Коучинг как инструмент эффективного обучения и развития в компании Coaching as a tool for effective learning and development in a company
Барсукова А.В.,
Студентка 4 курса, Факультет Институт экономики и права МИРЭА - Российский технологический университет,
Россия, Москва. e-mail: anechkagaechka@gmail. com
Barsukova A. V.
4rdyear students, Faculty of Institute of Economics and Law MIREA - Russian Technological University
Russia. Moscow. e-mail: [email protected]
Задворная В.В.
Студентка 4 курса, Факультет Институт экономики и права МИРЭА - Российский технологический университет,
Россия, Москва. e-mail: [email protected]
Zadvornaya V.V.
4rd year students, Faculty of Institute of Economics and Law MIREA - Russian Technological University
Russia. Moscow. e-mail: [email protected]
Аннотация.
Актуальность темы исследования в данной статье обусловлена тем, что существует противоречие между потребностью в оптимизации работы на современном предприятии по привлечению на работу, адаптации и закреплению на предприятии новых работников и эффективностью реализации корпоративных программ по наставничеству и коучингу.
Annotation.
The relevance of the research topic in this article is due to the fact that there is a contradiction between the need to optimize work in a modern enterprise to attract new employees, adapt and retain new employees and the effectiveness of corporate mentoring and coaching programs.
Ключевые слова: коучинг, обучение, персонал, развитие, программы коучинга, семинар, тренинг.
Key words: coaching, learning, staff, development, coaching programs, seminar, training.
Ситуация в современном мире характеризуется наличием высокой конкуренцией между компаниями за потребителя, одним из наиболее весомых конкурентных преимуществ является квалифицированный и высоко профессиональный персонал. В связи с этим все большую популярность набирает коучинг, как одна из передовых методик обучения персонала, стимулирующая сотрудников к достижениям и личностному росту.
Неотъемлемым условием улучшения системы качества организации и достижения конкурентного преимущества является управление развитием персонала, а именно его интеллектуальным потенциалом и профессиональными компетенциями, повышением вовлеченности в работу и ответственности за результат [1, c. 141].
Внедрение идей качества в сознание сотрудников служит основой для улучшения партнерских отношений, производственных процессов и продукции организации в интересах ее потребителей. В связи с чем, необходимость использования наставничества и коучинга приобретает все большую востребованность.
Популярность коучинга основывается на том, что человек живущий в настоящее время подвержен сильным стрессам, поскольку ритм жизни очень быстрый, и чтобы оставаться на плаву в профессиональной среде, необходимо постоянно развивать свои компетенции. Таким образом, коучинг как метод обучения персонала помогает как организации, так и персоналу.
Коучинг оказался довольно универсальным инструментом обучения и развития персонала, так как может применяться в бизнесе и государственных учреждениях, а также для построения личной карьеры или межличностных отношений. Коучинг помогает сотрудникам научиться ставить четкие и продуманные цели, оптимизировать свою деятельность и максимально применять свои навыки и знания. Коучинг есть процесс, основной целью которого является укрепление клиента и оказание ему поддержки в проведении запланированных изменений независимо от его собственных открытий, выводов и ресурсов [6, с. 113].
Основные элементы процесса коучинга отражены на рисунке 1.
относится к сфере добровольного обучения
стимулирует мышление обучающегося
исключает любые директивы, например, от тренера
проводится в атмосфере уважения и полного принятия ценности клиента
помогает людям учиться, а не учит их
приводит к сознательным изменениям
построен на основе вопросов и ответов на них
фокусируется на достижении целей
Рисунок 1. Основные элементы процесса коучинга [7, с. 26]
Коучинг базируется на использовании и активизации имеющихся ресурсов, знаний, умений и навыков, а также усиленной мотивации обучаемого на развитие себя.
Коучинг - это индивидуальная работа с тренером, позволяющая клиенту осознать свои навыки, способности и таланты и в полной мере использовать потенциал. Он ориентирован только на настоящее и будущее, потому что прошлое нельзя изменить. Он также помогает преодолеть барьеры, расширить зону комфорта, лучше узнать себя, повысить самооценку, найти баланс между профессиональной и личной жизнью [6, с. 91].
На рисунке 2 отражены области, в которых коучинг помогает.
подготовка к занятию более высокой должности или
большей ответственности
эффективность общения на личностном фронте
развитие навыков лидера
динамичное развитие команд
стратегическое планирование и создание видения будущего
улучшение межличностных отношений
понимание динамики организации в перспективе
помогает справляться со стрессом
Рисунок 2. Области, в которых коучинг помогает [8, с . 10]
Основные преимущества коучинга отражены на рис.3.
Рисунок 3. Преимущества коучинга [9, с. 38]
улучшение отношений с коллегами
большая способность критического мышления
большая уверенность в себе
более эффективное сотрудничество
более эффективное представление своих идей
формирование инновационнос ти мышления и эффективная реализация
улучшение общения
эффективное управление временем
лучший баланс между работой и личной жизнью
большая устойчивость к стрессу
Применяя коучинг в профессиональной деятельности, многие сотрудники замечают, что у них меняется отношение ко многим ситуациям и повышается эффективность деятельности, как жизни, так и в трудовой деятельности.
Несмотря на наличие столь значимых преимуществ, коучинг имеет и недостатки, одним из которых является сопротивление персонала применению данного метода для обучения сотрудников.
В таблице 1 ниже отражены основные причины возможного сопротивления сотрудников компаний при внедрении коуч-методов.
Основными причинами сопротивления персонала применению коучинга являются новизна действий, которые применяются в коучинге, отсутствие доверительного контакта с тренером, опасения по поводу возможной некомпетентности коучера, внедрение тренера в глубинные убеждения и ценности обучаемого. Для преодоления сопротивлений персонала коучингу, необходимо тренеру профессионально подойти к процессу обучения, а именно убедить сотрудников в индивидуальном и адресном подходе к каждому обучаемому, а также необходимо проинформировать персонал. о преимуществах применяемого метода обучения и развития.
Коучинг является одним из наиболее эффективных инструментов обучения и развития персонала поскольку коучинг влияет на достижение положительных экономических результатов в довольно быстрые сроки. Более 70% работодателей, применяющих коучинг, получают выгоду от увеличения эффективности трудовой деятельности, повышения качества взаимоотношений между сотрудниками и развития коммуникативных способностей. Более 86% компаний считают, что окупили вложенные ими средства в коуч-программы [5, с. 56].
Личные изменения, с которыми сталкиваются клиенты коуч-программ, можно разделить на следующие группы, отраженные на рис.4.
щС
Перемены по отношению к клиентам
-С
Самосознание.
•Большая часть лидеров сказали об увеличении уровня самосознания. Они стали ощущать себя лучше, повысили самооценку, стали лучше мыслить, произошло увеличение убежденности внутри себя
г-С
Самостоятельное лидерство.
•Лидеры сказали, что по мере их саморазвития росли познания о себе и уверенность внутри, росло и их осознание своего лидерства
Рисунок 4. Личные изменения, с которыми сталкиваются клиенты коуч-программ [5, с. 18] Коучинг к тому же способен трансформировать собственное мнение лидеров о методах воздействия на членов своей команды и способах поведения. Он развивает их гибкость восприятия применяемого ими стиля лидерства и других стилей лидерства, а также учит принимать более взвешенные решения, которые могут значительно повлиять на деятельность команды.
Сегодня коучинг признается самым разносторонним и эффективным способом управления персоналом. В мире более 50 школ и приблизительно 500 видов коучинга. В 2001 году в Америке была официально признана профессия коуча при помощи Международной федерации коучей, а в России в 2002 году в рамках I Международной конференции коучинга [2, с. 22].
Главным отличием коучинга от консалтинга является направленность коучинга не на технологические аспекты, а на помощь сотрудникам в осознании и развитии собственных преимуществ.
Суть коучинга заключается в том, что раскрывается внутренний потенциал и приводится в действие система мотивации каждого отдельного сотрудника, схема представлена на рисунке 5.
1 создание мотивирующего и объединяющего стиля поведения, 1
1 который стимулирует инициативность персонала 1
1 эффективное использование потенциала сотрудников 1
1 1
1 увеличение производительности труда и возрастание 1
1 конкурентоспособности, соответственно 1
1 осознание персоналом того, что цели организации являются их 1
1 личными 1
Рисунок 5. Элементы системы мотивации сотрудников в рамках внедрения коучинга [4, с. 91]
Коучинг - это непростое искусство развития и преумножения потенциала персонала, стимулирующего к повышению эффективности достижения сотрудниками их целей. Особенность коучинга заключается в том, что коучер применяет ответы обучаемых на тщательно отобранные вопросы, для того, чтобы вдохновить человека на достижение целей и поиск своего пути. Если компания заинтересована в повышении качества процессов управления персоналом, то коучинг - это наиболее подходящий способ развития и обучения персонала.
Список используемой литературы:
1. Аверьянов А. И. Коучинг как новое направление профессиональной деятельности психолога / А. И. Аверьянов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2017.- № 3. - С. 141 - 147
2. Акимов А. Коучинг в работе с резервом / А. Акимов // Справочник по управлению персоналом. - 2017.-N 10. - С. 22 - 26
3. Боброва И., Зимин В., Плотникова Н., Луценко И. Проблемы коучинга // Новые рынки. - 2017. -№ 4(10). - С. 18-25
4. Борисова Н. Роль коучинга в управлении персоналом / Н. Борисова // Проблемы теории и практики управления .- 2017 . - N 11 .- С. 91 - 100
5. Грант Э. Коучинг принятия решений / Э. Грант, Д. Грин. - СПб.: Питер, 2017. - С. 56
6. Зеленко Н. Необходим ли HR-y коучинг? / Н. Зеленко // Отдел кадров. - 2017. - N 11. - С. 111 - 113
7. Нефёдов Ю. В. Техника трёх сосудов в лидерстве и коучинге / Ю. В. Нефёдов, Л. И. Сутормина // Управление персоналом. - 2018. - № 9. - С. 26 - 29
8. Поляков О. Коучинг является стилем управления / О. Поляков // Управление персоналом. - 2017.- N 8. - С. 10 - 14
9. Чумакова С. Коучинг - мифы и реальность / С. Чумакова // Управление персоналом.- 2017.- N