Научная статья на тему 'Краски советских художников 1950 – начала 1980-х годов. Архивные данные и технологическое исследование'

Краски советских художников 1950 – начала 1980-х годов. Архивные данные и технологическое исследование Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
13
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
советская живопись 1950–1980-х гг. / грунт / пигменты / связующее вещество красочного слоя / микрошлиф / физико-химические методы анализа. / Soviet art of the 1950–1980s / priming / pigments / binding medium of the paint layer / cross-section / physicochemical methods of analysis.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кадикова Ирина Фанисовна

До недавнего времени советская реалистическая живопись второй половины ХХ в. была интересна только узкому кругу специалистов. Однако ситуация меняется, и эти картины становятся полноправными музейными экспонатами, требующими тщательного изучения, описания и реставрации. В данной статье представлены результаты технологического исследования картин советских художников 1950 – начала 1980-х гг. Целью работы является выявление закономерностей использования новых для советской промышленности художественных материалов и их технологических особенностей. Сравнение экспериментальных результатов с архивными данными о начале производства этих красок позволит понять реальное положение с красочными материалами в это время и даст возможность более объективно оценивать время создания неизвестных произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Soviet Artists’ Paints of the 1950 – Early1980s. Archival and Experimental Data

Until recently Soviet realistic art of the second half of the 20th century has been interesting only for some specialists. But the situation has changed: now all these paintings are the significant museum pieces, which need careful examination, detailed description and conservation. The article presents the results of technological examination of the 55 Soviet artists’ works of 1950 – early 1980s. The aim of the research is to discover the regularity of using new for Soviet industry paint materials and their technological characteristics. Comparison of the results obtained with archival data on the beginning of paints manufacture allows us to understand the real situation with paint materials in this period and gives an opportunity to estimate the time creation of unknown works of pictorial art.

Текст научной работы на тему «Краски советских художников 1950 – начала 1980-х годов. Архивные данные и технологическое исследование»

УДК 75.02

И. Ф. Кадикова

Краски советских художников 1950 - начала 1980-х годов. Архивные данные и технологическое исследование

До недавнего времени советская реалистическая живопись второй по ловины ХХ в. была интересна только узкому кругу специалистов. Однако ситуация меняется, и эти картины становятся полноправными музейными экспонатами, требующими тщательного изучения, описания и реставрации. В данной статье представлены результаты технологического исследования картин советских художников 1950 - начала 1980-х гг. Целью работы является выявление закономерностей использования новых для советской промышленности художественных материалов и их технологических особенностей. Сравнение экспериментальных результатов с архивными данными о начале производства этих красок позволит понять реальное положение с красочными материалами в это время и даст возможность более объективно оценивать время создания неизвестных произведений. Ключевые слова: советская живопись 1950-1980-х гг.; грунт; пигменты; связующее вещество красочного слоя; микрошлиф; физико-химические методы анализа.

Irina Kadikova Soviet Artists' Paints of the 1950 - Early1980s. Archival and Experimental Data

Until recently Soviet realistic art of the second half of the 20th century has been interesting only for some specialists. But the situation has changed: now

all these paintings are the significant museum pieces, which need careful examination, detailed description and conservation.

The article presents the results of technological examination of the 55 Soviet artists' works of 1950 - early 1980s. The aim of the research is to discover the regularity of using new for Soviet industry paint materials and their technological characteristics. Comparison of the results obtained with archival data on the beginning of paints manufacture allows us to understand the real situation with paint materials in this period and gives an opportunity to estimate the time creation of unknown works of pictorial art. Keywords: Soviet art of the 1950-1980s; priming; pigments; binding medium of the paint layer; cross-section; physicochemical methods of analysis.

Введение

Широкий круг советских мастеров второй половины ХХ в., не входящих в художественную элиту, отмеченную правительственными наградами, государственными премиями и пр., до недавнего времени оставался совершенно не известным как любителям искусства, так и специалистам. Однако этот значительный пласт культурной жизни советского общества становится все более интересным современному человеку. Эту тенденцию можно проследить на примере многочисленных выставок, проходивших раньше только в провинциальных музеях и частных галереях, а с недавнего времени - и в крупнейших художественных музеях. Таким образом, возросший интерес специалистов и любителей живописи к советскому искусству этого периода вызвал изменение в практике музейной выставочной деятельности: проходит все больше выставок не только работ крупнейших советских художников, но и тех мастеров, чье творчество мало знакомо широкой аудитории; открываются новые музеи, например, частный музейно-выставочный центр «Институт русского реалистического искусства», в собрании которого представлена живопись национальной реалистической школы ХХ в. Картины становятся полноправными музейными экспонатами, требующими тщательного изучения, описания и реставрации.

В данной статье представлены результаты технологического исследования работ советских художников 1950 - начала 1980-х гг.,

а особое внимание уделяется выявлению закономерностей использования новых художественных материалов и их особенностей. Интерес к данному периоду обусловлен несколькими причинами. Во-первых, полным отсутствием публикаций, посвященных исследованию красочной палитры этого времени, а во-вторых, связан с тем, что именно в этот период советская лакокрасочная промышленность начинает разработку и внедрение новых художественных материалов.

исследование во многом опирается на масштабную работу, в которой представлены результаты изучения и систематизации официальных документов, архивных и литературных источников по производству красок на советских лакокрасочных заводах и комбинатах (например, Ленинградский завод художественных красок (ЛЗХК), Московский завод «Красный художник») [2]. Таким образом, появилась возможность сравнить экспериментальные результаты с архивными и литературными данными [2; 7-11; 15; 17], что позволит правильнее судить о времени появления пигментов в палитре художников, динамике их использования во времени и, в конечном счете, более точно определять время создания картин.

Объекты исследования

В ходе работы было исследовано 55 картин советской реалистической живописи из различных музейных и частных коллекций, проходивших реставрацию, исследование или экспертизу в Государственном научно-исследовательском институте реставрации. Для работы отбирались датированные картины художников 1950 - начала 1980-х гг. Поскольку, в силу обстоятельств, они могли быть написаны только красками, произведенными в СССР, такое исследование позволило выявить реальное положение с красочными материалами для огромного числа мастеров того времени. В ходе работы также были исследованы несколько произведений известных художников, таких, как С. В. Герасимов, А. М. Герасимов, Л. В. Гудиашвили, Ю. И. Пименов, П. Н. Крылов, А. А. Мыльников.

Методы исследования

Лабораторное исследование картин включало комплекс современных аналитических методов, дополняющих друг друга и помогающих правильно интерпретировать полученные результаты1.

Отобранные под микроскопом пробы исследовали в проходящем поляризованном свете (микроскоп ПОЛАМ Л-213М) [5; 12].

Для определения элементного состава использовали метод микрорентгеноспектрального анализа (сканирующий электронный микроскоп LEO 1420 VP (Carl Zeiss) с системой микроанализа INCA-350 (Oxford Instruments)).

Идентификацию фазового состава образцов проводили методом рентгенофазового анализа (D8 ADVANCE, Bruker) и методом электронной дифракции (MIRA 3 LMU (TESCAN) с системой анализа картин дифракции обратно отраженных электронов AZtecHKL Advanced (Oxford Instruments)).

Анализ связующего вещества грунта и красочного слоя, а также ряда пигментов и наполнителей проводили методом ИК-микроспектроскопии (ИК-микроскоп LUMOS, Bruker) [3; 13; 14; 16].

Стратиграфию красочного слоя исследовали на микрошлифах в отраженном поляризованном свете (методика изготовления описана в публикации [4]).

Результаты исследования и обсуждение 1. Пигменты красочного слоя

Особый интерес для исследователей технологии советской живописи представляют пигменты, производство которых в СССР началось уже после 1950-х гг., когда лакокрасочная промышленность начала активную работу [2]. Часть из этих пигментов, например, титановые белила, синий и зеленый фталоцианиновые пигменты, виридоновая зеленая (пигмент Зеленый Б), марганцовая голубая, уже давно начали производить в Европе и Америке, однако, в силу исторических обстоятельств, они были недоступны для

большинства советских художников. Поэтому очень важно определить, в какое время и насколько часто эти пигменты появляются в палитре художников. Другую группу составляют пигменты, технология изготовления которых претерпела изменения, в результате чего изменился и химический состав (например, пигменты шпи-нельного типа, такие, как зеленый кобальт, синий кобальт, хром-кобальт голубой и зеленый и др.).

1.1. Белые краски

1.1.1. Свинцовые белила - один из самых используемых пигментов в истории живописи вплоть до конца XIX в. Однако появление в середине XIX в. более безопасных при производстве цинковых белил, а также улучшение их качества привело к неуклонному сокращению производства свинцовых белил как в СССР, так и во всем мире. Так, например, известно, что планируемый выпуск краски на 1977 г. составлял лишь 5% от общего объема масляных красок, выпускаемых на Ленинградском заводе -единственном в стране производителе художественных свинцовых красок. Связующим веществом служили различные композиции обработанного льняного или орехового масла (рафинированного, отбеленного и прошедшего термообработку), а с 1977 г. ЛЗХК также начинает выпускать краску на основе пентаэритритового эфира жирных кислот [2, с. 31-38].

В ходе работы свинцовые белила были идентифицированы только в 10 картинах, причем в 7 из них - в чистом виде, а в остальных - с добавками других белил. в качестве связующего вещества во всех образцах было идентифицировано масло.

Исследование морфологии свинцовых белил показало, что помимо дисперсных частиц встречаются очень крупные кристаллы церуссита, достигающие 8 мкм в длину (ил. 1). Такие кристаллы обнаружены в 5 из 10 случаев использования свинцовых белил.

1.1.2. Титановые белила. В Европе художественная краска на основе титановых белил впервые была произведена в 1925 г. фирмой «Sosiete Bourgeois» (Франция). В это время в Европе пигмент

производили в форме анатаза, однако из-за невысокого качества масляной краски он не пользовался популярностью у художников. Краски более высокого качества на основе титановых белил в форме рутила начинают производить в 1938 г., и к концу 1940-х гг. они практически полностью вытесняют производство композитов на основе анатаза [9, с. 295-356].

Первые сведения о титановых белилах советского производства относятся к 1972 г., когда на них были утверждены технические условия. Эти белила были композитом, состоящим, согласно нормативам Ленинградского завода 1974 г. и последующих лет, из диоксида титана в форме анатаза и 25% цинковых белил. Таким образом, в СССР производился диоксид титана в форме анатаза, а не рутила, как в европейских белилах второй половины ХХ в., что может служить важным отличительным признаком при атрибуции и экспертизе. В качестве связующего вещества использовали пен-таэритритовый эфир жирных кислот растительного масла. Наряду с титановыми белилами, в 1977 г. были разработаны титаново-цинковые белила на алкидном связующем [2, с. 49-60].

Среди 55 исследованных картин титановые белила идентифицированы в красочном слое и/или грунте шести картин. Связующее вещество во всех образцах - масло.

Для исследованной группы картин наиболее раннее появление титановых белил в палитре - 1964 г. В данной работе титановые белила присутствуют как небольшая добавка к свинцовым. Вероятно, эта краска была зарубежного происхождения, что подтверждается тем, что диоксид титана присутствует в форме рутила. До 1972 г. - официальной даты выпуска масляных красок на основе титановых белил в СССр - они встречаются в одной картине 1970 г. В ней П. н. крылов в качестве перегрунтовки по нижележащей живописи использовал титановые белила (в форме анатаза) с баритом, а в красочном слое - титаново-цинковые белила с баритом (ил. 2). В это время в Европе белила в форме анатаза уже почти не выпускали, поэтому наличие пигмента в картине 1970 г. можно объяснить тем, что в СССР были пробные выпуски небольших партий титановых белил или дата на картине более

ранняя. В следующий раз титановые белила появляются в картине 1976 г. (рутил), двух картинах 1979 г. (в форме анатаза и рутила) и 1980 г. (рутил).

1.2. Синие краски

Основными синими пигментами советских художников являются искусственный ультрамарин и синий кобальт - их можно встретить практически в каждой картине. Гораздо реже использовались церулеум (6 картин), хром-кобальт голубой (7 картин) и берлинская лазурь (4 картины).

Впервые краски на основе церулеума и хром-кобальта голубого фигурируют в технических условиях и нормативных документах московского завода «Красный художник» 1963 г. [2, с. 92-93, с. 96-98]. Эти данные хорошо согласуются с полученными результатами: указанные пигменты начинают использоваться художниками с 1963 г.

1.2.1. Марганцовая голубая. Впервые патент на производство марганцовой голубой был получен в Европе в 1935 г., однако большинство авторов считает, что как художественная краска он получил широкое распространения ближе к середине ХХ в. В СССр краска присутствует в технических условиях 1948-1950 гг. [2, с. 90-92].

Марганцовая голубая идентифицирована в 5 картинах (ил. 3). Самые ранние даты обнаружения пигмента - 1950 г. и 1952 г., таким образом, новая краска достаточно быстро попала в поле зрения художников, но, тем не менее, использовалась достаточно редко.

1.2.2. Кобальт синий спектральный. Пигмент впервые был разработан для керамической промышленности на Дулевском красочном заводе [17]. Хотя первое упоминание о получении синего пигмента для росписи по фарфору из оксидов кобальта, цинка и кремния было сделано в 1956 г., до начала 1960-х гг. о нем как о художественной масляной краске не упоминалось. Впервые пигмент вошел в технические условия на масляные краски в 1961 г. под названием «Кобальт синий спектральный» [2, с. 93-96].

Кобальт синий спектральный обнаружен в 7 картинах, начиная с 1964 г., что полностью согласуется с литературными данными.

1.2.3. Синий и зеленый фталоцианиновые пигменты.

Художественную масляную краску на основе синего и зеленого фталоцианиновых пигментов в Европе начали выпускать в 1937 г. и 1939 г., соответственно, однако распространение эти краски получили только после Второй мировой войны [15]. В СССР для художественных целей фталоцианиновые пигменты впервые стали использовать в производстве акварельных красок. В 1955 г. были введены технические условия на акварельные краски марки «Ленинград». С 1961 г. «Изумрудную зеленую» из зеленого фталоцианинового пигмента Ленинградский завод выпускал и как поливинилацетатную темперу. В 1966 г. ЛЗХК расширил ассортимент масляных красок на основе светопрочных зеленого и синего фталоцианиновых пигментов. Образцы этих красок были даны на отзыв ленинградским художникам, а план завода 1967 г. предусматривал их промышленный выпуск [2, с. 85-89].

Синий фталоцианиновый пигмент был идентифицирован в 7, а зеленый - в 8 работах, причем в картине 1962 г. и в плакате к кинофильму 1963 г. синий и зеленый пигменты использовались в водорастворимых техниках - темпере и гуаши. В составе масляных красок зеленый фталоцианиновый пигмент обнаружен в картине 1958 г., когда советская лакокрасочная промышленность еще не производила данный пигмент, поэтому можно предположить, что Б. И. Урманче в картине «Сбор винограда» использовал краски зарубежного производства. Помимо этого единичного исключения, остальные случаи использования синего и зеленого фталоцианиновых пигментов зафиксированы уже после начала производства этих красок в СССР (1967, 1971, 1976, 1979 и двух картинах 1980 г.).

1.3. Зеленые пигменты

наиболее часто в исследованных картинах были идентифицированы изумрудная зеленая, волконскоит и зеленый кобальт, немного реже встречается зеленый хром (10 картин), также установлены единичные случаи использования редких в это время пигментов швейнфуртской зеленой (3 картины) (ил. 4) и глауконита (1 картина), которые более характерны для первой

трети ХХ в. Швейнфуртскую зеленую в 1920 г. запретили производить из-за ее ядовитости [18], однако, по другим данным [9], пигмент использовали в живописи до 1960-х гг., что согласуется с полученными нами результатами.

1.3.1. Кобальт зеленый - один из самых распространенных зеленых пигментов второй половины XIX и ХХ в. Ленинградский завод с 50-х гг. ХХ в. выпускал несколько модификаций зеленых кобальтовых пигментов, которые по своему химическому составу представляют твердый раствор оксида кобальта, оксида цинка и оксида алюминия, от соотношения которых зависит цвет пигмента (общая формула Со0.х2п0.уА1203). Так, бледно-зеленый (ил. 5а, б) отличается от темно-зеленого кобальта (ил. 5 в, г) большим количеством оксида цинка [2, с. 78-80]. Установление точного химического состава разнообразных модификаций зеленого кобальта, по нашему мнению, является перспективным направлением исследований в целях датирования произведений второй половины ХХ в.

1.3.2. Виридоновая зеленая (пигмент «Зеленый Б»). Патент на производство пигмента впервые получен в 1921 г. В 1930-е гг. пигмент широко использовали в производстве растворимых красок, а в начале 1950-х гг. он был вытеснен фталоцианиновым пигментом. Сведений о масляной краске зарубежного производства на основе пигмента «Зеленый Б» на сегодняшний день нет. В СССр в 1955 г. были введены технические условия на акварельные краски «Ленинград», среди которых названа краска «Травяная зеленая», в состав которой входили пигмент «Зеленый Б» и бланфикс в соотношении 1:1. В 1971 г. Ленинградский завод представил в Экспертный совет технические условия на производство масляной краски «Виридоновая зеленая» [2, с. 83-85].

Пигмент «Зеленый Б» встречается крайне редко: в красочном слое группы исследованных работ пигмент был обнаружен только в 2 работах А. М. Ратникова 1975 г.

1.4. Фиолетовые пигменты

Фиолетовые пигменты в исследованных работах представлены кобальтом фиолетовым темным, кобальтом фиолетовым светлым

и лиловым органическим пигментом (обнаружен в одной картине 1958 г.). Кобальт фиолетовый темный - пигмент, применявшийся с XIX в., во второй половине ХХ в. используется гораздо реже: из всех исследованных картин он встретился только в четырех.

1.4.1. Кобальт фиолетовый светлый. Впервые описан в качестве пигмента в статье, опубликованной в 1943 г. В СССР краска «Кобальт фиолетовый светлый» присутствует в списке эталонных образцов красок, представленных Ленинградским заводом в 1958 г. в Экспертный совет. В 1966 г. краска «Кобальт фиолетовый светлый» вошла в государственный стандарт выпускаемых масляных красок [2, с. 99-101].

Среди исследованных картин кобальт фиолетовый светлый идентифицирован в 10 произведениях, а самый ранний случай обнаружения - 1955 г. Художники не часто использовали в своих работах фиолетовые пигменты, зачастую смешивали красные и синие краски для получения необходимого оттенка фиолетового цвета.

1.5. Красные пигменты

Основными красными пигментами советских художников являются красный органический пигмент и красный сульфид-селенид кадмия - их можно встретить практически в каждой исследованной картине. Анализ сульфида-селенида кадмия показал, что практически всегда в смеси с ним присутствует барит, который, согласно технологии производства ЛЗХК, был одним из компонентов краски [2, с. 63-68]. Исключением служат 3 картины: 1952, 1956 и 1970 г., в состав красной краски которых сульфат бария не входит.

Помимо указанных пигментов, в картинах были идентифицированы красный марс и красная охра, а также в 3 работах (1954, 1961 и 1980 г.) - киноварь - пигмент, более характерный для первой половины ХХ в.

1.6. Желтые пигменты и оранжевые пигменты

Художники второй половины ХХ в. активно использовали разнообразные желтые пигменты - желтые и оранжевые охры и марсы, стронциановую желтую и желтый кадмий; реже - желтый

органический пигмент (10 картин). Желтый хром, который в первой половине ХХ в. был очень популярным, во второй половине ХХ в. встречается не часто - 4 случая обнаружения: в 1950, 1974 и 1975 г. (в двух работах). Цинковая желтая была идентифицирована в 3 картинах: в 1950, 1953 и 1971 г. (в данной картине - цинковая желтая с калием).

Оранжевый кадмий обнаружен в 3 картинах: в двух (1961 и 1967 г.) - в форме CdS, в картине 1965 г. - в форме CdS.«CdSe. Это несколько расходится с архивными данными, т. к. известно, что в конце 1940-х гг. оранжевый кадмий в форме CdS, скорее всего, уже не производили, поскольку в технические условия 1948-1950 гг. оранжевый и красный кадмий уже вошли как суль-фид-селенид кадмия [2, с. 63-68]. Еще один пигмент, оранжевый хром, который более характерен для живописи первой половины ХХ в., встретился в 3 работах: 1952, 1956 и 1974 г.

2. Грунты

Проведенное исследование показало, что художники чаще всего использовали белый тонкий фабричный эмульсионный или масляный грунт, имеющий хорошую адгезию к основе. Это характерно как для работ на холсте, так и на картоне: на шлифах часто присутствуют волокна основы или слой проклейки, без которых невозможно отобрать пробу с грунтом (ил. 6). Адгезия же красочного слоя к грунту зачастую слабая, что может быть связано с нарушениями технологии как самими художниками, так и производителей красочных материалов и грунтованных холстов.

В качестве наполнителя грунта в большинстве работ были идентифицированы чистые цинковые белила или с различными добавками (барит, кальцит, мел, каолин и т. д.), гораздо реже встречаются свинцовые и свинцово-цинковые белила (2 картины), а также клеевые грунты на основе цинковых белил (4 картины) и мела (2 картины). В 1970-х гг. начинают использовать титановые или титаново-цинковые белила.

Авторские грунты встречаются гораздо реже, чем в первой половине ХХ в. Среди исследованных картин только в семи работах

был использован белый авторский грунт (ил. 7 а-в), а в одной -очень редкий для этого времени цветной грунт светло-коричневого цвета (ил. 8 а, б).

Выводы

Советские художники отдавали предпочтение хорошо себя зарекомендовавшим масляным краскам: цинковые белила, искусственный ультрамарин, синий кобальт, изумрудная зеленая, зеленый кобальт, волконскоит, зеленый хром, красный сульфид-селенид кадмия, строн-циановая желтая, желтый кадмий, различные охры и марсы. Также был обнаружен ряд пигментов, которые являются более характерными для первой половины ХХ в., например, швейнфуртская зеленая, оранжевый хром, киноварь, цинковая желтая (с калием), однако эти случаи можно рассматривать как исключения. В ходе работы выяснилось, что художники часто добивались необходимого цвета смешением большого количества красок (ил. 9) - иногда в одной пробе количество пигментов достигало 10 видов, т. е. чистому цвету, состоящему из одного или двух хроматических пигментов и белил, часто предпочитали сложные многокомпонентные смеси. во многих случаях в пробах с участков красочного слоя различного цвета присутствовали одни и те же пигменты в разных пропорциях.

В то же время, новые пигменты постепенно начинают использоваться в масляной живописи. титановые белила, например, художники применяли редко, предпочитая более привычные цинковые. Так, В. В. Тютюнник в 1962 г. писал, что в масляных красках эти белила желтеют, отрицательно влияют на прочность масляной пленки и не хороши в смесях с некоторыми красками [6]. Фтало-цианиновыми красками работали с осторожностью: в красочных смесях картин, написанных в масляной технике, эти пигменты идентифицированы в небольших количествах. Зеленый и синий фталоцианиновые пигменты являлись определяющим цвет компонентом только в водорастворимых техниках.

Полученные экспериментальные данные хорошо согласуются с техническими документами (ТУ и ГОСТы) о начале производства таких красок в СССР. Как показало исследование большой

группы картин, художники в основном работали красками советского производства. Более подробное исследование особенностей пигментов (состава и кристаллической структуры) и связующего позволит расширить представление о спектре производившихся и использовавшихся красок второй половины ХХ в.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Работа по исследованию художественных материалов включала в себя определение химического состава неорганических пигментов. Идентификация органических пигментов, а также ряда связующих веществ требует дополнительных исследований.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Беленький Е. Ф., Рискин И. В. Химия и технология пигментов. Л., Химия, 1974.

2. Гренберг Ю., Писарева С. Масляные краски XX века и экспертиза произведений живописи : Состав, открытие, коммерческое производство и исследование красок. М., 2010.

3. Григорьева И. А. Применение ИК-спектроскопии для анализа связующих красок в произведениях масляной живописи // Гренберг Ю., Писарева с. Масляные краски XX века и экспертиза произведений живописи : состав, открытие, коммерческое производство и исследование красок. М., 2010. С. 141-174.

4. Лугина Л. Н., Братушко Ю. Б. Роль исследования микрошлифов поперечных срезов для экспертизы живописи // Материалы V научной конференции «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства». Объединение Магнум Арс. М., 2001. С. 267-270.

5. Писарева С. А. Методика идентификации материалов грунта и пигментов произведений живописи. Ижевск, 2017.

6. Тютюнник В. В. Материалы и техника живописи. М., 1962.

7. Artists' Pigments. A Handbook of their History and Characteristics / Ed. R .L. Feller. Cambrige, 1986. Vol. 1.

8. Artists' Pigments. A Handbook of their History and Characteristics / Ed. A. Roy. N.Y. ; Oxford, 1993. Vol. 2.

9. Artists' Pigments. A Handbook of their History and Characteristics / Ed. E. W. FitzHugh. N.Y. ; Oxford, 1986. Vol. 3.

10. Artists' Pigments. A Handbook of their History and Characteristics / Ed. B. H. Berrie. N.Y. ; Washington, 1993.Vol. 4.

11. Eastaugh N., Walsh V., Chaplin T., SiddallR. Pigment Compendium : A Dictionary of Historical Pigments. Elsevier Butterworth-Heinemann, 2004.

12. Eastaugh N., Walsh V., Chaplin T., SiddallR. Pigment Compendium : Optical Microscopy of Historical Pigments. Elsevier Butterworth-Heinemann,

2004.

13. Derrick M. R., Stulik D., Landry J. M. Infrared Spectroscopy in Conservation Science : Scientific Tools. The Getty Conservation Institute, 1999.

14. Kadikova I. F., Grigorieva I.A. Investigation of multilayer painting by means of molecular spectroscopy // EPJ Web of Conferences. 2017. Vol. 132. Art. № 03015.

15. Keijezer M. De. History of modern synthetic inorganic and organic artists, pigments // Institut Collectie Nederland, ICN-Information. 2000. №. 1. P. 42-54.

16. Learner T. J. S. Analysis of Modern Paints. The Getty Conservation Institute, 2004.

17. Pisareva S. A. A note on cobalt spectral // Studies in conservation.

2005. Vol. 50. P. 190-192.

18. Schramm H. P., Herring P. Historische Malmaterialien und ihre Identifizierung. Berlin, 1989.

б

1. РЭМ-изображения крупных кристаллов свинцовых белил в форме церуссита с картин: а - Б. Э. Витолло. Гитаристка. 1965. Всероссийское музейное объединение культуры имени М. И. Глинки; б - А. А. Зайцев. Латинский собор XV века во Львове. 1961. Всероссийское музейное объединение культуры имени М. И. Глинки

2. П. Н. Крылов. Малаховка. 1970. Частное собрание: а - общий вид; б - микрофотография микрошлифа в отраженном поляризованном свете; грунтовочный слой белого цвета нанесен по нижележащему коричневому красочному слою

3. исследование образца краски голубого цвета с картины: Ю. и. дарий. олимпийский этюд. 1980. Частное собрание: а, б - рЭМ-изображение и элементный спектр: в пробе высокое содержание Ba (около 70%) и низкое Mn (около 1%); в, г - микрофотографии пигмента в проходящем поляризованном свете и режиме скрещенных николей: специфические кристаллооптические свойства марганцовой голубой помогают точно идентифицировать пигмент

■Нг * | 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

1Ь>Н1

б

4. исследование образца краски зеленого цвета с картины: к. М. Максимов. лотосы. 1956. Частное собрание: а - рЭМ-изображение крупной частицы швейнфуртской зеленой (Cu(CH3COO)2• 3Cu(AsO2)2); б - элементный спектр

в

г

5. исследование образцов краски зеленого цвета: микрофотографии зеленого кобальта бледного оттенка и зеленого насыщенного цвета: а, в - в проходящем поляризованном свете; б, г - в режиме скрещенных николей

6. А. П. Жибанов. Этюд к картине «Учительница». 1954 Иркутский областной художественный музей имени В. П. Сукачева: а - общий вид; б - на микрофотографии микрошлифа в отраженном поляризованном свете видны волокна картона (основа)

в

7. Авторский грунт:

Е. С. Цей. Дурные сновидения. 1979. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко: а - общий вид, б - оборот основы, в качестве основы использована матрацная ткань с желтыми и красными полосами; в - микрофотография микрошлифа в отраженном поляризованном свете: многочисленные слои нанесены по уже просохшему нижележащему слою

Щ |иИ;

/

1ЧИИЫ.1 ф4ш: йсрпи!Н-кря дрпурк сплицрннс белил

с ГрИМ<СЬН1 ПГШРЮПМХ II иникиниг Лс/мы нсишяи чарпшшдаой илпйоН. к.-кгиччи шй&ыг-тй л м ЛииЙ КЯСИОН

! 1|1>Ш : ЫС.Э, ГфиМЖПиН Ш|Н, кап. миг

8. Авторский грунт:

Л. В. Гудиашвили. Жених и невеста. 1964. Частное собрание: а - общий вид; б - микрофотография микрошлифа в отраженном поляризованном свете: цветной грунт желтоватого оттенка

а

""* ™ 1 К1Н'м.11>а

ГГр.Ч1ШМ1|1.1КЛ< ЖСНШ1

' ' -ч. .. ^ ИДфДИЦйШЯ ^пиршмрйи

, - г" НИК ' . \ц* ^ . -—_-—«I 4ТГиС1|1ЫЙ ЛШ-кХ1Ы11'1 11МГЧ1.МГГ

¡¡.'; -зДГ^Ид ".. и ■■ - р ылчы

■ ■ ■ в "щ л 'Л V ■ ЦНМ|Й|МД

б

9. Л. М. Вяткин. Осень. Пейзаж. 1961. Всероссийское музейное объединение культуры имени М. И. Глинки: а - общий вид; б - .микрофотография образца темно-красного цвета в проходящем поляризованном свете: пигменты красного, синего, желтого и зеленого цвета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.