Научная статья на тему 'Проблемы косвенного налогообложения в Российской Федерации'

Проблемы косвенного налогообложения в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
403
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ / НДС / АКЦИЗЫ / ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебедева А.Д., Коденко В.Д.

Косвенным налогам принадлежит ведущая роль в формировании доходов бюджета, ведь, с точки зрения, решения фискальных заданий косвенные налоги всегда результативнее прямых и при умелом использовании эффективные финансовые инструменты регулирования экономики. Именно поэтому изучение проблем косвенного налогообложения и поиск путей его улучшения не просто важный, но и очень актуальный сейчас вопрос.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы косвенного налогообложения в Российской Федерации»

венной власти субъектов Российской Федерации к заработку финансовых средств в собственный бюджет, что в итоге приведет к дальнейшему развитию и процветанию всех участников межбюджетных отношений Российской Федерации.

Список литературы:

1. Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике в 20162018 годах [Электронный ресурс] // Сайт Президента России. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/ (дата обращения: 23.02.2016).

2. Информация об исполнении бюджетов субъектов РФ [Электронный ресурс] // Сайт Федерального казначейства РФ. - Режим доступа: www.шs-kazna.ru/ (дата обращения: 04.03.2016).

3. Информация об исполнении Федерального бюджета РФ [Электронный ресурс] // Сайт Федерального казначейства РФ. - Режим доступа: http://www.roskazna.ru/ (дата обращения: 04.03.2016).

4. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. - Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 27.02.2016).

5. Постановление Правительства РФ от 03.12.2015 г. № 1199 «О мерах по реализации Указа Президента РФ № 1199» [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. - Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 06.03.2016).

6. Указ Президента РФ от 21.08.2015 г. № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ» [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. - Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 06.03.2016).

ПРОБЛЕМЫ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Лебедева А.Д.1, Коденко В.Д.2

Костанайский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Челябинский государственный университет», Республика Казахстан, г. Костанай

Косвенным налогам принадлежит ведущая роль в формировании доходов бюджета, ведь, с точки зрения, решения фискальных заданий

1 Старший преподаватель.

2 Студент 4 курса направления подготовки 38.03.01 Экономика.

косвенные налоги всегда результативнее прямых и при умелом использовании - эффективные финансовые инструменты регулирования экономики. Именно поэтому изучение проблем косвенного налогообложения и поиск путей его улучшения - не просто важный, но и очень актуальный сейчас вопрос.

Ключевые слова: косвенные налоги, НДС, акцизы, таможенные пошлины, налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные поступления.

В настоящее время косвенные налоги являются одним из главных источников доходов государства и обеспечивают финансирование его деятельности. Их поступление в казну, в отличие от прямых налогов, прямо не привязано к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций. Поэтому данный вид налога - источник, наиболее независимый от колебаний и спада экономики. Кроме того, косвенными налогами охватываются товары народного потребления и услуги, то есть достаточно высокая вероятность их полного или почти полного поступления.

Несмотря на явные преимущества, присущие косвенным налогам, для малообеспеченных слоев населения они зачастую характеризуются как «налоги для бедных», поскольку не учитывают материального состояния реального налогоплательщика. Сам налогоплательщик, зачастую и не догадывается о том, что столь высокая цена на приобретаемый товар - лишь косвенный налог, включаемый в виде надбавки к цене товара.

Что же представляют собой косвенные налоги?

Косвенные налоги - успешно переложимые налоги, взимаемые в процессе оборота товаров, работ и услуг, при этом включаемые в виде надбавки к их цене, которая оплачивается в итоге конечным потребителем [2, с. 96].

Исходя из определения, следует, что производитель товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя цену и сумму налога в виде надбавки к цене, которую в последующем перечисляет государству. Таким образом, косвенные налоги изначально предназначаются для перенесения реального налогового бремени их уплаты на конечного потребителя.

Различают три вида косвенных налогов по экономической природе [3, с. 139]:

1) налог на добавленную стоимость (НДС);

2) акциз;

3) таможенная пошлина.

Однако по законодательству о налогах и сборах косвенными налогами признаются только НДС и акцизы [5, с. 43].

Таможенная пошлина обладает всеми признаками налога: - имеет обязательный характер;

- характеризуется безвозмездностью (безэквивалентностью);

- отсутствием целевого характера использования;

- осуществлением перечислений в федеральный бюджет для финансового обеспечения деятельности государства.

В то же время она относится к неналоговым доходам бюджета, что, на наш взгляд, является необоснованным.

Влияние косвенных налогов на формирование доходной части бюджета прослеживается исходя из преимуществ косвенных налогов.

Во-первых, косвенным налогам характерно быстрое поступление. Осуществилась реализация - проводится перечисление налога в бюджет. Это, в свою очередь, дает средства для финансирования расходов.

Во-вторых, так как косвенными налогами охватываются товары народного потребления и услуги, то есть достаточно высокая вероятность их полного или почти полного поступления. Остановить процесс потребления товаров и услуг невозможно, так как без этого невозможна сама жизнь.

В-третьих, косвенные налоги осуществляют существенное влияние на само государство. Используя все свои возможности и инструменты, оно должно обеспечить соответствующие условия для развития производства и сферы услуг, так как чем больше объем реализации, тем больше поступления в бюджет. Единой проблемой при этом является правильный выбор товаров для акцизного налогообложения.

В-четвертых, косвенные налоги влияют на потребителей. При умелом их использовании государство может регулировать процесс потребления: изменяя размер налога на тот или иной продукт и тем самым, меняя его цену, власти могут влиять на изменение размеров его потребления. Такое регулирование должно быть гласным и открытым, так как не всегда интересы государства совпадают с интересами общества.

С точки зрения решения фискальных заданий косвенные налоги всегда эффективнее прямых. Это связано с целым рядом причин. Одна из главных причин заключается в разных базах налогообложения: прибыли или дохода при прямом налогообложении, объема и структуры потребления - при косвенном.

Известно, что экономическое развитие всех без исключения стран имеет циклический характер с тем или другим периодом колебаний, экономический рост чередуется спадами в экономическом развитии. Именно в период кризисного падения экономики, когда уменьшаются макроэкономические показатели развития, происходит и уменьшение базы налогообложения, что приводит при неизменных ставках к уменьшению доходов бюджета.

Практика свидетельствует, что база прямых налогов является более чуткой к изменениям в экономическом развитии, чем база косвенных.

С точки зрения влияния на экономическое развитие косвенные налоги традиционно связывают с их влиянием на цены.

Очевидно, что косвенные налоги осуществляют тем большее влияние на общий уровень цен, чем больший объем производимых в стране товаров они охватывают, чем выше их ставки.

Можно сказать, что косвенные налоги в современном мире, при умелом использовании - эффективные финансовые инструменты регулирования экономики.

Перейдем непосредственно к доходам бюджета. В соответствии со статьей 20 Бюджетного Кодекса РФ классификация доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы предусматривает следующие группы доходов в зависимости от их источников [1, с. 56]:

1) налоговые доходы;

2) неналоговые доходы;

3) безвозмездные поступления.

Косвенные налоги составляют часть налоговых доходов бюджетной системы.

Бюджетная система РФ включает в себя консолидированный бюджет, включающий в свою очередь федеральный бюджет и консолидированный бюджет субъектов РФ. Большая часть всех доходов приходится именно на доходы федерального бюджета.

Рассмотрим структуру налоговых поступлений по уровням бюджетной системы на основании официальных статистических данных [6].

Структура налоговых поступлений федерального бюджета РФ в период с 2013 по 2015 год представлена в таблице 1.

Таблица 1

Структура налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2013-2014 гг.

Наименование доходов 2013 2014 2015

млрд. руб. уд. вес, % млрд. руб. уд. вес, % млрд. руб. уд. вес, %

Итого 7063,8 100 7921,2 100 8590,6 100

Косвенные налоги 4063,5 57,5 4524,1 57,1 5020,4 58,4

Прямые налоги 3000,3 42,5 3397,1 42,9 3570,2 41,6

Налоговые доходы в общем объеме доходов федерального бюджета РФ занимают наибольший удельный вес, что объясняется и большим количеством налогов, уплачиваемых в федеральный бюджет, и их процентными ставками. Исходя из данных, представленных в таблице 1, видим, что налоговые доходы федерального бюджета имеют тенденцию к росту. Именно они формируют наибольшую долю доходной части федерального бюджета. Увеличение налоговых доходов свидетельствует о стабилизации экономики России после негативного влияния экономического кризиса. В 2015 году, по сравнению с 2013 годом, они увеличились на 1526,8 млрд. руб., что составляет 21,6 %.

В федеральном бюджете налоговые доходы представлены косвенными и прямыми налогами. В общем объеме налоговых платежей сохранена высокая доля косвенных налогов. При этом на косвенные налоги в рассматриваемом периоде приходилось не менее 57 % налоговых доходов, несмотря на то, что данную группу представляют лишь два налога: НДС и акцизы. Динамику налоговых доходов представим в виде диаграммы (рисунок 1).

10000

2013 2014 2015

■ Всего Косвенные налоги ■ Прямые налоги

Рис. 1. Динамика налоговых доходов федерального бюджета, млрд. руб.

Динамика налоговых доходов за анализируемый период показывает явное преобладание косвенных налогов над прямыми налогами. В 2013 году косвенные налоги превысили прямые на 15 % (1063,2 млрд.руб.), в 2014 году превышение составило 14,2 % (1127 млрд.руб.), а в 2015 году - 16,8 % (1450,2 млрд.руб.). Преобладание косвенных налогов обусловлено, прежде всего, необходимостью укрепления доходной базы бюджета, а также тем, что полнота сбора косвенных налогов заметно выше, чем у прямых налогов.

Кроме преобладания косвенных налогов над прямыми налогами, наблюдается их тенденция к росту. В 2015 года, в сравнении с 2013 годом, косвенные налоги выросли на 956,9 млрд.руб. (23,5 %).

Теперь рассмотрим структуру налоговых поступлений консолидированного бюджета субъектов РФ в период с 2013 по 2015 год, представленную в таблице 2.

Таблица 2

Структура налоговых доходов консолидированного бюджета субъектов РФ за 2013-2015 гг.

Наименование доходов 2013 2014 2015

млрд. руб. уд. вес, % млрд. руб. уд. вес, % млрд. руб. уд. вес, %

Итого 5947,7 100 6470,1 100 6946,3 100

Прямые налоги 5455,9 91,7 5981,7 92,5 6448,0 92,8

Косвенные налоги 491,8 8,3 488,4 7,5 498,3 7,2

Анализируя представленные данные, можно наблюдать, тенденцию роста налоговых доходов консолидированного бюджета субъектов РФ. В 2015 году доходы увеличились, по сравнению с 2013 годом, на 998,6 млрд. руб. или 16,8 %. Однако, в отличие от федерального бюджета, прямые налоги значительно превышают косвенные и играют ведущую роль. Большой объем доходов от прямых налогов связан с поступлениями от налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц.

Несмотря на то, что удельный вес косвенных налогов среди общих налоговых доходов консолидированных бюджетов РФ сокращается, в целом динамика их поступлений положительная (рисунок 2).

500 495 490 485 480

2013 2014 2015

Рис. 2. Динамика косвенных налогов консолидированного бюджета субъектов РФ за 2013-2015 гг., млрд. руб.

Таким образом, проанализировав динамику поступления косвенных налогов по уровням бюджетной системы можно сказать, что в настоящее время отмечается устойчивая тенденция роста косвенных налогов в структуре обязательных платежей в бюджеты различных уровней, преимущественно в федеральный бюджет.

Поэтому, можно сказать, что косвенным налогам на ближайшие пару лет выделена большая роль, которая заключается в том, чтобы закрыть большинство «прорех» в консолидированном бюджете государства. Причем, особую надежду, министерство финансов возлагает именно на них, так как показатели именно этих налогов имеют стабильное увеличение каждый год. Кроме того, ежегодно планируется увеличение ставок на косвенные налоги. И пусть система косвенного налогообложения имеет свои недостатки, достоинств она имеет все-таки гораздо больше, о чем говорят статистические показатели за прошедшие года.

Исследование теоретических и практических вопросов косвенного налогообложения будет неполным, если оставить за рамками рассмотрения рекомендации по улучшению косвенного налогообложения.

Рассмотрим рекомендации по улучшения косвенного налогообложения в РФ.

Во-первых, совершенствование налогообложения косвенными налогами услуг, а также включение в сферу косвенного налогообложения все новых и

-Косвенные налоги

новых услуг. В ближайшем будущем будет решена проблема обложения НДС финансовых услуг.

Уже сегодня ведется работа в рамках институтов Европейского союза по созданию адекватной техники налогообложения для финансовых услуг.

Во-вторых, в области разграничения юрисдикции государств - усовершенствование механизма устранения двойного налогообложения услуг, оказываемых субъектам одного государства в другом государстве. В частности, предстоит решить вопрос возмещения налогоплательщику НДС, уплаченного на территории одного государства, в случае, когда услуга реализуется за рубежом и конечный потребитель услуги находиться в другом государстве.

В-третьих, в связи с развитием коммуникаций и средств связи, а также дальнейшей «дематериализации» товаров и услуг за счет Интернет-торговли должна произойти адаптация механизма косвенного налогообложения к новым реалиям жизни. Доля «электронных товаров» продолжает расти и создавать целый ряд проблем для косвенного налогообложения и, в особенности, для администрирования косвенных налогов.

Таким образом, какова будет система налогообложения в России в будущем, во многом зависит от правильно принятых решений сегодня. Любое необдуманное решение может оказать негативное влияние на косвенные налоги и наоборот. Именно поэтому разработка подобных рекомендаций и внедрение их в жизнь - залог успешного развития косвенного налогообложения.

Список литературы:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Текст]: [принят Государственной Думой 17 июля 1998 г.]: офиц. текст: по состоянию на 1 февраля 2016 г. / М-во юстиции Рос. Федерации. - М.: Кнорус, 2016. - 320 с.

2. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник / И.А. Май-буров. - 6-е изд., доп. и перераб. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 488 с.

3. Пансков Г.Б. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник и практикум / Г.Б. Пансков. - 2-изд., доп. и перераб. - М.: Юрайт, 2016. - 392 с.

4. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник и практикум / Д.Г. Черник. - 2-изд., доп. и перераб. - М.: Юрайт, 2016. - 495 с.

5. Рукина С.Н. Совершенствование косвенного налогообложения в Российской Федерации [Текст] / С.Н. Рукина // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2016. - № 6. - С. 42-49.

6. Информация о доходах бюджета Российской Федерации [Электронный ресурс] // Единый портал бюджетной системы Российской Федерации. -Режим доступа: http://budget.gov.ru/ (дата обращения: 25.05.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.