Научная статья на тему 'КОСМОС КАК ЛАД: РУССКАЯ МОДЕЛЬ МИРА Н.М. ЧУРИНОВА'

КОСМОС КАК ЛАД: РУССКАЯ МОДЕЛЬ МИРА Н.М. ЧУРИНОВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Космос / Лад / Универсум / диалектика / софистика / репрезентационизм / совершенство / мир / Space / Lad / Universum / dialectics / sophistry / representationalism / perfection / world.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Е.А. Самсонова, П.А. Мишагин

В статье рассматривается космическая модель мира Лад, предложенная отечественным философом Николаем Мефодьевичем Чуриновым, специфика этой модели в сравнении с универсалистской моделью мира Универсум. Показано, что космическая модель мира Лад является оптимальной для отечественного социального строительства, в то время как использование альтернативной модели мира заключает в себе потенциал стагнации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPACE AS A LAD: RUSSIAN MODEL OF THE WORLD BY N.M. CHURINOV

The article discusses the space model of the world Lad, proposed by the Russian philosopher Nikolai Mefodievich Churinov, the specifics of this model in comparison with the universalistic model of the world Universum. It is shown that the space model of the world Lad is optimal for domestic social construction, while the use of an alternative model of the world contains the potential for stagnation.

Текст научной работы на тему «КОСМОС КАК ЛАД: РУССКАЯ МОДЕЛЬ МИРА Н.М. ЧУРИНОВА»

УДК101.1

КОСМОС КАК ЛАД: РУССКАЯ МОДЕЛЬ МИРА Н.М. ЧУРИНОВА

Е. А. Самсонова Научный руководитель - П. А. Мишагин

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: mishagin@sibsau.ru

В статье рассматривается космическая модель мира Лад, предложенная отечественным философом Николаем Мефодьевичем Чуриновым, специфика этой модели в сравнении с универсалистской моделью мира Универсум. Показано, что космическая модель мира Лад является оптимальной для отечественного социального строительства, в то время как использование альтернативной модели мира заключает в себе потенциал стагнации.

Ключевые слова: Космос; Лад; Универсум; диалектика; софистика; репрезентационизм; совершенство; мир.

SPACE AS A LAD: RUSSIAN MODEL OF THE WORLD BY N.M. CHURINOV

E. A. Samsonova Scientific supervisor -P. A. Mishagin

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

Е-mail: mishagin@sibsau.ru

The article discusses the space model of the world Lad, proposed by the Russian philosopher Nikolai Mefodievich Churinov, the specifics of this model in comparison with the universalistic model of the world Universum. It is shown that the space model of the world Lad is optimal for domestic social construction, while the use of an alternative model of the world contains the potential for stagnation.

Keywords: Space; Lad; Universum; dialectics; sophistry; representationalism; perfection; world.

В своем фундаментальном монографическом труде «Совершенство слова: теоретический анализ», к которому примыкают многочисленные статьи, Н.М. Чуринов рассматривает основные модели мира, в соответствии с которыми конструируются представления об истории в отечественной и западной системах философской рефлексии[1].Эти модели -космическая модель мира - Лад, в которой основным теоретико-методологическим средством познания выступает диалектика и универсалистская модель мира - Универсум, в которой основным теоретико-методологическим средством познания выступает софистика, рассудочный рационализм на которых зиждется метафизика как наука о свободе [1, c. 20-21]. Актуальность обращения к проблематике моделей мира определяется тем, что именно модели мира выступают своего рода онтогносеологическим основанием для производства представлений и концепций об устройстве мироздания, человека и системе их отношений и взаимоотношений.

Секция «Философия космоса и космонавтики: перспективы развития в двадцать первом веке»

Исторически реконструкция космической модели мира Лад принадлежит славянофилам. Эта модель мира во многом предопределила специфику отечественного философствования, поскольку содержала в себе различение типов культур, типов обществ, типов цивилизаций. В славянофильском теоретизировании было показано, что доминантными очагами русского общественного устройства являются артели, верфи и сельские соседские общины.

Уже в начале монографии, Н.М. Чуринов начинает свое исследование о совершенстве слова с констатации неотделимости этого феномена от общей модели мира русского народа - космической модели мира Лад, поскольку совершенство слова является его неотъемлемой чертой. В этом смысле русский язык демонстрирует детерминированность мировоззрения как раскрытие Космоса-Лада в контексте того специфического способа производства социальной жизни, который созидает названную модель мира в качестве уникальной модели успешной самоидентификации русского общества.

Значимость формулировки проблемы, поставленной Н.М. Чуриновым заключается также в том, что совершенство слова продуцируемое космической моделью мира Лад раскрывается как частный случай включения в эту модель мира русского народа, некоторой определенности человеческого мира. Вместе с тем, автор не останавливается на простой констатации укорененности космической модели мира Лад в жизни русского народа, а подробно рассматривает генезис этой модели - как космическая модель мира Лад была порождена коллективистским способом производства общественной жизни.

Космос как Лад это исконно русская модель мира. Космос-Лад представляет собой субстанцию, которая органично и естественным образом оформляет социальную жизнь русского народа, показывает ее уникальность и служит ее важнейшим идентификатором.

Говоря о Космосе как Ладе обращает на себя внимание такая его характеристика как стройность. Стройность и лад представляют собой понятия неотделимые друг от друга, и в современном прочтении стройность вполне может рассматриваться как «негэнтропия» (термин Э. Шрёдингера). В этом смысле стройность выступает как специфическая характеристика оформлений совершенства и в космической модели мира Лад историческая перспектива получает очертание в качестве утопического мировоззрения, сущностью которого является принципиальный антииндивидуализм, состоящий в том, что коллективистское общество выступает в качестве объективного социального феномена, продуцируемого актуальным состоянием общественных отношений, стремящихся к совершенству.

Итак, космическая модель мира Лад является социально-онтологическим основанием коллективистского способа производства социальной жизни, в системе которого Лад детерминирует спектр возможных притязаний человека, спектр, в котором человек находит свою нишу, в которой он может эффективно и продуктивно обустроиться в мире.

Понятие Лад выступает как отечественный аналог греческого понятия Космос, как ключевое понятие космической модели мира. Это понятие покоится на наличии определенных оформлений совершенства. Лад это стройность или негэнтропия, которая противостоит нестройности или энтропии, шуму, хаосу, дезорганизации, неупорядоченности и предполагает совершенство отношений в пространстве социального космоса. В определенном смысле, Лад может также рассматриваться как человек с его социальными идеалами и моральным законом (микрокосм) выросший до космических размеров и ставший Космосом (по словам Г.В. Флоровского).

Космос или Лад это актуальная для России модель мира, если исходить из принципа единства, согласно которому мир представляет собой специфический пространственно-временной континуум, в котором нравственный и физический космос неотделимы друг от друга, находятся друг с другом в совершенных отношениях (ладу), и в целом образуют собой Лад. В этом смысле космическая модель мира Лад рассматривает мир как лад одного с

другим. Под Космосом в этой системе понимается весь мир, вся вселенная, все воздействующее на наши чувства и ум.

Если в современных западных репрезентационистских системах познания традиционно проводилось и проводится различение макрокосма и микрокосма, как с одной стороны природного Космоса и социального Космоса, то Н.М. Чуринов обращает внимание на то, что сами эти понятия, как и теоретические системы их породившие являются дуалистическими, то есть несовершенными и рассматривают макрокосм (природу) и микрокосм (общество) как независимые и противостоящие друг другусущности, одной из которых отдается предпочтение в зависимости от теоретических установок авторов, принадлежащих либо к неономинализму, где предпочтение отдается макрокосму или природу или к неорелизму, где предпочтение отдается микрокосму или социуму и человеку в нем. Западному дуалистическому раскрытию космоса Н.М. Чуринов противопоставляет традиционный русский принцип единства мира, согласно которому нравственный и физический Космос находятся в неразрывном единстве и человеческий мир состоит из совокупности конкретных деяний и отношений и с необходимостью предполагает космическую модель мира Лад.

Особое внимание Н.М. Чуринов уделяет узкому и широкому смыслам понятия Лад и категорически выступает против смешения этих значений. Если в узком смысле понятия Лад предстает как исключительно русская национальная модель мира, то в широком смысле понятия Лад предстает как модель всего мира, и в этом смысле имеют место многочисленные многонациональные лады - китайский, французский, итальянский и т.п.

В этом смысле русский Космос не может быть Универсумом, а только Ладом, поскольку Лад имеет качественно иную природу, не является производным из дуализма мира и мышления и индивидуалисткого способа производства социума. Лад имеет уникальную монистическую природу, состоящую в коллективистком способе производства.

Исследование проведенное в монографическом исследовании Н.М. Чуринова является крайне актуальным сегодня, когда идеологическое противостояние различных систем мира является крайне обостренным и постоянно подогревается накалом политического противостояния, когда чуждые ценности исподволь проникают в культуру и способствуют ее стагнации, поскольку прорастать и давать положительные результаты могут только нормы и ценности комплиментарные для данной культуры и цивилизации [2, с. 66], в нашем случае -это нормы и ценности продуцируемые космической моделью мира Лад.

Библиографические ссылки

1. Чуринов Н.М. Совершенство слова: теоретический анализ. Святая Русь: совершенство слова. Красноярск, 2012. 596 с.

2. Мишагин П. А. Свобода как не-совершенство в диалектике православного аристотелизма Николая Мефодьевича Чуринова // Чуриновские чтения: Совершенное общество (материалы круглого стола 25 мая 2020 года, г. Красноярск): сб. науч. тр. / Под общ.ред. С.П. Дуреева. Красноярск: СибГУ им. М.Ф. Решетнева, 2021. 142 с. С. 60-68.

© СамсоноваЕ. А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.