УДК 304.2
Кутицкий Владимир Павлович
аспирант.
Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета [email protected]
Коррупция как
общественный феномен
Vladimir P. Kutitsky
Graduate Student.
Institute of sociology and regional studies Southern federal university [email protected]
Corruption as
public phenomenon
Аннотация. В статье проводится анализ коррупции как общественного феномена. Рассмотрены типы, формы, механизмы, а также причины и факторы возникновения коррупции. Описан институциональный механизм коррупции, который состоит в злоупотреблении административным ресурсом государственной власти. Автором проведен анализ модели коррупционного поведения. Автор приходит к выводу, что анализ типов, механизмов и мотивации коррупционного поведение имеет не только теоретическое значение, но и является необходимым условием для успешного противодействия коррупции.
Ключевые слова: коррупция, экономическая коррупция, политическая коррупция, государственное управление, модель коррупционного поведения, современное общество.
Annotation. In article the analysis of corruption as public phenomenon is carried out. Types, forms, mechanisms, and also the reasons and factors of emergence of corruption are considered. The institutional mechanism of corruption which consists in abuse of an administrative resource of the government is described. The author has offered the formula describing the factors influencing the amount of corruption and also the analysis of model of corruption behavior is carried out. The author comes to a conclusion that the analysis of types, mechanisms and motivation corruption the behavior has not only theoretical value, but also is a necessary condition for successful counteraction of corruption.
Keywords: corruption, economic corruption, political corruption, public administration, model of corruption behavior, modern society.
Коррупция - общественное явление, которое знакомо человечеству на протяжении тысячелетий. В последние годы оно вновь стало предметом интенсивного обсуждения в публичном пространстве. Вместе с тем, как бы это не казалось парадоксальным, по-прежнему отсутствует четкое и структурированное общественное представление о сущности и характеристиках этого явления. Неопределенность дополняется также широтой и неоднозначностью использования термина «коррупция» в области экономики, права, этики и особенно в журналистской практике. В этой ситуации необходимо точное разграничение в интерпретации понимания термина «коррупция».
Значение понятия «коррупция» этимологически связано с латинским словом «соггир^о», которое буквально означает «порча», «расшатанность», «упадок». Второе значение этого слова ассоциируется со «лживостью», «подкупностью». Большой толковый словарь русского языка вкладывает аналогичный смысл в определение термина «коррупция», трактуя его как «подкупность, продажность государственных чиновников, общественных деятелей, политиков» [1]. Данная интерпретация на наш взгляд является наиболее приближенной к повседневному пониманию коррупции массового сознания, вместе с тем, такая трактовка является слишком общей.
Согласно Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, принятой Комите-
том министров Совета Европы в Страсбурге 4 ноября 1999, коррупция означает «просьбу, предложение, дачу или принятие, прямо или косвенно, взятки или любого другого ненадлежащего преимущества или обещания такового, которые искажают нормальное выполнение любой обязанности, или поведение, требуемое от получателя взятки, ненадлежащего преимущества или обещания такового» [2].
В федеральном законе «О противодействии коррупции» № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года под коррупцией понимается «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами». [3]
Таким образом, при проведении теоретических и эмпирических исследований, коррупцию, следует рассматривать как сложное, многопластовое, социально-экономическое и политическое явление. В этом контексте юридическое определение термина «коррупция» не является исчерпывающим, а в качестве наиболее оптимального опре-
деления делается попытка трактовки коррупции посредством социологической интерпретации. В этой связи под коррупцией понимается злоупотребление экономической, политической, административной и судебной властью, с целью личного или группового обогащения нарушающего права и законные интересы как отдельной личности, так и общества в целом.
Столь широкий диапазон охватываемых сфер, основывается на том, что фактически противодействие коррупции не только на государственном уровне, но и в глобальном масштабе требует скоординированных усилий от самого государства и его граждан, предполагая включение в процесс всех секторов общественной жизни населения.
Стоит отметить, что коррупция проявляется, прежде всего, в области взаимодействия общественного сектора. На основании этого, различают два основных типа коррупции, которые отличаются по своим масштабам, субъектам осуществления, механизмам реализации и др.
Речь идет о «большой коррупции», в которую втянуты высокопоставленные чиновники, политики и бизнесмены, способные принимать решения о распределении значительных ресурсов, и о так называемой «малой коррупции», как правило, совершенной сотрудниками более низкого ранга, которые непосредственно общаются с гражданами и с представителями малого и среднего бизнеса (она имеет более массовый и ежедневный характер и связана с платежами, подарками и предоставлением различного рода услуг).
Различают два общих случая возникновения коррупции. Первый случай предполагает ситуации, при которых незаконно извлекается личная выгода из деятельности работника. Этот тип коррупции иногда предполагает способность быстро решить ту или иную проблему лица дающего взятку. Второй случай - это те ситуации, при которых работник, осуществляя свою профессиональную деятельность, обещает какую-либо выгоду лицу, не имеющему на это законных прав, провоцируя тем самым факт дачи взятки.
В зависимости от субъекта коррупции различается «активная» и «пассивная» коррупция. «Активная» коррупция ассоциируется с обещанием или предоставлением, прямо или косвенно, какой-либо выгоды от действий должностного лица. В свою очередь к «пассивной» коррупции относится потенциальная возможность поиска либо принятия предложения получить в перспективе какую-либо выгоду за выполнение или не выполнение тех или иных действий предполагающих в последствии злоупотребление должностным лицом своих полномочий.
При анализе моделей коррупционного поведения важно изучить роль основных действующих лиц осуществляющих коррупционные действия. Типичными вариантами при инициировании коррупционного взаимодействия, выступают:
• активное и непосредственно прямое заявление о «цене» выполнения желаемой услуги;
• создание препятствий (формального и неформального характера), при которых вторая сторона вынуждена предложить какой-то «альтернативный выход» из сложившейся ситуации;
• предложение соответствующего сотрудника, в качестве единственного лица способного решить ту или иную проблему, безусловно за определенное «вознаграждение».
Одним из нерегулируемых процессов в коррупционных действиях является, процесс передачи денежных средств до или после получения определенной услуги. Вместе с тем, денежные средства добровольно переданные со стороны гражданина, после выполнения прямых служебных обязанностей работником, воспринимается как жест благодарности и не входят в рамки коррупционного поведения.
Что же касается так называемой «большой коррупции», то она связана с более сложными и тонкими коррупционными механизмами, в которых посредники играют ключевую роль, так как в данном случае, возможно стирание границ между активной и пассивной стороной.
Коррупция процветает, тогда, когда государственные институты слабы, а под действием рыночных принципов в экономике возникает множество ограничений. Коррупция проявляется там, где коренится личный интерес, который находит благоприятные возможности и предпосылки для своей реализации.
Коррупция, как правило, возникает в тех сферах деятельности, в которых государство обладает правом или возможностью осуществления исключительных полномочий в отношении властных ресурсов. Там, где есть соблазн власти и возможность свободного оказания влияния посредством неё, существуют предпосылки для возникновения коррупции. В силу этого обстоятельства наибольший расцвет среди коррупционных практик возможен в тех сферах общественной жизни, где общественный ресурс находится под контролем одного или нескольких людей.
Будучи одной из форм общественных отношений, коррупция способна проявляться в форме нерегламентированного социального обмена. С экономической точки зрения, распространение коррупции, подчиняется классическим рыночным принципам. Высокий спрос (выраженный через количество людей желающих дать взятку для решения своих проблем) и ограниченное предложение (наличие оперативной самостоятельности сотрудников в государственном секторе при принятии решения) вызывают увеличение коррупционных проявлений. Можно сказать, что размер взятки находится в прямой связи от величины ожидаемой выгоды.
Механизмы коррупционного поведения отличаются между собой в зависимости от служебного статуса лиц обладающих властными ресурсами и полномочиями. Принцип здесь такой: «чем выше должность в служебной иерархии, тем больше масштаб коррупции». В этом смысле
коррупционные действий можно рассматривать как специфические экономические отношения, в которых в большинстве случаев обе стороны имеют взаимный интерес.
Коррупция может быть обнаружена практически во всех сферах общественной жизни. Она является комплексным явлением, обусловленным спецификой социокультурного развития общества, особенностью политического и экономического устройства государства, бюрократическими традициями и практиками.
Проявление коррупционного поведения имеет свою специфику в зависимости от конкретной общественной сферы деятельности, в которой реализуются те или иные практики. С этой точки зрения можно выделить несколько основных сфер проявления коррупционных практик:
1. Коррупция в сфере государственного управления (правительство, государственные ведомства, местные органы власти и др.).
2. Политическая коррупция (парламент, политические партии).
3. Коррупция в судебной системе и правоохранительных органах (суды, прокуратура, следственные органы, полиция).
4. Коррупция в сфере общественных услуг (здравоохранение, образование, социальная поддержка и др.).
5. Коррупция в частном секторе (транснациональные компании, средний и мелкий бизнес, и др.).
6. Коррупция в «третьем» секторе (гражданские ассоциации, неправительственные организации и др.).
Распространение коррупционных практик опирается на несколько важных побудительных стимулов. Во-первых, представление о массовом характере коррупционных практик, что приводит к убеждению, того что коррупция является неизбежной и становится нормой социального поведения людей, а порой даже рассматривается в качестве эффективного средства для решения частных проблем. Во-вторых, ощущение безнаказанности нарушителей, что является одним из самых важных факторы, способствующего проявлению коррупции. В-третьих, злоупотребление служебным положением среди работников государственного сектора, в части лоббирования частных интересов. В-четвертых, страх способствует формированию прокоррупционного мышления, что является серьезным социально-психологическим препятствием в борьбе с коррупцией. Еще одним аспектом является ощущение неопределенности, связанное с коррупцией. То есть отсутствие гарантий при обеспечении безопасности лица, сообщившего о факте коррупции среди вышестоящих должностных лиц.
Таким образом, анализ типов, механизмов и мотивации коррупционного поведение имеет не только теоретическое значение, но и является необходимым условием для успешного противодействия коррупции. Моделирование коррупционного поведения является основным для осуществления исследований в сфере коррупции.
Литература:
1. Большой толковый словарь русского языка / Отв. ред. С.А. Кузнецов. СПб. : Норинт, 2014.
2. Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (БТБ № 174) [рус., англ.] (Заключена в г. Страсбурге 04.11.1999) // СПС Консультант плюс.
3. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О противодействии коррупции» // СПС Консультант плюс.
4. Гевелинг Л.В. Клептократия. Социально-политическое измерение коррупции и негативной экономики. Борьба африканского государства с деструктивными формами организации власти. М. : Изд-во «Гуманитарий» Академии гуманитарных исследований, 2001.
5. Комаровский В.С., Анохин М.Г. Технология лоббистской деятельности // Эффективные технологии в системе государственного и муниципального управления. Ростов н/Д, 1999.
6. Нисневич Ю.А. Вертикаль никуда. М. : Аспект-Пресс, 2010.
7. Овечко В.В. Меры противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации // Военно-юридический журнал. 2011. № 9.
Literature:
1. Big explanatory dictionary of Russian / Edition S.A. Kuznetsov. SPb. : Norint, 2014.
2. The convention on civil responsibility for corruption (ETS № 174) [Russian, English] (It is concluded in Strasbourg 11/4/1999) // Union of Right Forces the Consultant plus.
3. The federal law from 12/25/2008 № 273-FZ (an edition from 11/28/2015) «About corruption counteraction» // Union of Right Forces the Consultant plus.
4. Geveling L.V. Kleptokraty's. Socio-political measurement of corruption and negative economy. Fight of the African state against destructive forms of the organization of the power. M. : Gumanitary publishing house of Academy of humanitarian researches, 2001.
5. Komarovsky V.S., Anokhin M.G. Tekhnologiya of lobbist activity//Effective technologies in system of the public and municipal administration. Rostov on / D., 1999.
6. Nisnevich Yu.A. Vertical anywhere. M. : AspektPress, 2010.
7. V.V Ovechko. Measures of counteraction of corruption in system of public service of the Russian Federation // the Military and legal magazine. 2011. No. 9.