Научная статья на тему 'КОСТЮМ XVII ВЕКА ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА ШУЯ КАК МАРКЕР РУССКОГО ЭТНОСА'

КОСТЮМ XVII ВЕКА ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА ШУЯ КАК МАРКЕР РУССКОГО ЭТНОСА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
167
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ КОСТЮМ / ЭТНОС / РУСЬ / ВЛАДИМИРСКАЯ ЗЕМЛЯ / ГОРОД ШУЯ / ТРАДИЦИЯ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Валькевич С. И., Шашнева Е. Н.

Целью статьи является выявление целостной картины самобытности костюмного комплекса жителей уездного города Шуя Владимирской земли XVII века. Новизна статьи заключается в выявлении факторов территориального, социально- экономического развития Владимирской земли, повлиявших на становление костюмного комплекса зажиточных горожан Шуйского уезда. В результате были сформулированы основные выводы исследования, показано бытование костюмного комплекса зажиточных горожан Шуйского уезда. Проведен анализ русской традиционной народной одежды от древности на Руси до бытования на территории города Шуи XVII века. Выявлены причины складывания русского этноса Владимирского княжества в городе Шуя; определена преемственность русской одежды домонгольского периода и приобретения новых черт в костюме под влиянием татар и монголов; выявлены социальные различия русского костюмного комплекса и состав русского костюма XVII века горожан Шуйского уезда Владимирской земли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

17TH CENTURY COSTUME OF SHUYA RESIDENTS AS A MARKER OF RUSSIAN ETHNICITY

17th CENTURY COSTUME OF SHUYA RESIDENTS AS A MARKER OF RUSSIAN ETHNICITYThe purpose of the article is to reveal a complete identity pattern for the costume set of residents in the district town of Shuya in the Vladimir land in the 17th century. The novelty of the article consists in identifying the factors of territorial, social and economic development of the Vladimir land, which influenced the formation of the costume complex of the Shuya wealthy citizens. As a result, the authors formulate the main conclusions of the study which shows theoccurrence of the costume complex of the Shuya wealthy citizens. The study includes analysis of the Russian folk dress from antiquity in Russia to the life on the territory of Shuya in the 17th century. The paper determines the reasons for the formation of the Russian ethnos of the Vladimir Principality in the city of Shuya. The authors determine continuity of Russian clothing of the pre- Mongol period and the acquisition of new features in the costume under the influence of Tatars and Mongols. The article reveals social differences in Russian costume complex and the composition of the 17th century Russian costume of the citizens of Shuya district in Vladimir land.

Текст научной работы на тему «КОСТЮМ XVII ВЕКА ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА ШУЯ КАК МАРКЕР РУССКОГО ЭТНОСА»

С. И. Валькевич

Ивановский государственный университет

Шуйский филиал Е. Н. Шашнева Ивановский государственный университет

Шуйский филиал

КОСТЮМ XVII ВЕКА ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА ШУЯ КАК МАРКЕР РУССКОГО ЭТНОСА

Целью статьи является выявление целостной картины самобытности костюмного комплекса жителей уездного города Шуя Владимирской земли XVII века. Новизна статьи заключается в выявлении факторов территориального, социально-экономического развития Владимирской земли, повлиявших на становление костюмного комплекса зажиточных горожан Шуйского уезда. В результате были сформулированы основные выводы исследования, показано бытование костюмного комплекса зажиточных горожан Шуйского уезда. Проведен анализ русской традиционной народной одежды от древности на Руси до бытования на территории города Шуи XVII века. Выявлены причины складывания русского этноса Владимирского княжества в городе Шуя; определена преемственность русской одежды домонгольского периода и приобретения новых черт в костюме под влиянием татар и монголов; выявлены социальные различия русского костюмного комплекса и состав русского костюма XVII века горожан Шуйского уезда Владимирской земли.

Ключевые слова: русский костюм, этнос, Русь, Владимирская земля, город Шуя, традиция, культурное наследие.

S. I. Valkevich

Ivanovo State University (Shuya branch)

(Shuya, Russia) E. N. Shashneva Ivanovo State University (Shuya branch)

(Shuya, Russia)

17th CENTURY COSTUME OF SHUYA RESIDENTS AS A MARKER OF RUSSIAN

ETHNICITY

The purpose of the article is to reveal a complete identity pattern for the costume set of residents in the district town of Shuya in the Vladimir land in the 17th century. The novelty of the article consists in identifying the factors of territorial, social and economic development of the Vladimir land, which influenced the formation of the costume complex of the Shuya wealthy citizens. As a result, the authors formulate the main conclusions of the study which shows the

occurrence of the costume complex of the Shuya wealthy citizens. The study includes analysis of the Russian folk dress from antiquity in Russia to the life on the territory of Shuya in the 17th century. The paper determines the reasons for the formation of the Russian ethnos of the Vladimir Principality in the city of Shuya. The authors determine continuity of Russian clothing of the pre-Mongol period and the acquisition of new features in the costume under the influence of Tatars and Mongols. The article reveals social differences in Russian costume complex and the composition of the 17th century Russian costume of the citizens of Shuya district in Vladimir land.

Keywords: Russian costume, ethnos, Rus, Vladimir land, Shuya , tradition, cultural

heritage.

DOI 10.22405/2304-4772-2022-1 -4-100-113

Кто из нас не любит тех времён, когда русские были русскими, когда они в собственное своё платье наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу.

Н. М. Карамзин

Актуальность исследования. В настоящее время культурная политика России направлена на поддержку духовной безопасности этноса путём сохранения национальной культуры народов Российской Федерации. Культурное наследие - материальные и духовные творения, созданные людьми предыдущих поколений на конкретной территории, обладающие культурной ценностью. Вопрос сбережения культурных ценностей русского и других народов РФ влияет на духовное здоровье народа. Важной составляющей культурного наследия является традиционный русский костюм. Недостаток знаний локальных особенностей русского костюма XVII века на территории города Шуи ведёт к искажению истории и традиционной культуры.

Целью статьи является выявление исторических событий повлиявших на образования города Шуи, причины складывания русского этноса на протяжении XVI века в городе Шуя и бытования традиционного русского костюмного комплекса состоятельных горожан XVII века.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:

• осмысление важнейших исторических событий Владимирской земли с XII в.;

• выявление поддержания традиций «Золотого века» Владимирской земли московскими князьями;

• осмысление самобытности русской культуры с XIII века по сохранению традиций костюма с домонгольского периода;

• обозначить характерные черты русского костюма XVII века жителей города Шуи.

Много важнейших исторических событий вместила в себя летопись Владимирской земли. В XII-XIII веках здесь закладывались основы русской государственности. Город Владимир являлся в те времена политическим и религиозным центром русских земель, где проводились общерусские съезды

князей, составлялся общерусский летописный свод. В 1157 году Андрей Боголюбский основал новое великое княжение Владимирское и перенёс из Киева во Владимир столицу Руси [5]. Со всей Ростово-Суздальской земли сюда съехались строители, ремесленники, мастера самых разнообразных профессий.

На территории Шуйского округа «в 1174-1212 усилилась колонизация края русскими, которая началась с незапамятных времен. Колонизация сначала происходила с запада - из Новгорода, Полоцка, Смоленска, а потом началась и с юга - из земли вятичей и Киевщины. ... Древний Шуйский уезд в XVII веке был весьма мал» [4, с. 66-67].

Во второй половине XII - первой трети XIII веков городская культура приобрела четко выраженные черты. Города уже не выглядели маленькими замкнутыми мирками, отрезанными друг от друга огромными пространствами. В больших городах того времени натуральное хозяйство соседствовало с кварталами ремесленников и купцов [10]. Расцвет наблюдался во всех сферах жизни. Светская и духовная знать хорошо была знакома с достижениями греческой и западной культуры. Этому способствовали широкие внешние связи с Европой и особенно с Византией.

Монголо-татарское нашествие 1237-1240 гг. изменило условия историко-культурного развития русских земель. Прекратил своё существование когда-то знаменитый путь «из варяг в греки». Прервались связи юга и центра Руси с Западной Европой. Нашествие ограничило пространство русской культуры. Так в русской культуре начала определяться оппозиция «свой» -«чужой», что впоследствии стало выражаться в настороженном отношении ко всему как угрозе для сохранения единого пространства русской культуры [1].

Владимирское княжение сохранилось, поскольку в конце XIII века монголо-татарские завоеватели выдали ярлык на правление Владимирскому князю. Территории великокняжеского стола разрослись за счет вымороченных княжеств, что привело к вековой борьбе между Тверским и Московским княжениями.

Русские города и сельские поселения, окружавшие города в четырнадцатом и шестнадцатом веках в большинстве своем располагались в Волго-Вятском междуречье. К таким городам относится город Шуя, которую окружали сельские поселения, такие как Васильевское, Дунилово, Волокобино, Лежнево, Кохма, Мельничное и др. Малоплодородные земли способствовали торгово-промысловому развитию региона. Постепенно стало возрождаться русское ремесло, образовывались новые торговые пути, восстанавливались старые.

«Геополитические и государственно-политические факторы складывания русского (великорусского) этноса на протяжении XIV-XVI вв. дважды менялись существенным образом. В первом случае, на исходе XIV в., в условиях ослабления ордынского ига над Северо-Восточной Русью (особенно после победы ... на Куликовом поле в 1380 г. и двукратным погромом Золотой Орды Тимуром в 90-е годы XIV в.) и победы Москвы над Тверью (1375 г.) окончательно определилась судьба Владимирского княжения - оно

соединилось с вотчинными, родовыми землями московских великих князей» [7, с. 20].

С усилением Москвы Владимир постепенно перешёл в разряд рядовых русских городов. Наступившие в XIV веке политические перемены непосредственно сказались на дальнейшей хозяйственной и культурной жизни города. Великие московские князья всячески поддерживали традиции «Золотого века» Владимирской земли. Многовековую историю имеют города нынешней Владимирской и Ивановской (часть Владимирской губернии) областей. Город Шуя упоминается в 1539 году в связи с сожжением и разрушением казанскими татарами [11; 2].

В полном Географическо-Историческом Словаре Щекатова говорится, что Шуя во время разделения Руси на части, состояла в княжестве Ростовском, затем в Суздальском и Владимирском. Так же говорится, что потомки Князей Суздальских были разделены на множество колен, из которых одни получили в удел город Шую и стали именоваться Князьями Шуйскими [2]. « ... историк Г. Устрялов в своей родословной таблице Князей Шуйских прямо производит их от Суздальских Князей Василия Кирдяпы (1403) и от сына его Юрия.в пятом уже колене произошёл Царь Василий Иванович Шуйский.» [2, с. 31].

«В 1565 году царь Иоанн Васильевич Грозный город Шую объявил своей собственностью ... в 1572 году Шуя была назначена сыну царя Федору Иоанновичу ... в 1576 году Царь и Великий князь Иван Васильевич всея Руси пожаловал городу Шуя земли ... в 1606 году пожалована Шуе уставная грамота Царём Василием Ивановичем Шуйским . в 1614 году Царём Михаилом Фёдоровичем была дана Шуе уставная таможенная грамота ... в 1622 году дана грамота, чтоб губным старостам не судить Шуян в уголовных делах, кроме разбоя и татьбы ...» [2, с. 33-34]. Город Шуя был одним из крупных торговых центров Суздальско-Владимирского княжества. Но «Уже в XVI веке окончательно отмерло понятие княжество» [7, с. 23]. В то же время официальной административной системой становятся уезды, волости.

Около Шуи находились сёла - помещичьи, дворцовые, монастырские, постепенно превратившиеся в крупные торгово-промышленные населённые пункты. «Среди них дворцовое (почти весь XVII в.) село Дунилово, приказы которого ведали целым кустом дворцовых сёл прилегающего региона. Шуя и Шуйский уезд являлись типичными городом и уездом центральной России» [2, с. 7-8]. «В 1629 году в Шуе было 154 двора и 47 бобыльских, а всего с дворянами и духовенством было 230 дворов» [4, с. 56].

В образовавшемся огромном государстве стало обособляться бытовавшее население. «Эти особенности, отличавшие местное население, позволяли судить о разнообразии отдельных групп единого народа. Так территория бывшего Великого княжества Владимирского и окружавших его уделов называлась «замосковными городами»» [2, с. 23].

С XIII в. происходило сложение ярко выраженной самобытности русской культуры. «Неприятие врага, сплочённость народа, стремление, во что бы то ни стало сохранить самобытность и защитить национальную культуру, а также оторванность от внешнего мира способствовали тому, что русские люди

стойко держались своих старинных обычаев, как в быту, так и в костюме» [6, с. 169].

Русские люди старались сохранить традиции Древней Руси. К народным традициям наряду с праздниками, обрядами, обычаями относится и костюм. После крещения Руси в костюме уже были изменения. Торговые сношения с Византией внесли изменения в костюм, наделив его изобилием одежд и украшений и придав костюму роскошь. Князья, сановники стали носить длинные, широкие одежды на восточный манер. Затем все сословия русского народа стали подражать греческим нарядам. Но под влиянием монголо-татарского ига в костюме к XV веку так же появились новые черты, но красота русского костюма была сохранена. Поскольку на Руси холодного времени года больше, то и одежды были длинными, тяжелыми, «подбитые» мехом -монументальные, статичные за счет увеличения объемов и ширины. Появилось много распашных одежд, таких как зипун, кафтан, шуба, сарафан [11].

К XVI веку на Руси серьёзно проявлялись социальные различия в костюме. Это сказывалось на ассортименте текстиля, частично на покрое и количестве одновременно надеваемых одежд. Ткани для пошива одежд знати использовались как местного домашнего производства - тонкие льняные ткани, тонкое сукно, так и привозных - парча, алтабас, аксамит, бархат вышитый серебром и золотом, атлас, сатин и др. Кроме того использовались дорогие меха, которые шли на отделку костюма. Расширилась колористическая гамма тканей. Цвет, фактура тканей, внешность, возраст учитывались при пошиве одежды.

Одежды знати города Шуи XVII века были красивы, красочны, гармонично сочетались с образом жизни, нравами, понятием о красоте и достоинстве. Доказательством служат челобитные 1646 года Шуянина Матвея Москвитина, 1665 года Патрикея Посникова о покраже у них имения, Духовная память 1650 года Натальи Толоченовой, Рядная запись и Челобитная 1668 года Владимира Бастанова, Духовная память 1678 года Матрёны Зубовой и др. [3].

К концу XVI началу XVII веков мужская одежда приобрела несколько иные, более свежие черты. Рубахи мужские светской знати и зажиточных горожан города Шуи шили из шелка, длиной до колен. На рубаху надевали воротник-ожерелье с застежкой на левой стороне, украшенное золотой вышивкой, жемчугом, драгоценными каменьями. Кроме того, на груди и спине делали укрепление вторым слоем ткани, называемым подоплёк, который так же украшался вышивкой шелковыми, золотыми или серебряными нитками. Орнаментальные вышитые полосы красными, золотыми нитками служили как оберегом, так и украшением по подолу, концам рукавов, оплечий. Для свободы движения в пройму под мышкой вшивали квадратик ткани красного цвета, называемый ластовица. В челобитных по покраже у Шуян указывается: «... три рубахи мужских шиты золотом, цена 6 рублев, ... да закладу две рубахи мужских, шиты золотом. да рубашечка дитячья шита золотом, цена ей рубль ...» [3, с. 87; с. 120], У каждого зажиточного Шуянина имелось более десятка рубах для разных случаев - праздничные, повседневные, домашние, «на выход». Вышивка, украшающая одежду русских, имела обереговую функцию

еще до принятия христианства. Кроме того по узорам и символам вышивки определялась принадлежность к роду. Мужчины имели нательную одежду, то есть исподнее мужское платье, которое называлось портами. Порты шили из домотканого льняного холста широкими для свободы движения или из шелковой ткани. Штанины заправлялись в сапоги, сверху на талии подвязывались шнурком под рубахою. Поверх портов надевались штаны, которые шили из дорогой парчи, а теплые из тонкого сукна различных цветов, преимущественно красного, малинового, желтого. Из челобитной 1634 года Ивана Новокщёнова, челобитной 1636 года боярского сына Сахарова, челобитной 1646 года Шуянина Матвея Москвитина о покраже вещей и денег: «.да двои порты с станками - цена четыре рубли ... три портки с тачки, цена 35 алтын, ... штаны сукно червчатонастрафиль один рублев, ... да штаны лазоревы цена полтора рубли.» [3, с. 87, 334, 336].

Для светской знати и зажиточных Шуян было характерно большое количество одежд, их добротность и эстетическая красота. Кроме рубахи, портов исподней мужской одеждой служил зипун - распашная одежда с застежкой встык, длиной до колен. У богатого сословия зипун надевали на рубаху и шили из шелковой дорогой привозной из заморских стран ткани белого цвета. Вокруг талии зипун опоясывался. Рукава могли быть из другой дорогой ткани с узором золотыми нитями. На зипун надевали тонкий воротник - обнизь, украшенный жемчугом, драгоценными каменьями. Обнизей у Шуян имелось много, и их пристёгивали по мере надобности. Зипун так же шили из сукна. Из челобитной 1634 года Ивана Новокщёнова о покраже вещей и денег: «... платья зипун темно-синь, сукно аглинское, - цена три рубли десять алтын, ... да зипун светло-сер - цена тридцать алтын, ...» [3, с. 335]. У менее состоятельных жителей - из челобитной 1623 года Шуйского иконописца Василья Иванова: «.да зипун сермяжной.» [3, с. 51].

Заимствованной одеждой у татар был кафтан, длиной до пят. Чтобы показать расшитые золотом сафьяновые сапоги кафтан был до середины икр. Длинные рукава, признак знатности, собирались в складки и закреплялись запястьями вышитыми золотом, серебром, жемчугом и даже дорогими каменьями. Кафтан по разрезу, украшался тесьмой и золотым или серебряным кружевом, а также нашивками из дорогих тканей для завязок и пуговиц. Застёгивали кафтан на правую сторону. В более поздних кафтанах на груди пришивали до 30 пуговиц, а нижняя часть оставалась, не застёгнута. Воротники были узкие, чтобы была видна обнизь зипуна или рубахи. Иногда к кафтану пристёгивали отложное ожерелье-обнизь, расшитое золотом и усыпанное жемчугами: «... ожерелье низанное ворефитъ, пуговицы золотые, в нем камышки яхонты, да изумруды, да крепки зерны бурмицкие ...» [3, с. 75]. Подол кафтана окаймлялся полосою дорогой ткани другого цвета. Подкладка кафтана могла быть из ткани менее дорогой, или очень дорогой шелковой ткани красного цвета. Подкладку можно было хорошо разглядеть, когда мужчина ехал верхом, так как полы кафтана подворачивались [7, с. 122]. Из челобитной 1636 года боярского сына Сахарова, из духовной памяти 1650 года жительницы города Шуя Натальи Толоченовой, относящейся к светской знати,

из челобитной 1665 года Шуянина посадского человека Патрикея Посникова: «... да кафтан червчаткамчат камка куфтерь с вошвы, ...кафтан темно-зеленой с нашивкою шелковою цена десять рублев,...да полукафтанье дорогильное с нашивкою золотою, цена пять рублев, да кафтан же светло-зеленой, подложен крашениною, нашивка снурь новая, цена восемь рублев, да полукафтанье кумашное красное на бумаге, нашивка снурь новая шелковая, цена четыре рубля, . да платья моево кафтан камчат, а куфтер нашивка серебряная долгая, цена двенадцать рублев, .кафтан лазорев суконный цена четыре рубли, да кафтан теплый цена полтора рубли, ...» [3, с. 97, 120, 336]. Пояса, надеваемые поверх кафтана, были украшением мужского костюма и декорировались вышивкой золотыми нитями, жемчугом и «осыпанные» каменьями: «... да пояс шелковый цена две гривны, да кушак тафтяной красной цена пол-полтины.» [3, с. 87]. Зимние кафтаны были на меху соболином или беличьем чреве и могли называться кожухами. Зимней одеждой также служили шубы. Челобитная 1634 года Ильи Давыдова, челобитная 1634 года Ивана Новокщёнова: «... да шубу столовую сукно багрец, да с дитяти шубу дорогильнучервчату на белках, ... да две шубы бармахи цена два рубли, ...» [3, с. 334-335,]

Наталья Толоченова передает по наследству сыну Семёну Федоровичу наряду с вотчиной подмосковной деревню Талицу с крестьянами, со всеми угодьями. Огромным состоянием являются и дорогие одежды, среди которых и кафтаны, и шубы, и головные уборы, и одеяла куньи, и покрывало из узорчатой ткани, и множество украшений из золота, драгоценных камений, жемчуга как мужских, так и женских, являющихся неотъемлемой составляющей костюма светской знати XVII века: «... да шуба червчатакуфтерь на соболях, с кружевом, . да шубка червчата суконная накладная, . да шуба двоеличная дорогильнаяна хребтах беличьих,.» [3, с. 98-99]. Зимнюю одежду сопровождали головные уборы. Из челобитных о грабеже в 1634 году знатного Шуянина, из челобитной 1636 года боярского сына Сахарова: « .шапка мужская зелёная с пухом., шапка с соболем, вершок бархат черный, петли жемчужные 8 рублей,.шапка с пухом 40 алтын [3, с. 98-99].

Мужчины светской знати, проживавшие в городе Шуя, носили сапоги из персидского и турецкого ярко окрашенного сафьяна и расшивались золотом, иногда украшались жемчугом различными орнаментальными узорами. «Сапоги носились до колен и служили вместо штанов для нижней части тела, и для того подкладывались холстиною. Их снабжали высокими железными подборами и подковами со множеством гвоздей по всей подошве; у царей и знатных лиц эти гвозди были серебряные» [11, с. 499].

Основой женского, как и мужского костюма была рубаха, исподница -белого или красного цвета длиной до щиколоток с длинными рукавами. Рубаха декорировалась обережными счетными швами золотыми, серебряными нитками по горловине, по оплечью, вдоль или поперек рукава, по низу рукава, по подолу и обязательно подпоясывалась. Обязательной составляющей также были запястья, украшенные золотом, жемчугом или серебром великолепными узорами (рис. 1; рис. 2).

Модными в XVII веке были женские летники, сохранившиеся с домонгольского периода. Это была накладная распашная одежда. Отличительной чертой являлись широкие рукава с нашивками из дорогих тканей, которые назывались вошвами. У каждой женщины имелось более десятка разнообразных по цвету, тканям, украшениям летников. Из челобитной 1668 года Шуйского жителя В. Бастанова видно, что у дочери имеется множество дорогих одежд, которые указывают на сословную принадлежность и имущественное положение: «... летникучастковой, по серебряной земле с золотом, во швы шиты золотом обшиты серебром, подложен дорогами желтыми,. летник жолткамчаткуфтерь во швы шит по черному бархату золотом и серебром, ... летник обьяринной алой во швы бархатизолотной,...» [3, с. 125]. Летник украшался шейным ожерельем и дополнялся нашейными золотыми украшениями, браслетами, серьгами, перстнями: «...ожерельепуховое бобровое, ... ожерелье низаны на шести концах, с пуговицы, два яхонта лазоревые да изумруд, закрепки зерны бурмицкими ., ожерелье стоячее обнизанное, . ожерелье низанное ворефить, пуговицы золотые, в нем камышки яхонты, да изумруды, да крепки зерныбурмицкие, серьги и запоны, каменья и изумруды и зерна бурмицкие, перстень золот с алмазом, перстень золот с яхонтом лазоревым, .»[3, с. 99, 125-126] (рис. 1, рис. 2).

Рис. 1. Константин Маковский «Боярышня у окна» Дочь боярина.

На рисунке К. Маковский изобразил молодую женщину в традиционном русском костюме. Она облачена в красную длинную рубаху, поверх рубахи надет летник из заморской узорной ткани, из под рукавов летника, украшенных по краям золотым кружевом видны рукава рубахи с запястьями вышитыми золотом, серебром, жемчугом,

драгоценными каменьями и золотыми или позолоченными пуговицами. На шее широкое ожерелье-воротник и нашейные украшения из золота, жемчуга. На голове кокошник в виде полумесяца, расшитый узорной тесьмой, золотыми нитками. На лоб спускается

поднизь из жемчуга.

Из Рядной записи 1668 года Владимира Бостанова родственника Натальи Толоченовой при описании приданого дочери Федоры Володимировны, которая выходит замуж за Стольника Князя Щербатова, перечисляются многочисленные наряды на полторы тысячи рублей: «... низанье и платье манистачепь золотая с финифты, два креста золотых с зерна бурмицкими, ожерелье женское жемчужное орефидное, с яхонты пуговицы, яхонт лазорев да изумруд, кика с каменьем и с изумруды и с яхонты и с рясы, серьги на одном конце изумруда - лалл на золоте с зерны бурмицкими, серьги яхонты червчатой да изумруд по шти зерен на серьги бурмицких на золоте, да 15 перстей золотых с изумруды и с яхонты и с алмазы,.» [3, с. 124-126]. Обязательным в костюме у женщин являлся головной убор. Прежде чем надеть головной убор русские женщины надевали волосник. У светской знати Шуянок были: «... волосник обшивка с низанием и с каменьем,... волосник обшивка, шитая волоченым золотом обнизанная, . волосник обшивка низана с конителью, ...» [3, с. 99]. Затем надевали кокошник. На территориях Владимирской и Московской в XVII веке бытовали однорогие кокошники. Высокое очелье в форме полумесяца, с опущенными к плечам концами, богато украшалось золотошвейной вышивкой, серебром, жемчугом, драгоценными каменьями. Затылочная часть также вышивалась золотыми нитками. Узоры символизировали небесную сферу. К кокошнику прикреплялась поднизь сетка из жемчуга, которая закрывала лоб. [9] (Рис.1.).

Рис. 2 Константин Маковский «Боярыня у окна» Дочь боярина.

Девушка облачена в традиционный русский костюм: длинная красная рубашка, украшенная по подолу золотым кружевом, зарукавья, украшенные узорами из жемчуга,

драгоценными каменьями; поверх рубахи надет летник из дорогой узорной ткани, застегивающийся на золотые пуговицы, украшенный по разрезу спереди, по подолу и низу рукавов золотым кружевом; дорогой пояс подчеркивает линию талии; на шее узкое ожерелье и нашейные украшения из жемчуга, в ушах жемчужные серьги. На голове кокошник, с узорами из жемчуга, поднизь-сетка жемчужная. На плечи накинута шубка из дорого меха. На столе лежит головной убор сорока. Верх сороки из красного бархата, украшенный узорами из заморского «бурмицкого» (морского) жемчуга, налобный ободок из золотой ленты расшит мелким жемчугом. Так же на столе лежат нашейные

украшения к другому костюму

Кроме кокошников жительницы города Шуя носили: « ... кичка дорогильная зелена, очелье шито золотом, цена 10 алтын, 8 сорок шиты золотом, цена полтора рубля с гривною, ... шапка жемчужная низанная в одно зерно по атласу червчатому с изумруды и с яхонты и с лалами, ... шапка женская обнизанная с зернами,. шапка женская, шитая битым золотом с кружевом, низанным,. шапка бархат золотой, подложена тафтою, ... шапка горлатная лисья, . шапка зеленая бархатная с обшивкою и с петли жемчужными, ...» [3, с. 87, 125] (рис. 2)

Меховые женские шубы шили из собольего меха, меха куниц, лисьего меха, меха горностаев, беличьего меха (рис. 2). Верх шубы покрывали дорогими тканями - сукном, шелковыми тканями, а также объярью, камкою, атласом, тафтою красного, алого, желтого, зеленого и белого цветов. Ткани

были с золотыми узорами. Передний разрез шубы украшали кованым кружевом, шелковой тканью, расшивали золотом и украшали дробницами. Кроме того были нашивки вышитые золотом, украшением служили кисти. К шубе прикреплялось ожерелье из другого более дорогого меха. Низ рукавов, как и разрез, украшался кованым кружевом.

Вот, к примеру, какие шубки давал в приданое за своей дочерью зажиточный житель города Шуи - из Рядной записи Владимира Бостанова 1668 года. В приданом дочери были: «.шуба атлас золотой с кружевом, кружево серебряное с городами на горностаях, пуговицы серебряны позолочены, .шуба атласная цветная на куницах, кружево цепковое золотое, пуговицы серебряны золочены, . шуба куфтерная алая камчатная на горностаях, кружево кованое золотое, пуговицы серебряные золочены, . шуба тафта цветная на хребтах на бельих, кружево кованое серебряное, пуговицы серебряны позолочены, . шуба червчатакуфтерь на соболях, . шуба кунья под камкою зеленою с кружевом, . шуба двоеличная дорогильная на хребтах на беличьих, ...» [3, с. 98, 99, 124] и ещё более десятка верхней одежды из дорогих тканей расшитых золотом, украшенных жемчугами, дробницами, кружевом, драгоценными каменьями. Кроме того, к шубам добавлялись шапки.

Начиная с XIV века одежды ферязь и охабень появились в костюме дворян и бояр как выражение их сословной принадлежности. Охабень, однорядку, ферязь Шуйские жительницы носили с поясом, а если без пояса, то их называли шубой: «. охабень обьяренной бруснишной с кружевом серебряным обрасцы низаные, . охабень червчаткамчат, . ферези атлас цветной на соболях нашивка казылбашская, . да ферязи дорогильные зелены, .» [3, с. 99, 126, 334]. Верхней одеждой была однорядка с длинными откидными рукавами. Руки продевались в прорехи проймы. Шили эту весенне-осеннюю одежду из шерстяной ткани. Такая же особенность была и у опашня. Его надавали внакидку или нараспашку, если с продетыми руками в рукава: «. да опашень червчатскорлат пуговицы золочены в чекан, . опашень багрецовой червчатой пуговицы серебряные чеканные золочены, подпушка тафта лазоревая.» [3, с. 99, 125]. По прорезу для рукавов, по подолу опашни окаймлялись дорогой тканью расшитой шелками и золотом.

У Шуйской светской знати домашней одеждой была телогрея длиной по пят, распашная с суживающимися книзу длинными рукавами. По разрезу телогрея украшалась кружевом и пуговицами. Только у дочери В. Бастанова было несколько телогрей: «. телогрея алая обьяринная кружево кованое серебряное, пуговицы серебряны позолочены, телогрея камчатная червчатая, кружево серебряное кованое пуговицы серебряные золочены, телогрея обьяринная золотая кружево серебряно с городами подложена дорогами червчатыми, пуговицы сканные золочены, телогрея куфтерная камчатная цветная ал шолк да жолт, кружево кованое золотое пуговицы серебряные позолочены, телогрея атласная червчатая кружево серебряное кованое, пуговицы серебряные позолоченные .» [3, с. 125].

Уже в XIV веке, на Руси был известен «сарафан», который был первоначально мужской одеждой с рукавами - «серапа», то есть почетная

одежда. Позднее сарафан стал частью женского костюма. Из челобитной 1624 года о покраже товара у торговца Шуянина посадского человека: «... да платья сарафан киндяшной червчат распашной с пухом, подложен крашениною лазоревою - цена два рубли с четью, ...» [3, с. 316] напрашивается вывод, что женщины светской знати города Шуи не носили сарафан. Сарафан был одеждой простолюдинок, так как пошит он из недорогой ткани, не имел дорогих украшений золотом, кружевом, золотыми пуговицами. В описи покраж имущества у светской знати, кроме торговца, не зафиксирован.

Из челобитной 1668 года Шуянина Владимира Бастанова на зятя Князя Щербатова можно судить о количестве, богатстве одежд и украшений XVII века. По составу и богатству костюма определяется принадлежность Шуян к сословию дворян и бояр: «. а приданого за нею дал и в рядную написана полторы тысячи рублей и зять мой Князь Федорович из того дочери моей приданого, продал платье и низанье и всякую рухлядь на четыреста на шестьдесят рублев и с тех денег купил себе Московский двор, в приходе у Фрола и Лавра, в Хорхориновом переулке, достанными деньгами, в Ярославской своей вотчине, построил двор со всяким дворовым строением с заводом.» [3, с. 128].

Выводы. В ходе комплексного исследования причин складывания русского этноса ХШ-ХШ1 веков в городе Шуя выявлены: исторические события образования города Шуя, а так же соединения московских великих князей с вотчинами и родовыми землями, к которым относится территория города Шуи; выявлено поддержание князьями традиций Владимирской земли; раскрыты региональные особенности русского костюмного комплекса XVII века светской знати города Шуя; определено, что в XVI-XVII веках проявились серьёзные различия в костюме светской знати и простолюдинов; определено, что характерными особенностями традиционного русского костюма светской знати города Шуя являются объёмность, монументальность, многослойность, комплексность, богатство тканей, меха и украшений из золота, серебра, жемчуга, драгоценных камений, и что в каждый костюмный комплекс входило несколько предметов, имеющих своё назначение и являющиеся обязательными; определено, что, несмотря на монголо-татарское влияние на русский костюм, красота русского костюма была сохранена.

Литература

1. Березовская Л. Г., Берлякова Н. П. История русской культуры : учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2002. Ч. 1. 400 с.

2. Борисов В. А. Описание города Шуи и его окрестностей // Собрание трудов (материалов). Иваново: МИК, 2001. Т. 1. 428 с.

3. Борисов В. А. Старинные документы и акты // Собрание трудов (материалов). Иваново: МИК, 2004. Т. 2. 560 с.

4. Город Шуя и Шуйский округ. Географическое, историческое и экономическое описание / сост. В. Рыжов. Шуя, 1930. 325 с.

5. Кирсанова Р. М. Костюм в русской художественной культуре 18 -первой половины 20 вв. : (опыт энциклопедии) / под ред. Т. Г. Морозовой, В. Д. Синюкова. М.: Большая рос. энцикл., 1995. 383 с.

6. Плаксина Э. Б., Михайловская Л. А. История костюма. Стили и направления : учеб. пособие для студ. учрежд. сред. проф. образов. М.: Академия, 2004. 224 с.

7. Русские / отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. М.: Наука, 1999. 829 с.

8. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М.: М. Березин, 1880. 617 с.

9. Русский традиционный костюм : иллюстрированная энциклопедия / авт.-сост. Н. Соснина, И. Шангина. СПб.: Искусство, 2006. 400 с.

10. Рыбаков Б. А. Мир истории. Начальные века русской истории. М.: Мол. гвардия, 1984. 351 с.

11. Сурин Г. И. Слово о Шуе: легенды и были города на Тезе. Иваново: Иваново, 2005. 256 с.

References

1. Berezovskaya L. G., Berlyakova N. P. Istoriya russkoy kultury [The History of Russian Culture]. Vol. 1. Moscow, VLADOS Publ, 2002. 400 p. [In Russian]

2. Borisov V. A. Opisaniye goroda Shui i yego okrestnostey [Description of Shuya town and its surroundings]. Sobraniye trudov (materialov) [Collection of works (materials)]. Vol. 1. Ivanovo, MIK Publ, 2001. 428 p. [In Russian]

3. Borisov V. A. Starinnyye dokumenty i akty [Old documents and deeds].

Sobraniye trudov (materialov) [Collection of works (materials). In 3 volumes]. Vol. 2. Ivanovo, MIK Publ, 2004. 560 p. [In Russian]

4. Gorod Shuya i Shuyskiy okrug. Geograficheskoye, istoricheskoye i ekonomicheskoye opisaniye [City of Shuya and Shuya district. Geographical, historical and economic description], rev. by V. Ryzhov. Shuya, 1930. 325 p. [In Russian]

5. Kirsanova R. M. Kostyum v russkoy khudozhestvennoy kulture 18- pervoy poloviny 20 vv [Costume in Russian artistic culture in the 18th and first half of the 20th centuries]. Bolshaya Rossiyskaya Entsiklopediya [Great Russian Encyclopedia]. Moscow, 1995. 383 p. [In Russian]

6. Plaksina E. B. Mikhaylovskaya L. A. Istoriya kostyuma. Stili i napravleniya [History of costume. Styles and trends]. Moscow, Akademiya Publ, 2004. 224 p. [In Russian]

7. Russkiye [Russians], ed. by V. A. Aleksandrov, I. V. Vlasova, N. S. Polishchuk. Moscow, Nauka Publ, 1999. 829 p. [In Russian]

8. Zabylinym M. Russkiy narod. Ego obychai, obryady, predaniya, suyeveriya i poeziya [The Russian people. Its customs, rituals, traditions, superstitions and poetry]. Moscow, M.Berezin Publ, 1880. 617 p. [In Russian]

9. Sosnina N., Shangina I. Russkiy traditsionnyy kostyum [Russian traditional costume]. Saint Petersburg, Iskusstvo Publ, 2006. 400 p. [In Russian]

10. Rybakov B. A. Mir istorii. Nachalnyye veka russkoy istorii [The early centuries of Russian history]. Moscow, Mol. Gvardiya Publ, 1984. 351 p. [In Russian]

11. Surin G. I. Slovo o Shuye: legendy i byli goroda na Teze [A word about Shuya: legends and stories of the town on the Teza river]. Ivanovo, Ivanovo Publ. 2005. 256 p. [In Russian]

Статья поступила в редакцию 25.11.2022 Статья допущена к публикации 15.12.2022

The article was received by the editorial staff25.11.2022 The article is approved for publication 15.12.2022

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.