определить влияние показателей двигательной активности детей среднего школьного возраста на занятиях спортивно-оздоровительным туризмом.
Примечания
1. Шамаев Н. К. Семейное физическое воспитание на основе национальных традиций: учеб. пособие. Якутск, 2009. 96 с.
2. Сергин А. А. Подготовка школьников в чрезвычайный ситуациях средствами физического воспитания / Якут. гос. ун-т им. М. К. Амосова; Ин-т физ. культуры и спорта; под общ. ред. Н. К. Шамаева. М.: Academia, 2004. 136 с.
3. Степаненко Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития активности: учеб. пособие для студ. М.: Академия, 2008. 368 с.
4. Кизим А. В. Информационные технологии в туризме: учеб.-метод. пособие. Астрахань: Астрахан. гос. ун-т, Издательский дом «Астраханский университет», 2011. 167 с.
5. Туризм и спорт: кол. монография. СПб.: Изд-во НГУ им. П. Ф. Лес-гафта, 2009. 416 с.
УДК 372.891; 908; 910.4; 37.033
Н. Н. Петрова
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Раскрываются возможности краеведческого подхода в изучении качества окружающей среды на примере водной и воздушной сред, а также описания экологической обстановки вокруг школы или района проживания школьников. Рассматриваются преимущества средового подхода по сравнению с ресурсным и изучения геосфер на глобальном, региональном и локальном уровнях.
The potential regional approach to the study of environmental quality on the example of water and air environments are shown, as well as descriptions of the environmental situation around the school or district of residence of students. The benefits of the environmental approach are discussed in comparison with the resource and the study of the Geosphere at the global, regional and local levels.
Ключевые слова: краеведческий подход, экологическая опасность, окружающая среда, ресурсный подход, качество окружающей среды, воздушная среда, водная среда, средовый поход, геосистема, модель.
Keywords: regional approach, environmental risk, environment, resource approach, the quality of the environment, air environment, water environment, environmental campaign, the geosystem model.
Особое место в системе географической подготовки занимает краеведческий подход. На его основе можно сформировать у школьников такую систему взглядов и отношений к окружающей среде, которая учитывает ее пространственно-временные изменения как под влиянием природных факторов, так и в результате жизни и хозяйственной деятельности человека [1]. Такой подход позволяет каждому ученику выработать разумную позицию своего поведения в окружающей среде, заботясь о сохранении и улучшении ее качества, формирует гуманистические ценности и ориентиры, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности.
Загрязнение окружающей среды промышленными, бытовыми и сельскохозяйственными отходами - настолько острая проблема, что сегодня мы говорим об экологической опасности для всего живого на Земле [2].
Человек - это часть природы и вне ее существовать не может. Чистые воздух, вода, продукты питания, не отравленные вредными химическими веществами, определяют качество нашей жизни. Другими словами, сохраняя природу, мы сохраняем себя.
Эти истины очевидны и известны обучающимся. Методическая проблема заключается в том, как сделать их основой мышления, мировоззрения и деятельности каждого [3]. Решение этой проблемы во многом определяется содержанием образования и формами организации обучения. В связи с этим можно сделать несколько выводов.
Во-первых, традиционно отдельные факторы географической среды изучаются на основе ресурсного подхода. Биологические, водные, климатические, ресурсы Мирового океана, ресурсы литосферы и т. д. рассматриваются, преимущественно, с точки зрения их хозяйственного использования. Средовый подход оценивает, в первую очередь, влияние природных, социально-экономических, природно-техногенных и техногенных процессов и объектов окружающей географической действительности на здоровье и жизнедеятельность человека. Средовый подход их изучения позволяет каждый компонент географического образования (ГО) рассматри-
вать как геосистему, состоящую из взаимообусловленных географических компонентов, взаимосвязанных в своём размещении и развивающихся во времени как части целого. При этом геосистема имеет свои преимущества по сравнению, например, с экосистемой, так как в ней равнозначно взаимодействуют как биотические, так и абиотические факторы. К последним относятся состав атмосферы. морских и пресных вод, почвы, климат, рельеф и др. Равнозначное рассмотрение биотических и абиотических факторов, обеспечивает логику более тесной связи биоты со средой обитания и тех последствий, которые могут быть вызваны деятельностью человека по изменению одного из звеньев этой системы [4].
Второй важный вывод заключается в том, что средовый подход рассматривает водную, воздушную, геологическую, биопочвенную и другие среды как необходимое условие жизнедеятельности, факторы жизнеобеспечения, влияющие на здоровье человека, его самочувствие.
Третий вывод заключается в том, что в курсах географии изучаются геосистемы разного ранга и разных видов. Однако в ходе их изучения на разных ступенях обучения необходимо учитывать, что само признание факта соподчинённости разноранговых геосистем диктует методологическое «правило триады». Согласно этому правилу каждая геосистема должна изучаться не только сама по себе, но и как состоящая из подчинённых структурных элементов и одновременно как часть вышестоящего природного единства [5]. Другими словами - на планетарном, региональном и локальном уровнях. Краеведческий подход в связи с этим занимает особое место, и в первую очередь это работы на местности.
В разделе «Изучение природы края» в 5-х и 6-х классах запланировано несколько практических работ на местности. Их выполнение позволяет обучающимся непосредственно участвовать в практической учебной деятельности. Она предусматривает проведение наблюдений за характером атмосферных процессов, погодой, водными объектами, горными породами и другими компонентами окружающей среды с целью их описания и сравнения. Кроме того, учащиеся знакомятся с использованием простейших приборов и инструментов для проведения наблюдений [6].
Приведём ход выполнения одного из таких заданий с учётом полученных выводов - «Определите запылённость атмосферного воздуха».
На первом уровне обучающимся была дана установка на то, что улучшение качества окружающей среды - первостепенная задача каждого человека и общества в целом.
Познавательный компонент содержания включал научные географические знания, необходимые обучающимся для понимания проблемы [7].
Воздушная среда - это надземный и подземный воздух, который нас окружает и влияет на все живое и неживое на Земле. Воздушная среда нуждается в постоянном контроле и внимании со стороны человека и его хозяйственной деятельности. Воздух должен быть чистым!
На втором уровне необходимо познакомить обучающихся с простыми правилами охраны воздушной среды, а именно:
• сохранить оптимальный для человека газовый баланс в атмосфере;
• очищать воздушный бассейн от пылевого, газового, теплового, радиационного и других загрязнений;
• предупреждать разрушение слоя озона в атмосфере, так как именно он фильтрует губительную для всего живого на Земле космическую радиацию.
Далее целесообразно подчеркнуть, что нашей стране и других странах мира созданы специальные службы по контролю за выбросами вредных веществ в атмосферу промышленными предприятиями и транспортом.
Одним из индикаторов чистоты атмосферного воздуха является снег [8].
Снег, как губка, впитывает вещества, содержащиеся в атмосфере. Метеорологи посылают в специальные лаборатории колбы с растаявшим снегом. В лабораториях определяют, какие примеси содержатся в растаявшем снеге, а следовательно, и в атмосфере. По данным анализа составляются карты загрязнения атмосферы по всей территории страны.
Далее учащимся предлагается попробовать определить запыленность атмосферного воздуха самим. Известно, что снег - аккумулятор загрязнений. Исследуя пробы снега, мы будем фиксировать пыль, выпавшую почти за полгода. Именно поэтому пробы снега в средней полосе России лучше всего брать в середине марта, когда самые большие сугробы. Есть еще одно важное условие для
успешного проведения нашего опыта. Необходимо внимательно изучить розу ветров, характерную для вашей местности. Дело в том, что самая большая запыленность воздуха бывает именно в том направлении, откуда преимущественно дует ветер; предположим, что в западном.
Итак, мы выбрали правильный участок местности. Берем лопатой снег и кладем его в полиэтиленовый пакет. При комнатной температуре снег тает, мы переливаем снеговую воду из пакета в какую-нибудь чистую емкость и замеряем ее объем. Затем пропускаем воду через фильтр, высушиваем его и взвешиваем. Из полученного веса вычитаем вес фильтра. Например, вес фильтра с пылью - 5 г; а без пыли - 2 г. Получается, что вес пыли составляет 3 г. Нормальным считается содержание пыли 2-3 мг на 1 м2 площади.
Работы на местности в 5-х и 6-х классах предусматривают изучение и описание водных объектов - реки, озера, родника. Приведём ход выполнения такого задания на местности с учётом полученных выводов - «Определите прозрачность воды».
Познавательный компонент содержания на первом уровне включал научные географические знания, необходимые обучающимся для понимания проблемы:
Водная среда - необходимое условие жизни и деятельности человека, один из важнейших факторов жизнеобеспечения. Если без пищи человек может прожить несколько недель, то без воды -только три дня.
Вода в окружающей среде находится в жидком, твердом (снег, лед) и газообразном (водяной пар) состояниях. Причем почти вся вода на Земле сосредоточена в морях и океанах (96,5%). Для человека, как и для большинства организмов на Земле, нужна пресная вода, в одном литре которой меньше 1 г сухого остатка.
Далее обучаемым предлагается провести простейшие арифметические действия.
Представьте себе, что поверхностные воды суши - реки, озера, водохранилища содержат столько же запасов пресной воды, сколько подземные льды в условиях вечной мерзлоты - лишь 0,02%. Правда, есть еще подземные водоносные горизонты. В них сосредоточено 1,7% запасов пресной воды. Таким образом, вывод неутешительный. Запасы пресной воды на Земле составляют 2,5%, причем почти % ее хранится в ледниках!
На втором уровне обучаемым разъяснялось, что изменение водной среды происходит в результате как природных процессов, так и техногенных. К ним относятся:
• откачка подземных вод;
• возникновение промышленных, сельскохозяйственных и коммунальных стоков;
• закачка сточных вод в подземные горизонты;
• создание искусственных водоемов;
• сооружение плотин и других гидротехнических сооружений и т. д.
Далее предлагалось на локальном уровне выполнить задание, сопроводив его пояснениями.
Для определения прозрачности воды в полевых условиях возьмем чистый прозрачный сосуд высотой 50-70 см. Под его дно положить бумагу с четким и крупным шрифтом - 1-1,5 см. Заливаем воду в сосуд до тех пор, пока буквы не станут расплываться. Замерим линейкой высоту столба воды.
Экспериментально установлено, что при прозрачности воды 3,5-4,5 см мутность будет равна 270-205 мг/л; при прозрачности 10 см - 92 мг/л; 20 см - 45,5 мг/л и т. д. Определим, какое количество взвеси (мутность воды) в ближайшем источнике получилось.
В 6-м классе в заключительной теме «Человек и окружающая среда» мы использовали задание, направленное на создание картографической модели, - «Опишите экологическую обстановку вокруг школы или района вашего проживания».
Постановка целевых ориентиров направлена на развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы [9]. Затем формулировалось задание: «Создайте картографическую модель в виде карты-схемы.
Отметьте на схеме:
- загрязнённые участки;
- наиболее благоприятные с экологической точки зрения территории;
- размещение предприятий, дорог, загрязняющих вашу местность;
- размещение скверов, парков, садов, улучшающих окружающую среду».
Последний этап представления географической модели - презентация в виде конечного продукта - картографической модели состояния окружающей среды вокруг района проживания и пояснения к ней.
Примечания
1. Исаченко А. Г. В поисках методологических основ единства географии (обзор точек зрения) // Известия Всесоюз. геогр. общества. 1986. № 5. С. 377-386.
2. Исаченко А. Г. География в современном мире: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1998. 160 с.
3. Моисеев Н. Н. Еще раз о проблеме коэволюции // Вопросы философии. 1998. № 8. С. 26-32.
4. Григорьев А. А. Закономерности строения и развития географической среды. М.: Мысль, 1966. 382 с.
5. Стандарты второго поколения. Примерные программы по ученым предметам. География 6-9 классы. М.: Просвещение, 2010. 71 с.
6. Петрова Н. Н. ЭФУ 5 класс « География. Планета Земля». М.: Мне-мозина, 2015. URL: www mnemozina.ru; Петрова Н. Н. ЭФУ 6 класс «География. Природа Земли и человек». М.: Мнемозина, 2015.
7. Максаковский В. П. Географическая культура: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 416 с.
8. Новенко Д. В. Школьный практикум. География: практ. работы на местности: 6-9 классы. М.: Дрофа, 1997. 96 с.
9. Моисеев Н. Н. Восхождение к разуму. Лекции по универсальному эволюционизму и его приложениям. М.: «ИздАТ», 1993. 175 с.
УДК 379.8.091.4; 379.852; 351.855
С. С. Ховалыг
ПРОВЕДЕНИЕ ТУВИНСКИХ НАРОДНЫХ ИГР ВО ВРЕМЯ ОДНОДНЕВНЫХ ТУРИСТСКИХ ПОХОДОВ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Представлены результаты исследования организации и проведения тувинских народных игр во время однодневных туристских походов с учащимися начальной школы. Обоснованы пути и организационно-педагогические условия совершенствования и повышения эффективности процесса физического воспитания учащихся начальной школы, в т. ч. через мотивацию. Показано, что для эффективного применения народных тувинских подвижных игр в обучении и воспитании подрастающего поколения в условиях туристского похода большое значение имеет овладение педагогом методикой организации игр.