А.Д. УРСУЛ
академик Академии наук Республики Молдова, почетный президент Российской академии
космонавтики им. К.Э. Циолковского, доктор философских наук, директор Центра исследований глобальных процессов и устойчивого развития Российского государственного торгово-экономического университета, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова
Т.А. УРСУЛ академик Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой социальных наук и технологий
Национального исследовательского технологического университета «МИСиС»*
Космическое расширение глобалистики
Начало второй половины XX в. оказалось богатым на космические свершения, открывшим человечеству новую эру в его истории - эру космоса. Выход человека во Вселенную в его широком понимании означал принципиально новый поворот во взаимоотношениях человечества и природы, взаимодействие с которой ограничивалось в основном земной природой. В какой-то степени космонавтика оказала влияние и на те направления научного поиска, которые сейчас называются глобальными исследованиями и породила новую область как космических, так и глобальных исследований. Ее было предложено именовать космической глобалистикой, или космоглобалистикой1.
* Урсул Аркадий Дмитриевич, е-таП: [email protected]
1 См.: Урсул А.Д., Дронов А.И. Глобальные проблемы освоения космоса (к формированию космической глобалистики) // Глобальные проблемы социального развития (философско-методологические аспекты) / Отв. ред. А.Д. Урсул. Кишинев, 1988; они же. Формирование космоглобалистики и проблема экоразвития // Освоение космоса и проблемы экологии. Социально-философские очерки / Отв. ред. А.Д. Урсул. Кишинев, 1990; Урсул А.Д. Становление космоглобалистики // Философия и культура, 2010, № 11; он же: Космоглобалистика в ракурсе информационной гипотезы освоения мира // Глобалистика как область научных исследований и сфера преподавания / Под ред. И.И.Абылгазиева, И.В. Ильина. Вып.5. М., 2011.
Космоглобалистика в наиболее концентрированном виде демонстрирует идею пространственного освоения мира человеком, преодоления многих, в том числе и земных ограничений, хотя этот аспект выражает лишь внешнюю сторону более глубоких информационных процессов эволюции человеческой культуры. Освоение космоса продолжает те глобальные процессы и проблемы, которые характеризуют не только социальное развитие, но и его взаимосвязь с природой. Социоприродная часть глобальных проблем и процессов составляет основу дальнейшего развития человечества, выражая взаимосвязь земного и космического его направлений.
Идея взаимосвязи уходит своими корнями в далекое прошлое. Идея о единстве человека и Вселенной, микро- и макрокосмоса имеет солидную традицию в восточной (индо-иранской) и западной (греко-римской) античности. Наряду с развитием этой идеи в лоне философии происходил процесс глобализации и космизации науки, в том числе наук о природе и человеке и проблема отношения человека и мира начала развиваться в трудах ряда видных естествоиспытателей, создавших естественнонаучную концепцию антропокосмизма (К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, Н.Г. Холодного и др.).
В настоящее время под влиянием осмысления естественнонаучного варианта антропокосмизма, развития междисциплинарных исследований и философско-методологических проблем космонавтики, астрономии, космологии и космогонии происходит переход к современному этапу антропокосмизма, развитому на основе общенаучных подходов и достижений науки эры космоса. Современный антропокосмизм, разрабатываемый на базе глобального эволюционизма как общенаучного принципа, соединяет в целостную мировоззренческую концепцию некоторые наиболее общие положения общественных, естественных и технических наук, тенденции глобализации, гуманизации и космизации науки на пути к ее единству. Одной из версий
современного антропокосмизма является концепция
антропогеокосмизма, исходящая из того, что основной целью космической деятельности в ближайшей исторической перспективе является использование космонавтики для решения глобальных проблем и социоприродного устойчивого развития на планете.
Эта концепция исходит из того, что человечество еще долго будет привязано к нашей планете и основные усилия и средства будут тратиться на жизнеобеспечение человечества, проживающего на планете Земля. Расставание нашей цивилизации со своим земным прошлым (и настоящим) будет длиться еще не одно столетие и рост космической составляющей в существовании и развитии человечества будет происходить достаточно медленным эволюционным путем, а не столь быстрыми темпами, как это предполагали «прямолинейные» космисты, ратующие за скорейший массовый выход с Земли и перенесения акцента социальной деятельности с земных проблем на космические. Концепция антропогеокосмизма явилась методологической основой космической глобалистики как концепция глобализма для глобалистики. Под глобализмом мы понимаем миропонимание, базирующееся на представлении мира как единого целого, а человечества как взаимосвязанного мирового сообщества, способ видения мира, в котором общепланетарные характеристики превалируют, как и осознание сопричастности к общечеловеческим проблемам и глобальным процессам. Концепция антропогеокосмизма объединяет в одно целое космизм и глобализм и может рассматриваться как основной пока предложенный вариант космоглобализма.
По своему предметно-методологическому содержанию глобалистика в определенном аспекте - это междисциплинарное направление научных исследований о человеческом обществе в его особом качестве - общепланетарной целостности, где преобладают
интеграционные процессы. Причём речь идет не просто о научном отражении совокупности процессов и проблем, объединенных понятием «глобальные», а именно о многоаспектном, всестороннем познании социальной и вместе с тем пространственно-планетарном измерении глобальной деятельности, субъектом которой выступает цивилизация как целостный социальный организм. Глобалистика как интегративное направление научного поиска исследует глобальные процессы и включает все многообразие явлений, присущих обществу в его общемировом, планетарном качестве целостности и взаимодействии с окружающей природой планеты и космоса.
Глобалистика не может изолироваться от космических проблем хотя бы даже из-за природно-пространственной связи планеты с внеземным ее окружением, а тем более из-за начавшегося освоения внепланетарной среды. Космонавтика в своем развитии вначале была глобальной проблемой в том смысле, что до выхода человека в космос, да и в основном сейчас, эта интегративная область науки, техники и производства имела и имеет глобально-земную биосферную и деятельностную основу. В этом же смысле космизация, развертывающаяся параллельно с глобализацией, существенно способствовала этому последнему глобальному процессу.
Что касается освоения космоса и связанных с ним глобальных проблем, то став глобальными, эти проблемы вряд ли перестанут сопровождать развитие человечества, хотя сам смысл их глобальности будет изменяться, наполняясь инвариантно-космическим содержанием. Благодаря освоению космоса буквально все глобальные и многие другие проблемы, не успевшие стать таковыми, начинают обретать свое космическое продолжение и существование. Возможно и сам термин «глобальный», отображающий планетарное измерение деятельности, станет в некотором смысле синонимом космического (во всяком случае это имеет место в работах по космологии). В основном из планетарно-
земного своего значения в современной глобалистике этот термин может обрести смысл всеохватывающего, всеобщего и всепроникающего, каким он предстает в очень многих отраслях знания, сейчас пока далеких от глобалистики.
Уместно обратить внимание на то, что основные значения понятия «глобальное» были выявлены еще до того, как они в таком значении стали употребляться в глобалистике. Этому помог взгляд на нашу планету и проживающее на ней человечество «из космоса». Автор монографии «Человечество, Земля, Вселенная», рассматривая вопрос о становлении человечества целостной цивилизацией, которая наиболее эффективно сможет взаимодействовать с природой планеты и космоса, выделил два основных аспекта этого единства (целостности) человечества. Первый аспект связан с системно-историческими, пространственными характеристиками (глобальными и космическими), а второй - с общими закономерностями, которые позволяют говорить об определенном единстве человечества задолго до появления устойчивых связей между ранее автономно развивающимися социумами (фрагментами) землян. Учитывая, что проблема формирования целостности человечества составляет суть и историческую «цель» процесса глобализации, речь в данном случае идет об используемых сейчас критериях глобальности и об их возможных космических трансформациях.
Представляется, что можно выделить особый раздел в структуре общей глобалистики, а именно специальную область, или направление, космической глобалистики, или космоглобалистики. Среди проблем и задач космоглобалистики выделяется изучение общих закономерностей и тенденций в процессах глобально-космического масштаба, места и роли освоения космоса в системе других глобальных проблем (и процессов), возможностей и перспектив участия космонавтики в их решении. Космоглобалистика уже сейчас представляет собой
делающую первые шаги новую область глобалистики, изучающую влияние космических факторов на развитие глобальных процессов, проблему развития космонавтики на планете и перерастание глобальных процессов в космические. Короче говоря, речь идет о трансформации глобальной деятельности в космическую деятельность (и их взаимосвязи), а глобального развития - в космическую эволюцию. Но это лишь наиболее видимая - «деятельностная» - часть космоглобалистики.
Однако этот деятельностный подход, как сейчас представляется, должен быть дополнен включением в предметную область космоглобалистики глобальных и космических природных процессов в из взаимодействии, что придаст необходимую целостность этому направлению глобалистики и вместе с тем - космонавтики. Включение в космоглобалистику природных глобально-космических процессов в их отношении к человеку и человечеству - это определенная теоретическая инновация, обусловленная новым пониманием глобалистики и появлением эволюционной глобалистики1.
Не исключено, что осознание глобальных проблем и даже научного направления, начавшего их исследование, в какой-то степени также обязано практической космонавтике. Ведь именно взгляд из космоса на нашу планету показал ее пространственную ограниченность и глобально-природную целостность, выявил необходимость формирования единства человечества перед космосом. Именно взгляд из космоса на наши земные дела и проблемы стимулировал новый этап осознания связи человека и человечества как с космосом, так и с окружающей природой планеты.
Формирование глобалистики в отечественной литературе обычно датируется с конца 60-х начала 70-х гг. Именно это время, как отмечает
1 См.: Ильин И.В., Урсул А.Д. Эволюционная глобалистика (концепция развития глобальных процессов). М.,2009.
А.И. Костин, характеризуется углубленным изучением двух глобальных проблем современности - освоение космоса и охрана окружающей среды1. Это не означает, что другие проблемы, позже получившие именование глобальных, никак не освещались в литературе. Просто их не осознавали как взаимосвязанные между собой глобальные проблемы, хотя ряд из них исследовался авторами, принадлежавшими к течению мондиализма - идеологии и движению, ставящему целью переход от нынешнего многообразия форм существования народонаселения планеты к единому глобально управляемому целостному миру. Кроме того, для поддержания международного мира и безопасности в 1945 г. была создана ООН, основная цель которой заключалась в содействии решению приоритетной в то время глобальной проблемы войны и мира.
Как видим, минимум три упомянутые глобальные проблемы уже исследовались и осознавались с середины прошлого века, но они изучались независимо друг от друга, хотя их общечеловеческий и планетарный статус был очевиден. И если для осмысления проблемы войны и мира были свои известные всем причины и обстоятельства, то для изучения проблемы освоения космоса - это был запуск Советским Союзом первого спутника и первого человека в космос, что потребовало прежде всего и главным образом философско-методологического осмысления.
Следует отметить, что в дальнейшем так или иначе различные глобальные проблемы начинают объединяться и сближаться, в том числе и проблемы освоения космоса и экологические проблемы. Это происходило, например, в результате формирования международного космического права, которое во многом предвосхитило ряд принципов, позже вошедших в концепцию стратегию устойчивого развития и
1 См.: Костин А.И. Формирование глобалистики // Глобалистика. Энциклопедия. М., 2003, с. 214; он же. Экополитология и глобалистика. М., 2005, с. 21.
является примером «опережающего права» (свойством, которое в основном не присуще современному национальному и международному праву). Упомянутая отрасль права выступает как юридическая экспликация космоэкологических и космоглобалистических идей и принципов, распространяя их на земное и космическое пространство1.
Важную роль в понимании глобальных процессов играют пространственные их характеристики. Об этом свидетельствует термин «глобальный», взятый от латинского наименования земного шара. Сам термин появился в 60-ые гг. XX столетия и он не использовался в социальном знании, изучающем начало человеческой истории или даже два столетия тому назад, и тому были свои причины: развитие человечества, сопровождавшееся расширением границ и масштабов его взаимодействия с природой лишь в последние десятилетия обрело свои глобальные параметры и ограничения. Кстати сказать, эти последние (ограничения) в принципе имеют глобально-космическую природу: с «внутренней» стороны - планетарный, а с «внешней» - внеземной, космический пространственный характер.
Таким образом, глобальные процессы и проблемы, затрагивающие мир в целом, есть в известной степени проявление глобально-космического характера противоречий, связанных с расширением пространственных границ человеческой деятельности, включая и расширение в космос, в пространства Вселенной. Освоение космоса осуществляется с планеты Земля и по основным признакам - это мировая, общечеловеческая, глобальная проблема (имеющая в отличие от других глобальных проблем выход за пределы планеты). Однако уже в самом характере «космической» устремленности человечества, выступающего в этом процессе в своей еще до конца нереализованной глобальности, заложено объективное противоречие, суть которого в том,
1
См.: Жуков Г.П. Международное космическое право и вызовы XXI столетия // Космонавтика XXI века. Попытка прогноза развития до 2101 г. / Под ред. Б.Е. Чертока. М., 2011, с. 397-422.
что глобализирующееся человечество, а вместе с ним и ряд его проблем с началом космической эры перерастают планетарные масштабы. Возникает вопрос: какие глубинные причины заставляют человечество устремляться в космос? На него уже есть определенные ответы, которые варьируются в зависимости от субъективных предпочтений автора, отвечающего на этот вопрос. Но, задавая этот вопрос, мы имеем в виду вовсе не очевидные «космические дивиденды» и ту техносферу, вынесенную за пределы планеты, без которой
л
человечество уже не мыслит дальнейшее развитие1. Речь идет о тех глубинных причинах, которые ведут не только в космос, но сущностно обусловливают глобализацию и заставляют человечество включаться в другие глобальные процессы.
Происходит пространственное расширение и существенное усложнение социальной ступени развития, что не характерно для досоциальных ступеней глобальной (или универсальной) эволюции как перманентной самоорганизации материальных систем в неживой природе, живом веществе и обществе, продолжающейся далее в социоприродной форме и охватывающей вещественный фрагмент Вселенной. В досоциальной или досоциоприродной эволюции действует установленная вначале в результате эмпирического обобщения, а в дальнейшем и синергетикой тенденция сужения пространственных и масс-энергетических параметров эволюционирующих материальных систем в процессе самоорганизации при восхождении по лестнице все более упорядоченных структур и форм2.
Для объяснения этой тенденции в ходе глобальной эволюции была предложена гипотеза, высказанная в начале второй половины ХХ в. для обоснования выхода человечества в космос с позиций глобального
См.: Райкунов Г.Г. Развитие мировой космонавтики в XXI веке // Космонавтика XXI века. Попытка прогноза развития до 2101 г.
2 См.: Урсул А.Д., Урсул Т.А. Универсальный эволюционизм (концепции, подходы, принципы, перспективы). М., 2007; Урсул А.Д. Научная картина мира XXI века: темная материя и универсальная эволюция // Безопасность Евразии, 2009, № 1.
эволюционизма (хотя этот термин тогда не употреблялся). Речь шла об ориентации выхода человеческой деятельности за пределы планеты с «целью» вписаться в супермагистраль глобальной эволюции1.
На супермагистрали глобальной эволюции наряду с информационным критерием и вектором, демонстрирующим всевозрастающее накопление информации в материальных системах (по крайней мере, в ступенях развития и их основных компонентах), реализуется тенденция сужения эволюционного коридора - уменьшения пространства распространения и масс-энергетического объема возникающих все более сложных структур. С одной стороны, происходит рост информационного содержания в каждой более высокой структурной единице, увеличивается многообразие видов и форм существования все более высоких структурных уровней, с другой - сужается их общий суммарный объем. Изменение этой тенденции сужения «эволюционного коридора» наступает лишь на социальной ступени эволюции и происходит в процессе освоения все большего как планетарного, так и внеземного пространства. Почему это происходит? Отвечая на этот вопрос, придется обратиться к проблеме взаимосвязи культуры и информации, которые между собой сущностно взаимосвязаны2.
Дело в том, что социальная ступень эволюции характеризуется особой надындивидуальной и внеорганической системой средств накопления, хранения и передачи от поколения к поколению, что существенно важно для коллективного объединения входящих в
о
общество индивидов3. Культура может быть представлена в качестве
1 Супермагистраль универсальной (глобальной) эволюции - это линия эволюционных процессов во Вселенной, на которой происходит непрерывное прогрессивное развитие материальных систем, начиная от Большого Взрыва и до социальной ступени эволюции, которая не мыслится в качестве последней ступени этого процесса.
2 См.: Урсул А.Д. Информация и культура // Философия и культура, 2011, №1; Колин К.К., Урсул А.Д. Информационная культурология. Предмет и задачи нового научного направления. Саарбрюккен (ФРГ); 2011.
3 См.: Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983; Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2001.
особой информационной системы, характеризующей глубинную сущность человеческой цивилизации.
Человеческая культура рассматривается как совокупность всей ненаследственной информации, способов ее организации и хранения. Возможность создания, накопления и передачи внегенетическим путем разнообразной информации другим индивидам и потомкам принципиально отличает человека от его ближайших диких предков. Наличие надбиологических механизмов, т.е. программ, кодов, алгоритмов и т.д. действительно играет важнейшую роль в развитии общества, выражая не только его отличие от биологической ступени, но фактически глубинную информационную природу социальной ступени (многие важные тенденции социального развития можно объяснить, исходя из того, что природа социального заключена именно в культуре).
На уровне становления и развития общества в глобально-эволюционной информодинамике наступают качественно-нелинейные изменения. А именно: происходит «вынос» ряда информационных процессов (накопления, хранения, преобразования и т.п. информации) за пределы структурного компонента (элемента) ступени. Это специфическая и сущностная характеристика социальной ступени эволюции, выражающая ее принципиальное отличие от предыдущей -биологической ступени. Накопление информации продолжается не в структурной единице соответствующей ступени, а в основном вне ее, что требует освоения внешнего окружающего пространства и преобразования находящихся в нем объектов для превращения их в феномены культуры - артефакты и смыслы.
Передача культурной информации также требует использования пространства и материальных объектов вне организма составляющих общество людей и активного участия в этом процессе их сознания. Это также означает, что в отличие от предыдуших ступеней развития человечество начинает расширять сферу своего распространения как на
Земле, так и в космосе не только для получения вещественно-энергетических ресурсов, но и для получения негэнтропии из окружающей среды, продолжения своих информационных процессов.
Накопление информации при усложнении и повышении степени организации материальных систем - наиболее простая информационная закономерность в ходе самоорганизации. Процессы усложнения и самоорганизации вещества в ходе эволюции материи, приводящие к образованию иерархических структур, представляют собой в определенном аспекте своего рода информационный процесс -происходит передача информации во времени от предшествующей структуры к последующей, генетически с ней связанной. При этом обнаруживается, что накопление информационного содержания сопряжено с появлением тех или иных дискретно-целостных единиц на каждом структурном уровне эволюционного ряда.
Структура ступени эволюционного ряда относится к структурному элементу как целое к части, когда целое полностью включает в свой состав часть. Несмотря на то, что структурные элементы увеличивают свои массово-энергетические и пространственные характеристики, они не выходят за пределы этих же количественных характеристик структуры ступени и слишком малы по отношению к последним.
Рост информационного содержания материальных систем в процессах непрерывно-длительной их самоорганизации выражает определенное направление, или вектор, стрелу эволюции и т.д. Причем эта направленность (векторность) эволюции во Вселенной, как отмечалось, характерна для досоциальных ступеней лишь для информационных параметров эволюционирующих систем, но не для масс-энергетических, пространственных и иных известных нам способов физического или атрибутивного описания глобально-эволюционных процессов. Поэтому информационный критерий развития оказывается
наиболее важным по сравнению с другими критериями, например, по сравнению с масс-энергетическим критерием эволюции.
Это означает, что в отличие от всех предыдущих ступеней эволюции материи человечество начинает расширять сферу своего распространения в мире как на Земле, так и в космосе. В этом смысле и сейчас проводится политика и стратегия «освоения новых пространств»,
среди которых в первую очередь имеется в виду освоение Мирового
1
океана и космоса1.
И, казалось бы, что речь в основном идет не только о пространствах и энергетически-сырьевых ресурсах, как об этом в основном пишут экономически ориентированные авторы. Однако расширение по пространству планеты и космоса - это в более глубоком смысле -погоня за информацией и негэнтропией, а не только за светом и пространством, как это предполагал К.Э. Циолковский.
Этот феномен расширения социальной ступени, названный нами Большим социальным взрывом, имеет глубинную информационную природу, ведь распространение человечества по пространству планеты и космоса - это овладение информацией и негэнтропией окружающего мира. По сути, это не столько цивилизационный, сколько культурно-информационный феномен, который означает, что дальнейшая самоорганизация материи будет далее осуществляться через эволюцию культуры.
Социальная ступень оказывается принципиально иной, чем ей предшествующие ступени. Это связано с возможностью расширения этой ступени вначале по пространству планеты, а затем и за ее пределами. Это принципиальное отличие позволяет по аналогии считать ее если не сингулярностью наподобие начальной космологической «точки», то своего рода «сингулярной ступенью» в том смысле, что она завершает тенденцию сужения глобально-
1 См.: Костин А.И. Экополитология и глобалистика, с. 301-327.
эволюционного коридора и дает начало расширению этой ступени, которое по аналогии названо Большим социальным взрывом. Это, конечно, не взрыв в физическом смысле, но взрыв в социально-космологическом ракурсе Большой истории, если будет позволено так его именовать и в дальнейшем. Причем причина этого планетарно-космического «взрыва» заключается в специфике информационных процессов в обществе, требующих для своего продолжения надындивидуального накопления, хранения и преобразования информации. Расширение пространственно-энергетических параметров этого социально-информационного по своему существу процесса выглядит лишь как внешняя сторона этого глобально-космического феномена.
Таким образом, чисто деятельностный подход к космоглобалистике оказывается уже узким, хотя и он только начал разрабатываться. Сейчас, когда в глобалистику стали включать глобальные природные процессы, космоглобалистика также может мыслится более широко, включая те космогонические процессы, которые сформировали нашу планету, а не только с постастрономической истории и эволюции Земли. Да и эволюция нашей планеты все время с момента образования Земли испытывала существенное влияние космоса, что отражает процесс космизации глобальных, вначале природных, а затем и социоприродных и социальных процессов. Поэтому расширенное понимание космоглобалистики приходит на смену «космодеятельностному» его начальному представлению.
На этом возможное расширение космоглобалистики не исчерпывается. С конца прошлого века, после открытия множества планет вокруг иных звёзд, именуемых теперь экзопланетами, или внесолнечными планетами, пришло понимание того, что планеты существуют в Галактике в весьма значительном количестве (уже сейчас
их обнаружено более тысячи1). Выяснилось также, что характеристики большого числа экзопланет аналогичны свойствам земной и юпитеровой групп планет Солнечной системы. Причем развивается планетология как комплекс наук, изучающих планеты, их спутники, а также нашу звездную систему в целом, внесолнечные планеты и другие планетные системы во Вселенной. Не исключено, что в том же направлении, что и планетология, будет развиваться и космоглобалистика как «экзопланетная глобалистика», если глобальные (экзопланетарные) процессы окажутся в предметном поле глобальных исследований.
Тем самым грядущий переход к социоприродному устойчивому развитию имеет глубокий эволюционный смысл, поскольку дает возможность новой форме глобального развития вписаться не только в эволюцию биосферы и коэволюцию геосфер нашей планеты, но и в планетарную эволюцию экзопланет, а в перспективе - в универсальную эволюцию, становясь наиболее активным фактором этого процесса перманентной самоорганизации материальных систем во Вселенной.
Урсул А.Д., Урсул Т.А. Космическое расширение глобалистики.
В статье рассматривается становление новой области глобалистики, исследующей влияние космических факторов на развитие глобальных процессов, проблема развития космонавтики на планете, перерастание глобальных процессов в космические, перспективы космоглобалистики как «экзопланетной глобалистики», а также взаимодействие глобальных и космических природных процессов.
Ключевые слова: глобалистика, глобальные проблемы, глобальные процессы, глобальная эволюция, космонавтика, космоглобалистика, экзопланеты.
См.: The Extrasolar Planets Encyclohaedia // http://exoplanet.eu/catalog.php.
Ursul A.D., Ursul T.A. Cosmic expansion of globalistics. The article deals with the formation of a new field of global studies, investigating the influence of cosmic factors on the development of global processes, the problem development of astronautics on the planet escalating global processes in space, the prospects cosmoglobalistics as "exoplanetary globalistics" as well as the interaction of global and cosmic natural processes.
Key words: globalization, global problems, global processes, global evolution, astronautics, cosmoglobalistics, exoplanets.