Отношение к женщинам с различным этно-религиозным оформлением внешнего вида
Погонцева Дарья Викторовна
кандидат психологических наук доцент, Южный федеральный университет 344002, Россия, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Тургеневская, 40
Pogontseva Daria Viktorovna PhD in Psychology
associate professor of the Department of Social Psychology at Southern Federal University 344002, Russia, Rostovskaya oblast', g. Rostov-Na-Donu, ul. Turgenevskaya, 40, kv. 13
И dashapgn@rambler.ru
Статья из рубрики "Этнос и этничность"
Аннотация. В современном мире мы постоянно сталкиваемся с ситуациями в которых люди подвергаются дискриминации в связи с их внешним обликом. Одной из форм дискриминации является этнолукизм - оценка этнокультурной принадлежности основывается на оценке внешнего облика, а результатом данной оценки является определенное отношение - дискриминационное или толерантное. В этой статье изложена проблема отношения к женщинам в связи с этно-религиозными особенностями оформления их внешнего вида на примере хиджаба (исламский платок закрывающий волосы и шею). Объектом исследования выступило 807 человек 436 женщин и 371 мужчина, в возрасте от 18 до 55 лет, средний возраст 25 лет, жители Ростова-на-Дону, Россия. В исследовании использовалась авторская анкета, состоящая из стимульного материала (2 набора фотографий из 5 девушек, в одном случае это портрет, в анфас, снятый с естественным макияжем, второй набор - те же девушки, но в черном хиджабе) респондентам было предложено оценить свое отношение к представленным на фотографиях девушкам, по шкале от дружественного до враждебного, и оценить степень принятия дискриминационного поведения Другого на основе внешнего вида девушки на фотографии. Исходя из результатов, можно сказать, что враждебное отношение к девушке в хиджабе основано только на оформлении внешнего вида. Мы также можем отметить, что если дискриминационное поведение Другого направлено на девушку в хиджабе, респонденты склонны осуждать это поведение меньше, чем если дискриминационное отношение направлено на девушку без хиджаба. Таким образом, мы можем отметить, что механизмом запускающим этнолукизм может быть просто прикрытием головы или другими символами разных культур.
Ключевые слова: дискриминация, дискриминационное поведение, хиджаб, внешний облик, лукизм, этнолукизм, отношение, принятие дискриминационного поведения, расизм, ислам
DOI: 10.25136/2409-8701.2017.5.24060 Дата направления в редакцию: 03-09-2017 Дата рецензирования: 04-09-2017
Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), проект №16-36-00049.
Abstract. In the modern world, we are constantly confronted with situations in which people are discriminated because of their appearance. One of the forms of discrimination is ethnolookism when the evaluation of ethnocultural identity is based on an assessment of the external appearance, and this evaluation results in a certain attitude, discriminatory or tolerant. In her article Pogontseva outlines the problem of attitudes toward women in connection with ethno-religious characteristics of their appearance for example, hijab (an Islamic handkerchief covering hair and neck). The research involved 807 people (371 men and 436 women) aged 18-55 years old (the average age was 25 years) living in Rostov-on-Don, Russia. The author has used her own questionnaire consisting of an incentive material (2 sets of photographs of 5 girls, in one case it is a portrait, in full-face, taken with natural make-up, the second set - the same girls, but in black hijabs). Respondents were asked to evaluate their attitude to the girls on the photos, on a scale from friendly to hostile, and to assess the degree of acceptance of the discriminatory behavior of the Other on the basis of the girl's appearance in the photograph. Based on the results, it can be said that the hostility towards the girl in the hijab is based only on the design of their appearance. It can be also noted that while the discriminatory behavior of the Other is directed at the girl in the hijab, respondents tend to condemn this behavior less than when the discriminatory attitude is directed at the girl without the hijab. Thus, the author emphasizes that a trigger of ethnolookism can be just a cover for a head or other symbols of different cultures.
Keywords: adoption of discriminatory behavior, attitude, ethnolookism, lookism, appearance, hijab, discrinination behavior, discrimination, racism, islam
Это исследование посвящено проблеме отношения к женщинам в связи с этнорелигиозными особенностями оформления их внешнего вида (например, хиджаб -исламский головной убор, который закрывает волосы и шею). При этом феномен дискриминации получает все более широкое распространение, а также затрагивает различные сферы жизни, в которых проявляется дискриминация. Если одни из первых исследований дискриминации в психологии были посвящены расизму и гендерной дискриминации, то все чаще мы сталкиваемся с исследованиями, которые изучают дискриминацию лиц с нестандартной внешностью или ее оформлением (weightism -дискриминация по весу, highism- дискриминация по росту, sizeism- общее название для дискриминации людей с «нестандартной» фигурой; эйджизм - дискриминация по возрасту). На современном этапе мы можем наблюдать все большее число исследований о роли физической привлекательности и визуальной привлекательности или непривлекательности как фактора, влияющего на поведение людей в различных сферах жизни (реклама, судебные решения, занятость, выборы и т.д.), а также явления категоризации и дискриминации, направленные против появления других групп (этно,
социальных, религиозных или других) 2 3 4 7]. Конституция большинства стран исключает дискриминацию, но, несмотря на это, мы регулярно сталкиваемся с различными ситуациями дискриминации людей, принадлежащих к разным группам (социальным, этническим, гендерным ит.д.). Мы можем заметить, что дискриминация по внешнему облику (лукизм)- это довольно новое явление в России, в то время как в Америке одно из первых исследований, связанных с этим вопросом, было проведено в
1980-х годах. Под лукизмом понимается любая дискриминация под влиянием оценки внешнего облика другого человека. Таким образом, одним из видов лукизма является этно-лукизм, когда инициирующим механизмом дискриминации является оценка внешнего облика другого человека как принадлежащего к другой этнической группе. В целом, несмотря на то, что Южный федеральный округ - многокультурный и, мы можем констатировать, территориальную близость с народами Кавказа исповедующими ислам, мы не можем говорить о том, что это соседство формирует нейтральное отношение к представителям различных религий. Ряд конфликтов последних 10 лет, указывает на определенное враждебное отношение, но в тоже время, уменьшение количества таких конфликтов может косвенно указывать на некую стабилизацию отношений. Однако, нельзя не отметить, что террористический акт 9/11 стал поворотным моментом в отношении к исламу во всем мире. Роль хиджаба в России стала становиться больше проблемой после конфликта в Ставропольском крае (2012), когда мусульманские девочки начали ходить в школу в хиджабе. Кроме того, в последние годы наблюдается рост числа студентов из других регионов и стран, включая мусульманских, и женщин,
которые носят хиджаб. Обсуждая сущность хиджаба, О.В. Тарасенко подчеркнула, что под хиджабом большинство подразумевает исключительно «одежду» женщин, но эта концепция шире и включает в себя «внешний хиджаб» (одежда, охватывающая все тело, кроме лица и рук) и «внутренний хиджаб» (убеждения, поведение). Хиджаб, как отмечает автор, означает - «хайа - скромность, застенчивость». Говоря о роли хиджаба в
современном мире, можно привести в пример работу М. Хамзе который рассмотрел дискриминацию девушек в хиджабе на примере запрета ФИФА известного как «хиджаб-бан», т.е. дисквалификации женской сборной Ирана по футболу на Олимпийских играх 2012 года, потому что игроки носили хиджаб. Данный феномен также интересен в связи с тем, что ФИФА декларирует лозунг «Нет расизму», но это поведение - очень хороший пример этно-лукизма, дискриминации, основанной на этно- и религиозном оформлении внешнего вида Другого. М. Хамзе также использовал термин «хиджабофобия» как особую форму «этнорелигиозной и расистской дискриминации, по отношению к
женщинам исповедующим ислам» Аван И., Земпи И.110 отметили, что различные
инциденты в Европе с мусульманскими террористами спровоцировали антимусульманскую враждебность в Интернете, где мусульмане стали объектом серии кибер-издевательств, кибер-подстрекательства и угрозы насилия. На этом фоне авторы рассматривают характер и воздействие онлайн и оффлайн антимусульманских высказываний. Они утверждают, что в действительности границы онлайн / оффлайн могут быть более размытыми, чем подразумевают данные термины. Для жертв часто сложно изолировать онлайн-угрозы и отделить их от реальных запугиваний. Более того, жертвы часто живут в страхе из-за возможности онлайн-угроз, материализующихся в «реальном мире». Аван
И., Земпи И. I"10! делают вывод о непрерывности антимусульманской враждебности как в виртуальном, так и в реальном мире, особенно учитывая феномены глобализации. В целом, как научные работы, так и СМИ в целом, все чаще обращают внимание, что необходимо бороться с определенными негативными стереотипами, так в 2017 году на фестивале рекламы в Каннах - одним из лидеров стала серия «Я-мусульманка.» в которых были представлены женщины в хиджабах, однако в качестве хиджаба были использованы американский, английский флаги и флаги других стран (http://www.canneslionsarchive.com/winners/entry/744886/i-am-american), к каждой фотографии добавлен текст «Я мусульманка. Я американка /немка / француженка ит.д.», таким образом авторы данной социальной рекламы хотели подчеркнуть, что женщины исповедующие ислам идентифицируют себя как жительниц тех стран, в которых они проживают. Также к популяризации хиджаба, и попытке снизить негативное его
восприятие призывает проект https://worldhijabday.com/, который предлагает женщинам всех вероисповеданий на один день (1 февраля) одеть хиджаб и ощутить на себе то давление, с которым сталкиваются женщины-мусульманки ежедневно. Таким образом мы видим, что проблема дискриминации по внешнему облику является актуальной во всем мире.
Исходя их всего вышесказанного цель нашей работы заключалась в изучении принятия дискриминационного поведения по отношению к женщинам с различной этнорелигиозными особенностями оформления внешнего облика. Дизайн исследования. Объектом исследования выступили 807 человек 436 женщин и 371 мужчина, в возрасте от 18 до 55 лет, средний возраст 25 лет, жители Ростова-на-Дону, Россия. Методы. В исследовании использовалась авторская анкета, состоящая из стимульного материала (2 набора фотографий в каждом портреты 5 девушек, в одном случае это портрет, снятый анфас с естественным макияжем, второй набор - те же девушки, но в черном хиджабе) респондентам было предложено оценить свое отношение к девушкам, представленным на фотографиях, по шкале от дружественного до враждебного, данные фотографии мы
использовали ранее в наших работах [6, 7 8]. А также оценить степень принятия дискриминационного поведения Других на основе внешнего вида девушки на фотографии, для этого мы использовали ситуационный опросник «Диагностика уровня принятия дискриминационного поведения Другого, направленного на представителей этнокультурных групп в различных ситуациях взаимодействия», который был разработан
В.А. Лабуской и А.А. Бзезян-^. В первоначальном виде данная методика включала 5 ситуаций (в 2 объектом дискриминации были представлены женщины и в 3 - мужчины), в каждой из 5 ситуаций был описан представитель одной из 3 этнокультурных групп, обозначенный типом внешнего облика: «славянский тип внешности», «кавказский тип внешности» и «азиатский тип внешности». В оригинальной анкете основным было устное обозначение внешнего вида, в нашем случае у нас был набор портретов, поэтому мы отказались от словесных описаний. Нами были взяты две ситуации, в которых в первоначальной методике объектом дискриминации выступали женщины (библиотека, заселение в пансионат) и одна ситуация, в которой описывался мужчина (проверка документов сотрудником полиции). Ситуация 1 - Девушка представленная на фотографии приходит в библиотеку, чтобы взять книгу. Работник библиотеки неохотно разговаривает с ней и пытается отказать ей в выдаче книги, ссылаясь на то, что такие, как она небрежно обращаются с книгами, часто теряют их, не возвращают в библиотеку. Согласны ли вы с действиями работника библиотеки? Ситуация 2 - В пансионате заезд отдыхающих происходит в течение дня. Приехавшие ранее отдыхающие попросили менеджера пансионата не селить на оставшееся свободное место в их комнате девушку с фотографии. Насколько вы согласны с такими пожеланиями гостей, отдыхающих в пансионате? Ситуация 3 - Девушка, представленная на фотографии, приехала в гости к родственникам. На следующий день они пошли прогуляться. На одной из площадей города их останавливает сотрудник полиции и просит предъявить паспорта. Девушка предъявляет ему свой паспорт, который в полном порядке, но полицейский задерживает ее. Насколько вы согласны с действиями полицейского?
Фотографии девушек без платка были закодированы 1-5, в хиджабах 6-10; таким образом, одна и та же девушка была представлена на фотографии 1 и 6 (2-7, 3-8, 4-9; 510). Ф ото г ра фии были ч е рно -бе лыми, что б ы не йтра лиз о в а ть в лия ние цв е та в о ло с и глаз (рисунок 1). Каждое изображение предъявлялось на отдельном листе бумаги A5.
Рисунок 1. Пример фотографии девушки в хиджабе и без.
Сначала мы использовали тест Z-Wilcoxon, чтобы определить, имеются ли существенные различия в оценке одних и тех же девушка представленных в хиджабе и без.
Table 1. Сравнительный анализ оценок отношения и принятия дискриминации (Wilcoxon
Matched Pairs Test)
T Z p-level
Фотографии 1-6 Отношение 9271,0 16,64536 0,000000
СПД 1 3414,5 1,28864 0,197526
СПД 2 3249,5 16,21921 0,000000
СПД 3 1762,5 10,95314 0,000000
Фотографии 2-7 Отношение 4698,0 18,20278 0,000000
СПД 1 1094,0 8,16957 0,000000
СПД 2 1736,0 16,50747 0,000000
СПД 3 5057,0 10,54352 0,000000
Фо то г ра фии 3-8 Отношение 13457,0 13,32152 0,000000
СПД 1 4800,0 3,73999 0,000184
СПД 2 3754,0 12,66466 0,000000
СПД 3 5296,0 7,39028 0,000000
Фо то г ра фии 4-9 Отношение 5066,0 17,16678 0,000000
СПД 1 4977,0 2,02771 0,042591
СПД 2 4623,0 12,13770 0,000000
СПД 3 2916,5 10,35525 0,000000
Фо то г ра фии 5-10 Отношение 2068,0 18,34708 0,000000
СПД 1 4695,5 3,08033 0,002068
СПД 2 2575,0 14,59043 0,000000
СПД 3 3977,5 8,53529 0,000000
Как мы можем видеть в таблице 1, существуют значимые различия в уровне принятия дискриминационного поведения Другого, направленного на девушек в хиджабе и без него. Но нет никакой разницы в первой паре, в первой ситуации (в библиотеке), где Z = 1,88, однако, в тоже время, данный показатель является близким к значению значимых различий. В целом, мы можем отметить, что различия, при оценке принятия дискриминации, в ситуации 1 (в библиотеке) менее выраженные, чем в других двух ситуациях. А в ситуации 2 (подселение в пансионате) различия наиболее выраженные. Таким образом, мы можем предположить, что на оценку принятия дискриминации также влияет «социальная дистанция» взаимодействия с девушками в хиджабе и без него; поскольку наименьшие различия в ситуации библиотека, где контакт минимален, далее
ситуация с полицейским на улице, а самые существенные различия в ситуации подселение в пансионате, что косвенно соотносится с вопросом поднятым Р.Эид и Х.
Эль-Гохари в работе посвященной проблеме отношения к туристам-мусульманам, в которой авторы подчеркивают, что это отношение меняется в зависимости от близости контакта с туристами в представленном регионе.
Основываясь на результатах, мы можем сказать, что враждебное отношение к девушке в хиджабе основано только на оформлении внешнего вида. Мы также можем отметить, что если дискриминационное поведение Другого направлено на девушку в хиджабе, респонденты склонны осуждать это поведение меньше, чем если дискриминационное отношение направлено на девушку без хиджаба.
Выводы. Таким образом, внешность является фактором который запускает дискриминационное поведение, а также формирует принятие или не принятие дискриминации Другого. Основная цель этого исследования состояла в том, чтобы исследовать принятие дискриминационного поведения по отношению к женщинам с различным этно-религиозным оформлением внешности. Таким образом, мы можем отметить, что триггерный механизмом этнолукизма может выступать хиджаб или другие
символы разных культур. Этот вывод согласуется с утверждением В.А. Лабунской-^4 о роли внешнего вида в целом и этнической принадлежности в этом исследовании. Наши результаты указывают на то, что существует влияние внешнего вида на формирование отношений. Также, мы предполагаем, что рассмотрение вопроса социальной дистанции и близости с представителями различных этнокультурных групп могут выступить как дополнительный фактор влияющий на формирование установок, стереотипов и, как результат, проявление дискриминационного отношения или принятие дискриминационного поведения Другого.
Библиография
1. Бзезян А.А. Влияние гендера этнокультурного типа внешнего облика на степень позитивности оценки // Психология и психотехника. 2014. № 1. С. 83-90.
2. Бзезян А.А. Лукизм и этническая дискриминация // Северо-Кавказский психологический вестник. 2012. Т. 10. № 3. С. 21-23.
3. Лабунская В.А. О соотношении зависти, безнадежности и надежды как способа преобразования пространства общения субъекта // В сборнике: 0бщение-2006: на пути к энциклопедическому знанию Материалы международной конференции. Москва, 2006. С. 97-111.
4. Лабунская В.А. Образ врага в межличностном общении // Социальная психология и общество. 2013. № 3. С. 52-64.
5. Лабунская В.А., Бзезян А.А. Особенности оценивания различных компонентов этнокультурных типов внешнего облика как проявление дискриминационного отношения // Российский психологический журнал. 2013. № 3. С. 37-43.
6. Погонцева Д.В. Виды дискриминации по внешнему облику // Психология и психотехника. 2013. № 9(60). С. 858-861.
7. Погонцева Д.В. К вопросу о дискриминация по внешнему облику // СевероКавказский психологический вестник. 2011. Т. 9. № 2. С. 47-50
8. Погонцева Д. В. Особенности отношения к девушкам с различным оформлением внешнего облика: роль хиджаба // Психология и психотехника. 2015. № 3. С. 235244.
9. Тарасенко О. В. Хиджаб в исламской религии // Вестник Московского
государственного лингвистического университета. 2010. № 581. С. 217-226.
10. Awan I., Zempi I. The affinity between online and offline anti-Muslim hate crime: Dynamics and impacts. Aggression and Violent Behavior, Volume 27, March-April 2016, P. 1-8.
11. Eid R., El-Gohary H. The role of Islamic religiosity on the relationship between perceived value and tourist satisfaction // Tourism Management. 2015. Vol. 46. Р. 477488.
12. Hamzeh M. FIFA's double hijabophobia: A colonialist and Islamist alliance racializing Muslim women soccer players. Women's Studies International Forum, Volume 63, July-August 2017, P. 11-16.
References (transliterated)
1. Bzezyan A.A. Vliyanie gendera etnokul'turnogo tipa vneshnego oblika na stepen' pozitivnosti otsenki // Psikhologiya i psikhotekhnika. 2014. № 1. S. 83-90.
2. Bzezyan A.A. Lukizm i etnicheskaya diskriminatsiya // Severo-Kavkazskii psikhologicheskii vestnik. 2012. T. 10. № 3. S. 21-23.
3. Labunskaya V.A. O sootnoshenii zavisti, beznadezhnosti i nadezhdy kak sposoba preobrazovaniya prostranstva obshcheniya sub''ekta // V sbornike: 0bshchenie-2006: na puti k entsiklopedicheskomu znaniyu Materialy mezhdunarodnoi konferentsii. Moskva, 2006. S. 97-111.
4. Labunskaya V.A. Obraz vraga v mezhlichnostnom obshchenii // Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo. 2013. № 3. S. 52-64.
5. Labunskaya V.A., Bzezyan A.A. Osobennosti otsenivaniya razlichnykh komponentov etno-kul'turnykh tipov vneshnego oblika kak proyavlenie diskriminatsionnogo otnosheniya // Rossiiskii psikhologicheskii zhurnal. 2013. № 3. S. 37-43.
6. Pogontseva D.V. Vidy diskriminatsii po vneshnemu obliku // Psikhologiya i psikhotekhnika. 2013. № 9(60). S. 858-861.
7. Pogontseva D.V. K voprosu o diskriminatsiya po vneshnemu obliku // Severo-Kavkazskii psikhologicheskii vestnik. 2011. T. 9. № 2. S. 47-50
8. Pogontseva D. V. Osobennosti otnosheniya k devushkam s razlichnym oformleniem vneshnego oblika: rol' khidzhaba // Psikhologiya i psikhotekhnika. 2015. № 3. S. 235244.
9. Tarasenko O. V. Khidzhab v islamskoi religii // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 2010. № 581. S. 217-226.
10. Awan I., Zempi I. The affinity between online and offline anti-Muslim hate crime: Dynamics and impacts. Aggression and Violent Behavior, Volume 27, March-April 2016, P. 1-8.
11. Eid R., El-Gohary H. The role of Islamic religiosity on the relationship between perceived value and tourist satisfaction // Tourism Management. 2015. Vol. 46. R. 477488.
12. Hamzeh M. FIFA's double hijabophobia: A colonialist and Islamist alliance racializing Muslim women soccer players. Women's Studies International Forum, Volume 63, July-August 2017, P. 11-16.