7. Меркулова М. Г. Роль Б. Шоу в становлении двухчастной модели национальной шекспиросферы // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2015. № 1(17). С. 8-13.
8. Максимов В. И. Французский символизм - вступление в двадцатый век // Французский символизм. Драматургия и театр. Составление, вступительная статья, комментарии В. Максимова. СПб. : Гиперион, 2000. С. 5-52.
9. Хализев В. Е. Драма как род литературы (Поэтика, генезис, функционирование). М. : Изд-во МГУ, 1986. 259 с.
УДК 398.3
КОТ/КОШКА КАК ПЕРСОНИФИКАЦИЯ СЕМЕЙНОГО ДУХА-ХРАНИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ФОЛЬКЛОРЕ
Автор обобщает смысловые составляющие образа кота/кошки в традиционной русской культуре (связь с потусторонним миром, добрыми и злыми духами, благополучием и бедой), делает вывод о его сходстве с таким универсальным для фольклора многих народов типом персонажа, как трикстер. С помощью сопоставления полученных данных с результатами анализа контента трёх сайтов, представляющих пользователей разных возрастных групп и сфер интересов и отличающихся высокой посещаемостью (950 тыс. - 1,8 млн чел. в день), выявлены основные особенности интерпретации образа кота/кошки в фольклоре Рунета и современной русской культуре (связь с потусторонним миром, со счастьем и благополучием, параллель кота/ кошки и человека, идея достраивания современной семьи), выдвигается предположение о причинах широкого распространения данного образа и его высокой значимости.
Ключевые слова: интернет-фольклор, современный фольклор, архаические представления, кот, кошка, дух-хранитель, трикстер.
10. Большаков В. П. Классицистическая теория жанров и ее преодоление // Теория литературы. Т. III. Роды и жанры. (Основные проблемы в историческом освещении). М. : ИМЛИ РАН, 2003. С. 11-33.
11. Тамарченко Н. Д. Катарсис // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. М. : НПК «Интелвак», 2001. С. 341-342.
12. Выготский Л. С. Психология искусства. М. : Искусство, 1968. 576 с.
13. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М. : Искусство, 1979. 423 с.
© Киричук Е. В., 2017
М. С. Киселёва M. S. Kiseleva
CAT AS PERSONIFICATION OF THE FAMILY'S SPIRIT-KEEPER IN THE MODERN RUSSIAN FOLKLORE
The author generalizes the semantic components of the image of the cat in traditional Russian culture (connection with the other world, good and evil spirits, well-being and misfortune), concludes that it resembles such a universal type of character as a trickster for folklore of many peoples. By comparing the obtained data with the results of the content analysis of three sites representing users of different age groups and areas of interest and characterized by high attendance (950,000 - 1.8 million people per day), the main features of the interpretation of the image of the cat in the folklore of Runet and modern Russian culture (connection with the other world, with happiness and prosperity, the parallel of the cat and man, the idea of completing the modern family) are revealed, there is a suggestion about the reasons for the wide spread of this image and its high importance.
Keywords: Internet folklore, modern folklore, archaic views, cat, guardian spirit, trickster.
Кошка занимает важное место в картине мира русского народа. Археологические находки свидетельствуют, что этот зверек был известен на Руси уже в Х-ХШ вв. [1]. Изначально он ценился достаточно высоко («Правосудье митрополичье» (сборник законов, памятник XIII - начала XVI в.): «За голубя платить 9 кун... за кошку 3 гривны, за собаку 3 гривны, за кобылу - 60 кун, за вола 3 гривны.». 1 гривна = 25 кун, кошка ценилась дороже кобылы). Такую стоимость можно объяснить экзотичностью животного, его важной функцией - защитой зерна и прочих продуктов, а также обитателей дома от мышей и крыс. Сначала кошка жила в богатых семьях, а к XIX веку была уже в каждом доме, цена ее упала, однако особого отношения к себе зверек не утратил.
О значимости кошки для русских свидетельствует и художественная литература, где образ этого животного встречается достаточно часто. Можно привести в пример басни (Крылов «Кот и повар», Сумароков «Кот и мышь»), поэму Пушкина «Руслан и Людмила» (кот учёный), повесть Погорельского «Лафертовская маковница», повести Гоголя («Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница»), роман Булгакова «Мастер и Маргарита» (Бегемот), рассказы Виктории Токаревой «Кошка на дороге» и Пелевина «Ника», произведения других современных писателей [2].
В XXI веке образ кота/кошки не утрачивает своей популярности, остается важной частью современной русской культуры. В этом можно убедиться уже при беглом просмотре разнообразных страниц в интернете. На форумах, в социальных
сетях, на информационных порталах обнаруживаются многочисленные фотографии и рисунки котов и кошек, они используются в качестве графических представлений пользователей (аватарок), в рекламе - как способ продемонстрировать ту или иную эмоцию, соотнести предмет разговора с широко известной ситуацией. Помимо изображений, встречаются разные тексты (и короткие, и достаточно объемные, и прозаические, и стихотворные), в которых кот/кошка является главным (или одним из главных) действующих лиц.
Ставя перед собой задачу выявить основные смысловые составляющие образа кота/кошки в современном русском фольклоре, мы обращаемся к интернет-фольклору Рунета (тем произведениям современного фольклора, которые создаются в русскоязычном интернете и преимущественно там же функционируют). К такому фольклору мы относим всевозможные паремии (краткие образные художественные высказывания [3, с. 67]); мемы (визуальные сегменты электронной коммуникации, несущие какую-либо информацию [4]); байки (короткие истории из жизни, подразумевающие наличие большой доли вымысла [5]); авторские тексты (и прозаические, и стихотворные), авторство которых затенено и которые функционируют по принципу фольклорных произведений; приметы и суеверия; анекдоты (чаще относятся исследователями к постфольклору, однако активно встречаются в интернет-пространстве, поэтому могут рассматриваться как часть интернет-фольклора) и др. Особо оговорим, что такое выделение жанрового состава достаточно условно, поскольку интернет-фольклор отличается высокой изменчивостью и подвижностью жанровых форм.
Для анализа мы выбрали содержание трёх интернет-порталов: VLADMAMA.RU (1 млн 300 тыс. посетителей в день), DROM.RU (1 млн 800 тыс. посетителей в день), Р1КАВи. RU (950 тыс. посетителей в день), где активно общаются жители не только Дальнего Востока, но и других территорий России. У каждого ресурса имеется опция, позволяющая при помощи ключевых слов и их комбинаций обнаруживать необходимые сообщения. Первый портал (VLADMAMA.RU) является преимущественно женской площадкой для обмена информацией, второй (DROM.RU) посещают автомобилисты (среди них больше мужчин, чем женщин), третий портал - развлекательное сообщество (PIKABU.RU) объединяет молодых пользователей, там активнее функционируют всевозможные изображения, чей поиск по ключевым словам на двух предыдущих порталах осуществить не удалось. Изучался интернет-фольклор, бытующий в переписке пользователей трёх выбранных порталов в течение 6 месяцев (с апреля по начало октября 2016 г.).
Выявлению смысловых составляющих образа кота/кошки, характерных для современной картины мира русского человека, способствует сопоставление полученных результатов с теми семантическими доминантами образа, которые обнаруживаются при анализе произведений традиционного русского фольклора.
Фольклорный образ кота чрезвычайно разнообразен [6], он основывается на народных представлениях, связанных с повседневным опытом и наблюдениями за повадками реального животного, а также на комплексе архаических мифологических воззрений, с помощью которых данный опыт интерпретируется. В русском традиционном народном сознании кот/кошка воспринимался как животное, неразрыв-
но связанное с потусторонним миром, из чего вытекают как положительные, так и отрицательные характеристики данного зверька, обнаруживающиеся в фольклоре [7].
Кот/кошка являлся одной из персонификаций домового (по цвету животного определяли «масть» духа дома [8], из-за чего особенно ценились кошки-трёхцветки, они-то точно должны были понравиться покровителю крестьянского двора и семьи). Кот/кошка оказывался тесно связан с духами предков (не случайно местами, где зверек любил находиться, были печь и пороги, символизирующие в традиционной культуре точки пересечения мира людей и потустороннего), мог видеть их и общаться с ними. Выступал в качестве хранителя семьи и дома, отгонял зло и напасти. Вспомним, как в колыбельных изображается кот/кошка: вместе с птицами (символами душ предков) он качает колыбель, заботится о ребенке, защищает его. Также верили, что черная кошка оберегает дом от попадания молнии. Кот/кошка в русской культуре - символ достатка, богатства и благополучия, олицетворение уюта домашнего очага. Зверек был тесно связан с женским миром, с хозяйкой дома (видимо, еще и потому, что женщина в традиционной культуре стояла ближе к потустороннему миру, чем мужчина). Считалось, что убийство кошки/кота является тяжким грехом.
В то же время кот/кошка воспринимался и как ужасающее животное (чему, видимо, способствовал и внешний вид). Вспомним описание кота в загадках, где он соотносится с дьявольским началом: острые когти, глаза, горящие потусторонним огнем. В сказках кот мог выступать в качестве стража границ потустороннего мира (например, кот Баюн), прислужника Бабы Яги, который способен убить или покалечить человека. В кошек превращались ведьмы, а чёрная кошка, перебежавшая дорогу, символизировала неудачу. К тому же в фольклоре кот зачастую изображался как хитрец, лентяй и обжора, т. е. наделялся не самыми привлекательными чертами. Из кошки/кота ведьмы готовили разные вредоносные снадобья, а сам зверек порой зарывался под порогом (верили, что такое жертвоприношение благотворно скажется на увеличении поголовья скота), во время грозы черных кошек выбрасывали на улицу, считалось, что они притягивают молнии.
Таким образом, восприятие кота/кошки, как и их изображение в традиционном русском фольклоре, амбивалентно: это животное постоянно путешествует между миром людей и миром потусторонним, может приносить богатство и благополучие, а может предвещать горе и неудачи, не умирает (представление о том, что у кошки/кота 9 жизней) и приносится в жертву, обманывает и защищает, обкрадывает и охраняет. Кот/кошка противопоставляется собаке, как мир дома противопоставляется миру двора (отчасти уже чужого пространства), а женское начало - мужскому. В образе кота/кошки в русской традиционной картине мира можно обнаружить черты такого универсального для многих культур героя, как трикстер.
Трикстер - особый тип персонажа, для которого характерно трюкачество, создание абсурдных и комических ситуаций, его образ противоречив, он то выигрывает, то проигрывает, творит то добро, то зло [9]. Отношение к трикстеру всегда неоднозначное, он выступает как олицетворение хаоса, как провокатор и разрушитель, однако его же поступки побуждают к действию, оборачиваются неожиданным благом, трикстер связан с идеей вечного обновления, возрождения и движения, т. е. с жизнью.
В русской традиционной культуре таким зооморфным трикстером является лиса. Но нам думается, что образ кота по своим особенностям, выделенным выше, также подходит под определение трикстера. Не случайно, в одной из сказок (СУС 103 Кот и дикие животные [10]) повествуется о союзе кота и лисы. Два животных, связанных с потусторонним миром, являющихся в той или иной степени воплощением трикстеров, похожи и одновременно противопоставлены друг другу. Кот, выгнанный из дома, создает семью среди диких животных, лиса признает его первенство. Кот оказывается своим и в обжитом пространстве, и среди диких зверей. Здесь мы можем наблюдать отражение в традиционном фольклоре представлений о том, что кот/кошка выполняет функцию медиатора, посредника между мирами, соединяя мир людей и мир духов, мир людей и мир животных, мир детей и мир взрослых.
В русскоязычном интернет-фольклоре амбивалентность образа кота/кошки, а также черты трикстера у данного персонажа сохраняются. Зверек продолжает отчетливо соотноситься и с миром людей, и с иным миром. Возможно, его принадлежность к иному миру подчеркивает и особое слово, которым кот/кошка начинает обозначаться (мы имеем в виду слово «котэ», принадлежащее к среднему роду, словно вырывающее кота/кошку из привычных координат мира людей и подчеркивающее близость к миру потустороннему, где все подобные координаты перемешаны или смещены). О смерти животного часто говорится, что оно «ушло по радуге» (возможно, здесь также отражается представление о коте/кошке как медиаторе, вечном путешественнике между мирами, хотя необходимо отметить, что подобная фраза обозначает смерть любого домашнего любимца, а не только кошки/кота). Представления о вечном путешествии кошек между мирами могут отражать те байки, в которых повествуется об умении кошек исчезать и внезапно возникать в самых необычных местах, о пропажах животных и их неожиданном возвращении. Существует даже достаточно популярная интернет-игра «найди кота», когда предлагается отыскать на фотографии хитро спрятавшееся животное.
В тестах современного фольклора сохраняется представление, что коты/кошки приносят в дом счастье. Оно выражается либо в пришедшем вместе со зверьком благополучии (животное подбирает семья, в байке подчеркивается, что денег нет совсем, но постепенно жизнь налаживается), либо в появлении детей (котенка заводит бездетная семейная пара, и в скором времени у них появляется ребёнок). Особенно ценятся трёхцветные кошки или бездомные животные, которые сами вышли к людям (выбрали себе хозяев) / неожиданно оказались на их пути, у двери их дома. Сохраняется представление, что чёрная кошка выступает защитницей дома от всяких бед, а вот примета про кошку, перебежавшую дорогу, постепенно уходит. Над ней начинают посмеиваться: «Если в полнолуние черная кошка пустым ведром разобьет зеркало - это плохо. Все остальное - к удаче, здоровью и деньгам». Современные русские люди верят, что кошки лечат своих хозяев, способны забирать их болезни на себя (часто ситуация, когда кот/кошка умирает от тяжелой болезни, интерпретируется как отведение беды от семьи целиком или от какого-либо ее члена). Активно бытуют рассказы о неуязвимости кошек, сохраняет актуальность поверье о наличии
у этого животного 9 жизней, о его способности выживать даже в самых безвыходных ситуациях.
В байках часто повествуется, что кот кошка умеет предупреждать о беде, видеть потусторонние силы (иногда еще упоминается домовой), вступать с ними в диалог, прогонять тех из них, кто пытается навредить людям. В современном фольклоре проводится параллель между кошкой и собакой, признаком хорошего кота / хорошей кошки становится ум, способность следовать везде за хозяином, умение охранять дом от воров (байки о котах, победивших грабителей). Также говорится о тесной связи кота с домом и его территорией: животное упорно возвращается на то место, которое считает своим, даже если ради этого ему приходится преодолевать гигантские расстояния. Но отчётливее в современном фольклоре все-таки выражена параллель кота/кошки и человека: в анекдотах, мемах, забавных видео изображается, как вместо человека кот/кошка справляется с домашними делами (моет пол, чинит унитаз, готовит, смотрит телевизор, программирует или использует на компьютере необычные сочетания клавиш), в байках утверждается, что кот/кошка все понимает и не умеет только говорить, что зверек спит как человек, ему нужны подушка и одеяло; что кот/кошка охраняет сон детей. В современном фольклоре подчеркивается, что кот/кошка нуждается в ласке и заботе. Этот зверек веселит людей, помогает им расслабиться, заставляет почувствовать вкус к жизни. Не случайно, широко распространено высказывание «Без кота жизнь не та». Кроме того, кот/кошка в современном обществе достраивает модель семьи, восполняя её недостающие звенья. Зверек может выполнять функцию ребенка (многие бездетные семьи забирают себе приблудившегося котенка) либо создавать семью для одинокого человека: «Семейное положение - есть котик». В последнем случае чаще всего наблюдается 2 модели достраивания семьи: нелюдимый мужчина (связывается преимущественно с профессией программиста), умеющий заботиться только о себе и о кошке (котэ программиста), либо «сильная независимая женщина», которая лишена личной жизни и поэтому заводит себе кота/кошку, чтобы рядом была родственная душа.
Современный интернет-фольклор сохраняет народные представления о коте/кошке как о персонификации хаоса. Это животное связано с ночным временем, оно любит бродить после заката, будить людей и не давать им спать, играть с ценными вещами, прятать их или портить, грызть провода, опрокидывать цветы и т. д. Не случайно кота/кошку называют «скот/скотина», «козел/коза», «вражеский агент». Иногда кошку сравнивают с обезьяной за привычку повторять все за людьми, за стремление вскарабкаться повыше и за неуемное любопытство. Некоторые пользователи делятся байками о поразительной глупости котов / кошек и об их феноменальной живучести. Или об эгоизме этого животного, о его подчёркнутом дистанцировании от человека. Также встречаются рассказы о том, как зверек, обезумев или просто из вредности, нанес человеку серьезные раны (вплоть до обращения в больницу). Не остается без внимания современного фольклора и прожорливость котов/кошек, их склонность к воровству продуктов. Что интересно, даже перечисленные негативные характеристики редко (пожалуй, только кроме случаев членовредительства) воспринимаются людьми однозначно плохо, чаще всего
они рассматриваются как неизбежное и необходимое зло, вызывают усмешку, а не осуждение.
Таким образом, мы наблюдаем, что в современном русском интернет-фольклоре образ кота/кошки характеризуется широким распространением, он сохраняет как положительные, так и отрицательные характеристики, соотносимые с теми, которые обнаруживаются в фольклоре традиционном. Однако негативных черт становится гораздо меньше, поэтому можно говорить о том, что в современной картине мира кот гораздо слабее соотносится с таким типом, как трикстер, зато все прочнее - с образом хранителя дома, духа дома и семьи. В современной русской культуре уже гораздо меньше говорится о домовом - хранителе дома, люди редко обращаются к нему (как правило, в случаях, если начинает что-то дома не ладиться, или происходит череда странных событий/поломок/пропаж). Зато кот/кошка берет на себя его роль, чем, возможно, и объясняются большая значимость и широкое распространение образа данного животного в современной русской культуре и фольклоре Рунета. Этот зверек всегда чуть в стороне и всегда рядом, он хозяин дома, помогает и защищает, своими не всегда хорошими поступками подталкивает человека к новым свершениям, достраивает, цементирует семью, чья структура в современности является очень хрупкой и неустойчивой. И хотя подобное достраивание животным модели семьи (кот/кошка восполняет наличие или младшего, или старшего поколения) свидетельствует в том числе и о серьезном кризисе семейных отношений, переживаемом современным обществом, можно говорить о сохранении у русского человека потребности в семье, о важной роли в его картине мира семейных ценностей. Кроме того, сделанные наблюдения подтверждают наличие в восприятии окружающего мира человеком XXI века элементов архаических представлений и веры в существование сверхъестественных сил.
УДК 070
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПЕЧАТЬ: АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ*
В статье излагаются результаты исследования, связанного с изучением методологической базы научных трудов, посвященных региональной печати.
Ключевые слова: средства массовой информации, региональная печать, методология.
1. Карпов В. Кошка на Руси. URL: http://www.outdoors. ru/book/namore/alm1987/1987-32.php (дата обращения: 01.09.2016).
2. Жиндеева Е. А., Щанкина Ю. И. Ассоциативно-эмотивное представление образа кота в творчестве Н. Рузанкиной: традиции и новаторство // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. № 2-4. Т. 16. С. 931-937.
3. Кацюба Л. В. Определение паремии (лингвистический аспект дефиниции) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистическая. 2013. № 1. Т. 10. С. 65-67.
4. Часовский Н. В. Интернет-мем как особый жанр коммуникации // Учёные записки Забайкальского государственного университета. 2015. № 2 (61). С. 124-125.
5. Лутовинова О. В. Байка в виртуальном фольклоре // Русский язык за рубежом. 2009. № 2. С. 79. URL: http:// dropdoc.ru/doc/287090/bajka-v-virtual._nom-fol._klore (дата обращения: 01.09.2016).
6. Юдин А. В. Образ кота в украинских колыбельных песнях: этнолингвистическая реконструкция. URL: http://www. ruthenia.ru/folklore/judin2.htm (дата обращения: 09.09.2016).
7. Гура А. В. Кошка, кот // Славянские древности. Этнолингвистический словарь / под ред. Н. И. Толстого. М. : Ин-т славяноведения РАН, 1999. Т. 2. С. 637-640.
8. Левкиевская Е. Е. Домовой // Славянские древности. Этнолингвистический словарь / под ред. Н. И. Толстого. М. : Ин-т славяноведения РАН, 1999. Т. 2. С. 120-124.
9. Березкин Ю. Е. Трикстер как серия эпизодов. URL: https://eu.spb.ru/images/et_dep/sborniki/trudy2/ethn_165.pdf (дата обращения: 30.08.2016).
10. Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка. Л. : Наука. Ленинградское отделение, 1979. URL: http:// www.ruthenia.ru/folklore/sus/ (дата обращения: 30.08.2016).
© Киселёва М. С., 2017
Е. С. Радионцева E. S. Radiontseva
REGIONAL PRINT MEDIA: ACTUAL RESEARCH DIRECTIONS*
The article presents the results of a research related to the study of the methodological basis of scientific works dedicated to the regional print media.
Keywords: mass media, regional print media, methodology.
Как известно, в вопросе изучения явлений и процессов ности - она начинается с выбора, определения и фор-определяющую роль играет методология. В любом иссле- мулировки цели. Считается, что методология позволяет довании - вне зависимости от изучаемой сферы деятель- концептуально изложить цель и содержание, обеспечивает
* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (Отделение гуманитарных и общественных наук), номер проекта: 17-04-00635/17-ОГОН.
* The research has been carried out with the financial support provided by RFBR (Department of Humanities and Social Sciences), project № 17-04-00635/17^GON.