УДК 502.75.58:479 (1-14)
DOI: 10.25684/NBG.scnote.009.2018.05
КРАСНАЯ КНИГА: ИТОГИ ИЗУЧЕНИЯ РЕДКОГО ФИТОГЕНОФОНДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ ЧАСТИ БОЛЬШОГО КАВКАЗА
Литвинская С.А.
Кубанский государственный университет, e-mail: Litvinsky@yandex.ru
Северо-западная часть Большого Кавказа (территория Краснодарского края) -богатейший регион, отличающийся высоким флористическим разнообразием. Уникально для России и фитоценотическое разнообразие территории. Здесь много оригинальных флороценотических комплексов, именно здесь сосредоточены уникальные древние экосистемы, являющиеся хранителями уникального гено- и ценофонда. Важной специфической чертой флоры региона является высокий уровень эндемизма, что объясняется проявлением островного эффекта, изолированным положением отдельных частей, пестротой физико-географических условий и гибридогенезом. Лесные сообщества насыщены третичными, плейстоценовыми и ксеротермическими реликтами. В регионе представлены формации субсредиземноморского типа с Pinus pityusa Steven и P. palasiana D. Don, Quercus pubescens Willd., можжевельниками, Pistacia mutica Fisch. et C.A. Mey. Уникальным флористическим комплексом является Азовская литораль со специфическими редкими видами: Glaucium flavum Crantz, Crambe maritima L., Cakile euxina Pobed., Euphorbia paralias L., Eryngium maritimum L. и другими. На Западном Кавказе специфичной флорой выделяется хр. Герпегем, где концентрируется гипсофильная флора с Asphodeline tenuior (Fisch. ex Bieb.) Ledeb., Thymus pulchellus C.A. Mey. В юго-восточной части Черноморского побережья произрастают третичнореликтовые субтропические колхидские леса из Castanea sativa Mill., Quercus hartwissiana Steven, Pterocarya fraxinifolia (Lam.) Spach, Fagus orientalis Lipsky, Taxus baccata L., самшита колхидского и других. Для Западного Кавказа характерен флористический комплекс темнохвойных лесов сформированный Abies nordmanniana (Steven) Spach) и Picea orientalis (L.) Link. Западное Предкавказье нельзя представить без степной растительности. Степи Западного Предкавказья уникальны для Евразии. Они выделяются флористическим составом, типом степной растительности, генезисом, связанным с Кавказским экорегионом. Типичная степная растительность (St) Таманского п-ова представлена сообществами с эдификаторной ролью дерновинных злаков (Stipa capilláta L., Stipa braunéri (Pacz.) Klokov), Festuca valesiaca Gaud., Agropyron pectinatum (Bieb.) Beauv., Koeleria cristata (L.) Pers.). По берегам Витязевского лимана, в окр. Пересыпи, Турецкого фонтана зарегистрированы псаммофильные степи (Steppa arenosa), близ ст. Голубицкой - луговые степи (Steppa subpratensia). Степи восточных районов отличаются господством Bothriochloa ischaémum (L.) Keng.
В результате уникальности и специфичности флоры и растительного покрова природоохранный статус Краснодарского края высок не только на уровне России, но и в мире. Одной из форм сохранения биологического разнообразия является учреждение Красных книг. В процессе сохранения видов очень важны региональные
Красные книги, т.к. они более полно учитывают локальные проблемы сохранения биоразнообразия. Несмотря на длительный период издания Красных книг (первая Красная книга на Северном Кавказе была издана 36 лет назад) проблемы при их составлении не уменьшаются. Прежде всего, следует отметить субъективный подход к внесению видов в список охраняемых. Региональные списки редких видов являются основой для работы над государственной Красной книгой и сведения должны быть достоверны и как можно более полные, списки таксонов выверены в соответствии с современной номенклатурой без необоснованных таксационных нововведений. Должны быть разработаны единые или хотя бы близкие научные критерии отбора видов, что позволит делать более глубокий сравнительный анализ положения видов в РФ. В список редких видов должны быть включены виды, отвечающие критериям и принципам созологической оценки МСОП. Это требование времени, и мы должны идти в ногу с мировой научной оценкой.
Следует остановиться еще на одной проблеме - степени информативности Красной книги. Красная книга не должна представлять собой голый список видов, который предлагается к охране в регионе, где о видах даны крайне скудные сведения, часто просто на уровне научно-популярного изложения. При таком подходе Красные книги перешли в категорию справочных изданий и не включаются в цитируемый список. При современном подходе очерки должны содержать сведения об экологии вида, его численности и плотности, возрастной структуре популяций, тренде состояния региональной популяции, фитоценотической приуроченности и о роли вида в фитоценозе, консортивных связях, экологической валентности по отношению к факторам среды, особенностям размножения, скорости восстановления популяций, о лимитирующих антропогенных и естественных факторах. При описании должны четко указываться местонахождения видов с учетом региональных сборов и Гербарных фондов научных учреждений. Без таких знаний мы не сможем бороться за сохранение видов. Такой подход позволит выработать правильную политику по сохранению вида in situ и ex situ, создать базу данных для глубоких мониторинговых исследований и дальнейших природоохранных действий. При мониторинговых исследованиях должны быть созданы постоянные пункты наблюдений, продолжены поиски новых местонахождений и обследованы ранее указанные. Для каждого вида должны быть предложены: рекомендации по установлению режима особо защитного участка, рекомендации по установлению ограничений или запретов, разработаны мероприятия по оптимизации условий произрастания, мероприятия по снижению внешних антропогенных угроз, мероприятия по выведению популяций из-под воздействия прямых угроз уничтожения путем реинтродукции, мероприятия по размножению в условиях ex-situ для последующей репатриации в исходные места естественного произрастания. Сегодняшний уровень научных знаний о биоразнообразии и скорости деградации природных экосистем требуют другого подхода к материалам, изложенным в Красных книгах. Красная книга - это не научно-популярное издание, оно предназначено для специалистов, работающих в области охраны природы, это руководство к действию.
При работе над третьим изданием Красной книги Краснодарского края мы исходили из необходимости повышения степени научной информативности видовых очерков. Охраняемые виды в новом издании представлены 7-ью классами, 98 семействами. Всего включено 406 видов высших сосудистых растений, что составляет 72,75% от всей охраняемой региональной флоры (558 видов). В Красную
книгу РФ (2008) включено 514 видов сосудистых растений. Региональный фитогенофонд в ней составляет 23,74%, что свидетельствует о высоком созологическом статусе региональной флоры на государственном уровне.
В третьем издании Красной книги Краснодарского края (КККК) была принята система оценки степени угрозы исчезновения региональных популяций в естественной среде их произрастания по 4-м категориям. Категория 1 КС «Находящиеся в критическом состоянии» - относятся таксоны, численность и региональный ареал которых достигли критического уровня, риск их исчезновения на территории Краснодарского края чрезвычайно высок - Critically Endangered (CR) (согласно категорий и критерий Красного списка МСОП. Версия 3.1). К категории 2 ИС «Исчезающие» - относятся таксоны, численность и (или) ареал произрастания которых претерпели значительные сокращения, риск их исчезновения на территории региона очень высок - Endangered (EN). К категории 3 УВ «Уязвимые» относятся таксоны с малой численностью, спорадично произрастающие на больших территориях или имеющие ограниченный региональный ареал, а также таксоны, глобальный ареал которых расположен в границах регион - Vulnerable (VU). Категория 4 СК «Специально контролируемые». К ней относятся таксоны, занесенные в Красную книгу РФ, но широко распространенные и многочисленные на территории региона, для региональных популяций которых не выявлено снижение численности или сокращение ареала. Согласно оценке угрозы их исчезновения в регионе виды относятся к одной из следующих категорий Красного списка МСОП: «Находящиеся в состоянии близком к угрожаемому» - Near Threatened (NT), «Вызывающие наименьшие опасения» - Least Concern (LC), «Недостаточно данных» - Data Deficient (DD). Для цитирования категорий Красной книги Краснодарского края используется полный или сокращенный вариант их записи: «Находящиеся в критическом состоянии» - 1 КС; «Исчезающие» - 2 ИС; «Уязвимые» - 3 УВ; «Специально контролируемые» - 4 СК.
Десятилетние мониторинговые исследования внесли определенные корректировки в систему оценок редких видов. Если, виды «Находящиеся в критическом состоянии» в 2007 г. составляли 6,21% от всей охраняемой флоры сосудистых растений, то в 2017 г. - 18%, виды, риск исчезновения которых на территории региона очень высок (Endangered) уменьшились с 39,63% до 28% за счет того, что за 10 лет численность и региональный ареал их достигли критического уровня. При ухудшении состояния популяций они перешли в категорию Critically Endangered. Произошло резкое уменьшение видов, относящихся к категории 3 УВ «Уязвимые» (Vulnerable). Если в 2007 г. их насчитывалось 134 вида, что составляло 34,71% от охраняемой флоре, то в 2017 г. их количество увеличилось до 218, 54%.
К видам, угроза исчезновения региональных популяций которых на территории Краснодарского края осталась чрезвычайно высокой, сохранившим категорию CR относятся 2 литоральных вида Crithmum maritimum L., Pancratium maritimum L., один степной - Calophaca wolgarica (L. fil.) DC., реликты Osmunda regalis L. и Thelypteris palustris Schott, Cladium martii (Roem. et Schult.) K. Richt.., имеющий в регионе одну из самых известных популяций в оз. Романтики, 2 средиземноморских вида (Sorbus taurica Zinserl., Crocus tauricus (Trautv.) Puring,), локальный эндемик верховий р. Мзымта Allium circassicum Kolak., два вида Туапсе-Адлерского флористического округа: Euphorbia myrsinites L. и Punica granatum L.
Прежний статус EN сохранили виды, места произрастания которых связаны с Черноморским побережьем Кавказа. В субсредиземноморских экосистемах
произрастают Pinus pallasiana, Pinus pityusa, Hedysarum candidum Bieb., Pistacia mutка Fisch. et Меу, в литоральной зоне Cakile euxina, Calystegia soldanella (L.) R. Br., Euphorbia peplis L., в колхидских экосистемах Ostrya carpinifolia Scop., Pterocarya fraxinifolia (Lam.) Spach, Fritillaria lagodechiana Charkev., Paeonia wittmanniana Hartwiss ex Lindl., два вида гипсовой флоры хр. Герпегем (Thymus pulchellus C.A. Mey., Asphodeline tenuior), степные и степно-луговые Stemmacantha serratuloides (Georgi) Dittrich, Elytrigia stipifolia (Czern. ex Nevski) Nevski, 6 видов сем. Orchidaceae.
За прошедшие 10 лет состояние популяций нескольких видов ухудшилось. Из категории EN в категорию CR перешли Botrychium matricariifolium A. Braun ex W.D.J.Koch, альпийский вид Tulipa lipskyi Grossh. (CR B2a; D), 3 вида субсредиземноморских экосистем (Paronychia cephalotes (Bieb.) Bess. (CR A4c; B1a(iii); C1), Cephalanthera cucullata Boiss. et Heldr. (CR B1ab(ii,iii,iv), Stipa syreischikowii P.A. Smirn. (CR A2c;B1ab(i,ii,iii,iv);Ca(ii), один степной вид Sternbergia colchiciflora Waldst. et Kit. (CR A4(c); B1a) и 4 вида, распространение которых связано с Туапсе-Адлерским флористическим округом (Corylus colurna L., Cistus tauricus C. Presl (CR C2b), Daphne albowiana Woronow ex Pobed. (CR B2ab(i,ii,iii,iv), Teline monspessulana (L.) Koch). Состояние популяций некоторых редких видов настолько ухудшилось, что они перешли из категории 3 УВ «Уязвимые» (VU) в категорию Endangered. К ним относятся Pteris cretica L., Delphinium fissum Waldst. (EN A3cd;B2ab(i,ii,iii,iv), Glaucium flavum (EN A3cde;B2ab (ii,iii), Euphorbia paralias (EN Mc^aKiUiO^a©, Euphorbia rigida Bieb. (EN A2c;B2b(ii);C2a(i), Eryngium maritimum (EN A3c;B2b(ii,iii,v), Trachomitum sarmatiense Woodson (EN Aac;B2ab(ii,iii,iv), Vitex agnus-castus L. (EN A3c;B1b(ii,iii,iv)+2b(iii), Tulipa gesneriana L. (EN A2acd;B2ab(i, ii,iii,iv), Galanthusplicatus Bieb. (EN A2acd; B2ab(ii,iii), Iris notha Bieb. (EN A2ac; B2ab(ii,iii); C2a(i) и др. Особенно трагична ситуация с Buxus colchica Pojark. (CR A1abce; E), который за короткий промежуток времени из категории 3 УВ «Уязвимые» (Vulnerable) перешел в категорию Critically Endangered.
В новом издании установлены категории редкости видов, которые были отнесены к Near Threatened (NT): Aristolochia iberica Fisch. & C.A.Mey. ex Boiss. (EN A2c;B2ab(iii); C2a(i), Aristolochia steupii Woronow (EN A3ac; B1bc(i,iii), Quercus macranthera Fisch et C. F. Mey. ex Hohen. (EN C2a(i), Potentilla divina Albov (EN A3cd; B2ab(ii)(iv), Festuca sommieri Litard. (CR B2ab(iii), Traunsteinera globosa (L.) Reichenb. (EN D), Sredinskya grandis (Trautv.) Fed. (CR C2b) и др.
За 10 лет после второго издания Красной книги в регионе произошли значительные изменения, связанные с интенсивной хозяйственной деятельностью человека. Красная книга пополнилась видами, произрастающими в трех территориальных комплексах: литоральными видами и видами нижнего горного пояса Причерноморья в связи с усиливающейся рекреационной нагрузкой на прибрежные Азово-Черноморские территории, степными видами, т.к. практически степного биома в регионе не осталось, видами бассейна р. Мзымта, что связано с развитием горнолыжного курорта. Из литорального флорокомплекса Красную книгу пополнили Tamarix gracilis Willd., Astrodaucus littoralis (Bieb.) Drude, Argusia sibirica (L.) Dandy, Verbascum pinnatifidum Vahl, Centaurea arenaria Bieb. ex Willd. subsp. odessana (Prodan) Dostál, Leymus sabulosus (Bieb.) Tzvel., Taeniatherum asperum (Simonk.) Nevski. Из нижнего горного пояса Черноморского побережья, находящегося под рекреационным прессингом, в Красную книгу включены: Silene cserei Baumg., Gypsophila perfoliata L., Sorbus domestica L., Pisum elatius Bieb., Vitis
sylvestris C. C. Gmel., Cephalaria coriacea (Willd.) Steud., Stachys cretica L., Lamyra echinocephala (Willd.) Tamamsch., Serratula radiata (Waldst. et Kit.) M. Bieb., Taraxacum pseudomurbeckianum Tzvelev, Deschampsia media (Gouan) Roem. et Schult., Koeleria timuchinii Tzvel,, Plantago lagopus L. Из галофильного флороценотического комплекса включены Frankenia hirsuta L., отмеченная в Восточном Приазовье, и Puccinellia poecilantha (C. Koch) Grossh. Rast. Kavk., из лиманно-плавневого комплекса Althenia orientalis (Tzvelev) G. Murillo et Talavera, Hippurus vulgaris L.
В связи с трансформацией растительного покрова бассейна рек. Мзымта-Псоу в Красную книгу внесены: Ranunculus suukensis N. Busch, Rhododendron x sochadze Charadze et Davlianidze, Rosa iberica Stev. еx Bieb., Rosapubicaulis Galuschko, Asperula abchasica V. Krecz., Saturea spicigera (C. Koch) Boiss, Stachys iberica M. Bieb., Campanula dzaaku Albov, Campanula dzyschrica Kolak., Jurinella moschus (Hablitz) Bobr., Psephellus abchasicus Albov, Senecio pandurifolius C. Koch,, Tanacetum macrophyllum (Wadst. et Kit.) Schultz Bip., Allium candolleanum Albov. Из видов, которые связаны с колхидскими экосистемами в Красную книгу включены Paeonia x litvinskjae Mordak, Punina et Timukhin, Comperia comperiana (Stev.) Asch. et Graebn., Ophrys taurica (Agg.) Nevski, Orchis х colemanii Cortesi, Orchis wulffiana Soo.
За последнее десятилетие значительная рекреационная нагрузка (строительство дороги, горно-лыжного комплекса и др.) отмечена на Фишт-Оштенском массиве, что повлекло включение в Красную книгу ряда локальных стенотовных эндемиков: Dianthus oschtenicus Galushko, Alyssum oschtenicum (N. Busch) Kharkev, Euphorbia erythrodon Boiss. et Heldr., Chaerophyllum borodinii Albov, Galium oschtenicum (Ehrend et Schanzer) Mikheev, на памятник природы «Гуамское ущелье» - рефугиум колхидской флоры на северном макросклоне, где произрастают такие редкие эндемики, как Silene pygmaea Adams и Scrophularia lateriflora Trautv. В связи с прогрессирующей открытой добычей гипса на хр. Герпегем, где сосредоточена уникальная гипсовая флора, в Красную книгу включены Campanula litvinskajae Ogan. и Jurinea sosnovskyi Grossh.
Особенно сложная ситуация сложилась в Западном Предкавказье со степным флороценотическим комплексом. Он отличается самобытностью и оригинальностью на видовом и фитоценотическом уровнях. Современное флористическое разнообразие степей Западного Предкавказья отражает неполную картину. Оно антропогенно обеднено и дефектно в связи с уничтожением практического всего биома и беспрецедентной распаханностью. Равнинные степи остались вне системы охраняемых территорий и степные виды не заняли должного положения в Красных книгах. Благодаря выполнению проекта «Фитоценотическая структура и флористическое разнообразие исчезающего степного биома Западного Предкавказья и Северо-Западного Закавказья», были выявлены виды, которые требуют введения специальных мер по их сохранению. Установленные антропогенные и естественные лимитирующие факторы привели многие степные виды на грань исчезновения. Из степного флоценотического комплекса в новое издание Красной книги региона включены: Adonis wolgensis Steven ex DC., Ranunculus illyricus L., Viola accrescens Klokov, Sperihedium triste (L.) V.I. Dorof., Euphorbia subtilis (Prokh.) Prokh., Astragalus austriacus Jacquin, Astragalus dolichophyllus Pallas, Astragalus lasioglottis Steven ex Bieb., Astragalus varius S. G. Gmel., Caragana frutex (L.) С. Koch, Caragana mollis (DC.) Bess., Onobrychis vassilczekoi Grossh., Bupleurum tenuissimum L., Ferula euxina Pimenov, Palimbia rediviva (Pall.) Thell., Echium russicum J.F. Gmelin, Onosma tinctorium Bieb., Orobanche gamosépala Reut., Ajuga laxmannii (L.) Benth., Nepeta
parvifiora Bieb., Phlomis pungens Willd., Salvia aethiopis L., Salvia nutans L., Ziziphora capitata L., Centaurea trinervia Steph. ex Willd., Phalacrachena inuloides (Fisch. ex Schmalh.) Iljin, Podospermum lachnostegium Woronow, Podospermum schischkinii (Lipsch. et Vass.) Kuth., Tanacetum millefolium (L.) Tzvelev., Fritillaria meleagroides Patrin ex Schult. et Schult. F, Allium albidum Fisch. ex Bieb., Allium pervestitum Klokov, Allium podolicum (Asch. et Graebn.) Blocki ex Racib., Muscari comosum (L.) Mill., Triticum boeoticum Boiss., Eryngium planum L. Охрана степного элемента позволит разработать меры по восстановлению их популяций и степной экосистемы в целом.
Резюмируя изложенное, следует отметить, что созологический статус Западного Кавказа и Западного Предкавказья чрезвычайно высок на уровне Российской Федерации и мира. Сохранение редкого генофонда - это важная проблема и новые издания Красных книг ставят перед учеными более сложные задачи. Необходимо объединить все силы ученых разных специальностей (географов, флористов, биогеографов, аут- и синэкологов, популяционистов, биоморфологов, генетиков), краеведов и подойти к новым изданиям с более глубокими знаниями о редких видах.
Указанные в статье видовые категории установлены Литвинской С.А., Туниевым Б.С., Поповичем А.В., Тимухиным И.Н., Акатовой Т.В.
Материалы по степному генофонду выполнены при поддержке гранта РФФИ № 16-45-230298 р_а.
Литература
Красная книга Российской Федерации (растения и грибы) / Гл. ред. колл.:
Ю.П. Трутнев и др. - М.: Товарищество научных изданий КМК, 2008. - 855 с. Красная книга Краснодарского края. Растения и грибы / Адм. Краснодар. края, отв.
ред. С.А. Литвинская [и др.]. - 3-е изд. - Краснодар, 2017. - 850 с.