Научная статья на тему 'Коррупционные проявления экономического характера в военно-служебной сфере'

Коррупционные проявления экономического характера в военно-служебной сфере Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1300
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРМИЯ / ВОЕННАЯ СЛУЖБА / КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / КОРРУПЦИОННЫЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / АУТСОРСИНГ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Закомолдин Руслан Валериевич

Статья посвящена анализу состояния и структуры коррупционных проявлений экономического характера в военно-служебной сфере. Прежде всего, анализируются преступные формы коррупционных проявлений экономического характера и их специфика в данной сфере. Делаются предположения относительно причин и условий таких проявлений в военно-служебной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррупционные проявления экономического характера в военно-служебной сфере»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2013. № 2(14)

КОРРУПЦИОННЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА В ВОЕННО-СЛУЖЕБНОЙ СФЕРЕ

© Р. В. Закомолдин

Закомолдин Руслан Валериевич

кандидат юридических наук, доцент

доцент кафедры уголовного права и процесса филилал Самарской гуманитарной академии в г. Тольятти

Статья посвящена анализу состояния и структуры коррупционных проявлений экономического характера в военно-служебной сфере. Прежле всего, анализируются преступные формы коррупционных проявлений экономического характера и их специфика в ланной сфере. Аелаются прелположения относительно причин и условий таких проявлений в военно-служебной сфере.

Ключевые слова: армия, военная служба, коррупция, коррупционные проявления, преступления коррупционной направленности, коррупционные злоупотребления, экономические преступления, аутсорсинг.

Армия является одним из наиболее закрытых государственных институтов. С одной стороны, это вполне обосновано, учитывая задачи, стоящие перед военной организацией, с другой, это создает благодатные условия для произвола и коррупции.

Сегодня коррупция является одной из наиболее острых проблем для государственной военной организации России. Информация о коррупционных проявлениях в военно-служебной сфере содержится как в периодической печати, научной и публицистической литературе, так и в статистике органов военной юстиции и данных социологических опросов.

Коррупция — это сложное социальное явление, имеющее различные формы проявления, которые не всегда очевидны. С нашей стороны, было бы неверно понимать коррупцию лишь как совершение преступлений коррупционной направленности. Коррупция проявляется в целом спек-

тре правонарушений. Это и преступления коррупционной направленности, и административные правонарушения, и дисциплинарные проступки, и гражданско-правовые деликты1.

К типовым коррупционным проявлениям, имеющим место в армии, относятся взяточничество, хищение имущества (мошенничество, присвоение и растрата), злоупотребление служебными полномочиями, нецелевое использование бюджетных средств, покровительство при получении должности или переводе к желаемому месту службы и т. д.

По мнению самих военнослужащих, наиболее распространенными формами коррупционных проявлений на военной службе сегодня являются: оказание встречных услуг и покровительство в продвижении по службе друзей, родственников, любимчиков (38% опрошенных); получение и дача взяток, подарков (36,4%); совершение хищений с использованием своих полномочий (26,6%); использование должностного положения и полномочий для получения жилья, наград, путевок, иных льгот и привилегий (23,8%); «откаты» при заключении государственных контрактов (13,3%)2. По другим данным военнослужащие указывают на получение в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (70,1% опрошенных); использование в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средств материально-технического и иного обеспечения, другого государственного имущества, а также передача их другим лицам (58%); занятие иной оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, педагогической и иной творческой деятельностью (49,4%); занятие предпринимательской деятельностью, участие в управлении коммерческими организациями (43,1%)3.

Таким образом, не все коррупционные проявления, имеющие сегодня распространение в сфере военной службы, относятся к уголовно наказуемым, многие из них относятся к иным правонарушениям, а некоторые вообще лежат в области этики, но, в любом случае, как справедливо замечают специалисты, все эти проявления свидетельствуют о наличии в правосознании служащих идей, взглядов, чувств и убеждений, допускающих коррупционное поведение на военной службе и в связи с военной службой4.

В марте 2012 года на итоговой коллегии Минобороны России теперь уже бывший глава военного ведомства Анатолий Сердюков в своем докладе сообщал о том, что в 2011 году по сравнению с 2007 годом число коррупционных проявлений в подведомственной ему сфере снизилось почти на 23%5.

1 Подробнее об этом см., напр.: Закомолдин Р. В. Служебные преступления : учеб. пособие. Самара : Самар. гуманит. акад., 2013. С. 105—108.

2 По данным опроса военнослужащих Вооруженных Сил РФ, проведенного в

2011 г. (см.: Волков А. А. Проявление коррупции в органах военного управления. // Военно-юридический журнал. 2012. № 9).

3 По данным опроса военнослужащих Вооруженных Сил РФ, проведенного в

2012 году (см.: Козлов Т. Л. Профилактика коррупции на военной службе // Право в Вооруженных Силах. 2012. № 5. С. 9).

4 См., напр.: Сандригайло С. Л. Проблемы и пути развития антикоррупционного правосознания военнослужащих // Юридическая психология. 2012. № 4.

5 Мухин В. Коррупция в погонах // Независимая газета. 2012. 7 ноября

Однако главный военный прокурор С. Н. Фридинский в своем докладе об итогах работы в 2011 году отметил, что если общее количество преступлений в войсках сократилось более чем на 16%, то по коррупционным проявлениям уровень преступности по-прежнему значительный. Экономические реалии повлияли на мотивацию службы многих чиновников, в том числе и военных, и, разумеется, не в лучшую сторону. За последние полтора года за различные коррупционные преступления осуждены свыше 1 тыс. должностных лиц военных ведомств, в том числе 18 высших офицеров, треть из которых были приговорены к реальным срокам лишения свободы6.

В целом в 2011 году в Вооруженных Силах РФ и других войсках и воинских формированиях военной прокуратурой выявлено 11153 факта коррупции, возбуждено 1170 уголовных дел. Всего за совершение преступлений коррупционной направленности осуждены 743 лица, из которых 493 — офицеры, в том числе 9 генералов и адмиралов. Проверками выявлено 11153 нарушения закона коррупционной направленности, за совершение которых к дисциплинарной ответственности привлечены 1696 должностных лиц.

Возросло число выявленных фактов получения взяток — 222 (в 2010 г. — 219) и преступлений, связанных с корыстным превышением должностных полномочий, — 210 (в 2010 г. — 181).

Количество коррупционных преступлений, совершенных офицерами, сократилось на 31,4% — с 1713 случаев в 2010 г. до 1175 в 2011 г., к уголовной ответственности привлечены 574 военнослужащих указанной категории (-16,9%). Однако, это в большей степени обусловлено сокращением численности офицерского состава, организационно-штатными мероприятиями в Вооруженных Силах РФ. В условиях перевода значительного количества воинских должностей в категории замещаемых гражданским персоналом отмечается увеличение на 8,4% (490 фактов) числа коррупционных деяний, совершенных лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ.

Сохраняется негативная тенденция роста (на 12,8%) коррупционных преступлений в военных комиссариатах — 211 случаев, почти каждое третье из них — это факты взяточничества7.

Ущерб от преступлений коррупционной направленности в армии превысил 3 млрд. руб.

В целом С. Н. Фридинский резюмировал, что степень коррупции в российских войсках превзошла все предыдущие годы и приобрела «заоблачные и даже космические» масштабы8.

Выражают озабоченность и представители Главного военного Следственного Управления СКР, отмечая ухудшение статистики проявлений коррупции

6 Интервью заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, главного военного прокурора Сергея Фридинского информационному агентству «Интерфакс» // Официальный сайт Генпрокуратуры РФ - URL: http://www.genproc.gov.ru/ news-74655/ (дата обращения: 15.12.2012).

7 Корякин В. М. Личное поручительство как средство минимизации кадровых ошибок // Право в Вооруженных Силах. 2012. № 7.

8 Российская газета. 2012. 11 января.

на военной службе. Так, в 2012 году возбуждено 12 уголовных дел в отношении генералов и адмиралов. В суд направлено 5 дел в отношении высших офицеров. Большая часть уголовных дел в отношении высших офицеров, находящихся в производстве военных следователей, это дела коррупционной направленности. В целом за время работы ГВСУ СКР в суд направлено 48 уголовных дел в отношении 49 генералов и адмиралов9.

В условиях увеличения объемов высвобождаемого недвижимого имущества и земель обороны отмечается рост числа преступлений в данной сфере, а также размера причиняемого государству ущерба.

Наиболее значительные нарушения в связи с этим отмечаются в такой подконтрольной Минобороны России структуре, как ОАО «Оборонсервис». На сегодняшний день, по данным ГВСУ СКР, по фактам мошенничества при реализации недвижимости, земельных участков и акций, принадлежащих «Обо-ронсервис», в одно производство соединены уже 15 уголовных дел, общий ущерб по которым превышает 4 млрд. руб.10 В деле замешаны также служащие таких структур, как ОАО «Окружной материальный склад Московского военного округа ВВС и ПВС», Департамента имущественных отношений и Управления государственного заказа Минобороны России. Всего, по данным СКР, по ОАО «Оборонсервис» сегодня расследуется порядка 30 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности11.

Несколько особо крупных уголовных дел коррупционного характера расследуются также в отношении ОАО «Славянка», которые возбуждались по фактам подписания фиктивных актов выполненных работ по комплексному обслуживанию инженерных систем, уборке внутренних помещений и прилегающих территорий, а также иных объектов Минобороны России. Ущерб составил порядка 400 млн. руб., в ходе следственных действий изъято порядка 750 млн. руб.12

Масса злоупотреблений и коррупционных схем выявляется и в военно-промышленном комплексе. Так, например, весьма плачевно обстоят дела у концерна «Ижмаш» — крупнейшего в России производителя стрелкового оружия. В 2010 году задолженность ОАО «Ижмаш» перед кредиторами и партнерами составила свыше 19 млрд. руб. По данным МВД России, руководство концерна под видом оптимизации вывело производственные активы в десятки дочерних фирм, обнаружены факты нецелевого использования бюджетных средств, необходимое для производства новейших видов вооружения оборудование закупалось по многократно завышенным ценам, были созданы схемы реализации продукции и поставок сырья через аффилированные с менеджментом предприятия компании. В 2013 году гендиректору «Ижмаш» было предъявлено обвинение в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Общая сумма похищенного оценивается в 5 млрд. руб.13

9 Российская газета. Еженедельник. 2013. № 38(6014). С. 5.

10 Там же. С. 5.

11 По данным Официального сайта Следственного комитета РФ. URL: http:// www.sledcom.ru (дата обращения: 23.07.2013).

12 Российская газета. Еженедельник. 2013. № 38(6014). С. 5.

13 Вороное В. Российский ВПК, кузница состояний. // Совершенно секретно. Международный ежемесячник. 2013. № 7 (290). С. 26—27.

Выявлены хищения на сумму порядка 700 млн. руб., совершенные бывшим руководством Центра анализа электромагнитной совместимости ФГУП «Воентелеком». Была разработана и на протяжении нескольких лет реализо-вывалась мошенническая схема в сфере совместимости гражданской и военной связи, по которой на счета фирм перечислялись бюджетные средства по фиктивным договорам о проведении работ, которые фактически выполнялись подразделениями связи Минобороны РФ14.

Результаты расследования серии последних преступлений коррупционной направленности в военной сфере выявили целый ряд пробелов в деятельности ОАО «Оборонсервис» и федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Минобороны» (ЕРЦ) — новых структур Минобороны России. В свое время, создание данных структур в связи с переводом армии на аутсорсинг и единое финансовое обслуживание руководство страны отмечало как одну из заслуг бывшего министра обороны А. Сердюкова15.

Как отмечали специалисты, в условиях перехода Вооруженных Сил РФ к новому облику особую значимость приобрел процесс передачи непрофильных функций иным (сторонним) организациям, что и получило наименование аутсорсинг.

В целом речь идет о двух явлениях. Во-первых, это передача непрофильных (или неглавных, второстепенных) функций сторонним организациям с целью их выполнения (например, государственный оборонный заказ, поставка товаров для государственных нужд, подрядные работы в сфере строительства и т. д.), а, во-вторых, это привлечение персонала сторонних организаций для выполнения задач в интересах Минобороны РФ.

Безусловно, многие непрофильные функции военного ведомства целесообразно переводить на аутсорсинг, что позволяет сосредоточиться на его основных функциях по обеспечению обороноспособности и боеготовности армии и, в итоге, национальной безопасности государства. Это могут быть предприятия ремонтной сферы, объекты жилищно-коммунального и гостиничного хозяйства, предприятия социально-бытовой сферы, объекты снабжения военнослужащих, учреждения здравоохранения, образования и культуры, спортивные объекты (сооружения). Это позволит решить проблему эффективности использования недвижимого имущества, т. е. обеспечить квалифицированное управление, увеличение доходности, должное обслуживание, эксплуатацию и своевременный ремонт объектов. Повышение эффективности использования зданий, улучшение их физического и экономического состояния приведет к повышению доходности и увеличению их рыночной стоимости, а также стоимости организаций, осуществляющих хозяйственное использование данных объектов. Это естественным образом повлияет на увеличение стоимости основных средств и совокупную прибыль Минобороны России как юридического лица.

В связи с этим в целях реализации данной концепции и было учреждено ОАО «Оборонсервис», приоритетным направлением деятельности которого было

14 См.: Противодействие коррупции в военной организации государства / под общ. ред. А. В. Кудашкина. М. : Изд. «За права военнослужащих», 2012. Вып. 131. С. 85.

15 Мухин В. Коррупция в погонах // Независимая газета. 2012. 7 ноября.

определено управление деятельностью учреждаемых ОАО и координация их взаимодействия в интересах Вооруженных Сил РФ, государственных и иных заказчиков, включая иностранных16. В уставный капитал холдинговой компании ОАО «Оборонсервис» внесены акции девяти учреждаемых ОАО, которые являются его дочерними предприятиями: «Авиаремонт», «Спецремонт», «Рем-вооружение», «Оборонстрой», «Агропром», «Оборонэнерго», «Военторг», «Красная звезда» и «Славянка».

Но такое реформирование требует взвешенности, продуманности, качественной законодательной регламентации, а также эффективного контроля и надзора за качеством оказываемых услуг и сопровождения такого рода дея-тельности17.

Однако факты свидетельствуют о том, что в создавшихся условиях именно эти нововведения и спровоцировали всплеск коррупции в сфере военного ведомства, на которую теперь реагируют органы военной юстиции.

В целом прогнозы специалистов относительно коррупционной преступности экономического характера в сфере государственной военной организации неутешительные. Так, ГВСУ СКР не исключает и в дальнейшем роста преступлений в имущественной и финансовой сфере военного ведомства, поскольку в ближайшее время государство планирует выделить на перевооружение армии и флота беспрецедентные бюджетные ассигнования18.

Не следует также забывать о том, что коррупция разлагает армию, оказывает на нее дестабилизирующее и разрушающее воздействие, как на любой другой социальный или государственный институт. Однако относительно армии такое негативное воздействие может иметь самые катастрофические последствия, прежде всего, для национальной безопасности19.

Как отмечают эксперты, распространенность в армии коррумпированности среди командного состава создает сложную криминогенную обстановку, поскольку в таких условиях становится возможно совершение иных опасных преступлений (хищение и торговля оружием, боеприпасами, радиоактивными веществами и ядерными материалами; передача иностранным спецслужбам сведений военного характера, составляющих государственную тайну; контрабанда и др.). В связи с этим армия весьма привлекательна для представителей организованной преступности20.

16 См.: Указ Президента РФ от 15.09.2008 г. № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис»» // СЗ РФ. 2008. № 38. Ст. 4273; Постановление Правительства РФ от 22.11.2008 г. № 875 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис»» // СЗ РФ. 2008. № 48. Ст. 5623.

17 См., напр.: Молчанов Ю. Ю. Прокурорский надзор в области государственного оборонного заказа // Законность. 2011. № 10.

18 Российская газета. Еженедельник. 2013. № 38. С. 5.

19 См. подробнее, напр.: Косован О. А. Правовое регулирование противодействия преступности военнослужащих в интересах национальной безопасности России: Монография. М. : ЮНИТИ-ДАНА ; Закон и право, 2012. С. 5 и далее.

20 Подробнее об этом см., напр.: Эминов В., Мацкевич И. Организованная преступность в армии. М., 2004; Макаров В. Д. Армия и коррупция // Военно-юридический журнал. 2008. № 6.

Без всякого пафоса необходимо констатировать, что пресечение коррупции в сфере военно-служебных отношений является сегодня приоритетной задачей как для профильных министерств и ведомств, так и для органов военной юстиции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волков, А. А. Проявление коррупции в органах военного управления // Военно-юридический журнал. — 2012. — № 9.

2. Закомолдин, Р. В. Служебные преступления : учеб. пособие. — Самара : Самар. гуманит. акад., 2013.

3. Козлов, Т. Л. Профилактика коррупции на военной службе // Право в Вооруженных Силах. — 2012. — № 5. — С. 9.

4. Корякин, В. М. Коррупция в Вооруженных Силах: теория и практика противодействия : монография. — М., 2009.

5. Косован, О. А. Правовое регулирование противодействия преступности военнослужащих в интересах национальной безопасности России : монография. — М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2012.

6. Макаров, В. Д. Армия и коррупция // Военно-юридический журнал. — 2008. —

№ 6.

7. Молчанов, Ю. Ю. Прокурорский надзор в области государственного оборонного заказа // Законность. — 2011. — № 10.

8. Противодействие коррупции в военной организации государства / под общ. ред. А. В. Кудашкина. — М. : Изд. «За права военнослужащих», 2012. Вып. 131.

9. Эминов В., Мацкевич И. Организованная преступность в армии. — М., 2004.

10. Указ Президента РФ от 15.09.2008 г. № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис»» // СЗ РФ. — 2008. — № 38. — Ст. 4273.

11. Постановление Правительства РФ от 22.11.2008 г. № 875 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис»» // СЗ РФ. — 2008. — № 48. — Ст. 5623.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.