Научная статья на тему 'КРАСИВЫЙ ВНЕШНИЙ ОБЛИК - ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ'

КРАСИВЫЙ ВНЕШНИЙ ОБЛИК - ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
261
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАСИВЫЙ ВНЕШНИЙ ОБЛИК / КРАСИВЫЙ МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК / НЕКРАСИВЫЙ МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК / КРАСИВАЯ ДЕВУШКА / НЕКРАСИВАЯ ДЕВУШКА / ЛУКИЗМ / ДИСКРИМИНАЦИЯ ПО ВНЕШНЕМУ ОБЛИКУ / ВНЕШНИЙ ОБЛИК / КАТЕГОРИЗАЦИЯ ПО ВНЕШНЕМУ ОБЛИКУ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ОТНОШЕНИЯ / BEAUTIFUL APPEARANCE / HANDSOME YOUNG MAN / UGLY YOUNG MAN / BEAUTIFUL GIRL / UGLY GIRL / LOOKISM / DISCRIMINATION IN APPEARANCE / APPEARANCE / CATEGORIZATION IN APPEARANCE / REPRESENTATION / RELATIONSHIP

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Погонцева Дарья Викторовна

В статье рассматривается проблема роли внешнего облика в формировании межличностных отношений и представления молодых людей о красивом и некрасивом внешнем облике мужчин и женщин. Приводится анализ содержаний представлений о красивых людях, делаются выводы о социально-психологических особенностях, которые респонденты связывают с красивым или некрасивым внешним обликом незнакомца. Так из описания молодых людей следует, что некрасивые люди обладают более низким уровнем интеллекта, не образованные, обладают неграмотной речью и, скорее всего, ведут нездоровый образ жизни. В свою очередь красивого человека наделяют такими характеристиками, как образованность, общительность, открытость. Также было выявлено, что наиболее негативная оценка отношения вызывает незнакомая некрасивая девушка, отношение к ней близко к неуважительному, чуть более позитивное отношение вызывает незнакомый некрасивый молодой человек. Наиболее позитивное (дружелюбное) отношение в глазах респондентов вызывает образ незнакомого красивого молодого человека. Полученные данные указывают на то, что молодые люди, участники исследования связывают отношение к Другому в зависимости от оценки его внешнего облика, как красивого или некрасивого, что может стать предиктором лукизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTRACTIVE APPEARANCE - YOUTH REPRESENTATIONS

The following article focuses on the interpersonal relationships problems and on the young people’s perception of beauty and appearance (male and female). Then we see a detailed analysis of the ideal of beauty among people, we summarize the conclusions about the socio-psychological characteristics that respondents associate with the beautiful or ugly appearance of the strangers. So young people tend to think that ugly people have a lower level of intelligence, aren’t educated, have illiterate speech and, most likely, lead an unhealthy lifestyle. On the other hand, a beautiful person is thought to have such characteristics as education, sociability and openness. It has also been found out that the ugly and unfamiliar girl provokes negativity and gets the lowest grade. Attitude towards her is close to disrespectful, a slightly more positive attitude is caused by an unfamiliar ugly young man. The most positive (friendly) attitude in the eyes of the respondents evokes the image of an unfamiliar handsome young man. Received evidence show that young people, the research participants associate with each other depending on the assessment of his or her appearance, as handsome or ugly, which can become a predictor of lookism.

Текст научной работы на тему «КРАСИВЫЙ ВНЕШНИЙ ОБЛИК - ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ»

Pogontseva Darya Viktorovna ATTRACTIVE APPEARANCE ..

psychological science

УДК 159.9

DOI: 10.26140/anip-2019-0804-0082

КРАСИВЫЙ ВНЕШНИЙ ОБЛИК - ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

© 2019

AuthorID: 513581 SPIN: 2739-5980 ResearcherID: R-1283-2016 ORCID: 0000-0002-3537-9845 ScopusID: 57195321518

Погонцева Дарья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, Академии психологии и педагогики, докторант Южный федеральный университет (344038, Россия, Ростов-на-Дону, Нагибина 13, e-mail: dpogontseva@gmail.com) Аннотация. В статье рассматривается проблема роли внешнего облика в формировании межличностных отношений и представления молодых людей о красивом и некрасивом внешнем облике мужчин и женщин. Приводится анализ содержаний представлений о красивых людях, делаются выводы о социально-психологических особенностях, которые респонденты связывают с красивым или некрасивым внешним обликом незнакомца. Так из описания молодых людей следует, что некрасивые люди обладают более низким уровнем интеллекта, не образованные, обладают неграмотной речью и, скорее всего, ведут нездоровый образ жизни. В свою очередь красивого человека наделяют такими характеристиками, как образованность, общительность, открытость. Также было выявлено, что наиболее негативная оценка отношения вызывает незнакомая некрасивая девушка, отношение к ней близко к неуважительному, чуть более позитивное отношение вызывает незнакомый некрасивый молодой человек. Наиболее позитивное (дружелюбное) отношение в глазах респондентов вызывает образ незнакомого красивого молодого человека. Полученные данные указывают на то, что молодые люди, участники исследования связывают отношение к Другому в зависимости от оценки его внешнего облика, как красивого или некрасивого, что может стать предиктором лукизма.

Ключевые слова: красивый внешний облик, красивый молодой человек, некрасивый молодой человек, красивая девушка, некрасивая девушка, лукизм, дискриминация по внешнему облику, внешний облик, категоризация по внешнему облику, представления, отношения

ATTRACTIVE APPEARANCE - YOUTH REPRESENTATIONS

© 2019

Pogontseva Darya Viktorovna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Social Psychology, Academy of Psychology and Pedagogy, doctoral student student

South Federal University (344038, Russia, Rostov-on-Don, Nagibina 13, e-mail: dpogontseva@gmail.com) Abstract. The following article focuses on the interpersonal relationships problems and on the young people's perception of beauty and appearance (male and female). Then we see a detailed analysis of the ideal of beauty among people, we summarize the conclusions about the socio-psychological characteristics that respondents associate with the beautiful or ugly appearance of the strangers. So young people tend to think that ugly people have a lower level of intelligence, aren't educated, have illiterate speech and, most likely, lead an unhealthy lifestyle. On the other hand, a beautiful person is thought to have such characteristics as education, sociability and openness. It has also been found out that the ugly and unfamiliar girl provokes negativity and gets the lowest grade. Attitude towards her is close to disrespectful, a slightly more positive attitude is caused by an unfamiliar ugly young man. The most positive (friendly) attitude in the eyes of the respondents evokes the image of an unfamiliar handsome young man. Received evidence show that young people, the research participants associate with each other depending on the assessment of his or her appearance, as handsome or ugly, which can become a predictor of lookism.

Keywords: beautiful appearance, handsome young man, ugly young man, beautiful girl, ugly girl, lookism, discrimination in appearance, appearance, categorization in appearance, representation, relationship

ВВЕДЕНИЕ.

В современном обществе категории «красота» и «привлекательный внешний облик» стали ценностно-значимыми, как для женщин, так и для мужчин. Данное утверждение подкрепляется активным развитием индустрии красоты и рекламных косметических средств, что косвенно свидетельствует о нарастании значимости привлекательного внешнего облика в повседневной жизни современного человека. В социально-психологических работах фиксируется «одержимость внешним видом», характерная для современного общества [1]. Можно отметить, что ряд авторов затрагивает данную тему. Так, В. Свами [2] указывает, что стереотипы, связанные с внешним обликом, обеспечивают определенное отношение к Другому. В своей работе Д. Хамермеш [3] рассматривает роль внешнего облика в различных сферах жизни (социальной, политической, экономической) и подчеркивает особую роль оценки внешнего облика молодыми людьми. Автор отмечает, что оценка внешнего облика как красивого обеспечивает человеку более качественное образование (преподаватели уделяют больше внимания усвоению материала среди «красивых» студентов); более развитые социальные контакты (у красивых людей больше друзей); семейное положе-

ние (у красивых людей чаще складываются успешные семейные отношения) и т. д. Однако Д. Хамермеш также отмечает, что эти выгоды условны и относятся скорее к области стереотипов, чем к реальной ситуации. К подобным выводам приходит и Г. Патцер [4], отмечая, что в современном мире принято судить о книге по обложке, несмотря на то, что народная мудрость советует обратное. Г. Патцер также рассматривает роль внешнего облика в современном мире и отмечает, что стереотипов о внешнем облике огромное количество и они формируют устойчивые установки, а также отношение и, как результат, поведение по отношению к человеку с красивым или некрасивым внешним обликом. Однако в большинстве этих работ рассматриваются общие стереотипы отношения к красивым и некрасивым людям, однако не делается акцент на том, по каким критериям оценивают человека как красивого или некрасивого и какие личностные характеристики приписывают человеку в зависимости от оценки его внешнего облика. В свою очередь, представления в работе Е.В. Павловой [5] представлены в виде многоуровневой модели исследования системы представлений человека: на уровне значений в представлениях отражен информационно-когнитивный компонент; на уровне личностных смыслов представлен

психологические науки

Погонцева Дарья Викторовна КРАСИВЫЙ ВНЕШНИЙ ОБЛИК ...

эмоционально-оценочныи компонент представлении, включающий не только знание как таковое, но и отношение к нему; чувственная ткань образа раскрывается через конкретные образы реальности, в которых репрезентирована невербальная составляющая представлении и «биодинамическая ткань действия» в структуре представлений.

МЕТОДОЛОГИЯ

Целью данного исследования являлось изучить представления молодых людей и красивом и некрасивом человеке, выявить ядро представлений о нем, а также отношение к нему. В исследовании приняли участие 100 молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет (50 мужчин и 50 женщин). На первом этапе респондентам было предложена ситуация, в которой им необходимо оценить, как бы они отнеслись к незнакомому человеку (девушке и юноше) по 9 бальной шкале, от враждебного, до дружелюбного) в зависимости от их субъективной оценки незнакомцев как красивых или не красивых. Далее респондентам было предложено описать (метод свободных описаний), как выглядит незнакомый человек, которого они скорее всего категоризировали как красивого или некрасивого.

РЕЗУЛЬТАТЫ

На первом этапе было выявлено отношение к красивому молодому человеку, некрасивому молодому человеку, красивой и некрасивой девушке (см. таблица 1), однако значимых различий между юношами и девушками не было получено.

Таблица 1 -Средние значения отношения к незнакомому человеку, в зависимости от внешнего облика

Пол Красивый красивая некрасивый молодой некрасивая

респондента молодой |П:у||И: > человек девушка

человек

М 8,1 7,9 4,7 4.43

Ж а 7,1 4 3.33

Всего 3 7,3 4,1 3,97

*составлена автором

Полученные нами данные говорят о том, что самая негативная оценка отношения вызвала незнакомая некрасивая девушка (М =3,97), отношение к ней близко к неуважительному, чуть более позитивное отношение вызывает незнакомый некрасивый молодой человек (М =4,1), однако значимых различий между отношением к некрасивой девушке и некрасивому юноше нами не было обнаружено. Дружелюбное отношение вызывает незнакомая красивая девушка (Мс =7,3) она располагает к себе, большая часть респондентов выбрали ответ «отнесусь с доверием». Наиболее позитивное (дружелюбное) отношение в глазах респондентов вызывает образ незнакомого красивого молодого человека (М =8). Надо отметить, что нами были обнаружены значимые различия по критерию Уилкоксона в оценке отношения к некрасивым и красивым юноше (2=2,134; р<0,05) и девушке (2=2,75; р<0,05) (в среднем по выборке).

Далее респондентам было предложено описать, как выглядит незнакомый человек что бы они категоризиро-вали его как красивого или некрасивого.

Так описание красивого молодого человека включали следующие категории: физическая привлекательность(красота)-42; ухоженный внешний вид-24; интеллектуальная развитость, образован-ность-21; манеры, соблюдение этических норм-18; харизматичность, обаяние, личностная притягатель-ность-15; уверенность в себе-12; взгляд(различные его формы: ясный, пронзительный и.т.д.)-12; грамотная речь, умение четко выражать свои мысли-9; хорошее чувство юмора-9; мужественность-6; целеустремлен-ность-6; занятия спортом, активный образ жизни-6; доброта, отзывчивость, бескорыстие-6; стиль в одежде-6; физическая сила-3; способность нести ответственность за себя и других-3; смелость, героизм-3; приятный за-пах-3; приятный голос-3; общительность, открытость-3;

состоятельность, экономическая независимость-3. Проведя анализ образа красивого молодого человека, можно сделать вывод о том, что основой привлекательности являются личностные качества в дополнении с хорошими внешними данными, а социальная сфера имеет небольшое значение. Большая часть респондентов выделила физическую привлекательность и ухоженность, должен быть умен и образован, должен обладать харизмой, уверенностью в себе и умением выражать свои мысли.

Некрасивый молодой человек в представлении респондентов обладает такими характеристиками, как: неопрятность-43; грубое поведение-29; физически непривлекателен (некрасив)-27; низкий уровень интеллекта, низкий уровень образованности-23; неприятный запах-22; высокомерие, надменность-21; брань-18; наглость, дерзость-16; чрезмерная общительность-11; взгляд (различные его формы: злой, волчий и.т.д.)-10; дурные манеры, несоблюдение этических норм-9; несостоятельность -9; неуверенность в себе-9; определенный стиль в одежде-7; неприятная манера речи, неграмотная, несвязная речь-7; недовольный, хмурый вид-6. Таким образом, в основе образа некрасивого молодого человека лежит неопрятность, неприятный запах (несоблюдение норм личной гигиены), использование бранной речи, наглость, дерзость и высокомерность.

Красивая девушка, в представлении респондентов обладает такими характеристиками, как: физическая привлекательность (красота)-42; ухоженный внешний вид-37; стиль в одежде-34; доброта, отзывчивость, бес-корыстие-29; высокий уровень интеллекта, высокий уровень образованности-25; забота о других-19; жен-ственность-19; хорошие манеры, соблюдение этических норм-19; взгляд (различные его формы: ясный, пронзительный и.т.д.)-11; высокие моральные принципы - 9; хорошее чувство юмора-9; грамотная речь, умение выражать свои мысли-8; скромность, сдержанность-6; приятная улыбка-6; харизматичность, обаяние, личностная притягательность-5; здоровый образ жизни-4. Проведя анализ образа привлекательной девушки, можно сделать вывод о том, что основой привлекательности девушки являются хорошие внешние данные, ухоженность, умение следить за собой и хорошо, стильно одеваться. Внешность должна быть дополнена определенным набором личностных качеств, в первую очередь, добротой и отзывчивостью, далее образованностью и интеллектом.

Описание некрасивой незнакомой девушки включали такие параметры как: неопрятность-39; физическая непривлекательность (некрасива)-34; низкий уровень интеллекта, низкий уровень образованности-29; дурные манеры, несоблюдение этических норм-27; грубое поведение-25; эмоциональная несдержанность и гипе-робщительность-52; определенный стиль в одежде-22; нездоровый образ жизни-19; озлобленность, резкость в общении-17; неприятная манера речи, неграмотная, несвязная речь-16; отсутствие жизненных целей-16; неприятный запах-11, зависимость от других-2. Проведя анализ образа непривлекательной девушки можно сделать вывод о том, что непривлекательность основывается в основном на внешности и личностных качествах, при чем основой плохой внешности является неухоженность, которая определяется личностными качествами, и неумением одеваться. Непривлекательная девушка так же, имеет низкий уровень образованности и интеллекта, груба, несдержанна, имеет дурные манеры, зависима от других и не ведет здоровый образ жизни.

ВЫВОДЫ

В целом, полученные нами данные соотносятся с другими исследованиями [6] посвященными отношению к красивым и некрасивым людям и формированию такого явления, как «лукизм». В данном случае мы видим, что оценка внешнего облика как непривлекательного связывается респондентами с различными

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 4(29)

349

Pogontseva Darya Viktorovna ATTRACTIVE APPEARANCE ..

psychological science

личностными качествами и особенностями социального взаимодействия. Так из описания молодых людей следует, что некрасивые люди обладают более низким уровнем интеллекта, не образованные, обладают неграмотной речью и, скорее всего, ведут нездоровый образ жизни. Данные стереотипы влияют и на поведенческий аспект, таким образом, появляются различные формы дискриминации, в частности буллинг основанный на внешнем облике. Мы также предполагаем, что данные стереотипы формируются прямо и косвенно различными средствами массовой коммуникации, рекламой, а также формируется популярными личностями из социальных сетей. В дальнейшем мы планируем рассмотреть наиболее частые стереотипы о роли внешнего облика в различных социальных сферах, которые транслируются популярными блогерами в социальных сетях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Рамси Н., Харкорт Д. Психология внешности. Изд-во: Питер, 2011, С. 20-37.

2. Swami V. Physical attractiveness and personality // Encyclopedia of Body Image and Human Appearance. 2012, Pages 622-628

3. Hamermesh D. Beauty pays. Why attractive people are more successful. Prinston University press. 2011. p.216.

4. Patzer G. Looks: why they matter more than you ever imagined // AMACOMDiv American Mgmt Assn. 2008. Р. 282.

5. Павлова Е.В. Социальные представления как содержание индивидуального сознания: обоснование методологии исследования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1(22) С. 294-296.

6. Лабунская В.А. «Ценность внешнего облика» в иерархии ценностных ориентаций современной студенческой молодежи //В сборнике «Психология человека как субъекта познания, общения, деятельности» Отв.ред. В.В. Знаков, А.Л. Журавлев. Москва, 2018. С.742-748.

Статья публикуется при поддержке гранта Российского научного фонда, проект № 171801260 «Социальная психология внешнего облика: функции, значимость, удовлетворенность, обеспокоенность, интерпретации в межличностном и внутригруппо-вом взаимодействии в молодежной среде»

Статья поступила в редакцию 29.08.2019

Статья принята к публикации 27.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.