Научная статья на тему 'КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
251
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / КОРРЕКЦИЯ ОСАНКИ / МИОПИЯ / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДЕТИ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хомякова Ольга Вячеславовна, Лукьянец Виктория Олеговна

В статье рассматриваются вопросы использования средств адаптированной физической культуры (лечебная гимнастика с включением дыхательной и зрительной гимнастики, упражнения на тренажерах, дозированная ходьба) с целью коррекции осанки и повышения индивидуальных компенсаторных защитных и адаптационных сил организма, способствующих повышению работоспособности и толерантности к физическим нагрузкам у детей с нарушением зрения.The article discusses the use of adapted physical culture (remedial gymnastics with the inclusion of respiratory and visual gymnastics, exercise at the gym, dosed walking) in order to correct posture and increase individual compensatory protective and adaptive forces of the body, contributing to increased efficiency and tolerance to physical activity in children with visual impairment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хомякова Ольга Вячеславовна, Лукьянец Виктория Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

УДК 376.352:376.23

Психолого-педагогические науки

Хомякова Ольга Вячеславовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры медицинской реабилитации, спортивной медицины и адаптивной физической культуры, ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И.

Вернадского», Россия, г. Симферополь Лукьянец Виктория Олеговна, обучающаяся 1 курса магистратуры, факультет медицинской реабилитации, физической культуры и спорта, ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского»,

Россия, г. Симферополь

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы использования средств адаптированной физической культуры (лечебная гимнастика с включением дыхательной и зрительной гимнастики, упражнения на тренажерах, дозированная ходьба) с целью коррекции осанки и повышения индивидуальных компенсаторных защитных и адаптационных сил организма, способствующих повышению работоспособности и толерантности к физическим нагрузкам у детей с нарушением зрения.

Ключевые слова: адаптация, коррекция осанки, миопия, адаптивная физическая культура, дети среднего школьного возраста с нарушением зрения.

Annotation: The article discusses the use of adapted physical culture (remedial gymnastics with the inclusion of respiratory and visual gymnastics, exercise at the gym, dosed walking) in order to correct posture and increase individual compensatory protective and adaptive forces of the body, contributing to increased efficiency and tolerance to physical activity in children with visual impairment.

Keywords: adaptation, posture correction, myopia, adaptive physical

education, children of middle school age with visual impairment.

Введение. Зрение - самый мощный источник информации о внешнем мире. 85-90% информации поступает в мозг через зрительный анализатор, а частичное или глубокое нарушение его функций вызывает ряд отклонений в физическом и психическом развитии ребенка [1]. Нарушения осанки является наиболее распространенным заболеванием опорно-двигательного аппарата у детей с нарушением зрения [2; 3]. Осанка играет огромную роль для здоровья позвоночника, мозгового кровообращения, нормального физиологичного положения внутренних органов, в том числе, и зрительного анализатора их функционирования и циркуляции крови в них [4]. Кроме того, осанка имеет значение для правильной физиологичной походки, которая совместно с физиологичными изгибами позвоночника и сводами стоп создает условия для амортизации организма, а также способствует экономии энергии при ходьбе, беге, прыжках, таким образом, организм находится в состоянии оптимального равновесия, легко передвигается и меньше устает. У детей с различными отклонениями в здоровье при воздействии неблагоприятных факторов состояние здоровья продолжает ухудшаться и может быстро перейти в хроническое нарушение состояния здоровья [3].

Таким образом, цель работы - изучить влияние лечебной, зрительной, дыхательной гимнастик, дозированной ходьбы и занятий на тренажерах в коррекции нарушений осанки и формировании приспособительных реакций у детей среднего школьного возраста с нарушением зрения в общеобразовательном процессе.

Материалы и методы. Исследование проводилось на базе общеобразовательного учреждения МБОУ "Школа-сад" № 15. Для исследования были отобраны группа детей в количестве 18 человек (мальчики) в возрасте 11-12 лет с нарушением зрения и с нарушением осанки. В течении 8 недель с учащимися проводились занятия по лечебной гимнастике с включением занятий на тренажерах, дыхательной и зрительной гимнастик,

дозированной ходьбе. Занятия чередовались по дням. В первый день проводилась лечебная гимнастика, во второй день дозированная ходьба, в третий день - лечебная гимнастика с включением занятий на тренажерах. Общее количество ЛГ - 20 дней, ЛГ с включением упражнений на тренажерах -4 дня, дозированной ходьбы - 22 дня.

Коррекционно-оздоровительная программа состояла из 3-х этапов:

1) Адаптационный этап. Длительность этапа - 15 занятий (лечебная гимнастика (8 занятий), дозированная ходьба (7 занятий). Задачи: адаптация организма к нагрузкам, обучение техники выполнения упражнений, обучение правильному дыханию во время выполнения упражнений, обучение правильной осанки.

Длительность занятий по лечебной гимнастике - 45 минут (ОРУ, дыхательные упражнения, зрительная гимнастика, корригирующие упражнения). Подготовительная часть - 8 минут, основная часть - 30 минут, заключительная часть - 7 минут. Длительность занятий по дозированной ходьбе - 35 минут (ЧСС 100 уд/мин).

2) Первый тренирующий этап. Длительность этапа - 15 занятий (лечебная гимнастика - 7 занятий, дозированная ходьба - 8 занятий). Задачи: укрепление мышечно-связочного аппарата, воспитание правильной осанки, предупреждение проявления дефектов осанки, активизация сердечнососудистой и дыхательной систем.

Длительность занятий по лечебной гимнастике - 45 минут (ОРУ, дыхательные упражнения, зрительная гимнастика, корригирующие упражнения). Увеличение нагрузки за счет увеличения количества повторений упражнений и видов упражнений. Подготовительная часть - 8 минут, основная часть - 30 минут, заключительная часть - 7 минут. Длительность занятий по дозированной ходьбе - 40 минут (ЧСС 120 уд/мин). Увеличение дистанции.

3) Второй тренирующий этап. Длительность этапа - 15 занятий (лечебная гимнастика - 4 занятия, дозированная ходьба - 7 занятий, лечебная гимнастика с включением занятий на тренажерах - 4 занятия). Задачи: воспитать правильную

осанку, предупредить проявление дефектов осанки, улучшить кровоснабжения в тканях глаза, повысить работоспособность, развить двигательные качества.

Длительность занятий по лечебной гимнастике - 45 минут (ОРУ, дыхательные упражнения, зрительная гимнастика, корригирующие упражнения). Увеличение нагрузки за счет увеличения количества повторений упражнений и упражнений на тренажерах. Подготовительная часть - 8 минут, основная часть - 30 минут, заключительная часть - 7 минут. Длительность занятий по дозированной ходьбе - 40 минут (ЧСС 130 уд/мин). Увеличение дистанции.

Для решения поставленных задач до и после реабилитационных мероприятий проводили измерение антропометрических показателей: измерение роста (см), массы тела (кг), силы мышц кисти (кг). Степень сутуловатой осанки и ее исправление под влиянием занятий физическими упражнениями определяют при помощи плечевого индекса (ПИ, %), также были изучены: сила мышц брюшного пресса (кол-во раз/мин), сила мышц спины (кол-во раз/мин), подвижность позвоночника (см), систолическое артериальное давление (САД, мм рт. ст.) и диастолическое артериальное давление (ДАД, мм рт. ст.), частоту сердечных сокращений (ЧСС, уд/мин), ударный объем крови (УОК, мл), минутный объем крови (МОК, л/мин), должный минутный объем крови (ДМОК, л/мин), общее периферическое сосудистое сопротивление (ОПСС, дин*см*с-5), частота дыхательных движений (ЧДД, цикл/мин), пробы Штанги (с), Генчи (с), жизненная емкость легких (ЖЕЛ, л), должная жизненная емкость легких (ДЖЕЛ, л). Проводили исследования по методике экспресс - оценки уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко (балл), и физической работоспособности методом степ-теста по В.Л. Карпману или PWC150 (кгм/мин). Изучили особенности оперативной памяти (ОП, балл), реактивной тревожности (РТ, балл), и личностной тревожности (ЛТ, балл).

Результаты и их обсуждения. Проведенное обследование детей с нарушением зрения, выявило, что до проведения оздоровительно-

реабилитационной программы, что такие показатели как силовой индекс составил 46,6±0,8%, жизненный индекс составил 38,5±1,4 мл/кг. Оперативная память составила 17,1±1,5 балла, в условиях относительного покоя приблизилась к диапазону нижних границ допустимых норм, что свидетельствовало о сниженном уровне функциональных показателей. Показатель плечевого индекса характеризует наличие сутулости и составил 81,6±0,7 %, сила мышц брюшного пресса 24,9±2,6 кол-во раз/мин, сила мышц спины 39,2±3,3 кол-во раз/мин, подвижность позвоночника ниже нормы и соответствует 1,11±0,09 кол-во раз/мин.

Показатели кардиореспираторной системы находились в нижних пределах границ допустимых норм, что свидетельствовало о недостаточном уровне функционирования системы. Так, ЧСС в условиях покоя составил 88,8±1,4 уд/мин, САД и ДАД превышал норму и составил 110,8±1,2 мм рт. ст. и 68,3±0,4 мм рт. ст., УОК составил 73,5±1,4 мл. Артериальное давление при небольшой физической нагрузке повышается незначительно, ЧСС увеличивается в большей степени, что объясняется недостаточным развитием сердечной мышцы. МОК составил 6,2±0,1 л/мин, (должная величина МОК 2,7±00,1 л/мин), ОПСС составило 1013,9±1,0 дин*см*с-5. Высокие средние величины МОК обеспечивались высоким систолическим объемом крови при высокой ЧСС. Таким образом, исследуемые показатели превышали нормативные значения и отражали выраженное преобладание в вегетативном балансе симпатических влияний центральной нервной системы. Показатель ЖЕЛ составил 1,3±0,1 л, ЧД составило 21,7±0,3 цикл/мин, показатели пробы Штанге и Генчи 34,1±0,2 с и 12,2±0,2 с, что характеризуется сниженной устойчивостью к гипоксии. Анализ исследования физической работоспособности степ-теста выявил низкий уровень работоспособности (индекс PWC150 составил 324,7±3,3 кгм/мин). Показатели психосоматического состояния детей показали высокий уровень тревожности. Личностная тревожность составила 47,8±1,6 балла. Уровень реактивной тревожности также выявился высоким и составил 46,7±1,6 балла. Экспресс-оценка по Г.Л.

Апанасенко выявил уровень здоровья ниже среднего - 3 балла.

Проведение оздоровительной программы показало достоверное улучшение показателей и индексов занимающихся. Так, отмечалось улучшение показателей ЖЕЛ и жизненный индекс возрос на 37,6% (р<0,01), силовой индекс увеличился на 2,8% (р<0,05), оперативная память улучшилась на 33,5% (р<0,05), что свидетельствует о стимуляции уровня умственной работоспособности. Плечевой индекс увеличился на 7,7% ф<0,001), значительно приблизился к нижней границе нормы. Сила мышц брюшного пресса увеличилась на 50,6% ф<0,01), данный показатель стал ближе к высшей границе нормы. Сила мышц спины увеличилась на 30,4% (р<0,05) и стала в пределах нормы, гибкость увеличилась на 320,7% (р<0,05) что соответствует средним значениям нормы. ЧСС снизилась на 6,7 % (р<0,05), САД улучшился на 4,8% (р<0,05), ДАД снизилось на 5,3% (р<0,01), ОПСС снизилось на 2,7% (р<0,05), уровень УОК вследствие этого снизился на 11,2% (р<0,01), МОК снизился на 5,9% (р<0,05), пробы Штанге и Генчи увеличились на 6,8% (р<0,05) и 17,3% (р<0,05). Показатель ЧД снизился на 8,5% (р<0,01). Показатель уровня физической работоспособности по тесту PWC150 увеличился на 6,3% (р<0,01) и приблизился к границе допустимой нормы для данного возраста. Показатель личностной тревожности уменьшился на 13,5% (р<0,01), уровень реактивной тревожности снизился на 12,3% (р<0,01). Результат анализа показателей по экспресс-оценки уровня физического здоровья по Г.Л. Апанасенко после проведения реабилитационной программы выявил у 12 детей средний уровень физического здоровья, у 6 детей отмечается положительная динамика исследуемых показателей, но уровень физического здоровья оставался ниже-среднего.

Выводы. Применение основных средств адаптивной физической культуры (лечебной гимнастики в сочетании с занятиями дыхательной, зрительной гимнастик, занятиях на тренажерах и дозированной ходьбой) способствовало улучшению показателей кардиореспираторной системы, укреплению мышечного корсета, развитию стереотипа правильной осанки,

повышению уровню физической работоспособности, физического здоровья, физического развития и оказало влияние на улучшение психоэмоционального состояния детей с нарушением зрения. Результаты исследований имеют существенное практическое значение для оптимизации учебного процесса по физическому воспитанию и решения проблемы оздоровления, учащихся с нарушением зрения.

Библиографический список:

1. Аветисов Э.С. Занятия физической культурой при близорукости /Э.С. Аветисов, Е.И. Левадо, Ю.А. Курпан. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 103с.

2. Баевский Р.М. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья /Р.М. Баевский, А.П. Берсенева //Валеология, диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - СПб.: Наука, 1993. С.33-47.

3. Демиргочлян Г.Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников / Г.Г. Демиргочлян - М.: Советский спорт, 2000. - 160с.

4. Семенов Л.А. Тренажеры и их применение в школах для слепых и слабовидящих детей. Учебное пособие /Л.А. Семенов. - М.: ВОС, 1985.-102с.

5. Фокин В.Н. Полный курс массажа: Учебное пособие /В.Н. Фокин. - М.: ФАИР - ПРЕСС, 2005.-512с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.