Научная статья на тему 'КОУЧИНГ'

КОУЧИНГ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
340
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОУЧ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ / КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ТИМОТИ ГЭЛЛВЭЙ / КОНСУЛЬТАНТ / COACHING / ORGANIZATIONAL PSYCHOLOGY / CONSULTING / TIMOTHY GALLWEY / CONSULTANT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мирзамагомедова Н.А.

Раскрытие определения «коучинг»; использование коучинга в различных сферах деятельности, история эволюции коучинга; отличительные особенности коучинга от остальных видов помощи; различение видов коучинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COACHING

Disclosure of the definition of "coaching"; the use of coaching in various areas of activity, the history of the evolution of coaching; distinctive features of coaching from other types of assistance; distinguishing types of coaching.

Текст научной работы на тему «КОУЧИНГ»

УДК 159.9

Мирзамагомедова Н.А. студент 5 курса факультет «Психология» научный руководитель: Халилова А.А.

старший преподаватель научный руководитель: Шарбузова Х.З., к.пед.н.

доцент

Дагестанский государственный университет

Россия, РД, г. Кизляр

КОУЧИНГ

Аннотация: раскрытие определения «коучинг»; использование коучинга в различных сферах деятельности, история эволюции коучинга; отличительные особенности коучинга от остальных видов помощи; различение видов коучинга.

Ключевые слова: коуч, организационная психология, консультирование, Тимоти Гэллвэй, консультант.

Mirzamagomedova N.Ah.

5th year student, faculty of Psychology» Dagestan state University Russia, Kizlyar RD Scientific adviser: Khalilova A.A.

senior lecturer Dagestan state University Russia, Kizlyar RD Arbuzova H.Z.

candidate of pedagogical Sciences, associate Professor

Dagestan state University Russia, Kizlyar RD

COACHING

Abstract: disclosure of the definition of "coaching"; the use of coaching in various areas of activity, the history of the evolution of coaching; distinctive features of coaching from other types of assistance; distinguishing types of coaching.

Keywords: coaching, organizational psychology, consulting, Timothy Gallwey, consultant.

Коучинг (англ. coaching - обучение, тренировки) - метод консультирования и тренинга, отличается от классического тренинга и классического консультирования тем, что коуч не дает советов и жестких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом. [1] От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации. Так, если психологическое консультирование и психотерапия

направлены на избавление от какого-то симптома, работа с коучем предполагает достижение определенной цели, новых позитивно сформулированных результатов в жизни и работе.

Существует множество определений коучинга:

Коучинг - это тренинг самореализации в форме бесед(ы). Где тренер (коуч) несет ответственность за ход сессии (беседы), а клиент (игрок) за ее содержание.

Коучинг - это искусство создания, с помощью беседы и поведения, среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение.

Коучинг - это процесс создания коучем условий для всестороннего развития личности клиента.

Коучинг - это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека. (Майлз Дауни (англ. Myles Downey), «Эффективный Коучинг»).

Коучинг - это длящиеся отношения, которые помогают людям получить исключительные результаты в их жизни, карьере, бизнесе или в общественных делах. Посредством коучинга клиенты расширяют область познания, повышают эффективность и качество своей жизни.

Коучинг - это система реализации совместного социального, личностного и творческого потенциала участников процесса развития с целью получения максимально возможного эффективного результата.

Четыре базовых этапа коучинга: постановка цели, проверка реальности, выстраивание путей достижения и, собственно, достижение (он еще именуется этапом воли).[2] Отличие коучинга от всех видов консультирования - ставка на реализацию потенциала самого клиента.

Коучинг, хотя и вобрал в себя лучшие достижения из таких, казалось бы, разных областей, как спортивное инструктирование, наставничество, тренинг и практическая психология, развился в целостный и принципиально новый подход. Так как коучинг всегда учитывает личные особенности клиентов и больше ориентирован на результат, он постепенно выводит на более высокие уровни эффективности, нежели классический тренинг или курс обучения. Коучинг одновременно использует уже имеющиеся способности и навыки клиента (и способствует их совершенствоавнию), и побуждает к приобретению новых. Поэтому эффективность коучинга тем больше, чем больше клиент занимается своим развитием.

Индивидуальный коучинг пригодится человеку, который стремится достичь больших успехов в бизнесе, в своей карьере, в семье или своем индивидуальном развитии, но сталкивающемуся с проблемами, с которыми ему одному справиться не по силам.[3]

Коучинг в психологии. Коучинг - новое направление психологического консультирования, использующее современные психотехнологии, ориентированные на эффективное достижение намеченных целей. Хотя на самом деле коучинг нечто большее, чем консультирование.

Коуч не учит своего клиента, как делать. Он создает условия для того, чтобы обучаемый сам понял, что ему надо делать, определил способы, с помощью которых он может достичь желаемого, сам выбрал наиболее целесообразный способ действия и сам наметил основные этапы достижения своей цели.

В коучинге идет обучение клиента достижению целей оптимальными путями в кратчайшие сроки. Коучи способствуют тому, чтобы их клиенты научились минимальными усилиями добиваться лучших результатов. В основе коучинга лежит использование психологии оптимизма и успеха. Именно поэтому этот вид консультирования активно развивается.

В основе коучинга лежит идея о том, что человек является не пустым сосудом, который надо наполнить, а он более похож на желудь, который содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим дубом. Необходимо питание, поощрение, свет, чтобы достичь этого, но способность вырасти уже заложена в нас.

Эволюция коучинга. Первоначально в Англии «коучами» называли возниц на скоростных двухколесных повозках, которые занимались сверхбыстрыми доставками грузов. В дальнейшем данный термин перешел в другие сферы жизнедеятельности, в Англии «коучами» стали называть репетиторов, наставников. Вероятно, использование слов «коуч», «коучировать», «коучинг» в данном значении подразумевало аллегорическую связь между репетиторством и управлением многоместным экипажем. И кучер, и репетитор должны следить за выполнением нескольких задач одновременно, чтобы «доставить» экипаж / студентов к цели.[4] Далее использование термина «коуч» распространилось в мир спорта - к 80-м годам у спортивных команд американских колледжей кроме менеджеров появились «коучи» - тренеры. Именно из мира спорта берет свое начало термин «коучинг» в его современном значении.

В начале 1970-х педагог-теоретик Гарвардского университета и знаток тенниса Тимоти Гэллвэй написал серию книг под названием «Внутренняя игра». В своих книгах он изложил новую методологию тренерства -методологию коучинга. Гэллвэй исходил из предпосылки о том, что противник, существующий в сознании игрока в теннис, гораздо страшнее и сильнее того реального противника, который находится по ту сторону сетки. Он указал на тот факт, что в тренерстве вместо метода директивного руководства гораздо эффективнее использовать метод коучинга, который поможет игроку избавиться от внутреннего противника и преодолеть внутренние препятствия. Гэллвэй обнаружил, что когда спортсмену удается преодолеть внутренние препятствия, то его тело автоматически перестраивается на максимально эффективную работу и достижение наилучшего результата.

До начала 80-х годов прошлого века в большинстве случаев под термином «коуч» понимался тренер в спорте, в особенности в атлетических

видах спорта. С начала 80-х годов коучинг начал занимать более широкую область и стал относиться к области развития человеческого потенциала в целом, в основном в рамках организационного консультирования. Различные компании активно искали способы повысить производительность труда. Мир стремительно менялся, и вместе с этими изменениями возникла необходимость не просто реагировать на вызовы окружающей среды, но и развиваться.[5]

Чем же коучинг отличается от консультирования, терапии, спортивных тренировок, от общения с лучшим другом? Ведь коуч - не единственный специалист, предлагающий клиенту помощь в затруднительной жизненной ситуации, и важно отличать его от всех других профессионалов в этой области. Многие специалисты по коучингу объясняют свою работу, используя аналогию с выбором и покупкой велосипеда.

Консультант будет обсуждать с вами, что останавливает вас в том, чтобы пойти и купить велосипед. Он проанализирует все имеющиеся у вас «блоки» и поинтересуется, чего вы опасаетесь. Он обговорит с вами все нюансы покупки: кто изготовитель, какая модель, какой цвет. После консультации вы почувствуете себя способным пойти и купить велосипед с уверенностью и без посторонней помощи.

Психотерапевт, вероятно, тоже будет обсуждать с вами существующие у вас «блоки» относительно покупки велосипеда, но пойдет дальше, расспрашивая, как эта частная проблема влияет на вашу жизнь в целом. Трудности при покупке велосипеда будут катализатором для исследования многих других ваших проблем и более широкого анализа вашей жизни в целом. Он не спросит: «Почему вы ведете себя так?», скорее, это будет вопрос «Что нужно, чтобы вы начали вести себя иначе?». Коуча интересует настоящее - привычки, установки и поведение, которые клиент может исправить, если хочет, и будущее - новые навыки и установки, необходимые для достижения целей, которые сам же клиент для себя и определил. В таком случае коуч может посоветовать ему на время прекратить работу в рамках коучинга и обратиться за помощью к психотерапевту, чтобы решить какую-то конкретную проблему «из прошлого». [6]

Эксперт-консультант изучит все доступные виды велосипедов и сообщит вам результаты их сравнительного анализа. Он может посоветовать, какая модель вам больше подойдет, и даже проинструктировать, как на ней ездить. Он обычно является специалистом в определенной области бизнеса или знаний, собственно, именно поэтому с ним и консультируются. У коуча может не быть специальных знаний (хотя у многих они есть), но он является специалистом по коучингу как методике помощи. Оба - и консультант и коуч - делятся с клиентом информацией и знаниями, но коуч при этом побуждает клиента к изменению и личностному росту.

Супервайзер расскажет вам о своем опыте езды на велосипеде, о проблемах, которые у него возникали, и о том, как он преодолевал их. Он даст

совет, как лучше заделать дыру в шине и как ездить при очень интенсивном движении. Он может познакомить вас с некоторыми опытными велосипедистами и порекомендовать хорошую ремонтную мастерскую. Акцент здесь делается на обучении тому, что знает супервайзер. В коучинге главное - выявить то, что знает сам клиент.

Родитель сам выберет и купит вам велосипед. Он может настоять на том, чтобы для начала установить на нем стабилизаторы, и разрешит снять их только тогда, когда, по его мнению, вы сможете безопасно ездить и без них. Он будет поддерживать сиденье, пока вы учитесь ездить, и убирать поддерживающую руку, когда вы не видите. Он будет решать, где и когда вы можете ездить, и может наказать вас, если вы не будете выполнять правила. Родитель вдохновляет ребенка, демонстрирует безусловную любовь и поддержку, чувствует себя ответственным, по крайней мере, частично, за конечный результат. Коуч может потребовать большего, относится к клиенту как взрослому.

Друг может прийти в восторг от ваших планов заняться велосипедным спортом. Он пойдет с вами в магазин, и будет проявлять интерес до тех пор, пока ему не станет скучно. Он восхитится вашей покупкой и предложит прийти составить вам компанию, когда вы соберетесь на первую прогулку. И он, возможно, даже придет туда, чтобы помочь вам подняться, когда вы упадете. Но вполне возможно, что через пять минут ваших отчаянных попыток не свалиться с велосипеда, он заметит, что езда на велосипеде - не такая уж хорошая штука и начнет убеждать вас оставить велосипед и пойти вместо этого в кино.

Коуч выслушает все, что вы скажете о вашем желании заняться велосипедным спортом. Он задаст вопросы, чтобы понять, каким именно видом езды вы хотите заняться, и знаете ли, какую модель велосипеда предпочесть. Он может попросить вас собрать информацию о велосипедах и веломагазинах и предложит назвать конкретный день, когда вы купите велосипед. Он поможет вам на него взобраться, и будет бежать рядом, пока вы будете учиться. А также проверять время от времени, действительно ли это доставляет вам удовольствие. Или же вы предпочтете вообще забыть об этом, поскольку попробовав, вы поняли, что это не так увлекательно, как вам казалось. Что бы вы ни решили, коуч будет слушать, уточнять и поддерживать вас.

Виды коучинга. По области применения различаются карьерный коучинг, бизнес-коучинг, коучинг личной эффективности, лайф-коучинг, секс-коучинг. Карьерный коучинг в последнее время называют карьерное консультирование, включающее в себя оценку профессиональных возможностей, оценку компетенций, консультирование по карьерному планированию, выбор пути развития, сопровождение в поиске работы и т.п., связанные вопросы.[7]

Бизнес-коучинг направлен на организацию поиска наиболее эффективных путей достижения целей компании. При этом проводится

работа с отдельными руководителями компании и с командами сотрудников.

Лайф-коучинг заключается в индивидуальной работе с человеком, которая ориентирована на улучшение его жизни во всех сферах (здоровье, самооценка, взаимоотношения).

Секс-коучинг, как направление лайф-коучинга представляет собой смежную область коучинга и сексологии, направленную на решение задач сексологии методами коучинга. Основателями направления являются Доктор Патти Бриттон и Роберт Данлэп, которые являются сооснователями Калифорнийского университета Секс-коучинга. Калифорнийский университет Секс-коучинга аффилирован с Всемирной Ассоциацией секс-коучей WASC. WASC осуществляет международную сертификацию специалистов посредством Калифорнийского университета Секс-коучинга.

Основная задача коучинга - не научить чему-либо, а стимулировать самообучение, чтобы в процессе деятельности человек мог сам находить и получать необходимые знания. Суть этого подхода заключена в раскрытии спящего внутреннего потенциала, и привидении в действие системы мотивации каждого отдельно взятого человека.

Использованные источники:

1. Джон Уитмор «Внутренняя сила лидера. Коучинг как метод управления п ерсоналом». — М.: «Альпина Паблишер», 2012. — 312 с. — ISBN 978-59614-1972-6

2. Станислав Шекшня «Как эффективно управлять свободными людьми: Ко учинг». — М.: Альпина Паблишер, 2011. — С. 208. — ISBN 978-5-96141614-5

3. БессерЗигмунд К., Зигмунд Х. «Самокоучинг: Культура личности менедж еров и руководителей».— СПб.: Издательство Вернера Регена, 2010. — С. 17 6. — ISBN 978-5-903070-27-5

4. Лаврова О. В. «Любовь в эпоху постмодерна: коучинг о людях "До востре бования». — М.: «Дело исервис», 2010. — С. 448. — ISBN 978-5-8018-0461-3

5. Трейси, Брайан «Технология достижений»: Турбокоучинг по Брайану Тре йси. — М.: Альпина Паблишер, 2009. — С. 224. — ISBN 978-5-9614-1044-0

6. Дауни Майлз «Эффективный коучинг: Уроки коуча коучей». — М.: Добр ая Книга, 2008. — С. 288. — ISBN 978-5-98124-238-0

Sources used:

1. John Whitmore "Inner strength of the leader. Coaching as a method of personnel management". - Moscow: "Alpina Publisher", 2012. - 312 p. — ISBN 978-5-96141972-6

2. Stanislav shekshnya "how to effectively manage free people: Coaching". — M.: Al'pina Pablisher, 2011. - P. 208. - ISBN 978-5-9614-1614-5

3. Besser, K. Sigmund, Sigmund H., "Semicoking: Culture, identity managers and leaders."— SPb.: Werner Regen Publishing House, 2010. - P. 176. - ISBN 978-5903070-27-5

4. Lavrov O. V. "Love in the postmodern era: coaching about people "on demand".

- Moscow: "Business and service", 2010. — P. 448. — ISBN 978-5-8018-0461-3

5. Tracey, Brian, "Technology advances": Turbocoding Brian Tracy. — M.: Al'pina Pablisher, 2009. - P. 224. - ISBN 978-5-9614-1044-0

6. Myles Downey, "Effective coaching: lessons from the coaches coach". — M: Dobraya Kniga, 2008. - P. 288. - ISBN 978-5-98124-238-0

УДК 336.226.41

Мищенко В.В., к. э. н.

доцент

кафедра финансов и кредита Кузбасский Государственный Технический университет

Российская Федерация, г. Кемерово ВИДЫ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ: ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ,

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ Аннотация: В статье рассматриваются вопросы косвенного налогообложения, а также виды косвенных налогов, история их применения, недостатки и преимущества. В конце статьи высказаны выводы и сделаны предложения о дальнейшем развитии косвенного налогообложения.

Ключевые слова: косвенное налогообложение, налог на добавленную стоимость, налог с оборота, налог с продаж, налогообложение

Mishchenko V.V.

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Finance and Credit of the Kuzbass State Technical University

Russian Federation Kemerovo KINDS OF INDIRECT TAXES: THE HISTORY OF APPEAL, ADVANTAGES AND DISADVANTAGES Annotation: The article deals with issues of indirect taxation, as well as types of indirect taxes, history of their application, disadvantages and advantages. At the end of the article, conclusions were expressed and suggestions were made on the further development of indirect taxation.

Keywords: indirect taxation, value added tax, sales tax, sales tax, taxation

Всю совокупность налогов применяемых в любой системе налогообложения можно рассматривать нескольких сторон. Однако одной из основных характеристик системы налогообложения является соотношение прямого и косвенного налогообложения. Это соотношение определяется влиянием многих факторов, но к основным следует отнести следующие: гражданский менталитет, сформированный историческими

обстоятельствами, политическая ситуация в стране применения той или иной системы налогообложения и, в конце концов, уровень социально-экономического развития государства.

Мировой практике налогообложения известны 4 основных модели налогообложения [20]:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.