Научная статья на тему 'Коучинговое сопровождение в процессе построения индивидуальной траектории профессионального развития учителя'

Коучинговое сопровождение в процессе построения индивидуальной траектории профессионального развития учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
675
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВНАЯ СРЕДА / КОУЧИНГ / НАСТАВНИЧЕСТВО / МАСТЕР-КЛАСС / СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / INDIVIDUAL TRAJECTORY OF PROFESSIONAL DEVELOPMENTOF TEACHER / PEDAGOGICAL INITIATIVE ENVIRONMENT / OACHING / TORSHIP / MASTERCLASS / STRUCTURE OF THE PLANNING PROGRAM / ORGANIZATIONAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агапова С. А.

В качестве одной из форм профессиональной активности и самообразования может быть построение индивидуальной траектории профессиональной развития учителя. Существует потребность в создании специальных условий поддержки педагога как субъекта профессиональных инициатив. Важная роль отводится целеполаганию, пронизывающему процесс проектирования, организации и реализации педагогом (при возможном коучинговом сопровождении) своей индивидуальной образовательной деятельности. Мы предлагаем структуру программы проектирования индивидуальной профессиональной траектории развития педагога и определяем организационно-педагогические условия создания профессиональной педагогической инициативной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COACHING ACCOMPANIMENT IN THE PROCESS OF CONSTRUCTIONOF INDIVIDUAL TRAJECTORY OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OFTEACHER

As one of forms of professional activity and self-educationthere can be a construction of individual trajectoryprofessional development of teacher. There is arequirement in creation of the special terms of support ofteacher as a subject of professional initiatives. An importantrole is taken to the teleologism, piercing the process ofplanning, organization and realization the teacher (atpossible коучинговом accompaniment) of the individualeducational activity. We offer the structure of the program ofplanning of individual professional trajectory of developmentof teacher and determine the organizationally-pedagogical terms of creation professional pedagogical initiative.

Текст научной работы на тему «Коучинговое сопровождение в процессе построения индивидуальной траектории профессионального развития учителя»

КОУЧИНГОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

В ПРОЦЕССЕ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

УЧИТЕЛЯ

С.А. Агапова,

аспирантка кафедры педагогики ФГОУ ВПО «Военный университет» Научная специальность:13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования Научный руководитель, доктор педагогических наук,

профессор Е.В. Лобанова Рецензент: В.Ю. Питюков, доктор педагогических наук, профессор E-mail: [email protected]

Аннотация. В качестве одной из форм профессиональной активности и самообразования может быть построение индивидуальной траектории профессиональной развития учителя. Существует потребность в создании специальных условий поддержки педагога как субъекта профессиональных инициатив. Важная роль отводится целеполаганию, пронизывающему процесс проектирования, организации и реализации педагогом (при возможном коучинговом сопровождении) своей индивидуальной образовательной деятельности. Мы предлагаем структуру программы проектирования индивидуальной профессиональной траектории развития педагога и определяем организационно-педагогические условия создания профессиональной педагогической инициативной среды.

Ключевые слова: индивидуальная траектория профессионального развития учителя, педагогическая инициативная среда, коучинг, наставничество, мастер-класс, структура программы проектирования, организационно-педагогические условия

COACHING ACCOMPANIMENT IN THE PROCESS OF CONSTRUCTIONOF INDIVIDUAL TRAJECTORY OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OFTEACHER

S.A. Agapova,

graduate student of chair of pedagogics of FGOU VPO «Military university»

Annotation. As one of forms of professional activity and self-educationthere can be a construction of individual trajectoryprofessional development of teacher. There is arequirement in creation of the special terms of support ofteacher as a subject of professional initiatives. An importantrole is taken to the teleologism, piercing the process ofplanning, organization and realization the teacher(atpossible KoynrnroBOM accompaniment) of the individualeducational activity. We offer the structure of the program ofplanning of individual professional trajectory of developmentof teacher and determine the organizationally-pedagogical terms of creation professional pedagogical initiative .

Keywords: individual trajectory of professional developmentof teacher, pedagogical initiative environment,coaching,tutorship, masterclass, structure of the planning program, organizational

Изменения в социокультурной и экономической жизни общества, происходящие в последние годы, потребовали качественного преобразования деятельности педагогов, постоянной и кропотливой работы по самосовершенствованию и построению

индивидуальной траектории профессионального развития. В школе сегодня необходим такой учитель, который успешно и продуктивно сотрудничает с участниками педагогического процесса, владеет современными образовательными технологиями,

способен оперативно реагировать и быстро адаптироваться в различных педагогических ситуациях.

В качестве одной из форм профессиональной активности и самообразования может быть построение индивидуальной траектории профессиональной развития учителя. Однако на практике, чаще всего, формами самообразования учителей становятся курсы повышения квалификации при институтах повышения квалификации и переподготовки работников образования (ИПК и ПРО), методические практикумы в школах, обсуждение специальной педагогической и психологической литературы; подготовка к аттестации, научно-практические конференции, обобщение своего опыта работы и представление его в публикациях; освоение информационных технологий образования и воспитания.

Самообразовательная деятельность учителей осуществляется на разных уровнях, что свидетельствует о разных возможностях построения индивидуальной траектории профессионального развития.

Первый уровень — репродуктивный. Учителя осознают личностную значимость педагогической деятельности и проявляют положительное к ней отношение, но потребность в личностной и профессиональной самореализации развита недостаточно.

Второй уровень — продуктивный (трансляция опыта). Учителя высоко оценивают личностную значимость педагогической деятельности и проявляют потребность в личностной и профессиональной самореализации; вносят изменения в свою деятельность через освоение современных идей и технологий образования, хотя степень профессиональной активности, самостоятельности и творчества имеет неустойчивый характер.

Третий уровень — мастерства. Учителя проявляют потребность в личностном росте, профессионально-творческой, исследовательской деятельности; характеризует потребность учителя обобщить и представить свой опыт профессиональной деятельности в коллективе, на научно-практических семинарах, конференциях.

Следует подчеркнуть, что кратковременность курсовой подготовки повышения квалификации не позволяет в достаточной мере гармонизировать внешнее стимулирование профессиональной активности и проявление продуктивной инициативы в профессиональной деятельности учителя. Поэтому существует потребность в создании специальных условий поддержки педагога как субъекта профессиональных инициатив.

Под профессиональной педагогической инициативной средой мы понимаем педагогическое окружение участников профессионального испытания, коучей и экспертов, их открытое взаимодействие с целью обогащения профессиональным опытом, поддержки инновационных образовательных инициатив, способствования профессиональному карьерному росту и создания кадрового потенциала в сфере менеджмента в образовании.

Исходя из выше сказанного, мы можем сделать

вывод о важной роли целеполагания, пронизывающего процесс проектирования, организации и реализации педагогом (при возможном коучинговом сопровождении) своей индивидуальной образовательной деятельности, определение которой может сводиться к следующему: индивидуальная профессиональная траектория развития учителя — это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого учителя в образовании, смысл, значение, цель, содержание и структура каждого последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно или в совместной с коучем деятельности.

Коучинг (англ. Coaching) — инструмент личностного и профессионального развития, формирование которого началось в 70-х годах 20 века. Парс-лоу Э. и Рэй М. пишут: «Коучинг — это процесс, способствующий реализации обучения и развития и, следовательно, усовершенствованию компетентности и профессиональных навыков обучающегося». Задача коучинга — разработать маршрут движения к оговоренной заранее цели (см.табл. 1).

Под коучем в профессиональной педагогической инициативной среде будем понимать куратора учителя, осуществляющего тренерскую функцию в условиях компетентностного подхода в образовании.

Коуч отличается от наставника тем, что если профессиональное развитие учителя в случае наставничества происходит в момент реализации схемы «готовое решение (наставник) — вопрос (учитель)» (! — ?), то в случае коучингового сопровождения — изменения в профессиональном развитии происходят в момент реализации «схемы от обратного»: «вопрос (учитель) — готовое решение (коуч)» (? — !)

Задача коуча — разработать (спроектировать) маршрут движения к оговоренной заранее цели.

Технология коучингового сопровождения представляет собой специально организованную деятельность по обучению учителя умению работать с индивидуальной профессиональной траекторией развития.

На наш взгляд проектирование индивидуальной профессиональной траектории развития педагога тесно связано с планом реализации личностных, профессиональных и карьерных целей педагога. Опираясь на принципы личностно-ориентирован-ного и средового подхода, можно предложить следующую структуру программы проектирования индивидуальной профессиональной траектории развития педагога:

- Развитие личностных и профессионально важных качеств педагога.

- Выбор педагогом компетенций, которыми он хотел бы овладеть в ходе подготовки к профессиональным испытаниям.

- Освоение современных педагогических технологий.

- Знакомство с общими основами современных психолого-педагогических знаний.

- Освоение современных технологий обучения и основ методики обучения по предмету.

- Овладение теорией и практикой инновационной, экспериментальной и проектной деятельности

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

учителя.

- Ознакомление с основами методологии педагогического исследования.

- Знакомство с психолого-педагогической и педагогической диагностикой.

- Планирование профессиональной карьеры.

- Участие в практикуме по решению педагогических проблемных ситуаций.

- Участие в практикуме по развитию рефлексивных способностей педагога.

- Участие в практикуме профессионального общения.

Нами определены организационно-педагогические условия создания профессиональной педагогической инициативной среды:

- Условие непосредственного включения. Учитель будет участвовать в очных профессиональных испытаниях.

- Условие взаимосвязи. Учитель будет представлять учебное занятие в контексте своего педагогического опыта.

- Условие аргументированного обсуждения. В качестве технологии обсуждения основных педагогических проблем будет использоваться технология дебатов.

- Условие эффективной трансляции педагогического опыта. В качестве формы обмена педагогическим опытом участников конкурса будет использоваться мастер-класс. Под мастер-классом мы понимаем опосредованное включение большой группы слушателей за счет непосредственного взаимодействия педагога-мастера (организатора педагогической мастерской) и фокус-группы в специально организованном учебном пространстве, направленное на передачу востребованного технологического инструментария, философских и методологических подходов к предъявленному педагогическому опыту и особенностей психолого-педагогической поддержки образовательного

процесса.

- Условие активного слушания. С целью активизации слушания и обсуждения опыта работы учителя остальными участниками профессионального конкурса будет применяться «матрица ключевых вопросов».

- Условие педагогического прогнозирования. В качестве работы над целеполаганием в учебном процессе конкурсантом будет представлена презентация учебного занятия.

- Условие метапредметности. Участникам профессионального испытания для самоопределения и саморазвития будут предложены метапред-метные номинации, исходя из целей образования.

При условии создании института коучинга как условия поддержки учителя в проектировании индивидуальной образовательной траектории мы получаем: личность, обладающую собственным уникальным набором личностных способностей и высокой степенью сформированности профессионально личностных качеств; непрерывность в профессиональном образовании учителя; рост профессионального мастерства и педагогической культуры учителя.

Литература

1. Парслоу Э., Рей М. Коучинг в обучении: практические методы и техники. — СПб.: Питер, 2003., с.10.

2. Митина Л. М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога : учеб. пособие / Л. М. Митина, Г. В. Митин, О. А. Анисимова. — М. : Академия, 2005. — 368 с.

3. Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. — 2005. — № 2

4. Прикот О.Г. Педагогическое проектирование XXI // Образование взрослых в России на рубеже XXI века: проблемы и перспективы. Ч. 1. — СПб., — 1995. — с. 71-74.

Таблица 1.

Коучинговое сопровождение (как высшая форма наставничества) в процессе построения индивидуальной профессиональной траектории развития учителя

Метод Цель Ситуация использования Существующие ограничения

Наставничество Решение задачи через обмен опытом Когда необходима передача уже накопленного внутри образовательной среды опыта от более педагогически опытных к менее опытным учителям, и существуют компетентные в передаче накопленного опыта учителя В основном, передаются «готовые» решения и «мудрость прошлого». Это редко способствует развитию новых инициатив

Коучинг Решение задачи через развитие профессиональной с амо стоятельно сти и ответственности за результат у учителя Когда для успеха дела необходимы способность учителя к новаторству и чувство персональной ответственности за результат Требует специальных навыков у коуча. Учреждение должно поощрять самостоятельность, ответственность и предприимчивость сотрудников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.