DOI: 10.18522/2070-1403-2017-61-2-215-226
ПЕДАГОГИКА
УДК 37
П.А. Пономарев, А.М. Руденко
Донской государственный технический университет Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) г. Шахты, Россия
И.А. Тищенко
Шахтинский институт (филиал) Южно-Российского политехнического института (НПИ) имени М.И. Платова, г. Шахты, Россия ponomarev_p@mail,ru
КОРРЕКЦИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ИНВАЛИДОВ С ПОМОЩЬЮ АРТ-ТЕРАПИИ
[Peter A. Ponomarev, Andrey M. Rudenko, Irina A. Tischenko Correction of psycho-emotional states of people with disabilities through art therapy]
The article examines the role of art-therapeutic technologies in the process of psychological support for people with disabilities. It is shown the ways and methods of formation of art-therapeutic culture of people with disabilities, and its role in the development of skills for prevention and self-correction of negative emotional state of the organism, the efficiency of the use of art therapy to eliminate negative condi -tions. Special attention is paid to consideration of the impact of art-therapy and phototherapy at optimizing the emotional state of people with disabilities.
Key words: art therapy, people with disabilities, psychological support, psychological correction, social adaptation, art-therapy, phototherapy.
Проблема использования арт-терапии с целью улучшения психологического состояния лиц с ограниченными возможностями актуализируется рядом обстоятельств, прежде всего, необходимостью совершенствования объективных и субъективных условий социальной адаптации инвалидов. В настоящее время арт-терапию все чаще рассматривают как инструмент прогрессивной психологической помощи, способствующей формированию здоровой и творческой личности [2].
Теоретико-методологическую основу исследований по данной проблеме составляют идеи представителей гуманистического направления арт-терапии (Эдит Крамер, Э. Виршоп, М. Бетенски, Р. Сильвер, психологи А.И. Копы-тин, Е.Р. Кузьмина и педагоги Л.Д. Лебедева, Ю. Красный и др.). В своих работах они выявили, что арт-терапия способствует развитию правого полушария головного мозга, деятельность которого составляет основу творческого мышления, арт-терапия способствует развитию у занимающихся познавательных и созидательных навыков. Весьма значимые в этой области данные получили П.В. Романов и Е.Р. Ярская-Смирнова, предприняв исследование в рамках проекта «Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в РФ». В этой работе уделяется большое внимание рассмотрению ресурсов социальной интеграции и адаптации инвалидов. Внутренний мир лиц с ограниченными возможностями сложен и многообразен. Восприятие инвалидами явлений процессов окружающего мира имеет свою специфику и часто носит негативный характер. Использование арт-терапии в психокоррекционной работе с инвалидами позволяет помочь им увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать своё «Я», раскрыть свой потенциал, полноценно жить в социуме. Применение методов арт-терапии в работе с лицами, имеющими ограничения по состоянию здоровью, способствует развитию их творчества, совершенствованию взаимодействия с окружающим миром через наглядные образы.
Прообраз современной арт-терапии сохранился в архаических формах искусства - в народном творчестве. Склонный к символизации, человек бессознательно преобразовывал в символы предметы и формы окружающего мира и использовал эти символы как в религии, так и в изобразительном искусстве. Во все времена и у всех народов в качестве "средства исцеления" различных болезней и состояний использовались музыка, пение, танец, рисование, скульптура, театр, ритуалы и многое другое. Для многих людей народное творчество (рукоделие и ремесло) до сих пор является фактором сохранения душевного равновесия и здоровья [6].
Таким образом, основной целью арт-терапии является - гармонизация эмоционально-волевой сферы лиц с ограниченными возможностями через развитие способности самовыражения и самопознания.
Арт-терапия имеет свои преимущества:
1. практически каждый человек (независимо от своего возраста) может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков;
2. арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний;
3. продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований;
4. арт-терапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека;
5. арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию;
6. арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления [3].
Важно отметить, что художественное творчество выделяется исследователями как наиболее предпочтительная сфера реализации творческих сил человека.
Одним из методов который успешно применяется в работе с инвалидами, испытывающими негативное психоэмоциональное состояние являетсяизо-терапия (рисование). В процессе использования данного метода внутреннее "Я" человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит. Принято считать, что образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства.
Изотерапия по форме организации может быть индивидуальной и групповой. В современной зарубежной и отечественной изотерапии (В.Е. Фолке, Т.В. Келлер; Р.Б. Хайкин, М.Е. Бурно) выделяют направления этого метода: -использование уже существующих произведений изобразительного искусства путем их анализа и интерпретации пациентами; - побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности. Изотерапия широко используется в психокоррекционной практике как в медици-
не, так и в психологии. Применение изотерапии в медицине обусловлено лечебно-реабилитационными задачами, а в психологии - в большей мере кор-рекционно-профилактическими. Изотерапия дает положительные результаты в работе с людьми, имеющими различные проблемы - задержка психического развития, речевые трудностями, нарушение слуха, умственная отсталость, при аутизме, где вербальный контакт затруднен. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая человеку справиться со своими психологическими проблемами [5].
В изотерапии психолог помогает осознать и разрешить проблемную ситуацию, внешне ее выразить в рисунке (лепке) и определить выход из нее. Рисование - это творческий акт, позволяющий человеку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма [7]. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций. Рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе отрицательных или негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний. «Художественное самовыражение» так или иначе, связано с укреплением психического здоровья, а потому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор. Использование изотерапии во многих случаях выполняет и психотерапевтическую функцию, помогая справиться со своими психологическими проблемам, восстановить эмоциональное равновесие.
Еще одним известным методом арт-терапии, который используется в работе с лицами имеющими ограничения по состоянию здоровья является фототерапия - это использование фотографии (и как процесса, и как результата) в лечебно-коррекционных целях. Фотография - ценный инструмент в работе практического психолога для решения разного рода психологических проблем
(для снижения интенсивности либо полного устранения таких негативных состояний, как тревога, неуверенность, депрессия), а также развития и гармонизации личности. Фотография предоставляет возможность примирения с окружающей реальностью, которая оказывается не столь враждебной и негативной, как казалось ранее. Фототерапия как и любой другой вид творческого самовыражения смягчает неврозоподобные состояния и снимает общее чувство напряженности, а также развивает эстетические чувства и доверие к окружающему миру. Еще одним достоинством фототерапии является воспитание у человека вкуса и тонкости восприятия, - она помогает прочувствовать красоту естественных форм, линий и красок, а также развивает наблюдательность.
Конкретные способы применения изображений могут быть самыми разнообразными: это интерпретация фотографий, обсуждение эстетического эффекта, произведенного ими, обсуждение личных впечатлений, воспоминания (если речь идет, например, о семейных фотографиях), сочинение историй. Кроме того, создание и восприятие фото-образов может дополняться не только их обсуждением, но и различными видами творческой деятельности. Например: рисованием, созданием коллажей, сочинением историй, созданием альбомов, тематических подборок, плакатов, инсталляций, изготовлением из фотографий фигур и игра с ними, работой с костюмами и гримом на сцене, танцем.
В фототерапии, существуют следующие методики:
1. творческое коллекционирование. К примеру, методика творческого коллекционирования известного психиатра и психотерапевта М.Е. Бурно была позже дополнена «коллекционированием впечатлений» (например, коллекционирование путешествий, посвященных определенной тематике, древние города, разнообразные картинные галереи и т. д.);
2. творческое погружение в прошлое через созерцание фотографий мест, связанных с событиями в прошлом;
3. ведение дневника и записных книжек, в которые заносятся, а затем зачитываются вслух впечатления и мысли об окружающей природе и творческом процессе;
4. творческие путешествия в интересные и красивые места;
Не секрет, что многим удобнее выражать свои чувства и мысли через образы; именно поэтому фототерапия является для образно-мыслящих людей одним из важнейших средств самоорганизации и саморегуляции. Образ на
фотографии в рамках фототерапии служит объектом для переноса внутреннего негативного состояния (страх, боль, гнев, тревога) либо средством для выражения положительных чувств и эмоций (радость, умиротворение, любовь). Немаловажно и то, что фотография как таковая может служить средством для установления над своими эмоциями и чувствами контроля - преобразования их в нужном направлении.
Выделяют пять общих техник фототерапии в консультировании:
1. Личные коллекции. Сюда могут входить фотографии, сделанные самим клиентом (не обязательно обладающие художественной ценностью), фотографии, которые клиенту просто нравятся, например, найденные в сети, в журналах, на открытках и т.п.
2. Работа с фотографиями клиента, сделанные другими людьми. Здесь речь идет о фотографиях, на которых клиент выступает объектом съемки (это могут быть как постановочные снимки, где клиент позирует, так и спонтанные). Изучение собственного портрета, сделанного другим человеком, оказывается очень полезной практикой, так как позволяет увидеть себя со стороны и откорректировать ранее неосознаваемые сигналы, подаваемые в ходе общения (а сигналы эти подают все люди без исключения). Часто клиенты искренне удивляются, увидев себя на фотографии, так как представляли себя по-другому. Это не удивительно: подсознательное трудно поддается контролю, но первым шагом к этому может стать тщательный анализ фотографий и дальнейшее развитие с учетом полученной информации.
3. Работа с автопортретами клиента, то есть с фотографиями самого себя, сделанные клиентом. Такие фотографии создаются под полным или частичным контролем клиента, а значит отображают, в той или иной мере, то, что он желает. Создание автопортрета как снимка, сделанного без содействия посторонних, раскрепощает и позволяет изучить себя без оглядки на другого человека. Это очень важно при работе с проблемой адекватной самооценки и уверенности в себе: возможность увидеть себя «как есть», не надевая маску одной из социальных ролей, от которых человек, увы, несвободен, обладает мощным терапевтическим эффектом.
4. Работа с семейным/биографическим альбомом клиента. Сюда относятся любые коллекции фотографий, связанные с биографией клиента, в том
числе семейные снимки. Поскольку в большинстве случаев семейные фотоальбомы и т.п. коллекции фотографий создаются с целью рассказать об истории семьи - разумеется, с ее лучшей стороны, объективным документом его можно назвать едва ли. Однако именно здесь кроется ключ к успеху: создание собственной версии фотоальбома с комментариями либо рассказ о том, как и когда та или иная фотография попала в него, позволяет по иному взглянуть на прошлое, настоящее и будущее.
5. Работа с фотопроекциями. В рамках этой техники речь идет о формировании спонтанного, первичного мнения о фотографии в процессе ее просмотра или создания. Поскольку ощущения и эмоции, порождаемые в этом процессе, являются сугубо индивидуальными и проецируют внутренний мир человека, следовательно, у любой фотографии столько смыслов, сколько зрителей. Суть здесь в том, что важна не сама фотография как таковая, а реакция клиента на нее. Проекция - это очень полезный инструмент, позволяющий клиенту понять свой способ восприятия окружающей реальности [1].
Применение любой из пяти техник подразумевает не только и не столько создание или поиск фотографий, а скорее активную работу с ними. Нужно запустить процесс «коммуникации» с фотографией: выяснить, какие эмоции, чувства, ассоциации или воспоминания она вызывает, задать вопрос, почему она важна или понравилась клиенту, кто и в каких обстоятельствах делал снимок, почему была выбрана именно эта фотография и т.д. Ключ к эффективности фототерапии лежит именно в активной работе с фотографией: ценная информация часто выясняется в ходе сеанса совершенно неожиданно [4].
М.В. Киселева считает, что в арт-терапевтической работе с лицами с ограниченными возможностями необходимо учитывать:
• устойчивый характер нарушений при хронических заболеваниях, обусловливающий длительную работу с больными и низкую вероятность достижения видимых «психотерапевтических» результатов;
• снижение когнитивных возможностей хронически больных и определенную степень эмоционально-волевых нарушений, что предполагает допустимость нерегулярных посещений арт-терапевтических сессий, низкую степень вовлеченности в работу, необходимость жесткой директивности;
• относительно значительную степень нарушения коммуникативных возможностей больных, что затрудняет установление с ними достаточно устойчивого псвихотерапевтического контакта и нередко делает проблематичным их участие в некоторых формах групповой арт-терапии [3].
Форма организации арт-терапевтических занятий определяется характером нарушения в психическом развитии человека. Если проблема лежит в сфере эмоциональных отношений, наиболее предпочтительна индивидуальная форма; в случае затруднений в социальном приспособлении более эффективна групповая форма работы, тематически ориентированная.
В процессе арт-терапевтической работы с людьми имеющими ограниченные возможности неприемлемы команды, указания, требования, принуждение. Важно, чтобы участник мог самостоятельно выбирать подходящие для него виды, содержание творческой деятельности и материалы, а также работать в собственном темпе; мог отказаться от выполнения некоторых заданий и быть наблюдателем.
В целях изучения влияния выше названных методов арт-терапии на психологическое здоровье инвалидов было проведено исследование в интернате для инвалидов г. Зверево Ростовской области, в котором приняло участие 70 человек. На первом этапе нашей исследовательской работы проведен теоретический анализ научной литературы, изучены материалы Интернета, которые позволили более глубоко изучить понятие «арт-терапии» и определить подходы к применению методов арт-терапии. Для изучения эффективности арт-терапевтической работы с инвалидами были подобраны методики оценки актуального психоэмоционального состояния (И.И. Цыганок «Цветовая психодиагностика. Модификация полного клинического теста Люшера», диагностика «Самооценка психических состояний» Айзенка, диагностика «Уровня личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера).
В табл. 1, 2, 3 указано психоэмоциональное состояние до занятий арт-терапией, в таблице 4, 5, 6 отражено психоэмоциональное состояние лиц с ограниченными возможностями после арт-терапевтической практики.
Результаты оценки актуального психоэмоционального состояния (И.И. Цыганок «Цветовая психодиагностика. Модификация полного клинического теста Люшера»)
Уровни нервно-психической устойчивости количество чел./%
высокий 7/10%
хороший 10/14,3%
средний 14/20%
сниженный 18/25,7%
низкий 21/30%
Таблица 2
Результаты диагностики самооценки психических состояний
(по Г. Айзенку)
Уровни эмоционального состояния количество чел./%
Высокий уровень тревожности 32/45,7%
Средний уровень тревожности 20/28,5%
Низкий уровень тревожности 20/25,8%
Таблица 3
Результаты применения диагностики
уровня личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера
Уровни личностной тревожности количество чел./%
высокий 21/30%
умеренный 42/60%
низкий 7/10%
Первоначально результаты диагностики показали, что у ряда лиц с ограниченными возможностями выявлен повышенный уровень тревожности, сниженный уровень нервно-психической устойчивости (что свидетельствует о повышенном уровне непродуктивной напряженности, сниженном эмоциональном тонусе, переутомлении), сниженном уровне эмоционального состояния (настроения).
Результаты диагностики представленные ниже, получены после проведения занятий арт-терапией из которых видно, что арт-терапевтическая практика положительно влияет на психоэмоциональное состояние лиц с ограниченными возможностями.
И.И. Цыганок «Цветовая психодиагностика. Модификация полного клинического теста Люшера»
Уровни нервно-психической устойчивости количество чел./%
высокий 15/21,4%
хороший 20/28,6%
средний 17/24,3%
сниженный 11/15,7%
низкий 7/10%
Таблица 5
Результаты диагностики самооценки психических состояний
(по Г.Айзенку)
Уровни эмоционального состояния количество чел./%
Высокий уровень тревожности 17/24,2%
Средний уровень тревожности 18/25,7%
Низкий уровень тревожности 35/50%
Таблица 6
Результаты применения диагностики уровня личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера
Уровни личностной тревожности количество чел./%
высокий 6/8,5%
умеренный 38/54,2%
низкий 26/37,3%
Данные результаты позволяют предположить, что лицам, имеющим ограничения по состоянию здоровья необходимо использование арт-терапии как одного из способов профилактики и самокоррекции негативных психоэмоциональных состояний.
На основе вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы:
1. Арт-терапия оказывает здоровьесберегающее воздействие.
2. Целью применения арт-терапии в работе с инвалидами может являться сохранение или восстановление их здоровья, а приемы арт-терапии можно использовать в качестве инструмента развития определенных психологических и личностных качеств лиц с ограниченными возможностями.
3. Многие арт-терапевтические методики, техники, широко используемые психотерапевтами,с целью профилактики и коррекции их негативных
эмоциональных состояний, нормализации эмоционально-волевой сферы личности, способствуют как духовно-нравственному, так и физическому оздоровлению инвалидов.
4. Для повышения эффективности действия методов арт-терапии необходимо повышать арт-терапевтическую культуру инвалидов, что будет способствовать самостоятельному использованию лицами с ограниченными возможностями арт-терапевтических знаний, умений и навыков для профилактики и самокоррекции негативных психоэмоциональных состояний.
Таким образом, использование арт-терапевтических знаний, умений и на-выковс целью снятия стрессов, усталости и других негативных состояний, обеспечивает коррекцию психоэмоциональных состояний, психофизиологических процессов лиц с ограниченными возможностями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вайзер Джуди Техники фототерапии: использование интеракций с фотографиями для улучшения жизни людей // Визуальная антропология: настройка оптики / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. М., 2009.
2. Карпова Г.Г. Инвалиды и культурная политика // Социологические исследования. 2010. № 10.
3. Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе / М.В. Киселева. СПб.: Речь, 2007.
4. Константинова Д.П. Фототерапия как метод психокоррекционной работы с различными группами клиентов // Социальная работа: проблемы и перспективы: материалы V Межвузовской научно-практической конференции, 23 марта 2011 г. СПб.: СПбГУП, 2011.
5. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002.
6. Лебедева Л.Д. «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий». СПб.: Речь, 2003.
7. Михальченко К.А. Арт-терапия в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развитии, 2011.
REFERENCES
1. Weiser D. Phototherapy techniques: the use of interactions with photographs to improve the lives of people / Visual anthropology: adjustment of optics / Ed. E. Yarskaya-Smirnova, P. Romanov. M., 2009.
2. Karpova G.G. People with disabilities and cultural policy // Sociological studies. 2010. No 10.
3. Kiseleva M.V. Art therapy in applied psychology and social work / M.V. Kiseleva. SPb., 2007.
4. Konstantinov D.P. Phototherapy as a method of psycho-correction work with different client groups // Social work: problems and prospects: materials of the V Interuniversity scientific and practical conference, March 23, 2011. SPb., 2011.
5. Kopytin A.I. Theory and practice of art therapy. SPb., 2002.
6. Lebedev L.D. Practice of art therapy: approaches, diagnostics, system training. SPb., 2003.
7. Mikhalchenko K.A. Art therapy in the system of psychological assistance to children with problems in development, 2011.
_3 апреля 2017 г.