механика бизнеса
рынки
краш-тест для авторитейла
AÉ
По всем признакам, кризисные потрясения для российского авторитейла закончились. 2009 год, когда рынок продаж новых автомобилей сложился почти вдвое (падение составило 56%), вспоминается как кошмарный сон. По итогам 2010 года почти все крупнейшие авторитейлеры рапортовали о заметном росте продаж: ГК «Автоспеццентр» — на 17%,
Идет строительство
Динамика открытия дилерских центров по продаже иномарок в России, ед.
400
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Источник: данные компаний, анализ Russian Automotive Market Research
Крупные сети авторитейла, которые в кризис преимущественно достраивали объекты, находившиеся в высокой степени готовности и только в крупных мегаполисах, реанимируют свои планы развития и готовятся возобновить региональную экспансию — в том числе и в города с населением в 100-250 тыс. человек
99
«Рольф» — на 9%, «Атлант-М» — на 14% (включая данные продаж на Украине и в Белоруссии). Не отстают и региональные дилерские сети. Так, в ГК «Модус» рост продаж в прошлом году составил 65%. Вполне можно подводить итоги кризисного «краш-теста», через который прошел российский авторынок.
До кризиса растущие продажи позволяли дилерам реинвестировать прибыль в развитие и вселяли в них уверенность в том, что они безболезненно «перекроют» проценты по банковским кредитам. Крупные дилерские холдинги, помимо этого, успешно привлекали средства на рынке долгового финансирования. В частности, из крупных автомобильных компаний облигационные займы размещали «Независимость», «Рольф», «Автомир, «Атлант-М» и «ТрансТехСервис». Докризисные планы некоторых автомобильных компаний подразумевали выход на IPO в 2010-2011 годах.
Кризис, сопровождавшийся падением продаж и невозможностью получить доступ к заемным деньгам, многих поставил в очень трудное положение. В 2009 году то и дело звучали мрачные прогнозы,
что треть российских автодилеров ждет неминуемое банкротство. К группе риска причисляли многих — в первую очередь, разумеется, тех, кто до кризиса сделал ставку на агрессивное развитие с помощью заемных средств. Однако столь массовых банкротств не случилось. Из числа крупных компаний пострадали только «Инком-Авто» и «Элекс-Полюс» (43 и 24 дилерских центра соответственно). Среди небольших региональных дилеров были ликвидированы новосибирская компания «Автолэнд-Сибирь», тюменская «Верра Моторс» и ряд других. Немало дилерских центров, являвшихся предметом залога, отошли в результате банкам-кредиторам.
Тем не менее с точки зрения структуры собственности конфигурация рынка под воздействием кризиса поменялась весьма значительно, поскольку он выступил катализатором процесса слияний и поглощений. Наиболее заметным событием стало приобретение значительной доли (75,1%) компании Musa Motors глобальным игроком, присутствующим на российском рынке, — компанией Inchcape. Кроме того, Inchcape стала владельцем еще одной дилерской компании — «Олимп».
92
бизнес-журнал апрель #4 2011
на56 %
рухнул
российский рынок новых автомобилей в 2009 году. Это был страшный сон
механика бизнеса рынки
V
Почти половина акций (49,95%) ГК «Независимость» досталась консорциуму А1 и «Альфа Капитал Партнерс». Почти столько же — 49% акционерного капитала компании Genser — приобрели Volga River One Capital Partners и Solway Investment. Что касается слияний, то самые заметные сделки — это объединение компаний «Автогермес» и «Автокей» в 2009 году и создание совместного предприятия между холдингами «Км/ч» и Car life.
Признаки восстановления сейчас можно наблюдать, не только следя за показателями продаж. Многие участники рынка признают, что еще в прошлом году по-
чувствовали улучшение ситуации с доступностью банковских кредитов, хотя банки все еще продолжали использовать очень жесткие критерии при оценке потенциального заемщика. Крупные сети, которые в кризис преимущественно достраивали объекты, находившиеся в высокой степени готовности (свыше 70-80%) и только в крупных городах, извлекли из-под сукна свои планы развития и готовятся возобновить региональную экспансию — в том числе и в города с населением в 100-250 тыс. человек. Компания «Автомир» в 2010 году открыла три дилерских центра — один в Саратове и два в Москве. ГК «Рольф» запустила в прошлом году один новый центр, а с начала текущего года — уже два. И даже посткризисные кандидаты на IPO в авторитейле появились — по крайней мере возможность вывода акций на биржу уже в этом году рассматривает Genser. Словом, самочувствие отрасли за последний год значительно улучшилось. ■
Продажи на точке
Среднее количество проданных иномарок на один дилерский центр, шт. (данные по 39 ведущим брендам)
1400
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Источник: данные компаний, AEB; анализ Russian Automotive Market Research
WWW.MKF.RU
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОМПЬЮТЕРНЫЙ КЛУБ (МКК): 125284 Г. МОСКВА, 1-Й БОТКИНСКИЙ ПРОЕЗД, ДОМ 8/31 ТЕЛЕФОН: 7 (495) 941-99-60 (МНОГОКАНАЛЬНЫЙ)
бизнес-журнал апрель #4 2011
93