д. г. Ивайловский
новосибирский государственный университет ул. Пирогова, 2, новосибирск, 630090, россия E-mail: [email protected]
коррупция как фактор риска коммерческой организации
Настоящая статья посвящена проблеме деловой коррупции. Рассматривается рисковый аспект данного феномена, прежде всего, с точки зрения коммерческой организации. Описаны типичные коррупционные сделки, а также последствия, к которым они могут привести компанию.
Ключевые слова: коррупция, риск, коммерческая организация.
Современный российский менеджмент постепенно приходит к пониманию всей важности управления рисками как перспективной деятельности, создающей особые конкурентные преимущества для компании, а также значимости риск-менеджмента как центра прибыли. В большинстве случаев речь идет либо о финансовых корпорациях - банках, страховщиках, брокерах и др., либо о крупнейших предприятиях добывающей и обрабатывающей промышленности. Среди страхуемых рисков преобладают: риски порчи имущества вследствие пожара и стихийных бедствий; риски ответственности перед третьими лицами; риски резких изменений конъюнктуры рынков. В первую очередь менеджмент пытается защитить бизнес от негативных факторов извне.
Однако, как показывает опыт, внутренняя среда организации также является источником рисков, и речь идет прежде всего о злоупотреблениях должностных лиц компании, или о коррупции. Многие не согласны с применением данного термина в отношении сотрудников коммерческих организаций, считая его правомерным лишь для государственных служащих. Но кто из нас не сталкивался или хотя бы не слышал о так называемых «откатах» снабженцам, продажах должностными лицами аутсайдерам информации, составляющей коммерческую тайну? На наш взгляд, нет особой разницы в применении данного термина как к чиновникам, так и к директорам и сотрудникам коммерческих организаций.
Коррупция (от лат. corrnptio - порча, обман, подкуп) представляет собой социальное явление, выражающееся в использовании должностными лицами своего служебного положения в целях получения неправомерных личных выгод материального или неимущественного характера. Корыстное использование служебного положения служащими считается в законодательстве большинства стран мира наиболее опасным уголовным преступлением, строго преследуется как на национальном, так и на международном уровне, что связано с деструктивным характером этого явления для экономики и государства в целом (вспомните хотя бы недавние громкие коррупционные скандалы в «Siemens» или «Sumsung» (см., например: [1; 2]). Россия входит в число самых коррумпированных государств мира. В рейтингах международной организации по противодействию коррупции - Transparency International - Россия занимает одно из лидирующих мест и сравнима по этому показателю лишь с государствами Африки и Азии. По некоторым оценкам, только мелкие российские предприниматели теряют ежегодно из-за коррупции суммы, эквивалентные 3 % ВВП [3. C. 3].
Согласно подходу специалистов Фонда ИН-ДЕМ (подробнее об этом см. в работах [4-5], а также в Интернете: www.anti-corr.ru), пожалуй, самой известной в России общественной организации по борьбе с коррупцией, следует разделять понятия бытовой и деловой коррупции. Бытовая коррупция охватывает взаимо-
ISSN 1818-7862. Вестник нГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2008. Том 8, выпуск 3 © д. Г. ивайловский, 2008
действия граждан с представителями органов государственной власти, в то время как в деловой коррупции вместо граждан выступают организации и учреждения - юридические лица. Однако такое разделение не вполне удобно при анализе коррупции, поскольку для дальнейших рассуждений необходимо сосредоточить внимание на различных типах субъект-субъектных отношений внутри общей схемы деловой коррупции. Для этого предлагается ввести новые термины - административная и деловая коррупция. Получается более конкретно: административная коррупция охватывает взаимодействия на уровнях «власть -бизнес», а также «власть - власть», тогда как деловая - только на уровне «бизнес - бизнес». Нас в дальнейшем будут интересовать уровни «власть - бизнес» и «бизнес - бизнес».
Какие явления, негативные для компании, несет в себе деловая коррупция? Перечислим некоторые из них.
Во-первых, так называемые «откаты», или «бонусы», или «интересы» лиц, занимающихся снабжением в компании. За денежную премию, выплачиваемую снабженцу сторонней организацией - поставщиком, снабженец обеспечивает продажи поставщику со своей стороны, гарантирует выигрышное положение в проводимых тендерах на поставку материалов, оборудования и даже оказание услуг Один директор новосибирской производственной компании даже сказал: «Все берут. Все об этом знают. Поэтому им и зарплату больше 15 тысяч никто не платит. Все равно остальное сами доберут». Другой директор, уже московской торгово-посреднической компании, поделился своим опытом: «В Москве все продажи происходят либо по себестоимости, либо посредством взяток. Взятки приходится платить примерно в 30-40 процентах случаев». Более того, чем больше объем производимых закупок, тем более высокий уровень менеджмента оказывается замешанным в нечестных сделках. Иногда на поставках дорогостоящего оборудования «зарабатывает» топ-менеджмент компании, обворовывая, таким образом, собственников.
Вследствие такого «сотрудничества» происходит увеличение затрат для компании, в которой работает данный снабженец или руководитель, заключаются контракты на невыгодных для компании условиях, многократно
повышается риск приобретения некачественных материалов и оборудования, что может привести также к возникновению ответственности компании перед третьими лицами.
Раскрытие таких схем чревато для взяточника увольнением с «волчьим» билетом, для компании-поставщика отказом в сотрудничестве, потерей клиента, а также запятнанной репутацией. Возможно также возбуждение уголовного дела по факту экономического преступления.
Второй тип коррупции - административная в части взаимоотношений «власть - бизнес». Наше государство традиционно характеризуется бюрократией и неотделимостью власти от бизнеса. Иногда это принимает характер сотрудничества, иногда - форму вымогательства. Особо остро проблема административной коррупции стоит в условиях переходной экономики. Причин этому несколько:
• фундаментальные, или несовершенство экономических институтов и экономической политики;
• организационные, проявляющиеся в «слабости» государства;
• социетальные, связанные с общественной культурой в общем и конкретно с системой норм бюрократического поведения.
С этой точки зрения интерес представляет позиция экспертов Всемирного банка [6. С. 133], которые полагают, что волна коррупции захлестывает общество тогда, когда и государственные чиновники, и частные субъекты хозяйственной деятельности получают возможность обогащаться без особого риска. Именно такая ситуация складывается в странах с переходной экономикой. Традиционные формы контроля ослабевают раньше, чем начинают действовать новые правовые ограничения. Кроме того, государство по-прежнему владеет огромным богатством - предприятиями, недвижимостью, природными ресурсами, и сохраняет за собой регулирующую функцию, даже несмотря на легализацию частной собственности, предпринимательства и капитала.
Согласно социологическим исследованиям, проводимым Фондом ИНДЕМ [4], называя факторы, способствующие развитию коррупции в государственных органах, предприниматели наряду с политической нестабильностью вообще выделяют такие факторы,
как необходимость и сложность лицензирования отдельных видов деятельности, сложность приобретения в собственность помещений и заключения (или продления) договора аренды на землю, избирательный подход чиновников налоговых органов к взиманию налогов с разных налогоплательщиков, искусственный дефицит нежилых помещений под аренду и, как следствие, большие расходы на взятки. Неразвитость экономической инфраструктуры предпринимателями ставится на одно из последних мест, в то время как именно запутанность законодательных норм чаще приводит к коррупционным взаимоотношениям.
Принципы вовлечения компаний в общем виде таковы. Предприниматели, вступая во взаимодействие с различными государственными органами и структурами, сталкиваются с проблемой использования коррупционных механизмов для упрощения своей работы. Несмотря на значительное разнообразие таких ситуаций, существуют универсальные закономерности. Ниже приведены основные направления воздействия коррупции на бизнес.
Доступ к нежилым помещениям и отвод земель под строительство. Актуальной проблемой во многих регионах является проблема доступа к нежилым помещениям и получение отвода земель под строительство зданий и сооружений. Получить отвод земли для строительства на условиях аренды или собственности возводимых зданий или сооружений для бизнеса, не связанного с органами муниципальной власти, часто совершенно невозможно. В результате происходит увеличение постоянных затрат компаний в части арендных платежей, что вызвано необходимостью работы с арендодателями, аффилированными с муниципалитетом, по завышенным ценам.
Проверки фирм представителями различных органов. Проверяющие инстанции для бизнеса определены Постановлением Правительства РФ № 987 от 21.12.2000. К контролирующим органам относятся следующие организации:
1) центр Госсанэпиднадзора;
2) управление государственной противопожарной службы МЧС;
3) центр стандартизации и метрологии (гос-надзор за обязательными требованиями стандартов или технических регламентов);
4) ветеринарная служба;
5) управление государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция);
6) управление государственной хлебной инспекции;
7) государственная инспекция по труду;
8) пограничная Государственная служба по карантину растений.
Также к проверяющим инстанциям можно отнести:
1) налоговые службы;
2) таможенные службы;
3) отделения Госнаркоконтроля;
4) подразделения милиции;
5) общественные организации защиты прав потребителей;
6) специализированные подразделения региональных и местных администраций, занятых регулированием потребительских рынков, аренды помещений, регистрации прав собственности на недвижимость и т. п.
Коррупционной следует признать практику проведения такими проверяющими органами, как пожарная служба, санэпидстанция, обучения работников малого или среднего бизнеса в качестве условия получения их организациями разрешений на ведение предпринимательской деятельности. Причина этого в том, что участие в подобного рода обучении ставится обязательным условием получения соответствующих разрешений и, конечно, это обучение должно обязательно оплачиваться организациями.
Практически все предприниматели уверены, что поддержание тесных неформальных отношений с представителями различных проверяющих инстанций является абсолютной необходимостью. В большинстве организаций среднего бизнеса, а в некоторых случаях и малого, за обеспечение неформальных связей с представителями проверяющих инстанций отвечают либо специально выделенные сотрудники, либо бухгалтеры, менеджеры или другие работники, непосредственно по своей профессиональной деятельности связанные контактами с теми или иными проверяющими инстанциями. Например, чаще всего с представителями налоговых органов и банковских структур поддерживают отношения главные бухгалтеры. Поддержание тесных неформальных отношений с проверяющими инстанциями чаще всего выражается в неформальных
визитах в эти организации с небольшими подарками или сувенирами перед праздниками, при сдаче отчетности и т. п.
Недобросовестная конкуренция в бизнесе, близком к органам государственной власти. Еще одно проявление административной коррупции связано с проведением закупочных тендеров бюджетными организациями. Преимущество в тендере получают поставщики, выплачивающие «откаты». Но схемы при этом разрабатываются более сложные, чем на уровне деловой коррупции. Связано это с ужесточением в последние годы правил проведения таких тендеров. В частности, в настоящее время отдел материального снабжения, например, обязан проводить тендер при любом закупе на сумму свыше 60 тыс. руб. Приглашение к участию в тендере обязательно публикуется на веб-сайте организации, например муниципальной администрации. Так что формально все поставщики потенциально могут выиграть тендер. Фактически все не так просто. Автор настоящей статьи в течение 2006-2007 гг. имел опыт работы с такими тендерами. Существует несколько способов «обойти» честных, но нежелательных поставщиков. Например, техническое задание часто составляется под характеристики продукции заранее выбранного поставщика. Это может проявляться в уникальных особенностях продукции, особых условиях поставки - в общем, в том, что средний продавец на рынке никогда не сможет предложить. Второе - нежелание идти на контакт. Это бывает необходимо для уточнения технического задания (официальный запрос может не дойти, либо данная процедура потребует слишком много времени). Третья схема связана с комплексными закупками, т. е. предпочтение отдается поставщику, который поставляет несколько типов разнородной продукции. Есть, конечно, некоторая вероятность того, что поставщик добьется честной победы, но многие просто не видят перспективы на этом сегменте рынка и покидают его. Хорошо работают на этом рынке только специализированные «карманные» предприятия-поставщики родственников, знакомых и просто нечестных предпринимателей. Ущерб от этого вида коррупции выражается в потере клиента для честных поставщиков.
Ущерб от административной коррупции может быть различным - от увеличения по-
стоянных затрат до потери всего бизнеса. Кроме того, ответственность взяткодателя -как должностного лица государственного органа, так и предпринимателя, устанавливается УК РФ. В частности, статья 291 УК РФ «Дача взятки» устанавливает ответственность за дачу взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) в виде штрафа до 500 тыс. руб. либо лишения свободы взяткодателя на срок до восьми лет. Для компании участие в административной коррупции может обернуться, кроме финансовых потерь и испорченной репутации, потерей сотрудников вплоть до топ-менеджмента.
В рамках настоящей статьи, безусловно, невозможно рассмотреть все аспекты коррупции, и для нас важно, прежде всего, уделить внимание рисковому аспекту этого социального феномена. Есть все основания опасаться дальнейшего увеличения объемов коррупции, о чем свидетельствуют исследования таких организаций, как Transparency International, Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР), Фонда ИНДЕМ (по данным последнего, объем деловой коррупции за период с 2001 по 2005 г. увеличился в 10 (!) раз [1]). Однако, к сожалению, менеджмент российских компаний уделяет недостаточно внимания коррупции как фактору риска, что, на наш взгляд, справедливо считать близорукостью (примеры с крупнейшими транснациональными компаниями, приведенные выше, хорошо это иллюстрируют). В перспективе эта близорукость обязательно приведет компании к потерям, даже если большинство руководителей так не считает. Рассмотрение некоторых примеров коррупционных взаимоотношений на различных уровнях власти и бизнеса приводит нас к выводу о том, что внутренняя среда организации подлежит рисковому мониторингу не в меньшей степени, чем среда внешняя, поскольку только внутренне здоровые компании имеют больше шансов на победу в конкурентной борьбе.
Список литературы
1. Ведомости. 2007. № 77 (1851). 28 апр.
2. Коммерсантъ. 2007. № 217 (3793). 24 нояб.
3. Полтерович В. М. Факторы коррупции // Экономика и математиче ские методы. 1998. Т. 34, № 3.
4. Бизнес и коррупция: проблемы противодействия: итоговый отчет / К. И. Голо-вщинский, С. А. Пархоменко, В. Л. Римский, Г. А. Сатаров; Региональный обществ. фонд «Информатика для демократии (Фонд ИНДЕМ)». М.: ИНДЕМ, 2004. 113 с. (также
доступен в Интернете: http://www.anti-corr.ru/ сіре/СІРЕт^і).
5. Сатаров Г. А. Россия и коррупция: кто кого? // Чистые руки. 2002. № 5.
6. От плана к рынку: Отчет о мировом развитии / Международный банк реконструкции и развития // Всемирный банк. 1996.
Материал поступил в редколлегию 30.04.2008
D. G. ivajlovskij the risk of corruption in the enterprise
This paper develops ideas about corruption in the enterprise. Risk aspect of this phenomenon is observed concerning to commercial organization. Typical situations and consequences of corruption are listed.
Keywords: corruption, risk, enterprise.