УДК 069
Doi: 10.31773/2078-1768-2021-57-73-81
КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ: ФОРМА ИЗУЧЕНИЯ, СОХРАНЕНИЯ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ АЛТАЯ
Илюшкин Александр Сергеевич, аспирант кафедры историко-культурного наследия и туризма, Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул, РФ). E-mail: [email protected]
В данной статье автор обращает внимание на роль краеведческой экспедиции в системе культурно-познавательного туризма. Под краеведческой экспедицией понимается комплексное изучение объектов (артефактов) прошлого, осуществляемое во время полевых работ с целью познания истории, хозяйства и культуры локального сообщества, его исторической ретроспективы и перспективы. Краеведческая экспедиция рассматривается нами как один из инструментов формирования гражданской позиции и исторической идентичности школьников, которые вовлечены в изучение истории малой родины. Краеведческие экспедиции историко-культурного содержания организуются в МБОУ «СОШ № 31» г. Барнаула. Силами педагогов этой школы и специалистов в области культурного туризма они проводятся с 2016 года. За это время учащиеся участвовали в ряде исследований на территории нескольких районов Алтайского края. В настоящее время продолжается исследование и выявление объектов историко-культурного наследия Алтая в целях его сохранения и популяризации. Определенная роль в этом деле принадлежит культурно-познавательному туризму, который представляет собой широкую область краеведения со своими формами и методами работы. Традиционными формами туристическо-краевед-ческой деятельности являются экскурсии, прогулки, походы, путешествия, консультации специалистов, уроки по предметам с использованием краеведческого материала. Среди форм краеведческой работы на Алтае важное место принадлежит краеведческой экспедиции. По мнению специалистов, школьное краеведение играет большую роль в воспитании гражданского самосознания подрастающего поколения через приобщение к историко-культурному наследию региона. И это важно, поскольку именно гражданственность является тем глобализирующим фактором, который может быть отчасти соотнесен с ценностными предпочтениями поколений современной молодежи.
Ключевые слова: культурно-познавательный туризм, краеведческая экспедиция, гражданское общество, миллениалы.
LOCAL HISTORY EXPEDITION: A FORM OF STUDYING, PRESERVING AND POPULARIZING OF THE HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE OF ALTAI
Ilyushkin Aleksandr Sergeevich, Postgraduate of Department of Historical and Cultural Heritage and Tourism, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russian Federation). E-mail: [email protected]
This article actualizes the role of the local history expedition in the system of cultural and educational tourism. A local history expedition is understood as a comprehensive study of objects (artifacts) of the past, carried out during field work in order to learn the history, economy and culture of the local community, its historical retrospective and prospects. The local history expedition is considered by us as one of the tools for forming the civic position and historical identity of schoolchildren who are involved in the study of the history of their small homeland. Local history expeditions of historical and cultural content are organized in the school No. 31 of Barnaul. They have been held since 2016 by the teachers of this school and specialists in the field
of cultural tourism. During this time, students participated in a number of studies on the territory of several districts of the Altai Territory. Currently, research and identification of objects of the historical and cultural heritage of Altai is continuing in order to preserve and popularize it. A certain role in this matter belongs to cultural and educational tourism, which is a wide field of local history with its own forms and methods of work. The traditional forms of tourist and local history activities are excursions, walks, hikes, trips, expert consultations, lessons on subjects using local history material. Among the forms of local history work in Altai, an important place belongs to the local history expedition. According to experts, school local history plays an important role in educating the civic consciousness of the younger generation through familiarization with the historical and cultural heritage of the region. And this is important, because citizenship is the globalizing factor that can be partly correlated with the value preferences of generations of modern youth.
Keywords: cultural and educational tourism, local history expedition, civil society, millennials.
Историко-культурное наследие любого региона России разнообразно по формам организации и методам актуализации. На территории Алтайского края ведутся тщательный учет и каталогизация, зарегистрировано более 2000 объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального и регионального значения. Среди памятников регионального значения преобладают мемориальные комплексы, в том числе памятники и ансамбли, погибших партизан и воинов Великой Отечественной войны. Некоторое количество объектов приходится на достопримечательные места (гора Пикет, Поповский остров, валы гидротехнических сооружений, штольня и пр.), а также на памятники градостроительства и архитектуры. Составлен список объектов археологического наследия федерального значения Алтайского края, зарегистрированных (присвоены регистрационные номера) в едином государственном реестре объектов культурного наследия народов Российской Федерации и т. д. [8]. Каталогизированы памятники деревянного зодчества г. Барнаула, среди которых зафиксированы памятники архитектуры федерального и регионального значения, а также памятники истории регионального значения [11].
В настоящее время продолжается исследование и выявление объектов историко-культурного наследия Алтая. Привлечение школьников к изучению истории малой родины значительно расширяет формы и методы работы по сохранению, изучению и популяризации истории и культуры малой родины [5]. Традиционными формами туристичес-ко-краеведческой деятельности являются экскурсии, прогулки, походы, путешествия, консульта-
ции специалистов, уроки по предметам с использованием краеведческого материала и т. д. [1]. Среди форм краеведческой работы на Алтае важное место принадлежит краеведческой экспедиции. Эта форма не нова: Алтайская краевая детская туристическая станция была организована еще в 1938 году [6]. Были собраны коллекции, которые сегодня являются основой для организации научно-исследовательской работы с учащимися [3]. Многолетний опыт по организации краеведческих экспедиций постоянно используется педагогами. В МБОУ «СОШ № 31» г. Барнаула силами учителей они проводятся с 2016 года. За это время учащиеся участвовали в археологических, этнографических и экологических краеведческих исследованиях на территории Хабарского, Первомайского и Чарышского районов Алтайского края. Основная цель экспедиций - изучение материальной и духовной культуры народов, их семейного и общественного быта, хозяйственных занятий и этнических процессов.
По мнению специалистов, школьное краеведение играет большую роль в воспитании гражданского самосознания подрастающего поколения через приобщение к историко-культурному наследию региона [1]. И это важно, поскольку именно гражданственность является тем глобализирующим фактором, который может быть отчасти соотнесен с ценностными предпочтениями поколений современной молодежи - миллени-алов - а именно, поколения Ъ (дети, родившиеся в 2001-2017 годах, по другим источникам -в 1997-2017 годах) [10; 15]. Следовательно, воспитательная работа должна учитывать данные факторы влияния на формирование предпочте-
ний поколений, которые возникают из условий среды: информированности в результате свободного общения в Сети.
Приобщение к культурно-историческим ценностям важно не только в отношении личности и общества, оно важно и с позиции самоощущения личности. В условиях нарастания темпов циви-лизационной динамики, которую зафиксировал немецкий философ Г. Люббе [9], динамичного роста знания, «реликтов цивилизации», когда под грузом новизны возникает дискомфорт восприятия действительности, «обостряется потребность в исторической памяти, упорядочивающей прошлое, подчиняющей его определенной логике, маркирующей его наиболее важные события» [16], условием сохранения внутренней целостности человека выступает историческая идентичность личности. Она вписывает ее в континуум времени и социума, обеспечивает не только стабильность собственного «я», но и чувство причастности деяниям «другого» через историю своего края, благодарность и почтение к «отеческим гробам», аналитически осмысленные [16]. Нельзя упустить и возможности обращения к ментальным общечеловеческим ценностям, таким как ответственность, уважение, историческая память и идентичность в культурно-этническом, социальном, конфессиональном, территориальном и др. планах. Отечественное краеведение выработало достаточно приемов для такой работы, в частности, в организации и проведении познавательных краеведческих экспедиций.
Организация и проведение экспедиций предполагают основательную предварительную подготовку, которая включает содержательный и бытовой компоненты:
- определение целей и задач;
- составление программы, плана;
- разработка маршрута и сроков экспедиции;
- изучение темы, круга проблем, литературы и источников в музеях, архивах и т. п.;
- комплектование необходимого оборудования и снаряжения;
- распределение обязанностей в экспедиционной группе и др.
Основные методы исследования, которые применяются в краеведческой экспедиции, - это картографирование, статистический анализ, ви-
зуальное наблюдение, анкетирование, интервьюирование, фото-, видео- и аудиофиксации, наблюдение за погодой, создание гербариев и прочих коллекций. Значительную методическую помощь в организации экспедиций оказывают наработки Алтайского государственного педагогического университета, в частности, в области устной истории [19].
Первая экспедиция, организованная в 2016 году, имела сугубо археологическую направленность, которая была обусловлена спецификой и профилем работы организаторов, которые имели в большинстве своем историческое образование и опыт участия и организации именно археологических экспедиций. В ходе экспедиции на территории Хабарского района Алтайского края изучались эпохи от раннего железа до поздней бронзы. В общей сложности на территории Хабарского района зафиксировано около 70 памятников археологии. Здесь широко представлены поселенческие и погребальные комплексы, относящиеся к различным культурно-историческим эпохам. Основной категорией находок с памятников являются керамика и кости животных [17].
В дальнейшем экспедиции стали носить комплексный характер, росло количество организаторов и экспертов из других областей деятельности: экологии, этнографии, туризма. Начинали работу со школьниками с изучения литературных источников о культуре и быте жителей районов, на территории которых проходили экспедиции, с экскурсий в Алтайский государственный краеведческий музей, где можно познакомиться с этнографическими коллекциями, то есть с изучения тех материалов, которые были собраны предшественниками. Благодаря проделанной работе, школьники получили представление о том, что основным методом этнографического изучения культуры и быта народов является наблюдение. Проводились изучение экологического состояния исследуемых территорий, оценка их состояния. Результаты своих наблюдений (полевые материалы) они оформляли в виде записей наблюдений и бесед с информантами, делали зарисовки, чертежи, фотографии, фиксирующие предметы материальной культуры и элементы духовной культуры (обряды, игры). Таким образом школьники усваивали навыки полевой работы, понимали, что важной частью экспедиционной и всей в целом поисковой
историко-краеведческой работы является составление документов, фиксирующих строго в соответствии с научными требованиями выявленные и собранные артефакты, а также разнообразные сведения о них. Это то, что касается содержательной части экспедиций.
Организация бытового компонента экспедиций также обеспечена методически, и, хотя имеющиеся руководства рассчитаны на студентов профильных вузов, они могут быть адаптированы и для школьников [14]. В данном организационном блоке реализуется утилитарная цель экспедиции - «получение практических навыков постановки полевого лагеря, организации его функционирования и жизнеобеспечения, выработка умений, необходимых для жизни в полевых условиях (заготовка дров, разжигание костра, варка пищи, поддержание порядка на месте проживания и т. п.), приобретения навыков взаимоотношений внутри изолированного коллектива, структурирование свободного времени, выработка приемов взаимопомощи и т. д.» [5]. Полученный опыт послужит в дальнейшей социальной жизни учащегося как житейский багаж.
С 2016 года к научно-краеведческой деятельности, добровольчеству в деле сохранения и изучения культурного наследия Алтайского края в ходе экспедиций было привлечено около 1000 участников, а благополучателями (лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь от добровольцев) [20] стали
более 4000 человек. Это, прежде всего родители и родственники добровольцев, волонтеров, педагоги образовательных учреждений, специалисты организаций сферы науки, культуры, искусства, профессиональные историки, краеведы, этнографы, археологи, географы, экологи и т. п. (табл. 1).
При планировании и подготовке экспедиций проводится большое количество мероприятий по привлечению в исследовательскую деятельность молодежи. Это встречи, беседы, конференции, экспедиции, походы, распространение информации в социальных сетях по популяризации молодежной науки и активного образа жизни. Основные участники научных изысканий - это школьники МБОУ «СОШ № 31» и других образовательных учреждений, а также студенты. В рамках реализации проекта «Волонтер науки: летний научно-образовательный лагерь» проведен комплекс мероприятий «Я исследователь» [13]. Цель мероприятий - обучение методике археологических исследований, ведению полевой документации, использованию научного оборудования, проведению поисковых археологических работ (разведка и т. п.). Кроме того, были проведены просветительские лекции на объектах культурного наследия, силами специалистов АНО «Алтайское археологическое общество» и МБОУ СОШ № 31 г. Барнаула (Бородаев В. Б., Ситников С. М., Белоусов Р. В., Кирюшин К. Ю., Калашникова Д. С., Илюшкин А. С., Саф-ронов М. И., Сафронова Е. Н.).
Таблица 1
Краеведческие экспедиции МБОУ СОШ № 31 г. Барнаула (2016-2020)
Дата Название Место Кол-во участников Состав участников Финансирование Организаторы Благо-получатели
2016 год «Летняя археологическая школа» Алтайский край, Хабар-ский район, р. Бурла (53.548343, 79.222818) 50 Школьники, студенты Добровольные взносы и пожертвования МБОУ «СОШ № 31» и туристический клуб «Новые горизонты» совместно с автономной некоммерческой организацией «Алтайское археологическое общество» 100
Окончание таблицы 1
Дата Название Место Кол-во участников Состав участников Финансирование Организаторы Благо-получатели
2017 год «Волонтерский архео-лого-краеведческий отряд» Первомайский район, протока Заломная (53.054276, 83.797339) 120 Школьники, студенты Добровольные взносы и пожертвования МБОУ «СОШ № 31» и туристический клуб «Новые горизонты» совместно с автономной некоммерческой организацией «Алтайское археологическое общество» 300
2018 год «Краевед-ческо-эко-логический десант» Чарышский район, долина р. Теплая (51.258068, 83.750647) 100 Школьники, студенты, добровольцы и волонтеры Грант губернатора Алтайского края, добровольные взносы и пожертвования МБОУ «СОШ № 31» и туристический клуб «Новые горизонты» совместно с автономной некоммерческой организацией «Алтайское археологическое общество» 200
«Путешествие сквозь века» 217 Школьники, студенты, добровольцы и волонтеры Фонд президентских грантов, добровольные взносы и пожертвования, средства спонсорской поддержки МБОУ «СОШ № 31» и туристический клуб «Новые горизонты» совместно с автономной некоммерческой организацией «Алтайское археологическое общество» 500
2019 год «Волонтер науки -летний научно-образовательный лагерь» Алтайский край, Чарыш-ский район, долина р. Межеумок (51.246122, 83.787489) 400 Школьники, студенты, добровольцы и волонтеры Фонд президентских грантов, добровольные взносы и пожертвования, средства спонсорской поддержки МБОУ «СОШ № 31» и туристический клуб «Новые горизонты» совместно с автономной некоммерческой организацией «Алтайское археологическое общество» 800
2020 год «Краеведом может быть каждый» Алтайский край, Чарыш-ский район, долина р. Межеумок (51.246122, 83.787489) 300 Школьники, студенты, добровольцы и волонтеры Добровольные взносы и пожертвования, средства спонсорской поддержки МБОУ «СОШ № 31» и туристический клуб «Новые горизонты», МБОУ «СОШ № 49», МБОУ «СОШ № 52» совместно с Автономной некоммерческой организацией «Алтайское археологическое общество» 1000
Все мероприятия МБОУ «СОШ №2 31» проводятся в тесном сотрудничестве и взаимодействии с АНО «Алтайское археологическое общество» [2].
Это обусловлено тем, что в современных условиях муниципальные бюджетные образовательные учреждения ограничены финансово, отсутствует
достаточное количество квалифицированных специалистов в области экологии, туризма, этнографии. Да и в целом количество педагогов средних образовательных учреждений, желающих участвовать в организации и проведении подобного рода мероприятий, невелико. Подобная же интеграция способствует покрытию проблемных зон. МБОУ «СОШ № 31» г. Барнаула оказывает поддержку проектов и предоставляет базу для проведения итоговой научной конференции.
Так, 7 декабря 2018 года на базе МБОУ СОШ № 31 прошла краевая историко-краеведческая конференция «Краеведение и молодежь», посвященная Году добровольца (волонтера) в России. Конференция стала итоговым мероприятием в рамках реализации проектов-победителей «Путешествие сквозь века» (проект-победитель конкурса Фонда Президентских грантов, осуществляется за счет средств федерального бюджета) и «Краеведческо-экологический десант» (проект-победитель гранта Губернатора Алтайского края в сфере деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляется за счет средств краевого бюджета). Количество участников конференции составило 120 человек -это уникальное явление для нашего региона: они представляли 20 образовательных учреждений края (Барнаула, Рубцовска, Новоалтайска, Коси-хинского, Третьяковского, Алтайского, Первомайского, Чарышского, Мамонтовского, Павловского районов). Доклады были распределены по четырем секциям: археология, этнография, краеведение, туризм и экология. На секциях наряду с участниками проектов (школьниками, студентами, добровольцами и волонтерами) выступали профессионалы (краеведы, педагоги, историки, археологи, этнографы, географы, специалисты сферы культуры и искусства, представители сферы туризма) [12].
Созданный в рамках проделанной работы научный отряд в настоящее время функционирует на постоянной основе на территории Алтайского края. В его задачи входят подготовка и проведение полевых краеведческих исследований, мероприятий по привлечению широкого круга молодежи и общественности к краеведческой работе.
Отряд является своего рода мобильным научным молодежным центром, который позволяет проводить в полевых условиях, непосредственно на исторических объектах, не только экспедиции, но и выставки, исторические реконструкции, что, несомненно, будет способствовать интеллектуальному и творческому развитию молодежи и популяризации научно-краеведческой деятельности, изучению истории и культуры Алтая.
Можно утверждать, что деятельность отряда и привлечение профессионалов-краеведов позволяют не только проводить научные полевые работы, но и осуществлять просветительскую деятельность для школьников, повышение квалификации педагогов, проживающих в том числе в отдаленных районах Алтайского края. Логическим завершением каждого сезона традиционно стало проведение историко-краеведческих конференций, которые предусматривают анализ и обобщение полевых научных материалов по краеведению. На конференциях свои работы могут представить как рядовые участники - школьники, молодежь, добровольцы, так и профессионалы. Проведение конференций позволяет продемонстрировать результативность и эффективность проводимой работы [4].
Таким образом, рассматривая краеведческое движение как одну из платформ формирования гражданственности молодежи в свете милле-анистского космополитического дискурса, мы предлагаем способ избежать одностороннего подхода к социальному конструированию личности, ориентированной на внешние вызовы. Формирование исторической идентичности личности путем вовлечения ее в краеведческую работу, участия в краеведческих экспедициях и, как промежуточный итог, в краеведческих конференциях способствует становлению гражданственности в рамках локуса, формированию общечеловеческих культурных ценностей и установок индивида. Подготовка и проведение краеведческих экспедиций на Алтае опираются на солидную методологическую и научную базу, которая сформирована еще в довоенный период и продолжает развиваться в рамках различных институций: школы, вуза, общественных организаций.
Литература
1. Алимова У. А. Школьное краеведение и экскурсионно-туристическая деятельность в Челябинской области // Краеведение как феномен провинциальной культуры: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 125-летию со дня рождения Андрея Федоровича Палашенкова (1886-1971). Омск, 27-29 октября 2011 года. - Омск, 2011. - С. 513-518.
2. Алтайское археологическое общество [Электронный ресурс]. - URL: https://archaeology22.ru (дата обращения: 05.06.2021).
3. Ботвинников В. И. Воспитательное влияние школьных туристических походов и экскурсий // Из опыта работы учителей истории и географии: сб. ст. - Барнаул, 1956. - С. 153-162.
4. Итоговое мероприятие по проекту 19-1-000878 «Волонтер науки: летний научно-образовательный лагерь» (проект - победитель конкурса Фонда Президентских грантов, осуществляется за счет средств федерального бюджета) [Электронный ресурс] // Алтайское археологическое общество. - URL: http://archaeology22. ги/2020/04/07/итоговое-мероприятие-по-проекту-19-1-000878-в (дата обращения 02.06.2021).
5. Константинов Ю. С. Период 1960-80-х годов в истории детско-юношеского туризма СССР // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения: научно-методический журнал. - 2017. - № 3. - С. 15-26.
6. Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей [Электронный ресурс]. - URL: http://akcdutik.ru/center/istoria_zentra (дата обращения: 02.06.2021).
7. Кулемзин А. М. Задачи сохранения историко-культурного наследия Кемеровской области и перспективы использования его в целях развития культурно-познавательного туризма // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2020. - № 51. - С. 103-108.
8. Культурное наследие Алтайского края [Электронный ресурс]. - URL: http://www.culture22.ru/kultura_altaja/ kulturnoe_nasl.
9. Люббе Г. Историческая идентичность // Вопросы философии. - 1994. - № 4. - С. 108-113.
10. Ожиганова Е. М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения // Бизнес-образование в экономике знаний. - 2015. - № 1. - С. 94-97.
11. Памятники деревянного зодчества города Барнаула. Каталог. - Барнаул, 2012. - 87 с.
12. Подробная информация о конференции «Краеведение и молодежь» [Электронный ресурс] // Алтайское археологическое общество. - URL: http://archaeology22.ru/2018/10/30/подробная-информация-о-конференции-к/ (дата обращения: 02.06.2021).
13. Пресс-конференция по проекту 19-1-000878 «Волонтер науки: летний научно-образовательный лагерь» [Электронный ресурс] // Алтайское археологическое общество. - URL: http://archaeology22.ru/2019/11/03/ пресс-конференция-по-проекту-19-1-000878-волон (дата обращения: 02.06.2021).
14. Программа и учебно-методические рекомендации по проведению полевой археологической практики (для студентов первого курса исторического факультета) / сост. А. Л. Кунгуров, А. А. Тишкин. - Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та. 2002. - 47 с.
15. Радаев В. В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: Эмпирический анализ // Социологические исследования. - 2018. - № 3. - С. 15-33.
16. Сергейчик Е. М. Историческая идентичность: территория и карта // Вестник СПбГУ Сер. 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. - 2016. - Вып. 1. - С. 68.
17. Ситников С. М. К археологической карте Хабарского района // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. - 2016. - Вып. XX. - С. 177-184.
18. Шульга П. И. О развитии школьного археологического туризма на Алтае // Историческое краеведение: теория и практика: мат-лы рос. науч.-практ. конф. - Барнаул, 1996. - С. 135-141.
19. Щеглова Т. К. Методика сбора устных исторических источников. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2006. - Вып. 2. -22 с.
20. Экономика и право: словарь-справочник [Электронный ресурс]. - URL: http://economics.niv.ru/doc/dictionary/ economy-and-law/fc/slovar-193-4.htm#zag-1176 (дата обращения: 02.06.2021).
Referenses
1. Alimova U.A. Shkol'noe kraevedenie i ekskursionno-turisticheskaya deyatel'nost' v Chelyabinskoy oblasti [School local history and excursion and tourist activities in the Chelyabinsk region]. Kraevedenie kak fenomen provintsial'noy kul'tury: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 125-letiyu so dnya rozh-deniya Andreya Fedorovicha Palashenkova (1886-1971). Omsk, 27-29 oktyabrya 2011 goda [Local history as a phenomenon of provincial culture. Materials of the All-Russian scientific-practical conference dedicated to the 125th anniversary of the birth of Andrei Fedorovich Palashenkov (1886-1971). Omsk, October 27-29, 2011]. Omsk, 2011, pp. 513-518. (In Russ.).
2. Altayskoe arkheologicheskoe obshchestvo [Altai archaeological society]. (In Russ.). Available at: https:// archaeology22.ru (accessed 05.06.2021).
3. Botvinnikov V.I. Vospitatel'noe vliyanie shkol'nykh turisticheskikh pokhodov i ekskursiy [Educational influence of school tourist trips and excursions]. Iz opyta raboty uchiteley istorii i geografii: sb. st. [From the experience of teachers of history and geography: collection of articles. Art]. Barnaul, 1956, pp. 153-162. (In Russ.).
4. Itogovoe meropriyatie po proektu 19-1-000878 "Volonter nauki: letniy nauchno-obrazovatel'nyy lager'" (proekt pobeditel' konkursa Fonda Prezidentskikh grantov, osushchestvlyaetsya za schet sredstv federal'nogo byudzheta) [The final event under the project 19-1-000878 "Science volunteer: summer scientific and educational camp" (the project is the winner of the competition of the Presidential Grants Fund, carried out at the expense of the federal budget)]. Altayskoe arkheologicheskoe obshchestvo [Altai Archaeological Society]. (In Russ.). Available at: http:// archaeology22.ru/2020/04/07/itogovoe-meropriyatie-po-proektu-19-1-000878-v (accessed 02.06.2021).
5. Konstantinov Yu.S. Period 1960-80-kh godov v istorii detsko-yunosheskogo turizma SSSR [Period 1960-80 in the history of youth tourism in the USSR]. Vestnik Akademii detsko-yunosheskogo turizma i kraevedeniya: nauch-no-metodicheskiy zhurnal [Bulletin of the Academy of youth tourism and local history. Scientific and methodical journal], 2017, no. 3, pp. 15-26. (In Russ.).
6. Kraevoe gosudarstvennoe byudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie dopolnitel'nogo obrazovaniya detey [Regional state budgetary educational institution of additional education for children]. (In Russ.). Available at: http://akcdutik. ru/center/istoria_zentra (accessed 02.06.2021).
7. Kulemzin A.M. Zadachi sokhraneniya istoriko-kul'turnogo naslediya Kemerovskoy oblasti i perspektivy ispol'zovaniya ego v tselyakh razvitiya kul'turno-poznavatel'nogo turizma [The tasks of preserving the historical and cultural heritage of the Kemerovo region and the prospects for using it for the development of cultural and educational tourism]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2020, no. 51, pp. 103-108. (In Russ.).
8. Kul 'turnoe nasledie Altayskogo kraya [Cultural heritage of the Altai Territory]. (In Russ.). Available at: http://www. culture22.ru/kultura_altaja/kulturnoe_nasl.
9. Lyubbe G. Istoricheskaya identichnost' [Historical identity]. Voprosyfilosofii [Questions ofphilosophy], 1994, no. 4, pp. 108-113. (In Russ.).
10. Ozhiganova E.M. Teoriya pokoleniy N. Khouva i V. Shtrausa. Vozmozhnosti prakticheskogo primeneniya [The theory of generations by N. Hove and W. Strauss. Possibilities of practical application]. Biznes-obrazovanie v ekonomike znaniy [Business education in the knowledge economy], 2015, no. 1, pp. 94-97. (In Russ.).
11. Pamyatniki derevyannogo zodchestva goroda Barnaula. Katalog [Monuments of wooden architecture of the city of Barnaul. Catalog]. Barnaul, 2012. 87 p. (In Russ.).
12. Podrobnaya informatsiya o konferentsii "Kraevedenie i molodezh'" [Detailed information about the conference "Local history and youth"]. Altayskoe arkheologicheskoe obshchestvo [Altai Archaeological Society]. (In Russ.). Available at: http://archaeology22.ru/2018/10/30/podrobnaya-informatsiya-o-konferentsii-k (accessed 02.06.2021).
13. Press-konferentsiya po proektu 19-1-000878 "Volonter nauki: letniy nauchno-obrazovatel'nyy lager'" [Press conference on the project 19-1-000878 "Science volunteer: summer scientific and educational camp"]. Altayskoe arkheologicheskoe obshchestvo [Altai Archaeological Society]. (In Russ.). Available at: http://archaeology22. ru/2019/11/03/press-konferentsiya-po-proektu-19- 1-000878-volon (accessed 02.06.2021).
14. Programma i uchebno-metodicheskie rekomendatsii po provedeniyu polevoy arkheologicheskoy praktiki (dlya stu-dentov pervogo kursa istoricheskogo fakul teta) [rogram and educational guidelines for conducting field archaeological practice (for first-year students of the Faculty of History)]. Comp. A.L. Kungurov, A.A. Tishkin. Barnaul, Izd-vo Alt. Gos. un-ta Publ., 2002. 47 p. (In Russ.).
15. Radaev V.V. Millenialy na fone predshestvuyushchikh pokoleniy: Empiricheskiy analiz [Millennials against the Background of Previous Generations: An Empirical Analysis]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Research], 2018, no. 3, pp. 15-33. (In Russ.).
16. Sergeychik E.M. Istoricheskaya identichnost': territoriya i karta [Historical identity: territory and map]. Vestnik SPbGU. Ser. 17. Filosofiya. Konfliktologiya. Kul'turologiya. Religiovedeniye [Bulletin of St. Petersburg State University. Ser. 17. Philosophy. Conflictology. Culturology. Religious studies], 2016, iss. 1, p. 68. (In Russ.).
17. Sitnikov S.M. K arkheologicheskoy karte Khabarskogo rayona [On the archaeological map of the Khabar region]. Sokhranenie i izuchenie kul 'turnogo naslediya Altayskogo kraya [Preservation and study of the cultural heritage of the Altai Territory], 2016, iss. XX, pp. 177-184. (In Russ.).
18. Shulga P.I. O razvitii shkol'nogo arkheologicheskogo turizma na Altaye [On the development of school archaeological tourism in Altai]. Istoricheskoe kraevedenie: teoriya i praktika: materialy ros. nauch.-prakt. konf. [Historical Local Lore: Theory and Practice. Materials of the Russ. scientific-practical conf.]. Barnaul, 1996, pp. 135-141. (In Russ.).
19. Shcheglova T.K. Metodika sbora ustnykh istoricheskikh istochnikov [Methods of collecting oral historical sources]. Barnaul, Izd-vo BGPU Publ., 2006, iss. 2. 22 p. (In Russ.).
20. Ekonomika i pravo: slovar'-spravochnik [Economics and law: dictionary-reference book]. (In Russ.). Available at: http://economics.niv.ru/doc/dictionary/economy-and-law/fc/slovar-193-4.htm#zag-1176 (accessed 02.06.2021).
УДК 7.03.(574)
Doi: 10.31773/2078-1768-2021-57-81-89
К ПРОБЛЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИННОВАЦИЙ НА ВОСТОКЕ КАЗАХСТАНА В 10-20-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА1
Лысенко Юлия Александровна, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой востоковедения, Алтайский государственный университет (г. Барнаул, РФ). E-mail: [email protected]
Рахматулина Евгения Юрьевна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Алтайский государственный университет (г. Барнаул, РФ); заместитель директора по выставочной работе, Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник (г. Усть-Каменогорск, Республика Казахстан). E-mail: [email protected]
Актуальность данной темы продиктована все обостряющимся исследовательским интересом в различных сферах социогуманитарного знания к проблеме развития инноваций, к механизмам и особенностям их восприятия в регионах с различными культурными слоями. Поскольку основные инновационные изменения первой четверти ХХ века были следствием Октябрьской революции, встает вопрос о процессах инноваций в этнорегионах, имеющих свою внутреннюю специфику, находящихся на значительном отдалении от революционных центров России. Авторы данной работы ставят перед собой цель: опираясь на реконструкцию основных этапов художественной жизни Восточного Казахстана, особенности его социокультурного развития и анализа художественно-образного содержания ряда ра-
1 Исследование выполнено при поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации в рамках проекта НШ-2693.2020.6 «Государственное регулирование социальных процессов в Центрально-Азиатском регионе России имперского и советского периодов».