УДК 796.012.4:378
Т. В. КОЛТОШОВА
Омский государственный технический университет
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ПОЗИЦИИ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ_
В статье рассматривается возможность использования образовательно-прикладной кинезиологии как целостной технологии профилактики функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата, в частности позвоночника.
Ключевые слова: кинезиология, профилактика, позвоночник, физическое воспитание, студенты.
В любом современном обществе образование, как социальная система, является его элементом и испытывает на себе практически все изменения, происходящие в нем.
На сегодняшний день сфера образования работает на будущее, предопределяя потенциал общества, цивилизации в целом, находясь в постоянной динамике, четко реагируя на изменения во внешней среде и вместе с тем активно влияя на состояние среды [1].
Поскольку современный этап истории человеческого общества характеризуется тем, что образование вновь оказалось перед выбором в связи с проблемой перспектив современной техногенной цивилизации, исследователей в области образования занимает поиск новых подходов, позволяющих адаптировать его к вызовам времени.
Это связано с тем, что в его развитии решающую роль играет технико-технологический прогресс, приводящий к ускоряющимся темпам социального обновления [2].
Во всем мире наблюдается повышенный интерес к происходящим изменениям в высшем образовании. Не обходит стороной и реформирование российской системы образования, особенно высшей школы. Основные приоритеты, направления и цели изложены в Концепции модернизации российского образования, в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года и других нормативных документах Минобразования России [3].
Рассматривая причины, приведшие к модернизации образования и конфликту ценностей с позиции социокультурного подхода, необходимо осознание того, что система образования должна быть адаптирована не только к потребностям государства, но и к растущим духовным запросам самостоятельной личности, каждого человека.
В то же время проблема здоровья участников образовательного процесса остается актуальной и в современных условиях, что связано с новым пониманием роли вузов в подготовке компетентных специалистов. Это отражено в программных документах, принятых государственными органами. При этом решению вопросов оздоровления студенческой молодежи высшей школы отводится одна из клю-
чевых ролей. Примером являются Концепция демографического развития Российской Федерации до 2015 года и Национальная доктрина образования Российской Федерации.
Исследователями выявлена тесная связь между индивидуальным здоровьем и познавательной деятельностью, то есть чем выше его уровень, тем эффективнее обучаемость.
Так, по данным медицинской статистики, показатели физического и психического здоровья в России — одни из самых низких в мире, а уровень алкоголизации и число преждевременных смертей — в ряду самых высоких. Россия занимает 1-е место в мире по количеству юных курильщиков (13—15 лет). При этом доля курящих женщин в России составляет 11,4%, а в Китае — 3,5 %. Следует отметить, что Россия и Китай, имея сходные культурные характеристики, различаются, прежде всего, по показателям социального капитала, которые влияют на мотивацию поведения в отношении поддержания или разрушения собственного здоровья [4]. Исследования в области статистики здоровья населения показывают, что складывается парадоксальная ситуация. Проблемы здоровья перемещаются с группы престарелого населения в группы детей и молодежи, что, разумеется, противоречит естественным процессам развития человека. Кроме того, замечено, что происходит ухудшение здоровья каждого последующего поколения [5].
Современная молодежь России находится в достаточно сложной социально-психологической ситуации. Частично это связано с тем, что стереотипы поведения, ценностные ориентации, характерные для прошлых поколений молодежи, постепенно разрушаются, а новые формируются хаотично и бессистемно. Если XX век называли «веком физики, кибернетики и биологии», то наше столетие уже сейчас называют «веком здоровья» [6].
Сложившийся режим жизнедеятельности современной молодежи представляет собой реальную угрозу для здоровья, а значит, и для его перспектив. В частности, многочасовые аудиторные занятия, длительная самостоятельная интеллектуальная деятельность, связанная с выполнением домашних заданий,
и дефицит двигательной активности способствуют распространению «чумы XXI века» — гиподинамии.
Современные условия неблагоприятно сказываются на «работе» опорно-двигательного аппарата, основных функциональных систем организма, психоэмоциональном состоянии человека, что, как следствие, снижает эффект образовательной деятельности [7].
Одним из важнейших свойств живого организма является передвижение в пространстве. Эту функцию у человека выполняет опорно-двигательный аппарат (ОДА), состоящий из двух частей: пассивной и активной. К первой относятся кости, соединяющиеся между собой различным образом, ко второй — мышцы.
В последние годы функциональные нарушения и заболевания опорно-двигательного аппарата, в том числе позвоночника, принимают эпидемический характер, уступая по частоте лишь простудным; число больных катастрофически растет, это позволяет говорить о том, что функциональные нарушения и заболевания позвоночника являются болезнью XXI века, то есть болезнью цивилизации [8].
Как сохранить здоровый позвоночник людям молодого возраста для успешного профессионального обучения? Рекомендации по формированию хорошей осанки и поддержанию оптимальной рабочей позы, а также средства, формы и нагрузки, предлагаемые современной лечебной физкультурой, не сопровождаются длительным профилактическим эффектом. Кроме того, в современном обществе не существует преемственности между лечебно-реабилитационными курсами в стационаре и специальными тренировочными занятиями в условиях оздоровительных центров, равно как и в учебных заведениях, в которых возможны высокие нагрузки для практически здоровых. Вряд ли, глядя на них, человек, имеющий какие-либо нарушения функции позвоночника, захочет выполнять комплекс лечебной гимнастики, рекомендованный ему при выписке из стационара, все последующие годы. В то же время известно, что комплекс физических упражнений (либо тренировочный) должен динамически изменяться в зависимости от состояния индивидуума, функциональных возможностей его организма и психологической предрасположенности к какой-либо форме современной превентивной тренировки [9].
Это связано с тем, что из всех мышечных групп лишь мышцы шеи и туловища несут постоянную статическую нагрузку, сохраняя и поддерживая рабочие и бытовые позы. При нарастании утомления амортизационную функцию его преодоления берут на себя различные структуры позвоночника, а гиподинамия современного человека и повышение напряжённости психоэмоционального статуса приводят к его функциональным нарушениям [10].
Человечество на протяжении всего своего существования искало пути укрепления и продления активной жизни. Испробовано множество способов омоложения, эти поиски продолжаются и поныне. А ведь с давних времен хорошо известен универсальный и абсолютно надежный способ укрепления здоровья и увеличение долголетия — физическая культура, способ, не требующий дорогостоящих лекарственных препаратов и технических приспособлений, а лишь проявления воли и некоторых усилий над собой.
При этом автор считает, что энергетический фон и функциональное состояние различных органов и систем в каждом возрасте находятся в тесной
зависимости. Механизм взаимосвязи двигательной активности и резервных возможностей организма зависит от особенностей работы скелетной мускулатуры [11].
Необходимо отметить, что если несколько лет назад основное внимание в реабилитации лиц с различными неинфекционными заболеваниями, в том числе и позвоночника, уделялось медикаментозным средствам, то в настоящее время большинство учёных-специалистов ориентируется на разработку профилактических мероприятий, основную роль среди которых играют оздоровительные формы двигательной активности, лечебная гимнастика, механотерапия, гидрокинезотерапия и массаж, а для определения характера двигательной реабилитации важным компонентом деятельности является тестирование функционального состояния мышц [12].
Одним из видов «оказания помощи» здоровью человека в современном мире является кинезиология, способствующая снятию напряжения, как мышечного, так и психического.
Изыскание эффективных, доступных комплексных методов профилактики для студентов с нарушениями функции позвоночника чрезвычайно важно. Двухразовые занятия в неделю физической культурой в соответствии с учебной программой на I — II курсах и одноразовые на III курсе не могут компенсировать недостаток двигательной активности и выполнять роль профилактического стабилизатора, что является важным критерием повышения качества жизни, то есть уровня здоровья, личностных наклонностей, поведенческих особенностей, направленных на организацию оптимального режима в целях восстановления и поддержания здоровья и работоспособности студентов [13].
Поэтому необходим поиск новых педагогических технологий, предусматривающих самостоятельное освоение оздоровительно-профилактических мероприятий, сохранения здоровья опорно-двигательного аппарата.
Основной целью нашего исследования явилось повышение знаний студентов о строении и функции позвоночника; факторах риска, усугубляющих состояние и вызывающих обострение процесса, о повышении ответственности за сохранение здоровья, мотивации к оздоровлению и соблюдению режима жизнедеятельности, о формировании не только организованно-самостоятельных занятий в режиме дня, но и навыков самотестирования, самоконтроля и оказания самопомощи в случае обострения.
Если учесть, что прикладная кинезиология основана на системе мышечного тестирования с целью комплексной оценки функционального состояния здоровья человека и коррекции его нарушений, то можно считать, что это метод не только тесно связан с лечебной направленностью, но и педагогически используемый в физическом воспитании студентов [14]. Вот почему В. В. Васильева (2005) считает кине-зиологию «трамплином для лечебной физической культуры» [15]. С полным основанием к этому следует отнести одну из общепризнанных теоретических основ лечебной физической культуры — учение М. Р. Могендовича (1961 — 1966 гг.) о моторно-висцеральных и висцеромоторных рефлексах [13].
Это связано с тем, что и кинезиология, и лечебная физическая культура используют различные формы, способствуя сохранению , коррекции здоровья, а также профилактике его нарушений, так как дают возможность определить, отчего движение оказалось нарушенным и что нужно сделать, чтобы его восстановить [16].
Прикладная кинезиология — это новый мульти-дисциплинарый подход к здоровью человека, где исследуется анализ позы, ходьбы, объема движений, а также статическая и динамическая пальпация с целью определения тонуса мышц. Предметом изучения прикладной кинезиологии является снижение дисбаланса в любой системе организма, проявляющееся в мышечной слабости.
В основе кинезиологической теории лежат труды И. М. Сеченова о взаимосвязи физиологических процессов и психических явлений. Основные положения теории функциональных систем П. К. Анохина (1968) позволяют раскрыть содержание механизмов взаимосвязи умственной и двигательной деятельности в процессе выполнения движения. В 30 — 40 гг. ХХ в. Н. А. Бернштейн и Erich von Holst опубликовали несколько статей, способствующих формированию современной теории управления движениями. Анализ проведенных исследований позволил Н. А. Берн-штейну создать модель управления движениями человека, в основе которой лежит выделение ведущей роли афферентных систем.
Одним из перспективных, интегрированных технологий кинезиологического подхода в профилактической и реабилитационной помощи считается обучение пациентов. В последнее время получили развитие такие формы обучения, как различные школы, основой которых является совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия, направленного на повышение уровня знаний, информированности и практических навыков коррекции выявленных отклонений в состоянии здоровья, профилактике осложнений и повышении качества жизни [17]. Таким образом, основными положениями прикладной кинезиологии является целостный подход к здоровью человека и его составляющим.
Успешность коррекции здоровья через кинезио-логический подход использования средств физической культуры может быть только в случае правильной последовательности включения мышц в выполняемое движение. При нарушении этой последовательности возникает перегрузка мест прикрепления мышц к суставам позвоночника и конечностей со смещением и травматизацией межпозвоночного диска, сопровождающаяся усилением болевого синдрома. Вот почему особенно важно для преподавателя физической культуры владеть основами прикладной кинезиологии, что позволит ему произвести первичную диагностику функционального состояния мышц и осуществить подбор соответствующих ки-незиотерапевтических упражнений для снятия болевых ощущений и последующего предупреждения их.
В рамках организованных и самостоятельных занятий снижения болевых ощущений либо устранение дискомфорта, повышения силы мышц спины и брюшного пресса, нами разработана технология использования физических упражнений (на суше и воде) на основе кинезиолгичекого подхода. Использование предложенных физических упражнений, мы связываем с осмысленным и систематическим их выполнением.
Таким образом, кинезиологический подход в физическом воспитании студентов может быть использован как целостная технология коррекции функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата, а результатом ее явится предотвращение либо снижение болевых ощущений и дискомфорта в позвоночнике.
Библиографический список
1. Филонов, Г. Н. О методологии проектирования образовательных стандартов / Г. Н. Филонов // Педагогика. — 2009. — № 8. - С. 3-6.
2. Разработка системы определения дефектов металлических цилиндрических трубопроводов / Ю. Е. Карякин [и др.]// Научные исследования и инновационная деятельность : материалы науч.-практ. конф. — СПб., 2007. — С. 127 — 134.
3. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года [Электронный ресурс] : приказ [от 11.02.2002, № 393] // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
4. Культурно-психологические особенности отношения к здоровью китайских и русских студентов / Н. М. Лебедева [и др.] // Психологический журнал. — 2007. — № 4. — С. 64 — 74.
5. Влияние условий обучения на состояние здоровья студентов / И. Э. Есауленко [ и др.] // Вестник Воронежского государственного университета. — 2009. — № 2. — С. 55 — 59.
6. Уваров, В. А. Анализ изменения физической подготовленности, физического развития и здоровья студентов за последнее десятилетие (1988—1999) / В. А. Уваров, Н. К. Ковалев, Т. А. Булавина // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы : материалы Междунар. конф. — М. : МГУ, 2000. — Ч. 1. — С. 45 — 50.
7. Горелов, А. А. Интеллектуальная деятельность, физическая работоспособность, двигательная активность и здоровье студенческой молодёжи : моногр. / А. А. Горелов, В. Л. Кондаков, А. Н. Усатов. — Белгород : ИПЦ «Политерра», 2011. — 101 с.
8. Челноков, В. А. Остеохондроз позвоночника: перспективы применения физических упражнений / В. А. Челноков // Теория и практика физической культуры. — 2005. — № 1. — С. 11 — 16.
9. Мошков, В. Н. Теоретические и клинические основы лечебной физкультуры в свете учения И. П. Павлова /
B. Н. Мошков // Клиническая медицина. — 1952. — № 4. —
C. 32 — 37.
10. Билялов, М. Ш. Анатомо-биомеханическое введение в клинику вертеброгенных заболеваний нервной системы / М. Ш. Билялов, В. П. Веселовский, А. Я. Попелянский. — Казань, 1980. — 47 с.
11. Горелов, А. А. Физкультурно-оздоровительные технологии как средство кинезотерапии в образовательном пространстве вуза / А. А. Горелов, В. Л. Кондаков, О. Г. Румба // Физическое воспитание студентов. — 2012. — № 6. — С. 47—51.
12. Добровольский, В. К. Физическая культура — мощное средство профилактики различных заболеваний / В. К. Добровольский // Теория и практика физической культуры. — 1962. — № 12. — С. 29 — 31.
13. Важенина, Е. Н. Формирование здорового стиля жизни студенческой молодёжи / Е. Н. Важенина, И. В. Манжелей // Формирование здорового образа жизни : материалы Всерос. науч.-практ. конф. — Тюмень, 2004. — С. 115—117.
14. Шмидт, И. Р. Введение в прикладную кинезиологию / И. Р. Шмидт // Мануальная терапия. — 1995. — № 9. — С. 26 — 30.
15. Васильева, Л. Ф. Прикладная кинезиология — трамплин для лечебной физкультуры / Л. Ф. Васильева // ЛФК и массаж. — 2005. — № 2 (17). — С. 28 — 33.
16. Юнусов, Ф. А. Медицинская реабилитация и прикладная кинезиология в свете Европейской политики охраны здоровья / Ф. В. Юнусов // Прикладная кинезиология. — 2003. — № 1 (2). — С. 6 — 9.
17. Школы здоровья — новые профилактические технологии в первичном звене здравоохранения / А. М. Калинина [и др.] // Профилактика заболеваний и укрепления здоровья. — 2002. — № 6. — С. 3 — 8.