Научная статья на тему 'КОРРУПИЯ В МИРЕ И РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ'

КОРРУПИЯ В МИРЕ И РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

231
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ГЛОБАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / GLOBAL SECURITY / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ANTI-CORRUPTION POLICY / ORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Номоконов Виталий Анатольевич

В настоящее время в мире наряду и в связи с экономической глобализацией происходит интернационализация и глобализация коррупции. Однако международное сообщество до сих пор не выработало общего определения понятия коррупции. Следует видеть реальный многообразный ущерб, который причиняется коррупцией, и связанные с этим угрозы национальной и глобальной безопасности. В экономической сфере общий ущерб от коррупции на планете составляет более 7% мирового ВВП. Мировой рынок коррупции достигает, по оценкам Всемирного банка, 1 трлн долл. По экспертным оценкам, не менее трети от этой суммы, увы, приходится на Россию. В политической сфере главным следствием коррупции является разложение государства вследствие его захвата, фактической приватизации частными корпоративными структурами. Кроме того, подрывается доверие населения к власти, создается нежелательный имидж страны и ее руководства за рубежом. Подрывается принцип законности, гибнет правосудие. В социальной сфере усиливается напряженность, так как из-за коррупции растут масштабы социальной несправедливости. Коррупция явно подрывает и общественную безопасность, так как вследствие ее распространения покрываются многие преступления, в том числе террористической направленности, наркобизнес, сексбизнес и др. В духовно-идеологической сфере усиливается терпимость к коррупции, которая все больше воспринимается общественным мнением как «норма жизни». Соответственно в народе растет и правовой нигилизм. Бесспорно, что эффективная антикоррупционная политика должна основываться на учете особенностей причин коррупции. Представляется, что коррупция имеет не одну причину, а порождается сложным многослойным причинным комплексом. Это комплекс образует совокупность политических, экономических, социальных и идеологических (социально-психологических) причин-факторов. Главным источником коррупции, по мнению автора, является вовлечение государственных структур в механизмы распределения капиталов и товарно-денежных потоков. Автор предлагает реализовать обоснованные предложения и международные рекомендации, направленные на формирование в стране эффективной антикорупционной политики. Только полное и неуклонное следование международным соглашениям позволит существенно оптимизировать формирующуюся российскую антикоррупционную политику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRUPTION IN THE WORLD AND IN RUSSIA : THE STATE AND COUNTERACTION

Internationalization and globalization of corruption is emerging in the world alongside and in connection with the economic globalization. However the international community has not yet developed a common definition of corruption. The real and diverse damages caused by corruption are the emerging threats to the national and global security. These threats are as follows: In the economic sphere, the total damage from the corruption in the world exceeds 7 % of the world GDP. According to the World Bank the global corruption market reaches 1 trillion USD. According to the U.S. expert estimates Russia unfortunately accounts for one third of this amount. In the political sphere, corruption leads to the disintegration of a state as a result of the seizure of power, and privatization of power by private and corporate structures. Moreover, corruption undermines public confidence in the government, creates undesirable image of the country and its leadership abroad. The principle of legality and justice perishes, all as a result of corruption. The tensions in a social sphere increase, since the escalation of corruption causes social injustice. Corruption clearly undermines public safety: it leads to an increased number of crimes, including terrorism, drug trafficking, and sex-business, etc. In the spiritual and ideological sphere tolerance for corruption enhances when public opinion starts perceiving it as a «norm of life». Hence, legal nihilism is growing among people. There is no doubt that an effective anti-corruption policy should be based on fighting the roots of corruption. It seems that corruption has no single cause, but is generated by a set of numerous causes. The main source of corruption, in the author’s opinion, is the involvement of government agencies in the mechanisms of distribution of capital and commodity flows. The author suggests implementing reasonable proposals and international recommendations aimed at developing efficient anti-corruption policies. Only a full and steady compliance with international agreements will significantly optimize the emerging Russian anti-corruption policy.

Текст научной работы на тему «КОРРУПИЯ В МИРЕ И РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ»

Номоконов Виталий Анатольевич, доктор юридических наук, профессор Юридической школы ДВФУ, г. Владивосток. E-mail: crimlaw@rambler.ru

КОРРУПЦИЯ В МИРЕ И РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

В настоящее время в мире, наряду и в связи с экономической глобализацией, происходит интернационализация и глобализация коррупции. Однако международное сообщество до сих пор не выработало общего определения понятия коррупции. Следует видеть реальный многообразный ущерб, который причиняется коррупцией, и связанные с этим угрозы национальной и глобальной безопасности. В экономической сфере общий ущерб от коррупции на планете составляет более 7% мирового ВВП. Мировой рынок коррупции достигает, по оценкам Всемирного банка, 1 трлн долл. По экспертным оценкам, не менее трети от этой суммы, увы, приходится на Россию. В политической сфере главным следствием коррупции является разложение государства вследствие его захвата, фактической приватизации частными корпоративными структурами. Кроме того, подрывается доверие населения к власти, создается нежелательный имидж страны и ее руководства за рубежом. Подрывается принцип законности, гибнет правосудие. В социальной сфере усиливается напряженность, так как из-за коррупции растут масштабы социальной несправедливости. Коррупция явно подрывает и общественную безопасность, так как вследствие ее распространения покрываются многие преступления, в том числе террористической направленности, наркобизнес, сексбизнес и др. В духовно-идеологической сфере усиливается терпимость к коррупции, которая все больше воспринимается общественным мнением как «норма жизни». Соответственно в народе растет и правовой нигилизм.

Бесспорно, что эффективная антикоррупционная политика должна основываться на учете особенностей причин коррупции. Представляется, что коррупция имеет не одну причину, а порождается сложным многослойным причинным комплексом. Это комплекс образует совокупность политических, экономических, социальных и идеологических (социально-психологических) причин-факторов. Главным источником коррупции, по мнению автора, является вовлечение государственных структур в механизмы распределения капиталов и товарно-денежных потоков.

Автор предлагает реализовать обоснованные предложения и международные рекомендации, направленные на формирование в стране эффективной антикоррупционной политики. Только полное и неуклонное следование международным соглашениям позволит существенно оптимизировать формирующуюся российскую антикоррупционную политику.

Ключевые слова: коррупция, глобальная безопасность, антикоррупционная политика.

Vitaliy A. Nomokonov, Doctor of Law, Professor, School of Law, Far Eastern Federal University, Vladivostok. E-mail: crimlaw@rambler.ru

CORRUPTION IN THE WORLD AND IN RUSSIA: THE STATE AND COUNTERACTION

Internationalization and globalization of corruption is emerging in the world alongside and in connection with the economic globalization. However the international community has not yet developed a common definition of corruption.

The real and diverse damages caused by corruption are the emerging threats to the national and global security. These threats are as follows: In the economic sphere, the total damage from the corruption in the world exceeds 7 % of the world GDP.

According to the World Bank the global corruption market reaches 1 trillion USD. According to the U.S. expert estimates Russia unfortunately accounts for one third of this amount. In the political sphere, corruption leads to the disintegration of a state as a result of the seizure of power, and privatization of power by private and corporate structures.

Moreover, corruption undermines public confidence in the government, creates undesirable image of the country and its leadership abroad. The principle of legality and justice perishes, all as a result of corruption. The tensions in a social sphere increase, since the escalation of corruption causes social injustice. Corruption clearly undermines public safety: it leads to an increased number of crimes, including terrorism, drug trafficking, and sex-business, etc. In the spiritual and ideological sphere tolerance for corruption enhances when public opinion starts perceiving it as a «norm of life». Hence, legal nihilism is growing among people.

There is no doubt that an effective anti-corruption policy should be based on fighting the roots of corruption. It seems that corruption has no single cause, but is generated by a set of numerous causes. The main source of corruption, in the author's opinion, is the involvement of government agencies in the mechanisms of distribution of capital and commodity flows.

The author suggests implementing reasonable proposals and international recommendations aimed at developing efficient anti-corruption policies. Only a full and steady compliance with international agreements will significantly optimize the emerging Russian anti-corruption policy.

Keywords: corruption, global security, anti-corruption policy.

Сегодня никого уже не нужно убеждать в том, что коррупция стала одной из глобальных угроз для мирового сообщества. Лидеры государств на Саммите АТЭС, состоявшемся в сентябре 2012 г. во Владивостоке, в итоговой декларации подтвердили готовность продолжить борьбу с коррупцией. Это лишний раз свидетельствует об остроте проблемы как в отдельно взятых странах, так и в мире в целом. Так, например, опрос Eurobarometer показал, что 74% европейских респондентов считают коррупцию серьезной проблемой для своих стран [1, 2].

Сегодня в ходе борьбы с коррупцией в нашей стране можно назвать если и не успехи, то, по крайней мере, два юбилея. Это - десятилетие со дня подписания Конвенции ООН против коррупции, и пять лет, которые прошли со дня принятия в России закона «О противодействии коррупции», обозначившего начало формирования и реализации в стране правовых основ антикоррупционной политики.

В настоящее время в мире, наряду и в связи с экономической глобализацией, происходит интернационализация и глобализация коррупции. Формы используемых коррумпированных денежных потоков все больше и больше делаются недоступными для контроля со стороны национальных правоохранительных органов. Реакцией на эту тенденцию, как известно, явилось принятие международным сообществом в 2003 г. Конвенции ООН против коррупции.

1. Международное сообщество не выработало общего определения понятия коррупции. В российском законе «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. содержание последней описывается как разного рода незаконное использование лицом своего должностного положения в целях получения выгоды имущественного характера (ст. 1).

Представляется, что коррупция представляет собой, прежде всего, торговлю властью в государственном и негосударственном секторах. Иными словами, это коммерциализация власти, превращение в товар ресурса, который по определению исключен из товарно-денежных отношений.

Именно подкуп, который оборачивается продажностью подкупаемых, является главным стержнем коррупции. Если взглянуть на коррупцию глубже, то ее сущность, как представляется, заключается в перерождении государства из организации по защите общих интересов в корпоративную структуру, обслуживающую частные интересы и обеспечивавшую их защиту от интересов общества. Другими словами, сущность ее состоит в предательстве чиновниками государства, граждан. Тотально коррумпированное государство выглядит предателем собственного народа.

Характерно в этой связи признание Президента Всемирного банка Джим Ен Кима: «.. .если мы закроем на коррупцию глаза, в какой бы то ни

было стране, мы предадим наших собственных граждан, мы предадим жителей тех стран, которым мы хотим помочь» [3].

Следует видеть реальный многообразный ущерб, который причиняется коррупцией, и связанные с этим угрозы национальной и глобальной безопасности.

В экономической сфере общий ущерб от коррупции на планете составляет более 7% мирового ВВП. Мировой рынок коррупции достигает, по оценкам Всемирного банка, 1 трлн долл. По экспертным оценкам, не менее трети от этой суммы, увы, приходится на Россию. Прямые потери от коррупции составляют до 25% ВВП нашей страны, от 20 до 25 млрд долл. ежегодно [3]. В результате тормозится экономическое развитие, устраняется свободная экономическая конкуренция, устанавливается монополизм, ухудшается инвестиционный климат страны в целом и ее отдельных регионов. Кроме того, коррупция непосредственно влияет на рост цен на товары и услуги, существенно стимулирует рост теневой экономики.

В политической сфере главным следствием коррупции является разложение государства вследствие его захвата, фактической приватизации частными корпоративными структурами. Государство вместо защиты общих интересов становится служанкой коррупционеров. Даже в США, где борьба с коррупцией ведется серьезно, только в одном штате Иллинойс четверо из шести последних губернаторов сидели или сидят в тюрьме по обвинениям в коррупции [4, с. 23-24]. Кроме того, подрывается доверие населения к власти, создается нежелательный имидж страны и ее руководства за рубежом. Подрывается принцип законности, гибнет правосудие.

В социальной сфере усиливается напряженность, так как из-за коррупции растут масштабы социальной несправедливости. Коррупция явно подрывает и общественную безопасность, так как вследствие ее распространения покрываются многие преступления, в том числе террористической направленности, наркобизнес, сексбизнес, и «крышу-ются» многие преступники и преступные группировки. Вследствие коррупции не получают должного реагирования и факты грубого нарушения правил пожарной безопасности, дорожного движения и т.п.

В духовно-идеологической сфере усиливается терпимость к коррупции, которая все больше воспринимается общественным мнением как «норма жизни». Соответственно, в народе растет и правовой нигилизм. Определенную роль в живучести коррупции играют и многочисленные мифы.

2. Коррупционная коррозия становится все более ощутимой проблемой, хотя и в разной мере, в разных странах, включая АТР.

Исследователи Transparency International подготовили данные опросов по многим странам, включая Соединенные Штаты Америки и Россию.

Выводы о коррумпированности основных государственных и социальных институтов, без которых нормальное функционирование страны невозможно, в двух странах кардинально расходятся. В США в коррумпированности полиции уверены 42% опрошенных, в России - 89%. Хуже, чем в полиции, по мнению россиян, обстоят дела только в сфере госслужбы - ее считают коррумпированной 92%, в США - 55%.

Различие состоит и в том, насколько граждане России и США считают себя способными противостоять коррупции и побеждать ее. В России 56% опрошенных говорят, что граждане не способны повлиять на уровень коррупции в стране, 44% - думают, что способны. В Соединенных Штатах в способности граждан влиять на уровень коррупции уверены 76%, из них 26% уверены в этом твердо [5].

В 2011 г. в рейтинге коррупционности Transparency International Япония занимала 18-е место, США - 24 место, Россия - 154-е (чем ниже, тем хуже). В 2012 г. Россия по уровню коррупции находилась на 133-м месте, рядом с Ираном, Казахстаном и Гондурасом. Китай - на 80-м месте [6].

В Китае уже много лет ведется «перманентная война» с коррупцией. Особенно остро необходимость борьбы с этим явлением возникла в начале 1980-х годов, когда в Китае происходил переход от плановой экономики к рыночной. В те годы руководство страны, резко выступив против превышения властных полномочий чиновников на всех уровнях, инициировало кампанию по раскрытию ряда крупных коррупционных преступлений. С осени 2012 г. в стране с новой силой развернулась борьба с желающими поживиться за государственный счет. За 35 лет экономических реформ к уголовной ответственности за коррупционные действия привлечено около миллиона сотрудников партийно-государственного аппарата. За пять лет, с 2007 г. по 2012 г., в Китае было проведено около 640 тыс. расследований коррупционных дел. Более 660 тыс. функционеров были наказаны. По оценкам зарубежных экспертов, экономические потери от коррупции в КНР ежегодно составляют 13-17% ВВП, около 20% государственного финансирования оседает в карманах недобросовестных чиновников, при содействии коррупционеров преступниками отмывается около 25 млрд долл. [7].

Количество зарегистрированных преступлений коррупционной направленности в России ежегодно исчисляется цифрой в 40-50 тыс., а по данным НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ, фактическое их количество составляет около 2 млн. Уже и официальные лица признают: «...сегодня Россия приобрела стойкий имидж клептократического и глубоко коррумпированного государства не только внутри страны, но и за рубежом» [8, с. 3].

Наша страна сегодня попала в своеобразный коррупционный капкан, поскольку сформировалась устойчивая система отношений, фактически провоцирующих коррупционное поведение в различных сферах общественной жизни, а также на разных этажах власти. Именно эта система делает

даже законодательство, как сейчас говорят, коррупциогенным. Именно эта система объективно извращает даже государственную политику, преобразуя ее в политику коррупционную.

Социологические опросы показывают, что все больше граждан уверены в росте коррупции, в том числе в высших эшелонах власти. Ключевой вопрос, который возникает в связи с изложенным: как далеко на самом деле в России зашел коррупционный процесс, какова степень криминально-коррупционного перерождения российского государства? Если коррупция в стране очень сильна, даже системна, но еще не стала системообразующей, то шансы существенно изменить ситуацию пока еще есть.

3. Бесспорно, что эффективная антикоррупционная политика должна основываться на учете особенностей причин коррупции.

Самое распространенное объяснение разгула коррупции в России в глазах граждан заключается в корыстолюбии чиновничества. Другие полагают, что дело в несовершенстве законодательства и его неоправданной мягкости к коррупционерам. Третьи считают, что причины коррупции носят экономический характер. Представляется, что коррупция имеет не одну причину, а порождается сложным многослойным причинным комплексом. Это комплекс образует совокупность политических, экономических, социальных и идеологических (социально-психологических) причин-факторов.

В России коррупция коренится, прежде всего, в деформациях политической сферы, деформациях государственной власти, в ее гипертрофии или гипотрофии.

Главным источником коррупции, на мой взгляд, является вовлечение государственных структур в механизмы распределения капиталов и товарно-денежных потоков. Государство должно только устанавливать правила игры на рынке и не становиться обычным продавцом или покупателем, преследующим индивидуальный интерес. Таким образом, суть проблемы заключена в необходимости изменения направленности политики государства на обеспечение интересов всех граждан, а не только отдельных избранных представителей.

Здесь было бы уместно уточнить и роль «прозрачности» в генезисе коррупции. Отсутствие такой прозрачности, скрытость властных отношений и принимаемых решений - не просто благоприятное условие или благоприятный фон коррупции, а ее самостоятельная причина. Коррупция -это не просто продажность власти, а скрытая, тщательно скрываемая продажность. Именно поэтому механизмы власти должны быть максимально открытыми, прозрачными, и эта открытость должна ограничиваться главным образом только интересами сохранения государственной, военной или коммерческой тайны.

Отметим, что в мире уже есть положительный опыт борьбы с коррупцией при помощи обеспечения максимальной открытости механизма при-

нятия чиновниками решений. Так, в Республике Корея сравнительно недавно, как известно, внедрена антикоррупционная программа «OPEN», которая показала свою весьма высокую эффективность.

Существенной причиной коррупции является в целом безответственность, фактическая неподотчетность, неподконтольность исполнительной ветви власти законодательной, вообще власти, правоохранительных органов - контролю со стороны общества. В нашей стране отсутствует институт парламентских расследований, который успешно действует в других странах.

Основным экономическим источником коррупции являются процессы, происходящее в области теневой экономики. Можно с уверенностью утверждать, что доля теневой экономики в экономической сфере государства прямо определяет и уровень коррупции.

Экономической основой сложившегося в стране чудовищного уровня коррупции является, как полагают некоторые специалисты, помимо прочего, также и сырьевой перекос российской экономики. Выявлена следующая закономерность - чем выше в экономике сырьевая доля, тем выше и коррупция, и наоборот. Интегральный экономический потенциал в развитых странах на 64% формируется человеческим капиталом и на 20% - сырьевым. В России - всё наоборот: 72% - сырьевой фактор и лишь 14% - человеческий капитал. Ориентация экономики на сырьевые природные ресурсы приводит к низкой зарплате и росту коррупции [9].

Социальной базой коррупции служит сильнейшее имущественное расслоение граждан, особенно на фоне общей бедности или слабости государства. Двадцать российских богачей сегодня имеют совокупный доход, сопоставимый с государственным бюджетом страны. Беднейшие страны мира, как показывают специальные исследования, в то же время и самые коррумпированные. В этих странах возникает порочный круг: коррупция препятствует экономическому развитию, а общая бедность провоцирует новый виток коррупции. Удивительное дело: мировой финансовый кризис ничуть не «обеднил» ни одного российского миллиардера, число которых к тому же еще и удвоилось.

Весомый вклад в стимулирование коррупции вносит организованная преступность, которая сегодня стала основным и самым опасным корруптером.

Истоки коррупции можно найти и в общественном сознании российских граждан. В основе лежит признание денег, капитала, собственности главной ценностью, что и ведет к отчуждению личности от общества и государства и наоборот и к превращению всего и вся в товар и разменную монету.

Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что любые попытки борьбы с коррупцией, которые не окажут влияния на ее причины, будут лишь имитацией этой борьбы.

4. Еще 10 лет назад автор данной статьи обосновывал необходимость формирования государственной антикоррупционной стратегии [10, с. 21-26]. И вот, наконец, руководство страны предприняло масштабные усилия по формированию названной антикоррупционной политики. Не умаляя значимости проделанной работы, следует все же отметить, что в названных документах ни слова не говорится о теневой экономике как экономической основе коррупции и структурах организованной преступности как основном кор-руптере и социальной базе коррупции. Представляется, что без учета этих факторов, теснейшим образом связанных с коррупцией, любые антикоррупционные меры будут носить преимущественно имитационный характер.

Главной целью антикоррупционной политики должен являться демонтаж сложившейся в стране и еще достаточно мощной коррупционной системы. Далее, должно произойти, наконец, изменение общих приоритетов государственной политики: во главу угла должны ставиться не узкокорпоративные, а общие интересы большинства граждан. Здесь следует также назвать действие прозрачных механизмов, торжество справедливого закона и т.п.

Сегодня в стране только закладываются основы общегосударственной антикоррупционной политики, ее еще предстоит сформировать. В основе указанной политики находится Национальная стратегия, определяющая приоритеты, принципы, общие положения борьбы с коррупцией. Безусловно, обязательным является - помимо Национального плана - также разработка федеральной государственной комплексной программы борьбы с коррупцией и организованной преступностью на ближайшие годы.

В государственной антикоррупционной политике, наряду с общесоциальными, важна роль и правовых мер. В свою очередь, правовые меры борьбы с коррупцией должны включать в себя широкий спектр законов, причем, не только узкоотраслевых, но и комплексных, приводящих совокупность разнообразных правовых средств воздействия на коррупцию в единую систему.

Следует согласиться с предложениями о неотложном принятии Федерального закона «О лоббировании», который должен создать правовое поле для исключения коррупционных схем продвижения законопроектов, противоречащих интересам общества и государства, но обеспечивающих тем или иным структурам материальные и иные преимущества, а также блокирующих законопроекты, противоречащие групповым и корпоративным интересам.

Мы давно уже говорим и том, что нужно исключить из УПК РФ раздел, который определяет особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц, поскольку это противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации, провозглашающей принцип равенства перед законом и судом.

Нужно вернуть в УК РФ конфискацию как вид наказания и существенно расширить область ее применения.

Нужно оптимизировать пределы применения условного осуждения, сократив их до разумных (применять при назначении наказания не свыше 3 лет лишения свободы) [11, с. 69].

5. Многие международные антикоррупционные соглашения обязывают государства принимать широкие меры для предупреждения коррупции. В их число входят поддержание высоких стандартов поведения для государственных служащих, создание прозрачных систем закупок и финансового управления, недопущение конфликтов интересов, требование финансового раскрытия личных активов, формирование эффективных систем и процедур подотчетности внутри и вне органов власти, предоставление доступа к правительственной информации и др.

Представляется важным реализовать и другие обоснованные предложения и международные рекомендации, направленные на формирование в стране эффективной антикорупционной политики. Сюда можно отнести и формирование федерального координационного органа, наделенного специальной компетенцией, и расширение круга субъектов, обладающих правом законодательной инициативы по вопросам борьбы с коррупцией, и многое другое [12].

Россия, как известно, ратифицировала Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.), против коррупции (2003 г.), Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (1999 г.). Тем не менее, выполнение ряда международных обязательств остается под вопросом.

Так, в частности, ни прежний проект, ни новый закон о противодействии коррупции не предусматривают создания специального федерального уполномоченного органа по борьбе с коррупцией. Можно спорить о том, нужен ли вообще такой орган или нет. Однако ст. 36 Конвенции ООН каждому государству рекомендует иметь соответствующий орган, и осуществляющий антикоррупционную политику, и координирующий деятельность в этом направлении. Предполагалось, что в нашей стране функции такого органа должна выполнять Генеральная прокуратура. Однако прокуратура вправе заниматься координацией деятельности только правоохранительных органов. Совет по противодействию коррупции при Президенте, при всей его неоспоримой важности, - это фактически лишь совещательный орган. Между тем, потребность в действительно специализированном антикоррупционном органе в современной России все-таки есть [13].

Следует безотлагательно реализовать также недавние (2012 г.) рекомендации группы государств ГРЕКО для России. В их числе - расширение объективной стороны состава взяточничества за счет включения в нее т.н. приготовительных действий, рассматриваемых как оконченный состав преступления. Речь также идет и о расширении субъективной стороны коррупционных преступлений - цели получения не только материального, но и нематериального, любого неправомерного преимущества и т.п.

Только полное и неуклонное следование международным соглашениям позволит существенно оптимизировать формирующуюся российскую антикоррупционную политику.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коррупцию в России будут «лечить» нетерпимостью [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. point.ru.

2. Бондарь, В. Этот преступный, преступный, преступный мир [Электронный ресурс]. - Режим доступа: htpp: //www.odnako.org.

3. Речь Президента Группы организаций Всемирного банка Джима Ен Кима на Всемирной ассамблее здравоохранения [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.worldbank.org/ru/news/speech/2013/05/21/world-bank-group-president-jim-yong-kim-speech-at-world-health-assembly.

4. Гостева, С. Р. Коррупция в России : исторические корни, причины, состояние, основы современной нормативно-правовой базы противодействия / С. Р. Гостева, В. Ф. Рашкин. - М. : НИЦ «Еврошкола», 2010. - 326 с.

5. Гальперович, Д. Барометр мировой коррупции - 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.golos-ameriki.ru/content/world-corruption/1698506.html.

6. Рейтинг стран мира по уровню восприятия коррупции: информация об исследовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cpi .transparency. org/.

7. Антикоррупционная кампания в КНР [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.itar-tass.com/c11/885214.html.

8. Аникин, А. А. Взяточничество как коррупционное преступление и меры противодействия ему : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А. А. Аникин. - Владивосток, 2009. - 29 с.

9. Лесков, С. Анимейн на тему коррупции // Известия. - 2005. - 4 авг.

10. России нужна антикоррупционная стратегия // Организованная преступность и коррупция. Т. 1. - Екатеринбург, 2000. - С. 21-26.

11. Скобликов, П. А. Актуальные проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью в современной России / П. А. Скобликов. -М. : НОРМА, 2007. - 272 с.

12. Петров, М. П. Концепция антикоррупционной политики в Российской Федерации: федеральный и региональный аспекты // Уголовно-правовая политика и проблемы противодействия современной преступности. - Саратов, 2006. - С. 94.

13. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России : в 2-х т. Т. 1 / ред. С. С. Сулакшин. - М. : Научный эксперт, 2008. - 467 с.

REFERENCES

1. Korruptsiyu v Rossii budut «lechit'» neterpimost'yu [Corruption in Russia Will be «Treated» by Intolerance]. Available at: http:// www.point.ru (accessed 21March 2014).

2. Bondar V. This Criminal, Criminal, Criminal World. Available at: htpp://www.odnako.org (accessed 21March 2014).

3. World Bank Group President Jim-Yong Kim S Speech at World Health Assembly. Available at: http://www.worldbank.org/ru/news/speech /2013/05/21/world-bank-group-president-jim-yong-kim-speech-at-world-health-assembly (accessed 21 March 2014).

4. Gosteva S.R., Rashkin V.F. Korruptsiya v Rossii [Corruption in Russia]. Moscow: NITs «Evroshkola», 2010. 326 c.

5. Galperovich D. World Corruprion Barometer - 2013. Available at: http://www.golos-ameriki.ru/content/world-corruption/1698506.html (accessed 21March 2014).

6. Reiting stran mira po urovnyu vospriyatiya korruptsii: informatsiya ob issledovanii [A ranking of countries by perceived level of corruption: information about the research]. Available at: http://cpi.transparency.org/ (accessed 21March 2014).

7. Anti-Corruption Campaign in China. Available at: http://www.itar-tass.com/c11/885214.html (accessed 21March 2014).

8. Anikin A. Vzyatochnichestvo kak korruptsionnoe prestuplenie i mery protivodeistviya emu. [Bribery as a Corruption Offence. Counteraction Measures]. Cand. Diss. (Legal Sci.). Synopsis. Vladivostok, 2009. 29 p.

9. Leskov S. Animein na temu korruptsii [Annimain on Corruption]. Izvestia. 2005, August 4.

10. Rossii nuzhna antikorruptsionnaya strategiya. Organizovannaya prestupnost' i korruptsiya [Organised Crime and Corruption. Russia needs AntiCorruption Strategy]. Vol. 1. Ekaterinburg, 2000, pp. 21-26.

11. Skoblikov P. A. Aktual'nye problemy bor'by s korruptsiei i organizovannoi prestupnost'yu v sovremennoi Rossii [Emerging Issues of Corruption and Organized Crime Counteraction in Contemporary Russia]. Moscow: NORMA Publ., 2007. 272 p.

12. Petrov M.P. Kontseptsiya antikorruptsionnoi politiki v Rossiiskoi Federatsii: federal'nyi i regional'nyi acpekty. Ugolovno-pravovaya politika i problemy protivodeistviya sovremennoi prestupnosti [The Concept of AntiCorruption Policy in Russia: Federal and Regional Aspects. Criminal Policy and the Problems of Contemporary Crime Counteractioon]. Saratov, 2006, p. 94.

13. Gosudarstvennaya politika protivodeistviya korruptsii i tenevoi ekonomike v Rossii. [Government Policy of Corruption and the Black Market Counteraction in Russia]. Vol. 1. Ed. S. S. Sulakshin. Moscow: Nauchnyi ekspert [Research Expert], 2008. 467 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.