УДК 902, 930 https://doi.org/10.34680/2411-7951.2020.8(33).1
Д.А.Борисевич, Е.А.Борисевич, Е.В.Торопова
ДЕТСКОЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ
XX ВЕКА И ЕГО ВКЛАД В ИЗУЧЕНИЕ АРХЕОЛОГИИ
В данной работе рассмотрено детское краеведческое движение 1960—1990-х гг. на примере деятельности клуба юных краеведов, основанного в 1964 году учителем истории З.С.Сорокиной в школе № 7 г. Боровичи Новгородской области. Работа кружка рассматривается с двух сторон: 1) краеведение как одна из форм культуры и досуга советской молодёжи; 2) участие школьников в археологических экспедициях и их вклад в сохранение памятников истории и культуры. Ученики занимались исследованием родного края: изучали топонимику, этнографию, ботанику, археологию, учились картографированию, ориентированию на местности, жизни в полевых условиях. Особое внимание уделялось изучению археологических памятников. Это направление работы поддерживалось боровичскими краеведами, археологами Новгородского пединститута, Новгородского музея, Института археологии АН СССР, областным отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, а также государственным органом по охране памятников.
Ключевые слова: Новгородская область, Боровичи, клуб юных краеведов, туризм, школьный музей, памятники археологии
С 50-х гг. XX века в Советском Союзе начинает активно развиваться детский туризм. С целью
организации досуга школьников и ознакомления их с памятниками истории родного края было разослано инструктивное письмо Министерства просвещения РСФСР «Об улучшении туристской и экскурсионно-краеведческой работы с детьми» (1954 г.) [1]. В дальнейшем это направление было закреплено в постановлении Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза (ЦК КПСС), Совета Министров СССР и Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов (ВЦСПС), вышедшем в 1969 году [2]. В Новгородской области детское экскурсионно-туристическое движение началось в 1956—1957 гг. и связано оно было со Всесоюзной экспедицией, посвящённой 40-летию Октябрьской революции [3].
Краеведческое движение имело два направления — это походы и организация музеев. Вся собранная информация должна была поступать на хранение в музейные фонды. Это привело к массовому открытию школьных музеев на местах и вызвало необходимость их регламентации. В 1974 г. был издан первый специальный правой акт, определяющий статус и функции школьных музеев [4], многие из которых продолжают функционировать и сейчас.
В Новгородской области молодёжное краеведческое движение стало особенно популярным в 1960-е гг. С этого времени на пленумах местных органов власти одной из главных тем становится организация школьных музеев. Так, например, на пленуме Новгородского обкома Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи (ВЛКСМ) в 1964 г. секретарь комсомольской организации Боровёнковской школы Окуловского района Новгородской области товарищ Суглицкий особо отметил: «Мы, как и многие, раньше не занимались краеведческой работой. Но как было радостно, когда в Первомайский праздник у нас в школе открылся краеведческий музей» [5].
Школьный краеведческий музей в 1965 г. был создан и в школе № 7 г. Боровичи. Его работа была тесно связана с Клубом юных краеведов, образованным годом ранее. Инициатором организации клуба и музея стала учитель истории этой школы З.С.Сорокина [6]. Её работа как педагога высоко оценивалась коллегами. В 1990 г. на Областной краеведческой конференции каждого учителя призывали использовать опыт поисковой деятельности школы № 7 г. Боровичи [7]. Большую поддержку этому начинанию оказали боровичские краеведы Г.И.Ивановский и В.В.Гарновский, а также профессор Новгородского пединститута (НГПИ) историк и археолог С.Н.Орлов. Клуб (сами школьники назвали его кружком) просуществовал до начала 1990-х гг., а школьный музей продолжает работать и сейчас. За 25 лет кружковцами было организовано более 30 однодневных и 12 многодневных походов в десять из 21 района области [8]. Участниками клуба были школьники 5—8 классов. Они занимались сбором информации об истории, памятниках архитектуры, культуры, археологии, боевой и трудовой славы в окрестностях г. Боровичи. Одной из целей юных краеведов было составление карты археологических памятников Новгородской области [8].
Основной формой работы Клуба стали туристическо-краеведческие походы и экспедиции. Первая экспедиция, которой руководили З.С.Сорокина и Г.И.Ивановский, состоялась с 19 по 24 июня 1965 г. Структура экспедиции, распорядок дня, обязанности каждого участника были очень тщательно продуманы и направлены на выполнение практических задач. Школьники разделились на тематические группы по четыре человека в каждой: историки, археологи, географы, «топонимы», этнографы. Например, историки занимались опросом старожилов, этнографы фотографировали старые постройки, археологи обследовали памятники и т.д. Все наблюдения записывались в полевые дневники. Группой руководил капитан. Среди должностей, которые в экспедиции занимали школьники, были также фотографы, физруки, санитары и завхоз [9]. Во время похода участники экспедиции учились разбивать лагерь, дежурить, организовывать досуг. Утро начиналось с зарядки,
проводимой физруками-школьниками, вечерами устраивались конкурсы мальчиков против девочек, где ребята отвечали на вопросы, ставили палатку на скорость, исполняли командную песню. Питание в отряде было хорошим: варили каши, на обед давали свежие щи с мясом, картофель с салакой и чай с пряниками и т.п. [9]. Юные краеведы постоянно находились в движении, проходили большие дистанции между деревнями или местами, где машина не могла проехать.
За пять дней школьники собрали 70 микротопонимов Боровичского и Мошенского районов Новгородской области, описали географические особенности указанного микрорегиона, опросили местных жителей и записали их воспоминания о земляках-участниках Великой Отечественной войны, а также сведения об исторических личностях, чья жизнь и деятельность были связаны с осмотренными экспедицией населёнными пунктами. Целью работы группы археологов было, в первую очередь, закрепление полученных во время этапа подготовки к экспедиции знаний о памятниках археологии и освоение методики проведения разведочных полевых работ: умение определять памятники по внешнему виду, делать замеры и описания, составлять документацию. Во время похода были осмотрены и зафиксированы 13 памятников археологии: выполнена фотосъёмка, даны подробные описания, составлены глазомерные планы. Все полученные данные вошли в альбом-дневник Первой краеведческой экспедиции, хранящийся ныне в архиве краеведческого музея им. З.С.Сорокиной МАОУ СОШ № 7 г. Боровичи [9]. Также с помощью старших коллег на 12 памятников археологии были составлены паспорта, которые передали в Новгородское областное управление культуры.
Стоит отметить, что материал, собранный юными краеведами, имеет не только историографическое, но и научно-практическое значение. Карты-схемы и полевые заметки составлялись учащимися аккуратно и добросовестно, и сегодня они могут служить отличным дополнением к документации по памятникам археологии. В качестве примера можно привести данные о жальнике близ д. Александрово Мошенского района. Памятник был открыт Г.И.Ивановским в 1956 г., в 1965 г. им был составлен паспорт [10]. В том же году жальник обследовали юные краеведы. Ими был выполнен схематический план памятника, сделаны фотографии, даны подробные описания [9]. Глазомерный план жальника, представленный в паспорте Г.И.Ивановского, менее информативен, чем план, который сделали кружковцы — на нем более чётко отмечены горизонтали, размеры жальника и разрушающего его карьера. В ходе паспортизации 1980—90-х гг. паспорт на памятник по новой форме составил сотрудник Института философии АН СССР В.В.Мильков [11]. Сравнивая чертёж жальника в д. Александрово из паспорта 1990 г. со схемой школьников, мы можем наглядно увидеть, как изменились границы разрушавшего его карьера за 25 лет.
Работа Клуба юных краеведов г. Боровичи оказалась настолько результативной, что смогла привлечь внимание не только учителей и краеведов, но и историков НГПИ, Института археологии АН СССР и Новгородского государственного музея. Информация о взаимодействии школьников и учёных сохранилась в переписке, которая сегодня является частью архива краеведческого музея им. З.С.Сорокиной. Начиная с третьей экспедиции, активное участие в жизни Клуба юных краеведов принимал доктор исторических наук С.Н.Орлов [12]. В 1975 г. школьников пригласила поучаствовать в раскопках неолитической стоянки Кончанское-1 на берегу оз. Шерегодро кандидат исторических наук М.П.Зимина [6, 13]. Активное сотрудничество велось с Новгородским государственным музеем. Сохранились письма, в которых его сотрудники просят З.С.Сорокину вместе с юными краеведами помочь в выявлении памятников археологии, а именно расспросить жителей деревень Боровичского и соседних районов о культовых камнях, узнать местонахождение, легенды с ними связанные, имеются ли изображения, а собранный материал отправить в музей [14]. Находки, обнаруженные юными краеведами, пополнили коллекцию школьного музея, а также Боровичского краеведческого музея (например, жальничный крест из Любытинского района был передан краеведческому музею г. Боровичи) [8].
Юные краеведы научились выявлять памятники, делать обмеры, описания, схемы, зарисовки, фотографии памятников; узнали, что такое культурный слой, как заложить шурф, раскоп, как паспортизировать находки, что такое нивелировка и для чего её проводят.
После освоения теории «кружковцы» перешли к практике. Выполняли несколько видов работ:
1. Осмотр памятников во время пеших походов;
2. Составление документации: описание объекта, обмеры, фотофиксация, картирование, глазомерная съёмка;
3. Сбор подъёмного материала, закладка разведочных шурфов, участие в археологических раскопках.
Материалы, собранные юными краеведами, использовались в музее, на внеурочных занятиях. После
возвращения из походов кружковцы составляли красочные дневники-альбомы, в которых прописывали быт в лагере, рисовали карты маршрутов, подробно описывали проделанную работу, которую дополняли аннотированными фотографиями [9, 15-17], а результаты каждого похода публиковались в районной газете [1826]. Нередко участники кружка сами присылали в редакцию «Красной искры» свои рассказы о результатах проведённых раскопок, о памятниках археологии и их важности для науки, призывали беречь наследие предков [27, 28]. Традиционными стали краеведческие вечера, проводимые осенью. На них подводились итоги экспедиций, участники готовили доклады про изученные за сезон памятники и представляли их, пели туристские песни, показывали любительские фильмы, снятые во время походов. На этих вечерах присутствовали не только учителя и ученики школы, но также краеведы, представители отделения общества охраны памятников истории и культуры. Участники кружка награждались грамотами, подарками, книгами городского совета общества охраны памятников [29].
В связи многообразием материала (отчёты и полевые дневники С.Н.Орлова, З.С.Сорокиной, альбомы участников клуба юных краеведов, газетные статьи) возникает ряд трудностей с установлением точного количества памятников, исследованных участниками Клуба. По предварительным подсчётам за годы существования Клуба «кружковцы» посетили 267 памятников археологии: восемь памятников каменного века, 22 памятника эпохи палеометалла, 206 памятников VIII—XI веков и 31 памятник эпохи средневековья, среди которых неолитическая мастерская д. Ёгла, неолитическая стоянка и могильник на берегу оз. Шерегодро, городище Княжая гора, селище и три курганные группы на оз. Крюково, Молвотицкое, Марёвское, Панёвское, Передское городища, курганы и сопки в п. Любытино и др. [6-9, 15-30]. Важно отметить, что информация о памятниках хранилась не только в школьном музее, но и передавалась в Областной отдел культуры и Новгородский областной совет общества по охране памятников истории и культуры — на многие вновь открытые и выявленные памятники составлялась подробная документация, которую школьники старались выполнить в форме паспортов. Юные краеведы заботились также и о сохранении памятников — в случае, когда в походах обнаруживалось, что памятнику грозила гибель, информация о нём также фиксировалась и незамедлительно передавалась в органы по охране памятников [8].
Стоит сказать, что воспитание молодёжи — это большой труд, в основе которого лежит взаимопонимание между учениками и их преподавателем. З.С.Сорокина организовала кружок, приглашала на занятия краеведов, учёных-археологов, помогала своим ученикам с подбором материала и написанием докладов, заложила основу, с помощью которой школьники нашли возможность полезного времяпрепровождения.
Юными краеведами была проделана большая работа, они внесли свой вклад в изучение археологии Новгородской земли. Благодаря их энергии и энтузиазму, а также своевременному наблюдению за памятниками археологии, удалось избежать утраты многих из них. Карты-схемы и полевые заметки составлялись ребятами качественно и аккуратно, и являются прекрасным дополнением для изучения того или иного археологического объекта. С.Н.Орлов очень любил «юннатов», отмечал, что многие открытия были совершены «благодаря их исключительной любознательности» и кропотливой работе (например, обнаружен неолитический могильник у оз. Шерегодро) [30]. Удачное взаимодействие школы и государственных структур по охране и сохранению памятников поспособствовало популяризации науки среди молодёжи.
1. Остапец-Свешников А.А. Наука в развитии туристско-краеведческой деятельности подрастающего поколения // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2013. № 1. С. 10-22.
2. Постановление ЦК КПСС, Совета Министров РСФСР, Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 18 декабря 1969 года N° 678 «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в РСФСР».
3. Информация о ходе работы пионерских организаций 1956—1957 гг. // ГАНИНО. Ф. 2224. Оп. 13. Д. 24. Л. 16-20.
4. Постановление Секретариата ЦК ВЛКСМ, Коллегии Министерства просвещения и Коллегии Министерства культуры СССР от 19 августа 1974 г. № 8/58-а «Об утверждении Положения о школьном музее».
5. Протоколы пленумов Новгородского областного комитета ВЛКСМ № 2, 3, 4 за 1964г. // ГАНИНО. Ф. 2224. Оп. 21. Д. 2. Л. 209211.
6. Краеведческая работа в школе № 7 г. Боровичи. // Архив краеведческого музея им. З.С.Сорокиной МАОУ СОШ № 7 г. Боровичи. Альбом, 1966 г. Л. 2.
7. Сорокина З. Воспитание доброты // Красная искра. 1990. 8 июня.
8. Сорокина З.С. Обобщение опыта работы кружка юных краеведов по теме: «Изучение археологических памятников края» // Архив краеведческого музея им. З.С.Сорокиной МАОУ СОШ № 7 г. Боровичи. Работа первичной организации охраны памятников истории и культуры. 21 л.
9. Первая школьная краеведческая экспедиция учащихся 7-ой школы по изучению Северо-Восточной части Боровичского района. // Архив краеведческого музея им. З.С.Сорокиной МАОУ СОШ № 7 г. Боровичи. Альбом. 50 л.
10. Ивановский Г.И. Александровский жальник. Паспорт. 1965 г. (копия) // НА ЦАИ НовГУ.
11. Мильков В.В. Александрово. Жальник. Паспорт. 1990 г. (копия) // НА ЦАИ НовГУ.
12. Сорокина З. Итоги летней экспедиции // Красная искра. 1967. Июль.
13. Открытка М.П.Зиминой к З.С.Сорокиной // Архив краеведческого музея им. З.С.Сорокиной МОУ СОШ № 7 г. Боровичи.
14. Письмо Новгородского государственного музея З.С.Сорокиной от 22.02.1985 // Архив краеведческого музея им. З.С.Сорокиной МАОУ СОШ № 7 г. Боровичи.
15. Дневник второй летней археологической экспедиции учащихся 7-ой школы г. Боровичи по изучению памятников Любытинского района // Архив краеведческого музея им. З.С.Сорокиной МАОУ СОШ № 7 г. Боровичи. Альбом. 34 л.
16. Дневник летней археологической экспедиции Боровичи-Яжелбицы-Демянск-Молвотицы-Марёво // Архив краеведческого музея им. З.С.Сорокиной МАОУ СОШ № 7 г. Боровичи. Альбом. 42 л.
17. Археологические исследования нашего края // Архив краеведческого музея им. З.С.Сорокиной МАОУ СОШ № 7 г. Боровичи. Альбом. 59 л.
18. Ивановский Г. Из далёкой поездки // Красная искра. 1966. 29 июля.
19. Сорокина З. Интересная экспедиция // Красная искра. 1968.
20. Сорокина З. С чего начинается Родина // Красная искра. 1969. 18 июля.
21. Сорокина З. По родному краю // Красная искра. 1970. 29 июля. С. 4.
22. Сорокина З. Итоги экспедиции юных археологов // Красная искра. 1971.
23. Сорокина З. Итоги летней экспедиции // Красная искра. 1974. Октябрь.
24. Семенова Г. Находки юных археологов // Красная искра. 1975. 3 октября.
25. Сорокина З. Десятая экспедиция юных краеведов // Красная искра. 1976. 15 сентября. С. 3.
26. Сорокина З. Поиск ведут школьники // Красная искра. 1978. 23 сентября. С. 3.
27. Смородина Лида. Беречь наследие предков // Красная искра. 1966.
28. Набойщиков Лёша. Что показали раскопки // Красная искра. 1972. Сентябрь.
29. Калиненко Г. Отчитываются юные краеведы // Красная искра. 1971. Ноябрь.
30. Отчёт С.Н.Орлова о работе совместной археологической экспедиции НГПИ и Новгородского музея // ОПИ НГОМЗ. Ф.Р.-10. Оп. 1. Ед. хр. 64. 9 л.
References
1. Ostapec-Sveshnikov A.A. Nauka v razvitii turistsko-kraevedcheskoy deyatel'nosti podrastayushhego pokoleniya [Science in the development of local history tourist activity of the younger generation]. Vestnik akademii detsko-yunosheskogo turizma i kraevedeniya, 2013, no. 1, pp. 10-22.
2. Postanovlenie CK KPSS, Soveta Ministrov RSFSR, Vsesoyuznogo Central'nogo Soveta Professional'nyh Soyuzov ot 18 dekabrya 1969 goda № 678 "O merah po dal'neyshemu razvitiyu turizma i yekskursiy v RSFSR" [Resolution of the CPSU Central Committee, the RSFSR Council of Ministers and the All-Union Central Council of Labor-Unions No. 678 of Dec. 18, 1969 "On Measures for the Further Development of National Tourism and Excursions in the RSFSR"].
3. Informaciya o hode raboty pionerskih organizaciy 1956—1957 gg. [Information on the progress of the pioneer organizations in 1956— 1957]. Gosudarstvennyy arhiv noveyshey istorii Novgorodskoy oblasti [State Archive of Contemporary History of Novgorod Region]. F. 2224, Inventory 13, Dos. 24, p. 16-20.
4. Postanovlenie Sekretariata CK VLKSM, Kollegii Ministerstva prosveshheniya i Kollegii Ministerstva kul'tury SSSR ot 19 avgusta 1974 g. № 8/58-a "Ob utverzhdenii Polozheniya o shkol'nom muzee" [Resolution of the Resolution of the Secretariat of the Central Committee of the Komsomol, the Collegium of the Ministry of Education and the Collegium of the USSR Ministry of Culture No. 8/58 of Aug. 19, 1974 "On the approval of the regulation on school museum"].
5. Protokoly plenumov Novgorodskogo oblastnogo komiteta VLKSM no. 2, 3, 4. 1964. [Protocols of the plenums of the Novgorod regional committee of the Komsomol No. 2, 3, 4. 1964]. Gosudarstvennyy arhiv noveyshey istorii Novgorodskoy oblasti [State Archive of Contemporary History of Novgorod Region]. F. 2224, Inv. 21, Dos. 2, pp 209-211.
6. Kraevedcheskaya rabota v shkole N° 7 g. Borovichi [Local History Activities at Borovichi School N° 7]. Arhiv kraevedcheskogo muzeya im. Z.S.Sorokinoy MAOU SOSh no. 7 g. Borovichi [Archive of Local History Museum named Zoya Sorokina of Borovichi School no. 7]. Album, 1966, p. 2.
7. Sorokina Z. Vospitanie dobroty [Education of Kindness]. Krasnaya iskra [The Red Spark], 1990, Yune, 8.
8. Sorokina Z.S. Obobshhenie opyta raboty kruzhka yunyh kraevedov po teme: "Izuchenie arheologicheskih pamyatnikov kraya" [Young Local Historians' Club Work Experience on the Topic: "Study of the Archaeological Heritage of the Region"]. Arhiv kraevedcheskogo muzeya im. Z.S.Sorokinoy MAOU SOSh no. 7 g. Borovichi [Archive of Local History Museum named Zoya Sorokina of Borovichi School no. 7]. 21 p.
9. Pervaya shkol'naya kraevedcheskaya yekspediciya uchashhihsya 7-oy shkoly po izucheniyu Severo-Vostochnoy chasti Borovichskogo rayona. [First School Expedition of Borovichi School N 7 Pupils for Study the North-East Part of Borovichi District]. Arhiv kraevedcheskogo muzeya im. Z.S.Sorokinoy MAOU SOSh no. 7 g. Borovichi [Archive of Zoya Sorokina Local History Museum in Borovichi School no. 7]. Album. 50 p.
10. Ivanovskiy G.I. [Aleksandrovskiy zhal'nik. Passport. 1965]. Nauchnyy arhiv centra arheologicheskih issledovaniy novgorodskogo gosudarstvennogo arhiva [Scientific Archive of Archeological Research Centre of Novgorod State University].
11. Mil'kov V.V. [Aleksandrovo. Zhal'nik. Passport. 1990]. Nauchnyy arhiv centra arheologicheskih issledovaniy novgorodskogo gosudarstvennogo arhiva [Scientific Archive of Archeological Research Centre of Novgorod State University].
12. Sorokina Z. Itogi letney yekspedicii [Results of Summer Expedition]. Krasnaya iskra [The Red Spark], 1967, Yuly.
13. Otkrytka M.P.Ziminoy k Z.S.Sorokinoy [Postcard from Maya Zimina to Zoya Sorokina]. Arhiv kraevedcheskogo muzeya im. Z.S.Sorokinoy MAOU SOSh no. 7 g. Borovichi [Archive of Local History Museum named Zoya Sorokina of Borovichi School no. 7].
14. Pis'mo Novgorodskogo gosudarstvennogo muzeya Z.S.Sorokinoy ot 22.02.1985 [Letter from Novgorod State Museum to Zoya Sorokina of Feb, 22. 1985]. Arhiv kraevedcheskogo muzeya im. Z.S.Sorokinoy MAOU SOSh no. 7 g. Borovichi [Archive of Local History Museum named Zoya Sorokina of Borovichi School no. 7].
15. Dnevnik vtoroy letney arheologicheskoy yekspedicii uchashhihsya 7-oy shkoly g. Borovichi po izucheniyu pamyatnikov Lyubytinskogo rayona [Diary of he Second Summer Archaeological Expedition of Borovichi School № 7 Pupils]. Arhiv kraevedcheskogo muzeya im. Z.S.Sorokinoy MAOU SOSh no. 7 g. Borovichi [Archive of Local History Museum named Zoya Sorokina of Borovichi School no. 7]. Album. 34 p.
16. Dnevnik letney arheologicheskoy yekspedicii Borovichi-Yazhelbicy-Demyansk-Molvoticy-Maryovo [Diary of Summer Archaeological Expedition Along the Route Borovichi-Yazhelbitsy-Demyansk-Molvotitsy-Marevo]. Arhiv kraevedcheskogo muzeya im. Z.S.Sorokinoy MAOU SOSh no. 7 g. Borovichi [Archive of Local History Museum named Zoya Sorokina of Borovichi School no. 7]. Album. 42 p.
17. Arheologicheskie issledovaniya nashego kraya [Archaeological Researches of Our Land]. Arhiv kraevedcheskogo muzeya im. Z.S.Sorokinoy MAOU SOSh no. 7 g. Borovichi [Archive of Local History Museum named Zoya Sorokina of Borovichi School no. 7]. Album. 59 p.
18. Ivanovskiy G. Iz dalyokoy poezdki [From a Distant Trip]. Krasnaya iskra [The Red Spark], 1966, Yuly, 29.
19. Sorokina Z. Interesnaya yekspediciya [An Interesting Expedition]. Krasnaya iskra [The Red Spark], 1968.
20. Sorokina Z. S chego nachinaetsya Rodina [Where the Motherland Begins]. Krasnaya iskra [The Red Spark], 1969, Yuly, 18.
21. Sorokina Z. Po rodnomu krayu [On the Native Land]. Krasnaya iskra [The Red Spark], 1970, Yuly, 29, p. 4.
22. Sorokina Z. Itogi yekspedicii yunyh arheologov [The Results of Young Archaeologists' Expedition]. Krasnaya iskra [The Red Spark], 1971.
23. Sorokina Z. Itogi letney yekspedicii [The Results of Summer Expedition]. Krasnaya iskra [The Red Spark], 1974, Oktyabr'.
24. Semenova G. Nahodki yunyh arheologov [Findings of Young Archaeologists]. Krasnaya iskra [The Red Spark], 1975, Oct, 3.
25. Sorokina Z. Desyataya yekspediciya yunyh kraevedov [10th Youn Local Historians' Expedition]. Krasnaya iskra [The Red Spark], 1976, Sep, 15. p. 3.
26. Sorokina Z. Poisk vedut shkol'niki [Schools Students Are Exploring]. Krasnaya iskra [The Red Spark], 1978, Sep, 23, p. 3.
27. Smorodina Lida. Berech' nasledie predkov [Protect the Heritage of Ancestors]. Krasnaya iskra [The Red Spark], 1966.
28. Naboyshhikov Lyosha. Chto pokazali raskopki [Findings of Excavations]. Krasnaya iskra [The Red Spark], 1972, September.
29. Kalinenko G. Otchityvayutsya yunye kraevedy [Young Local Historians Report]. Krasnaya iskra [The Red Spark], 1971, November.
30. Otchyot S.N.Orlova o rabote sovmestnoy arheologicheskoy yekspedicii NGPI i Novgorodskogo muzeya [Sergey Orlov's Report of Novgorod Pedagogical Institute and Novgorod State Museum Joint Archaeological Expedition]. Otdel pis'mennyh istochnikov Novgorodskogo gosudarstvennogo muzeya-zapovednika [Department of Written Sources of Novgorod State Museum-Reserve]. F.R. 10, Inv. 1, Dos. 64. 9 p.
Borisevich D.A., Borisevich E.A., Toropova E.V. Children's local history movement in the Novgorod region in the second half of the XX century and its contribution to the study of archaeology. This paper examines the children's local history movement of the 1960s and 1990s on the example of the young local historians' club, founded in 1964 by the history teacher Zoya Sorokina at school no. 7 in Borovichi, Novgorod region. The work of the club is considered from two angles: 1) local history as a form of culture and leisure of Soviet youth; 2) participation of schoolchildren in archaeological expeditions and their contribution to the preservation of historical and cultural heritage. School students were engaged in research of their native land: they studied Toponymy, Ethnography, Botany, Archaeology, learned mapping, orientation, and camping. Special attention was paid to the study of archaeological sites. This work was supported by the Borovichi's local historians, archaeologists of Novgorod Pedagogical Institute, the State Novgorod Museum, Institute of archaeology, USSR Academy of Sciences, regional branch of All-Russian Society of Protection of History and Culture Heritage, as well as authority for protection of heritage.
Keywords: Novgorod region, Borovichi, young local historian's club, tourism, school museum, archaeological heritage.
Сведения об авторах. Даниил Андреевич Борисевич — студент 1-ого курса магистратуры кафедры всемирной истории и международных отношений Гуманитарного института Новгородского государственного университета им. Ярослава мудрого (специальность 46.04.01); ORCID: 0000-0002-2502-5082; [email protected]; Екатерина Алексеевна Борисевич — студент 1-ого курса магистратуры кафедры всемирной истории и международных отношений Гуманитарного института Новгородского государственного университета им. Ярослава мудрого (специальность 46.04.01); ORCID: 0000-0002-3333-9575; [email protected]; Елена Владимировна Торопова — канд. ист. н., доцент, зав. кафедрой истории России и археологии, НовГУ имени Ярослава Мудрого; ORCID: 0000-0001-5008-4933; [email protected].
Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 01.10.2020. Принята к публикации 01.11.2020.