Научная статья на тему 'Косвенные налоги и их место в налоговой системе Российской Федерации'

Косвенные налоги и их место в налоговой системе Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
768
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ / НДС / АКЦИЗЫ / ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / БЮДЖЕТ / ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебедева А.Д., Образцова Д.С.

В условиях рыночного механизма основными доходами бюджетной системы являются налоги и сборы. Налоги и сборы представляют собой часть национального дохода, мобилизуемую во все звенья бюджетной системы. В теории налогообложения налоги подразделяются по многим критериям. Одним из важных является их деление на прямые и косвенные налоги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Косвенные налоги и их место в налоговой системе Российской Федерации»

КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ И ИХ МЕСТО В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Лебедева А.Д.1, Образцова Д.С.2

Костанайский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Челябинский государственный университет», Республика Казахстан, г. Костанай

В условиях рыночного механизма основными доходами бюджетной системы являются налоги и сборы. Налоги и сборы представляют собой часть национального дохода, мобилизуемую во все звенья бюджетной системы. В теории налогообложения налоги подразделяются по многим критериям. Одним из важных является их деление на прямые и косвенные налоги.

Ключевые слова: косвенные налоги, НДС, акцизы, таможенные пошлины, бюджет, тарифная политика.

Косвенные налоги издавна были ограниченной частью финансового хозяйства любого государства. За время своего существования косвенное налогообложение переживало расцветы и кризисы, взлеты и падения. В XX в. ряд государств перешли от обложения косвенными налогами отдельных товаров к универсальным объектам обложения.

Косвенные налоги тесным образом связаны с международной торговлей, регулирование которой на современном этапе во многом определяется нормами документов Всемирной торговой организации (ВТО). Построение отношений между Россией и ее торговыми партнерами, которые являются участниками ВТО, требует разработки проблемы косвенных налогов на более высоком теоретическом уровне.

Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг [2, с. 298].

С помощью косвенных налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.

При помощи косвенных налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия [1, с. 202].

1 Старший преподаватель.

2 Студент 4 курса направления подготовки 38.03.01 Экономика.

В экономической литературе выделяют несколько классификаций косвенных налогов, которые действуют сегодня во всех странах мира.

По объектам начисления и изъятия косвенные налоги подразделяются на следующие виды (рисунок 1).

Рис. 1. Виды косвенных налогов

Акциз - налог, взимаемый с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении операций с определенной номенклатурой товаров, в том числе при перемещении через таможенную границу государства.

Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

Таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, хранением товаров (таблица 1).

Таблица 1

Динамика поступлений косвенных налогов в бюджет за 2013-2015 гг., млрд. руб.

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. Отклонение

2015-2013 гг. 2015-2014 гг.

НДС 4098,8 3956,3 4104,6 5,8 148,3

Акцизы 488 661,2 602,9 114,9 -58,3

Таможенные пошлины 3893,5 4594,9 3406,2 -487,3 -1188,7

Всего 8480,3 9212,4 8113,7 -366,6 -1098,7

Анализируя таблицу и рисунок можно отметить, что за 2013-2015 гг. произошло снижение поступлений косвенных налогов в федеральный бюджет Российской Федерации на 336,6 млрд. руб.

Наглядно динамику поступлений косвенных налогов в федеральный бюджет Российской Федерации представим на рисунке 2.

10000 -| 9000 -8000 -7000 -6000 -5000 -4000 -3000 -2000 -1000 -0

8480,3

9212,4

8113,7

□ Косвенные налоги

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Рис. 2. Анализ поступлений косвенных налогов в бюджет за 2013-2015 гг., млрд. руб.

Далее рассмотрим анализ поступлений налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет Российской Федерации за 2013-2015 гг. (таблица 2).

Таблица 2

Анализ поступлений налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет Российской Федерации за 2013-2015 гг., млрд. руб.

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. Отклонение

2015-2013 гг. 2015-2014 гг.

НДС на товары (работы, услуги) реализуемые на территории Российской Федерации 2196,2 2091,5 2219,8 23,6 128,3

НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации 1902,6 1864,8 2085,8 183,2 221

Всего 4098,8 3956,3 4104,6 5,8 148,3

Согласно таблице в 2015 г. доходы федерального бюджета от НДС на товары (работы, услуги) реализуемые на территории Российской Федерации, составили 2219,8 млрд. руб. против 2196,2 млрд. руб. в 2013 г., т.е. увеличение поступлений составило 23,6 млрд. руб. Также в 2015 г. произошло увеличение поступлений НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации с 1902,6 в 2013 г. до 2085,8 млрд. руб. в 2015 г. [4, с. 13].

Далее рассмотрим анализ поступлений акцизов в федеральный бюджет Российской Федерации за 2013-2015 гг. Анализируя таблицу можно отметить, что в 2015 г. правительство Российской Федерации решило не повышать алкогольные акцизы, заморозив ставки до 2017 г. в итоге заморозка акцизных ставок привела к сокращению поступления средств в бюджет. Как следует из таблицы 6 за 2014-2015 гг. произошло сокращение поступлений акцизов на 58,3 млрд. руб. (таблица 3).

Таблица 3

Анализ поступлений акцизов в федеральный бюджет Российской Федерации за 2013-2015 гг., млрд. руб.

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. Отклонение

2015-2013 гг. 2015-2014 гг.

Акцизы на товары, производимые на территории Российской Федерации 341,2 587,3 425,9 84,7 -161,4

Акцизы на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации 146,8 73,9 177 30,2 103,1

Всего 488 661,2 602,9 114,9 -58,3

Анализ поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет Российской Федерации за 2013-2015 гг. представим в таблице 4.

Таблица 4

Анализ поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет Российской Федерации за 2013-2015 гг., млрд. руб.

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. Отклонение

2015-2013 гг. 2015-2014 гг.

Ввозные таможенные пошлины 1280,1 1365,8 1123,4 -156,7 -242,4

Вывозные таможенные пошлины 1985,3 2036,5 1932,8 -52,5 -103,7

Таможенные сборы и иные таможенные платежи 628,1 1192,6 350 -278,1 -842,6

Всего 3893,5 4594,9 3406,2 -487,3 -1188,7

По итогам 2015 г. общая сумма доходов федерального бюджета от уплаты таможенных пошлин снизилась на 1188,7 млрд. руб.

Снижение поступлений от таможенных платежей в федеральный бюджет в 2015 г. связано с рядом объективных факторов: в 2015 г. акцент в налогообложении российского экспорта нефти и нефтепродуктов смещен с внешних налогов (экспортные пошлины) на внутренние.

Упор сделан на налог на добычу полезных ископаемых, который администрируют налоговые органы. Поэтому таможенные органы в 2015 г. в другом формате взимали экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты [4, с. 13].

Основными проблемами косвенного налогообложения в Российской Федерации являются: снижение поступлений акцизов в федеральный бюджет Российской Федерации на 58,3 млрд. руб., сокращение поступлений по таможенным платежам на 1188,7 млрд. руб.

В результате за 2013 -2015 гг. произошло снижение поступлений косвенных налогов в федеральный бюджет Российской Федерации на 336,6 млрд. руб.

Для решения проблем косвенного налогообложения в Российской Федерации необходимо изменить распределение ставок акцизов между произ-

водителем и продавцом и перераспределить акцизную нагрузку федерального и регионального бюджетов. В результате сократятся сроки взимания акцизных сборов в федеральный бюджет, произойдет перераспределение поступлений акцизных сборов, возрастет внимание региональных властей к уровню легального потребления алкогольной продукции населением.

Также необходимо совершенствование таможенно-тарифной политики Российской Федерации, что повлечет увеличение поступлений в бюджет от таможенных сборов на 10-15 %.

Список литературы:

1. Басовский Л.Е. Макроэкономика: учебник [Текст] / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 202 с.

2. Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право [Текст] / А.В. Брызгалин. -М.: Аналитика-Пресс, 2014. - 298 с.

3. Мамедов О.Ю. Современная экономика [Текст] / О.Ю. Мамедов. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 500 с.

4. Тымчишина Е.Н. Новая налоговая политика России [Текст] / Е.Н. Тым-чишина // Экономика. - 2013. - № 6. - С. 10-14.

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

© Лебедева А.Д.1, Яковлев Д.С.2

Костанайский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Челябинский государственный университет», Республика Казахстан, г. Костанай

Правильность выбранной финансовой политики, несомненно, зависит от критической оценки, складывающейся в стране экономической ситуации, от соблюдения «золотого правила» экономической теории -при разработке прогнозов и рекомендаций оценивать экономическую ситуацию в стране такой, какая она есть, а не такой, какой ее хотелось бы видеть. Это тем более важно, поскольку общей тенденцией развития является усиление роли правительства в регулировании национальной экономики через финансовую систему, а именно - расходы государства на программы по социальному обеспечению, на поддержание среднего уровня доходов, на здравоохранение, образование и т.д.

Ключевые слова: финансы, финансовая политика, ВВП, государственный бюджет, доходы бюджета, расходы бюджета.

1 Старший преподаватель.

2 Студент 4 курса направления подготовки 38.03.01 Экономика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.