Научная статья на тему 'Корреляционный анализ себестоимости молока на примере предприятий Орловской области'

Корреляционный анализ себестоимости молока на примере предприятий Орловской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рубакова Елена Викторовна, Яковлева Наталья Альбертовна

В статье рассмотрен корреляционный анализ себестоимости молока на примере предприятий Орловкой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рубакова Елена Викторовна, Яковлева Наталья Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Корреляционный анализ себестоимости молока на примере предприятий Орловской области»

УДК 311.14

КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ МОЛОКА НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Рудакова Елена Викторовна, студентка 3 курса специальности «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», научный руководитель: Яковлева Наталья Альбертовна, к.э.н., доцент Орловский государственный аграрный университет

В статье рассмотрен корреляционный анализ себестоимости молока на примере предприятий Орловкой области.

Наиболее разработанной в теории статистики является методология парной корреляции, рассматривающая влияние вариации факторного признака х на результативный признак у и представляет собой многофакторный кор-реляционно - регрессионный анализ.

Выделяются следующие основные виды связи:

1. по направлению: прямая; обратная.

2. по количеству признаков, между которыми заключается связь: парная связь; множественная.

3. по тесноте связи: функциональные; корреляционные.

Корреляционный анализ позволяет определить изменения зависимой

перемененной под влиянием одного или комплекса факторов; характеризует меру зависимости между результативным признаком и факторным; показывает меру тесноты связи между признаками.

Применение метода корреляции для анализа связи складывается из следующих последовательно решаемых вопросов:

- установление причин связи;

- отбор наиболее существенных признаков для анализа;

- определение формы связи и подбор математического уравнения для выражения существенных связей;

- расчет числовых характеристик корреляционной связи.

При проведении корреляционно - регрессионного анализа нужно соблюдать этапы его проведения:

1. Качественный анализ сущности изучаемого явления

2. Постановка задач и выбор факторных и результативных признаков

3. Сбор статистического материала, его контроль

4. Установление аналитической формы связи, расчет параметров уравнения связи и других количественных характеристик

5. Определение тесноты связи

6. Оценка статистической надежности выборочных показателей связи

7. Интерпретация полученных характеристик, оформление результатов в виде таблиц и графиков. [1]

Рассмотрим зависимость себестоимости 1ц молока от уровня прямых затрат труда на производство 1ц молока по группе хозяйств Орловской об-

ласти.

Таблица 1. Исходные данные для корреляционного анализа _и расчетные величины_

Наименование хозяйства Прямые затра- Себестоимость 1 ц молока, руб. Расчетные величины

ты труда на пр-во 1 ц молока, чел. -час. X2 У2 ху У,: Oí (y¿ -Уд2

ООО «Фирма Ока» 1,78 409,5 3,18 167690,25 730,60 913,17 3,52 253686,5 3

ООО «Масло-во» 1,51 743,1 2,27 552197,61 1120,73 902,07 4,64 25271,27

ООО «Макее-во» 2,31 759 5,35 576081,00 1755,32 934,44 1,82 30779,89

ЗАО «Славянское» 1,06 773,2 1,12 597838,24 818,20 883,96 6,78 12268,22

ООО «Авангард» 1,70 777,9 2,88 605128,41 1319,65 909,64 3,86 17356,56

1 2 3 4 5 6 7 8 9

СПК «Мичурина» 2,55 880,9 6,52 775984,81 2248,63 944,10 1,23 3994,06

ООО «Троицкое» 2,14 883,8 4,58 781102,44 1890,71 927,47 2,32 1906,64

ООО «Орел-Агро- Продукт» 1,28 977,3 1,65 955115,29 1255,81 893,09 5,65 7091,73

ФГУП УПХ «Лавровский» 9,91 1054,2 98,12 1111337,64 10442,5 5 1239,98 38,99 34515,61

СПК «Кор-сунский» 10,17 1058,4 103,3 4 1120210,56 10759,1 5 1250,44 42,31 36879,02

ООО «Вер-ховскагро» 4,30 1097,7 18,53 1204945,2 9 4725,27 1014,60 0,41 6905,44

ОАО «Кром-ские Черноземы» 3,09 1114,4 9,56 1241887,3 6 3446,36 965,82 0,32 22074,54

ОАО ОПХ «Красная звезда» 2,65 1250 7,00 1562500,0 0 3308,03 947,87 1,03 91281,19

ЗАО «Березки» 3,21 1298,4 10,31 1685842,5 6 4168,22 970,56 0,20 107478,1 6

ФГУП «Стрелецкое» 2,92 1313,4 8,55 1725019,5 6 3839,63 959,02 0,54 125585,9 9

С/х «Заря» 7,99 1428,1 63,89 2039469,6 1 11415,3 5 1163,03 18,77 70260,09

Итого 58,58 15819,3 346,8 5 16702350, 63 63244,2 1 15819,2 8 132,39 847334,9 3

Среднее значение 3,66 988,71 21,68 1043896,9 1 3952,76 988,70 x x

Установим зависимость между уровнем прямых затрат труда и себестоимостью 1ц молока.

Вначале обозначим факторный и результативный признаки. х - факторный признак (прямые затраты труда) у - результативный признак (себестоимость молока)

Для определения направления и аналитической формы связи построим график зависимости между факторами.

1600

1400

1200

=г 1000

800

5

О

I-

и

и ю и и

600

400

200

0

♦ ♦

0,00 2,00 4,00 6,00 8,00 10,00 12,00 Прямые затраты труда на производство 1 ц молока

Рис.13 Зависимость между прямыми затратами на 1ц молока

и себестоимость 1 ц

Анализ расположения точек на поле графика свидетельствует о том, что между изучаемыми факторами существует прямая линейная зависимость, которую математически можно выразить уравнением прямой линии:

ух = а + Ьх (1)

ап + Ь^х = ^у

а^х + Ь^х2 = %ху (2)

16а + 58,58Ь = 15819,3 58,58а + 346,85Ь = 63244,21

, _ хгу-х*у

^-(х)2 (3)

, 3952,76-3,66*988,71 __

Ь =-;---г^ = 40,24 руб.

21,68—(3,66)2 ' ^

а = у — Ь * х (4)

а=988,71 - 40,24*3,66 = 841,38 Уравнение примет вид:

ух = 841,38 + 40,24х (5)

В данной совокупности коэффициент регрессии имеет знак «+», что под-

тверждает наличие прямой зависимости между признаками и при увеличении затрат труда на производство 1ц молока на 1 чел .-час, себестоимость 1ц молока увеличится на 40,24 руб.

Для оценки силы связи признаков х и у найдем средний коэффициент эластичности:

Э = Ь * - (6)

у

Э = 40,24 * = 0,15 %

988,71

Следовательно, с изменением уровня прямых затрат на производство 1ц молока на 1 % от своего среднего значения себестоимость 1ц молока в среднем изменится на 0,15 %.

Определим коэффициент корреляции:

_ ху—х*у

^ху ~ _ , „ (7)

ах*Оу

0-*= Рг^-ОО2 (8)

п

°у = №т-<у)2 (9)

п

Ох = ^^ - (3,66)2 = 2,88

^ = и6702350,63 _ = 257,60

3952,76-3,66*988,71 Л „

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ГХу = -;-7-— = 0,45

ху 2,88*257,60

Полученные результаты показывают, что между исследуемыми признаками существуют умеренная связь, т.е. увеличение прямых затрат на производство 1ц молока ведет к увеличению себестоимости 1ц молока. Определим коэффициент детерминации: Я= гх2у * 100% = 0,452 * 100% = 20,25 % (10)

Это означает, что вариация себестоимости на 20,25% обусловлена вариацией прямых затрат труда на 1ц молока, остальные 79,75% вариации вызваны неучтенными в модели факторами.

ух = 841,38 + 40,24х Если прямые затраты труда на производство 1ц молока составят 15 чел. -час. (хр =15), то себестоимость 1ц молока будет равна:

ух = 841,38 + 40,24*15 = 1444,98 руб.

Доверительный интервал прогноза:

хг = хв±Д (11)

Д= t * д (12)

д = а * N

п ^ Пхг-х)2 (13)

а= 1ЖупЫ1= 1847334,93 _ 246,02 (14)

п-2 л 14 4 у

д = 246,02 * /1 + -+(15 3,66)2 = 350,52

^ ^16 132,39

При р = 0,95 1 = 2,1448

Д= 2,1448 * 350,52 = 751,80 руб. Значит, при прямых затратах на производство 1ц молока, равным 15 чел. - час., себестоимость 1ц молока будет находиться в пределах от 1444,98 ± 751,80 руб.

Оценка статистической надежности.

Для оценки статистической надежности результатов используют Б - критерий Фишера. Выдвигаем нулевую гипотезу о статистической незначимости полученного уравнения регрессии.

„ _ 11(У,-Ух)2/(П-2)

и»,-«' (15)

1847334,93/14 = 21 ° ^ 132,39 Определяем 1 - критерий Стьюдента:

(16)

и ть 40 24

гъ = = 1,8821

° 21,38 £т > £ф

Зависимость между прямыми затратами труда на производство 1ц молока и себестоимостью 1ц молока является статистически незначимой.

Установим пределы коэффициента регрессии в генеральной совокупности (вероятностью 0,95):

Ьг = Ьв±Дв (17)

Ав=ть*ЬТ (18)

Дв= 21,38 * 2,1448 = 45,86

С вероятностью 0,95 коэффициент регрессии находится в пределах 40,24 ± 45,86.

1-г2

тг = (19)

1—0,452

тг = , = 0,22

Ц = ~ (2°)

О 45

г ф = ^ = 2,0456 ф 0,22 '

^т ^ ^ф

Коэффициент корреляции является статистически незначимым.

Пределы коэффициента корреляции в генеральной совокупности (с вероятностью 0,95):

гГ = гв±А (21)

Аг=тг *£т (22)

Аг= 0,22 * 2,1448 = 0,47

С вероятностью 0,95 коэффициент корреляции находится в пределах 0,45 ± 0,47.

Список литературы:

1. Минашкин В.Г., Р. А. Шмойлова, Н.А. Садовникова, Л.Г. Моисейкина, Е.С. Рыбакова. ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. Центр ЕАОИ. 2010. - 296 с.

2. Гончарова Н.М. Анализ государственного регулирования экономического развития аграрного сектора экономики. [Текст]: Экономика и социум: сб.статей - Орел 2014г. 5с.

УДК 311.14

ДИСПЕРСИОННЫЙ АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ МОЛОКА НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Рудакова Елена Викторовна, студентка 3 курса специальности «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»,

научный руководитель: Яковлева Наталья Альбертовна, к.э.н., доцент Орловский государственный аграрный университет

В статье рассмотрен дисперсионный анализ себестоимости молока на примере предприятий Орловкой области.

Дисперсионный анализ - это метод статистической оценки надежности проявления зависимости результативного признака от одного или нескольких факторов. На основе дисперсионного анализа решаются задачи:

1) общая оценка достоверности различия средних при группировке единиц по одному фактическому признаку или нескольким;

2) оценка достоверности взаимодействия между 2-мя или большим числом факторов;

3) оценка частных различий между парами средних.

Статистическая оценка достоверности показателей осуществляется по

выборочным данным. Следовательно, дисперсионный анализ является методом оценки выборочных характеристик связи между факторами [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.