УДК 7.01.3
Приходовская Екатерина Анатольевна
кандидат искусствоведения prihkatj a@mail .ru Ekaterina A. Prikhodovskaya candidate of art criticism prihkatj a@mail .ru
Корреляция общефилософской дихотомии «логическое - интуитивное» и интонационных сфер в сольном вокальном образе
Correlation of philosophical dichotomy of «logical -intuitive» and of intonation
spheres in a solo vocal image
Аннотация. В статье рассматривается действие общефилософской дихотомии «логическое - интуитивное» в сфере синтеза искусств на примере феномена сольного вокального образа. Подчёркивается значение названной дихотомии для выстраивания структуры сольного вокального образа, характера взаимодействия в нём разнородных комплексов средств выразительности и специфики интегративного фактора - эмотивности.
Ключевые слова: сольный вокальный образ, тип выражения, эмотивность, информативность, суггестивность, ариозность, речитативность.
Annotation. The action of philosophical dichotomy of «logical -intuitive» in the sphere of art with the phenomenon of solo vocal image as an example is considered in the article. The significance of the mentioned dichotomy for creating the structure of a solo vocal image, of the character of interaction of different complexes of expression means and the specifics of integral factor of emotivity in it are highlighted in this work.
Keywords: solo vocal image, type of expression, emotivity, informational content, suggestion, arioso-type, recitative-type.
О противостоянии и взаимодействии логического и интуитивного начал в жизни и сознании человека сказано и написано немало. Наличие данной общефилософской дихотомии бесспорно и основано на природных свойствах человеческого духа и разума. В разных сферах жизни и деятельности данная дихотомия получает разное воплощение, реализуясь с помощью тех или иных конкретных средств и их оппозиций.
В научной мысли, например, констатируются «доказательство» и «инсайт»; в восприятии - поступенное «познание» или одномоментное «постижение»; в вербальной конструкции - её предметно-логическое значение или фразировочно-фонетический облик.
Переходя к вопросам функционирования с помощью названной дихотомии в музыкальном искусстве синтетического целого - сольного вокального образа, очертим предварительно гипотезу о его структуре и составе (комплексы средств выразительности). Творчество композитора в области вокальных произведений опирается на три комплекса средств выразительности - вербальный, музыкальный и вокально-технический. Исследователи неоднократно отмечали тройственную природу художественного образа: «духовно-душевно-телесная целостность» [1, с. 54], «музыка - слово -действие» [2, с. 11], «слова, звуки, действия» [3, с. 45]. Фактором интеграции выразительных средств вокального произведения представляется эмотивностъ как организующее свойство текста данного рода. Определение эмотивности формулируется В. Шаховским: «Эмотивность - имманентно присущее языку семантическое свойство выражать системой своих средств эмоциональность как факт психики, отражённые в семантике языковых единиц социальные и индивидуальные эмоции» [4, с. 24]. Исходя из данного определения, можно отметить переходную функцию эмотивности, осуществляющей движение от «эмоциональности как факта психики» к «системе средств языка». Экстраполируемое из коммуникативно-ориентированной лингвистики в область вокальной музыки, явление эмотивности не деформируется, но применяется в другой языковой системе.
Структура выражаемого («эмоциональности как факта психики» до перехода его в языковую систему искусства), в которой значительную роль играет психологический компонент, как можно предположить, имеет трёхуровневое строение: целостный психологический вектор — эмоциональная окраска — фактуалъная конкретика. К целостному психологическому вектору автор относит комплекс характеристик личности персонажа, включающих, помимо специфики тембра - громкость, скорость речи, артикуляцию, дыхание, а также рост, внешний вид, жестикуляцию и т. п. Эмоциональная окраска передает специфику отношения персонажа к той или иной ситуации, находящей воплощение преимущественно в интонационных особенностях образа. Фактуальная конкретика содержится, в основном, в рамках вербального текста.
В отличие от речи драматического актёра, пение часто (в вокальной практике, особенно русской школы) «затушёвывает» текст, делает его невнятным и непонятным. А в западной опере вплоть до конца XIX века «отодвигание» вербального содержания на второй план было сознательным и естественным: достаточно вспомнить оперные арии на историческом промежутке от Генделя до Россини и даже Верди, где, образно выражаясь, на три строчки текста тридцать страниц музыки. Такое нарочитое снятие верхнего вербально-логического уровня - уровня фактуальной конкретики -свидетельствует о почти исключительном преобладании в структуре вокального образа двух уровней - эмоционального и целостного психологического. Ключевыми, «несущими» компонентами здесь являются музыка и голос (носители эмоциональной окраски и целостного психологического вектора, соответственно).
В то же время, музыка и голос относятся, соответственно, к музыкальному и вокально-техническому комплексам средств выразительности.
Взаимодействие в сольном вокальном образе иерархической структуры «выражаемого» и структуры комплексов средств выразительности, не имеющей качества иерархичности, представляется сложным динамическим процессом, не располагающим прямыми соответствиями в силу функциональной неоднозначности компонентов. Однако можно составить таблицу примерных соответствий двух данных структур, соединяющихся посредством эмотивности.
Таблица примерных соответствий
Структура «выражаемого» в вокальном образе Структура «выражающего» (комплексы средств выразительности)
целостный психологический «заряд» вокально-технический комплекс
эмоциональная окраска музыкальный комплекс
фактуальная конкретика вербальный комплекс
Отталкиваясь от рассмотренной структуры, наблюдаем взаимодействие в сольном вокальном образе уровней текста и подтекста, ведущим среди которых представляется уровень подтекста (воплощаемый, преимущественно, с помощью музыкального и вокально-технического комплексов средств выразительности). Тем не менее, функционирование сольного вокального образа в камерно-вокальном или вокально-сценическом произведении предполагает динамику взаимодействия данных уровней - преобладание то одного, то другого в зависимости от смысловой необходимости.
В связи с вышесказанным, автор считает правомерным выделить в сольном вокальном образе два типа выражения: информативность -суггестивность (пара, адекватная дихотомии «логическое - интуитивное»).
В рамках преобладания первого элемента дихотомии и при создании, и при восприятии образа наблюдается действие в сознании рационально -логических механизмов, во втором случае - интуитивно-эмоциональных. Механизм суггестивного воздействия очерчен А. Форелем: «Я обращаюсь не к вашему сознательному Я, не к вашему рассуждающему разуму, а к вашему подсознанию... Поэтому... не вдумывайтесь в то, что я говорю» [цит. по: 5, с. 29]. Суггестия предстает в данном случае средством, нацеленным на акцентирование эмотивности как организующего свойства текста.
Пара «информативность - суггестивность» как оппозиция типов художественного выражения и как один из способов корреляции рационального и эмоционального присутствует в разных видах художественного творчества, на смене типов выражения строится драматургия многих литературных, сценических и музыкальных композиций.
Для более наглядного представления об указанных типах выражения обратимся к сфере художественной литературы, где эти два типа выражения могут представлять собой основу индивидуального писательского стиля: иллюстрацией может послужить сличение двух текстов Л. Толстого и И.
Бунина. Сами названные имена свидетельствуют о равноправии информативности и суггестивности как типов выражения и независимости художественной ценности произведения от преобладания того или другого. Даже при первом ознакомлении с текстами заметна степень выражения информативности или суггестивности.
У Л. Толстого преобладает взгляд внимательного, но всё же стороннего наблюдателя; такая позиция требует рассмотрения предмета без ярко выраженных акцентов, присутствия доказательств и причинно-следственных связей в описании какого-либо процесса («логическая связность этапов развёртывания»), и т. п. При этом читатель воспринимает высказывание как позицию автора, дистанцированную от собственного сознания читателя. Таким образом, информативность текста является типом выражения, передающим логически оформленную информацию об увиденном и услышанном. Данный подход опирается на рационально-логические стороны воспринимающего сознания: воображение читателя стремится к обоснованию вероятности описываемых процессов и явлений.
Иная картина создаётся при воплощении суггестивного типа выражения. Даже при неизбежном снижении информативности картина получается значительно более полной за счёт психологического погружения в ситуацию и эмоционального пласта, обогащающего целостное восприятие. Данный подход опирается на интуитивные, иррациональные стороны воспринимающего сознания; ориентированный на музыкальность текста и «гипнотическое» действие повторов, он задействован, например, в рассказе И. Бунина «Сны Чанга». Драматургия рассказа выстроена по принципу музыкальной формы рондо, где рефреном представляется неоднократно повторенный, иногда с небольшими вариациями, начальный фрагмент: «Не все ли равно, про кого говорить? Заслуживает того каждый из живших на земле. Некогда Чанг узнал мир и капитана, своего хозяина, с которым соединилось его земное существование. И прошло с тех пор целых шесть лет, протекло, как песок в корабельных песочных часах. Вот опять была ночь - сон или действительность? - и опять наступает утро - действительность или сон? Чанг стар, Чанг пьяница - он всё дремлет». Суггестивный тип выражения реализуется здесь на разных уровнях - от фонетико-синтаксических (повторы, ритмическая, хоть и нерегулярная выстроенность текста, эмотивное действие фразировки) до «мерцания» смысловых уровней - реалистического (визуальные впечатления Чанга), гуманистического («человеческая мораль», воплощаемая в словах капитана) и сакрального (пласт библейских текстов).
Музыкальные средства выразительности позволяют создать дополнительный подтекстовый объём. В операх XVIII и начала XIX веков, например, смена преобладания информативности или суггестивности подчёркивалась номерной структурой: для информативности был «отведён» речитатив, а для суггестивности, для погружения в эмоцию без повествования о ней - ария. В дальнейшем эти сферы смешались, номерная структура уступила место сквозному развитию, но и в сквозном развитии так или иначе выстраивается равновесие информативности и суггестивности, в зависимости
от индивидуального авторского выбора, интуитивен он или осознан. В позднейших вокальных произведениях можно выделить две интонационных сферы: речитативность и ариозность. Между ними происходит «убывание» информативности и «возрастание» суггестивности. В речитативной интонационной сфере преломляется в большей степени принцип логического развёртывания фактуальной информации, тогда как в ариозной - принцип эмоционального внушения.
Итак, выстраиваются многоуровневые ряды соответствий: логическое -уровень текста - фактуальная конкретика - вербальный комплекс -речитативность и противостоящий ему интуитивное - уровень подтекста
- два глубинных уровня - музыкальный и вокально-технический комплексы -ариозность. Таким образом в сольном вокальном образе реализуется корреляция общефилософской дихотомии «логическое - интуитивное» и специфически музыкальных - интонационных сфер речитативности и ариозности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Закс, Л. А. Художественное сознание / Л. А. Закс. - Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1990. - 212 с.
2. Кулешова, Г. Г. Вопросы драматургии оперы / Г. Г. Кулешова. -Минск: Наука и техника, 1979. - 231 с.
3. Шаляпин, Ф. Страницы моей жизни. Маска и душа: Повести / Ф. Шаляпин. - М.: Кн. палата, 1990. - 462 с.
4. Шаховский, В. И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка / В. И. Шаховский. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1987. -192 с.
5. Черепанова, И. Ю. Дом колдуньи: Начала суггестивной лингвистики. Часть 1. - Пермь: Издательство Пермского университета, 1995.
- 213 с.
LITERATURE
1 . Legislative Assembly, L. A. art consciousness/L. A. Zaks. - Sverdlovsk: Publishing house Ural un-that, 1990. - 212 pages.
2 . Kuleshova, G. G. Questions of dramatic art of operas / of Kuleshov. -Minsk: Science and equipment, 1979. - 231 pages.
3 . Shalyapin, T. Pages of my life. Mask and soul: Stories / F. Shalyapin. - M.: Book chamber, 1990. - 462 pages.
4 . Shakhovsky, V. I. Kategorization of emotions in lexico-semantic system of language / Century I. Shakhovsky. - Voronezh: Publishing house Voronezh un-that, 1987. -192 pages.
5 . Cherepanova, I. Yu. Dom of the sorcerer: Beginnings of suggestive linguistics. Part 1. - Perm: Publishing house of the Perm university, 1995. - 213 pages.