Научная статья на тему 'Коррекция навигационных данных транспортного средства'

Коррекция навигационных данных транспортного средства Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
88
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПУТНИКОВАЯ НАВИГАЦИЯ / ИНЕРЦИАЛЬНАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ФИЛЬТР КАЛМАНА / НАВИГАЦИЯ В ГОРОДСКИХ УСЛОВИЯХ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Матушкин А.С.

Использование «интеллектуальных» средств передвижения в городских условиях предъявляет повышенные требования к позиционированию транспортного средства. Сложность задачи позиционирования вынуждает разрабатывать навигационные системы, способные предоставить данные достаточной точности. В работе рассматривается объединённая спутниково-инерциальная навигационная система на основе Фильтра Калмана, её свойства, достоинства, недостатки, оценка результатов работы такой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Матушкин А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррекция навигационных данных транспортного средства»

В распределенных системах отсутствует постоянная необходимость подключения к серверу для внесения изменений. При этом разработчики могут работать параллельно, даже в отсутствии сетевого соединения.

Выводы

Таким образом, две основные категории системы управления версиями можно охарактеризовать следующим образом:

- в централизованных системах управления версиями репозиторий является единственным и хранится на сервере;

- в распределенных системах управления версиями каждый клиент хранит у себя полную копию репозитория локально.

Выбор необходимой архитектуры зависит от предпочтений разработчика (команды разработчиков) и от опыта его работы с соответствующей системой управления версиями.

Список литературы:

1. Одинцов И.О. Профессиональное программирование. Системный подход [Текст]: учеб. пособие. - II издание. - СПб.: Издательская программа, 2004. - 624 с.

2. Ефанов Д.В., Рощин И.Г. Система управления версиями Git: учебное пособие. - М.: НИЯУ МИФИ, 2014. - 88 с.

3. Алексеевский П.И. Применение средств управления версиями для коллективной работы студентов над проектом компьютерной игры // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 6.

4. Акимов В.А. Системы управления версиями [Электронный ресурс] // II Общероссийская студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум 2011». - Режим доступа: http://www.rae.ru/fo-rum2011/pdf/1809.pdf (дата обращения: 15.04.2015).

КОРРЕКЦИЯ НАВИГАЦИОННЫХ ДАННЫХ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

© Матушкин А.С.*

Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург

Использование «интеллектуальных» средств передвижения в городских условиях предъявляет повышенные требования к позиционированию транспортного средства. Сложность задачи позиционирования вынуждает разрабатывать навигационные системы, способные предос-

* Аспирант кафедры Проектирования и эксплуатации автомобилей.

тавить данные достаточной точности. В работе рассматривается объединённая спутниково-инерциальная навигационная система на основе Фильтра Калмана, её свойства, достоинства, недостатки, оценка результатов работы такой системы.

Ключевые слова спутниковая навигация, инерциальная навигационная система, фильтр Калмана, навигация в городских условиях.

Введение

На сегодняшний день спутниковая навигация применяется во множестве различных сфер деятельности, таких как авиация, спутниковый мониторинг движения транспорта, геодезия, картография, исследование тектоники и в других задачах.

Однако значения погрешности измерений при помощи таких систем, которые зависят от многих условий, являются в чистом виде недостаточно точными или чрезмерно зашумлёнными, чтобы использовать их для некоторых целей, требующих высокой точности и стабильности входных данных.

Разработка систем управления транспортными потоками, технологии диспетчеризации авиатранспорта, интеллектуальные средства передвижения, в том числе автоматически управляемые автомобили и средства обеспечения безопасности автомобиля требуют большой точности входных данных для лучшей работы, устойчивости функционирования навигационной системы в сложных ситуациях и приемлемого быстродействия.

По этой причине разработчики систем, использующих спутниковую навигацию, применяют различные математические методы и алгоритмы для приведения исходных данных с датчиков к требуемому виду, а также комбинирование различных видов навигации: спутниковой и инерциальной для движущихся объектов, лазерных датчиков для ориентирования в окружающей обстановке.

Навигационные системы

При определении местоположения такого объекта, как двигающийся по дороге автомобиль используются два вида навигации:

- инерциальная;

- спутниковая.

Каждый из видов обладает определёнными качествами, параметрами и недостатками.

Инерциальные навигационные системы имеют в своём составе датчики линейного ускорения (акселерометры) и угловой скорости (гироскопы или пары акселерометров, измеряющих центробежное ускорение). С их помощью можно определить отклонение связанной с корпусом прибора системы координат от системы координат, связанной с Землёй, получив углы ориентации. Линейное отклонение координат в виде широты, долготы и высоты определяется путём интегрирования показаний акселерометров.

Принцип работы спутниковых систем навигации основан на измерении расстояния от антенны на объекте (координаты которого необходимо получить) до спутников, положение которых известно с большой точностью. Таблица положений всех спутников называется альманахом, которым должен располагать любой спутниковый приёмник до начала измерений. Обычно приёмник сохраняет альманах в памяти со времени последнего выключения и если он не устарел - мгновенно использует его. Каждый спутник передаёт в своём сигнале весь альманах. Таким образом, зная расстояния до нескольких спутников системы, с помощью обычных геометрических построений, на основе альманаха, можно вычислить положение объекта в пространстве [2].

Типичная точность современных GPS-приёмников в горизонтальной плоскости составляет примерно 6-8 метров в идеальных условиях - при хорошей видимости спутников, в затруднённых городских условиях может снижаться до сотен метров, что вызывает проблемы с определением местоположения автомобиля даже в рамках квартала.

Так, например, специалист, занимающийся расчётом городского траф-фика, приводит в своей статье следующую информацию:

«Потребительские GPS-устройства определяют координаты с погрешностью, поэтому треки очень «шумные». Это усложняет не только расчёт средних скоростей, но и привязку треков к графу, например, когда дороги проходят близко друг к другу.

Например, полосы магистралей движутся с разными скоростями, поэтому на одном и том же участке треки могут одновременно показывать существенно разную скорость»[4].

Таким образом можно сделать вывод, что для навигации автомобиля в городе важным может быть расположение приёмника с точностью до полосы движения, ширина которой редко превышает 4 м. В то же время портативные GPS-приёмники не могут дать достаточно ровный и незашумлён-ный трек, чтобы его можно было в чистом виде использовать для определения местоположения и параметров движения движущегося автомобиля.

Рассмотрим особенности инерциальной навигационной системы:

- высокая точность определения положения и скорости в краткосрочном периоде;

- точная информация о положении в пространстве;

- точность уменьшается со временем;

- высокая скорость получения данных;

- автономность;

- отсутствие сбоев в получении данных;

- подвержено влиянию внешних факторов, не учитываемых датчиками.

Особенности спутниковой системы:

- высокая точность определения положения и скорости в долгосрочном периоде;

- информация о положении с большой долей шума;

- постоянная точность, независимая от времени;

- низкая скорость получения данных;

- неавтономность;

- «проскальзывание цикла» и потеря синхронизации;

- нечувствительность к внешним факторам.

Объединённая система навигации, включающая в себя как данные инер-циальной системы, так и данные спутниковых систем комбинирует достоинства систем:

- высокая точность определения положения и скорости;

- высокая точность определения положения в пространстве;

- высокая скорость данных;

- функционирование даже в случае сбоя в получении сигнала;

- обнаружение потерь синхронизации и проскальзываний цикла.

Точность совмещённой системы зависит от точности обеих систем: для

однократного или периодического определения абсолютного положения объекта в пространстве может использоваться спутниковая навигация, для постоянного же слежения за положением объекта хорошо подходит инерци-альная навигационная система, накопленная ошибка которой периодически корректируется спутниковой системой. В таком случае мы получаем все достоинства обеих систем, недостатки которых взаимно компенсируются.

Для коррекции данных спутниковых наблюдений часто используют фильтр Калмана, оценивающий общий вектор динамики системы, используя данные неполных и зашумлённых измерений.

Алгоритмы коррекции

L

Начальные значения состояния объекта и матрицы ошибок

Этап предсказания

1. Предсказание состояния системы

2. Предсказание ошибки ковариаиии

Этап корректировки

1. Вычисление усиления Калмана 2, Обновление оценки с учётом измерения 3. Обновление ошибки ковариаиии

Рис. 1. Схема действия фильтра Калмана

Фильтр Калмана - это, наверное, самый популярный алгоритм фильтрации, используемый во многих областях науки и техники. Благодаря своей простоте и эффективности его можно встретить в GPS-приемниках, обработчиках показаний датчиков, при реализации систем управления и т.д. [3].

Исследование, направленное на установление результатов компенсации потери и погрешности GPS-сигнала с помощью инерциальных датчиков при использовании фильтра Калмана даёт следующие результаты.

Рис. 2. График движения объекта в городских условиях

На рис. 2 представлены изображения зарегистрированных траекторий движения специально оборудованного транспортного средства в сложных городских условиях с использованием только модуля GPS (красный) и комбинации GPS с использованием ИНС (синий) [1].

На основе сделанного исследования сделаны выводы об успешном применении комбинирования данных ИНС и СНС для обхода сложностей в использовании СНС. При помощи оборудования умеренной стоимости можно достигнуть стабильной работы навигационной системы в городских условиях, туннелях, крытых помещениях, парковках. Решение может использоваться для планирования дорожного движения, проектирования автономных транспортных средств (без участия водителя), системы предупреждения столкновений и других задач.

На приведённом рисунке невооружённым глазом видны зоны потери уверенного GPS-сигнала и компенсацию его с помощью ИНС.

Заключение

Ни одна из навигационных систем, применяемая в чистом виде, независимо от другой системы и без применения алгоритмов коррекции не является

универсальной и не предоставляет высокой точности данных на любом промежутке времени. Причиной тому служит в случае инерциальной навигационной системы невозможность определения изначального местоположения и ориентации в пространстве, в случае со спутниковой навигационной системой - низкая точность измерений, вызываемая множеством факторов, негативно влияющих на неё, а также большой период этих измерений.

Однако объединение систем навигации обладает выгодными свойствами, позволяющими получить результаты измерений местоположения высокой точности в любой момент времени. Улучшение свойств объединённой системы происходит за счёт компенсации недостатков каждой системы преимуществами другой.

Для коррекции данных навигационных систем подходит фильтр Калма-на. Алгоритм обладает рядом недостатков, но возможна его модификация, которая позволит снизить влияние недостатков на результат.

Список литературы:

1. Enrique David Martí, David Martín, Jesús García, Arturo de la Escalera, José Manuel Molina and José María Armingol. Context-Aided Sensor Fusion for Enhanced Urban Navigation // sensors ISSN 1424-8220, 2012.

2. GPS NavStar. GPS Standart Positioning Service Signal Specification. 1995.

3. Вавилова Н.Б., Голован A.A., Парусников H.A. Математические модели и алгоритмы обработки измерений спутниковой навигационной системы GPS. Стандартный режим. - М.: Изд-во МГУ, 2009.

4. Юркин Д. Как устроен краткосрочный прогноз на Яндекс.Пробках. -2012.

ПРИМЕНЕНИЕ НЕЙРОСЕТЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЗАДАЧЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПОГОДНЫХ УСЛОВИЙ

© Рученькин М.А.*

Московский государственный университет леса, г. Мытищи

Нейронная сеть - это простая модель мозга, имитирующая его устройство и функциональность. Изначально сеть, подобно мозгу, плохо обучена и пе приспособлена для решения задач. Для обучения сети требуется время и опыт. Сеть, набирая экспериментальные данные, как человек в процессе жизни, обобщает их, «сглаживает». A затем, в сходной ситуации сеть уже может реагировать, исходя из своих прибли-

* Магистрант кафедры Вычислительной техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.