НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES
№1(42) 2015
УДК 821.222.8(Т) С.Ю.АБОДУЛЛОЕВА
ББК 83.3(0)9
КОСМОНИМЫ КАК СРЕДСТВО ОТРАЖЕНИЯ РЕЛИГИОЗНО - МИСТИЧЕСКИХ
КОНЦЕПЦИЙ В СУФИЙСКОЙ ПОЭЗИИ
Поэтическая ономастика - раздел ономастики, изучающий собственные имена,
употребляющиеся в языке художественных произведений, которые на наряду с другими средствами языка выполняют стилистическую функцию. Принимая во внимание тот факт, что к художественным именам часто соотносят вымышленные имена или реально существующие имена в поэтическом контексте, их можно разделить на следующие разделы: поэтические антропонимы, поэтические топонимы, поэтические зоонимы, космопоэтонимы - астропоэтонимы,
мифопоэтонимы и т.п.
Целью настоящей статьи является отражение употребления космонимии - одной из пластов лексических средств в лингвистическом аспекте в суфийской поэзии.
Единицы космонимики считались «ценным источником не только для лингвистических, но и для исторических раздумий и разработок» (4), что подтверждается широким употреблением космонимов в суфийской поэзии. У каждой народности и этнических групп имеются большие запасы ценностей, передающихся из поколения в поколение путём устного и письменного повествования. Среди них особое отношение к космическим объектам имеют названия звёзд, планет и созвездия. При рассмотрении употребления названий космических тел в персидской литературе, в частности суфийской поэзии Руми, Саной и Аттора можно прийти к выводу, что они действительно имеют богатую историю и фольклорное сопровождение этой истории.
На протяжении веков у представителей разных течений Ислама было разное восприятие небесных тел и поверий, что повлияло на различные их выражения. Многие верующие относились предосудительно к разным религиозным проявлениям космических тел. Так, и представители суфийского течения Ислама с помощью небесных тел отождествляли художественные мысли и религиозно - философические учения в форме поэзии.
Главным космонимом в изучаемой поэзии считается Офтоб - Солнце-планета, дарующая свет и тепло, которое имеет в поэзии синонимы: Хуршед, Шаме, Хур, Шед, Меҳр. При глубоком изучении философского мышления верующих в суфийском течении можно предположить, что путём использования этого космонима произошло метафорическое отождествление философско -мистических понятий, таких как: Офтоб-Солнце - основа Света-Hyp, что, несомненно, указывает на Свет Божий (нури илоҳӣ). Солнце - это непосредственное отображение качества бога света и благоденствия (Митра) (3,56), а в качестве символа отображает замыслы поэтов как поклонение Свету:
Ҳалқаи арвоҳ бинам гирди ҳалқи гӯши ту,
3-офтобу Моҳ бинам ҳомили шабпӯши ту (14,255).
Эйрухат бистурад зи Моҳу зи Меҳр,
Хубию лутфурӯшноиро (14,31).
Слово Офтоб-Солнце употреблено в качестве непосредственного космонима наряду со словами Моҳтоб и Суҳо:
Осмоне бас баланду пурзиё,
Офтобу Моҳтобу сад Суҳо (10, 217)
Суҳо - одна из трёх самых маленьких звездочек в созвездии Банот, которая стоит на краю двух звёзд (12, 286).
Наряду с Солнцем в исследуемой поэзии часто упоминается космоним Маҳтоб-Маҳ-Луна, который во времена Кашанидов имел форму МАО и МАУО и эти слова использовались в качестве имён Бога (3,56). Согласно Геродоту, древние персы совершали жертвоприношение солнцу, месяцу, земле, воде и ветру и величайшими богами портов считались Солнце и Месяц (8,81). В поэзии Саной и Руми также отмечено величество космонима «Месяци и его проявление были в контексте суфийской философии как символ «небесного возлюбленного» то есть Бога :
Рузе дили ман маро нишон дод,
В-аз моҳи манӯхабар ба цон дод (14,75).
178
НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES
№1(42) 2015
В поэзии Руми состояние художественного персонажа показано в сравнении с разными проявлениями космонима Маҳ-Луна в форме арабского названия Луны-ҳилол:
Чун Билол аз заъф шуд ҳамчун Ҳилол,
Ранги марг афтод барӯйи Билол (10, 305).
Или:
Чун шунидй баъзе авсофи Билол,
Бишнав акнун циссаи заъфиҲилол (10, 582).
Судя по материалам, содержащимся в памятниках суфийской литературы, в астрологических календарях в обширный обиход вошли следующие названия планет: Миррих - Марс; Зӯҳра -Венера; Уторид//Аторуд - Меркурий, Зуҳал - Сатурн, Муштарй - Юпитер; названия звёзд: Суҳайл, Сурайё, Суҳо, Сайҳун; проявлений космических действий: Тарбеъ, Эҳтироқ-парад планет, и даже таких астрологических символов гороскопического свойства, как Ҳамал - Овен и Сунбула-Дева, и каждая астрономическая единица имела свою целесообразную форму использования.
Миррих - название планеты Баҳром (Марс) в персидских источниках, которую астрономы считали планетой, олицетворяющей войну и уничтожение, но в поэзии Руми космоним Миррих служит символом смелости и мужества:
Мода-cm Миррихи заман, ин цо дар ин ханцар задан,
Бо миқнаъа кай то-н шудан дар цанги мо, дар цанги мо (9,16).
Зӯҳра -Венера также в персидском астрологическом календаре упомянута как планета Ноҳид, которую считали преемницей красоты, танца, а в суффийской поэзии она служила символом блаженства, радости от достигнутых целей. В поэзии Саной планета Зӯҳра по красоте и блаженству равна райской пери Ҳур, дарующей любовь достигнутым рая :
Чун аз паи дилбар бувад, шояд, ки цон чокар бувад,
Чун Зӯҳра хунёгар бувад, аз ҳур ёбад зеру бам (14,200).
Руми красоту Всевышнего Шамса - Света считает под стать Зухре:
Эйрухи чун Зӯҳраат Шамсу-з Зуҳо,
Эй гадоиранги ту гулгунаҳо (10,539).
Уторид//Аторуд - Меркурий в персидских памятниках также упомянут под названием «планета Тир», которая в древнеперсидской астрологии считалась «праведником, учителем вселенной» (12,397), у древних римлян он считался основоположником красноречия и торговли. В суфийской поэзии данный космоним служит категорией проповедничества, символом «Пира, указывающего на путь Истинный»:
Афтад Уторид дар ваҳал, оташ дарафтад дар Зуҳал,
Заура намонад Зӯураро, то пардае хуррам запад (9,368).
Руми непосредственно указывает на отведённые римлянами качества для планеты Уторид -Меркурий при обобщении своего философского замысла:
Аз Уторид в-аз Зууал доно шуд ӯ,
Мо зи додиКирдигорилутфцӯ (10,512).
В обеих вышеприведённых строках, был упомянут космоним Зуҳал - Сатурн наряду с астронимом Уторид. Зуҳал в астрологических источниках упомянут как другое название планеты Кайвон, и согласно древним астрологам эта планета движется на седьмом небе и считается вредной и несчастной (11, 528):
Буд цинсият дар Идрис аз нуцум,
Ҳашт сол ӯ бо Зууал буд дар цудум (10,634).
В поэзии Руми она отмечена с помощью символического значения Наҳси Акбар наряду с Саъди Акбар - Муштарй планеты Юпитер:
May, ки бошад бо мауи мо, к-аз цамолу толеъаш Науси акбар саъди акбар гашт бар гардуни хеш (9,160).
Наҳси акбар - несчастье, посланное Богом, саъди акбар - благодеяние, благословение Бога, символически указывающее на планету Муштарй - Юпитер.
Астрологи считают Муштарй (Юпитер) благословенной планетой, которая является судьей вселенной (қозии фалак) (11,789):
Науси Кайвон ё ки саъди Муштарй,
Н-ояд андар уаср, гарчи бишмарй...
179
НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES
№1(42) 2015
В-он киро толеъ Зуҳал, аз ҳар шурур,
Эҳтиёташ лозим ояд дарумур (10, 160).
Примечательно то, что в суфийской поэзии планета Зуҳал - Сатурн всегда упомянута с планетой Муштарй - Юпитер в качестве антонимического выражения замыслов автора, и эта картина служит для определения вечного понятия - «изгнанию всего плохого служит всё хорошее» в контексте суфийской философии при преодолении всех плохих препятствий можно достичь того самого- «хорошего».
Наряду с планетами в изучаемых памятниках также употреблены названия трёх звёзд: Суҳайл, Сурайё, Суҳо, которые служили для сравнения категории «Величество и малость», «важность и ничтожность»:
То Суҳайлот вохарад аз шарри пӯст,
То шавӣ чун мӯъцизе ҳампеши дуст (10,632).
Суҳайл - название светящейся Южной звезды, которую называют также Сухайл Йемена, или Йеменская Сухайла-Канопус (12,286).
Сурайё -или Парвин, из числа шести звёздочек собирающихся вместе, преобладающим качеством которой также является что то высшее, высококачественное:
Аз Сурайё гар бипарад то capo,
Нарм гардад чун бубинад ӯ маро (7,373).
Галактические проявления, такие как, например, Тарбеъ - противоположное стояние звёзд, за счёт пространства которых образуется треугольное созвездие, и данное строение созвездий плачевно для людей (12, 329); Эҳтироқ-построение шести планет - Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна, Нептуна и Меркурия - на одной линии, парад которых происходит под светом Солнца (12,622), в суфийской поэзии употреблены для выражения категории «тавҳид - единение» (в образе - совместный парад планет), «маърифат- осознание» (по образу действия под светом солнца):
Зи эҳтироқоту зи тарбеъу нуҳусот бираҳанд,
Агар ӯро саҳаре гӯшаи чодар гиранд (9,531).
Среди астрологических символов гороскопического свойства выделяются двенадцать символов, в суффийской поэзии Руми и Саной выявлены два символа: Ҳамал-Овен - одна из двенадцати созвездий, которая изображена в виде козла с двумя рогами, направленными на Запад, и скрученным хвостом на Восток, спиной - к северу и копытами - к Южной стороне (12,723), и Сунбула-Дева - шестое созвездие из двенадцати небесных созвездий (12,723):
Дар хирмани моҳ Сунбула гӯям,
Чун нури Суҳайл дар Яман гардад (9,688).
Омад Хуршеди мо боз ба бурци Ҳамал,
Мӯътии соҳибамал симшуморонрасид (9,891).
Таким образом, можно отметить, что в общей картине космонимы и астронимы таят в себе сведения, относящиеся к различному, а иногда к примитивному человеческому познанию. От сказанного берут начало народные мифы и легенды, поверья, связанные с названиями небесных тел и созвездий. Но не стоит забывать о том, что иногда вопреки примитивным познаниям с помощью упоминания космических объектов и небесных единиц поэт преподносит весьма сложно усваиваемую суть своих мыслей. К числу таких поэтов относятся Руми, Аттор и Саной, которые выбирали названия космических объектов и небесных тел для донесения сути религиозно-мистического учения суфизма в поэтической форме.
Исходя из изученного материала можно констатировать тот факт, что среди космонимов главную роль в суфийской поэзии играют названия пяти планет: Марс, Венера, Меркурий, Сатурн, Юпитер; названия звёзд: Суҳайл, Сурайё, Суҳо, Сайҳун; космических явлений: Тарбеъ, Эҳтироқ, и всё это происходило в рамках художественного изображения замыслов авторов. Наряду с прямым отражением качеств каждого небесного тела авторы внесли свой художественный вклад в символические отображения религиозной сути происхождения, развития, самосовершенствования и удовлетворённости человека от достигнутого.
ЛИТЕРАТУРА:
1 .Максютова, Н.Х. Тюркские космонимы и связанные с ними легенды, поверья, приметы / Н.Х.Максютова//Шестая конференция по ономастике Поволжья: 26-28 сентября. Тез.докл. и сообщ. - Волгоград, 2002,-С. 140-141
2.Мухторов, 3. Лексикаи ирфонии газалиёти Саной / З.Мухторов. -Душанбе:Ҳумо.- 2001. -128 с.
180
НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES
№1(42) 2015
3. Муҳаммадҷонов, А.Андешаҳо перомуни ирфон ва фалсафа / А,Муҳаммадҷонов. - Душанбе, 2012. -322 С.
4. Низомиддин, Нурӣ .Фарҳанги луготи «Маснавии маънавӣ»/ Н.Нурӣ.-Теҳрон, 1387.-219 с
5. Никонов, В.А. Космонимия Поволжья / В.А.Никонов//Ономастика Поволжья. -Уфа, 1973.-С. 822-384
6. Подольская, Н.В. Ономастика / Н.В.Подольская//Лингвистический энциклопедический словарь/(гл. ред. В.Н. Ярцева). - М.: Советское энциклопедия, 1990.-С. 346-347
7. Рашшод, Муҳаммад. Фалсафа аз огози таърих /М.Рашшод. -Душанбе: Ирфон, 1990. -479с.
8. Румӣ, Ҷалоллудин. Маснавии маънавӣ /Ҷ.Румӣ.-Теҳрон: Замон, 2001. -728 с.
9. Румӣ, Ҷалоллудин. Девони кабир /Ҷ.Румӣ.-Душанбе: Дониш, 2007.- 686.-Ц.1.
10. Фарҳанги тоцикй ва русй.-Душанбе, 2006. -782 с
11. Фарҳангизабони тоцикй.- М.: Советскаяэнсиклопедия, 1969. - 941 c.- 1ц.
12. Фарҳанги забони тоцикй.- М.: Советская энсиклопедия, 1969. - 946 с.-2ц.
13. Фаридаддин, Аттор. Мантиқ-ут-тайр / Ф.Аттор.- Теҳрон, 1384. -224 с.
14. Ҳаким, Саной. Осори мунтахаб: дар 2 цилд / Ҳ.Саноӣ//Мураттиб ва муаллифи сарсухан К.Олимов.-Душанбе: Адиб, 1993. - 400 с.-1ц.
REFERENCES:
I. Maksyutova, N.Kh. Turkic cosmonyms (cosmic names) and related legends, superstitions, omens /
N.Kh.Maksyutova // Onomastika Povolzhya. - Volgograd, 2002.-
2. Mukhtorov, Z. The mystic vocabulary of Sanoi's ghazals. -Dushanbe, 2001. -128 p.
3. Muhammadjonov, Ahmadjon. Views about mysticism and philosophy / A.Muhammadjonov. -Dushanbe, 2012. -322 p.
4. Nizomiddini, Nuri. The dictionary of words of "Masnavi manavi" / N.Nuri.-Tehron, 1387.- 219 p.
5. Nikonov, V.A. Kosmonymy (cosmic names) of Volga / V.A. Nikonov // Onomastika Povolzhya. -Ufa, 1971.-
6. Podolskaya, N.V. Onomastics / N.V.Podolskaya // The Linguistic encyclopedic dictionary / Ch. Ed. V.N. Yartseva. - M .: 1990.-
7. Rashshod, Muhammad. Philosophy since the start of history /M.Rashshod. -Dushanbe: Irfon, 1990. -479p.
8. Rumi, Jalolludin. Masnavi manavi /J.Rumi.-Tehron, 2001. -728 p.
9. Rumi, Jalolludin. Devoni Kabir (The Great collection of poems)/J. Rumi.-Dushanbe: Donish 2007, V.1. - 686- V.1.
10. Tajik-Russian dictionary.-Dushanbe: 2006 -782p.
II. The explanatory dictionary of Tajik language.V.1.- M .: Sovetskaya Entsiklopediya, 1969. - 941 p.
12. The explanatory dictionary of Tajik language.V.2.- M .: Sovetskaya Entsiklopedia, 1969. - 946 p.
13. Faridaddini, Attor. "Mantik ut-Tair" (The language of birds), Tehran, 1384. -224p.
14. Hakim, Sanoi. The selected works / H.Sanoi // The introduction is written by K.Olimov.-Dushanbe: Adib, 1993 - 400 p.
Космонимы как средство отражениярелигиозно - мистических концепций в суфийской поэзии
Ключевые слова: космонимы, поэтонимы, небесные тела, художественный замысел, символическая характеристика
В статье рассматривается раздел поэтономической лексики- космонимы-названия небесных тел, с помощью которых выявлены прямые и художественные изображения картины суфийской поэзии. Наряду с известными астрономическими единицами, в статье также были рассмотрены некоторые древнеперсидские названия звёзд и планет. И эта тенденция напрямую указывает на то, что использование астрономических объектов в художественных памятниках весьма весомо. Они служили вспомогательным художественным средством для выражения чувств и мыслей. Стоит отметить, что космонимы были покрыты завесой тайн художественного замысла авторов, в связи с чем быларассмотрена символическая характеристика художественных образов.
181
НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES
№1(42) 2015
Cosmonyms as a means of reflection of religious and mystical concepts in Sufi (mystical) poetry
Keywords: cosmonyms, poetonyms, celestial bodies, artistic design, symbolic characteristics
The article discusses the section of poetonymic vocabulary i.e. cosmonyms, the names of celestial bodies, by which the direct and artistic reflection of Sufi (mystical) poetry picture is revealed. Along with the known astronomical units, the article also discusses some Old Persian names of stars and planets. And this trend directly indicates that the use of astronomical objects in artistic monuments makes a great sense. And they served for authors as other auxiliary tool for artistic expression of feelings and thoughts of the creators of these monuments. It is worth noting that cosmonyms were shrouded in the mystery of artistic intent of authors in connection with what the symbolic description of artistic images was reviewed.
Сведения об авторе:
Абодуллоева Сафина Юсуповна, кандидат филологических наук, доцент кафедры таджикского языка Хорогского государственного университета имени М.Назаршоева, (Республика Таджикистан, г. Хорог), E-mail:[email protected]
Information about the author:
Abodulloeva Safina Yusupovna, Candidate of Science in Philology, Assistant Professor of Tajik Language Department, Khorog State University named after M.Nazarshoev (Republic of Tajikistan, Khorog), E-mail:[email protected]
182