витамина Д >19,6 соответствует 0 баллов, уровень ВД < 19,6 соответствует 4 баллам. А7 - уровень МРО < 893,8 соответствует 0 баллов, уровень МРО >893,8 соответствует 8 баллам. А8 - уровень гомоцистеина
< 15,2 соответствует 0 баллов, уровень ГЦ > 15,2 соответствует 1 баллу. а9 - уровень ^2-микроглобулина <8,8 соответствует 0 баллов, уровень ^2-МГ >8,8 соответствует 3 баллам. А10 - уровень цистатина С <4,77 соответствует 0 баллов, уровень ЦС >4,77 соответствует 4 баллам. А11 - уровень остео-кальцина < 139,3 соответствует 0 баллов, уровень ОК > 139,3 соответствует 3 баллам. А12 - уровень p-Cross Laps <1,25 соответствует 0 баллов, уровень ^-КЛ >1,25 соответствует 1 баллу. А13 - уровень NGAL
< 100 соответствует 0 (баллов, уровень NGAL > 100 соответствует 3 баллам.
Полученные баллы суммируются: при значении ¿>33 прогнозируют высокий риск развития вторичного гиперпарати-роза (ВГПТ), при ¿<33 - низкий. Оптимальный порог отсечения суммы баллов,
позволяющий разделить пациентов на две группы, соответствовал значению > 33 баллов. При проведении кросс-проверки адекватности модели на тестовой выборке была рассчитана фактическая частота случаев развития ВГПТ при хронической болезни почек в группе высокого ожидаемого риска (табл. 3).
Общая чувствительность модели на обучающей выборке составила 97,8%, специфичность - 99,7%.
Выводы:
1. При оценке риска развития и про-грессирования вторичного гиперпарати-реоза при хронической болезни почек выявлены потенциальные лабораторные предикторы (все предикторы количественные). В их число вошли значения уровня паратиреоидного гормона, кальция общего и ионизированного, фосфора, мочевины, креатинина, щелочной фосфатазы, витамина Д, миелопероксидазы, гомоцистеина, Р2-микроглобулина, цистатина С, остеокальцина, p-Cross Laps, NGAL.
2. Оптимальный порог отсечения суммы баллов, позволяющий разделить пациентов на две группы по предложенной формуле, соответствовал значению >33 баллов; при значении суммы баллов >33 прогнозируют высокий риск развития вторичного гиперпа-ратиреоза, при сумме баллов <33 - низкий.
3. Балльная оценка лабораторных предикторов ВГПТ является высокоинформативной в оценке высокого риска развития ВГПТ при ХБП: чувствительность метода - 97,8%, специфичность - 99,7%.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Samohvahva N, Majstrenko N, Romashhenko P.// Surg. Endocrin. System. - 2013. - Vol.172, N2. - P.43-46.
2. Dedov I, Rozhinskaya L, Mokrysheva N, Vasi'eva T. // Osteoporoz i osteopatii. - 2010. - Vol.1. -P.13-18.
3. Kajil H, Nomural N, Yamauchi M, Chiharal K. // Horm. Metab. Res. - 2006. - Vol.38 (6). - P.87-92.
4. Bart L, Clarke M.D. // Hospital. Physician. - 2000. -Vol.2, pt 1. - P.2.
Поступила 30.08.2015 г.
Коррекция функциональной адаптации студенток с отклонениями в состоянии здоровья
Приходько В.И., Насанович Д.Н.
Белорусский государственный университет физической культуры, Минск
Prykhodzka V.I., Nasanovich D.N.
Belarusian State University of Physical Culture, Minsk
Correction of functional adaptation of students with rejections in a state of health
Резюме. Проведен сравнительный анализ оздоровительных программ, разработанных для применения в физическом воспитании студенток с отклонениями в состоянии здоровья. Установлено, что более значимое улучшение в показателях психического, функционального состояний и физической подготовленности наблюдается у студенток, занимающихся по программе, в которой сочетается влияние физических упражнений с афферентной стимуляцией ЦНС через зрительную и слуховую сенсорные системы.
Ключевые слова: специальное учебное отделение, отклонения в состоянии здоровья, физическое воспитание, рефлекторная терапия, оздоровительная программа.
Медицинские новости. — 2015. — №11. — С. 65-68. Summary. The comparative analysis of influence is conducted on the bodily condition of the worked out health programs for application in physical education of students with rejections in a state of health. It is set that more meaningful improvement in indexes psychical, functional the states and physical preparedness characteristically for students, occupying on the program in that combines influence of physical exercises with eisodic stimulation of CNS through visual and auditory sensory systems.
Keywords: the special educational separation, rejections in a state of health, physical training, reflex therapy, health program. Meditsinskie novosti. - 2015. - N11. - P. 65-68.
Во всем мире признано, что здоровье является одной из важнейших профессиональных характеристик любого специалиста. Между тем статистика говорит об ухудшении здоровья молодежи по окончании учебы в учреждениях высшего образования. Увеличивается число хронических патологий, причем у каждого студента с отклонениями в состоянии здоровья имеется от двух до семи за-
болеваний [6]. Ретроспективный анализ показывает, что в 70-е гг. физической культурой в специальных учебных отделениях вузов занимались до 10% первокурсников, в 80-е гг. их становится уже 15-20%, в 90-е - 20-25%, в 2000-е - 25-45% [4, 9, 10]. Доля их в общем количестве студентов колеблется от 30 до 50%, а вместе с подготовительной группой - до 75% [5]. Многочисленные исследования, проведен-
ные в Республике Беларусь за последние годы, свидетельствуют об ухудшении физического здоровья студентов, которое оценивается по уровню физического развития и подготовленности, психического и функционального состояния.
Рациональная двигательная активность является одним из средств улучшения физического здоровья. Однако наличие заболеваний и снижение в резуль-
тате этого адаптационных возможностей организма зачастую приводит к еще большему уменьшению количества движений в режиме дня. Таким образом, формируется порочный круг гипокинезиче-ского синдрома. В его патогенезе лежит дефицит проприоцепции, или «моторный голод», как результат выпадения самого мощного естественного стимулятора всех физиологических функций организма и его нервно-психического тонуса. В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечно-сосудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний [2, 7, 8].
Учение М.Р. Могендовича о мотор-но-висцеральных рефлексах объясняет взаимосвязь деятельности двигательного аппарата, скелетных мышц и вегетативных органов [8]. Согласно этой теории, моторная деятельность является обязательным и необходимым условием нормального функционирования и совершенствования всех основных функциональных систем организма, включая и внутренние органы. Основная рецепторная функция моторного анализатора - проприоцепция регулирует не только соматические, но и вегетативные органы, а также всю нервную трофику организма [7, 13].
В здоровом организме двусторонняя рефлекторная связь между моторикой и вегетатикой не представляет собой равенства - ведущей является моторика с ее проприорецепцией. Проприорецеп-торы обладают сильным адаптационным влиянием. Это объясняется тем, что без мышечно-суставного аппарата не обходится ни одна физиологическая функция и акт поведения организма. Основная причина примата моторики - более высокая функциональная лабильность моторных центров по сравнению с вегетативными (А.А. Ухтомский) [8].
Здоровье организма поддерживается регулированием органов на основе афферентации, которое осуществляется в мышечно-суставном аппарате миоре-цепцией, а в системе внутренних органов - интероцепцией. В норме благодаря наличию обратных связей каждая система органов саморегулируется. В организме существует и межсистемная регуляция физиологических функций по типу мо-торно-висцеральных и висцеро-моторных рефлексов (безусловных и условных) с положительной и отрицательной обратной связью [1]. В случае, когда тип обратной
связи изменяется, происходят различные нарушения физиологических функций и ведущим звеном в управлении становится вегетатика. При заболевании действие рефлекторной терапии направлено на восполнение дефицита проприоцепции посредством активизации моторики, тем самым ей возвращается роль ведущего регулятора [8]. Возникающие при движении проприоцептивные импульсы улучшают состояние центральной нервной системы, повышая возбудимость центров, если она снижена, и сдерживая чрезмерно повышенную возбудимость. Так создается функционально уравновешенная нервная система, необходимая для нормализации функционирования организма [1, 7, 8]. Ведущее значение моторной деятельности определяет широкий диапазон применения физических упражнений [13].
Рационально организованные занятия физической культурой, таким образом, являются одним из факторов, формирующих здоровье. Оздоровительный, профилактический и лечебно-восстановительный эффект физической культуры при заболеваниях внутренних органов связан с повышением физической активности, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ и обусловлен наличием рефлекторных взаи-моотношений между проприорецепцией и интрерорецепцией.
Один из принципов рефлектоной терапии - комплексность воздействий через различные афферентные системы. Описано терапевтическое влияние цвета и света, пейзажа, музыки, запахов, слабых тактильных и температурных раздражений кожи и др. [1, 12]. Средства рефлекторной терапии, к которым относятся также воздействия через различные анализаторы (слуховой, зрительный), приводят в действие афферентные механизмы, важнейшими среди которых являются кожные рецепторы, миорецеп-торы и интерорецепторы [1, 3]. Они также способствуют нормализации состояния центральной нервной системы, улучшению ее регуляторной функции, механизмов вегетативной регуляции, функционального состояния сердечно-сосудистой системы и как следствие - росту физической подготовленности и в целом улучшению физического здоровья [11].
Цель исследования - провести сравнительный анализ эффективности различных оздоровительных программ для студенток, занимающихся физической культурой в специальном учебном отделении.
Для достижения поставленной цели использовались следующие методы исследования: анкетирование (по мето-
дике САН: самочувствие, активность, настроение); тестирование физической подготовленности (силовая выносливость мышц живота, спины, верхних и нижних конечностей, общая выносливость); оценка функционального состояния сердечнососудистой системы (проба Мартине -Кушелевского); тестирование физической работоспособности (определение относительной PWC170 с использованием пробы с 20 приседаниями по А.В. Астахову).
Исследование проводилось на базе УВО «Минский государственный лингвистический университет» (МГЛУ), в котором принимали участие 30 девушек, занимающихся физической культурой в специальном учебном отделении. В этом отделении занимаются лица с хроническими отклонениями в состоянии здоровья. В медицинской документации обследуемых студенток зафиксировано наличие следующих заболеваний: нейроциркуляторная дистония по гипотоническому, гипертоническому и кардиальному типам, пролапс митрального клапана 1-11 степени, миопия, хронический гастрит, колит, ожирение I и II степени.
До применения оздоровительных программ со студентками проводилось анкетирование по методике САН, в результате которого установлено, что для 30-50% обследуемых характерен низкий уровень самочувствия, активности и настроения.
Силовая выносливость мышц живота, спины, верхних и нижних конечностей оценивались в динамике. Общая выносливость у всех девушек соответствовала неудовлетворительной оценке.
При изучении функционального состояния сердечно-сосудистой системы установлено, что нормотонический тип реакции на физическую нагрузку по пробе Мартине - Кушелевского характерен лишь для 40% обследуемых, атипичные - для 60%. Для 45% студенток характерны низкий и ниже среднего уровни относительной физической работоспособности, рассчитанной по пробе Мартине - Кушелевского.
Полученные результаты послужили основой для разработки оздоровительных программ для девушек (студенток МГЛУ), занимающихся физической культурой в специальном учебном отделении.
Обследуемые были разделены на 3 группы по 10 человек в каждой.
В 1-й группе (контрольная группа - КГ) занятия физической культурой проводились в соответствии с учебной программой для высших учебных заведений (для групп специального учебного отделения) 2 раза в неделю по 90 минут.
МЕДИЦИНСКИЕ НОВОСТИ
№ 11 • 2015
66
Рисунок 1
%
70 60 50 40 30 20
Динамика частоты встречаемости улучшений самочувствия, активности, настроения у студенток после проведения исследования
КГ ИГ 1 ■ ИГ 2
Самочувствие
Настроение
Рисунок 2
Динамика показателей развития двигательных способностей девушек после применения разных оздоровительных программ
10 т% 8 6 4 2 0
1 2 3 4 5
1 - силовая выносливость мышц живота; 2 - силовая выносливость мышц спины; 3 - силовая выносливость мышц верхних конечностей; 4 - силовая выносливость мышц нижних конечностей; 5 - общая выносливость
80
10
0
Во 2-й группе (исследуемая группа -ИГ-1) двигательная активность включала:
1) занятия физической культурой в соответствии с учебной программой для высших учебных заведений (для групп специального учебного отделения) 2 раза в неделю по 90 минут;
2) самостоятельные занятия. Предлагаемый комплекс упражнений выполнялся ежедневно по 10 минут. Цель - улучшить кровообращение в области позвоночного столба, межмышечную координацию, функцию внутренних органов.
В 3-й группе (исследуемая группа 2 - ИГ-2) оздоровительная программа студенток включала:
1) занятия физической культурой в соответствии с учебной программой для высших учебных заведений (для групп специального учебного отделения) 2 раза в неделю по 90 минут;
2) самостоятельные занятия. Комплекс упражнений выполняется ежедневно по 10 минут;
3) оздоровительные мероприятия с элементами рефлекторной терапии, включая:
- прогулки в парке с «любованием природой» и одновременным прослушиванием любимой музыки 3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница) по 30 минут;
- просмотр слайдов с выдающимися архитектурными строениями мира 3 раза в неделю (вторник, четверг суббота) по 10 минут.
Цель данных мероприятий -нормализация функционального состояния центральной нервной системы путем усиления афферентных воздействий через различные сенсорные системы.
После применения оздоровительных программ (через 2 месяца) студентки были вновь обследованы с использованием описанных выше методов. Полученные в ходе исследования результаты представлены на рис. 1. Улучшение самочувствия и активности чаще наблюдалось у девушек ИГ-2
(60%) по сравнению со студентками ИГ-1 (30%) и КГ (10-20%).
На рис. 2 представлена величина прироста показателей, характеризующих уровень развития двигательных способностей девушек. Результаты тестирования в КГ показали улучшение на 2-6%, у лиц ИГ-1 - на 4,4-6,8% (лишь силовая выносливость мышц верхних
конечностей на 8,9%), у занимающихся в ИГ-2 - на 8,0-9,0%.
Анализируя представленные результаты, необходимо отметить, что наибольший прирост показателей развития двигательных способностей наблюдается у студенток ИГ-2. При этом для них характерно гармоничное развитие двигательных способностей, что подтверждает наиболь-
Рисунок 3
Динамика частоты встречаемости различных уровней относительной физической работоспособности у студенток после проведения исследования
80% 60 40 20 0 -20 -40 -60
КГ ИГ 1 ИГ 2
ниже среднего среднии выше среднего
Рисунок 4
Динамика улучшения показателей психического, функционального состояний, физической подготовленности у девушек, занимающихся физической культурой в специальных учебных отделениях, после применения оздоровительных программ
10 9
КГ -А- ИГ2
Психическое состояние
Функциональное Физическая
состояние подготовленность
1 - самочувствие; 2 - активность; 3 - нормотонический тип реакции на нагрузку пробы Мартине - Кушелевского; 4 - относительная физическая работоспособность; 5 - силовая выносливость мышц спины; 6 - общая выносливость
8
7
6
5
4
3
2
1
0
шую эффективность оздоровительной программы, применявшейся в этой группе.
Индивидуальный анализ результатов пробы Мартине - Кушелевского показал, что нормотонический вариант реакции сердечно-сосудистой системы стал регистрироваться чаще во всех группах. Но у студенток КГ и ИГ-1 только на 10%, а значительное увеличение (на 50%) достигнуто у девушек ИГ-2
Полученные результаты говорят об улучшении адаптации сердечнососудистой системы к физической нагрузке у занимающихся всех групп, но в большей степени у девушек, работающих по программе оздоровления с элементами рефлекторной терапии.
Изменение частоты встречаемости различных уровней относительной физической работоспособности у студенток после применения разных оздоровительных программ представлено на рис. 3.
Положительные сдвиги в уровне относительной физической работоспособности наблюдались у студенток всех групп. Однако более выраженными они были у девушек ИГ-2, занимающихся по оздоровительной программе с элементами рефлекторной терапии, уровень работоспособности увеличился у 70% из них. Из девушек ИГ-1, дополнительно выполнявших ежедневный комплекс упражнений, - у 40%. Из лиц КГГ в которой занимались по программе вуза, - у 30%.
Динамика улучшения показателей психического, функционального состояний, физической подготовленности у девушек, занимающихся физической культурой в специальных учебных отделениях, после применения различных оздоровительных программ представлена на рис. 4.
Выводы:
1. В результате регулярных занятий физической культурой в соответствии с учебной программой для высших учебных заведений (для групп специального учебного отделения) незначительно улучшились психическое состояние
(у 20% девушек), функциональное состояние (у 20% студенток) и физическая подготовленность (на 2-6%). Это свидетельствует о недостаточности занятий физической культурой 2 раза в неделю.
2. Установлено, что оздоровительная программа, сочетающая занятия физической культурой с дополнительными ежедневными физическими упражнениями для нормализации межмышечной координации, более эффективна по сравнению с предыдущей. Показатели психического состояния улучшились у 33,3% занимающихся, функционального состояния - у 25% девушек, результаты контрольно-педагогического тестирования увеличились на 4,4-6,8%.
3. Наибольшую эффективность показала оздоровительная программа, в которой сочетались регулярные занятия с дополнительными занятиями физическими упражнениями для нормализации межмышечной координации и мероприятиями, усиливающими афферентацию через слуховой и зрительный анализаторы. Эта программа в большей степени способствовала нормализации психического состояния (у 66,7% девушек), функционального состояния (у 66,7% студенток), результатов контрольно-педагогических тестов (на 8,0-9,0%). Систематическая организация занятий физической культурой с включением указанного комплекса мероприятий позволит улучшить процессы функциональной адаптации организма студенток, имеющих отклонения в состоянии здоровья, что будет косвенно способствовать улучшению их профессиональной деятельности и в целом повышению качества жизни.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Анохин, П.К. Биология и физиология условного рефлекса / П.К.Анохин. - М., 1968. - 550 с.
2. Белая Н.А. Лечебная физкультура и массаж.
Учеб.-метод. пособие для мед. работников / Н.А.Белая. - М.: Советский спорт, 2001. - 268 с. 3. Вайнер Э.Н. Лечебная физическая культура /
3.Н.Вайнер. - М.: Наука, 2009. - 420 с.
4. Ильин, Е.П. Психофизиология физического воспитания: (Факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности). Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Физ. воспитание» / Е.П.Ильин. - М.: Просвещение, 1983. -223 с.
5. Куликов, В.М. Современные подходы к организации учебного процесса по физическому воспитанию студентов специального учебного отделения // Физическое воспитание студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья: тез. докл. IV Междунар. научн.-практ. конф. Минск, 13-15 апр. 2009 г. / отв. ред. О.И.Гутько. - Минск: МГЛУ, 2009. - С.18-21
6. Маркевич, О.П. Организация занятий физическим воспитанием студенток специального учебного отделения / О.П.Маркевич, В.А.Медведев // Вопр. физического воспитания студентов вузов: сб. науч. ст. Вып. 8 / редкол.: В.А.Коледа (отв. ред.) [и др.]. - Минск: БГУ 2010. - С.32-34
7. Могендович, М.Р. Анализаторы и внутренние органы / М.Р.Могендович, И.Б.Темкин. - М.: Высш. школа, 1971. - 224 с.
8. Могендович, М.Р. Физиологические основы лечебной физической культуры / М.Р.Могендович, И.Б.Темкин. - Ижевск: Удмуртия, 1975. - 240 с.
9. Старовойтова, Т.Е. Результаты исследований исходного физического состояния студенток специальной медицинской группы МГУ им. А.А.Кулешова / Т.Е.Старовойтова // Физическая культура, спорт, туризм - в новых условиях развития стран СНГ М-лы Междунар. науч. конгр.: в 2 ч. 4.II / под ред. Б.Н.Рогатина и др. - Мн.: Тесей, 1999. - С.308-311.
10. Сущенко, Г.Н. Физическое состояние студентов 4 курса специального учебного отделения факультета психологии БГПУ / Г.Н.Сущенко, В.А Овсян-кин, П.Г Солтан // Физическая культура студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья: М-лы III Республ. науч.-практ. конф. - Минск, 2005. -С.113-115.
11. Терещенко, Т. Положительные эмоции - путь к здоровью! / Т.Терещенко // Здоровая газета. - М., 2013. - 28 марта. - С.13.
12. Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности / Н.А.Фомин, Ю.Н.Вавилов. -М.: Физкультура и спорт, 1991. - 224 с.
13. Фомин, Н.А. Физиология человека. - 3-е изд. / Н.А.Фомин. - М.: Просвещение; Владос, 1995. -416 с.
Поступила 09.03.2015г.