УДК 94(470.5) "1947/1948":343.2/.7 Сергей Борисович Сластнёв
главный архивист Центра документации общественных организаций Свердловской области, г. Екатеринбург. E-mail: [email protected]
КОРРУПЦИЯ НА СРЕДНЕМ УРАЛЕ
В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ ДЕНЕЖНОЙ РЕФОРМЫ 1947 года
В статье рассмотрены факты злоупотреблений служебным положением в целях личной выгоды, совершенных работниками партийных и государственных органов, учреждений, организаций, предприятий Среднего Урала в период проведения в СССР денежной реформы 1947 г В ходе борьбы Свердловского областного комитета ВКП(б), финансовых и правоохранительных органов Свердловской области с данным явлением было выявлено и привлечено к партийной, уголовной и другим видам ответственности значительное количество должностных лиц. Незаконные действия определенной части местных номенклатурных, хозяйственных, торговых работников были достаточно распространенным явлением, но не смогли помешать успешному проведению денежной реформы на территории Среднего Урала. Одним из основных факторов, обеспечивших выполнение этой государственной задачи, была готовность высших партийных органов, высших и центральных органов власти и управления Советского государства к пресечению возникавших на местах злоупотреблений. Была организована достаточно эффективная работа по выявлению и наказанию виновных в них лиц, проведенная Свердловским областным комитетом ВКП(б), финансовыми и правоохранительными органами Свердловской области.
Ключевые слова: денежная реформа 1947 г., злоупотребление служебным положением, партийная, уголовная ответственность.
Важнейшей мерой, необходимой для финансовой стабилизации послевоенной экономики Советского Союза, явилась проведенная правительством в декабре 1947 г. денежная реформа. Основной целью данной реформы была ликвидация излишка денежной массы, возникшего в обращении вследствие резко возросших в годы Великой Отечественной войны расходов советского государства на содержание армии и развитие военной промышленности. Если на 1 июня 1941 г. в стране было выпущено денег на сумму 18,4 млрд рублей, то к 14 декабря 1947 г. в обращении находилось билетов Государственного банка СССР и государственных казначейских билетов на сумму 43,6 млрд рублей [Новейшая история России: 2008, с. 13, 14]. Излишки денежной массы необходимо было ликвидировать путем выпуска в обращение банкнот нового образца и введения определенных ограничений при обмене старых денег на новые. Руководство страны также не могло допустить, чтобы подпольные дельцы и спекулянты, накопившие в годы войны значительные суммы денег, получили возможность после назначенной на декабрь 1947 г. отмены карточной системы скупать продовольственные и промышленные товары. Проведение денежной реформы давало возможность значительно сократить использование нетрудовых доходов [Постановление: 1947].
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 14 декабря 1947 г. «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары» обмен денег в соотношении 10:1 (10 рублей в купюрах старого образца за один рубль образца 1947 г.) был проведен на большей части территории СССР в течение недели, с 16 по 22 декабря включительно, а в 205 отдаленных районах страны - в течение двух недель, с 16 декабря по 29 декабря. В сберегательных кассах производилась переоценка вкладов и текущих счетов населения следующим образом: вклады размером до 3000 руб. (составлявшие 80% всех вкладов населения) обменивались в соотношении 1:1; суммы вкладов свыше 3000 до 10000 руб. переоценивались в соотношении 3:2, суммы вкладов свыше 10000 руб. - в соотношении 2:1 [Постановление: 1947].
Реформа представляла серьезную угрозу денежным накоплениям не только подпольных дельцов и спекулянтов, но и партийно-государственной номенклатуры Среднего Урала. Следует отметить, что несмотря на то, что подготовка к реформе должна была проводиться в строжайшей тайне от основной массы населения страны, определенная часть работников местных партийных, советских и правоохранительных органов Свердловской области узнали о предстоящем обмене денег приблизительно за десять дней до его начала из направленного первым секретарям городских и районных комитетов партии письма № 1009сс Свердловского обкома ВКП(б) от 4 декабря 1947 г. В соответствии с данным письмом с грифом «Строго секретно», в целях организации предстоящих обменных операций председателям исполкомов городских и районных Советов депутатов трудящихся необходимо было срочно организовать работу по оборудованию помещений пунктов выплаты, полностью отвечающих требованиям удобства проведения обменных операций и охраны денежных средств. Начальники городских и районных отделов внутренних дел, вахтерской охраны предприятий и работники партийных органов должны были обеспечить круглосуточную охрану всех этих пунктов [ЦДООСО: Ф. 4. Оп. 43. Д. 166. Л. 110].
Таким образом, высшее руководство страны не могло обеспечить абсолютную секретность содержания будущей денежной реформы от местных партийных и государственных чиновников. Именно от них во многом зависело успешное ее проведение, в том числе и на территории Свердловской области. Очевидно, что именно из среды местной партийно-государственной номенклатуры была получена информация о предстоящей реформе, стремительно распространявшаяся в конце ноября - начале декабря 1947 г. среди населения Среднего Урала. В это же время сначала произошел массовый отток денежных средств граждан из сберегательных касс, а затем, с 10 декабря, в сберкассы вновь началось поступление вкладов. Лица, имевшие крупные суммы наличных денег, раскупали в гастрономах, универсальных и ювелирных магазинах самые дорогие товары. На рынках по баснословным ценам приобретали продукты и предметы домашнего обихода [ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 44. Д. 240. Л. 16, 17].
Определенная часть работников местных партийных, советских, правоохранительных органов, в отличие от подпольных дельцов и спекулянтов, получив информацию о скором проведении денежной реформы, рассчитывала сохранить свои денежные накопления не путем скупки и последующей перепродажи промышленных товаров и продуктов, а путем использования своего
служебного положения в личных целях.
Именно таким образом первый секретарь Кагановичского райкома ВКП(б) г Свердловска К.Н. Ковач после ознакомления с постановлением от 14 декабря ранее сделанный вклад в сумме 5867 рублей переоформил на две сберкнижки. Второй секретарь Чкаловского райкома ВКП(б) г. Свердловска А.Д. Невоструев задним числом оформил в сберкассе вклад на 2200 руб., второй секретарь Кагановичского райкома ВКП(б) П.А. Марков - на 900 рублей, первый секретарь Буткинского райкома ВКП(б) Н.И. Баканов - на 1200 рублей, второй секретарь того же райкома П.Е. Шубин - на 1514 рублей [ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 44. Д. 32. Л. 3, 4; Д. 34. Л. 2, 3; Д. 240. Л. 66, 67, 72, 73; Ф. 161. Оп. 13. Д. 99. Л. 1, 2, 4, 5]. Секретарь Белоярского райкома ВКП(б) А.А. Горяинов заставил заведующего райторготделом и председателя райпотребсоюза открыть 15 декабря торговлю промышленными товарами для ограниченного круга лиц. На деньги старого образца Горяинов приобрел промтоваров на 1800 рублей. Работники торговой сети организовали продажу товаров непосредственно на базе. Всего было продано товаров на 13659 рублей. Кроме того, Горяинов 15 декабря 1947 г. внес авансом в кассу леспромхоза 600 рублей [ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 44, Д. 32. Л. 5; Д. 240. Л. 73].
Председатель Свердловского горисполкома В.И. Жихарев после опубликования постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) о денежной реформе с помощью управляющего Свердловской областной конторой Госбанка СССР И.С. Копылова и заведующей сберегательной кассой Сталинского района г. Свердловска Шубиной оформил задним числом вклад в сумме 2870 рублей [ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 44. Д. 32. Л. 54; Д. 240. Л. 73; Ф. 161. Оп. 13. Д. 91. Л. 48; Д. 99. Л. 2, 6]. Председатель Молотовского райисполкома г. Свердловска С.С. Сурганов также задним числом оформил в сберкассе вклад на 2000 рублей, председатель Кагановичского райисполкома г. Свердловска Н.С. Зарицкий - на 1340 рублей, председатель Висимского райисполкома Свердловской области И.Е. Чугунов - на 250 рублей [ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 44. Д. 240. Л. 14, 62, 67].
В стремлении сохранить любой ценой свои денежные средства не отставали от вышеуказанных партийных и советских работников и некоторые из работников правоохранительных органов, хотя именно они в первую очередь были обязаны бороться с нарушениями Постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 14 декабря 1947 г.
Так, начальник Управления МВД СССР по Свердловской области И.Г. Попков помог своим нажившимся на спекуляции родственникам оформить задним числом в сберкассе денежные вклады, общая сумма которых составила 30000 рублей [ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 44. Д. 240. Л. 74]. Члены семьи начальника Управления МГБ СССР по Свердловской области Т.М. Борщева при содействии его подчиненных (несомненно, с его ведома) через кассу совхоза «Исток» сдали государству 20000 дореформенных рублей [ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 44. Д. 9. Л. 31]. Начальник Свердловского городского управления милиции М.Ф. Зиновьев, заблаговременно узнав основные условия реформы, 14 декабря 1947 г. оформил в сберегательной кассе Молотовского района г. Свердловска вклад на сумму 3000 рублей [ЦДООСО. Ф. 161. Оп. 13. Д. 99. Л. 2, 6]. В г. Красноуральске начальник городского отдела МГБ СССР С.Н. Ком-лев совместно с начальником городского отдела МВД СССР М.А. Лыхиным преждевременно вскрыл секретный пакет, содержащий информацию о прове-
дении денежной реформы. Узнав об условиях обмена денег, 14 декабря Ком-лев заставил работников сберкассы разбить ранее внесенный им денежный вклад (13563 рубля) на пять частей и оформил задним числом на своих подчиненных. В тот же день Лыхин внес в сберкассу 12400 рублей, так же как и Комлев, оформив их якобы 13 декабря на нескольких своих сотрудников [ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 44. Д. 32. Л. 4; Д. 240. Л. 62, 67, 73]. Кроме указанных выше работников правоохранительных органов нарушили постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 14 декабря 1947 г., оформив в сберкассах задним числом денежные вклады, начальник Сталинского отделения милиции г. Свердловска Д.А. Плетнев, начальник Чкаловского отделения милиции г. Свердловска Н.А. Гаитов, следователь того же отделения милиции Несмелов, прокурор Буткинского района И.М. Свизев, прокурор Висимского района М.Б. Фофонов [ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 44. Д. 34. Л. 34; Д. 240. Л. 13, 15, 61, 62].
Многие руководители учреждений, организаций, предприятий, хозяйственные и торговые работники, следуя примеру незаконных действий вышеупомянутых работников партийных, советских и правоохранительных органов, также использовали свое служебное положение для нарушения постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 14 декабря 1947 г., а работники финансовых органов и сберегательных касс помогали им в этом. Так, ряд заведующих сберегательными кассами и отделениями Государственного банка СССР при попустительстве заведующих городскими и районными финансовыми отделами оформляли внесенные после объявления о начале реформы вклады как принятые 12-13 декабря, нередко производя при этом подделку соответствующих финансовых документов [ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 43. Д. 166. Л. 93; Ф. 121. Оп. 10. Д. 31. Л. 32, 33, 36об., 37].
В кассы ряда учреждений, организаций, предприятий с согласия их руководства от работников и посторонних лиц поступали купюры старого образца для обмена на новые, а также для досрочной уплаты сумм по подписке на заем, квартирной плате, погашению ссуд, задолженностей и т.п. Работники торговли под видом выручки направляли учреждениям Госбанка СССР личные денежные средства или же на дореформенные рубли брали в своих магазинах товары и затем продавали их, чтобы получить новые деньги. Некоторые кассиры железнодорожных билетных касс брали на старые деньги билеты, для последующей их продажи за деньги образца 1947 г. [ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 44. Д. 240. Л. 11, 12, 58, 59; Ф. 1359. Оп. 10. Д. 10. Л. 47об.]
Анализ архивных документов позволяет сделать вывод о том, что высшее руководство страны заранее предвидело возможность злоупотреблений работниками местных партийных и государственных органов, учреждений, организаций, предприятий своим служебным положением в целях сохранения личных денежных средств и своевременно приняло необходимые меры. Так, еще в период проведения реформы, во второй половине декабря 1947 г., финансовый отдел Свердловского облисполкома направил финансовым отделам исполкомов городов и районов Свердловской области телеграмму с указанием о проведении в сберегательных кассах немедленных проверок. Одной из основных целей данных проверок являлось выявление фактов приема работниками сберкасс от должностных лиц вкладов после вскрытия пакета с инструкциями о проведении реформы [ЦДООСО. Ф. 121. Оп. 10. Д. 31. Л. 32, 33].
Проведенные финансовыми органами области во второй половине декабря 1947 г проверки выявили множество фактов грубого нарушения работниками сберегательных касс положений постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 14 декабря 1947 г. Так, 15 декабря 1947 г сберегательные кассы только четырех городов (Асбеста, Верхней Пышмы, Верхней Салды, Первоуральска) и десяти районов (Белоярского, Бисертского, Висим-ского, Кушвинского, Махнёвского, Сажинского, Серовского, Сухоложского, Талицкого, Шалинского) Свердловской области приняли и оформили датой 13 декабря вклады на общую сумму 625000 дореформенных рублей [ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 43. Д. 166. Л. 93].
Согласно информационному сообщению обкома партии, на 20 января 1948 г. на территории Свердловской области ревизорами Свердловской областной конторы Государственного банка СССР было выявлено различного рода незаконных операций с денежными средствами на сумму не менее 2 595 302 рублей, к сожалению, в сообщении не указано в каких купюрах (дореформенных или образца 1947 г.) исчислена данная сумма [ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 44. Д. 240. Л. 12].
О выявленных фактах злоупотреблений работниками партийного и государственного аппарата своим служебным положением в целях сохранения личных денежных средств финансовые отделы исполкомов городов и районов Свердловской области незамедлительно информировали партийные и правоохранительные органы (в том числе органы прокуратуры) [ЦДООСО. Ф. 121. Оп. 10. Д. 31. Л. 32, 33]. В итоге должностные лица, нарушившие постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 14 декабря 1947 г., были привлечены к разным видам ответственности. Например, за свои незаконные действия секретари райкомов ВКП(б) Баканов, Горяинов, Ковач, Марков, Невоструев, Шубин, начальник Управления МГБ СССР по Свердловской области Борщев, начальник Управления МВД СССР по Свердловской области Попков, начальник Красноуральского городского отдела МГБ СССР Комлев, начальник Красноуральского городского отдела МВД СССР Лыхин были освобождены от занимаемых должностей. Кроме того, Горяинов, Шубин, Попков, Комлев и Лыхин были исключены из партии. Баканову, Ковачу, Маркову и Невоструеву Свердловским обкомом и Свердловским горкомом ВКП(б) был объявлен строгий выговор с занесением в учетную карточку члена партии [ЦДООСО. Ф 4. Оп. 44. Д. 9. Л. 30, 31; Д. 32. Л. 3-5; Д. 34. Л. 34; Д. 240. Л. 61, 62, 64, 72-74; Ф. 161. Оп. 13. Д. 99. Л. 1, 2, 4, 5]. Строгий выговор от Молотовского райкома ВКП(б) г. Свердловска получил председатель Молотовского райисполкома г. Свердловска Сурганов [ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 44. Д. 240. Л. 67, 72].
Начальник Свердловского городского управления милиции Зиновьев, искренне признавший свою ошибку и добровольно обратившийся в сберкассу с просьбой о переоценке своего денежного вклада на общих основаниях (10 рублей старого образца за 1 рубль образца 1947 года), получил строгий выговор с занесением в учетную карточку члена партии, но с работы снят не был [ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 44. Д. 240. Л. 72; Ф. 161. Оп. 13. Д. 99. Л. 2, 6]. Остался на своем посту и председатель Свердловского горисполкома Жихарев. Бюро Свердловского горкома ВКП(б), учитывая полное признание им своей вины, а также то, что работать на своей должности он начал недавно, в своем постановлении всего лишь указало председателю горисполкома на его недостойное
поведение [ЦДООСО. Ф. 161. Оп. 13. Д. 99. Л. 3, 7]. В этом же постановлении бюро горкома ВКП(б) отметило беспринципность помогавшего Жихареву обмануть государство управляющего Свердловской областной конторой Госбанка СССР Копылова [ЦДООСО. Ф. 161. Оп. 13. Д. 99. Л. 3].
Согласно информационному сообщению Свердловского обкома ВКП(б) на 15 февраля 1948 г., к партийной ответственности были привлечены 54 члена и кандидата в члены ВКП(б) (в числе привлеченных оказались 4 партийных, 8 советских, 1 профсоюзный, 11 хозяйственных, 16 финансовых, 9 торговых работников и 5 работников правоохранительных органов) [ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 44. Д. 240. Л. 63].
Необходимо также отметить, что если работникам партийных, советских, правоохранительных органов, виновным в нарушении постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 14 декабря 1947 г., как правило, угрожало лишь снятие с работы, исключение из партии, получение выговоров, то руководителей учреждений, организаций, предприятий, работников сберкасс, торговых работников, зачастую привлекали еще и к уголовной ответственности.
Так, например, среди осужденных к длительному сроку лишения свободы должностных лиц оказался директор асбестовской фабрики № 3 треста «Союзасбест» Щербаков, который 15 декабря 1947 г. заставил казначея фабричной сберкассы принять и оформить задним числом вклад в сумме 9700 рублей. Партийным работникам и работникам правоохранительных органов свои незаконные действия предприимчивый руководитель впоследствии объяснил следующим образом: «Я как директор запретил отделению сберкассы производить незаконные операции, а с другой стороны, как Щербаков, хотел сохранить деньги, лично принадлежащие мне» [ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 44. Д. 240. Л. 59, 68, 73]. К длительному сроку лишения свободы была приговорена и заведующая сберегательной кассой Чкаловского района г. Свердловска Л.С. Маргиани, разрешившая 15-17 декабря 1947 г. своим подчиненным и знакомым оформить задним числом вклады дореформенными деньгами на общую сумму 121187 рублей [ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 44. Д. 240. Л. 60, 67, 72]. В декабре 1947 г. в г. Серове были арестованы и преданы суду заведующий магазином треста «Ликероводка» Валов и заведующий ларьком Шарафутдинов, которые после объявления постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 14 декабря торговали укрытой ими от учета водкой, получая за нее новые рубли [В прокуратуре...: 1947]. Уголовные дела также были возбуждены против таких рядовых работников, как кассир билетной кассы станции Нижний Тагил Корягина, которая совместно с сослуживцами на 3466 дореформенных рублей приобрела 166 железнодорожных билетов и затем продавала их за деньги образца 1947 г. [ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 44. Д. 240. Л. 61].
Согласно документам Свердловского обкома ВКП(б), к апрелю 1948 г. за нарушение постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 14 декабря 1947 г. органами прокуратуры были привлечены к уголовной ответственности не менее 105 человек. В это же время большое количество уголовных дел находилось в производстве городских и районных прокуратур [ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 44. Д. 240. Л. 12].
Таким образом, сведения, содержащиеся в архивных документах, свидетельствуют о том, что злоупотребления служебным положением партийных,
советских, хозяйственных, торговых работников, работников правоохранительных, финансовых органов городов и районов Свердловской области в период денежной реформы 1947 г. были не единичным, а достаточно распространенным явлением. Однако незаконные действия определенной части местных номенклатурных, хозяйственных, торговых работников не смогли помешать успешному ее проведению на территории Среднего Урала. Одной из основных причин этого являлась готовность высших партийных органов, высших и центральных органов власти и управления советского государства к пресечению возникавших на местах нарушений Постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 14 декабря 1947 г. Другая причина заключалась в достаточно эффективной работе по выявлению подобных нарушений и наказанию виновных в них лиц, проведенной в конце декабря 1947 г. - первой половине 1948 г. Свердловским областным комитетом ВКП(б), финансовыми и правоохранительными органами Свердловской области.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. В прокуратуре Свердловской области // Урал. раб. 1947. 20 дек.
2. Новейшая история России, 1946-2007 гг. Ч. 2. Материалы к семинарским занятиям / отв. сост. М.В. Ходяков. СПб. : Новая альтернатив. полиграфия, 2008. 118 с.
3. Постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 14 декабря 1947 г «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары» // Урал. раб. 1947. 15 дек.
REFERENCES
Khodyakov M.V. (otv. sost.) Noveyshaya istoriya Rossii, 1946-2007 gg. Ch. 2. Materialy k seminarskim zanyatiyam, St. Pwtwrsburg, Novaya al'ternativ. poligrafiya, 2008, 118 p. (in Russ.).
Postanovlenie Soveta Ministrov SSSR i TsK VKP(b) ot 14 dekabrya 1947 g. «O provedenii denezhnoy reformy i otmene kartochek na prodovol'stvennye i promyshlennye tovary», Ural. rab., 1947, 15 Des. (in Russ.).
V prokurature Sverdlovskoy oblasti, Ural. rab., 1947, 20 Des. (in Russ.).
Sergei B. Slastnev, Chief archivist, Center of Documentation of Nongovernment Organizations of Sverdlovsk region, Ekaterinburg. E-mail: slastnev@ yandex.ru
CORRUPTION IN MIDDLE URALS DURING 1947 MONETARY REFORM
Abstract: The paper examines the malpractices for personal benefit committed by party officials and officers of governmental bodies, institutions, organizations and enterprises of the Middle Urals during the 1947 monetary reform in the USSR. Due to the activity of Sverdlovsk Regional Committee of the Communist Party, financial agencies, law enforcement bodies of Sverdlovsk region against this phenomenon, the considerable amount of officers was discovered and made accountable before the party, crimi-nal law and other types of responsibility. Illegal actions committed by a certain part of the local nomenclature, managers and trade workers were common, but they could not prevent successful implementation of
the monetary reform in the Middle Urals. One of the main reasons was the willingness of the supreme bodies of the Communist Party and state power to suppress malpractices in the local settings. Another reason was quite effective activity of the exposure and punishment of offenders provided by Sverdlovsk Regional Committee of the Communist Party, financial agencies, and law enforcement bodies of the Sverdlovsk region.
Keywords: monetary reform of 1947, malpractice, accountability before party, criminal responsibility.