Научная статья на тему 'Коррупция как аспект явления «Фиаско рыночного механизма»'

Коррупция как аспект явления «Фиаско рыночного механизма» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1076
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРОВАЛЫ РЫНКА / ФИАСКО РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА / НЕРЫНОЧНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ / ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ / ЭКСТЕРНАЛИИ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕНТА / CORRUPTION / FAILURES OF THE MARKET / FIASCO OF A MARKET MECHANISM / NON-MARKET REGULATION / CONCEPT SYSTEM OF COUNTERACTION OF CORRUPTION / POSITIVE AND NEGATIVE OUTER EFFECTS / EKSTERNALIYA / ADMINISTRATIVE RENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комаров Владимир Федорович, Морозова Наталья Аркадьевна

Дается описание сущности явления «фиаско рыночного механизма» (провалы рынка). Исследуются причины этого явления в виде положительных и отрицательных внешних эффектов (экстерналий) рыночной сделки (т. е. возникновения вреда / пользы прочим членам общества от сделки), указывается, что продаваемый товар носит характер общественного блага, т. е. пользование этим благом одним членом общества эквивалентно тому, что и прочие члены общества являются потребителями этого блага; либо о недостаточной конкуренции, в том числе о монополии, а также о высоком уровне коррупции в экономике страны. Раскрывается понятие «коррупция» через понятие «рента». Рассматриваются виды коррупционных деяний. Формулируется утверждение о том, что коррупция является важным аспектом фиаско рыночного механизма, зачастую являясь причиной провалов рынка. В статье этот факт раскрывается через рассмотрение совокупности схем влияния коррупции на снижение эффективности действия рыночного механизма. Показано, что коррупция имеет следующие негативные последствия: коррупционные издержки включаются в цены, деформируя механизм ценообразования; коррупция означает не-равные условия для участников рынка; коррупционеры несправедливо вытесняют с рынка честных предпринимателей; коррупция развращает участников хозяйственной деятельности; эти причины коррупционных деяний имеют следствием замедление экономического развития страны, деформируют структуру общества, снижают уровень кадрового потенциала страны, замедляют темпы НТП, наносят урон общественной морали, снижают имидж страны. Излагается схема исследования коррупции методом деловых игр. По результатам проведенных игровых экспериментов формулируются основные положения концепции системы противодействия коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRUPTION AS ASPECT OF THE PHENOMENON «FIASCO OF THE MARKET MECHANISM»

The description of essence of the phenomenon of «fiasco of a market mechanism» (failures of the market) is given. It is investigated the reasons of this phenomenon in a look (and) positive and negative outer effects (eksternaliya) of the market transaction (i. e. emergence of harm / advantage to other members of society from the transaction), it is specified that the sold goods (would) have character of the public bene-fit, i.e. use of this benefit of one member of society is equivalent to that, as other members of society are consumers of this benefit; or (in) about the insufficient competition, including, about monopoly, and also about the high level of corruption in national economy. The concept «corruption», through the concept «rent» reveals. Types of corruption acts are considered. The statement that corruption is an important aspect of fiasco of a market mechanism is formulated, often being the reason of failures of the market. In article this fact is discovered through consideration of set of schemes of influence of corruption on de-crease in efficiency of operation of the market mechanism. It is shown that corruption has the following negative consequences: (a) corruption expenses join in the prices, deforming the pricing mechanism; (b) corruption means unequal conditions for participants of the market; (c) corrupt officials unfairly drive honest businessmen out of the market; (d) corruption corrupts participants of economic activity; (e) these reasons of corruption acts have a consequence delay of economic development of the country, deform structure of society, reduce the level of personnel capacity of the country, slow down rates of NTP, cause a loss to public morals, reduce image of the country. In article the scheme of research of corruption Is stated by method of business games. By results of the made game experiments basic provisions of the concept of system of counteraction of corruption are formulated.

Текст научной работы на тему «Коррупция как аспект явления «Фиаско рыночного механизма»»

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

УДК 334.4 JEL D 62

В. Ф. Комаров 1 2, Н. А. Морозова 3

1 Новосибирский национальный исследовательский государственный университет ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия

2 Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН пр. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

3 Академия Следственного комитета РФ (с дислокацией в г. Новосибирске) Красный пр., 74, Новосибирск, 630091 Россия

kup.ipksk@gmail.com, Luk@academ.org

КОРРУПЦИЯ

КАК АСПЕКТ ЯВЛЕНИЯ «ФИАСКО РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА»

Дается описание сущности явления «фиаско рыночного механизма» (провалы рынка). Исследуются причины этого явления в виде положительных и отрицательных внешних эффектов (экстерналий) рыночной сделки (т. е. возникновения вреда / пользы прочим членам общества от сделки), указывается, что продаваемый товар носит характер общественного блага, т. е. пользование этим благом одним членом общества эквивалентно тому, что и прочие члены общества являются потребителями этого блага; либо о недостаточной конкуренции, в том числе о монополии, а также о высоком уровне коррупции в экономике страны. Раскрывается понятие «коррупция» через понятие «рента». Рассматриваются виды коррупционных деяний. Формулируется утверждение о том, что коррупция является важным аспектом фиаско рыночного механизма, зачастую являясь причиной провалов рынка. В статье этот факт раскрывается через рассмотрение совокупности схем влияния коррупции на снижение эффективности действия рыночного механизма. Показано, что коррупция имеет следующие негативные последствия: коррупционные издержки включаются в цены, деформируя механизм ценообразования; коррупция означает неравные условия для участников рынка; коррупционеры несправедливо вытесняют с рынка честных предпринимателей; коррупция развращает участников хозяйственной деятельности; эти причины коррупционных деяний имеют следствием замедление экономического развития страны, деформируют структуру общества, снижают уровень кадрового потенциала страны, замедляют темпы НТП, наносят урон общественной морали, снижают имидж страны. Излагается схема исследования коррупции методом деловых игр. По результатам проведенных игровых экспериментов формулируются основные положения концепции системы противодействия коррупции.

Ключевые слова: коррупция, провалы рынка, фиаско рыночного механизма, нерыночное регулирование, концепция система противодействия коррупции, положительные и отрицательные внешние эффекты, экстерналии, административная рента.

В настоящей работе в соответствии с положениями книги П. Самуэльсона [1] под термином «экономика» понимается система (состоящая из предприятий, субъектов, факторов производства, рынков), предназначенная для преобразования природных ресурсов в материальные блага для людей. В рыночной экономике во главу угла ставится потребитель. Именно он осуществляет заказ, какие блага (товары и услуги), в каком количестве и когда нужно произ-

Комаров В. Ф., Морозова Н. А. Коррупция как аспект явления «фиаско рыночного механизма» // Мир экономики и управления. 2016. Т. 16, № 1. С. 74-85.

Мир экономики и управления. 2016. Том 16, № 1 © В. Ф. Комаров, Н. А. Морозова, 2016

вести. Потребительский рубль (платежеспособный спрос), в конечном счете, регулирует 1 поведение товаропроизводителей (которые руководствуются своей выгодой). Государство создает экономическую среду (налоги, льготы, правовые нормы) и путем изменения этой среды решает общественные задачи. Такая экономика во многом саморегулируется рыночными механизмами и, прежде всего, механизмами, обеспечивающими равновесие спроса и предложения.

Самое короткое определение рыночного механизма содержит три слова: «спрос и предложение». Союз «и» имеет здесь важное значение, так как за ним стоит главный регулятор рыночной экономики - цена. Именно цена увязывает производство и распределение товаров. Ценообразование на рынке примеряет общественный спрос и предложение с предложением и спросом со стороны бизнеса. Рынки здесь выступают в качестве механизма, связывающего общество с хозяйственной деятельностью. При этом все экономические процессы начинаются от потребностей людей. Например, каждый человек хочет чая, обуви, квартиры. Для удовлетворения этих потребностей человек использует деньги. Своими деньгами потребитель «голосует» (на товарном рынке) в пользу производства нужных ему товаров. Получается, что каждый член общества имеет два лица: с одной стороны, он - потребитель, с другой - собственник. Каждый человек является собственником своей способности к труду, собственником некоторой суммы денег (которые через систему банков можно «продать» товаропроизводителю), собственником ценных бумаг (если он имеет акции или облигации), собственником земли и иных ресурсов.

Для удовлетворения потребностей человеку нужны деньги. Их можно получить за счет нескольких источников: 1) в виде заработной платы; 2) в виде процентов, ренты, дивидендов; 3) из общественных фондов, формируемых за счет налогов и сборов. Чем сильнее у человека потребности, тем больше ему надо денег, тем активнее он их зарабатывает, продавая свой труд или манипулируя собственностью. Именно этот интерес используется в рыночной экономике. Товаропроизводители, стремясь к прибыли, решают важную задачу - удовлетворяют потребности людей. Ведь для получения прибыли надо продать товар по цене не ниже издержек производства, включая налоги. А издержки зависят от уровня зарплаты, банковского процента, дивидендов. Этот механизм связывает и балансирует интересы производителей, собственников, потребителей.

Надо отметить, что описанная выше схема отображает действие рыночных законов в условиях так называемой совершенной конкуренции. Совершенная конкуренция означает, что: 1) цены определяются только спросом и предложением (без вмешательства иных сил); 2) на рынке присутствует много производителей (нет монополистов); 3) неэффективные производители разоряются и уходят с рынка; 4) новые предприятия легко и быстро создаются; 5) рыночная инфраструктура развита; 6) договорные обязательства, безусловно, выполняются (договор дороже денег). Перечисленные условия - это и есть желательная рыночная среда, в которой предприятия находятся в равном положении и успех их деятельности определяется только мастерством их менеджеров и собственников.

Коротко говоря, совершенный рынок - это рынок с большим числом участников, на котором обменивают один и тот же товар при нулевых издержках обращения при равных условиях для всех участников, равном и полном доступе ко всей информации. Авторы классической экономической школы, сформулировав названные выше принципы свободного рынка, доказали его эффективность. Но последующее теоретизирование и наблюдение за реальной экономикой привело экономистов-теоретиков к мысли, что предпосылки, требуемые для дости-

1 П. Самуэльсон весьма красочно описывает результаты такого регулирования: «Перескажем знаменитый экономический пример, применительно к Нью-Йорку. Без непрерывного потока товаров, движущихся в город и из города, он в течение одной недели оказался бы на грани голода. Это поток самых разных видов продовольствия, необходимых жителям. Из ближайших округов, из 50 штатов и из самых дальних уголков земного шара товары совершают путешествие, длящееся дни и месяцы, чтобы попасть в Нью-Йорк. Как же могут почти 10 млн человек спокойно спать по ночам, не испытывая смертельного страха перед тем, что эти сложные экономические связи, от которых зависит существование целого города, в один прекрасный день могут нарушиться? Ведь, они осуществляются без принуждения или централизованного руководства со стороны какого-либо компетентного органа!» И далее Самуэльсон пишет: «Сотни тысяч товаров производятся миллионами людей в той или иной мере в соответствии с их собственными намерениями без централизованного руководства или искусно составленного плана» [1. С. 54].

жения эффективного равновесия, достаточно легко нарушаемы, поэтому современная экономическая наука в основном изучает ситуации с фиаско рыночного механизма 2. Иначе говоря, изучает такие области экономической жизни общества, в которых рынок не действует 3. Другими словами, фиаско рыночных отношений означает неспособность рыночных механизмов удовлетворительно решать важные для общества социально-экономические проблемы. В свою очередь, несовершенство рыночных институтов и инструментов, не обеспечивающих рациональное распределение и использование ресурсов, свидетельствует о необходимости государственного вмешательства в экономику.

Почему возникает такая ситуация? Потому, что в некоторых случаях выгоду (или потери) от совершения обменных операций получают не только непосредственные участники сделки, но и прочие члены общества. Например, лечение инфекционных больных выгодно не только им, но и всем остальным людям. В этой ситуации общество в целом заинтересовано в оказании такой услуги и согласно оплачивать эту услугу своим неимущим членам. Потери могут быть вызваны, например, тем, что в результате реализации некоторых видов хозяйственной деятельности возникают дополнительные затраты или даже убытки у других членов общества. Например, когда производство продукта связано с образованием вредных отходов или с загрязнением окружающей среды, то это требует дополнительных затрат у других участников хозяйственной деятельности.

В подобной ситуации говорят либо о внешних эффектах рыночной сделки, т. е. возникновении вреда / пользы прочим членам общества от сделки; либо о том, что продаваемый товар носит характер общественного блага, т. е. пользование этим благом одним членом общества эквивалентно тому, что и прочие члены общества являются потребителями этого блага; либо о недостаточной конкуренции, в том числе о монополии, а также о высоком уровне корруп-

4

ции в экономике страны .

Внешние эффекты. Одним из аспектов фиаско рынка является неспособность рынка обеспечить передачу информации о редкости в форме цен. Для того чтобы рынки эффективно функционировали, цены должны отражать альтернативную стоимость производства тех или иных товаров и услуг. Производители товара и услуги в нормальной ситуации должны получить цену, по крайней мере равную альтернативной стоимости; в противном случае они просто не захотят осуществлять предложение этого товара на рынке. Однако возникают ситуации, при которых действие производителей (и потребителей) оказывают воздействие на третьих лиц, т. е. на людей, не являющихся в данной сделке ни продавцами, ни покупателями. Эти эффекты, направленные на третьих лиц и никак не отражающиеся в ценах, известны под названием внешние эффекты (экстерналии 5).

Классическим примером экстерналии является загрязнение окружающей среды. Представим себе процесс производства стали. В рыночных ценах находят отражение внутренние затраты, т. е. затраты на топливо, оборудование, труд, поскольку они покрываются самим заводом. Эти же затраты находят отражение и в рыночных сделках, так как заводу, чтобы продолжать деятельность, необходимо хотя бы покрывать свои внутренние затраты. Однако внутренние затраты не являются единственными затратами на производство стали. В процессе сжигания каменного угля завод выбрасывает в атмосферу облака двуокиси серы, сажи и других загрязняющих веществ. С точки зрения экономики в целом, внешние затраты (про-

2 В англоязычной литературе данное понятие обозначается словосочетанием «Market failure», что дословно означает «неудача рынка». В отечественной литературе применяют также словосочетание «провал рынка».

3 Экономическая теория считает [2], что в условиях конкуренции действует так называемая «невидимая рука» - объективный рыночный механизм, который координирует решения покупателей и продавцов. Сигнальная функция прибыли незаметно, но надежно обеспечивает такое распределение ресурсов, которое уравновешивает спрос и предложение по следующей схеме. Если производство убыточно, то количество задействованных ресурсов в данном производстве будет уменьшаться. В конечном итоге такое производство вовсе исчезнет под давлением конкурентной среды. Ресурсы будут тратиться для развития прибыльного производства.

4 Иногда в список причин фиаско рыночного механизма включают такие явления, как теневая экономика [3], различные виды мошенничества (типа финансовой пирамиды Мавроди), рейдерский захват бизнеса, иные противоправные деяния.

5 Этот термин был введен в 1920 г. Артуром Пигу (см.: [4]). При наличии внешних эффектов рыночное равновесие перестает быть эффективным: появляется «мертвый груз» (Deadweight Loss), нарушается эффективность по Парето, т. е. возникает фиаско рыночного механизма.

изводство электроэнергии, лечение заболеваний, погибшие деревья) также являются частью альтернативной стоимости стали. Если цена будет устанавливаться на основе спроса и предложения, то ее равновесное значение будет на уровне покрытия внутренних затрат. Потребители будут использовать больше стали, они будут менее склонны искать ее заменители, использовать вторичное сырье и т. д., что приведет к дальнейшему загрязнению окружающей среды. Короче говоря, рынок не справился (фиаско!) с достижением эффективного размещения ресурсов, потому что цены послали потребителям ложную информацию (подробнее об этом см. [5]).

Общественные блага. Рынок не обеспечивает производства общественных благ в достаточном объеме. Для их определения необходимо разделить товары индивидуального и общественного (коллективного) потребления. Первые из них производятся на основе рыночной системы. Эти товары, во-первых, делимы, а потому доступны индивидуальным покупателям. Во-вторых, они подвержены действию принципа исключения: только тот, кто платит равновесную цену, получает продукт.

От них заметно отличаются общественные товары и услуги, которые рыночная система вообще не намерена производить. Они, во-первых, зачастую неделимы и, следовательно, не могут быть проданы индивидуальным покупателям. Во-вторых, на них не распространяется действие принципа исключения: не существует эффективных способов отстранения индивидов от пользования общественными благами. Известно, что рыночный механизм удовлетворяет лишь те потребности людей, которые выражаются через платежеспособный спрос. А потребность в общественных благах через спрос часто выразить невозможно: не у всех имеются достаточные средства, и не каждый человек захочет их тратить именно на эти цели.

Классический пример общественного товара - маяк. Он строится, если выгоды от его создания (уменьшение кораблекрушений) превышают связанные с этим затраты. Но выгода одного мореплавателя не способна окупить столь дорогостоящего строительства. В то же время невозможно исключить всех моряков из пользования данным благом. В результате возникает проблема «фрирайдера», безбилетного пассажира («зайца»): люди могут пользоваться выгодами потребления некоторого продукта, не неся издержек на его производство. Поскольку принцип исключения здесь неприменим, постольку частные предприятия не имеют достаточных стимулов к производству общественных благ (национальная оборона, охрана общественного порядка, дорожная разметка, регулирование паводков, массовая вакцинация населения, предупреждение и ликвидация последствий стихийных бедствий, борьба с насекомыми и т. п.).

Существует немало неделимых товаров, к которым принцип исключения вполне может быть применен: улицы и автомагистрали, полицейская и пожарная охрана, библиотеки и музеи, профилактическое медицинское обслуживание и др. Такие квазиобщественные блага в цивилизованном обществе также не отданы на откуп «невидимой руки рынка», а частично финансируются правительством (в связи с их высокой социальной значимостью). В современном обществе развитие системы высшего образования, здравоохранения, обеспечивающее высокое качество рабочей силы, жизненно необходимо не только населению, но и государству. Поэтому правительству необходимо воздерживаться как от всеобщей национализации данных сфер, так и от их развития на чисто рыночной основе. Выходом является параллельное функционирование доступных для всех государственных объектов социально-культурной сферы, наряду с частными.

Недостаточная конкуренция и монополия. Характер рыночных отношений определяется двумя видами конкуренции: в сфере предложения товаров и в сфере потребления. Сочетания наличия или отсутствия этих видов конкуренции образуют четыре возможных случая реализации рыночного механизма (см. таблицу).

Случай 1 отображает, по сути дела, совершенную рыночную конкуренцию. В этой ситуации рынок работает эффективно. Рыночный механизм формирования цен обеспечивает равновесие спроса и предложения, т. е. наилучшим образом справляется с задачей рационального регулирования процессов производства и распределения благ. Таблица показывает, что данная модель функционирования рынка скорее исключение, чем правило.

Случай 2 «Рынок покупателей» означает диктат покупателей. Эта ситуация возникает тогда, когда продавцов много (покупателей на всех не хватает), в силу чего имеет место перепроизводство товара. В этом случае рыночное ценообразование (на основе равновесия спроса и предложения) заменяется иными схемами реализации сделок. Ослабление ценового механизма регулирования означает наличие элементов рыночного фиаско (требуются неценовые ориентиры для принятия решений о реализации сделок).

Варианты реализации рыночного механизма

Конкуренция в предложении Конкуренция в потреблении

Имеется Отсутствует

Имеется Случай 1 «Совершенная конкуренция». Рыночный механизм функционирует, т. е. обеспечивает регулирование хозяйственной деятельности действием «невидимой руки» Случай 2 «Рынок покупателей» (перепроизводство). Элементы фиаско рынка: нерыночное ценообразование имеет следствием незаполненные дороги, незанятые места в поездах, самолетах, автобусах и пр.

Отсутствует Случай 3 «Рынок продавцов» (дефицит). Элементы фиаско рынка: нерыночное ценообразование имеет следствием переполненный транспорт, загрязнение окружающей среды, снижение качества продукции Случай 4. Фиаско рыночного механизма в деле регулирования процессов производства и распределения общественных благ

Случай 3 «Рынок продавцов» означает диктат продавцов (в предельном случае - монополия одного продавца). Эта ситуация возникает тогда, когда покупателей много (продавцов на всех не хватает), в силу чего имеет место дефицит товара. Поэтому лицо, осуществляющее предложение, имеет возможность одним предлагать товар, а другим - нет. В условиях дискриминации покупателей рыночное ценообразование (на основе равновесия спроса и предложения) зачастую замещается иными схемами реализации сделок. Ослабление ценового механизма регулирования сделок означает наличие элементов рыночного фиаско (используются неценовые ориентиры для принятия решений о реализации сделок).

Случай 4 отображает полное фиаско рыночного механизма. В этой ситуации процессы производства и распределения благ осуществляются не на основе равновесия спроса и предложения (т. е. не на базе ценовых ориентиров), а с помощью иных механизмов. Соответствующие блага (товары и услуги) называют общественными благами. Наверное, в самом чистом виде примером общественных благ является национальная оборона. Нельзя защитить от ядерной атаки или вторжения одного человека, не распространив эту защиту на всех. Кроме того, затраты на защиту одного жителя какой-то зоны не больше, чем оборона целого города или района. Хотя в чистом виде общественные блага встречаются редко, целый ряд благ может характеризоваться частичным отсутствием механизмов ценового регулирования: услуги милиции, уход за городскими улицами, космическая программа и т. д.

Развитие рыночных отношений, основанных на конкуренции, может приводить к угасанию конкуренции, появляются монополии. Крупные корпорации и профсоюзы монополизируют рынки товаров и труда, делают цены и заработную плату жесткими, малоподвижными, особенно в сторону снижения. И дело здесь заключается в следующем (случай 3, см. таблицу).

Рыночные цены, если они эффективно регулируют распределение ресурсов, должны отражать альтернативные стоимости. В случае когда проявляются пагубные внешние эффекты, фиаско рынка происходит из-за того, что цены падают ниже альтернативных стоимостей 6.

6 Альтернативная стоимость - альтернативные издержки (англ. opportunity cost(s)) - стоимость производства товара или услуги, измеряемая с точки зрения потерянной (упущенной) возможности производства другого вида

Если будет установлена слишком высокая цена (например, на электричество), то потребители получат ложный сигнал об альтернативной стоимости электричества и могут осуществить экономически необоснованные замены электроэнергии, например, на нефть или газ.

Монополия. В тех случаях, когда имеет место недостаточная конкуренция, провал рынка может произойти из-за того, что цены слишком высоки. Примером является рынок, на котором действует всего один продавец какого-то товара или услуги; такой рынок называется монополией. В силу ограниченного предложения (один продавец) поставщик ресурса может назначить любую, сколь угодно высокую, цену за свой товар или услугу. И никакая невидимая рука рынка не заставит производителя этого продукта снизить цену, т. е. рыночный механизм здесь не действует. Для ограничения деятельности монополистов и для поощрения конкуренции (как основы эффективного ведения хозяйства) в развитых экономиках действует антимонопольное законодательство.

Вместе с тем есть виды деятельности, которые могут осуществляться только в режиме монополий, их принято называть «естественной монополией». К отраслям естественной монополии во многих странах относят большинство видов деятельности, продукция которых является «предметом общественного пользования», - коммуникации, линии электропередач, нефте- и газопроводы, железнодорожный транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и канализация, и др. К сферам деятельности субъектов естественных монополий относят такие виды деятельности, как транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировка газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Теория и практика наработала большой арсенал средств рыночного и нерыночного регулирования деятельности естественных монополий, что и позволяет преодолеть имеющиеся здесь «провалы рынка». Понятно, что при этом велика роль государства, о чем более подробно будет сказано ниже.

Что касается природы монополии, то, по нашему мнению, монопольные схемы ведения хозяйственной деятельности возникают в силу того, что здесь имеет место монетизация доминирующего положения монополиста. Эта монетизация реализуется путем извлечения ренты, обусловленной эксклюзивным положением монополий в экономике. Термином «рента» принято обозначать регулярно получаемый доход с капитала, земли, имущества, не требующий от получателя предпринимательской деятельности. Иначе говоря, эта та часть прибыли монополиста, на получение которой не были затрачены предпринимательские усилия. Рента в данном случае формируется за счет монопольного положения субъекта экономической деятельности. Этот доход не является справедливым, так как он не заработан усилиями менеджеров или коллектива предприятия, и, следовательно, его следует изымать в пользу государства с тем, чтобы по определенным схемам передать тому, кто несет несправедливые издержки по вине монополиста (потребителям продукции - товаров и услуг данного монополиста).

Коррупция. Мы считаем также, что коррупция также заключается в монетизации властных (доминирующих) полномочий. Эта монетизация властных полномочий (как и в случаем монополии) реализуется через извлечение ренты, обусловленной эксклюзивным положением коррупционеров в экономике. Пользуясь своим должностным положением, коррупционеры создают такие условия ведения хозяйственной деятельности, при которых участники рынка вынуждены вступать с должностными лицами (от которых зависит выполнение хозяйственных сделок) в коррупционные отношения: давать взятки, осуществлять «откаты», решать иные материальные вопросы в пользу «власть имущих», что является заметной финансовой нагрузкой для хозяйственной деятельности, а по сути своей, есть рентные платежи! Но и

товара или услуг, требующих тех же затрат ресурсов; цена замены одного блага другим. Если при выборе из двух возможных благ и их источников потребитель (покупатель) отдает предпочтение одному, жертвуя другим, то второе благо есть альтернативная цена первого, так что альтернативная стоимость блага есть цена потери, на которую готов идти потребитель, чтобы получить возможность приобрести желаемое благо [5]. В реальных условиях учет (или неучет) альтернативной стоимости при определении цены сделки означает нарушение принципа рыночного саморегулирования («невидимая рука» рынка допускает неэффективные сделки), что ведет к ситуации провала (фиаско) рынка.

другие виды коррупционных деяний (например, получение карьерных преференций, кумовство, предоставление «теплых мест во властных структурах» по знакомству или «по блату») означают будущую, отложенную монетизацию коррупционных деяний, реализуемую в виде ренты (т. е. в виде получения дополнительного дохода без осуществления каких-либо предпринимательских действий).

В настоящей работе по смыслу ст. 2 Федерального закона РФ «О противодействии кор-

7

рупции» термин «коррупция» означает:

а) незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц;

б) либо незаконное предоставление такой выгоды данному лицу другими физическими лицами;

в) а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

С точки зрения А. Н. Бабай [6. С. 17], необходимо выделять различные формы коррупции:

1) коррупционные преступления;

2) коррупционные проступки (незаконное вознаграждение от имени юридического лица, нарушение правил проведения конкурсов, торгов и т. п.);

3) коррупционный лоббизм (давление на функционеров публичных органов власти посредством любых разрешенных и запрещенных законом способов со стороны групп или частных лиц с целью добиться принятия или отклонения нормативного правового акта);

4) коррупционный фаворитизм;

5) коррупционный протекционизм.

Конкретные виды коррупционных преступлений в настоящее время определены совместным указанием Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 31 декабря 2014 г. № 744/11/3 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» 8. В перечне № 23 данного документа закрепляется, что к преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния, имеющие все перечисленные ниже признаки:

1) наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым относятся должностные лица, указанные в примечаниях к ст. 285 УК РФ, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени и в интересах юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, указанные в примечаниях к ст. 201 УК РФ;

2) связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;

3) обязательное наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц);

4) совершение преступления только с прямым умыслом.

К этим составам без дополнительных условий относятся ст. 141.1, 184, п. «б» ч. 3 ст. 188, ст. 204, п. «а» ч. 2 ст. 226.1, п. «б» ч. 2 ст. 229.1, ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ. При выявлении в ходе расследования признаков коррупционности (наличие признаков должностного лица, связь преступления со служебным положением, наличие корыстного мотива, прямого умысла) сюда включаются составы преступлений, предусмотренных ст. 174, 174.1, 175, ч. 3 ст. 210, ст. 294, 295, 296, 302, 307, 309 УК РФ. Если должностным лицом совершено хотя бы одно из преступлений, предусмотренных п.п. «а» и «б» ч. 2 ст. 141, ч. 2 ст. 142, ст. 170, 201, 202, 285, 285.1, 285.2, 285.3, ч. 1, 2 и п. «в» ч. 3 ст. 286, ст. 292, ч. 2 и 4 ст. 303, ст. 305

7 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»: принят Государственной думой Российской Федерации 19 декабря 2008 г.: Офиц. текст по состоянию на 28 ноября 2015 г. // Справочно-правовая система «Гарант аэро».

8 Указание Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 31 декабря 2014 г. N 744/11/3 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности»: текст указания официально опубликован не был // Справочно-правовая система «Гарант аэро».

УК РФ, п. «в» ч. 3 ст. 226, ч. 3 ст. 226.1, ч. 2 ст. 228.2, п. «в» ч. 2 ст. 229, ч. 3 и 4 ст. 229.1 УК РФ, ч. 3 и 4 ст. 183, п. «б» ч. 3 ст. 228.1 (если совершено до 1 января 2013 г.), п. «б» ч. 4 ст. 228.1, ч. 5 ст. 228.1, п. «б» ч. 2 ст. 228.4, ч. 1 и 3 ст. 303 УК РФ, ч. 3 и 4 ст. 159, ч. 3 и 4 ст. 159.1, ч. 3 и 4 ст. 159.2, ч. 3 и 4 ст. 159.3, 159.4, ч. 3 и 4 ст. 159.5, ч. 3 и 4 ст. 159.6, ч. 3 и 4 ст. 160, ч. 3 и 4 ст. 229 УК РФ, то оно также будет отнесено к коррупционным.

Как видно из перечисленных выше составов преступления, более 50 видов могут быть коррупционными.

Кроме уголовного законодательства в России действуют иные нормативно-правовые акты, направленные на борьбу с коррупцией: Кодекс РФ об административных правонарушениях (в части незаконного вознаграждения от имени юридического лица), Гражданский кодекс РФ (о запрете подарков в отношении государственных и муниципальных служащих на сумму, превышающую три тысячи рублей), Кодексы этики и служебного поведения, принятые во всех органах государственной власти и управления и т. д. Имеется несколько государственных и общественных структур по противодействию коррупции 9.

Несмотря на принимаемые государством меры, по данным Центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International, в 2014 г. Россия получила 27 баллов (на один балл меньше, чем в 2013 г.) и заняла 136-е место, поделив его с Нигерией, Ливаном, Кыргызстаном, Ираном и Камеруном 10. В качестве причин коррупции указанный Центр отметил стагнирование коррупционных дел, отсутствие взаимодействия в отношениях с другими странами (особенно при необходимости экстрадиции подозреваемых и обвиняемых в коррупционных деяниях лиц), недекларирование чиновниками своих доходов, давление на средства массовой информации, непрозрачность крупных национальных и инфраструктурных проектов.

Таким образом, термином «фиаско рынка» (провал рынка, осечка рынка) обозначается ситуация, при которой рыночный механизм оказывается не в состоянии обеспечить эффективный режим функционирования экономической системы. Они довольно часто характерны и для условий совершенной конкуренции («идеального» рынка), и тем более для экономики, в структуре которой представлены монополии, олигополии, нерыночные структуры (по обеспечению занятости, обустройству территории, экологии, в сфере образования, здравоохранения, культуры, транспорта и др.), а также имеют место основанные на коррупции противоправные схемы ведения хозяйственной деятельности. Коррупционные схемы хозяйственной деятельности ведут к «отказу» рыночного механизма по следующим причинам:

а) коррупционные издержки с неизбежностью (прямо или косвенно) включаются в цены товаров, работ, услуг и, тем самым, искажают размер общественно необходимых затрат, связанных с производством этих товаров, работ, услуг, и, следовательно, деформируют механизм ценообразования; между тем именно цены являются основой рыночного механизма, именно они сводят спрос и предложения и, следовательно, обеспечивают рыночное равновесие;

б) зачастую коррупция означает неравные условия для участников рынка, так как с помощью взятки одни участники хозяйственных сделок получают незаслуженные преференции по сравнению с другими участниками сделки (это проявляется, например, при проведении государственных закупок, при выделении земельных участков, при выдаче разрешений или лицензий на выполнение определенной деятельности и во многих других случаях); в этих случаях, конечно же, экономическая деятельность реализуется не по критерию народнохозяйственной эффективности, а в ущерб эффективности;

в) коррупционеры (например, те, кто дает взятки) несправедливо вытесняют с рынка (здесь правильнее говорить не «с рынка», а «из сферы хозяйственной деятельности») предпринимательские структуры, которые «честно» (в полном соответствии с действующим законодательством) ведут бизнес;

г) коррупция развращает участников хозяйственной деятельности, и прежде всего - работников властных структур; более того, складываются мотивационные механизмы, когда

9 Национальный антикоррупционный комитет, Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции и др.

10 http://www.transparency.org.ru/indeks-vospriiatiia-korruptcii/indeks-vospriiatiia-korruptcii-2014-otcenka-rossii-upala-na-odin-ball

молодые люди идут «во власть» для того, чтобы иметь доступ к процессу распределения ресурсов (или к соответствующей информации), пополняя тем самым ряды коррупционеров; в результате формируются ложные карьерные ориентиры, формируются криминальные сообщества, происходит сращивание власти и криминала;

д) эти и многие другие причины коррупционных деяний имеют следствием замедление экономического развития страны, формируют глубокие деформации в структуре общества, снижают уровень кадрового потенциала страны, замедляют темпы научно-технического прогресса, наносят урон общественной морали, снижают имидж страны на международной арене.

Сказанное позволяет сделать следующий вывод. Рынок - одно из величайших достижений человеческой цивилизации. К настоящему времени он прошел испытание временем и сумел убедительно продемонстрировать свою огромную жизненную силу. История не знает ни одного примера эффективно функционирующей национальной экономики без высокоразвитых, гибко перестраивающихся рыночных механизмов. Однако речь здесь идет о современном рынке, рынке как одном из атрибутов любой эффективной модели социально-экономического развития общества, а не как о ее всеохватывающей характеристике. Не менее важным атрибутом всякой модели экономического строя современного общества является государство. Мировым опытом подтверждено, что не может быть динамично развивающейся, базирующейся на современных научно-технических достижениях социально ориентированной рыночной экономики без активной регулирующей роли государственных институтов.

При обосновании необходимости вмешательства государства в экономику мировая наука чаще всего использует теорию фиаско («осечки», «провалов», недостаточности, несостоятельности) рынка. Признавая неоспоримые преимущества свободной рыночной экономики перед экономикой командной, экономическая теория в то же время подчеркивает, что и рыночная система не справляется с решением целого ряда вопросов или решает их недостаточно эффективно. Способность нерегулируемого рынка обеспечивать общее равновесие и высокую эффективность производства все же весьма ограниченна. Даже развитой рыночной экономике присущи и общее неравновесие, и неэффективность. Такие ситуации в теории и носят название «рыночных провалов». Они характерны и для условий совершенной конкуренции - «идеального» рынка, и тем более для развитой рыночной экономики, в структуре которой представлены монополии и олигополии.

Минимально необходимой границей правительственного вмешательства является регулирование внешних эффектов, производство общественных благ, поддержка конкурентной среды наряду с самой организацией денежного обращения, борьба с коррупцией - словом, выполнение функций, необходимых в экономике свободной конкуренции, которая вовсе не исключает некоторой - минимальной - активности государства в хозяйственной сфере.

Верхней же, максимально допустимой, границей государственного вмешательства является устранение всех перечисленных выше проявлений фиаско рынка. За данной объективно очерченной границей правительству в экономике делать нечего. И если выход за нее все же состоялся, то неизбежны губительные деформации рыночных механизмов, а значит, замедляющее экономический рост снижение эффективности производства. В конце концов, от подобной деформации страдают те социальные группы, ради которых государство пошло на превышение пределов разумного по масштабам регулирования экономики. И раннее или позднее осознание этого обстоятельства делает неминуемым разгосударствление экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности.

Формы и методы участия государства в регулировании хозяйственной деятельности в условиях «фиаско рыночного механизма» зависят от причин возникновения «провалов рынка». Как было показано, выделяют четыре таких причины: внешние эффекты; общественные блага; недостаточная конкуренция; коррупция. Первые три причины пытаются нейтрализовать путем использования псевдорыночных механизмов (дотации и субсидии хозяйствующим субъектам, пострадавшим от «провалов рынка», реализация мер по справедливому распределению общественных благ или по развитию конкуренции, применение иных мер стимулирования эффективной хозяйственной деятельности). Иное дело - коррупция. Для преодоления этого зла нужна система.

В мире есть примеры эффективного противодействия коррупции. В частности, представляет интерес опыт Гонконга, суть которого сводится к следующему.

1. Структура: в 1974 г. губернатор Гонконга учредил «Независимую комиссию против коррупции» (НКПК). Офицеры комиссии назначались лично губернатором на шесть лет и подчинялись только ему. Комиссия имеет три департамента: 1) оперативный (вычисляет взяточников и принимает жалобы); 2) аналитический (изучает схемы взяток в отраслях, наиболее подверженных коррупции); 3) общественный (ведет пропаганду).

2. Реализация принципа «презумпция виновности». Фактически НКПК работает по законам военного трибунала: если у них есть «обоснованные подозрения», они могут поместить под арест любого госслужащего. В законодательстве закреплено: в случае, когда и чиновник, и его семья живут на широкую ногу, имеют виллы с бассейнами, счета за границей, он обязан доказать комиссии, что получил эти средства законно. Если не докажет - получит 10 лет тюрьмы.

3. Информаторы. За действиями комиссии наблюдают «общественные комитеты» из бизнесменов и интеллигенции. Как только народ увидел, что сажают начальство, а не «шестерок», - начали звонить в комиссию. Журналисты отслеживали все покупки чиновников и их родственников, чуть что - банковский счет замораживался. Брать взятки стало опасно и невыгодно.

Для испытания данного механизма противодействия коррупции нами была разработана деловая игра (ДИ) «Коррупция».

ДИ «Коррупция» проводится в аудитории из 8-24 экспертов и включает два сюжета: имитационный и проблемный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В рамках имитационного сюжета воспроизводится хозяйственная деятельность 8 предпринимателей в течение 40 месяцев. Каждый месяц игрок (персона или команда) принимает одно из трех решений по стилю ведению своего бизнеса: 1) взятка; 2), законопослушание; 3) донос. Размер дохода за каждое решение зависит от предпринимательского климата в данном месяце. Решение 1 («взятка») дает игроку большой доход (или штраф, если был донос) в данном месяце, но ухудшает предпринимательский климат (и, следовательно, уровень доходов) для всех игроков в последующие месяцы. Решение 2 («законопослушание») дает игроку нормальный доход. Решение 3 («донос») дает доносчику или вознаграждение 20 % от взятки (пресек взятку), или штраф (ложный донос).

В рамках проблемного сюжета полученные в игре экспериментальные факты используются для экспертизы прототипа системы противодействия коррупции: игроки предлагают дополнения и изменения этой системы.

По разработанному сценарию нами была проведена деловая игра на базе третьего факультета повышения квалификации Академии Следственного комитета Российской Федерации. В деловой игре приняло участие 28 действующих сотрудников Следственного комитета Российской Федерации - следователи со стажем работы свыше 3 лет, следователи по особо важным делам и руководители (заместители руководителей) следственных подразделений следственных управлений, входящих в состав Сибирского федерального округа.

В результате проведения игровых имитационных экспериментов были сформулированы следующие антикоррупционные принципы и меры.

1. Ввести презумпцию виновности для чиновников, которая подразумевает, что при невозможности объяснения источника происхождения доходов и имущества доходы признаются добытыми преступным путем, а чиновник - коррупционером.

2. Ввести институт конфискации имущества государственного служащего, его родственников, а также иных близких ему лиц, которые не могут объяснить происхождение имущества.

3. Проверять близких родственников и друзей на имущество и доходы (конфисковать имущество и привлекать к ответственности в качестве соучастников).

4. Сократить численность мелких чиновников, на вышестоящих должностях более тщательный контроль. В качестве ответственности - штрафы и обязательные работы.

5. Отменить институт провокации взятки, внедрить провокацию как способ борьбы со взяточничеством.

6. Ввести систему дистанционного взаимодействия чиновника с гражданами для устранения коррупционных рисков.

7. Создать прозрачную и открытую систему государственного управления.

8. Широко освещать результаты расследования и рассмотрения коррупционных уголовных дел в средствах массовой информации.

9. Воспитывать нетерпимость коррупционного поведения, начиная с раннего детства.

10. Поощрять информирование со стороны граждан о фактах взяточничества и иных коррупционных проявлениях, в том числе финансовыми средствами.

В заключение укажем, что в настоящей работе впервые в состав аспектов явления «фиаско рыночного механизма» введено явление «коррупция». Показано, что рыночный механизм не может нейтрализовать этот аспект провала рынка. Для нейтрализации влияния коррупции на эффективность функционирования экономики требуется реализация эффективной государственной программы противодействия коррупции. Имеющиеся законодательные нормы и структуры пока не позволяют решить эту проблему. Для ее решения необходимо реализовать предложенные в статье антикоррупционные принципы и меры, на что требуется политическая воля и системная работа.

Список литературы

1. Самуэльсон П. Экономика. Вводный курс. М.: Прогресс, 1964. 843 с.

2. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2007. 960 с.

3. Костин А. В. Теневая экономика: понятие, сущность, содержание, тенденции развития // Сибирская финансовая школа. 2014. № 1. С. 19-23.

4 ПигуА. С. Экономическая теория благосостояния. М.: Прогресс, 1985. Т. 1-2.

5. Гальперин В. М, Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика: В 2 т. СПб.: Экон. шк., 2006. Т. 1. 352 с.

6. Бабай А. Н. и др. Международно-правовые основы противодействия коррупции в России: Моногр. / Хабаровск, 2012.

Материал поступил в редколлегию 08.11.2015 V. F. Komarov 1 2, N. A. Morozova 3

1 Institute of Economics and Industrial Engineering SB RAS 17 Lavrentiev Ave., Novosibirsk, 630090, Russian Federation

2 Novosibirsk State University

2 Pirogov Str., Novosibirsk, 630090, Russian Federation

3 Institute for Advanced Studies

of the Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation 74 Krasnij Ave., Novosibirsk, 630091, Russian Federation

Luk@academ.org, kup.ipksk@gmail.com

CORRUPTION AS ASPECT OF THE PHENOMENON «FIASCO OF THE MARKET MECHANISM»

The description of essence of the phenomenon of «fiasco of a market mechanism» (failures of the market) is given. It is investigated the reasons of this phenomenon in a look (and) positive and negative outer effects (eksternaliya) of the market transaction (i. e. emergence of harm / advantage to other members of society from the transaction), it is specified that the sold goods (would) have character of the public bene-fit, i.e. use of this benefit of one member of society is equivalent to that, as other members of society are consumers of this benefit; or (in) about the insufficient competition, including, about monopoly, and also about the high level of corruption in national economy. The concept «corruption», through the concept «rent» reveals. Types of corruption acts are consid-

ered. The statement that corruption is an important aspect of fiasco of a market mechanism is formulated, often being the reason of failures of the market. In article this fact is discovered through consideration of set of schemes of influence of corruption on de-crease in efficiency of operation of the market mechanism. It is shown that corruption has the following negative consequences: (a) corruption expenses join in the prices, deforming the pricing mechanism; (b) corruption means unequal conditions for participants of the market; (c) corrupt officials unfairly drive honest businessmen out of the market; (d) corruption corrupts participants of economic activity; (e) these reasons of corruption acts have a consequence delay of economic development of the country, deform structure of society, reduce the level of personnel capacity of the country, slow down rates of NTP, cause a loss to public morals, reduce image of the country. In article the scheme of research of corruption Is stated by method of business games. By results of the made game experiments basic provisions of the concept of system of counteraction of corruption are formulated.

Keywords: corruption, failures of the market, fiasco of a market mechanism, non-market regulation, concept system of counteraction of corruption, positive and negative outer effects, eksternaliya, administrative rent.

References

1. Samuel'son P. Ekonomika. Vvodnij kurs [Economy. An introductory course]. Moscow, Progress, 1964, 843 p. (In Russ.)

2. Smith A. Issledovanije o prirode I prichinah bogatstva narodov [An inquiry into the nature and causes of the wealth of Nations]. Moscow, Exmo, 2007, 960 p. (In Russ.)

3. Kostin A. V. Tenevaja ekonomika: ponjatie, sushscnost', soderzhanije, tendencii razvitija [The shadow economy: concept, essence, content, trends of development]. Siberian financial school, 2014, № 1, p. 19-23. (In Russ.)

4. Pigu A. S. Ekonomicheskaja teorija blagosostojanija [Economic theory of welfare]. Moscow, 1964, vol. 1-2. (In Russ.)

5. Galperin V. M., Ignatyev S. M., Morgunov V. I. Mikroekonomika [Microeconomic]. In 2 vol. St. Petersburg, Economic school, 2006, vol. 1. 352 p. (In Russ.)

6. Babay A. N. etc. Mezhdunarodno-pravovije osnovi protivodejstvija korrupcii v Rossii: monografija [International legal bases of counteraction of corruption in Russia: mono-graph]. Khabarovsk, DVPIK of FDCS of the Russian Federation, 2012. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.