Научная статья на тему 'Коррупция - глобальная проблема глобального управления'

Коррупция - глобальная проблема глобального управления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
657
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА / БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ / ГЛОБАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / CORRUPTION / INTERNATIONAL COOPERATION / GLOBAL PROBLEM / STRUGGLE AGAINST CORRUPTION / GLOBAL GOVERNANCE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Суханов Владислав Анатольевич

Статья посвящена глобальной проблеме коррупции и международному сотрудничеству в борьбе с ней. Автор подчеркивает важность участия Российской Федерации в международном антикоррупционном сотрудничестве, отмечает его значимость для укрепления позиций России в глобальном управлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRUPTION AS A GLOBAL PROBLEM OF GLOBAL MANAGEMENT

The article is devoted to the global problem of corruption and to international cooperation in the struggle against it. The author stresses the importance of Russia's participation in the international anti-corruption cooperation and notes its significance for strengthening Russia's position in the global governance.

Текст научной работы на тему «Коррупция - глобальная проблема глобального управления»

78

ВЛАСТЬ

2016'01

DANILOVA Elena Aleksandrovna, Cand.Sci.(Pol.Sci.), Doctoral Candidate of the Faculty of Philosophy, Tomsk State University (36Lenin Ave, Tomsk, Russia, 634034; elena.a.danilova@yandex.ru)

ACTUALIZATION OF THE POLITICAL VALUE

OF NATIONAL SAFETY AS A FACTOR

IN THE FORMATION OF NATIONAL BRAND IDENTITY

Abstract. The military and political crisis in Ukraine, participation of Russia in the military operations in Syria and the threat of international terrorism actualize the political value of national safety. The article is devoted to the analysis of national brand identity showed in the categories of national safety and defense capacity. National branding strategy should be included in the internal and external political conjecture. The article shows a lot of innovation instruments for the support of innovation actors in defense industry, that is technological platforms, innovation territorial clusters, federal target programs, state funds, etc. The optimal set of these instruments provide innovation potential of the actors in defense industry. Innovation defense enterprises and universities using the innovation instruments form innovation territory potential, territory brands, innovation belts which promote the territorial and national branding. So the sum of territory brands forms the national brand of the strong state. The national branding strategy should be based on the national safety value (brand identity, brand image, brand positioning). As a result the effective national branding of Russia brings the global competitiveness and strengthening of the state significance. Keywords: national safety, defense capacity, national branding, brand identity, innovation policy, defense industry

CУХАНОВ Владислав Анатольевич — к.полит.н., младший научный сотрудник центра партнерства цивилизаций Института международных исследований Московского государственного института международных отношений (университет) МИД РФ (119454, Россия, г. Москва, пр-кт Вернадского, 76; sukhanowlad@mail.ru)

КОРРУПЦИЯ - ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ГЛОБАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена глобальной проблеме коррупции и международному сотрудничеству в борьбе с ней. Автор подчеркивает важность участия Российской Федерации в международном антикоррупционном сотрудничестве, отмечает его значимость для укрепления позиций России в глобальном управлении.

Ключевые слова: коррупция, международное сотрудничество, глобальная проблема, борьба с коррупцией, глобальное управление

С каждым годом влияние транснациональной коррупции распространяется на все большее число государств. В современном глобализирующемся социуме транснациональная коррупция затрагивает практически каждого (по крайней мере, опосредованно) и пронизывает все сферы жизни общества - от политики и экономики до культуры, науки и спорта.

В частности, в мире спорта в последнее время коррупционные скандалы вспыхивают с пугающей регулярностью. Так, крупнейший в истории ФИФА скандал разгорелся в мае 2015 г., когда швейцарская полиция было арестовала 7 высокопоставленных чиновников ФИФА. Им были предъявлены обвинения в совершении коррупционных преступлений, связанных в первую очередь с подкупом членов делегаций разных государств, преимущественно африканских, при голосовании по определению мест проведения чемпионатов мира по футболу.

2 016' 01

ВЛАСТЬ

79

В настоящее время идет расследование, однако почти сразу же после его начала президент ФИФА Йозеф Блаттер вынужден был подать в отставку. Несмотря на отстранение в октябре 2015 г. комитетом по этике ФИФА Йозефа Блаттера и главы УЕФА Мишеля Платини от деятельности, связанной с футболом, на 90 дней, репутация ФИФА была сильно подорвана. Учитывая тот факт, что кампания по расследованию данных коррупционных преступлений была инициирована США1, нельзя не отметить, что борьба с коррупцией становится одним из инструментов глобального управления.

Транснациональная коррупция является одной из главных угроз для мирового развития. Высокий уровень коррупции в государстве зачастую не позволяет ему извлекать максимальную выгоду из взаимодействия с международными экономическими и финансовыми институтами. Коррупция в органах власти негативно влияет на инвестиционную привлекательность государства. Коррупцию в данном случае можно сравнить с дополнительным налогом: подсчитано, что «увеличение коррупции с низкого уровня (как в Сингапуре) до более высокого (как в Мексике) эквивалентно 21% налога на инвестиции»2.

Часто, особенно в XXI в., запредельный уровень коррупции в стране ведет к социальным потрясениям - восстаниям, гражданскому противостоянию и даже революциям. Ни для кого не секрет, что события Арабской весны 2011 г. были во многом вызваны высоким уровнем коррупции и бедности в большинстве арабских государств.

Коррупция тесно связана с отсутствием доверия населения к власти, что может подталкивать людей к совершению отчаянных и радикальных поступков. События Евромайдана на Украине в 2013-2014 гг., повлекшие за собой акты гражданского противостояния, во многом были обусловлены высокой коррумпированностью власти и, как следствие, отсутствием доверия населения к ней. Социальные протесты в государствах СНГ (в частности, в Армении и Молдове) в 2015 г., несмотря на разные причины их формирования, были вызваны в первую очередь недоверием населения к органам власти, восприятием их как высоко коррумпированных.

Транснациональная коррупция является питательной средой для многих глобальных проблем, подрывает систему глобальной безопасности. На саммите G-20, прошедшем 15-16 ноября в Турции, коррупция и терроризм были признаны одними из главных угроз человечеству в XXI в. Действительно, нельзя не отметить прямую связь между этими явлениями. Государства с наиболее высоким уровнем коррупции (такие как Афганистан, Нигерия, Ирак) имеют наиболее острые проблемы с обеспечением безопасности, а также благоприятную почву для террористической деятельности. Нельзя не согласиться со мнением крупнейшей в мире неправительственной организации по борьбе с коррупцией Transparency International, согласно которому «высокий уровень коррупции в армии Ирака стал одной из причин ее сокрушительных поражений в борьбе с Исламским государством; высокий уровень коррупции нисколько не повышает боевой дух армии Нигерии и не позволяет ей остановить террористическую группировку Боко Харам»3.

К сожалению, уровень коррупции в Российской Федерации по-прежнему остается очень высоким. Это негативным образом влияет на имидж нашего го-

1 О ходе расследования см. подробнее: How America is pursuing FIFA. - The Economist. 2015. 1 June. URL: http://www.economist.com/blogs/economist-explains/2015/06/economist-explains

2 Wei Shang-Jin. Why is Corruption So Much More Taxing than Tax? Arbitrariness Kills. - NBER Working Paper 6030. 1997; Wei Shang-Jin. How Taxing is Corruption on International Investors? - Review of Economics and Statistics. 2000. No 82. P. 1-11.

3 Tackle Instability and Terrorism by Fighting Corruption. 2015. 4 February. URL: http://www.transparency. org/news/feature/tackle_instability_and_terrorism_by_fi^htin^_corruption

80

ВЛАСТЬ

2 016'01

сударства, а также не позволяет ей участвовать в глобальном управлении в максимальном объеме.

Так, недоверие зарубежных государств к нашей власти вызывается лояльным отношением к собственным чиновникам, подозреваемым в участии в коррупционных преступлениях. Показательным примером является деятельность бывшего министра сельского хозяйства. Она неоднократно обвинялась прессой в поддержке коррупционных и протекционистских схем еще при работе в «Росагролизинге», однако серьезное расследование ее деятельности было начато только швейцарской прокуратурой в 2013 г. Позже активы бывшего министра сельского хозяйства в размере 60 млн долл. США были арестованы в швейцарских банках по подозрению в отмывании коррупционных денег. Лишь в октябре 2015 г. она была исключена из партии «Единая Россия» за дискредитирующие партию действия. Сам факт начала активного расследования данного резонансного дела швейцарской, а не российской стороной не повышает международный авторитет России.

Высокий уровень коррупции в армии и органах правопорядка угрожает как безопасности РФ, так и глобальной безопасности. Наиболее резонансным из коррупционных скандалов стало дело «Оборонсервиса», подтверждающее большое число актов коррупции в Министерстве обороны РФ. Но самой резонансной его частью стало не само коррупционное преступление, а приговор суда бывшему члену совета директоров «Оборонсервиса» Е.Н. Васильевой - 5 лет колонии общего режима. При этом обвиненную выпустили через 34 дня по условно-досрочному освобождению. Данное решение суда вызвало крайне негативную общественную реакцию.

Другим ужасающим примером коррупции могут послужить террористические акты, совершенные на пассажирских самолетах, вылетевших из Москвы в 2004 г. В аэропорту Домодедово капитан милиции Михаил Артамонов задержал подозреваемых для проверки документов, но не обыскал их; позже контролеру Николаю Коренкову была дана взятка в размере 30 долларов, и он допустил на рейс двух террористок-смертниц без предъявления документов.

В условиях дефицита бюджета и санкционного давления на РФ высокий уровень коррупции, ведущий к оскудению государственного бюджета, неприемлем вдвойне. Нашему государству необходимо принимать более активное участие в международном антикоррупционном движении, чаще брать на себя инициативу, энергичнее как взаимодействовать с гражданским обществом на национальном уровне, так и устанавливать долгосрочные взаимовыгодные контакты с формирующимся глобальным гражданским обществом.

Среди очевидных, но не реализованных до сих пор антикоррупционных проектов в нашем государстве можно выделить продвижение антикоррупционного образования (например, введение антикоррупционного курса в вузах), создание антикоррупционных телевизионных передач, реальную пропаганду недопустимости коррупционных проявлений как в деятельности чиновников, так и деятельности бизнесменов.

Очевидно, что обвинения в коррупции, как и сама коррупция, являются инструментами внутренней политической борьбы. А а сегодняшнем глобализирующемся мире - еще и инструментами международной политической борьбы. На современном этапе противостояния по линии «Россия - Запад» обвинения в чрезмерно высоком уровне коррупции достаточно часто звучат в адрес РФ от западных партнеров. Учитывая политизированность обвинений и наращивание политического давления, Российской Федерации ни в коем случае не следует замыкаться, отказываться от международного сотрудничества в борьбе с коррупцией. Напротив, России следует максимально эффективно использовать все - и

2 016 ' 01

ВЛАСТЬ

81

внутренние, и международные - резервы для успешной борьбы с коррупцией, чтобы, помимо вышеперечисленных причин, еще и не давать лишнего повода упрекнуть себя в отсутствии политической воли к борьбе с коррупцией.

Планомерные шаги по наращиванию участия РФ в международном антикоррупционном сотрудничестве будут способствовать налаживанию диалога между Россией и Западом, позволят России поднять международный авторитет и укрепить свои позиции в глобальном управлении.

Работа выполнена приподдержкегрантаПрезидента РФ № МК-3612.2014.6.

SUКHANOV Vladislav Anatol'evich, Cand.Sci.(Pol.Sci.), Junior Research Fellow of the Center for Partnership of Civilizations, IIS, Moscow State Institute of International Relations, University of the Ministry for Foreign Affairs of Russia (76 Vernadskogo Ave, Moscow, Russia,119454; sukhanowlad@mail.ru)

CORRUPTION AS A GLOBAL PROBLEM OF GLOBAL MANAGEMENT

Abstract. The article is devoted to the global problem of corruption and to international cooperation in the struggle against it. The author stresses the importance of Russia's participation in the international anti-corruption cooperation and notes its significance for strengthening Russia's position in the global governance.

Keywords: corruption, international cooperation, global problem, struggle against corruption, global governance

ЧЕРНОБАЙ Ольга Леонидовна — к.и.н., доцент Новосибирского государственного педагогического университета (630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28; olgachemobaj@ya.ru)

МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (на примере Новосибирской области)

Аннотация. Сегодня Россия и Казахстан, невзирая на объективные и субъективные проблемы, уверенно продолжают непростой путь углубления региональной интеграции. Успех в этом деле во многом зависит от развития отношений между государствами, которые составляют ядро интеграционных процессов на постсоветском пространстве, а именно Россией и Казахстаном. Реальная интеграция - сложный и болезненный процесс, который требует времени, осмысления опыта, разумного преодоления накопленных ошибок.

Ключевые слова: Россия, Казахстан, региональная интеграция, Новосибирская область, международное сотрудничество, экономическое сотрудничество, инвестиции

Сегодня Россия и Казахстан, невзирая на объективные и субъективные проблемы, уверенно продолжают непростой путь углубления региональной интеграции. Успех в этом деле во многом зависит от развития отношений между теми государствами, которые составляют ядро интеграционных процессов на постсоветском пространстве, а именно Россией и Казахстаном [Чернобай 2015].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.