УДК 902
DOI: 10.24412/2658-7637-2022-21-95 -102
М.Е. Шмырина1'2 КОСТЯНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ГОРОДИЩА ИСКОР
1Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь,
Российская Федерация 2Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Российская Федерация
В работе представлен обзор костяных изделий Искорского городища, расположенного на территории Верхнего Прикамья. Основной целью исследования является введение в научный оборот ранее неопубликованных костяных изделий, а также поиск аналогий и интерпретация предметов. Рассмотренные костяные предметы были подвергнуты классификации на группы в соответствии с функциональным назначением. Характер костяных изделий городища Искор может свидетельствовать об использовании памятника в качестве городища-святилища, о чем ряд авторов делает выводы, основываясь на иных признаках и фактах.
Ключевые слова: Пермское Предуралье, костяные изделия, средневековье, святилище .
M.E. Shmirina1'2 BONE PRODUCTS OF THE ISKOR SETTLEMENT
1Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russian Federation 2Perm State University, Perm, Russian Federation
The paper presents an overview of the bone products of the Iskor settlement, located on the territory of the Upper Prikamye. The main purpose of the research is the introduction of previously unpublished bone products into scientific circulation, the search for analogies and the interpretation of objects. The examined bone objects were classified into groups according to their functional purpose. The nature of the bone products of the Iskor settlement may indicate the use of the monument as a sanctuary settlement, about which the authors draws conclusions based on other signs and facts.
Keywords: Perm Pre-Urals, bone products, the Middle Ages, sanctuary, settlement.
Городище Искор находится в Чердынском районе Пермского края. Памятник расположен на высоком подтреугольном мысу, который с трех сторон - восточной, южной, и западной, имеет крутые каменные утесы, а с северной стороны опускается вниз покатой плоскостью [Корчагин, 2001, с. 6]. Также с северной стороны городище защищено тремя валами, возле которых не было сооружено рвов [Скорнякова, 2022, с. 44]. В ходе раскопок были выявлены, как средневековые комплексы, относящие в родановской археологической культуре (XI - XIV вв.), так и комплексы, относящиеся к периоду ранней русской колонизации Верхнего Прикамья (XV - XVI вв.) [Скорнякова, 2022, с. 45]. Наличие на площадке памятника значительного количества культовых сооружений позволило авторам раскопок сделать вывод о культовом характере городища [Оборин, 1976, с. 12]. Изученные постройки, относящиеся к ранним этапам существования памятника, также могут свидетельствовать о культовом назначении городища, ввиду непостоянности их использования и отличий в конструкции в сравнении с хорошо изученными родановскими жилищами [Оборин, 1976, с. 11].
Во время раскопок городища было встречено значительное количество костяных изделий. В общей сложности в коллекции городища Искор насчитывается 90 изделий из кости, которые можно разделить на следующие категории: орудия труда для домашних производств, предметы вооружения и охоты, украшения и детали костюма,
Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Пермского края (соглашение № С-26/1192 от 19.12.2019 г.).
предметы гигиены, предметы досуга, предметы неопределенного назначения, заготовки и отходы производства.
Группа I - орудия труда для домашних производств насчитывает 28 изделий, что составляет более 30% от общего числа костяных предметов городища. В данную категорию включены предметы, используемые в различных бытовых практиках, а также необходимых для изготовления предметов обихода.
Подгруппа I - орудия труда для обработки кожи.
Отдел I - разбильники (2 экз.), необходимые в первую очередь для разминания ремней. Срединная часть предметов имеет следы активного использования в указанных целях. Аналогичные разбильники характерны для коллекций большинства поселенческих памятников Пермского Предуралья. Наибольшее количество разбильников было встречено в материалах городища Анюшкар (109 экз.), Роданова городища (47 экз.) [Шмырина, 2021, с. 104]. За пределами территории Пермского Предуралья разбильники также находят широкое распространение ввиду универсальности техники использования.
Отдел II - проколки (5 экз.), изготовленные из грифельных костей, имеют заостренный рабочий край. Среди исследователей существует мнение об использовании проколок не только для работы с кожей, но и берестой, войлоком, ввиду мягкости и податливости материала, который с легкостью можно проколоть с помощью слегка подточенной кости [Ленц, 2002, с. 227]. Аналогичные изделия также широко распространены в материалах прикамских памятников и на сопредельных территориях. В частности, проколки массово встречены в материалах городища Иднакар (648 экз.) [Иванова, 1998, с. 155].
Подгруппа II - орудия труда для прядения и ткачества.
Отдел I - кочедыки (7 экз.), необходимые для изготовления предметов из лыка, бересты, луба, кожи и прутьев. При помощи кочедыков могли изготавливаться корзины, сети, сумки и другие предметы, необходимые в быту. Зачастую кочедыки изготавливались из ребер или расколотых трубчатых костей животных [Ленц, 2002, с. 226]. Кочедыки были встречены на большинстве поселенческих памятников Пермского Предуралья. Аналогичные изделия содержатся в коллекциях городища Анюшкар, Роданова городища, Рождественского городища [Белавин, Крыласова, 2008, с. 276].
Тип I - неорнаментированные кочедыки без отверстий для привешивания (5
экз.). Изделий данного типа встречено большинство. Кочедыки сохраняют форму естественного сырья, рабочий конец подработан, ему придана заостренная форма. На рабочем крае предметов имеются следы залощенности, что свидетельствует об их активном использовании. Распространенность кочедыков с незначительными следами обработки обусловлена утилитарностью рассматриваемых изделий и активным их использованием в бытовых практиках средневекового населения Пермского Предуралья.
Тип II - орнаментированные кочедыки (2 экз.). Все предметы данного типа представлены фрагментами изделий, на которых сохранились орнаментальные композиции. Одно из изделий имеет геометрический орнамент из прочерченных линей и точек, складывающихся в композицию (рис.1:1). Аналогичные изделия широко распространены на территории Пермского Предуралья. Подобные мотивы были встречены на кочедыках городища Анюшкар, Вакинского селища [Шмырина, 2021, с. 105]. Второй фрагмент кочедыка имеет орнаментацию в виде изогнутых переплетенных линий, образующих две «косы». Вероятно, наименьшая распространенность орнаментированных, качественно выполненных кочедыков связана с их большей ценностью, а также усложненной техникой изготовления. Утилитарность, а также быстрый износ рабочей поверхности предметов не позволяли массово изготавливать кочедыки, имеющие высокохудожественную орнаментацию.
96
Отдел II - пряслица (9 экз.) (рис.1:3-5). Для изготовления пряслиц использовалась естественная форма сырья - изделия выполнены из срезанных эпифизов бедренных костей скота. Основным инструментом, используемым для прядения, являлось веретено [Ремесло и домашние производства средневекового Предуралья, 2017, с. 105]. В данном случае пряслице надевается на веретено в нижней или средней части, что придавало веретену более быстрое вращательное движение, необходимое при скручивании ниток. Костяные пряслица применялись для получения более плотной и толстой пряжи [Ремесло и домашние производства средневекового Предуралья, 2017, с. 106]. Зачастую пряслица изготавливались из глины или камня, в то время как пряслица из кости достаточно редки. На территории Прикамья аналогичные изделия известны в материалах Рождественского городища [Белавин, Крыласова, 2008, с. 278], а также городища Анюшкар [Ленц, 2002, с. 220]. Широкая распространенность пряслиц в материалах городища Искор может объясняться, как наиболее активным развитием прядения среди населения городища, так и их ритуальным значением. Исследователями Искорского городища не раз высказывалось мнение об исключительно культовом значении памятника, на котором средневековое население могло проводить различные обрядовые практики. В частности, святилище могло быть использовано для проведения обрядов троицко-семицкого цикла, связанного с культом плодородия [Корчагин, 2004, с. 56]. В данном случае пряслица могли использоваться исключительно в культовых целях.
Отдел III - шильце представлено небольшим (5,5 см) костяным изделием, имеющим заостренный рабочий край, с противоположной стороны присутствует отверстие для привешивания (рис.1:7). В настоящее время аналогичные костяные изделия используют для валяния шерсти. На данный момент не было встречено доказательств присутствия техники валяния на территории Пермского Предуралья, что может быть связано с недостаточной изученностью поселенческих памятников и плохой сохранностью шерсти в пермских почвах.
Подгруппа III - универсальные орудия.
Отдел I - рукояти.
Тип I - цельная рукоять шила (1 экз.) имеет Т-образную форму с округлой спинкой (рис.1:2). Рукоять имеет выступы с отверстиями для привешивания. Рукояти данного типа могут быть датированы XII - XIV вв. [Белавин, Крыласова, 2010, с. 100]. Происхождение Т-образных рукоятей традиционно связывается с территорией Прикамья, ввиду широкой распространенности подобных изделий на рассматриваемой территории [Белавин, Крыласова, 2008, с. 276]. Аналогичные изделия также можно встретить на территории Волжской Булгарии [Пальцева, Шакиров, Худяков, 2012, с. 210], городища Иднакар [Иванова, 1998, с. 161].
Тип II - составные рукояти (2 экз.).
Подтип I - навершие рукояти (1 экз.) представлено цилиндрическим предметом, расширяющимся к верхней части, имеющим отверстие в центральной и боковой части. Навершие орнаментировано прочерченными линиями по всей поверхности предмета. Подобные изделия призваны фиксировать части составных рукоятей в исходном положении. Аналогичные изделия широко распространены на памятниках средневекового Пермского Предуралья, в частности на Рождественском городище [Белавин, Крыласова, 2008, с. 274], городище Анюшкар, Родановом городище [Шмырина, 2021, с. 108].
Подтип II - затыльник (1 экз.) представлен пластиной каплевидной формы (рис.1:6). Затыльники были необходимы для скрепления конструкции наборной рукояти и располагались на ее окончании, формируя навершие. Зачастую затыльники имеют отверстия или же углубления для крепления [Пальцева, Шакиров, Худяков, 2012, с. 210]. В представленном изделии не обнаружено подобных элементов конструкции, что может говорить как о том, что предмет является заготовкой, либо же
97
крепился с помощью плотного прилегания поверхности. Аналогичные изделия широко распространены в материалах средневековых памятников, как Пермского Предуралья [Белавин, Крыласова, 2008, с. 274], так и сопредельных территорий. В частности, значительное количество затыльников встречено в коллекции Биляра [Пальцева, Шакиров, Худяков, 2012, с. 210] и Болгара [Закирова, 1988, с. 221].
Помимо представленных изделий был встречен один фрагмент составной рукояти, который ввиду степени сохранности, невозможно отнести к определенной части конструкции наборной рукояти.
Группа II - предметы вооружения и охоты. Рассматриваемая группа насчитывает 33 костяных предмета и включает наконечники стрел, а также изделия, необходимые для стрельбы из лука.
Подгруппа I - оружие дальнего боя.
Отдел I - костяная накладка на колчан (1 экз.) представлена подпрямоугольным изделием с фактурной орнаментацией на лицевой стороне поверхности предмета и двумя отверстиями для пришивания к колчану (рис.1:8). Изделие имеет качественную обработку, но было сломано. Костяные накладки были необходимы, как для придания жесткости колчану, так и художественного оформления. Аналогичные изделия известны в материалах городища Анюшкар, Рождественского городища [Белавин, Крыласова, 2008, с. 310], а также Биляра [Пальцева, Шакиров, Худяков, 2012, с. 325].
Отдел II - предохранительные приспособления включает предохранительный щиток для запястья при стрельбе из лука (рис.1:17). Щиток имеет форму продолговатого овального желоба с закругленными краями. Изделие не орнаментировано, имеется по два отверстия с каждой стороны для крепления. Примечательной особенностью предохранительного щитка являются активные следы использования при стрельбе из лука, представленные отметинами от тетивы. Аналогичные изделия были встречены на территории Рождественского городища в слоях XII - XIII вв. [Белавин, Крыласова, 2008, с. 311], городища Анюшкар. Также значительное количество защитных пластин встречается в материалах памятников Волжской Булгарии [Измайлов, 2008, с. 80].
Подгруппа II - предметы охоты.
Отдел I - наконечники стрел встречены в количестве 30 экземпляров. Значительная часть костяных наконечников представлена фрагментарно, либо же является заготовками. Вне зависимости от этого, все рассматриваемые изделия можно отнести к килевидным с плоским черешком (Тип 7 по А.Ф.Медведеву) (рис.1:12). Аналогичные наконечники стрел встречены на большинстве памятников Пермского Предуралья. В материалах Вятских городищ черешковые наконечники находят широкое распространение в ЕХ-ХП вв. [Медведев, 1966, с.88]. Распространенность исключительно представленного типа наконечников можно связывать, как с недостаточной изученностью памятника, так и с универсальностью формы.
Отдел II - манки, используемые для охоты на боровую дичь, были необходимы для подражания звуков, издаваемых птицами. Всего в материалах городища Искор был встречен 1 манок. Изделие представляет полую трубочку небольшого размера (5 см) с отверстием, с помощью которого имитировались звуки птиц. Устройство манков в целом достаточно типично для всех памятников Пермского Предуралья, различия наблюдаются исключительно в размере изделий, что обусловлено исходным сырьем и формой отверстий. Вероятно, в зависимости от формы отверстия извлекались различные звуки. Аналогичные изделия имеют обширное распространение на Прикамских памятниках, в частности городище Анюшкар [Ленц, 2002, с. 222], городище Купрос [Белавин, Оборин, Сарапулов, 2012, с. 29], Саламатовском городище [Абдулова, 2016, с. 14]. Большое количество манков встречено в материалах городища
Иднакар, где они интерпретируются, как пищики-манки для охоты на рябчиков, что подтверждается этнографическими данными [Иванова, 1998, с. 150].
Группа III - предметы гигиены.
Подгруппа I - копопушки (2 экз.) необходимы для очистки ушных раковин от загрязнений. На территории Пермского Предуралья копоушки, как предмет гигиены, получает распространение на рубеже 1Х-Х вв. [Крыласова 2007, с. 291]. Ввиду художественного оформления копоушек, распространено мнение об использовании их в качестве элемента костюма. Мужчинами копоушки привешивались к поясу, женщины могли крепить к сумке [Иванова, 1998, с. 162].
Отдел I - пластинчатые копоушки, имеющие подпрямогольную основу (2 экз.) не имеют насечек по краю, отверстия для привешивания выполнены в виде подтрапециевидной петли (рис.1:13,14). Оба изделия имеют трапециевидное сечение. Поверхность копоушек покрыта геометрическим орнаментом: в одном из случаев орнамент представлен циркульными кружками, расположенными по всей плоскости предмета, второе изделие имеет орнамент в виде прочерченных линий, имитирующих «рыбий хвост». Аналогичные изделия были встречены в материалах Рождественского городища, Кудымкарского городища [Крыласова, 2007, с. 285]. За пределами территории Пермского Предуралья копоушки данного типа широко распространены в чепецких материалах, в том числе на городище Иднакар [Иванова, 1998, с. 162].
Группа IV - украшения и детали костюма.
Подгруппа I - амулеты.
Отдел I - амулеты-натуралии (10 экз.) являются наиболее распространенными среди деталей костюма. К амулетам-натуралиям принято относить части скелета млекопитающих, птиц, рыб, моллюсков, которые не были подвергнуты дополнительной обработке помимо создания приспособлений для ношения. Для Искорского городища характерно наличие амулетов из костей костно-хрящевых рыб (4 экз.), таранных костей бобра (2 экз.), клыков и когтей медведя (3 экз.). Аналогичные амулеты-натуралии находят широкое распространение в коллекциях памятников Пермского Предуралья. Наиболее обширные коллекции амулетов принадлежат городищу Анюшкар [Ленц, 2002, с. 235], Роданову городищу [Коновалова, Шмырина, 2021, с. 113], Рождественскому городищу [Крыласова, Косинцев, 2021, с. 82], селищу Запоселье [Археологические памятники Чашкинского озера, 2014, с. 337].
Подгруппа II - детали костюма представлены подвесками и накладками.
Отдел I - костыльковые подвески (3 экз.) (рис.1:9-11) носили утилитарное назначение: за концы могли привешиваться накосники, ножны и прочие предметы, при креплении к поясу [Белавин, Крыласова, 2008, с. 389]. Подвески имеют дугообразную форму с подквадратным или овальным выступом с отверстием для привешивания. Одно изделие имеет точечные орнамент, две другие подвески не орнаментированы. Аналогичные изделия представлены в материалах Рождественского городища [Белавин, Крыласова, 2008, с. 389], городища Инднакар, где они интерпретируются как застежки для конской упряжи [Иванова, 1998, с. 128], Болгара, где данные подвески именуются застежками недоуздка [Закирова, 1988, с. 226].
Отдел II - костяные накладки представлены в единственном экземпляре (рис.1:16). Накладка выполнена в форме ромба и имеет треугольное сечение. Со всех четырех углов накладка имеет отверстия, которые могли использоваться для пришивания. Поверхность изделия покрыта геометрическим орнаментом в виде прочерченных линий и циркульных кружков.
Группа V - предметы досуга в коллекции костяных изделий Искорского городища представлены игровой шашкой (1 экз.). Шашка представлена круглым плоским изделием с выточенными рельефными концентрическими кругами (рис.1:15). Аналогичные изделия известны, как на булгарских памятниках [Закирова, 1988, с. 231],
так и на пермских. В частности аналогичные шашки были встречены на Троицком городище [Корчагин, 2004, с. 23].
Группа VI - предметы неопределенного назначения, заготовки и отходы производства (11 экз.) включают костяные предметы, которые не удалось идентифицировать, как самостоятельные изделия, либо же, как составные части предметов. Значительная часть предметов имеет следы сверления, прочерченные линии, что может говорить о том, что они являются заготовками. Также встречены обрезки лосиных рогов, используемых для изготовления необходимых в быту предметов.
Представленная коллекция костяных изделий городища Искор является достаточно типичной для средневековых поселенческих памятников Пермского Предуралья. Рассмотренные 90 костяных предметов были разделены на шесть групп, исходя из их функционального назначения, что позволило сделать вывод о широком распространении использования костяного сырья среди населения городища Искор. Значительная часть изделий имеет аналогии в материалах археологических памятников, как Пермского Предуралья, так и сопредельных территорий. Существующее мнение об использовании площадки памятника в качестве городища-святилища подтверждается и коллекцией костяных изделий. В частности, об этом могут свидетельствовать умышленно сломанные вещи, предметы, которые возможно относить к обрядовым практикам троицко-семицкого цикла.
Библиографический список
1. Абдулова С.И. Противоаварийные исследования Саламатовского городища // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. Пермь: ФГБОУ ВО ПГГПУ, 2016. - С. 1-35.
2. Археологические памятники Чашкинского озера / Белавин А.М., Крыласова Н.Б., Лычагина Е.Л., Скорнякова С.В.. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т., 2014. -565 с.
3. Белавин А.М., Крыласова Н.Б. Древняя Афкула: археологический комплекс у с. Рождественск. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т., 2008. - 603 с.
4. Белавин А.М., Крыласова Н.Б. Рукояти шильев в угорских древностях // Краеугольный камень: Археология, история, искусство, культура России и сопредельных стран. Москва: «Ломоносовъ», 2010. - С. 97-102.
5. Белавин А.М., Оборин А.В., Сарапулов А.Н. Городище Купрос: итоги полевых исследований // Труды Института языка, истории и традиционной культуры коми-пермяцкого народа. Пермь: Перм. гос. гуманитарн.-пед.уни-т., 2012. - С. 4-83.
6. Закирова И.А. Косторезное дело Болгара // Город Болгар: Очерки ремесленной деятельности. М.: Наука, 1988. - С. 218-242.
7. ИвановаМ.Г. Иднакар: Древнеудмуртское городище IX—XIII вв. Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 1998.- 294с.
8. Измайлов И.Л. Защитники «Стены Искандера». Вооружение, военное искусство и военная история Волжской Булгарии X-XIII вв. Казань: Татар. кн. изд-во, 2008.- 206 с.
9. Корчагин П.А. Отчет об археологических исследованиях на городище Искор Чердынского района Пермской области в августе-сентябре 2001 г. // Архив ГИООКН ПК. Ф. 3. Оп. 2. Д. 122/7.
10. Корчагин П.А. Отчет об археологических исследованиях на Троицком городище в г. Чердыни и на городище-святилище Искор в Чердынском районе Пермской области в 2004 году // Архив ГИООКН ПК. Ф. 3. Оп. 2. Д. 152.
11. Коновалова К.Ю., Шмырина М.Е. Костяные украшения и детали костюма из материалов средневековых поселенческих памятников бассейна Р.Иньва // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции, 2021. - № 19. - С. 112-118.
100
12. Крыласова Н.Б. Археология повседневности: материальная культура средневекового Предуралья. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т., 2007.- 352 с.
13. Крыласова Н.Б., Косинцев П.А. Амулеты-натуралии из костей млекопитающих в средневековом Пермском Предуралье // Вестник Пермского университета. История. Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2021. - С. 81-93.
14. Ленц Г.Т. Косторезное производство в Верхнем Прикамье // Очерки археологии Пермского Предуралья: Учебное пособие для студентов и аспирантов. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т., 2002. - С. 213 - 239.
15. Медведев А.Ф. Ручное метательное оружие. Луки, стрелы, самострел VIII - XIV вв. // Археология СССР. Свод археологических исследований. Москва: Наука, 1966. - 184 с.
16. Оборин В.А. Отчет о раскопках в Пермской области в 1976 году // Архив ГИООКН ПК. Ф. 3. Оп. 2. Д. 12.
17. Пальцева Д.У., Шакиров З.Г., Худяков А.В. Костяные предметы быта средневекового населения Биляра // Филология и культура: Казанский (Приволжский) федеральный университет (Казань), 2012. - С. 208-215.
18. Пальцева Д.У., Шакиров З.Г., Худяков А.В. Предметы вооружения и снаряжения Биляра из кости // Филология и культура: Казанский (Приволжский) федеральный университет (Казань), 2012. - С. 324-330.
19. Ремесло и домашние производства средневекового Предуралья: учеб. пособие / Н.С. Батуева, А.М. Белавин, Р.В. Бубнова и др. Пермь: Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т., 2017. - 138 с.
20. Скорнякова С.В. Отчет об археологических раскопках на территории объектов культурного наследия федерального значения «Мелехино I, могильник», «Искорское городище - древнейший центр раннефеодального княжества Перми Великой в XII - XVвв.» в Чердынском районе Пермского края в 2020 г.
21. Шмырина М.Е. Костяные орудия труда для домашних производств и предметы быта из материалов средневековых поселений бассейна р. Иньва // Труды Камской археолого-
этнографической экспедиции, 2021. - № 19. - С. 103-111.
Сведения об авторе
Шмырина Мария Евгеньевна, специалист научного отдела Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, магистрант Пермского государственного национально-исследовательского университета. E-mail: mashah98@mail.ru
Shmirina Maria, specialist of the scientific department of Perm State Humanitarian Pedagogical University, master student of Perm State University. E-mail: mashah98@mail.ru
Рис.1. Костяные изделия городища Искор