноярское отделение Союза композиторов России.

В своем творчестве О.Л. Проститов продолжает традиции русской композиторской школы, его по праву можно назвать «самым русским композитором XXI века». Творческое наследие композитора представляет собой разножанровую палитру: это симфонии, концерты, камерно-вокальные и камерно-инструментальные сочинения, оперы, мюзиклы, свыше 200 романсов и песен.

Одним из ярких сочинений последних лет является концертная сюита для 3 фортепиано «Художник Суриков», написанная в марте 2016 года. Концертная сюита состоит из 10 частей. В грандиозном музыкальном полотне композитор раскрывает страницы русской истории, русской культуры. С одной стороны, это повествование о великом русском художнике, о его творческом поиске, о далеком и близком времени XIX столетия. С другой стороны, это прочтение истории и культуры современным музыкантом, его стремление выразить собственное отношение к прошлому, провести мост через бездну времени.

В концертной сюите слушателю представлена музыкальная звукопись, которая отсылает к картинам В.И. Сурикова. Все произведение - это уникальный пример музыкальной синестезии в современном творчестве. Однако самое главное, что композитор сохраняет традиции камерной клавирной музыки. Три рояля создают яркую полифонию, в которой каждый из инструментов является главным, ведет свою тему, по-своему «раскрашивает» музыкальное полотно. Классицистские и романтические традиции, комплементарно-сонорная полифония, фактурное разнообразие, ладо-серийный принцип музыкальной организации, колокольность, театральность, полистилистичность, интонационый синтез русских и казачьих песен - воссоздают картину прошлого в

№ 4 (67), 2017

"Обзоры "

настоящем и представляют перед слушателем идею о вечности русского искусства в будущем.

Стоит сказать и о том, что в этом году «Краснодарская камерата» получила два приветственных адреса -от Некоммерческого фонда содействия развития общего и профессионального музыкального образования, музыкальной культуры и исполнительства им. Д.Б. Кабалевского и от Общероссийской ассоциации общественных объединений «Российский союз за культуру мира».

Думается, что сегодня музыкальная культура является тем мостом, где возможен диалог международного уровня. Международный фестиваль-конкурс «Краснодарская камерата» еще раз подтверждает эту мысль. Просветительство в области ансамблевого музыкального искусства, пропагандирование новой современной музыки, обмен опытом, оттачивание профессионального мастерства - все это объединяется в «Краснодарской камерате». Надеемся, что этот фестиваль-конкурс в будущем еще не раз соберет друзей и поклонников ансамблевого искусства. Наверное, правильно было бы сказать: нет мира с его проблемами, есть только музыка.

На фото: члены жюри на заключительном концерте.

Фото пресс-службы КГИК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.