Научная статья на тему 'Краеведческая заметка: Просвещение, популяризация, пропаганда'

Краеведческая заметка: Просвещение, популяризация, пропаганда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
459
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ЗАМЕТКА / ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / РЕФЕРАТ / ИСТОЧНИКИ ПОЛУЧЕНИЯ ЖУРНАЛИСТОМ ИНФОРМАЦИИ / МЕТОДЫ ПОИСКА И ОБРАБОТКИ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баршевская Изабелла Игоревна

В данной статье говорится о практическом значении привлечения подростков 13-17 лет к изучению основ работы корреспондента в жанре «краеведческая заметка» и методах поиска и обработки краеведческого материала для публикации в газете и для подготовки исследовательской работы с целью ее дальнейшей защиты на научной конференции или конкурсе исследовательских работ. Опыт работы излагается на основе реализации авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Юные журналисты-краеведы».В настоящее время педагог закончила разработку индивидуальной образовательной программы «Краеведческая заметка оригинальный газетный жанр, исследовательская работа и литературное творчество».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Краеведческая заметка: Просвещение, популяризация, пропаганда»

УДК 37

И. И. Баршевская

Центр детского творчества «Россияне», Ярославль

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ЗАМЕТКА: ПРОСВЕЩЕНИЕ, ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ, ПРОПАГАНДА

В данной статье говорится о практическом значении привлечения подростков 13-17 лет к изучению основ работы корреспондента в жанре «краеведческая заметка» и методах поиска и обработки краеведческого материала для публикации в газете и для подготовки исследовательской работы с целью ее дальнейшей защиты на научной конференции или конкурсе исследовательских работ. Опыт работы излагается на основе реализации авторской дополнительной общеобразовательной общераз-вивающей программы социально-педагогической направленности «Юные журналисты-краеведы».

В настоящее время педагог закончила разработку индивидуальной образовательной программы «Краеведческая заметка - оригинальный газетный жанр, исследовательская работа и литературное творчество».

Ключевые слова: краеведческая заметка, публицистические приемы, исследовательская работа, реферат, источники получения журналистом информации, методы поиска и обработки краеведческого материала.

Стоит ли особо говорить о востребованности изучения основ журналистики и газетного дела в системе как общего, так и дополнительного образования. Занимаясь газетной журналистикой, ребята как раз и проявляют себя в социально-общественной деятельности, в разностороннем интеллектуальном творчестве. Источники привлечения детей к профессии журналиста давно изучены и традиционны. Немало способствуют увеличению интереса к журналистской деятельности возможности и перспективы исследовательской работы с детьми в области краеведения.

Журналистская профессия очень многогранна. Одной из немаловажных ее задач является пропаганда и популяризация историко-культурного наследия страны в целом и своей малой Родины. Сегодня практически ни одно уважающее себя издание не обходится без публикаций, посвященных истории города, его отдельных улиц, памятников и памятных мест, связанных с известными людьми. Жанр «краеведческая заметка» прочно завоевал свое место на страницах наших газет. Изучению основ работы в этом жанре была посвящена львиная доля занятий в объединении «Юные журналисты-краеведы», которое работало на базе Ярославских муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования - Дома детского творчества и Детско-юношеского центра «Ярославич» с 2004 по 2016 годы. Образовательная программа объединения, рассчитанная на 3 года обучения, представляла собой совмещение опыта двух профессий, двух сфер человеческой деятельности - исторического краеведения и журналистики.

I год обучения - условное название «Школа юнкоров» - предусматривал знакомство подростков с наиболее популярными жанрами газетной журналистики, такими как информационная заметка, интервью, репортаж, очерк и т. д. (К ним относится и краеведческая заметка). Большое место отводилось логическим играм, тестам, развивающим общую эрудицию, заданиям, направленным на повышение уровня владения устной и письменной речью.

II год обучения назывался «Краеведческая заметка: информация, просвещение, общение». Подробно изучалась методика работы корреспондента-исследователя в жанре «краеведческая заметка» по сбору и обработке краеведческих материалов: изучение документов и справочной литературы, периодики, работа с тематическими библиотечными каталогами; проведение интервью с музейными и библиотечными работниками, сотрудниками архивов, краеведами, старожилами, журналистами. Происходило обучение стилистике написания такого рода газетных статей: чтобы сухие исторические факты воспринимались с интересом разными людьми, к ним надо добавлять понятия и образы, использовать публицистические приемы.

Обучению стилистике написания краеведческой статьи на наших занятиях предшествовала систематическая работа по воспитанию вкуса, интереса обучающихся к исследовательской, про-

светительской деятельности. В частности, обучающимся предлагалось выполнение разработанных педагогом дидактических заданий (упражнений) «Неизвестное об известном» и «Добавим материал в путеводитель». Ребята получали дидактические карточки с набором общеизвестных фактов, например, о каком-либо историческом здании, взятых из путеводителя, и с данными последних исследований по этому дому, которых в путеводителях еще нет. Обучающиеся должны были из всех этих сведений составить краткую, не более 8-10 строк, краеведческую заметку, дать ей свой броский интригующий заголовок. (К дидактическим карточкам прикладывались соответствующие фотоснимки).

III год обучения - «Я - журналист, краевед и публицист» - закрепляющий этап в освоении учебного материала программы. Учащиеся, после повторения ключевых тем курса, приступали с начала 2-го полугодия учебного года к выполнению индивидуальных образовательных маршрутов - разработке индивидуальных краеведческих тем, подобранных педагогом для творческой группы (1-3 человека). Цель работы по индивидуальному маршруту сводилась к написанию полновесной краеведческой заметки (по указанной теме), достойной к публикации, и подготовке доклада с презентацией для выступления на научно-практической краеведческой конференции или конкурсе исследовательских работ обучающихся, а затем в объединении на одном из итоговых занятий.

Таким образом, на основе исследовательской деятельности, посвященной изучению топонимики городских улиц, знакомству с неизвестными сторонами жизни выдающихся земляков, происходило обучение азам журналистской работы в области пропаганды и популяризации краеведческих знаний.

Прежде чем непосредственно приступить к подготовке исследовательской работы, исследовательского доклада с обучающимися подробно изучались такие понятия, как исследовательская работа и реферат, их отличия друг от друга. Ребята знакомились с методикой проведения исследовательской работы. Методы подготовки краеведческой исследовательской работы ученым, историком-краеведом схожи с методикой работы журналиста, специализирующегося как в жанре «краеведческая заметка», так и готовящего любой другой журналистский материал. Журналист так же, как и учёный-краевед, историк, изучает документы и справочную литературу, беседует (проводит интервью) со специалистами, краеведами, старожилами, использует личные наблюдения. В понятие «документы и справочная литература» входят не только, скажем, архивные документы и материалы, но и исследовательская, научная литература, всякие словари и справочники, энциклопедии, газетные и журнальные статьи, периодика. Журналист, работающий в жанре «краеведческая заметка», должен все это изучить, проанализировать и сопоставить с мнением других исследователей, знатоков определенной темы, пропустить через свой взгляд на тот или иной исторический факт, памятник архитектуры или истории и т.п. Наконец, из всего собранного материала надо уметь сформировать текст, то есть написать статью, заметку, исследовательскую работу, подготовить доклад.

Приступая к подготовке статьи на краеведческую тему либо исследовательского доклада, мы, прежде всего, определялись с темой. Она не должна быть глобальной и избитой, скажем, еще один «рассказ» о «Слове о полку Игореве» или (в связи с этим) о Ярославском Спасо-Преобра-женском монастыре, в библиотеке которого в конце XVIII столетия был найден «список» этого произведения. «Раскрытие» подобной тематики однозначно выливается в реферат. Лучше выбирать темы, касающиеся памятных мест своего района, связанных с ними выдающихся земляков. Прекрасный материал для детского исследования - история семьи, своя родословная.

Выбрав тему, обучающийся, прежде всего, должен понять и объяснить самому себе, почему он ею заинтересовался, какая в рамках данного вопроса существует, на его взгляд, неразрешенная проблема. Словом, он должен показать (выявить) актуальность, злободневность избранной темы. Далее надо выяснить степень ее изученности в современной краеведческой (исторической) науке и, исходя из этого, определиться с предметом и объектом выбранного исследования. Например, обучающийся берет тему «К истории развития стрелкового спорта в Ярославле: основные этапы и закономерности». Предмет исследования здесь - ярославский стрелковый спорт, а объект - закономерности его развития на определенных временных этапах.

Правильно определив для себя такие позиции, как предмет и объект исследования, обучающийся легко ответит на вопрос: «Что я хочу получить в результате своего исследования?»,

то есть определит цель своей работы. Цель - это достижение конкретного результата, необходимость что-то доказать по избранной теме, выявить, обосновать, определить. Затем обучающийся должен поставить перед собой задачи, необходимые для раскрытия цели. Задачи - это этапы исследования, его процесс, то есть это то, что надо изучить, рассмотреть, раскрыть.

Затем происходит отработка методов подготовки (проведения) исследовательской работы. Основой исследовательского процесса является поиск и работа с источниками. Работа с историческими источниками, их изучение и анализ - это ведущий метод исследования, как в области научного краеведения, так и в области пропаганды и популяризации различных краеведческих находок, то есть в жанре «краеведческая заметка».

Помимо изучения источников и литературы используется метод интервьюирования, бесед с исследователями, краеведами, старожилами, который также позволяет выявить в избранной, возможно, давно существующей, теме, проблеме новые грани, новые стороны, на которые до сих пор другими исследователями не обращалось должного внимания.

Новизна исследования в рамках какой-либо давно существующей темы - это, пожалуй, главное, что должен показать обучающийся в ходе проделанной им работы. Наличие фактора новизны и отделяет детскую исследовательскую работу от детского ученического реферата по выбранной теме.

Немало времени отводится на обучение правильному оформлению исследовательской работы, тому, из каких структурных частей она должна состоять, и какие позиции должны рассматриваться в каждой из них. А именно во введении к работе прописываются постановка проблемы, обоснование необходимости ее решения, то есть актуальность выбранной темы, определение цели и задач исследования, краткая характеристика методов его выполнения, и в чем заключается новизна данной исследовательской работы. Основная часть исследовательской работы - это последовательный рассказ об этапах достижения цели, конечного результата. То есть каждый подраздел основной части - это, по сути, раскрытие определенной задачи конкретного исследования.

Скажем, есть исследовательская работа «Ольга Ивановна Нечаева - зачинательница дошкольного образования и воспитания в Ярославле. Страницы биографии». Ее цель - это возникшая в ходе изучения жизни и деятельности Ольги Ивановны необходимость прояснить некоторые разночтения, встречающиеся в посвященных ей научных публикациях, раскрыв, таким образом, новые, в общем-то, неизвестные, страницы ее биографии. Для этого необходимо: 1) уточнить отдельные биографические сведения, касающиеся О. И. Нечаевой; 2) осветить ее деятельность по организации детских садов в Ярославле после 1917 года; 3) выяснить последние годы ее жизни. Таковы три задачи данного исследования. Поэтому основная его часть, посвященная раскрытию этапов жизни и деятельности Нечаевой, состоит из трех разделов. Первый раздел будет называться «О. И. Нечаева - основатель первого детского сада в истории Ярославского края»; второй - «Деятельность О. И. Нечаевой по открытию детских садов в Ярославле после 1917 года»; и третий «Последние годы жизни О. И. Нечаевой». Заключение исследовательской работы предполагает наличие выводов по достижению заявленных цели и задач исследования.

Итак, проведение исследовательской работы с детьми состоит из выбора темы, определения в ней проблемы, выявления актуальности, степени изученности другими исследователями, определения предмета и объекта исследования, цели и задач, методов исследования, новизны, раскрытия содержательной части и подведения итогов.

Но проведение какого-либо исследования с детьми, обучение их исследовательской работе, подготовке краеведческой заметки не будет успешным, если обучающиеся не проникнуться осознанием того непреложного факта, что пропаганда и популяризация истории родного края необходима нашему обществу. Пропаганда и популяризация исторического краеведения - это социально-общественная деятельность, ее культурно-просветительская и нравственно-патриотическая значимость просто бесценна. Это интересное и увлекательное занятие, которым можно скрасить свой досуг, а можно превратить в будущую профессию. Краеведческие изыскания доступны не только историку или журналисту, этим может заниматься любой грамотный, интеллектуально развитый человек. Таких людей должно быть как можно больше. И отрадно, что есть в наше время ребята, желающие и дальше специализироваться в сфере поиска, обработки, популяризации и пропаганды краеведческих материалов. Для них педагог закончила в данное время разработку

индивидуальной образовательной программы «Краеведческая заметка - оригинальный газетный жанр, исследовательская работа и литературное творчество».

Список литературы

1. Баршевская, И. И. Дополнительная образовательная программа детского объединения «Юные журналисты-краеведы» [Текст] / И. И. Баршевская // Дополнительные общеобразовательные программы: Приложение к журналу «Внешкольник». - М.: Новое образование. — 2014. — №4.-С. 3-61.

2. Баршевская, И. И. Методика проведения детской исследовательской работы на занятиях объединения «Юные журналисты-краеведы» [Текст] / И. И. Баршевская // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Учебно-исследовательская деятельность с одаренными детьми», г. Москва, 17-20 июня 2013 года / Состав. М.В. Космачева. - М.: ФГБОУ ДОД ФЦТТУ.-2013.-С. 54-56.

3. Баршевская, И. И. Практическая направленность приобщения подростков к изучению основ работы в жанре «краеведческая заметка» [Текст] / И. И. Баршевская // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Учебно-исследовательская деятельность с одаренными детьми», г. Москва, 17-20 июня 2013 года / Состав. М. В. Космачева. - М.: ФГБОУ ДОД ФЦТТУ. - 2013. - С. 57-58.

4. Баршевская, И. И. Формы и методы журналистского исследования в краеведческой работе детей [Текст] / И. И. Баршевская // Внешкольник-Я. - Ярославль : ГОУ ЯО ЦДЮ. - 2009. - № 10.-С. 81-88.

5. Баршевская, И. И. Формы краеведческой работы с детьми по изучению исторических улиц города [Текст] / И. И. Баршевская // Дополнительное образование и воспитание. - М. : Витязь-М. -2015.-№2.-С. 16-18.

6. Ким, М. Н. Технология создания журналистского произведения [Текст] / М. Н. Ким. - СПб, 2001.

7. Основы творческой деятельности журналиста [Текст] / Под ред. С. Г. Корконосенко. - СПб, 2000.

8. Свитич, Л. Г. Профессия: журналист [Текст] / Л. Г. Свитич. - М.: Аспект Пресс, 2003.

9. Сковородников, А. П. Выразительные средства языка газетной публицистики [Текст] / А. П. Сковородников, Г. А. Копнина // Журналистика и культура русской речи. - 2004. -№ 1.-С. 11-21.

10. Сметанина, С. И. Литературное редактирование [Текст] / С. И. Сметанина. - СПб, 2003.

11. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати [Текст] / А. А. Тертычный. - М., 2002.

12. Успенский, Л. Имя дома твоего: очерки по топонимике [Текст] / Л. Успенский. -Ленинград : Детская литература, 1967.

LOCAL NOTE: EDUCATION, POPULARIZATION, PROPAGANDA

Barshevskajal.I., Centreofchildren'sart«Russians», Yaroslavl, izabarsh@mail.ru.

This article refers to the practical importance of involving adolescents 13-17 years old to study the basics of the correspondent in the genre of «local note» and methods for searching and processing local history material for publication in the newspaper and for the preparation of research with a view to its further protection on a scientific conference or competition of research 'works. Experience set out on the basis of the author's more comprehensive general programme of socio-pedagogic orientation «young researchers»journalists.

Now the teacher hasfinished the development of individual educational distance learning program "Local note-original newspaper genre, research and literary creativity".

Keywords: local note,journalistic techniques, research summary, sources of information, methods, journalist for searching and processing local history material.

References

1. Barshevskaja, I. I. (2014) Dopolnitel'naya obrazovatel'naya programma detskogo ob"edineniya «Yunye zhurnalisty-kraevedy» [=Supplementary child education program of the Association «young journalists-historians» text], in: Dopolnitel'nye obshcheobrazovatel'nye programmy: Prilozhenie к zhurnalu «Vneshkol'nik» [=Additional educational programmes: a supplement to the magazine «Vne-shkol'nik»], Moscow. (In Russ.).

2. Barshevskaja, I. I. (2013) Metodika provedeniya detskoj issledovatel'skoj raboty na zanyatiyah ob"edineniya «Yunye zhurnalisty-kraevedy» [=Methodology of conducting pediatric research in the classroom Association «Youngjournalists-historians» text], in: Materialy Vserossijskoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii «Uchebno-issledovatel'skaya deyatel'nost' s odarennymi det'mi» [=Materials of the all-Russian scientific-practical Conference «Teaching and research with gifted children»], Moscow. (In Russ.).

3. Barshevskaja, 1.1. (2013) Prakticheskayanapravlennost'priobshcheniyapodrostkovkizucheniyu osnov raboty v zhanre «kraevedcheskaya zametka» [=Practical orientation of initiation adolescents to explore the basics of the work in the genre of «Local note» text], in: Materialy Vserossijskoj nauch-no-prakticheskoj konferencii «Uchebno-issledovatel'skaya deyatel'nost's odarennymi det'mi» ^Materials of the all-Russian scientific-practical Conference «Teaching and research with gifted children»], Moscow. (In Russ.).

4. Barshevskaja, I. (2009) Formy i metody zhurnalistskogo issledovaniya v kraevedcheskoj rabote detej [=Forms and methods ofjournalism studies in local history work children text], in: Vneshkol'nik-I [=Vneshkol'nik-], no. 10, Yaroslavl, pp. 81-88. (In Russ.).

5. Barshevskaja, I. I. (2015) Formy kraevedcheskoj raboty s det'mi po izucheniyu istoricheskih ulic goroda [=Folk Forms of work with children for the study of historical city streets text], in: Dopol-nitel'noe obrazovanie i vospitanie [=Additional education and upbringing], no. 2, pp. 16-18, Moscow. (In Russ.).

6. Kim, M. N. (2001) Tehnologiya sozdaniya zhurnalistskogo proizvedeniya [=Technology of creation ofjournalistic work], SPb. (In Russ.).

7. Osnovyi tvorcheskoy deyatelnosti zhurnalista (2000) [=Bases of creative activity of journalist], edited by P. Korkonosenko, SPb. (In Russ.).

8. Svitich, 1. G. (2003) Professiya: zhurnalist [=Profession: journalist], Moscow, Aspect Press. (In Russ).

9. Skovorodnikov, A. P and Kopnina, G. A. (2004) Vyirazitelnyie sredstva yazyika gazetnoy publit-sistiki [=Expressive facilities of language of newspaper publicism], in: Zhurnalistika i kultura russkoy rechi [=Journalism and culture ofRussian speech], No 1, pp. 11-21. (In Russ.).

10. Smetanina, S. I. (2003) Literaturnoe redaktirovanie [=The Literary editing], SPb. (In Russ.).

11. Tertychnyy, A. A. (2002) Zhanryi periodicheskoy pechati [=Genres of periodic seal], Moscow. (In Russ.).

12. Uspenskiy, L. (1967) Imya doma tvoego: ocherkipo toponimike [=Name atyour house: essays on toponymy], Leningrad, Child's literature. (In Russ.).

Баршевская Изабелла Игоревна - методист и педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Центра детского творчества «Россияне», Ярославль.

izabarsh@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.