УДК 378.1 ББК 74.48
DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-215-221
КОУЧИНГОВАЯ МОДЕЛЬ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБУЧЕНИЯ СОЦИОЛОГОВ КАК ФАСИЛИТАТОР ИХ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
COACHING IN FOREIGN LANGUAGE TRAINING OF SOCIAL SCIENCES STUDENTS AS A FACILITATOR OF THEIR PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT
Азарова Офелия Андраниковна
Доцент Департамента языковой подготовки, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, кандидат филологических наук E-mail: [email protected]
Аннотация. Коучинговая модель обучения в сфере гуманитарных дисциплин является элементом психологического сопровождения педагогической деятельности. Такое сопровождение направлено, в первую очередь, на формирование личностно-ценностных ориентиров, развитие потенциала студентов в области самоопределения и саморазвития, включение в содержание, цели и задачи в ходе изучения дисциплины «Иностранный язык» таких компонентов, как психологическая помощь студентам в решении задач их учебной и повседневной жизни, преодоление барьеров и демотиваторов к изучению неродного
Azarova Ofeliia A.
Assistant Professor at the Foreign Languages Department, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, PhD in Linguistics E-mail: [email protected]
Abstract. The coaching model of training in the field of Arts is an element of the psychological support in a pedagogical activity. Such a support is primarily aimed at creating personal and value guidelines, evolving students' potential in the field of self-determination and self-development, including, while studying a foreign language, in the content, goals and objectives such components as psychological assistance to students in solving their educational and daily problems, overcoming barriers and demotivators for learning a non-native language. The coaching model allows to teach
Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
© Азарова О. А., 2020
языка. Коучинговая модель позволяет обучать более эффективно и развивать у студентов способность к самообучению и критическому мышлению, находить выход в трудных или опасных жизненных ситуациях. Специфика деятельности обязывает педагога-коуча строить занятия в жизнеутверждающем ключе, вводить инновации грамотно и осторожно, противостоять стереотипизации, уменьшать последствия негативных переживаний, неуверенность в своих силах. В конце статьи предложен ряд психолого-педагогических условий для реализации на практике коучинговой модели иноязычного обучения.
more effectively and develop students' ability to study on their own and think critically, to find a way out in difficulties or dangerous life situations. The specifics of the activity oblige a coach to plan classes in a life-affirming manner, to introduce innovations competently and warily, to resist stereotyping, to mitigate negative feelings, self-doubt. At the end of the article, a number of psychological and pedagogical conditions are proposed for putting into practice the coaching model of foreign language training.
Ключевые слова: коучинговая модель, иноязычное обучение, студенты вуза, коуч, личностное и профессиональное развитие.
Keywords: coaching model, foreign language training, university students, coach, personal and professional development.
Образовательные стандарты современной высшей школы ставят перед педагогами все новые сложные задачи: преподавателю, который может считаться профессионалом, приходится не только обучать студентов своему предмету, но и выступать в роли исследователя, новатора, коуча, который соединяет в себе и разнообразные роли, и разноплановые функции.
К инновационной функции можно отнести умение творчески подходить к решению педагогических задач, а также использовать богатый опыт предшественников, которые искали и успешно применяли средства обучения, развития и воспитания. Без учета психологических аспектов, без организации многогранного и сложно организованного сопровождения процесса обучения невозможно представить себе ни одну дисциплину гуманитарного цикла, особенно преподавание иностранного языка.
Психологическое обеспечение современного практического занятия является одним из ключевых вопросов его совершенствования и развития. Особого внимания достойна иноязычная подготовка социологов, так как именно они после окончания вуза должны понимать и анализировать мировоззренческие проблемы, социально значимые явления, личностные и философские проблемы. Выпускники факультета «Социология» должны уметь анализировать процессы, происходящие в обществе, грамотно их интерпретируя, и прогнозировать возможное развитие событий в будущем [1, с. 77-83].
В публикациях о современных развивающих подходах к обучению профессионально ориентированному иностранному языку принято выделять несколько моделей:
1) проблемно-ориентированный подход, где ключевым компонентом является развитие эмпатии по отношению к другому, активизация познавательной сферы личности, осмысление когнитивного компонента компетентного общения [2];
2) личностно-ориентированный подход, развивающий ценностно-смысловые установки и мировоззренческие позиции индивида, помогающий осмыслить ценность компетентности в процессе коммуникации (межличностной, кросс-культурной, профессиональной) [3, с. 720-721];
3) практико-ориентированный подход, вырабатывающий у обучаемых умение преобразовывать проблемные ситуации, развивать профессиональные умения, выстраивать поведенческие паттерны общения в любой среде (учебной, производственной, социальной) [4, с. 310-315].
Интеграция данных подходов позволяет педагогу-профессионалу разработать коу-чинговую модель обучения и воспитания, которая ориентирована не на внешнюю успешность освоения знаний, умений и навыков (ЗУН), а на внутреннее осмысление и дальнейшее применение на практике полученных компетенций. Коучинг, по сути своей, - это работа не в формате «преподаватель - группа», а в консультативном формате «преподаватель-наставник - отдельный студент». Это позволяет повысить качество жизни студентов, успешно формировать компетенции, связанные с решением трудностей, континуально сохранять и развивать понимание себя и мира, избегать профессионального выгорания в будущем. Иначе говоря, подобная интеграция помогает индивиду найти правильный баланс в треугольнике: Я-личность, Я-профессионал, Я-семьянин.
Размышляя о коучинговой модели в процессе иноязычного образования, стоит отметить, что в ней воспитательные аспекты становятся на одну ступень с обучением. Передача знаний в этом случае организована таким образом, что барьеры психологического характера (страх грамматических ошибок, страх быть непонятым или не понять собеседника-иностранца, ситуации неуспеха в запоминании новой лексики или провала на экзамене по иностранному языку) можно устранять, предлагая студенту относиться к получению знаний и умений как к развивающимся фрагментам и одновременно развивающим его факторам жизнедеятельности, в том числе фрагментам жизни преподавателя как педагога-наставника, практического или научного исследователя, как человека среди других людей.
Именно поэтому важен личностный, а не официально-деловой контакт в ходе группового и индивидуального обучения будущих социологов. Если педагог сумел стать речевым партнером студента, изучающего социологию, это говорит о конгруэнтности, доверительности отношений, где персонифицированность и индивидуализированность обучения выступают на первый план.
Если данная цель достигнута, то можно судить о переходе процесса обучения не просто на уровень передачи знаний в рамках выбранной специализации на иностранном языке, а о формировании личностных смыслов, что делает иноязычную подготовку осмысленным, значимым, внутренне востребованным процессом. Коучинговая модель обучения перекликается с развивающей и консультативной моделью, где «психотерапевтический» эффект взаимодействия можно описать на двух уровнях: во-первых, это душевный комфорт, достигаемый как в момент непосредственного взаимодействия, так и сохраняемый на протяжении некоторого времени после контакта; во-вторых, это личностный рост самого студента, проявляющийся в изменении деятельности, а также в отношениях с преподавателем [5].
Коучинговая модель обучения давно, стабильно и активно используется в ведущих британских вузах [6, с. 1-4], она становится все более востребованной в европейских и американских учебных заведениях, где заинтересованы в подготовке «штучных» специалистов, которым предстоит определять и строить политику своей страны. Помимо профессиональных знаний и умений, педагог-коуч должен обладать жизнеутверждающими установками, что позволяет ему вселять в обучаемых уверенность в возможности продуктивных изменений, развивать способы продуктивного преобразования переживаний, а также пути осмысления себя и мира [7, с. 82-90; 8; 9, с. 1-25].
К сожалению, эра потребления и рыночных ценностей ограничивает людей в плане личной свободы, неприкрыто манипулирует сознанием масс, навязывает ориентиры, чуждые отдельным здравомыслящим личностям, но считающиеся вполне «съедобными» у толпы. Философия и история науки доказывает, что человечество изменяется постоянно, однако развитие должно быть жизнеутверждающим, а не депрессивно-индивидуалистическим, отрицающим жизнь как главную ценность. Все это может привести к общечеловеческому коллапсу и деградации личности.
Больше других заметны негативные изменения в сфере педагогики и образования, в области медицины и социальной работы, в среде правозащиты и правоохраны. В сфере образования намечается плавная тенденция подмены целей обучения и воспитания. Если раньше общеобразовательная и высшая школы были призваны формировать и развивать «гармоничную личность», то сейчас все чаще речь идет о создании «квалифицированного потребителя», а воспитание заменяется «услугами» и запросами рынка, развитием карьерных установок. Студенты гуманитарных факультетов вузов, прежде всего, включая социологов, должны стремиться к саморазвитию и активной жизненной позиции, поскольку выгорание и деформации, а также депрофессионализация личности связаны с жизнеотрицанием [7; 9].
Синдром выгорания, присущий многим молодым специалистам, - феномен XXI века [10]. Он представляет собой механизм особой психологической защиты личности в формате частичного или полного исключения эмоций в ответ на определенные психо-травмирующие воздействия на индивида на его рабочем месте, где зачастую преобладает девиз «выжми из сотрудников все возможное!». Психологи утверждают, что выгорание возникает по причине «интоксикации» профессиональной коммуникацией и включает три основных симптома: психическое истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений [11, с. 224-232].
Может ли вуз предложить превентивные меры против «выгорания»? Да, если в таком вузе работают грамотные педагоги-психологи, а также существует психологическая служба поддержки студентов, где функции консультанта на практике реализуются через коучинговую модель обучения, помогая студентам коммуницировать с окружающим их миром, заниматься самовоспитанием, развивать желание протянуть руку помощи тем, кто находится в трудной жизненной ситуации (например, люди из дома престарелых), или тем, кто не имеет достаточно знаний и не сформировал конкретных умений с целью изменения себя и/или ситуации (например, воспитанники детских домов).
В Финансовом университете такая волонтерская помощь активно развивается отделом воспитательной работы, ее значение для формирования личности с активной
жизненной позицией трудно переоценить: пассивность, безразличие к миру, к устройству материальной жизни имеет огромное отрицательное значение не только для будущих социологов, но и для всех выпускников вуза.
Безусловно, коучинговая модель иноязычного образования предполагает личностный рост преподавателя. Именно эти факторы можно считать психолого-педагогическими условиями формирования установки на личностный и профессиональный рост социолога.
К данным условиям относятся:
1) развитие у студентов потребности в самореализации, саморегуляции, осознанной ответственности за свой выбор, принятия себя и студента;
2) ценностное отношение к любому участнику педагогического процесса (не только к себе, но и к коллегам, к студентам как к равнодостойной уважения личности);
3) уверенность в возможностях и способностях каждого студента вне зависимости от его уровня владения иностранным языком;
4) развитие установки на личностное, а не на ролевое поведение;
5) отказ от модели поведения «ментор - обучаемый»;
6) готовность к открытому общению, диалогу, коллаборации;
7) наличие педагогического такта, деликатности и направленности на педагогическую толерантность / эмпатию;
8) постоянная работа по формированию эмоционального настроя группы и отдельных студентов;
9) принятие Другого, умение воспринимать изменения, происходящие с личностью вообще и с ее учебной деятельностью в частности;
10) разработка индивидуальных форм обучения иностранному языку студентов с упором на консультационный характер общения, а не на групповой (который приемлем, но не должен составлять более 30% от общего количества зачетных единиц, предусмотренных рабочей программой дисциплины).
При этом следует помнить, что педагог-коуч как консультант ориентирован на помощь студенту, но обучаемый должен учиться сам и нести ответственность за себя тоже сам. Интернальный контроль - тоже важный фактор самообразования и воспитания. Кроме того, огромное значение имеет поддержка инициативы введения коучинговых моделей обучения со стороны административного корпуса вуза, который должен быть ориентирован на качественную подготовку специалистов и призван найти возможности для реализации такой модели обучения в высшей школе хотя бы для студентов-гуманитариев.
Список литературы
1. Дробышева Н. Н., Звягинцева Е. П. Основные критерии для определения иноязычных компетенций бакалавров по направлению подготовки «Социология» // Гуманитарные науки. Вестн. Финансового ун-та. 2017. Т. 7, № 4 (28). С. 77-83.
2. Беликов В. А., Савинков Л. А. Образование. Проблемно-ориентированный анализ на основе деятельностного подхода: моногр. Магнитогорск, 2004.
3. Кожанова Л. В. Технология личностно-ориентированного подхода при обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Актуальные проблемы деятель-
ности подразделений УИС: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. М., 2015. С. 720-721.
4. Рыбина И. Р., Попова И. Ю. Использование практико-ориентированного подхода в обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов // Устойчивое развитие регионов России: вызовы, риски, стратегии: материалы Междунар. науч.-практ. конф. М., 2017. С. 310-315.
5. Арпентьева М. Р. Академическое социально-психологическое консультирование и преподавание психологии в вузе. Калуга: КГУ, 2016.
6. Соколов В. П., Тихонова В. И. Коучинг как новая модель развития персонала организации // Инновационный Вестник Регион. 2013. № 1. С. 1-4.
7. Александрова Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: сб. науч. трудов. Вып. 2. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. С. 82-90.
8. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуации и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 14. № 2. С. 15-22.
9. Maddi S. Creating Meaning Through Making Decisions // The Human Search for Meaning / ed. by P. T. P. Wong, P. S. Fry. Mahwah: Lawrence Erlbaum, 1998. P. 1-25.
10. Boguslavskii M. V., Neborskii Y. V. Development of the university education in the context of globalization // 2016 International Conference "Education Environment for the Information Age" (EEIA-2016). Moscow, Russia, June 6-7, 2016 / S. V. Ivanova, E. V. Nikulchev (eds.). SHS Web of Conferences. 2016. Vol. 29. DOI: https://www.doi. org/10.1051/shsconf/20162901011.
11. Соколовская Е. В. Эмоциональное «выгорание» на работе. Причины и способы защиты // Управление развитием персонала. 2014. № 3. С. 224-232.
References
1. Drobysheva N. N., Zvyagintseva E. P. Osnovnye kriterii dlya opredeleniya inoya-zychnykh kompetentsiy bakalavrov po napravleniyu podgotovki "Sotsiologiya". Gu-manitarnye nauki. Vestn. Finansovogo un-ta. 2017. Vol. 7, No. 4 (28), pp. 77-83.
2. Belikov V. A., Savinkov L. A. Obrazovanie. Problemno-orientirovannyy analiz na osnove deyatelnostnogo podkhoda: monogr. Magnitogorsk, 2004.
3. Kozhanova L. V. Tekhnologiya lichnostno-orientirovannogo podkhoda pri obuchenii inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. In: Aktualnye problemy deyatelnosti podrazdeleniy UIS. Proceedings of All-Russian scientific-practical conference. Moscow, 2015. Pp. 720-721.
4. Rybina I. R., Popova I. Yu. Ispolzovanie praktiko-orientirovannogo podkhoda v obu-chenii inostrannomu yazyku studentov neyazykovykh vuzov. In: Ustoychivoe razvi-tie regionov Rossii: vyzovy, riski, strategii. Proceedings of International scientific-practical conference. Moscow, 2017. Pp. 310-315.
5. Arpentyeva M. R. Akademicheskoe sotsialno-psikhologicheskoe konsultirovanie i prepoda-vanie psikhologii v vuze. Kaluga: KGU, 2016.
6. Sokolov V. P., Tikhonova V. I. Kouching kak novaya model razvitiya personala orga-nizatsii. Innovatsionnyy Vestnik Region. 2013, No. 1, pp. 1-4.
7. Aleksandrova L. A. K kontseptsii zhiznestoykosti v psikhologii. Sibirskaya psik-hologiya segodnya. Coll. of scientific papers. Iss. 2. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2004. Pp. 82-90.
8. Antsyferova L. I. Lichnost v trudnykh zhiznennykh usloviyakh: pereosmyslenie, pre-obrazovanie situatsii i psikhologicheskaya zashchita. Psikhologicheskiy zhurnal. 1994, Vol. 14, No. 2, pp. 15-22.
9. Maddi S. Creating Meaning Through Making Decisions. In: Wong P. T. P., Fry P. S. (eds.) The Human Search for Meaning. Mahwah: Lawrence Erlbaum, 1998. Pp. 1-25.
10. Boguslavskii M. V., Neborskii Y. V. Development of the university education in the context of globalization. In: Ivanova S. V., Nikulchev E. V. (eds.) 2016 International Conference "Education Environment for the Information Age" (EEIA-2016). Moscow, Russia, June 6-7, 2016. SHS Web of Conferences. 2016. Vol. 29. DOI: https://www.doi.org/10.1051/ shsconf/20162901011.
11. Sokolovskaya E. V. Emotsionalnoe „vygoranie" na rabote. Prichiny i sposoby zash-chity. Upravlenie razvitiem personala. 2014, No. 3, pp. 224-232.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2020, № 2
Статья поступила в редакцию 14.09.2019 The article was received on 14.09.2019