Научная статья на тему 'KPI как ориентир на достижение региональных стратегических и операционных целей менеджмента'

KPI как ориентир на достижение региональных стратегических и операционных целей менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трофимова Екатерина Андреевна, Крыжановская Ольга Александровна

В данной статье рассмотрены проблемы распределения региональных средств и необходимость внедрения ключевых показателей эффективности (KPI) менеджмента регионально уровня. Необходимость мониторинга реализации региональной социально-экономической политики, контроля и регулирования, а также предъявляемые требования при разработке и внедрении системы KPI.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Трофимова Екатерина Андреевна, Крыжановская Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «KPI как ориентир на достижение региональных стратегических и операционных целей менеджмента»

инноваций, но и осознанному пониманию закономерностей инновационного процесса, особенностей развития данной среды, навыков учета не только преимуществ, но и негативных последствий внедрения новшеств, способности рационально оценивать перспективы научно-технической деятельности с позиций как экономической, так и экологической и социальной эффективности.

Список литературы

1. Воротников И. Л., Котельникова Е.А., Третьяк Л. А. Анализ инновационной макросреды АПК России // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 108. С. 30-44.

2. Дудникова Е.Б., Третьяк Л.А., Душевина Е.М. Анализ инновационного потенциала работников села (на примере Саратовской области) // Стратегия развития агропродо-вольственного комплекса России в условиях социально-экономической нестабильности: Материалы Островских чтений 2015. - Саратов: Изд-во ИАгП РАН, - 2015. - 501 с. - с. 386 - 389.

3. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года // Консультант Плюс. [Электронный ресурс].-Режим доступа: www.consultant.ru.

4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Консультант-плюс [Электронный ресурс].- Режим доступа: www.consultant.ru

УДК 338

KPI КАК ОРИЕНТИР НА ДОСТИЖЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ И ОПЕРАЦИОННЫХ ЦЕЛЕЙ

МЕНЕДЖМЕНТА Трофимова Екатерина Андреевна, студент Крыжановская Ольга Александровна, к.э.н., доцент кафедры

региональной экономики и менеджмента Юго-Западный государственный университет, г.Курск, Россия

В данной статье рассмотрены проблемы распределения региональных средств и необходимость внедрения ключевых показателей эффективности (KPI) менеджмента регионально уровня. Необходимость мониторинга реализации региональной социально-экономической политики, контроля и регулирования, а также предъявляемые требования при разработке и внедрении системы KPI.

На сегодняшний день для анализа деятельности всё больше российских предприятий внедряют систему сбалансированных показателей (ССП). При этом идет различное толкование взаимосвязи системы KPI с ССП. Одни считают систему KPI составляющей ССП, другие авторы представляют ССП как усовершенствованную модель системы KPI. Мы же будем рассматривать Сбалансированную систему показателей (Balanced

Scorecard, BSC, ССП), как механизм последовательного доведения до персонала стратегических факторов успеха, целей компании и контроль их достижения через ключевые показатели эффективности, в английском варианте — Key Performance Indicator (KPI).

KPI - это показатели деятельности подразделения (предприятия), которые помогают организации в достижении стратегических и тактических (операционных) целей. Использование ключевых показателей эффективности даёт организации возможность оценить своё состояние и помочь в оценке реализации стратегии P [1].

Стратегия предприятия, определение его целей и задач являются привилегией и обязанностью высшего управленческого звена компании, в то время как реализовывать стратегию приходится сотрудникам предприятия на уровне структурных подразделений. Перенесём значение предприятия на регион, тогда мы уже имеем региональную стратегию, цели и задачи.

Значительную опасность для развития региона представляет недостаточный обмен информацией между его руководством и подразделениями, районами. Отсутствие конкретных стратегических целей у подразделений приводит к тому, что исполнители не соотносят свои действия с глобальными целями региона. Данная «растерянность» приводит к расходованию региональных ресурсов на выполнение второстепенных задач. Данная проблема характерна как для России, так и за рубежом.

Руководству в данной ситуации необходим инструментарий, который помог бы решить данную проблему. Таковым является система ключевых

показателей эффективности (KPI) и система сбалансированных показателей. Оценка эффективности - именно тот инструмент, который позволяет определить, насколько управление соответствует уровню достижения стратегических целей. Стоит отметить, что эта методика -лишь инструмент, облегчающий процесс принятия управленческих решений за счет обеспечения руководства полноценной информацией.

Ориентация на стратегические цели компании и их достижение -основной признак KPI. О перспективах развития также может свидетельствовать принятый курс государственной политики в сфере управления. Рабочей группой в составе представителей Росимущества и Минэкономразвития России разработаны и утверждены Экспертно-консультационным советом при Росимуществе Методические указания по применению ключевых показателей эффективности государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными унитарными предприятиями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов. Также система KPI рекомендована Росимуществом к внедрению на предприятиях с участием регионов [2].

Использование федеральных целевых программ относится к инструментам региональной политики и их использование не дает ожидаемого результата. Выработка необходимого набора и других инструментов относительно конкретного региона могла бы дать возможность региону стать более конкурентоспособным.

В большей степени на уровне оценки бюджетного процесса осуществляется только сопоставление планируемых и фактических показателей. Таким образом, аналитические расчеты и дальнейшие выводы могут формироваться только на основе отслеживания динамики изменения имеющихся показателей. Это требует налаживания четкой системы мониторинга по данным индикаторам.

Необходимо отметить то, что весь набор индикаторов станет действующим механизмом только в том случае, когда будет предусмотрена процедура его внедрения в процесс функционирования региона, что очевидно потребует изменений существующего набора.

Сформулировав и внедрив ключевые показатели эффективности, следующим этапом необходимо рассчитать уровень эффективности (Э) внедрения КР1 в систему регионального управления. Данный метод позволяет корректировать, вносить изменения в систему показателей, включать или исключать показатели длю достижения наибольшей эффективности.

Большинство исследователей сводят результативность и эффективность реализации региональной экономической политики к оценке эффективности региональной бюджетной политики, но это ошибочно, так как разнообразие достигаемых при ее реализации результатов существенно шире. В результате, повышение эффективности применения региональной социально-экономической политики может быть обеспечено при условии применения в практике регионального менеджмента многопараметрической системы оценки результатов ее внедрения, что позволит проводить оценку различных составляющих [3].

Формирование системы показателей, используемых в управленческих процессах мониторинга и контроля при реализации социально-экономической политики, должно быть построено на применении принципа сбалансированности, а также быть ориентировано на широкое использование показателей эффективности. Выполнение указанных требований и необходимость создания системы критериев, использование которой возможно также при формировании программ мотивации работников органов государственного регулирования, определило необходимость построения показателей эффективности реализации региональной социально-экономической политики через систему КР1. Она должна быть использована в процессах мониторинга реализации региональной социально-экономической политики, контроля и регулирования, что позволит обеспечить повышение качества управления

по целям, которое является системой управления, в наибольшей степени соответствующей текущей проблематике регионального менеджмента

[4.5].

Основной задачей рассматриваемой системы является перевод стратегии в комплексный набор показателей ее деятельности, который определяет основные параметры системы измерения и управления. Тогда представляется целесообразным рассмотреть возможность реализации комплексного подхода в совершенствовании системы управления реализацией региональной социально-экономической политики с использованием предложенного инструментария оценки эффективности регулирующих воздействий, предпринимаемых в процессах управления развитием межуровневой социально-экономической системы. Разумеется, выбранная стратегия оказывает определенное влияние как на набор системы KPI. При её разработке следует учитывать определенные требования, которые предъявляются к каждому из коэффициентов:

• каждый коэффициент должен быть четко определен, тогда измерить его сможет любой пользователь;

• утвержденные показатели и нормативы должны быть достижимы. Цель должна быть реальной, но в то же время являться стимулом;

• показатели должны способствовать мотивации и росту эффективности персонала, а это напрямую связано с постановкой целей;

• показатели также должны быть сопоставимыми;

• динамика изменения коэффициента должна иметь возможность быть представленной наглядно (графически), чтобы на основании результатов можно было делать выводы и принимать решения;

• каждый показатель должен нести смысл и являться базой для анализа

[2.6].

В итоге остается отметить, что внедрение показателей эффективности -это трудоемкий процесс, требующий знания рассматриваемой области, творческого подхода, опыта, новых идей, умения взаимодействовать. Принципиальным моментом применения системы в управлении является четкое понимание назначения данной методики и ее ограничений. Это действительно очень эффективный инструмент для информационного обеспечения процесса принятия решений. Тем не менее, формулируя задачи, контролируя их выполнение и анализируя результаты, а также, безусловно, мотивируя сотрудников к участию в переменах, можно создать систему управления, направленную на выполнение четких и прозрачных задач.

Список литературы

1. Управление промышленным предприятием на основе Сбалансированной системы показателей [Электронный ресурс] - http://elibrary.udsu.ru/xmlui/ bitstream/handle/ 123456789/ 71/terechenkov_ro.pdf?sequence=2.

2. KPI как средство контроля и мотивации [Электронный ресурс] -http://www.lawlinks.ru/view_data.php?id=101780.

3. Крыжановская О.А. Совершенствование управления организацией на основе внедрения сбалансированной системы показателей / Крыжановская О.А. // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2012. № 1. С. 48-54.

4. Крыжановская О.А. Региональный стратегический менеджмент: приоритеты социально-экономического развития Курской области / Крыжановская О.А. // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2015. № 2 (15). С. 17-25.

5. Вертакова Ю.В. Управление мотивацией персонала предприятия на основе ключевых показателей эффективности деятельности / Вертакова Ю.В., Трунова Л.В. // Вестник ОрелГИЭТ. 2012. № 3 (21). С. 54-64.

6. Вертакова Ю.В. Методические аспекты формирования системы сбалансированных показателей организации / Вертакова Ю.В., Крыжановская О.А., Храпова О.Ю. // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 3-2 (42). С. 92а-103.

АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ЦЕННОСТИ: КРИТЕРИИ, МЕТОДЫ, ПРИМЕНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ Тупикина Полина Сергеевна, Корнева Виктория Олеговна

Уфимский государственный авиационный технический университет

В статье произведен анализ потребительской ценности, определены критерии, методы анализа и указаны преимущества применения в различных областях бизнеса.

Согласно маркетинговой концепции, процесс создания потребительской ценности является ключевой функцией фирмы, поскольку обеспечивает удовлетворение потребностей клиентов и воспроизводство деятельности компании. В соответствие с этим решается, как должен быть организован бизнес в целом, чтобы ключевая функция (создание потребительской ценности) выполнялась максимально эффективно с точки зрения, как потребителя, так и компании в целом [2].

Потребительская ценность товара - это совокупность свойств, связанных непосредственно как с самим товаром, так и с сопутствующими услугами, которые определяют намерение потребителя купить товар и стать постоянным клиентом данного производителя [1]. С другой стороны, потребительской ценностью товара и/или услуги является максимальная цена, которую потребитель считает для себя выгодным заплатить за нее

[3].

Ключевую роль в формировании ценности на разных этапах социального развития играли такие факторы, как цена товара, качество, известность марки, процесс обслуживания потребителя, индивидуализация и эксклюзивность предложения, соответствие определенному стандарту, принятому в обществе. Если провести параллель с развитием теории маркетинга, то эти акценты соответствуют эволюции маркетинговых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.