КОРРЕКЦИЯ ПРАВИЛ СОРЕВНОВАНИЙ ПО АРМЕЙСКОМУ РУКОПАШНОМУ БОЮ В ИНТЕРЕСАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МАССОВОСТИ И СОХРАНЕНИЯ КАДРОВ В СПОРТИВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ
Помощник председателя Комитета по законодательству и правовой политике Законодательного собрания Краснодарского края, председатель военно-спортивного клуба им. Героя России А. Берлизова, г. Краснодар В.А. Котко
Армейский рукопашный бой как средство профессионально-прикладной физической подготовки военнослужащих используется в военно-патриотическом воспитании детей без какой-либо коррекции его опасных правил соревнований, что неправомерно и требует пересмотра на предмет резкого снижения трав-моопасности с последующим поэтапным усложнением в соответствии с возможностями растущего организма.
Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, рукопашный бой, травмоопасность, поэтапное усложнение правил соревнований, сохранение контингента учащихся.
Боевые искусства, используемые в интересах прикладной военно-физической подготовки представителей силовых структур, являются привлекательными и для детей, что позволяет успешно использовать их в качестве средства военно-патриотического воспитания.
С 90-х годов в России, на смену проверки физкуль-турно-спортивной работы, проводимой во всех силовых ведомствах России путем организации соревнований по борьбе САМБО, пришли различные виды восточных единоборств с преимущественно ударной техникой [11]. Несколько позже, при проведении соревнований в силовых структурах, наметилась тенденция к соединению ударных единоборств со спортивной борьбой по армейской и милицейской версиям, якобы с ведомственно-прикладной направленностью [2, 10], а из традиционного карате трансформировался Спортивный рукопашный бой [6], также далекий от профессиональных запросов силовых ведомств. Имело место использование далеких от прикладной деятельности таких комплексных единоборств, как Mix-Fight и Боевое самбо [1].
Содержание технико-тактических действий на этих соревнованиях свидетельствует об отсутствии методологии планомерной подготовки в данном направлении как в сфере военно-прикладной подготовки, так и в сфере военно-патриотического воспитания. Подготовленные в раннем возрасте единоборцы различных видов «перетягиваются» из одного коллектива в другой и адаптируются к новым правилам соревнований, оставляя в своем арсенале ранее наработанные схемы ведения боя [11].
Следует отметить тот факт, что правила соревнований по прикладным единоборствам не в полной мере соот-
№1 • 2008
ветствуют модели профессиональной деятельности, например в МВД, где противник должен быть задержан, а не избит [10], и бросать его на спину незачем, поскольку он должен быть задержан и связан, а для этого должен быть сбит на живот, а не на спину.
К сожалению, программы многолетней подготовки по прикладному рукопашному бою [2, 10] копируют правила соревнований, жесткость и травмоопасность которых, на наш взгляд, ничем не оправдана цаже для взрослых. Например, зачем бить ногами по голове лежащего и не способного маневрировать «противника», который является твоим сослуживцем? Ведь можно правилами соревнований просто увеличить оценку за имитацию нанесения таких ударов.
Тем более использование таких правил несовместимо с патриотической работой с детьми, учитывая тот факт, что в настоящее время в школу приходит большое число нездоровых детей, а к ее окончанию их оказывается еще больше [3, 9]. Мало того, дети не в состоянии адекватно реагировать на меняющиеся ситуации в жестко-контактных и стрессорных условиях поединка в силу еще не сформировавшихся сенсомоторных структур [6, 7].
Таким образом, необходимо введение поэтапных правил соревнований по комплексным единоборствам, так, как это происходит в кикбоксинге [5] с «семиконтактом», «лайт-контактом», «фулл-контактом». В соответствии с этим и программы подготовки на этапах, хотят или не хотят этого руководители, будут адаптироваться [4]. Нами были предложены правила соревнований для спортсменов 3-4 года обучения по армейскому рукопашному бою (1 и 2-й учебно-тренировочный подэтапы подготовки).
Основными отличиями от стандартных правил являлись:
• запрещение ударов ногами по противнику, лежащему на ковре;
• начисление 3-х баллов за имитацию ударов ногой по голове и 2-х баллов за имитацию удара ногой по туловищу или рукой по голове;
• запрещение ударов ногами по голове стоящего на ногах противника;
• начисление 2-х баллов за имитацию ударов ногой по голове стоящего на ногах противника.
В результате проведенного в течение года эксперимента в экспериментальной группе (30 человек) не зафиксировано ни одной травмы в процессе учебно-тренировочных боев, в то время как в контрольной группе (30 человек)
45
было зафиксировано 19 легких травм и 6 травм средней тяжести.
В ходе соревнований между участниками эксперимента и представителями других коллективов физкультуры, проведенных по предложенным нами правилам, число травм снизилось по сравнению с предшествующими соревнованиями, которые проводились по существующим правилам на 67 %, что свидетельствует в пользу инновационной методики.
Кроме этого, имеет место высокий процент сохранения контингента учащихся в экспериментальной группе по сравнению с контрольными группами (рис.).
предопределять и соблюдение программы обучения в соответствии с возрастными возможностями учащихся.
□ контрольные
□ экспериментальная
ЛИТЕРАТУРА
1. Боевое самбо // Боевой спорт, 2004. - Вып. 4-й.
С. 32-
1 KB
Рис.
Процент сохранения контингента учащихся за время проведения эксперимента по использованию инновационных правил соревнований
Таким образом, жесткие условия армейского рукопашного боя в условиях работы с детьми и юношами требуют формирования нового подхода, заключающегося в составлении поэтапных правил соревнований, что будет
33.
2. Военно-спортивная классификация и правила соревнований по армейскому рукопашному бою. - М.: Принт Центр, 1997.
- 28 с.
3. Гужаловский А.А. Проблемы «критических» периодов онтогенеза в её значении для теории и практики физического воспитания /А.А. Гужаловский //Очерки по теории физической культуры.
- М.: Физкультура и спорт, 1984. - С. 211-224.
4. Демин В.А. Методологические вопросы исследования спорта в аспекте теории деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.А. Демин. - М., 1975. - 26 с.
5. Иванов. А. Кикбоксинг / А. Иванов. - Киев: Книга-сервис Перун, 1995. - 310 с.
6. Иванов С. Рукопашный бой / С. Иванов, Т. Касьянов. - М.: Фаир-пресс, 2003. - 560 с.
7. Коссов Б.Б. Теоретические и прикладные проблемы психологии двигательного развития / Б.Б. Косов, Н.П. Локалова, Т.А. Ратанова // Психологические проблемы физического воспитания школьников. - М., 1989. - С. 8 - 21.
8. Лях В.И. Сенситивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возрасте / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 3. - С. 15-18.
9. Никитюк Б.А. Очерки теории интегральной антропологии / Б.А. Никитюк. - М. - Майкоп, 1995. - 199 с.
10. Правила соревнований "Рукопашный бой". - М.: Нац. Фе-дер. рукопашного боя, 1996. - 30 с.
11. Саликов А.А. Пути повышения эффективности обучения ударным единоборствам в системе учебных заведений МВД Российской Федерации: дис. ... канд. пед. наук /А.А. Саликов. - Краснодар, 1998 . - 173 с.
CORRECTION OF THE COMPETITION RULES IN ARMY HAND - TO - HAND FIGHT FOR THE SAKE OF INSURING MASS CHARACTER AND PRESERVATION OF PERSONNEL IN SPORTS PATRIOTIC MOVEMENT
V. Kotko, Assistant - chairman of the committee in legislation and legal policy of Krasnodar Territory Legislative Assembly, Chairman of Russia Hero A. Berlisov's military-sports club.
Army hand - to - hand fight as means of professionally applied physical training of military men is used in military - patriotic education of children without any correction of its dangerous competition rules; that is incorrect and demands their revision to reduce the traumatic danger with the possibility of their step - by - step complication in conformity with the resources of the growing organism.
Key words: military - patriotic education, hand - to -hand fight, traumatic danger, step - by - step complication of competition rules, preservation of students contingent.
46
№1 • 2008