КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО
ТИПА
Якимович Елена Петровна
канд. пед. наук, доцент Школы педагогики Дальневосточного федерального
университета, г. Уссурийск E-mail: 11021977ay@mail. ru Белогривцев Иван Юрьевич студент 5 курса Школы искусства, культуры и спорта Дальневосточного
федерального университета, г. Уссурийск E-mail: kocherga20@mail. ru
CORRECTION OF THE CHILDREN'S SPEECH IMPAIRMENT OF 5-6 YEARS OLD BY THE METHOD OF PHYSICAL TRAINING IN CONDITIONS OF THE PRESCHOOL INSTITUTION OF THE COMPRECHENSIVE TYPE
Yakimovich Elena
candidate ofpedagogical sciences, Associate Professor of School of Education Far
Eastern Federal University, Ussuriisk
Belogrivzev Ivan
the student of the fifth grade of School of Arts, Culture and Sports Far Eastern
Federal University, Ussuriisk
АННОТАЦИЯ
В статье приведены результаты исследования физического развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Представлена методика коррекции речевых нарушений у дошкольников 5—6 лет средствами физической культуры, проведен анализ ее эффективности.
ABSTRACT
In this article the results of the physical development of the children of the preschool age with speech impairment are shown. The methodic of the correction of the children's speech impairment of 5—6 years old by the method of physical training is presented; the analysis of it's effectiveness is carried out.
Ключевые слова: нарушения речи; коррекция речевых нарушений; физическое развитие детей с речевыми нарушениями.
Keywords: speech impairment; correction of speech impairment; physical development of the children with speech impairment.
Основным новообразованием дошкольного детства является овладение речью, которая становится фундаментом для дальнейшего развития ребенка, поэтому важно вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, способствуя полноценному развитию ребенка, так как неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы детей [2; 4]. По данным мировой статистики, растет число речевых расстройств, так за последнее десятилетие доля детей с диагнозом «общее недоразвитие речи» достигла 70 %, в результате чего проблема профилактики и коррекции речевых нарушений носит актуальный характер [3].
Дети с различными речевыми нарушениями отстают в физическом развитии от своих сверстников. Разнообразные формы органических и функциональных нарушений речи часто сопровождаются той или иной патологией в области двигательной сферы, поэтому исправление двигательных нарушений и, как следствие, развитие двигательного анализатора способствует устранению нарушений развития речи [1; 5].
Однако существует ряд противоречий, препятствующих своевременной коррекционной помощи детям с речевыми нарушениями, несмотря на то что патологию речевого развития можно нивелировать в раннем возрасте:
• отсутствие достаточного количества коррекционных дошкольных образовательных учреждений, чья деятельность направлена на решение проблем детей с речевыми нарушениями, доля которых стремительно возросла в последнее время;
• современные коррекционные программы ориентированы, прежде всего, на работу с детьми с 4,5—5 лет с общим недоразвитием речи средствами логопедии, не учитывающими взаимосвязь нарушений двигательной сферы и речевой недостаточности;
• при организации физического воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего типа не учитываются особенности психофизического развития детей с нарушениями речи.
Необходимость разрешения названных противоречий определила цель нашего исследования: разработку и экспериментальное апробирование методики проведения с детьми 5—6 лет, имеющими речевые нарушения, физкультурных занятий, благотворно влияющих на их речевое развитие.
Анализ литературы и психофизиологических особенностей дошкольников 5—6 лет с нарушениями речи показал, что основу коррекционной работы с данной категорией детей в процессе физического воспитания должны составить упражнения на постановку диафрагмально-речевого дыхания, расслабление, развитие мелкой моторики, артикуляционной моторики, координации движений, пространственных представлений и ритмических способностей, а также совершенствование эмоционально-волевой сферы.
В основу разработанных нами комплексов упражнений для детей, имеющих нарушения речи, легли особенности их психофизического развития, разработанные и апробированные методики по логоритмике, адаптивной физической культуре, терапии Су-Джок. Предложенная нами методика включает в себя следующие компоненты:
1. Общая физическая подготовка — развитие двигательных качеств и навыков, развитие мелкой моторики средствами физической культуры. У детей с отклонением или нарушением речи наблюдается отставание в физическом развитии.
2. Дыхательная гимнастика — развитие дыхательной системы при помощи дыхательных упражнений, для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей, укрепления мышц грудной клетки и диафрагмы, для нормализации работы речевого аппарата.
3. Элементы Су-Джок — стимуляция речевых и двигательных рецепторов (центров) на стопе и ладони путем массирования, воздействия рельефом поверхностей.
4. Артикуляционная гимнастика — развитие отдельных частей речевого аппарата при помощи артикуляционно-гимнастических упражнений, для улучшения работы всего артикуляционного аппарата.
5. Самомассаж — релаксационное массирование кожных покровов речевого аппарата, дыхательных путей, для ускорения восстановления после занятий и снятия напряжения на работающих органах.
Одним из преимуществ представленной методики является то, что для ее реализации не требуется большого количества спортивного инвентаря, что позволяет использовать ее в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего типа.
Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего типа «Детский сад № 27» г. Уссурийск.
В педагогическом эксперименте принимали участие экспериментальная и контрольная группы дошкольников 5—6 лет с речевыми нарушениями разной степени сложности, в каждую из которых входило по 16 человек. В экспериментальной группе два раза в неделю на протяжении учебного года проводились согласно разработанной нами методике занятия по физической культуре длительностью 20 минут. В контрольной группе занятия не проводились.
Результаты контрольного тестирования в конце учебного года показали, что все средние показатели физической подготовленности детей экспериментальной группы после внедрения и апробирования разработанной нами методики значительно улучшились.
Отмечен рост показателей силы у 68,8 % детей, принимавших участие в эксперименте, быстроты — у 50 %, ловкости — 68,8 %, равновесия в движении — 75 %, равновесия в статичной позе — 81,25 %. Испытуемые, у которых по ряду тестов отсутствовали положительные изменения, систематически пропускали проводимые нами занятия вследствие высокой частоты заболеваемости.
В контрольной группе, которую составили дети 5—6 лет, имеющие нарушения речи и в которой не проводились занятия по разработанной нами методике, в силу возрастных изменений также наблюдалась положительная динамика показателей физического развития, но менее значительная, чем в экспериментальной группе.
Результаты диагностики речевого развития детей экспериментальной и контрольной группы, проводимой логопедом до эксперимента (март 2012 г.) и после него (март 2013 г.) показали, что внедрение разработанной нами методики благотворно сказалось на речевом развитии детей экспериментальной группы. По мнению логопеда, в экспериментальной группе уровень речевого развития повысился у 87,5 % детей, а в контрольной лишь у 25 %.
Таким образом, разработанная нами методика коррекции нарушений речи у детей 5—6 лет средствами физической культуры в условиях дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего типа привела и к улучшению физической подготовленности детей экспериментальной группы, но различия оказались достоверными лишь в отношении показателей ловкости и быстроты. На наш взгляд, для того, чтобы методика стала более эффективной в отношении физической подготовленности детей, необходимо усилить блок общей физической подготовки. Но, тем не менее, разработанная и внедренная методика оказала благотворное влияние на речевое развитие воспитанников: у 87,5 % детей экспериментальной группы повысился его уровень (P<0,05).
Список литературы:
1. Горбунова О.В. Анализ речевого развития старших дошкольников с речевой патологией, в ходе эксперимента с использованием средств оздоровительной аэробики на мячах // Адаптивная физическая культура. — 2008. — № 3(35). — С. 45—48.
2. Горская И.Ю., Суянгулова Л.А., Филатова Н.П. Возрастные закономерности и сенситивные периоды развития базовых видов координационных способностей у детей с нарушением речи в сравнении со
здоровыми школьниками 8—15 лет // Теория и практика физической культуры, научно-теоретический журнал. — 2000. — № 10 — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://lib.sportedu.ru/press/TPFK/2000N10/p15-18.htm (дата обращения 01.01.2013).
3. Макаренко О.И. Изучение системы ценностных ориентаций учащихся с нарушением речи // Адаптивная физическая культура. — 2008. — № 2 (34). — С. 12—14.
4. Масюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. М.: Просвещение, 1992. — 95 с.
5. Якубович М.А., Преснова О.В. Коррекция двигательных и речевых нарушений: пособие для учителя. М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 287 с.