УДК 35.085.4
Храмченков Никита Евгеньевич
аспирант кафедры управления персоналом
Сибирского института управления -
филиала Российской академии народного хозяйства
и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Богдан Надежда Николаевна
кандидат социологических наук,
доцент кафедры управления персоналом
Сибирского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации bo gdan-nn@mail .ru Nikita E. Khramchenkov
Post-graduate student of the Personnel Management
Department in the Siberian Institute of Management - the branch of the Russian Presidential Academy of the National Economy and Public Administration [email protected] Nadezhda N. Bogdan
PHd of Sociology, the assistant professor of the Personnel Management Department in the Siberian Institute of Management - the branch of the Russian Presidential Academy of the National Economy and Public Administration bo gdan-nn@mail .ru
Коррупционная устойчивость как компетенция государственных служащих
Corruption resistance as the competence of civil servants
Аннотация. Статья посвящена одной из актуальных проблем управления кадрами органов государственной власти - формированию и развитию у государственных служащих коррупционной устойчивости как одной из важнейших профессиональных компетенций. Для обеспечения результативности данной деятельности предлагается включить компетенцию «коррупционная устойчивость» в перечень компетенций, формируемых в рамках образовательных программ по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление», программ повышения квалификации и переподготовки госслужащих, а также в систему критериев и показателей оценки государственных служащих.
На основе проведенного исследования делается вывод о необходимости разработки компетентностной модели коррупционной устойчивости,
выступающей в качестве методологического инструмента формирования и развития коррупционной устойчивости.
Ключевые слова: государственная служба, коррупция, коррупционная устойчивость, компетентностная модель, поведенческие индикаторы, формирование компетенции коррупционной устойчивости.
Abstract. The article presents one of the most actual personnel management problems in the civil service. This problem is the formation and development corruption resistance as one of the most important professional competencies of civil servants. In order to ensure the effectiveness of this activity it is proposed to include the competence "corruption resistance" in the list of competencies that are formed of "State and municipal management" educational program, advanced training and public officials retraining programs, as well as the system of criteria and indicators for assessment of civil servants.
Based on the conducted research, we can conclude that it is necessary to develop a competence model of corruption resistance, serving as a methodological instrument for formation and development of corruption resistance.
Key words: civil service, corruption, corruption resistance, competence model, behavioral indicators, formation of competence of corruption resistance.
Коррупционное поведение чиновников в органах государственного и муниципального управления России сегодня является актуальной научной проблемой, препятствующей развитию общества и построению правового государства. В Указе Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» отмечается, что коррупция является одной из угроз национальной безопасности [1].
О том, что коррупция приобретает черты устойчивого социального явления, свидетельствуют результаты социологических опросов, экспертных заключений и многочисленные данные о возбуждении уголовных дел в отношении руководителей органов региональной и федеральной власти. Так, по результатам исследования «Барометр мировой коррупции», опубликованным 16 ноября 2016 года Международным антикоррупционным движением «Transparency International», коррупция воспринимается россиянами как третья по важности проблема после экономического положения и состояния здравоохранения. Борьба с коррупцией представляется респондентам более значимой, чем борьба с безработицей и преступностью [2].
Реакцией власти на такую ситуацию стало принятие ряда законодательных актов: закона о противодействии коррупции, национального плана противодействия коррупции и др., в которых проанализированы социальные, экономические, политические и правовые аспекты коррупции и коррупционного поведения и намечены пути выявления, предупреждения, раскрытия коррупционных правонарушений [3].
Одним из таких путей, как указано в п.1 ст.6 Федерального закона «О противодействии коррупции», является «формирование в обществе
нетерпимости к коррупционному поведению». Однако, как отмечают эксперты, вопрос о том, в чьей компетенции данная деятельность и каким образом необходимо ее осуществлять до настоящего времени остается слабо проработанным [4].
Традиционным способом формирования и развития у граждан требуемых личностно-профессиональных качеств является воспитание и обучение, в том числе в рамках профессиональной подготовки [5].
Так, в качестве одного из направлений противодействия коррупции в первой редакции Национального плана противодействия коррупции, утвержденном Указом Президента РФ от 31 июля 2008 г. № Пр-1568, названо усиление антикоррупционной составляющей при преподавании учебных дисциплин, предусматривающих изучение правовых и морально-этических аспектов управленческой деятельности в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего и послевузовского профессионального образования.
Как отмечается в «Методических рекомендациях о формировании антикоррупционного мировоззрения у школьников и студентов», рекомендованных Министерством образования и науки РФ в письме от 3 августа 2015 г. № 08-1189, основными формами реализации правового антикоррупционного воспитания является антикоррупционное образование, т.е. формирование нетерпимости к коррупционному поведению в рамках обучающих программ высшего, послевузовского и дополнительного образования.
На наш взгляд, важным является то, что антикоррупционное поведение рассматривается в контексте профессиональной компетенции, которая должна быть сформирована у будущих выпускников по направлениям подготовки бакалавриата и проявляться в умении выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению [6].
Вместе с тем, наше исследование показывает, что коррупционное поведение является проявлением отсутствия у личности коррупционной устойчивости - системного и интегративного психологического свойства личности, которое реализуется в конкретных поступках в ситуации этического выбора между криминальным и законопослушным поведением в пользу последнего [7].
Наличие у данного психологического свойства как внутренней структуры, так и поведенческих проявлений позволяет рассматривать его в рамках компетентностного подхода. Нами коррупционная устойчивость применительно к государственным гражданским служащим рассматривается как важнейшая профессиональная компетенция. В этом случае можно говорить не только о некоторой «заданности» качества, но и возможности целенаправленного его формирования и развития, как в ходе служебной деятельности, так и на дослужебном этапе [8].
Однако, в настоящее время данной деятельности не уделяется должного внимания. Так, Министерством труда и социальной защиты РФ разработана «Методика всесторонней оценки профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего», в которой показатель коррупционной устойчивости не включен в перечень критериев комплексной оценки. Причиной этого может являться отсутствие методологических разработок, позволяющих рассматривать коррупционную устойчивость не только в психологическом, но и социологическом аспекте - как проявление социального поведения.
В данном контексте особое значение приобретает разработка модели коррупционной устойчивости и ее поведенческих индикаторов как основы для оценки, формирования и развития компетенции госслужащих.
На основе обобщения рада исследований нами разработана структурная модель компетенции коррупционной устойчивости государственных служащих и выявлены ее поведенческие индикаторы, позволяющие унифицировать и отразить ее составляющие. Основой модели являются два блока антикоррупционных профессиональных качеств: профессионально-деятельностный и личностно-нравственный. Модель включает в себя стандарты поведения (поведенческие индикаторы), которые проявляются в действиях государственных служащих, обладающих компетенцией коррупционной устойчивости (табл. 1).
Таблица 1
Модель компетенции коррупционной устойчивости
Профессиональн ое качество Поведенческие индикаторы
Профессионально-деятельностный блок
Знание теории и практики коррупционного законодательства Обладает знаниями о ситуации коррупционного давления, приемах и способах противодействия коррупционному давлению.
Способен самостоятельно находить и анализировать новые правовые нормы, подходы к их применению - в случае изменений законодательства в сфере противодействия коррупции.
Способен передавать накопленные знания коллегам по работе и стремится к постоянному совершенствованию знаний.
Антикоррупцион ное лидерство Создает в служебных коллективах атмосферу нетерпимости к коррупционным правонарушениям.
Поддерживает и воспроизводит ценности, направленные на развитие коррупционной
устойчивости каждого члена коллектива.
Предотвращает конкретные коррупционные правонарушения и принимает меры, направленные на выявление коррупционно опасного поведения у коллег, подчиненных.
Антикоррупцион ное правосознание Уведомляет о попытках склонения к совершению коррупционных правонарушений.
Сообщает о наличии личной заинтересованности (конфликте интересов) в работе.
Координирует деятельность вместе с правоохранительными органами по борьбе с коррупцией.
Личностно-нравственный блок
Антикоррупционные ценностные ориентации Неподкупность и недопустимость использования служебного положения в корыстных и иных личных интересах.
Приверженность интересам государства и общества, признание приоритета государственных и служебных интересов над личными.
Стремление служить примером соблюдения требований законов и служебной дисциплины в профессиональной деятельности, оставаться при любых обстоятельствах честным и неподкупным, преданным интересам службы.
Антикоррупцион ные мотивы Адекватные материальные притязания, не требующие таких материальных средств, которые не в состоянии обеспечить законным путём.
Желание сохранить репутацию незапятнанной.
Страх возможности потерять то положение, которое госслужащий занимает в иерархической должностной лестнице.
Антикоррупцион ное мировоззрение и убеждения Убежденность в том, что совершение коррупционных преступлений чревато наступлением юридической ответственности.
Вера в то, что значительная часть должностных лиц являются законопослушными и не склонны совершать коррупционные противоправные деяния.
Сознательное отвращение к коррупции и злоупотреблению служебным положением.
Разработка подобной модели может способствовать созданию методики, направленной на выявление данных составляющих коррупционной устойчивости и степени их развития, а также организации целенаправленного и последовательного развития личностно-профессиональных качеств государственных служащих, позволяющих противостоять коррупционному поведению.
По нашему мнению, формирование и развитие компетенции коррупционной устойчивости должно проводиться у бакалавров и магистров -будущих менеджеров государственного и муниципального управления как в рамках традиционных дисциплин учебного плана, так и путем включения в образовательные программы специальных дисциплин, а в отношении действующих служащих - в рамках повышения квалификации и переподготовки. Однако, решение этой задачи может осложняться рядом проблем - отсутствием подготовленных преподавателей, разработанных программ, учебных пособий и эффективных способов обучения.
Таким образом, формирование и развитие компетенции коррупционной устойчивости должно стать одним из приоритетных направлений по противодействию и профилактике коррупционного поведения госслужащих.
Литература
1. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Российская газета. - 2015. - 31 дек. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-sitedok.html
2. Центр антикоррупционных исследований и инициатив. URL: http://www.transparency.org.ru/indeks-vospriiatiia-korruptcii/zastriali. (дата обращения: 03.12.2016).
3. Буянов В.И. Психологический анализ коррупционного поведения // Организационно-управленческие механизмы антикоррупционной деятельности (российский и зарубежный опыт): сборник тезисов докладов и статей III международной научно-практической конференции 25 января 2016 года / отв. ред. Р.А. Абрамов - Москва: ООО «ИД Третьяковъ», 2016. - С. 42.
4. Клышева А.Е. Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению (в рамках полномочий органов местного самоуправления) // Вопросы управления. - 2012. - № 2. - С. 392.
5. Бушуева И.П. Формирование личностно-профессиональных компетенций у студентов - будущих специалистов в сфере государственного и муниципального управления // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 6.- С. 18.
6. Горшенков А.Г., Горшенков Г.Г., Горшенков Г.Н. К определению понятия «коррупционное поведение» // Управленческие аспекты развития
северных территорий России: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием 20-23 октября 2015 г.: в 4 ч. - Сыктывкар: ГОУ ВО КРАГСиУ, 2015. - Ч.1. - С. 59.
7. Ванновская О.В. Обоснование концепции коррупционного поведения госслужащих // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». 2011. № 3. С. 131.
8. Богдан Н.Н., Бушуева, И.П. Формирование компетенций профессионального развития при подготовке бакалавров государственного и муниципального управления // Высшее образование сегодня. 2013. №11. С. 1420.
Literature:
1. The decree of the President of the Russian Federation of 31 December 2015 No. 683 «On the National Security Strategy of the Russian Federation» [Electronic resource] // the Russian newspaper. 2015, Dec. 31, available at: http://www.rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-sitedok.html
2. Center of anti-corruption researches and initiatives. URL: http://www.transparency.org.ru/indeks-vospriiatiia-korruptcii/zastriali (date of the address: 03.12.2016).
3. Buyanov V.I. Psychological analysis of corruption behavior // Organizational and managerial mechanisms of anti-corruption activities (Russian and foreign experience): the collection of abstracts and articles of the III International Research and Practical Conference (January 25, 2016) / Editor-inchief R.A. Abramov - Moscow: Tretyakov publishing House, 2016. P. 42.
4. Klisheva A.E. Formation of intolerance to the corruption behavior in a society (within the framework of responsibilities of local power bodies) // Management Issues. 2012. № 2. P. 392.
5. Bushueva I.P. The formation of personal and professional competencies of students - specialists-to-be in public and municipal administration sphere // Modern research of social problems. 2013. № 6. P. 18.
6. Gorshenkov A.G., Gorshenkov G.G., Gorshenkov G.N. On definition of concept of «corruption behavior» // Administrative aspects of development of Northern territories of Russia: materials of the All-Russian scientific conference with international participation (October 20-23, 2015): in 4 parts. - Syktyvkar: GOU BO KRAGS. 2015. Part 1. P. 59-65.
7. Vannovskaya O.V. Substantiation of the concept of civil servants corruption behavior //MGOU bulletin. Psychological Sciences series. 2011. № 3. P. 131.
8. Bogdan N.N., Bushueva I.P. The formation of competences of professional development when training bachelors of the public and municipal administration // The «Higher Education Today» magazine. 2013. №11. P. 14-20.