Научная статья на тему 'Коррозионное воздействие охлаждающих жидкостей на металлы при эксплуатации'

Коррозионное воздействие охлаждающих жидкостей на металлы при эксплуатации Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
2768
396
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррозия / система охлаждения ДВС / охлаждающая жидкость / corrosion / internal combustion engine cooling system / coolant

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — А. П. Картошкин, А. Н. Спиридонова

Оптимальная работа системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания зависит от охлаждающей жидкости. Охлаждающая жидкость не должна взаимодействовать с конструкционными и эксплуатационными материалами двигателя, средств хранения, транспортирования и заправки. В работе изложено исследование коррозионного воздействия охлаждающих жидкостей на металлы: алюминий, сталь, олово. Выбор метода определения коррозионного воздействия с последующим его усовершенствованием. Сравнительная оценка коррозионного воздействия свежей и отработанной охлаждающей жидкости на металлы. В реальных условиях скорость коррозии системы охлаждения двигателя изменяется по сложным зависимостям в связи с нестационарностью процессов тепломассообмена. Метод Пинкевича дает оценку коррозионного воздействия охлаждающих жидкостей путем изменения масс образцов пластин металлов до и после испытания. Для исследований коррозионного воздействия выбрано 6 образцов отработанной охлаждающей жидкости и 2 образца свежей охлаждающей жидкости. В ходе эксперимента на металлических пластинах можно наблюдать образование коррозионных разрушений, таких как сплошная коррозия: равномерная и неравномерная, местная коррозия: пятнами, язвами. Увеличение снижения массы металлических пластин, находившихся в отработанных охлаждающих жидкостях, что свидетельствует о наиболее коррозионной среде, то есть отсутствии антикоррозионных присадок в жидкостях. Образование многослойной пленки на металлических пластинах, находившихся в свежих охлаждающих жидкостях, за счет взаимодействия активных компонентов антикоррозионной присадки с металлом в результате адсорбции поверхностно-активных веществ на поверхность металла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — А. П. Картошкин, А. Н. Спиридонова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORROSIVE EFFECT OF COOLANTS ON METALS DURING OPERATION

The optimum performance of the internal combustion engine depends on the coolant. The coolant must not interact with the structural and operational materials of the engine, storage facilities, transportation and refueling. The paper presents a study of the corrosive effect of cooling liquids on metals: aluminum, steel, tin. Selection of the method for determining the corrosion effect with its subsequent improvement and comparative assessment of the corrosion effect of fresh and waste coolant on metals are determined. In real conditions, the corrosion rate of the engine cooling system varies according to complex dependencies due to the unsteadiness of heat and mass transfer processes. The Pinkewich method assesses the corrosion effects of cooling fluids by changing the masses of metal plate samples before and after the test. 6 samples of waste coolant and 2 samples of fresh coolant were selected for corrosion studies. During the experiment on metal plates, one can observe the formation of corrosion damage, such as continuous corrosion: uniform and uneven, local corrosion: spots, ulcers. Increase in weight reduction of metal plates that were in waste cooling fluids, which indicate the most corrosive environment, i.e. the absence of anticorrosive additives in liquids. The formation of a multilayer film on metal plates, which were in fresh cooling liquids, due to the interaction of the active components of the anticorrosive additive with the metal as a result of adsorption of surfactants on the metal surface.

Текст научной работы на тему «Коррозионное воздействие охлаждающих жидкостей на металлы при эксплуатации»

электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. -2015. - № 107. - С.779-792.

7. Харченко П.М., Тимофеев В.П. Исследование плотности и давления насыщенных пород нефтяных фракций // Труды КубГАУ. - 2012. - Т1. - №39. - С. 140 - 142.

Literatura

1. Harchenko P.M., Timofeev V.P., CHizhov D.S. Metody issledovaniya davleniya nasyshchennyh parov i eksperimental'nye ustanovki // Nauchnyj zhurnal KubGAU. - 2014. -№106(02).

2. A.s. SSSR. Ustrojstvo dlya izmereniya davleniya/ P. M. Harchenko (SSSR). - №1413455; zayavl. 26.02.86; opubl. 1.04.88.

3. Hristichenko V., Blosinskij N. Eksperimental'nye ustanovki i metody issledovaniya plotnosti i DNP promyshlennyh stochnyh vod // Izvestiya Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2012. - № 37. - S. 238-242.

4. Timofeev V. Opredelenie kriticheskih parametrov neftyanyh frakcij // Politematicheskij setevoj elektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2014. - S. 973-982.

5. CHizhov D. Metody issledovaniya davleniya nasyshchennyh parov i eksperimental'nye ustanovki // Politematicheskij setevoj elektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2015. - № 106. - S.1000-1012.

6. CHizhov D. Postroenie eksperimental'noj ustanovki dlya issledovaniya plotnosti i davleniya nefteproduktov s nasyshchennym parom (dnp) // Politematicheskij setevoj elektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2015. - № 107. - S.779-792.

7. Harchenko P.M., Timofeev V.P. Issledovanie plotnosti i davleniya nasyshchennyh porod neftyanyh frakcij // Trudy KubGAU. - 2012. - T1. - №39. - S. 140 - 142.

УДК 620.193.4

DOI 10.24411/2078-1318-2019-14162

Доктор техн. наук, проф. А.П. КАРТОШКИН (ФГБОУ ВО СПбГАУ, akartoshkin@yandex.ru) Аспирант А.Н. СПИРИДОНОВА (ФГБОУ ВО СПбГАУ, angspiridonova@yandex.ru)

КОРРОЗИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ОХЛАЖДАЮЩИХ ЖИДКОСТЕЙ НА МЕТАЛЛЫ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Необходимым условием оптимальной работы ДВС является своевременный и эффективный отвод тепла от его нагретых участков. Эту функцию выполняет система охлаждения, а именно находящаяся в ней охлаждающая жидкость, обладающая высокой теплоемкостью и теплопередачей. В качестве охлаждающей жидкости используют антифризы. Антифриз в Российской Федерации должен соответствовать требованиям ГОСТ 28084-89 «Жидкости охлаждающие низкозамерзающие» [1]. В процессе эксплуатации происходит изменение физико-химических свойств жидкости, старение, засорение механическими примесями, срабатывание присадок, вследствие чего увеличивается коррозионное воздействие охлаждающей жидкости на металлы системы охлаждения [2].

Цель исследования - определить коррозионное воздействие охлаждающей жидкости на металлы системы охлаждения.

Для достижения поставленной цели необходимо:

1. Выбрать метод определения коррозионного воздействия, при необходимости усовершенствовать его для охлаждающих жидкостей.

2. Провести сравнительную оценку коррозионного воздействия охлаждающих жидкостей, свежей и отработанной.

Материалы, методы и объекты исследования. Объектом исследования является отработанная охлаждающая жидкость и её воздействие на металлы.

Для оценки коррозионного воздействия принят метод Пинкевича [3]. Так как этот метод предполагает оценку коррозионности смазочных масел, было принято решение усовершенствовать его для исследования охлаждающих жидкостей.

В методику определения коррозионного воздействия были внесены следующие корректировки для охлаждающих жидкостей:

1. Температура термостата равна 40-50°С.

2. Остановка аппарата АП-1 через каждые 10 часов работы.

3. Выдержка с доступом кислорода воздуха в течение 10 часов.

4. Компенсация испарившейся охлаждающей жидкости.

Охлаждающие жидкости работают при переменных температурах в условиях контактирования с катализаторами. Катализаторами окисления являются такие металлы, как медь, алюминий, сталь, оловянный припой [4].

Коррозионную агрессивность оценивают по скорости коррозионного воздействия жидкости на металлы в стандартных условиях. Измеряют в коррозионных потерях металла, г/м2-сутки. На скорость коррозии влияют состав металла, его структура, внутреннее напряжение, состояние поверхности.

О сложном механизме коррозионных процессов свидетельствует характер коррозионных разрушений (рис. 1).

б в

Рис. 1. Характер коррозионных разрушений: Сплошная коррозия: а - равномерная, б - неравномерная Местная коррозия: в - пятнами, г - язвами

Результаты исследований. Для экспериментальных исследований было выбрано 6 образцов отработанной жидкости и для сравнительной оценки - 2 образца свежей охлаждающей жидкости (Дзержинский и UNOCAL) (табл.). Пробы были слиты с разных автомобилей с разным пробегом.

Коррозионное воздействие отработанной охлаждающей жидкости на металлическую пластинку представлено на рис. 2.

а

г

1 2 3

Рис. 2. Коррозионное воздействие отработанной охлаждающей жидкости: 1 - алюминий, 2 - сталь, 3 - олово

Из рис.2 можно наблюдать видимые образования коррозионных очагов на металлических пластинах, находившихся в отработанной охлаждающей жидкости, что свидетельствует о начале коррозионных процессов. Увеличение скорости коррозионного воздействия связано с уменьшением или отсутствием в охлаждающих жидкостях антикоррозионных присадок.

В реальных условиях скорость коррозии системы охлаждения двигателя изменяется по сложным зависимостям в связи с нестационарностью процессов тепломассообмена [5].

27,2 27 26,8 26,6 26,4 26,2 26 25,8 25,6 25,4 25,2

у = -0,0 №

Л

283Х+ 25,469

= и, 941

у = -0,0228Х+ 26,995^= 0,8402

Отрэб. Жидкость Свежая Дзержинский -Линейная (Отраб. Жидкость)

-Линейная (Свежая Дзержинский)

часов 20 часов 30 часов 40 часов 50 часов

Рис. 3. График снижения массы пластины в процессе испытания в охлаждающих жидкостях

Масса металлической пластины в отработанной жидкости (рис.3) снизилась на 0,156 г, а пластина в свежей охлаждающей жидкости - на 0,124 г, разница изменения масс металлической пластины составила 0,032 г.

Согласно пленочной теории пассивное состояние металла при добавлении в охлаждающую жидкость ингибиторов коррозии происходит за счет образования многослойной пленки продуктом взаимодействия активных компонентов присадки с металлом в результате адсорбции поверхностно-активных веществ на поверхность металла [5].

Свежая жидкость UNOCAL

Свежая жидкость UNOCAL

- Полиномиальная (Свежая жидкость UNOCAL)

до 10 20 30 40 50 часов часов часов часов часов

Рис. 4. График изменения массы металлической пластины (олово) в процессе испытания

В процессе нахождения пластины в охлаждающей жидкости происходит снижение массы металлической пластины, связанное с химической коррозией металла и охлаждающей жидкости, а затем увеличение массы металлической пластины, за счёт перехода металла в пассивное состояние и образования мономолекулярного адсорбционного слоя.

Возможность перехода металла в пассивное состояние зависит от величины окислительно-восстановительного потенциала и концентрации окислителя в растворе [6].

Когда величина окислительно-восстановительного потенциала среды меньше первого критического потенциала, при котором происходит пассивация металла, будет реализовано только активное состояние (рис.3). Если значение окислительно-восстановительного потенциала превышает потенциал пассивации, могут быть реализованы активное и пассивное состояние (рис.4).

Коррозионные потери (г/м2) вычисляют для каждого образца металлов по формуле:

К=

24xi06(m±-m3) S0'2-[la-\-lb+ab)

где Ш1 - масса образца металла до испытания, г; т2 - масса образца металла после испытания, г; I - длина образца металла, мм, I =45; а - ширина образца металла, мм, а =20; Ь - толщина образца металла, мм, Ь =2;

106 - коэффициент перерасчета площади поверхности образца в квадратные метры.

Таблица. Результаты испытаний коррозионного воздействия исследуемых образцов охлаждающих жидкостей на металлические пластины

№ пластины, испытуемая жидкость Потеря (привес) массы металлической пластины (50 ч), г/м2

припой (ПОС 40-2) алюминий (АЛ-9) сталь 20

№1 Свежая ОЖ UNOCAL 1,7 1,7 3

№2 Свежая ОЖ Дзержинский 124 1+ 4

№3 Отработанная ОЖ (образец 1) 174 1 3

№4 Отработанная ОЖ (образец 2) 156 8 10

№5 Отработанная ОЖ (образец 3) 170 6+ 6

№6 Отработанная ОЖ (образец 4) 44 1+ 4

№7 Отработанная ОЖ (образец 5) 256 1,3+ 3

№8 Отработанная ОЖ (образец 6) 370 1,9+ 2

Знак «+» указывает на увеличение массы металлической пластины

Наибольшее коррозионное воздействие охлаждающих жидкостей приходится на припой (потеря массы 370 г/м2) системы охлаждения, независимо свежая (124 г/м2) или отработанная жидкость (174 г/м2). При воздействии на алюминий наблюдается увеличение массы пластин, связанное с образованием оксидных пленок.

Из выбранных образцов отработанной охлаждающей жидкости наиболее сильное коррозионное воздействие на припой происходит в образцах №7 и №8, на алюминий - №4 и №1, на сталь - №6 и №4.

Сравнивая результаты образцов охлаждающих жидкостей №1 и №2, можно сказать, что отечественная жидкость более коррозионно-активна, чем жидкость зарубежного производства.

Выводы. Для определения коррозионного воздействия охлаждающих жидкостей на металлы системы охлаждения был выбран метод Пинкевича. В метод были внесены определённые корректировки, связанные с характером работы охлаждающих жидкостей, а именно: изменение температуры термостата до 40-50°С, периодическая остановка аппарата АП-1, долив испытуемых охлаждающих жидкостей в процессе их испарения.

Испытания показали, что более коррозионно-активны отечественные жидкости, чем зарубежные. Коррозионная активность зарубежных охлаждающих жидкостей за 4 года эксплуатации практически не изменилась (образец №4). Данный вывод позволяет предполагать, что в зарубежных охлаждающих жидкостях используются высококачественные долгоработающие антикоррозионные присадки.

Наиболее высоким коррозионным воздействием на металлы обладают образцы №8 и №2, что объясняется длительной эксплуатацией охлаждающих жидкостей и несвоевременной их заменой.

Литература

1. ГОСТ 28084-89 Жидкости охлаждающие низкозамерзающие. Общие технические условия: сборник ГОСТов. - М.: Стандартинформ, 2007.

2. Картошкин А.П. Технологические жидкости для автотракторной техники: справочник. -М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 240 с.

3. ГОСТ 20502-75 Масла и присадки к ним. Методы определения коррозионности. - М.: Издательство стандартов, 1986.

4. Якубович А.И., Кухаренок Г.М., Тарасенко В.Е. Системы охлаждения двигателей тракторов и автомобилей. Конструкция, теория, проектирование. - Минск: БНТУ, 2011. - 436 с.

5. Сафонов А.С., Ушаков А.И., Гришин В.В. Химмотология горюче-смазочных материалов / НПИКЦ, 2007. - 488с.

6. Коррозия и защита металлов: сборник статей / ГНТИ Оборонгиз. - М., 1962. - 193с.

7. Картошкин А.П., Спиридонова А.Н. Анализ коррозионной активности нефтепродуктов // Молодежь и инновации: материалы XV Всерос. науч.- практ. конф. молодых ученых, аспирантов и студентов (г. Чебоксары). - Чебоксары, 2019. - 416с.

8. Гутман Э.М. Механохимия металлов и защита от коррозии. - М.: Металлургия, 1974. - 232с.

9. Протасов С. Антифриз. Свойства охлаждающих жидкостей разных типов для тяжелой техники. Расходники// Основные средства. - 2016. - 41с.

10.Безюков О.К., Жуков В.А. Охлаждающие жидкости транспортных ДВС. - СПб.: Издат-во СПГУВК, 2009. - 263с.

Literatura

1. GOST 28084-89 ZHidkosti oЫazhdayushcЫe ШЕкоЕашегсаушЬсЫе. О^^Ые 1екЬп1еЬе8к1е ш1оу1уа: sbornik 008ТОУ. - М.: Standartinform, 2007.

2. Kartoshkin A.P. Tekhno1ogicheskie zhidkosti d1ya avtotraktornoj tekhniki: spravochnik. - М.: Ыа1е1^ку сеШх «Akademiya», 2012. - 240 s.

3. GOST 20502-75 Mas1a i prisadki k nim. Metody oprede1eniya korrozionnosti. - М.: Izdate1'stvo standartov, 1986.

4. YAkubovich A.I., Kuharenok G.M., Tarasenko V.E. Sistemy oh1azhdeniya dvigate1ej traktorov i avtomobi1ej. Konstrukciya, teoriya, proektirovanie. - М^к БКТИ, 2011. - 436s.

5. Safonov A.S., Ushakov A.I., Grishin V.V. Himmoto1ogiya goryuche-smazochnyh materia1ov / ОТ1КС, 2007. - 488s.

6. Korroziya i zashchita metallov: sЬornik statej / ОКТ1 OЬorongiz. - М., 1962. - 193s.

7. Kartoshkin A.P., Spiridonova A.N. Аш^ korrozionnoj aktivnosti nefteproduktov // Mo1odezh' i innovacii: materia1y XV Vseros. nauch.- prakt. konf. mo1odyh uchenyh, aspirantov i studentov (g. CHeboksary). - CHeЬoksary, 2019. - 416s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Gutman E.M. Mekhanohimiya meta11ov i zashchita ot korrozii. - М.: Meta11urgiya, 1974. - 232s.

9. Protasov S. Antifriz. Svojstva oh1azhdayushchih zhidkostej raznyh tipov d1ya tyazhe1oj tekhniki. Raskhodniki// Osnovnye sredstva. - 2016. - 41s.

10.Bezyukov O.K., ZHukov V.A. Oh1azhdayushchie zhidkosti transportnyh DVS. - SPЬ.: Izdat-vo SPGUVK, 2009. - 263s.

УДК 621.07:377:378 DOI 10.24411/2078-1318-2019-14167

Канд. техн. наук И.О. ЧЕРНЯЕВ (ФГБОУ ВО СПбГАСУ, chernyaev@ramЬ1er.ru)

О НЕОБХОДИМОСТИ И МЕХАНИЗМЕ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ОСНОВЕ НЕПРЕРЫВНОГО КОНТРОЛЯ ИХ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

Современный уровень конструкции автотранспортных средств, уровень информационных технологий и инструментов анализа данных позволяет говорить о существовании возможностей для отхода от систем эксплуатации техники, основанных на усреднении и статистических обобщениях, в пользу систем, в которых принятие решений о технических воздействиях осуществляется на основе учета индивидуальных данных об эксплуатации каждого объекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.