Научная статья на тему 'КОУЧИНГОВАЯ МОДЕЛЬ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБУЧЕНИЯ СОЦИОЛОГОВ КАК ФАСИЛИТАТОР ИХ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ'

КОУЧИНГОВАЯ МОДЕЛЬ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБУЧЕНИЯ СОЦИОЛОГОВ КАК ФАСИЛИТАТОР ИХ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОУЧИНГОВАЯ МОДЕЛЬ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТЫ ВУЗА / КОУЧ / ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / COACHING MODEL / FOREIGN LANGUAGE TRAINING / UNIVERSITY STUDENTS / COACH / PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азарова Офелия Андраниковна

Коучинговая модель обучения в сфере гуманитарных дисциплин является элементом психологического сопровождения педагогической деятельности. Такое сопровождение направлено, в первую очередь, на формирование личностно-ценностных ориентиров, развитие потенциала студентов в области самоопределения и саморазвития, включение в содержание, цели и задачи в ходе изучения дисциплины «Иностранный язык» таких компонентов, как психологическая помощь студентам в решении задач их учебной и повседневной жизни, преодоление барьеров и демотиваторов к изучению неродного языка. Коучинговая модель позволяет обучать более эффективно и развивать у студентов способность к самообучению и критическому мышлению, находить выход в трудных или опасных жизненных ситуациях. Специфика деятельности обязывает педагога-коуча строить занятия в жизнеутверждающем ключе, вводить инновации грамотно и осторожно, противостоять стереотипизации, уменьшать последствия негативных переживаний, неуверенность в своих силах. В конце статьи предложен ряд психологопедагогических условий для реализации на практике коучинговой модели иноязычного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COACHING IN FOREIGN LANGUAGE TRAINING OF SOCIAL SCIENCES STUDENTS AS A FACILITATOR OF THEIR PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT

The coaching model of training in the field of Arts is an element of the psychological support in a pedagogical activity. Such a support is primarily aimed at creating personal and value guidelines, evolving students' potential in the field of self-determination and self-development, including, while studying a foreign language, in the content, goals and objectives such components as psychological assistance to students in solving their educational and daily problems, overcoming barriers and demotivators for learning a non-native language. The coaching model allows to teach more effectively and develop students' ability to study on their own and think critically, to find a way out in difficulties or dangerous life situations. The specifics of the activity oblige a coach to plan classes in a life-affirming manner, to introduce innovations competently and warily, to resist stereotyping, to mitigate negative feelings, self-doubt. At the end of the article, a number of psychological and pedagogical conditions are proposed for putting into practice the coaching model of foreign language training.

Текст научной работы на тему «КОУЧИНГОВАЯ МОДЕЛЬ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБУЧЕНИЯ СОЦИОЛОГОВ КАК ФАСИЛИТАТОР ИХ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 378.1 ББК 74.48

DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-215-221

КОУЧИНГОВАЯ МОДЕЛЬ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБУЧЕНИЯ СОЦИОЛОГОВ КАК ФАСИЛИТАТОР ИХ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

COACHING IN FOREIGN LANGUAGE TRAINING OF SOCIAL SCIENCES STUDENTS AS A FACILITATOR OF THEIR PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Азарова Офелия Андраниковна

Доцент Департамента языковой подготовки, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, кандидат филологических наук E-mail: [email protected]

Аннотация. Коучинговая модель обучения в сфере гуманитарных дисциплин является элементом психологического сопровождения педагогической деятельности. Такое сопровождение направлено, в первую очередь, на формирование личностно-ценностных ориентиров, развитие потенциала студентов в области самоопределения и саморазвития, включение в содержание, цели и задачи в ходе изучения дисциплины «Иностранный язык» таких компонентов, как психологическая помощь студентам в решении задач их учебной и повседневной жизни, преодоление барьеров и демотиваторов к изучению неродного

Azarova Ofeliia A.

Assistant Professor at the Foreign Languages Department, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, PhD in Linguistics E-mail: [email protected]

Abstract. The coaching model of training in the field of Arts is an element of the psychological support in a pedagogical activity. Such a support is primarily aimed at creating personal and value guidelines, evolving students' potential in the field of self-determination and self-development, including, while studying a foreign language, in the content, goals and objectives such components as psychological assistance to students in solving their educational and daily problems, overcoming barriers and demotivators for learning a non-native language. The coaching model allows to teach

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Азарова О. А., 2020

языка. Коучинговая модель позволяет обучать более эффективно и развивать у студентов способность к самообучению и критическому мышлению, находить выход в трудных или опасных жизненных ситуациях. Специфика деятельности обязывает педагога-коуча строить занятия в жизнеутверждающем ключе, вводить инновации грамотно и осторожно, противостоять стереотипизации, уменьшать последствия негативных переживаний, неуверенность в своих силах. В конце статьи предложен ряд психолого-педагогических условий для реализации на практике коучинговой модели иноязычного обучения.

more effectively and develop students' ability to study on their own and think critically, to find a way out in difficulties or dangerous life situations. The specifics of the activity oblige a coach to plan classes in a life-affirming manner, to introduce innovations competently and warily, to resist stereotyping, to mitigate negative feelings, self-doubt. At the end of the article, a number of psychological and pedagogical conditions are proposed for putting into practice the coaching model of foreign language training.

Ключевые слова: коучинговая модель, иноязычное обучение, студенты вуза, коуч, личностное и профессиональное развитие.

Keywords: coaching model, foreign language training, university students, coach, personal and professional development.

Образовательные стандарты современной высшей школы ставят перед педагогами все новые сложные задачи: преподавателю, который может считаться профессионалом, приходится не только обучать студентов своему предмету, но и выступать в роли исследователя, новатора, коуча, который соединяет в себе и разнообразные роли, и разноплановые функции.

К инновационной функции можно отнести умение творчески подходить к решению педагогических задач, а также использовать богатый опыт предшественников, которые искали и успешно применяли средства обучения, развития и воспитания. Без учета психологических аспектов, без организации многогранного и сложно организованного сопровождения процесса обучения невозможно представить себе ни одну дисциплину гуманитарного цикла, особенно преподавание иностранного языка.

Психологическое обеспечение современного практического занятия является одним из ключевых вопросов его совершенствования и развития. Особого внимания достойна иноязычная подготовка социологов, так как именно они после окончания вуза должны понимать и анализировать мировоззренческие проблемы, социально значимые явления, личностные и философские проблемы. Выпускники факультета «Социология» должны уметь анализировать процессы, происходящие в обществе, грамотно их интерпретируя, и прогнозировать возможное развитие событий в будущем [1, с. 77-83].

В публикациях о современных развивающих подходах к обучению профессионально ориентированному иностранному языку принято выделять несколько моделей:

1) проблемно-ориентированный подход, где ключевым компонентом является развитие эмпатии по отношению к другому, активизация познавательной сферы личности, осмысление когнитивного компонента компетентного общения [2];

2) личностно-ориентированный подход, развивающий ценностно-смысловые установки и мировоззренческие позиции индивида, помогающий осмыслить ценность компетентности в процессе коммуникации (межличностной, кросс-культурной, профессиональной) [3, с. 720-721];

3) практико-ориентированный подход, вырабатывающий у обучаемых умение преобразовывать проблемные ситуации, развивать профессиональные умения, выстраивать поведенческие паттерны общения в любой среде (учебной, производственной, социальной) [4, с. 310-315].

Интеграция данных подходов позволяет педагогу-профессионалу разработать коу-чинговую модель обучения и воспитания, которая ориентирована не на внешнюю успешность освоения знаний, умений и навыков (ЗУН), а на внутреннее осмысление и дальнейшее применение на практике полученных компетенций. Коучинг, по сути своей, - это работа не в формате «преподаватель - группа», а в консультативном формате «преподаватель-наставник - отдельный студент». Это позволяет повысить качество жизни студентов, успешно формировать компетенции, связанные с решением трудностей, континуально сохранять и развивать понимание себя и мира, избегать профессионального выгорания в будущем. Иначе говоря, подобная интеграция помогает индивиду найти правильный баланс в треугольнике: Я-личность, Я-профессионал, Я-семьянин.

Размышляя о коучинговой модели в процессе иноязычного образования, стоит отметить, что в ней воспитательные аспекты становятся на одну ступень с обучением. Передача знаний в этом случае организована таким образом, что барьеры психологического характера (страх грамматических ошибок, страх быть непонятым или не понять собеседника-иностранца, ситуации неуспеха в запоминании новой лексики или провала на экзамене по иностранному языку) можно устранять, предлагая студенту относиться к получению знаний и умений как к развивающимся фрагментам и одновременно развивающим его факторам жизнедеятельности, в том числе фрагментам жизни преподавателя как педагога-наставника, практического или научного исследователя, как человека среди других людей.

Именно поэтому важен личностный, а не официально-деловой контакт в ходе группового и индивидуального обучения будущих социологов. Если педагог сумел стать речевым партнером студента, изучающего социологию, это говорит о конгруэнтности, доверительности отношений, где персонифицированность и индивидуализированность обучения выступают на первый план.

Если данная цель достигнута, то можно судить о переходе процесса обучения не просто на уровень передачи знаний в рамках выбранной специализации на иностранном языке, а о формировании личностных смыслов, что делает иноязычную подготовку осмысленным, значимым, внутренне востребованным процессом. Коучинговая модель обучения перекликается с развивающей и консультативной моделью, где «психотерапевтический» эффект взаимодействия можно описать на двух уровнях: во-первых, это душевный комфорт, достигаемый как в момент непосредственного взаимодействия, так и сохраняемый на протяжении некоторого времени после контакта; во-вторых, это личностный рост самого студента, проявляющийся в изменении деятельности, а также в отношениях с преподавателем [5].

Коучинговая модель обучения давно, стабильно и активно используется в ведущих британских вузах [6, с. 1-4], она становится все более востребованной в европейских и американских учебных заведениях, где заинтересованы в подготовке «штучных» специалистов, которым предстоит определять и строить политику своей страны. Помимо профессиональных знаний и умений, педагог-коуч должен обладать жизнеутверждающими установками, что позволяет ему вселять в обучаемых уверенность в возможности продуктивных изменений, развивать способы продуктивного преобразования переживаний, а также пути осмысления себя и мира [7, с. 82-90; 8; 9, с. 1-25].

К сожалению, эра потребления и рыночных ценностей ограничивает людей в плане личной свободы, неприкрыто манипулирует сознанием масс, навязывает ориентиры, чуждые отдельным здравомыслящим личностям, но считающиеся вполне «съедобными» у толпы. Философия и история науки доказывает, что человечество изменяется постоянно, однако развитие должно быть жизнеутверждающим, а не депрессивно-индивидуалистическим, отрицающим жизнь как главную ценность. Все это может привести к общечеловеческому коллапсу и деградации личности.

Больше других заметны негативные изменения в сфере педагогики и образования, в области медицины и социальной работы, в среде правозащиты и правоохраны. В сфере образования намечается плавная тенденция подмены целей обучения и воспитания. Если раньше общеобразовательная и высшая школы были призваны формировать и развивать «гармоничную личность», то сейчас все чаще речь идет о создании «квалифицированного потребителя», а воспитание заменяется «услугами» и запросами рынка, развитием карьерных установок. Студенты гуманитарных факультетов вузов, прежде всего, включая социологов, должны стремиться к саморазвитию и активной жизненной позиции, поскольку выгорание и деформации, а также депрофессионализация личности связаны с жизнеотрицанием [7; 9].

Синдром выгорания, присущий многим молодым специалистам, - феномен XXI века [10]. Он представляет собой механизм особой психологической защиты личности в формате частичного или полного исключения эмоций в ответ на определенные психо-травмирующие воздействия на индивида на его рабочем месте, где зачастую преобладает девиз «выжми из сотрудников все возможное!». Психологи утверждают, что выгорание возникает по причине «интоксикации» профессиональной коммуникацией и включает три основных симптома: психическое истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений [11, с. 224-232].

Может ли вуз предложить превентивные меры против «выгорания»? Да, если в таком вузе работают грамотные педагоги-психологи, а также существует психологическая служба поддержки студентов, где функции консультанта на практике реализуются через коучинговую модель обучения, помогая студентам коммуницировать с окружающим их миром, заниматься самовоспитанием, развивать желание протянуть руку помощи тем, кто находится в трудной жизненной ситуации (например, люди из дома престарелых), или тем, кто не имеет достаточно знаний и не сформировал конкретных умений с целью изменения себя и/или ситуации (например, воспитанники детских домов).

В Финансовом университете такая волонтерская помощь активно развивается отделом воспитательной работы, ее значение для формирования личности с активной

жизненной позицией трудно переоценить: пассивность, безразличие к миру, к устройству материальной жизни имеет огромное отрицательное значение не только для будущих социологов, но и для всех выпускников вуза.

Безусловно, коучинговая модель иноязычного образования предполагает личностный рост преподавателя. Именно эти факторы можно считать психолого-педагогическими условиями формирования установки на личностный и профессиональный рост социолога.

К данным условиям относятся:

1) развитие у студентов потребности в самореализации, саморегуляции, осознанной ответственности за свой выбор, принятия себя и студента;

2) ценностное отношение к любому участнику педагогического процесса (не только к себе, но и к коллегам, к студентам как к равнодостойной уважения личности);

3) уверенность в возможностях и способностях каждого студента вне зависимости от его уровня владения иностранным языком;

4) развитие установки на личностное, а не на ролевое поведение;

5) отказ от модели поведения «ментор - обучаемый»;

6) готовность к открытому общению, диалогу, коллаборации;

7) наличие педагогического такта, деликатности и направленности на педагогическую толерантность / эмпатию;

8) постоянная работа по формированию эмоционального настроя группы и отдельных студентов;

9) принятие Другого, умение воспринимать изменения, происходящие с личностью вообще и с ее учебной деятельностью в частности;

10) разработка индивидуальных форм обучения иностранному языку студентов с упором на консультационный характер общения, а не на групповой (который приемлем, но не должен составлять более 30% от общего количества зачетных единиц, предусмотренных рабочей программой дисциплины).

При этом следует помнить, что педагог-коуч как консультант ориентирован на помощь студенту, но обучаемый должен учиться сам и нести ответственность за себя тоже сам. Интернальный контроль - тоже важный фактор самообразования и воспитания. Кроме того, огромное значение имеет поддержка инициативы введения коучинговых моделей обучения со стороны административного корпуса вуза, который должен быть ориентирован на качественную подготовку специалистов и призван найти возможности для реализации такой модели обучения в высшей школе хотя бы для студентов-гуманитариев.

Список литературы

1. Дробышева Н. Н., Звягинцева Е. П. Основные критерии для определения иноязычных компетенций бакалавров по направлению подготовки «Социология» // Гуманитарные науки. Вестн. Финансового ун-та. 2017. Т. 7, № 4 (28). С. 77-83.

2. Беликов В. А., Савинков Л. А. Образование. Проблемно-ориентированный анализ на основе деятельностного подхода: моногр. Магнитогорск, 2004.

3. Кожанова Л. В. Технология личностно-ориентированного подхода при обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Актуальные проблемы деятель-

ности подразделений УИС: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. М., 2015. С. 720-721.

4. Рыбина И. Р., Попова И. Ю. Использование практико-ориентированного подхода в обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов // Устойчивое развитие регионов России: вызовы, риски, стратегии: материалы Междунар. науч.-практ. конф. М., 2017. С. 310-315.

5. Арпентьева М. Р. Академическое социально-психологическое консультирование и преподавание психологии в вузе. Калуга: КГУ, 2016.

6. Соколов В. П., Тихонова В. И. Коучинг как новая модель развития персонала организации // Инновационный Вестник Регион. 2013. № 1. С. 1-4.

7. Александрова Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: сб. науч. трудов. Вып. 2. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. С. 82-90.

8. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуации и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 14. № 2. С. 15-22.

9. Maddi S. Creating Meaning Through Making Decisions // The Human Search for Meaning / ed. by P. T. P. Wong, P. S. Fry. Mahwah: Lawrence Erlbaum, 1998. P. 1-25.

10. Boguslavskii M. V., Neborskii Y. V. Development of the university education in the context of globalization // 2016 International Conference "Education Environment for the Information Age" (EEIA-2016). Moscow, Russia, June 6-7, 2016 / S. V. Ivanova, E. V. Nikulchev (eds.). SHS Web of Conferences. 2016. Vol. 29. DOI: https://www.doi. org/10.1051/shsconf/20162901011.

11. Соколовская Е. В. Эмоциональное «выгорание» на работе. Причины и способы защиты // Управление развитием персонала. 2014. № 3. С. 224-232.

References

1. Drobysheva N. N., Zvyagintseva E. P. Osnovnye kriterii dlya opredeleniya inoya-zychnykh kompetentsiy bakalavrov po napravleniyu podgotovki "Sotsiologiya". Gu-manitarnye nauki. Vestn. Finansovogo un-ta. 2017. Vol. 7, No. 4 (28), pp. 77-83.

2. Belikov V. A., Savinkov L. A. Obrazovanie. Problemno-orientirovannyy analiz na osnove deyatelnostnogo podkhoda: monogr. Magnitogorsk, 2004.

3. Kozhanova L. V. Tekhnologiya lichnostno-orientirovannogo podkhoda pri obuchenii inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. In: Aktualnye problemy deyatelnosti podrazdeleniy UIS. Proceedings of All-Russian scientific-practical conference. Moscow, 2015. Pp. 720-721.

4. Rybina I. R., Popova I. Yu. Ispolzovanie praktiko-orientirovannogo podkhoda v obu-chenii inostrannomu yazyku studentov neyazykovykh vuzov. In: Ustoychivoe razvi-tie regionov Rossii: vyzovy, riski, strategii. Proceedings of International scientific-practical conference. Moscow, 2017. Pp. 310-315.

5. Arpentyeva M. R. Akademicheskoe sotsialno-psikhologicheskoe konsultirovanie i prepoda-vanie psikhologii v vuze. Kaluga: KGU, 2016.

6. Sokolov V. P., Tikhonova V. I. Kouching kak novaya model razvitiya personala orga-nizatsii. Innovatsionnyy Vestnik Region. 2013, No. 1, pp. 1-4.

7. Aleksandrova L. A. K kontseptsii zhiznestoykosti v psikhologii. Sibirskaya psik-hologiya segodnya. Coll. of scientific papers. Iss. 2. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2004. Pp. 82-90.

8. Antsyferova L. I. Lichnost v trudnykh zhiznennykh usloviyakh: pereosmyslenie, pre-obrazovanie situatsii i psikhologicheskaya zashchita. Psikhologicheskiy zhurnal. 1994, Vol. 14, No. 2, pp. 15-22.

9. Maddi S. Creating Meaning Through Making Decisions. In: Wong P. T. P., Fry P. S. (eds.) The Human Search for Meaning. Mahwah: Lawrence Erlbaum, 1998. Pp. 1-25.

10. Boguslavskii M. V., Neborskii Y. V. Development of the university education in the context of globalization. In: Ivanova S. V., Nikulchev E. V. (eds.) 2016 International Conference "Education Environment for the Information Age" (EEIA-2016). Moscow, Russia, June 6-7, 2016. SHS Web of Conferences. 2016. Vol. 29. DOI: https://www.doi.org/10.1051/ shsconf/20162901011.

11. Sokolovskaya E. V. Emotsionalnoe „vygoranie" na rabote. Prichiny i sposoby zash-chity. Upravlenie razvitiem personala. 2014, No. 3, pp. 224-232.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2020, № 2

Статья поступила в редакцию 14.09.2019 The article was received on 14.09.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.