Научная статья на тему 'Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата с позиции кинезиологического подхода в физическом воспитании студентов'

Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата с позиции кинезиологического подхода в физическом воспитании студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
655
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КИНЕЗИОЛОГИЯ / ПРОФИЛАКТИКА / ПОЗВОНОЧНИК / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТЫ / KINESIOLOGY / PREVENTION / SPINE / PHYSICAL TRAINING / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Колтошова Татьяна Владимировна

В статье рассматривается возможность использования образовательно-прикладной кинезиологии как целостной технологии профилактики функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата, в частности позвоночника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Колтошова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correction of locomotors system disorders in terms of a kinesiological approach in physical training of students

The paper dwells on the possibility of the use of educational and applied kinesiology, as integral technology preventing locomotors system functional disorders and spine in particular.

Текст научной работы на тему «Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата с позиции кинезиологического подхода в физическом воспитании студентов»

УДК 796.012.4:378

Т. В. КОЛТОШОВА

Омский государственный технический университет

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ПОЗИЦИИ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ_

В статье рассматривается возможность использования образовательно-прикладной кинезиологии как целостной технологии профилактики функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата, в частности позвоночника.

Ключевые слова: кинезиология, профилактика, позвоночник, физическое воспитание, студенты.

В любом современном обществе образование, как социальная система, является его элементом и испытывает на себе практически все изменения, происходящие в нем.

На сегодняшний день сфера образования работает на будущее, предопределяя потенциал общества, цивилизации в целом, находясь в постоянной динамике, четко реагируя на изменения во внешней среде и вместе с тем активно влияя на состояние среды [1].

Поскольку современный этап истории человеческого общества характеризуется тем, что образование вновь оказалось перед выбором в связи с проблемой перспектив современной техногенной цивилизации, исследователей в области образования занимает поиск новых подходов, позволяющих адаптировать его к вызовам времени.

Это связано с тем, что в его развитии решающую роль играет технико-технологический прогресс, приводящий к ускоряющимся темпам социального обновления [2].

Во всем мире наблюдается повышенный интерес к происходящим изменениям в высшем образовании. Не обходит стороной и реформирование российской системы образования, особенно высшей школы. Основные приоритеты, направления и цели изложены в Концепции модернизации российского образования, в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года и других нормативных документах Минобразования России [3].

Рассматривая причины, приведшие к модернизации образования и конфликту ценностей с позиции социокультурного подхода, необходимо осознание того, что система образования должна быть адаптирована не только к потребностям государства, но и к растущим духовным запросам самостоятельной личности, каждого человека.

В то же время проблема здоровья участников образовательного процесса остается актуальной и в современных условиях, что связано с новым пониманием роли вузов в подготовке компетентных специалистов. Это отражено в программных документах, принятых государственными органами. При этом решению вопросов оздоровления студенческой молодежи высшей школы отводится одна из клю-

чевых ролей. Примером являются Концепция демографического развития Российской Федерации до 2015 года и Национальная доктрина образования Российской Федерации.

Исследователями выявлена тесная связь между индивидуальным здоровьем и познавательной деятельностью, то есть чем выше его уровень, тем эффективнее обучаемость.

Так, по данным медицинской статистики, показатели физического и психического здоровья в России — одни из самых низких в мире, а уровень алкоголизации и число преждевременных смертей — в ряду самых высоких. Россия занимает 1-е место в мире по количеству юных курильщиков (13—15 лет). При этом доля курящих женщин в России составляет 11,4%, а в Китае — 3,5 %. Следует отметить, что Россия и Китай, имея сходные культурные характеристики, различаются, прежде всего, по показателям социального капитала, которые влияют на мотивацию поведения в отношении поддержания или разрушения собственного здоровья [4]. Исследования в области статистики здоровья населения показывают, что складывается парадоксальная ситуация. Проблемы здоровья перемещаются с группы престарелого населения в группы детей и молодежи, что, разумеется, противоречит естественным процессам развития человека. Кроме того, замечено, что происходит ухудшение здоровья каждого последующего поколения [5].

Современная молодежь России находится в достаточно сложной социально-психологической ситуации. Частично это связано с тем, что стереотипы поведения, ценностные ориентации, характерные для прошлых поколений молодежи, постепенно разрушаются, а новые формируются хаотично и бессистемно. Если XX век называли «веком физики, кибернетики и биологии», то наше столетие уже сейчас называют «веком здоровья» [6].

Сложившийся режим жизнедеятельности современной молодежи представляет собой реальную угрозу для здоровья, а значит, и для его перспектив. В частности, многочасовые аудиторные занятия, длительная самостоятельная интеллектуальная деятельность, связанная с выполнением домашних заданий,

и дефицит двигательной активности способствуют распространению «чумы XXI века» — гиподинамии.

Современные условия неблагоприятно сказываются на «работе» опорно-двигательного аппарата, основных функциональных систем организма, психоэмоциональном состоянии человека, что, как следствие, снижает эффект образовательной деятельности [7].

Одним из важнейших свойств живого организма является передвижение в пространстве. Эту функцию у человека выполняет опорно-двигательный аппарат (ОДА), состоящий из двух частей: пассивной и активной. К первой относятся кости, соединяющиеся между собой различным образом, ко второй — мышцы.

В последние годы функциональные нарушения и заболевания опорно-двигательного аппарата, в том числе позвоночника, принимают эпидемический характер, уступая по частоте лишь простудным; число больных катастрофически растет, это позволяет говорить о том, что функциональные нарушения и заболевания позвоночника являются болезнью XXI века, то есть болезнью цивилизации [8].

Как сохранить здоровый позвоночник людям молодого возраста для успешного профессионального обучения? Рекомендации по формированию хорошей осанки и поддержанию оптимальной рабочей позы, а также средства, формы и нагрузки, предлагаемые современной лечебной физкультурой, не сопровождаются длительным профилактическим эффектом. Кроме того, в современном обществе не существует преемственности между лечебно-реабилитационными курсами в стационаре и специальными тренировочными занятиями в условиях оздоровительных центров, равно как и в учебных заведениях, в которых возможны высокие нагрузки для практически здоровых. Вряд ли, глядя на них, человек, имеющий какие-либо нарушения функции позвоночника, захочет выполнять комплекс лечебной гимнастики, рекомендованный ему при выписке из стационара, все последующие годы. В то же время известно, что комплекс физических упражнений (либо тренировочный) должен динамически изменяться в зависимости от состояния индивидуума, функциональных возможностей его организма и психологической предрасположенности к какой-либо форме современной превентивной тренировки [9].

Это связано с тем, что из всех мышечных групп лишь мышцы шеи и туловища несут постоянную статическую нагрузку, сохраняя и поддерживая рабочие и бытовые позы. При нарастании утомления амортизационную функцию его преодоления берут на себя различные структуры позвоночника, а гиподинамия современного человека и повышение напряжённости психоэмоционального статуса приводят к его функциональным нарушениям [10].

Человечество на протяжении всего своего существования искало пути укрепления и продления активной жизни. Испробовано множество способов омоложения, эти поиски продолжаются и поныне. А ведь с давних времен хорошо известен универсальный и абсолютно надежный способ укрепления здоровья и увеличение долголетия — физическая культура, способ, не требующий дорогостоящих лекарственных препаратов и технических приспособлений, а лишь проявления воли и некоторых усилий над собой.

При этом автор считает, что энергетический фон и функциональное состояние различных органов и систем в каждом возрасте находятся в тесной

зависимости. Механизм взаимосвязи двигательной активности и резервных возможностей организма зависит от особенностей работы скелетной мускулатуры [11].

Необходимо отметить, что если несколько лет назад основное внимание в реабилитации лиц с различными неинфекционными заболеваниями, в том числе и позвоночника, уделялось медикаментозным средствам, то в настоящее время большинство учёных-специалистов ориентируется на разработку профилактических мероприятий, основную роль среди которых играют оздоровительные формы двигательной активности, лечебная гимнастика, механотерапия, гидрокинезотерапия и массаж, а для определения характера двигательной реабилитации важным компонентом деятельности является тестирование функционального состояния мышц [12].

Одним из видов «оказания помощи» здоровью человека в современном мире является кинезиология, способствующая снятию напряжения, как мышечного, так и психического.

Изыскание эффективных, доступных комплексных методов профилактики для студентов с нарушениями функции позвоночника чрезвычайно важно. Двухразовые занятия в неделю физической культурой в соответствии с учебной программой на I — II курсах и одноразовые на III курсе не могут компенсировать недостаток двигательной активности и выполнять роль профилактического стабилизатора, что является важным критерием повышения качества жизни, то есть уровня здоровья, личностных наклонностей, поведенческих особенностей, направленных на организацию оптимального режима в целях восстановления и поддержания здоровья и работоспособности студентов [13].

Поэтому необходим поиск новых педагогических технологий, предусматривающих самостоятельное освоение оздоровительно-профилактических мероприятий, сохранения здоровья опорно-двигательного аппарата.

Основной целью нашего исследования явилось повышение знаний студентов о строении и функции позвоночника; факторах риска, усугубляющих состояние и вызывающих обострение процесса, о повышении ответственности за сохранение здоровья, мотивации к оздоровлению и соблюдению режима жизнедеятельности, о формировании не только организованно-самостоятельных занятий в режиме дня, но и навыков самотестирования, самоконтроля и оказания самопомощи в случае обострения.

Если учесть, что прикладная кинезиология основана на системе мышечного тестирования с целью комплексной оценки функционального состояния здоровья человека и коррекции его нарушений, то можно считать, что это метод не только тесно связан с лечебной направленностью, но и педагогически используемый в физическом воспитании студентов [14]. Вот почему В. В. Васильева (2005) считает кине-зиологию «трамплином для лечебной физической культуры» [15]. С полным основанием к этому следует отнести одну из общепризнанных теоретических основ лечебной физической культуры — учение М. Р. Могендовича (1961 — 1966 гг.) о моторно-висцеральных и висцеромоторных рефлексах [13].

Это связано с тем, что и кинезиология, и лечебная физическая культура используют различные формы, способствуя сохранению , коррекции здоровья, а также профилактике его нарушений, так как дают возможность определить, отчего движение оказалось нарушенным и что нужно сделать, чтобы его восстановить [16].

Прикладная кинезиология — это новый мульти-дисциплинарый подход к здоровью человека, где исследуется анализ позы, ходьбы, объема движений, а также статическая и динамическая пальпация с целью определения тонуса мышц. Предметом изучения прикладной кинезиологии является снижение дисбаланса в любой системе организма, проявляющееся в мышечной слабости.

В основе кинезиологической теории лежат труды И. М. Сеченова о взаимосвязи физиологических процессов и психических явлений. Основные положения теории функциональных систем П. К. Анохина (1968) позволяют раскрыть содержание механизмов взаимосвязи умственной и двигательной деятельности в процессе выполнения движения. В 30 — 40 гг. ХХ в. Н. А. Бернштейн и Erich von Holst опубликовали несколько статей, способствующих формированию современной теории управления движениями. Анализ проведенных исследований позволил Н. А. Берн-штейну создать модель управления движениями человека, в основе которой лежит выделение ведущей роли афферентных систем.

Одним из перспективных, интегрированных технологий кинезиологического подхода в профилактической и реабилитационной помощи считается обучение пациентов. В последнее время получили развитие такие формы обучения, как различные школы, основой которых является совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия, направленного на повышение уровня знаний, информированности и практических навыков коррекции выявленных отклонений в состоянии здоровья, профилактике осложнений и повышении качества жизни [17]. Таким образом, основными положениями прикладной кинезиологии является целостный подход к здоровью человека и его составляющим.

Успешность коррекции здоровья через кинезио-логический подход использования средств физической культуры может быть только в случае правильной последовательности включения мышц в выполняемое движение. При нарушении этой последовательности возникает перегрузка мест прикрепления мышц к суставам позвоночника и конечностей со смещением и травматизацией межпозвоночного диска, сопровождающаяся усилением болевого синдрома. Вот почему особенно важно для преподавателя физической культуры владеть основами прикладной кинезиологии, что позволит ему произвести первичную диагностику функционального состояния мышц и осуществить подбор соответствующих ки-незиотерапевтических упражнений для снятия болевых ощущений и последующего предупреждения их.

В рамках организованных и самостоятельных занятий снижения болевых ощущений либо устранение дискомфорта, повышения силы мышц спины и брюшного пресса, нами разработана технология использования физических упражнений (на суше и воде) на основе кинезиолгичекого подхода. Использование предложенных физических упражнений, мы связываем с осмысленным и систематическим их выполнением.

Таким образом, кинезиологический подход в физическом воспитании студентов может быть использован как целостная технология коррекции функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата, а результатом ее явится предотвращение либо снижение болевых ощущений и дискомфорта в позвоночнике.

Библиографический список

1. Филонов, Г. Н. О методологии проектирования образовательных стандартов / Г. Н. Филонов // Педагогика. — 2009. — № 8. - С. 3-6.

2. Разработка системы определения дефектов металлических цилиндрических трубопроводов / Ю. Е. Карякин [и др.]// Научные исследования и инновационная деятельность : материалы науч.-практ. конф. — СПб., 2007. — С. 127 — 134.

3. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года [Электронный ресурс] : приказ [от 11.02.2002, № 393] // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

4. Культурно-психологические особенности отношения к здоровью китайских и русских студентов / Н. М. Лебедева [и др.] // Психологический журнал. — 2007. — № 4. — С. 64 — 74.

5. Влияние условий обучения на состояние здоровья студентов / И. Э. Есауленко [ и др.] // Вестник Воронежского государственного университета. — 2009. — № 2. — С. 55 — 59.

6. Уваров, В. А. Анализ изменения физической подготовленности, физического развития и здоровья студентов за последнее десятилетие (1988—1999) / В. А. Уваров, Н. К. Ковалев, Т. А. Булавина // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы : материалы Междунар. конф. — М. : МГУ, 2000. — Ч. 1. — С. 45 — 50.

7. Горелов, А. А. Интеллектуальная деятельность, физическая работоспособность, двигательная активность и здоровье студенческой молодёжи : моногр. / А. А. Горелов, В. Л. Кондаков, А. Н. Усатов. — Белгород : ИПЦ «Политерра», 2011. — 101 с.

8. Челноков, В. А. Остеохондроз позвоночника: перспективы применения физических упражнений / В. А. Челноков // Теория и практика физической культуры. — 2005. — № 1. — С. 11 — 16.

9. Мошков, В. Н. Теоретические и клинические основы лечебной физкультуры в свете учения И. П. Павлова /

B. Н. Мошков // Клиническая медицина. — 1952. — № 4. —

C. 32 — 37.

10. Билялов, М. Ш. Анатомо-биомеханическое введение в клинику вертеброгенных заболеваний нервной системы / М. Ш. Билялов, В. П. Веселовский, А. Я. Попелянский. — Казань, 1980. — 47 с.

11. Горелов, А. А. Физкультурно-оздоровительные технологии как средство кинезотерапии в образовательном пространстве вуза / А. А. Горелов, В. Л. Кондаков, О. Г. Румба // Физическое воспитание студентов. — 2012. — № 6. — С. 47—51.

12. Добровольский, В. К. Физическая культура — мощное средство профилактики различных заболеваний / В. К. Добровольский // Теория и практика физической культуры. — 1962. — № 12. — С. 29 — 31.

13. Важенина, Е. Н. Формирование здорового стиля жизни студенческой молодёжи / Е. Н. Важенина, И. В. Манжелей // Формирование здорового образа жизни : материалы Всерос. науч.-практ. конф. — Тюмень, 2004. — С. 115—117.

14. Шмидт, И. Р. Введение в прикладную кинезиологию / И. Р. Шмидт // Мануальная терапия. — 1995. — № 9. — С. 26 — 30.

15. Васильева, Л. Ф. Прикладная кинезиология — трамплин для лечебной физкультуры / Л. Ф. Васильева // ЛФК и массаж. — 2005. — № 2 (17). — С. 28 — 33.

16. Юнусов, Ф. А. Медицинская реабилитация и прикладная кинезиология в свете Европейской политики охраны здоровья / Ф. В. Юнусов // Прикладная кинезиология. — 2003. — № 1 (2). — С. 6 — 9.

17. Школы здоровья — новые профилактические технологии в первичном звене здравоохранения / А. М. Калинина [и др.] // Профилактика заболеваний и укрепления здоровья. — 2002. — № 6. — С. 3 — 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.