Научная статья на тему 'Коррекция психофизиологических качеств специалистов с напряженным характером профессиональной (спортивной) деятельности путем сочетанного использования физических факторов'

Коррекция психофизиологических качеств специалистов с напряженным характером профессиональной (спортивной) деятельности путем сочетанного использования физических факторов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
190
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ / СОЧЕТАННОЕ ДЕЙСТВИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ / CORRECTION OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL QUALITIES / COMBINED ACTION OF PHYSICAL FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Старостин Олег Альбертович

С целью оценки эффективности сочетанного использования разномодальных физических факторов в коррекции психофизиологических качеств лиц с напряженными и сложными условиями трудовой (спортивной) деятельности обследованы 48 мужчин студентов в начальном периоде обучения, имевших признаки ухудшения психофизиологических функций, связанных с трудностями учебно-профессиональной адаптации. В основной группе (28 человек) применялись сочетания физических факторов (контрастные температурные процедуры, вибромассаж, ароматерапия, цветоритмотерапия, музыкотерапия). Общее число ежедневных 25÷35-минутных сеансов 12-14. В группе сравнения (20 человек) назначали традиционные физиотерапевтические средства. При идентичном по продолжительности реабилитационном периоде общая длительность использованных физиотерапевтических процедур в группе сравнения была в три раза большей. В результате проведения коррекционных программ с использованием сочетаний физических факторов было выявлено повышение скорости и точности сенсомоторных реакций (р=0,002÷0,027), лабильности слуховой (р=0,012÷0,021) и зрительной (р=0,007) сенсорных систем, улучшение сбалансированности нервных процессов, координации двигательных действий. Применение разработанной коррекционной программы, базирующейся на сочетанном использовании разномодальных физических факторов, обеспечивает восстановление психофизиологических качеств у лиц с напряженным и сложным характером профессиональной (спортивной) деятельности. Полученные данные позволяют рекомендовать разработанный метод к использованию в восстановительной, спортивной, медицине, тренировочном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Старостин Олег Альбертович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correction of psycho-physiological qualities of employees with challenging character of professional (sports) activity by combined application of physical factors

In order to assess the effectiveness of combined application of different modalities of physical factors in the correction of psychophysiological qualities of individuals with stressful and difficult working conditions (sports) of activities 48 men were examined students in the initial period of training, with signs of deterioration in psycho-physiological functions connected with the difficulties of training and professional adaptation. In the study group (28 people) a combination of physical factors (temperature contrast procedures, vibratory massage, aromatherapy, light therapy, music therapy) has been used. The total number of daily 25÷35 minute sessions 12-14. In the comparison group (n=20) the traditional means of physiotherapy were assigned. Under identical duration of the total rehabilitation period, duration of physical therapy in the comparison group was three times greater. Because of correctional programs with using of combinations of physical factors the increase of speed and accuracy of sensorimotor responses were found together with (p=0.002÷0.027), the labiality of the hearing (p=0.012÷0.021) and visual (p=0.007) sensory systems, improvment of the balance of nervous processes, coordination of motor actions. Thus, application of the developed correction program, based on the combined use of different modalities of physical factors, improves psycho-physiological qualities of patients with intense and complex nature of the professional (sports) activities. The data obtained allow recommending the developed method for use in recovery, sports medicine, and training process.

Текст научной работы на тему «Коррекция психофизиологических качеств специалистов с напряженным характером профессиональной (спортивной) деятельности путем сочетанного использования физических факторов»

обязанностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алдошин, А.В. Педагогическая технология специальной физической подготовки курсантов вузов МВД к выполнению служебно-боевых задач в условиях локальных конфликтов / А.В. Алдошин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2008. - № 9 (43). - С. 3-7.

2. Северин, Н.Н. Педагогические условия, необходимые для формирования профессионализма у сотрудников ГПС МЧС России / Н.Н. Северин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 1 (83). - С. 131-134.

REFERENCES

3. Aldoshin, A.V. (2008), "Pedagogical technology of special physical preparation of cadets of high schools of the Ministry of Internal Affairs to fulfillment of fighting problems in the conditions of local conflicts", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 43 No. 9, ppv.3-7.

4. Severin, N.N. (2012), "Pedagogical conditions necessary for formation of professionalism at employees of state fire service of the Ministry of Emergency situations of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 83 No. 1, pp. 131-134.

Контактная информация: sdd-bae@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.04.2012.

УДК 796.011.3(075)

КОРРЕКЦИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТОВ С НАПРЯЖЕННЫМ ХАРАКТЕРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ (СПОРТИВНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПУТЕМ СОЧЕТАННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ

ФАКТОРОВ

Олег Альбертович Старостин, врач-психотерапевт,

Северо-Западный институт управления здравоохранением, С.-Петербург

Аннотация

С целью оценки эффективности сочетанного использования разномодальных физических факторов в коррекции психофизиологических качеств лиц с напряженными и сложными условиями трудовой (спортивной) деятельности обследованы 48 мужчин - студентов в начальном периоде обучения, имевших признаки ухудшения психофизиологических функций, связанных с трудностями учебно-профессиональной адаптации. В основной группе (28 человек) применялись сочетания физических факторов (контрастные температурные процедуры, вибромассаж, ароматерапия, цве-торитмотерапия, музыкотерапия). Общее число ежедневных 25^35-минутных сеансов - 12-14. В группе сравнения (20 человек) назначали традиционные физиотерапевтические средства. При идентичном по продолжительности реабилитационном периоде общая длительность использованных физиотерапевтических процедур в группе сравнения была в три раза большей. В результате проведения коррекционных программ с использованием сочетаний физических факторов было выявлено повышение скорости и точности сенсомоторных реакций (р=0,002^0,027), лабильности слуховой (р=0,012^0,021) и зрительной (р=0,007) сенсорных систем, улучшение сбалансированности нервных процессов, координации двигательных действий. Применение разработанной коррекционной программы, базирующейся на сочетанном использовании разномодальных физических факторов, обеспечивает восстановление психофизиологических качеств у лиц с напряженным и сложным характером профессиональной (спортивной) деятельности. Полученные данные позволяют рекомендовать разработанный метод к использованию в восстановительной, спортивной, медицине, тренировочном процессе.

Ключевые слова: коррекция психофизиологических качеств, сочетанное действие физических факторов.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.04.86.p156-161 CORRECTION OF PSYCHO-PHYSIOLOGICAL QUALITIES OF EMPLOYEES WITH CHALLENGING CHARACTER OF PROFESSIONAL (SPORTS) ACTIVITY BY COMBINED APPLICATION OF PHYSICAL FACTORS

Oleg Albertovich Starostin, the psychotherapist,

North-West Institute of Health Management, St.-Petersburg

Annotation

In order to assess the effectiveness of combined application of different modalities of physical factors in the correction of psychophysiological qualities of individuals with stressful and difficult working conditions (sports) of activities 48 men were examined - students in the initial period of training, with signs of deterioration in psycho-physiological functions connected with the difficulties of training and professional adaptation. In the study group (28 people) a combination of physical factors (temperature contrast procedures, vibratory massage, aromatherapy, light therapy, music therapy) has been used. The total number of daily 25^35 minute sessions - 12-14. In the comparison group (n=20) the traditional means of physiotherapy were assigned. Under identical duration of the total rehabilitation period, duration of physical therapy in the comparison group was three times greater. Because of correctional programs with using of combinations of physical factors the increase of speed and accuracy of sensorimotor responses were found together with (p=0.002^0.027), the labiality of the hearing (p=0.012^0.021) and visual (p=0.007) sensory systems, improvement of the balance of nervous processes, coordination of motor actions. Thus, application of the developed correction program, based on the combined use of different modalities of physical factors, improves psycho-physiological qualities of patients with intense and complex nature of the professional (sports) activities. The data obtained allow recommending the developed method for use in recovery, sports medicine, and training process.

Keywords: correction of psychophysiological qualities, combined action of physical factors.

ВВЕДЕНИЕ

Для лиц с напряженными и сложными условиями трудовой деятельности (операторы сложных транспортных систем, специалисты «опасных» профессий, спортсмены и др.) профессионально важными являются психофизиологические качества, обеспечивающие скорость восприятия поступающей разномодальной информации и принятия решения; адекватность, быстроту и точность ответных сенсомоторных реакций [1]. Напряженная и ответственная профессиональная (спортивная) деятельность, как правило, сопровождается значительными нагрузками на перечисленные качества, зачастую приводя к их недопустимому ухудшению, что может крайне негативно отразиться на успешности и надежности деятельности таких специалистов [8]. В настоящее время в системе профилактических и восстановительных мероприятий у специалистов с напряженными и сложными условиями труда все чаще применяются немедикаментозные методы коррекции психофизиологических качеств, поскольку у подобных категорий лиц применение фармакологических средств зачастую недопустимо. В частности, практическое применение в программах психофизиологической коррекции и реабилитации нашли такие методы, как транскраниальная электростимуляция, низкоэнергетическая электромагнитная терапия, светодиодная матричная фототерапия, воздействие импульсными токами, динамическая электростимуляция мышечных групп, ароматерапия, арт-терапия и ряд других [2,4,9]. Кроме этого, активно разрабатываются методы, которые, обладая саногенным и эргогенным действием на целостный организм, позволяют оптимизировать и психофизиологические функции: температурные воздействия, респираторные нагрузки, ультрафиолетовое облучение, бальнеотерапия, массажные процедуры и др. [3,4,6]. Однако такое многообразие реабилитационных средств свидетельствует о нерешенности проблемы экстренного восстановления требуемого уровня психофизиологических функций у специалистов с напряженным и сложным характером трудовой (спортивной) деятельности.

Перспективным вариантом совершенствования немедикаментозных коррекцион-

ных программ является рациональное применение физических средств, действующих сочетанно. При сочетанном действии физических факторов (СДФФ) имеет место потенцирование их благоприятных эффектов, снижение негативных побочных реакций, а также сокращение общего времени проводимых коррекционных процедур [4].

Цель работы - оценить эффективность сочетанного использования разномодальных физических факторов в коррекции психофизиологических качеств лиц с напряженными и сложными условиями трудовой (спортивной) деятельности.

МЕТОДИКА

В качестве объекта исследования нами были выбраны курсанты военных училищ и студенты спортивных вузов в начальном периоде обучения. Всего было обследовано 48 мужчин (17-19 лет, средний возраст 18,5±0,3 года), из них: 25 курсантов и 23 студента. Критерием включения в исследование было наличие признаков ухудшения психофизиологических функций, связанных с явлениями учебно-профессиональной дезадаптации. Критерием исключения являлось наличие соматической или психической патологии.

Обследованные были разделены на основную группу (28 человек) и группу сравнения (20 человек) таким образом, чтобы по исходному уровню психофизиологических качеств, анамнестическим данным не было достоверных межгрупповых различий. У всех обследованных без отрыва от основной деятельности проводились немедикаментозные мероприятия по восстановлению психофизиологических функций. В основной группе коррекционная программа состояла из ежедневных сеансов СДФФ, реализуемых с использованием физиотерапевтических устройств (капсул) “Дермалайф” (Эстония-РФ). Были использованы разработанные нами дифференцированные режимы применения СДФФ [7] (инфракрасное и паровое тепло, контрастный душ, вибромассажные процедуры области позвоночника и стоп, ароматерапия, цветоритмотерапия, специальные варианты звуковой терапии). Продолжительность сеансов составляла 25-35 мин, при курсе 12-14 процедур. Лицам группы сравнения назначали традиционно используемые немедикаментозные средства (банные процедуры, лечебный массаж, гидромассаж, бальнеотерапия, ароматерапия, фотостимуляция, арт-терапия), а также транскраниальную электростимуляцию (аппарат «Альфария», РФ) или низкоэнергетическую электромагнитную терапию (устройство «БЬКЛ-И», РФ). При идентичном по продолжительности периоде проведения коррекционных программ (12-14 дней) общая длительность физиотерапевтических процедур в группе сравнения была почти в 3 раза большей, чем в основной.

Исследования психофизиологических качеств выполнялись с использованием системы АРМ СПО «ОТБОР» (РФ) перед началом курса коррекционных мероприятий (I этап наблюдения) и через день после его окончания (II этап). Регистрировали критическую частоту слияния мельканий (КЧСМ), реакцию на движущийся объект (РДО), аудиометрические параметры [5]. Из показателей РДО анализировали среднее время запаздывающих и опережающих реакций, из аудиометрических параметров - значения порогов слуховой чувствительности на высоких - 4000^8000 Гц и низких - 125^500 Гц частотах (ВЧ и НЧ).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ результатов I этапа наблюдения (табл.) показал, что межгрупповых различий по состоянию оцениваемых качеств не наблюдалось, что позволило объединить данные исходного состояния в одну группу.

Сравнение полученных результатов с нормативными значениями [5] выявило наличие у большинства обследованных снижения скорости и точности сенсомоторных реакций, повышения порогов восприятия со стороны зрительной и слуховой сенсорных систем. Следовательно, для лиц с дезадаптивными проявлениями характерными оказались негативные сдвиги психофизиологических качеств, которые, очевидно, по механиз-

му «порочного круга» снижали работоспособность и углубляли нарушения процесса профессиональной адаптации.

Таблица

Динамика психофизиологических показателей в результате проведенных коррек-_______________ционных мероприятий у лиц сравниваемых групп____________________

Группа наблюдения (число пациентов) Методика, показатели Этап обследования

РДО (М+а) Аудиомет] рия (М+а) КЧСМ Ме №5; Q75), Гц

Среднее время запаздывающих реакций, мс Среднее время опережающих реакций, мс НЧ, дБ ВЧ, дБ

Вся выборка I этап

(п=48) 272+49 115+13 14,9+6,1 18,3+5,2 40,2+1,5

Основная (п=28) II этап

145+28 95+6 8,9+3,2 10,8+3,2 41,9+1,0

р=0,002 р=0,027 р=0,021 р=0,012 р=0,007

Сравнения (п=20) 187+25 102+11 11,1+3,4 12,8+2,4 41,1+0,9

Примечание. Уровень значимости различий между группами - р. Различия всех показателей по сравнению с I этапом статистически значимы (р < 0,05) в обеих группах.

Как показали повторные исследования, проведение коррекционных программ приводило к улучшению психофизиологических параметров в обеих группах, однако в основной группе выраженность позитивных сдвигов оказалась достоверно большей, чем в группе сравнения. В частности, в основной группе относительное снижение среднего суммарного времени запаздывающих и опережающих реакций по тесту РДО составило 47,0 и 17,4% по сравнению с исходным уровнем; в группе сравнения - лишь 31,5 и 11,3% соответственно (р=0,002+0,027). В основной группе снижение порогов слуховой чувствительности в среднем составило: для ВЧ - 40,0%, для НЧ - 40,9%, в то время как в группе сравнения, соответственно, 25,5 и 30,1% (р=0,012+0,021). Прирост средней КЧСМ у лиц основной группы был равен 1,7 Гц, в контроле - 1,0 Гц (р=0,007). Следовательно, использование СДФФ в разработанных нами дифференцированных режимах сопровождается экстренными позитивными сдвигами психофизиологических качеств у лиц с явлениями профессиональной дезадаптации. Что касается физиологических и психофизиологических механизмов позитивного влияния СДФФ на организм, то, по всей видимости, в их основе лежат и специфические, и неспецифические эффекты использованных факторов. К специфическим эффектам, нормализующим состояние психофизиологических функций, можно отнести позитивное влияние ароматерапии, цветоритмотерапии и музы-котерапии на функционирование высших отделов сенсорных систем и ЦНС в целом. Причем реализация факторов в сочетанном варианте, очевидно, позволяет взаимно потенцировать их благоприятные эффекты с достижением лучшего результата коррекции. Неспецифические механизмы влияния СДФФ на организм пациентов, как это показано в ряде публикаций [3,4] и в нашей работе [7], связаны с общим саногенным воздействием сочетаний физических факторов на функционирование физиологических систем, нейрогуморальную регуляцию функций, состояние пластических и метаболических процессов, неспецифической резистентности. Перечисленные эффекты реализуются путем использования собственных функциональных резервов организма, что обусловливает их стойкость и длительность. Также надо отметить, что повышение эффективности коррекционных мероприятий при использовании СДФФ сочеталось с уменьшением общей длительности физиотерапевтических процедур и, следовательно, освобождало время для выполнения обследованными лицами задач учебно-профессиональной деятельности или активного отдыха.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применение разработанной коррекционной программы, базирующейся на сочетанном использовании разномодальных физических факторов, обеспечивает восстановление психофизиологических качеств у лиц с напряженным и сложным характером профессиональной (спортивной) деятельности. Полученные данные позволяют рекомендовать разработанный метод к использованию в восстановительной, спортивной, медицине, тренировочном процессе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бодров, В.А. Информационный стресс / В.А. Бодров. - М. : ПЕР СЭ, 2002. -

352 с.

2. Бондарь, А.А. Особенности методики развития координационных способностей баскетболистов с использованием компьютерных технологий / А. А. Бондарь // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 2 (72). - С. 20- 22.

3. Механизмы воздействия солнечного излучения и геомагнитного поля на организм спортсмена / М. Д. Гуляев, И.И. Готовцев, А.В. Таймазов, Д.С. Цветков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 6 (76). - С. 32-37.

4. Иванов, А.О. Апробация комбинированного применения физических факторов для коррекции явлений дезадаптации военных моряков / А.О. Иванов // Научные труды ГИУВ МО РФ. Т. XIII. - М., 2011. - С. 145-149.

5. Практикум по физиологии военного труда / под ред. проф. В. И. Шостака ; С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 1991. - 76 с.

6. Сокунова, С. Ф. Применение интервальной гипоксической тренировки в сезонной подготовке бегунов на средние дистанции / С. Ф. Сокунова, Л. В. Коновалова, В. В. Вавилов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 5 (51). - С. 8689.

7. Восстановление функциональных возможностей организма здоровых лиц путем сочетанного использования физиотерапевтических средств / О.А. Старостин, Э.Н. Безкишкий, Р.Б. Мусаев [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2011. - № 12 (82). - С. 171-175.

8. Ушаков, И. Б. Экология человека опасных профессий / И.Б. Ушаков // Вестник восстановительной медицины. - 2002. - № 2. - С. 6-7.

9. Федоров, Р.В. Разработка методики, направленной на интенсивное развитие скоростно-силовых качеств студентов-волейболистов / Р. В. Федоров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 10 (44). - С. 104-107.

REFERENCES

1. Bodrov, V. A. (2000), Informational stress, publishing house PER SE, Moscow, Russian Federation.

2. Bondar, A.A. (2011), “Specificity of the development methodology for the coordination abilities of basketball players with application of the computer technologies”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, vol. 72 No. 2, pp. 20-22.

3. Gulyaev, M.D., Gotovtsev, I.I., Tajmazov, A.V. and Tsvetkov D.S. (2011), “Mechanisms of influence of the solar radiation and geomagnetic field on the athlete’s organism”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, vol. 76 No. 6, pp. 32-37.

4. Ivanov, A.O. (2011), “Testing of combined use of physical factors for the correction of the phenomena dysadaptation sailors”, Nauchnye trudy GIUV МО RF, vol. XIII, pp. 145149.

5. Ed. Shostak V.I. (1991), Workshop on the physiology of the military labor, Saint Petersburg, Russian Federation.

6. Sokunova, S.F., Konovalova, L.V. and Vavilov, V.V. (2009), “Application of inter-

val hypoxical training in seasonal preparation of runners on average distances”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 51 No.5, pp. 86-89.

7. Starostin, O.A., Bezkishky, E.N., Musaev, R.B., Nikolaenko, I.O. and Zakhodyakina C.Y. (2011), “Restoration of functionality of healthy persons by combined using of physiotherapeutic means”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 82 No.12, pp. 171-175.

8. Ushakov, I. B. (2002), “Human Ecology hazardous occupations”, Vestnik vosstanov-itel'noi meditsiny, Vol. 2, pp. 6-7.

9. Fedorov, R.V. (2008), “Design of methodology, directed to intensive power-speed abilities’ development of students”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 44 No. 10, pp. 104-107.

Контактная информация: oleg9733127@gmail.com

Статья поступила в редакцию 16.04.2012.

УДК 796.342

ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ В СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК-ИНВЕНТАРЬ-СНАРЯД-СРЕДА» НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ 6-10 ЛЕТ ТЕННИСУ

Чжан Сяоцюань, аспирант,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В работе обосновывается целесообразность перехода детей 6-10 лет при обучении теннису на замедленные мячи, легкие ракетки и уменьшенный корт. В основу доказательства правомерности перехода положен эргономический принцип соответствия свойств и качества инвентаря двигательным качествам и антропометрии ребёнка. Использованы экспериментальные методы измерения длин тела и его звеньев и динамометрии кисти, метод факторного анализа. Получено подтверждение совпадения роста ног детей и перехода на корт большего размера. Сроки смены ракетки коррелируют с возрастом усиленного прироста силы мышц хвата и размеров кисти детей. Получена достаточно сильная корреляционная зависимость между силой кисти и массой ракетки, более сильная, чем с другими параметрами, что позволяет считать силу мышц существенным фактором и продолжить работу по его исследованию.

Ключевые слова: замедленные мячи, легкие ракетки, уменьшенный корт, силы мышц хвата, эргономический принцип.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.04.86.p161-165 MATCHING PRINCIPLE IN THE SYSTEM OF "HUMAN-TOOLS-SHELL-ENVIRONMENT" AT THE STAGE OF PRIMARY TRAINING OF SCHOOL CHILDREN AGED 6-10 YEARS TO TENNIS

Zhang Xiaoquan, the post-graduate student,

Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

Annotation

The article proposes the feasibility of transition of children aged 6-10 years at learning tennis to slow balls, light rackets and smaller court. The proof of the legality of the transition was based on the ergonomic principle of correspondence of properties and quality of equipment to motor qualities and anthropometry of the child. Analysis used the experimental methods of measuring the body length, its links, hand dynamometry and method of factorial analysis. The matches of children foot growth and move to a larger court have been confirmed. Time of racket changing is correlated with the age of enhanced growth of muscles grab power and hand size. Rather strong correlation dependence between force of hand and mass of racket has been received, stronger, than with other parameters that allows considering the force of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.