Научная статья на тему 'Коррекция правил соревнований по армейскому рукопашному бою в интересах обеспечения массовости и сохранения кадров в спортивно- патриотическом движении'

Коррекция правил соревнований по армейскому рукопашному бою в интересах обеспечения массовости и сохранения кадров в спортивно- патриотическом движении Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
92
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПАТРИОТ-ОЕ ВОСПИТАНИЕ / MILITARY PATRIOTIC EDUCATION / РУКОПАШНЫЙ БОЙ / HAND TO HAND FIGHT / ТРАВМООПАСНОСТЬ / ПОЭТАПНОЕ УСЛОЖНЕНИЕ ПРАВИЛ СОРЕВНОВАНИЙ / STEP BY STEP COMPLICATION OF COMPETITION RULES / СОХР. КОНТИНГЕНТА УЧ-СЯ / PRESERVATION OF STUDENTS CONTINGENT / TRAUMATIC DANGER

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Котко В.А.

Армейский рукопашный бой как средство профессионально-прикладной физической подготовки военнослужащих используется в военно-патриотическом воспитании детей без какой-либо коррекции его опасных правил соревнований, что неправомерно и требует пересмотра на предмет резкого снижения травмоопасности с последующим поэтапным усложнением в соответствии с возможностями растущего организма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Котко В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTION OF THE COMPETITION RULES IN ARMY HAND - TO - HAND FIGHT FOR THE SAKE OF INSURING MASS CHARACTER AND PRESERVATION OF PERSONNEL IN SPORTS PATRIOTIC MOVEMENT

Army hand to hand fight as means of professionally applied physical training of military men is used in military patriotic education of children without any correction of its dangerous competition rules; that is incorrect and demands their revision to reduce the traumatic danger with the possibility of their step by step complication in conformity with the resources of the growing organism.

Текст научной работы на тему «Коррекция правил соревнований по армейскому рукопашному бою в интересах обеспечения массовости и сохранения кадров в спортивно- патриотическом движении»

КОРРЕКЦИЯ ПРАВИЛ СОРЕВНОВАНИЙ ПО АРМЕЙСКОМУ РУКОПАШНОМУ БОЮ В ИНТЕРЕСАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МАССОВОСТИ И СОХРАНЕНИЯ КАДРОВ В СПОРТИВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ

Помощник председателя Комитета по законодательству и правовой политике Законодательного собрания Краснодарского края, председатель военно-спортивного клуба им. Героя России А. Берлизова, г. Краснодар В.А. Котко

Армейский рукопашный бой как средство профессионально-прикладной физической подготовки военнослужащих используется в военно-патриотическом воспитании детей без какой-либо коррекции его опасных правил соревнований, что неправомерно и требует пересмотра на предмет резкого снижения трав-моопасности с последующим поэтапным усложнением в соответствии с возможностями растущего организма.

Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, рукопашный бой, травмоопасность, поэтапное усложнение правил соревнований, сохранение контингента учащихся.

Боевые искусства, используемые в интересах прикладной военно-физической подготовки представителей силовых структур, являются привлекательными и для детей, что позволяет успешно использовать их в качестве средства военно-патриотического воспитания.

С 90-х годов в России, на смену проверки физкуль-турно-спортивной работы, проводимой во всех силовых ведомствах России путем организации соревнований по борьбе САМБО, пришли различные виды восточных единоборств с преимущественно ударной техникой [11]. Несколько позже, при проведении соревнований в силовых структурах, наметилась тенденция к соединению ударных единоборств со спортивной борьбой по армейской и милицейской версиям, якобы с ведомственно-прикладной направленностью [2, 10], а из традиционного карате трансформировался Спортивный рукопашный бой [6], также далекий от профессиональных запросов силовых ведомств. Имело место использование далеких от прикладной деятельности таких комплексных единоборств, как Mix-Fight и Боевое самбо [1].

Содержание технико-тактических действий на этих соревнованиях свидетельствует об отсутствии методологии планомерной подготовки в данном направлении как в сфере военно-прикладной подготовки, так и в сфере военно-патриотического воспитания. Подготовленные в раннем возрасте единоборцы различных видов «перетягиваются» из одного коллектива в другой и адаптируются к новым правилам соревнований, оставляя в своем арсенале ранее наработанные схемы ведения боя [11].

Следует отметить тот факт, что правила соревнований по прикладным единоборствам не в полной мере соот-

№1 • 2008

ветствуют модели профессиональной деятельности, например в МВД, где противник должен быть задержан, а не избит [10], и бросать его на спину незачем, поскольку он должен быть задержан и связан, а для этого должен быть сбит на живот, а не на спину.

К сожалению, программы многолетней подготовки по прикладному рукопашному бою [2, 10] копируют правила соревнований, жесткость и травмоопасность которых, на наш взгляд, ничем не оправдана цаже для взрослых. Например, зачем бить ногами по голове лежащего и не способного маневрировать «противника», который является твоим сослуживцем? Ведь можно правилами соревнований просто увеличить оценку за имитацию нанесения таких ударов.

Тем более использование таких правил несовместимо с патриотической работой с детьми, учитывая тот факт, что в настоящее время в школу приходит большое число нездоровых детей, а к ее окончанию их оказывается еще больше [3, 9]. Мало того, дети не в состоянии адекватно реагировать на меняющиеся ситуации в жестко-контактных и стрессорных условиях поединка в силу еще не сформировавшихся сенсомоторных структур [6, 7].

Таким образом, необходимо введение поэтапных правил соревнований по комплексным единоборствам, так, как это происходит в кикбоксинге [5] с «семиконтактом», «лайт-контактом», «фулл-контактом». В соответствии с этим и программы подготовки на этапах, хотят или не хотят этого руководители, будут адаптироваться [4]. Нами были предложены правила соревнований для спортсменов 3-4 года обучения по армейскому рукопашному бою (1 и 2-й учебно-тренировочный подэтапы подготовки).

Основными отличиями от стандартных правил являлись:

• запрещение ударов ногами по противнику, лежащему на ковре;

• начисление 3-х баллов за имитацию ударов ногой по голове и 2-х баллов за имитацию удара ногой по туловищу или рукой по голове;

• запрещение ударов ногами по голове стоящего на ногах противника;

• начисление 2-х баллов за имитацию ударов ногой по голове стоящего на ногах противника.

В результате проведенного в течение года эксперимента в экспериментальной группе (30 человек) не зафиксировано ни одной травмы в процессе учебно-тренировочных боев, в то время как в контрольной группе (30 человек)

45

было зафиксировано 19 легких травм и 6 травм средней тяжести.

В ходе соревнований между участниками эксперимента и представителями других коллективов физкультуры, проведенных по предложенным нами правилам, число травм снизилось по сравнению с предшествующими соревнованиями, которые проводились по существующим правилам на 67 %, что свидетельствует в пользу инновационной методики.

Кроме этого, имеет место высокий процент сохранения контингента учащихся в экспериментальной группе по сравнению с контрольными группами (рис.).

предопределять и соблюдение программы обучения в соответствии с возрастными возможностями учащихся.

□ контрольные

□ экспериментальная

ЛИТЕРАТУРА

1. Боевое самбо // Боевой спорт, 2004. - Вып. 4-й.

С. 32-

1 KB

Рис.

Процент сохранения контингента учащихся за время проведения эксперимента по использованию инновационных правил соревнований

Таким образом, жесткие условия армейского рукопашного боя в условиях работы с детьми и юношами требуют формирования нового подхода, заключающегося в составлении поэтапных правил соревнований, что будет

33.

2. Военно-спортивная классификация и правила соревнований по армейскому рукопашному бою. - М.: Принт Центр, 1997.

- 28 с.

3. Гужаловский А.А. Проблемы «критических» периодов онтогенеза в её значении для теории и практики физического воспитания /А.А. Гужаловский //Очерки по теории физической культуры.

- М.: Физкультура и спорт, 1984. - С. 211-224.

4. Демин В.А. Методологические вопросы исследования спорта в аспекте теории деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.А. Демин. - М., 1975. - 26 с.

5. Иванов. А. Кикбоксинг / А. Иванов. - Киев: Книга-сервис Перун, 1995. - 310 с.

6. Иванов С. Рукопашный бой / С. Иванов, Т. Касьянов. - М.: Фаир-пресс, 2003. - 560 с.

7. Коссов Б.Б. Теоретические и прикладные проблемы психологии двигательного развития / Б.Б. Косов, Н.П. Локалова, Т.А. Ратанова // Психологические проблемы физического воспитания школьников. - М., 1989. - С. 8 - 21.

8. Лях В.И. Сенситивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возрасте / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 3. - С. 15-18.

9. Никитюк Б.А. Очерки теории интегральной антропологии / Б.А. Никитюк. - М. - Майкоп, 1995. - 199 с.

10. Правила соревнований "Рукопашный бой". - М.: Нац. Фе-дер. рукопашного боя, 1996. - 30 с.

11. Саликов А.А. Пути повышения эффективности обучения ударным единоборствам в системе учебных заведений МВД Российской Федерации: дис. ... канд. пед. наук /А.А. Саликов. - Краснодар, 1998 . - 173 с.

CORRECTION OF THE COMPETITION RULES IN ARMY HAND - TO - HAND FIGHT FOR THE SAKE OF INSURING MASS CHARACTER AND PRESERVATION OF PERSONNEL IN SPORTS PATRIOTIC MOVEMENT

V. Kotko, Assistant - chairman of the committee in legislation and legal policy of Krasnodar Territory Legislative Assembly, Chairman of Russia Hero A. Berlisov's military-sports club.

Army hand - to - hand fight as means of professionally applied physical training of military men is used in military - patriotic education of children without any correction of its dangerous competition rules; that is incorrect and demands their revision to reduce the traumatic danger with the possibility of their step - by - step complication in conformity with the resources of the growing organism.

Key words: military - patriotic education, hand - to -hand fight, traumatic danger, step - by - step complication of competition rules, preservation of students contingent.

46

№1 • 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.