Научная статья на тему 'Коррекция нарушений осанки студентов с использованием современных биомеханических и информационных технологий'

Коррекция нарушений осанки студентов с использованием современных биомеханических и информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
626
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ОСАНКА / КОРРЕКЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФіЗИЧНЕ ВИХОВАННЯ / СТУДЕНТИ / ПОСТАВА / КОРЕКЦіЯ / іНФОРМАЦіЙНі ТЕХНОЛОГії / PHYSICAL EDUCATION / STUDENTS / POSTURE / CORRECTION / INFORMATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колос Н. А.

В статье представлена технология коррекции нарушений осанки студентов, составляющей частью которой является информационно-методическая система «Гармония тела». Технологию коррекции нарушений осанки студентов целесообразно осуществлять по данным обследования биогеометрического профиля осанки и опорно-рессорных свойств стопы. Алгоритм организации оздоровительных занятий состоит из трех этапов: мониторинго-информационного, коррекционно-профилактического и поддерживающе-оздоровительного. Программный продукт позволяет индивидуализировать процесс физического воспитания студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correction of breaking of bearing of students with use of modern biomechanical and information technologies

In the article is presented technology of posture violations of students in which the component The Harmony of the Body is the informationally-methodological system. Technology of correction of breaking of bearing of students expediently is usefull to realize on datas of survey biogeometrical profile of bearing and the support-spring properties of autopodium. The algorithm of organization of improving occupations will consist of three stages: monitoring information, correctional preventive and bolstering improving. The software allows to individualize process of physical training of student's youth.

Текст научной работы на тему «Коррекция нарушений осанки студентов с использованием современных биомеханических и информационных технологий»

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ БИОМЕХАНИЧЕСКИХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Колос Н.А.

Национальный университет госу дарственнойналоговой службы У краины

Аннотация. В статье представлена технология коррекции нарушений осанки студентов составляющей частью которой является информационно-методическая система «Гармония тела». Технологию коррекции нарушений осанки студентовцелесообразно осуществлять по данным обследования биогеометрическогопрофиля осанки и опорно-рессорных свойств стопы. Алгоритм организации оздоровительных занятий состоит из трех этапов: мониторинго-информационного, коррекционно-профилактического и поддерживающе-

оздоровительного Программный продукт позволяет индивидуализировать процесс физического воспитания студенческоймолодежи

Ключевые слова: физическое воспитание, студенты осанка, коррекция, информационные технологии. Анотація. Колос Н.А. Корекція порушень постави студентів з використанням сучасних біомеханічних і інформаційних технологій. У статті представлено технологію корекції порушень постави студентів, складовою частиною якої є інформаційно-методична система «Гармонія тіла». Т ехнологію корекції порушень постави студентів доцільно здійснювати за даними обстеження біогеометричного профілю постави й опорно-ресорних властивостей стопи. Алгоритм організації оздоровчих занять складається із трьох етапів: моніторинго-інформаційного, корекційно-профілактичного й підтримуючо-оздоровчого Програмний продукт дозволяє індивідуалізувати процес фізичного виховання студентськоїмолоді.

Ключові слова: фізичне виховання, студенти, постава, корекція, інформаційні технології.

Annotation. Kolos N.A. Correction of breaking of bearing of students with use of modern biomechanical and information technologies. In the article is presented technology of posture violations of students in which the component “The Harmony of the Body” is the informationally-methodological system. Technology of correction of breaking of bearing of students expediently is usefull to realize on datas of survey biogeometrical profile of bearing and the support-spring properties of autopodium. The algorithm of organization of improving occupations will consist of three stages: monitoring information, correctional preventive and bolstering improving. The software allows to individualize process of physical training of student's youth.

Keywords: physical education, students, posture, correction, informational technologies.

Введение.

Полтора века назад известный критик и публицист Дмитрий Писарев писал: «Когда мы смотрим на слабого, бледного, вялого и притупленногоюношу, мы имеем полное право сказать: «Вот дело рук наших. Мы заставляли его учиться, когда ему хотелось спать; мы заставляли его сидеть на месте, когда ему хотелось бегать; мы держали его в четырех стенах, когда ему необходимо было дышать чистым воздухом мы существенно боролись со всеми естественными стремлениями этого строптивого организма и, как видите, мы достигли того, что этот организм, утратив всю свою строптивость, в настоящую минуту не стремится решительно ни к чему» [В].

А выдающийся физиолог, лауреат Нобелевской премии Иван Павлов, активно работавший еще в возрасте Вб лет, писал: «Мы сокращаем свою жизнь своей невоздержанностью, своей беспорядочностью своим безобразным отношением к собственному организму» [В].

Процесс коренных образований, происходящих в нашей стране, породил глубокий кризис многих сторон жизни нашего общества, в том числе и в сфере здоровья нации. Здоровье является социально значимым феноменом, по уровню и состоянию которого судят о степени развитости и благополучия общества. Проблема укрепления здоровья населения всегда была предметом внимания специалистов, общественности, государства Сложившаяся в последние годы в Украине социально-экономическая ситуация выводит ее на уровень проблемы первостепенного значения [В].

Уже не требует доказательств и стал привычным факт, согласно которому, как средняя, так и высшая школа не укрепляют здоровье школьникам и студентам а напротив способствуют его ухудшению[4, 7].

По официальным статистическим данным в России количество выпускников школ, имеющих серьезные отклонения в состоянии здоровья, колеблется в пределах 70-В5 %.

В Украине выпускников школ и вузов, непригодных к военной службе составляет около 7G %, постоянно возрастает количество школьников и студентов, не способных к полноценным занятиям по физическому воспитанию и отнесенных к специальной медицинской группе.

Известно, что эффективность физического воспитания связана с оперативной диагностикой физического состояния студентов Только имея информацию об уровне физического состояния индивидуальных способностях организма к выполнению нагрузки, возможно, определить содержание занятий, внести в него требуемые коррективы [5].

Анализ специальной литературы [5] свидетельствует о том, что, к сожалению, зачастую в практике физического воспитания студентовдиагностика сводится к физическому тестированию в начале и в конце учебного года и носит лишь констатирующийхарактер.

В то же время функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА) студентов чаще всего остается вне поля зрения специалистов Данному направлению исследования посвящено небольшое

© Колос Н.А., 2GG9

количество работ: Г.А. Зайцевой [1] разработана и экспериментально проверена система организационнометодических мероприятий по коррекции и профилактике функциональных изменений осанки студентовв процессе физического воспитания; исследования, проведенные Л.И. Юмашевой [9] позволили обосновать технологию коррекции нарушений осанки студентовмузыкального вуза в процессе физического на основе разработанных технических устройств.

В современных условиях тенденции развития образования предполагает перевод управления процессом обучения на новый технологический уровень, предусматривающий использование информационных технологий Такой подход является непременным условием повышения качества образования.

Перечисленные положения указывают на актуальность проблемы, что и обусловило выбор темы исследования.

Поскольку между осанкой и функцией организма существует определенная взаимосвязь, правильная, рациональная осанка - определяет гармоничное физическое развитие и нормальное физическое и психическое состояние человека Осанка отражает представления человека о собственном теле и играет заметную роль в формировании собственного имиджа в глазах окружающих [2, 3, 4, 7].

Осанка человека является предметом изучения различных наук, она характеризуется в литературных источниках с педагогической, медицинской, физиологической, морфологической биомеханической и других точек зрения. Все эти подходы к пониманию сущности осанки содержательны и существенны [6].

Мы согласны с мнением ряда исследователей [4, 7] которые при рассмотрении совокупность факторов, определяющих осанку, разделяют их на внешние и внутренние. Важнейшими из внешних факторов являются социальные условия жизни, деятельности и развития индивида. К внутренним факторам относятся структурные и функциональные свойства систем организма, благодаря которым существует сама возможность становления и сохранения статической и динамической осанки, биомеханические и фазнотонические свойства скелетных мышц, фиксирующих позу, опорные, рессорные и эластические свойства скелета, взаимодействие его биозвеньев.

Проблема физического воспитания студенческой молодежи - одна из важнейших на современном этапе. В ряду ближайших и особенно актуальных задач физического воспитания является и внедрение в процесс физического воспитания студентов современных инновационных технологий учитывающих состояние ОДА, биомеханические характеристики моторики занимающихся.

Исследование выполнялось согласно плана научно-исследовательскойработы кафедры кинезиологии Национального университета физического воспитания и спорта Украины и «Сводного плана НИР в области физической культуры и спорта на 2006 - 2010 гг.» Государственногокомитета Украины по вопросам физической культуры и спорта по теме 3.2.1 «Усовершенствование биомеханических технологий в физическом воспитании и реабилитации с учетом пространственной организации тела человека».

Формулирование целей работы

Цель работы - разработка технологии коррекции нарушений осанки студентов составляющей частью которой является информационно-методическая система «Г армония тела».

Результаты исследо ваний.

Данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента, позволили изучить особенности морфологического статуса студентов и установить, что более 80 % студентов имеют нефиксированные нарушения ОДА.

На основе системного подхода предложена модель технологии коррекции нарушений осанки студентовв процессе физического воспитания с использованием компьютерныхтехнологий (рис.1).

Рис. 1. Модель технологии коррекции нарушений осанки студентов в процессе физического воспитания на

основе компьютерных технологий

Разработанная нами модель технологии коррекции нарушений осанки с использованием информационных технологий представляет собой совокупность технологических компонентов: целевого, содержательного и деятельного (организационно-управленческогс), имеющих внутреннее содержание и находящихся во взаимосвязях различного типа, интегральным результатом которых является гармоничное физическое развитие студентов.

Теоретической базой разработанной технологии послужило понимание здоровья человека как «...целостного многомерного динамического состояния (включая его позитивные и негативные показатели), развивающегося в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющего человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции», данные положения нашли свои подтверждение в работе [2].

При разработке технологии коррекции нефиксированных нарушений ОДА студентов учитывались и реализовывались основные методические принципы физического воспитания: гуманистическойориентации; приоритета потребностей, мотивов и интересов личности; оздоровительной направленности; индивидуализации, связи физического воспитания с другими видами деятельности и занятости людей [5].

Целостность педагогического процесса обеспечивается гармоничным взаимодействием всех элементов педагогической технологии на основе управления «студент - цель технологии - содержание технологии» и координации на основе обратных связей в процессе физического воспитания. При этом дифференциация средств и методов обусловлена, в первую очередь, функциональным нарушением ОДА занимающихся.

Алгоритм коррекции нефиксированных нарушений ОДА студентов, включающий физические упражнений воздействующих на нарушения осанки студентов относится также к абсолютно новым результатам работы (рис.2).

Процесс реализации разработанной педагогической технологии коррекции функциональных нарушений ОДА учащейся молодежи состоит из нескольких этапов: мониторинго-информационнощ коррекционно-профилактического и поддерживающе-оздоровительного

Мониторинго-информационный этап. Данный этап решает две основные задачи: получении достоверной информации о физическом развитии и физической подготовленности каждого учащегося в отдельности и информировании учащихся о результатах проведенного мониторинга физического развития и физической подготовленности

Блок Направленная коррекция

нарушении осанки

задач студентов

Блок методического обеспечения Разработка рекомендации, адекватных поставленным задачам

Блок корре кции Анализ результатов эксперимента.

Оценка влияния

Блок средств физического

мониторинга воспитания на

состояние осанки

Диагностический

Проектировочный

Организационной

Корректировочный

Аналитический

Контролирующий

Рис.2. Блок-схема коррекции нарушений осанки студентов в процессе физического воспитания

Коррекционно-профилактический этап - основная задача заключается в создании оптимальных условий и разработке содержания для реализации собственно коррекционно-профилактической работы.

Поддерживающе-оздоровительный этап - направлен на поддержание достигнутого уровня физической подготовленностии состояния ОДА студентов

В разработанной нами технологии предусмотрено осуществление мониторинговых мероприятий.

В процессе исследований обоснованы методические подходы целенаправленного педагогического воздействия на основе использования физических упражнений различной биомеханическойнаправленности, с целью коррекции функциональных нарушений ОДА студентов

По нашему мнению качественные изменения в системе физического воспитания наступают лишь тогда, когда информационные средства, реализуя более эффективные способы организации процесса физического воспитания, позволяют сформировать новые формы и методы деятельности. Главное и обязательное условие при этом - активация обучающегося, что можно выразить формулой: эффективность обучения - функция активности обучающегося

Проблема успешной реализации технологии коррекции нефиксированных нарушений ОДА студентов с использованием компьютерных технологий представляется сложным непрерывным процессом и зависит от различных причин и факторов, которые необходимо при организации опытно-экспериментальной работы (рис. 3).

Автоматизация на базе компьютера в процессе физического воспитания значительно расширяет возможности предоставления информации студентам. Применение мультипликации цвета, графики, звука позволяет наглядно воссоздать реальную картину состояния каждого занимающегося и планируемую двигательную деятельность с целью коррекции нарушений осанки.

Внедрение компьютера в процесс физического воспитания позволяет усилить мотивацию к занятиям физическими упражнениями, вносит новизну в деятельность, способствует повышению интереса к избранному виду двигательной активности, оптимизирует отношения между студентоми преподавателем Это один из реальных механизмов решения проблемы оптимизации двигательной активности студентов

который может охватить оздоровительной деятельностью практически весь контингент студенческой молодежи

Для разработки мультимедиа информационной среды нами использовались программы первого уровня, предназначенные для быстрого создания мультимедиа-проектов Программа «Гармония тела» обладает широким набором визуальных средств, элементов управления (рис. 3).

Рис. 3. Организационно-педагогические условия реализации технологии коррекции функциональных нарушений ОДА студентов с использованием компьютерных технологий

2

3

4

Рис. 3. Блок-схема информационно-методической системы «Гармония тела»: 1 - объект управления; 2-контрольный блок; 3 - экспертный блок; 4 - блок управляющих воздействий

В нашей работе мы использовали нелинейное представление информационно-методической системы «Гармония тела» (рис.4), приложения которой основываются на технологиях гипертекста, в которых отдельные элементы информации снабжаются статическими или динамическими связями — ссылками, позволяющими переходить на другие приложения или на другие элементы данного приложения Данный сценарий мы использовали с целью предоставления студенту большей самостоятельности и свободы выбора, развивая инициативу, повышая мотивацию и индивидуализируяучебный процесс.

МОНІТОРІНГ

КОРЕКЦІИНО -ПРОФІЛАКТИЧНИМ МОДУЛЬ---------------------

ХАРЧУВАННЯ ---------------

теория | дкгнэстнч* | ис+мор»-г | 1у;счл->с~-1са | хдр^-гедння | ь^о~ро.*:.1 Щ_

Рис. 4. Распечатка с экрана компьютера. Окно программы «Вкладки»

Выводы

1. Аналитический обзор литературных данных указывает на то, что существующая система физического воспитания в вузах имеет значительные недостатки, основным из которых является неспособность решения оздоровительной задачи. Необходимостьвыполнения сту дентами вуза большого объема учебной работы в условиях дефицита времени, явного изменения адаптационных механизмов приводит до прогрессивного ухудшения их здоровья. Из всего спектра проблем, стоящих сегодня перед системой физического воспитания на первый план выходит поиск более эффективных методов гармоничного физического развития и оздоровления студентов. В связи с большим количеством нарушений осанки среди студенческой молодежи актуальным и целесообразным является внедрение в процесс физического воспитания сту дентовсовременных технологий корригирующих функциональные нарушения ОДА.

2. Разработанную технологию коррекции нарушений осанки студентов с использованием компьютерных

средств, целесообразно осуществлять по данным обследования биогеометрического профиля осанки и опорнорессорных свойств стопы. Разработанный алгоритм организации оздоровительных занятий состоит из трех этапов: мониторинго-информационнощ коррекционно-профилактического и поддерживающе-

оздоровительного.

3. Информационно-методическая система «Гармония тела», характеризуется модульной структурой состоящей из таких блоков: настройки, теоретические сведения, диагностика, мониторинг, питание и коррекционно-профилактический модуль Опыт использования информационно-методической системы свидетельствует о том, что данный подход эффективен при организации процесса физического воспитания студенческой молодежи Созданный программный продукт позволяет индивидуализировать процесс физического воспитания студенческоймолодежи, придавая ему, характер устойчивого целенаправленного и эффективного процесса познания, а также формировать устойчивое мотивационно-ценностное отношение к физкультурно-оздоровительным занятиям, расширяет возможности реализации современных оздоровительных технологий в тренировочном процессе студентов и позволяет представить его в виде замкнутой системы управления, с включением элементов самоконтроля

Изучаемая проблема решена далеко не полностью. Полученные в исследовании результаты не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Накопленный теоретический и фактический материал требует дальнейшего развития. Остаются отдельными вопросы внедрения разработанной компьютерной технологии в систему Интернет.

Литература:

1. Зайцева Г. А. Дифференцированный подход к студентам с нарушениями осанки в учебнотренировочном процессе по физическому воспитанию: автореф. дис. на соискание уч. степени канд. пед. наук: спец. /13.00.04 „Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры Г. А. Зайцева. - М., 1992. - 23 с.

2. Зияд Хамиди Ахмад Насралла. Биомеханическая коррекция осанки школьников с нарушением слуха в процессе физического воспитания // Весник Черниговского государственного педагогического университета имени Т.Г.Шевченка. Выпуск 54. Серия: Педагогические науки Физическое воспитание и спорт: Сборник. - Чернигов: ЧДПУ, 2008. — № 54. — С.293-297.

3. Кашуба В. А. Биомеханика осанки /В. А. Кашуба. - К., 2003. - 248 с.

4. Кашуба В. А. Профилактика и коррекция нарушений пространственной организации тела человека в процесс се физического воспитания / В. А. Кашуба, Адель Бенжедду - К.: Науковийсвіт, 2005. - 158 с.

5. Круцевич Т. Ю. Теория и методика физического воспитания: учебн [для студ вузов физ. воспитания и спорта] Т. Ю. Круцевич. - К., 2003. - Т. 1. - 424 с.

6. Мелентьева Н.Н. Формирование осанки у младших школьников с нарушением зрения в процессе занятий физическими упражнениями в специальной (коррекционной) школе: автореф. дис. на соискание уч. степени канд. пед. наук: спец. /13.00.04 „Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры Н. Н. Мелентьева — СПб, 2004. — 20 с.

7. Носова Н.Л. Контроль пространственной организации тела школьников в процессе физического воспитания: автореф. дис. на соискание уч. степени к. физ. вых. спец./ 24.00.02 «Физическая культура физическое воспитание разных групп населения. К., 2008. - 23 с.

8. Платонов В. Н. Сохранение и укрепление здоровья здоровых людей - приоритетное направление современного здравоохранения // Спортивна медицина. - 2006, №2. - С. 3 - 14.

9. Юмашевой Л.И. Коррекция нарушений осанки студентовмузыкального вуза средствами физического воспитания: автореф. дис. на соискание уч. степени к. физ. вых. спец./ 24.00.02 «Физическая культура физическое воспитание разных групп населения. К., 2007. - 21 с.

Поступила в редакцию 09.12.2008г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.