Научная статья на тему 'КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ТРЕНИНГОВОЙ РАБОТЫ'

КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ТРЕНИНГОВОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
136
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ПОКАЗАТЕЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА / ТРЕНИНГ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Е.В.

В статье проводится анализ теоретических подходов в понимании эмоционального благополучия и его показателей. Акцентируется внимание на том, что современные социокультурные условия провоцируют рост большого количества эмоционально нестабильных подростков, с высоким уровнем тревожности и невротизации, что оказывает негативное влияние на гармоничное личностное развитие и формирование способности к построению и поддержанию конструктивных межличностным отношениям. Эффективным методом коррекции эмоционального неблагополучия признается социально-психологический тренинг, как способ активного обучения подростков посредством приобретения жизненного опыта, моделируемого в групповом взаимодействии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTION OF EMOTIONAL DISTRESS OF ADOLESCENTS BY MEANS OF TRAINING WORK

The article analyzes theoretical approaches to the understanding of emotional well-being and its indicators. Attention is paid to the fact that modern socio-cultural conditions provoke the growth of a large number of emotionally unstable adolescents, with high levels of anxiety and neuroticization, which has a negative impact on the harmonious personal development and the formation of the ability to build and maintain constructive interpersonal relationships. Socio-psychological training is recognized as an effective method of correcting emotional disadvantage as a way of active learning for adolescents through the acquisition of life experiences simulated in group interaction.

Текст научной работы на тему «КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ТРЕНИНГОВОЙ РАБОТЫ»

УДК 159.99

Кузнецова Елена Владимировна,

Куйбышевский филиал ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Куйбышев Новосибирской области, e-mail: kainsk-elena@mail.ru

КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ТРЕНИНГОВОЙ РАБОТЫ

В статье проводится анализ теоретических подходов в понимании эмоционального благополучия и его показателей. Акцентируется внимание на том, что современные социокультурные условия провоцируют рост большого количества эмоционально нестабильных подростков, с высоким уровнем тревожности и невротизации, что оказывает негативное влияние на гармоничное личностное развитие и формирование способности к построению и поддержанию конструктивных межличностным отношениям. Эффективным методом коррекции эмоционального неблагополучия признается социально-психологический тренинг, как способ активного обучения подростков посредством приобретения жизненного опыта, моделируемого в групповом взаимодействии.

Ключевые слова: подростковый возраст, эмоциональное благополучие, показатели эмоционального неблагополучия, коррекционно-развивающая работа, тренинг.

Kuznetsova Elena Vladimirovna,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology, Novosibirsk State Pedagogical University (Kuibyshev Branch), Kuibyshev, e-mail: kainsk-elena@mail.ru

CORRECTION OF EMOTIONAL DISTRESS OF ADOLESCENTS BY MEANS OF TRAINING WORK

The article analyzes theoretical approaches to the understanding of emotional well-being and its indicators. Attention is paid to the fact that modern socio-cultural conditions provoke the growth of a large number of emotionally unstable adolescents, with high levels of anxiety and neuroticization, which has a negative impact on the harmonious personal development and the formation of the ability to build and maintain constructive interpersonal relationships. Socio-psychological training is recognized as

an effective method of correcting emotional disadvantage as a way of active learning for adolescents through the acquisition of life experiences simulated in group interaction.

Key words: adolescence, emotional well-being, indicators of emotional disadvantage, correctional and developmental work, training.

Современные социокультурные условия провоцируют рост большого количества эмоционально нестабильных подростков, с высоким уровнем тревожности и невротизации, что оказывает негативное влияние на гармоничное личностное развитие и формирование способности к построению и поддержанию конструктивных межличностным отношениям.

Необходимо отметить, что в современной психологии изучение данной проблемы сопряжено с определенными трудностями, которые связаны с неоднозначностью трактовок феноменологии эмоционального благополучия личности.

Проделанный Д.С. Никулиной теоретический анализ различных теоретических подходов в понимании эмоционального благополучия показал, что существует несколько направлений исследований данного феномена, дополняющих друг друга [4].

1. Эмоциональное благополучие исследуется в рамках проблемы общего эмоционального самочувствия детей (Л.И. Божович, Т.В. Драгунова). В указанном контексте эмоциональное благополучие приравнивается авторами к позитивному эмоциональному самочувствию. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса акцент делается на содержании эмоционального неблагополучия, благополучие рассматривается как нечто противоположное по содержанию.

2. Проявление эмоционального благополучия изучается в контексте функционального потенциала эмоциональной сферы в жизни личности (Л.М. Аболин, О.А. Воробьева). При этом эффективность эмоциональной

регуляции в проблемных жизненных ситуациях является показателем эмоционального благополучия личности.

3. Эмоциональное благополучие исследуется в контексте общего психологического благополучия и определяется как его основная часть (Л.В. Куликов). В рамках этого подхода эмоциональное благополучие (неблагополучие) определяется как обобщенная характеристика, направляющая переживания, определяемые уровнем функциональности личности.

4. Эмоциональное благополучие трактуется как синоним эмоционального здоровья и рассматривается как компонент общего психологического здоровья личности, который обусловливает особенности эмоционального отношения к себе и окружающим, умение преобразовывать негативные эмоциональные переживания в положительные (Л.В. Тарабакина).

Раскрыв содержание отдельных теоретических подходов, Д.С. Никулина делает вывод о том, что под эмоциональным благополучием понимается многомерное психологическое явление, детерминирующее эмоциональное самочувствие, являющееся показателем эффективности эмоциональной саморегуляции личности, неразрывно связанное с уровнем его психологического благополучия [4].

С позиции В.И. Слободчикова уровень эмоционального благополучия личности детерминирует высокий уровень самооценки, саморегуляции, эмоциональную стабильность, а так же направленность личности на достижение успеха и поставленных целей [7].

Бардышевская М.К., Лебединский В.В. под эмоциональным благополучием понимают уровень эмоционально комфортного самочувствия личности, которое выступает в качестве основой для выбора продуктивных отношений личности с внешним миром. Данный психологический феномен определяет специфику субъективных переживаний, эмоционально-волевой и когнитивной сферы личности, конструктивность стратегий стресс-совладающего поведения [1].

Н.В. Дмитриева определяет эмоциональное благополучие как личностную характеристика, интегрирующую в себе чувства и эмоциональные переживания, обусловленные успешным функционированием всех сторон личности [2].

В.В. Одинцова, Н.М. Горчакова отождествляет эмоциональное благополучие с понятием эмоциональной компетенции личности, уровень развития которой обеспечивает формирование эмоционального опыта, регуляцию неадаптивных эмоций, уровень развития эмоционального интеллекта. Основными факторами, которые способствуют нарушению эмоционального благополучия, являются: высокий уровень психоэмоционального напряжения, негативные реакции на переживание стресса [5].

Рассмотрев различные авторские подходы к определению изучаемого термина, мы приходим к выводу о том, что эмоциональное благополучие представляет собой психологическое переживание, отражающее степень эмоционального комфорта, обусловленного возможностью удовлетворения субъективно значимых потребностей личности. Эмоциональное благополучие является основой установления отношений ребенка с миром, а также его дальнейшего личностного развития.

Важным исследовательским вопросом является также выделение и разграничение критериев эмоционального благополучия (неблагополучия). Это дает возможность исследовать связь эмоционального благополучия и других психологических явлений и характеристик, что в еще большей степени позволяет раскрыть и понять сущность изучаемого феномена.

Теоретический анализ феноменологии эмоционального благополучия позволил сделать вывод о том, что, исследователи, как правило, рассматривают и анализируют расхождения с нормой эмоционального развития личности. К ряду традиционно выделяемых составляющих эмоционального неблагополучия относятся:

- преобладание отрицательных эмоциональных переживаний (тревога, обида, состояние неудовлетворенности);

- агрессивные реакции (прямая или косвенная агрессия);

- сниженный фон настроения;

- обособленность от окружающего мира, затрудненный контакт с самим собой;

- неуравновешенность психологического состояния (большинство внешних факторов вызывают раздражение);

- спад деятельностной активности, снижение потребности в саморазвитии и личностном росте.

Большинство исследователей выделяют следующие внешние признаки эмоционального благополучия:

- преобладающий психоэмоциональный фон;

- ощущения уверенности и уровень удовлетворенности происходящими в жизни событиями;

- субъективное ощущение счастья;

- нацеленность на выстраивание конструктивных отношений с окружающими людьми;

- уровень осознания переживаемых эмоций;

- уровень развития психоэмоциональной саморегуляции.

Современные общественные реалии зачастую провоцируют рост числа подростков с высокой степенью беспокойства, неуверенности в себе, эмоциональной нестабильностью, высоким уровнем тревожности. Подобный перечень эмоциональных нарушений негативно отражается на процессе становления гармоничной личности, поскольку именно особенности эмоциональной сферы определяют содержание психического самочувствия школьников, способность к построению и поддержанию конструктивных отношений со значимым социальным окружением.

А.А. Осипова выделяет основные направления психологической коррекции эмоционального неблагополучия подростков:

- создание условий для снижения уровня эмоционального дискомфорта;

- формирование автономности, самостоятельности в принятии решений, как ресурса стресс-совладающего поведения и положительного самоотношения;

- коррекция уровня самосознания, самооценки, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции;

- нивелирование вторичных психоэмоциональных реакций, которые обусловлены некоторыми эмоциональными нарушениями (агрессивностью, тревожной мнительностью, повышенной возбудимостью) [6].

Нарастающая актуальность изучаемой проблемы способствует активной проработке вопросов, связанных с превенцией и интервенцией эмоционального неблагополучия детей. В отечественной и зарубежной психологии используются различные методы, помогающие откорректировать эмоциональное неблагополучие у подростков. Особый интерес при этом вызывает тренинг и возможности применения его отдельных техник в терапевтическом процессе.

М.К. Бардашевская более детально возможности использования тренинга в коррекции эмоционального неблагополучия подростков [1]. Тренинг как вид группового интерактивного развития навыков его участников может осуществляться с использованием разнообразных методов, наиболее распространенными из которых являются групповые дискуссии и ролевые/деловые игры. С помощью ролевых игр подростки имеют возможность проиграть конкретную ситуацию. Посредством групповой дискуссии - изучить модели поведения. Здесь важен упор на конструктивных и неконструктивных стратегий поведения участников.

С позиций Е.К. Лютовой, тренинговая работа выступает в качестве целенаправленной и интенсивной подготовки к активной и полноценной жизни в обществе, в ходе которой участники формируют социально-психологическую компетентность, формируют опыт позитивного отношения к себе, к окружающим людям и к миру в целом [3]. В рамках тренинга средством коррекции эмоционального неблагополучия подростков служат ролевые игры, групповые дискуссии, психогимнастика. Их количество может меняться в зависимости от

целей группы.

Программа тренинговой работы как средства коррекции эмоционального неблагополучия подростков должна быть направлена на решение следующих задач:

- осознание и понимание собственных эмоциональных состояний, а также эмоций других людей;

- обогащение эмоциональной сферы положительными эмоциями;

- формирование способов саморегуляции эмоциональных состояний;

- анализ и проработку прошлого опыта реагирования подростков на стрессовые ситуации;

- обучение стратегиям поведения в возможной проблемной ситуации коммуникативного взаимодействия: через визуализацию и активное воображение, через работу с проективными техниками, через совместное обсуждение потенциальных действий.

Список литературы

1. Бардышевская М.К., Лебединский В.В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Психология» и специальности «Клиническая психология». Москва: Психология, 2003. 320 с.

2. Дмитриева Н.В. Феноменология отклоняющегося поведения и подходы к его коррекции: монография. Новосибирск. Изд. НГПУ, 2012. 283 с.

3. Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная программа. Санкт-Петербург: Речь, 2005.

4. Никулина Д.С. Подходы к определению эмоционального благополучия [Электронный ресурс] // Известия ЮФУ. Технические науки. 2008. №6. С73-76. [Электронный ресурс] URL: https://cyberlemnka.ra/article/n/podhody-k-opredeleniyu-emotsionalnogo-blagopoluchiya (дата обращения: 07.02.2023).

5. Одинцова В.В., Горчакова Н.М. Эмоциональное благополучие как интегративная характеристика эмоциональной сферы [Электронный ресурс] // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2019. №1. С.69-71. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-blagopoluchie-kak-integrativnaya-harakteristika-emotsionalnoy-sfery (дата обращения: 07.02.2023).

6. Осипова А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов. Москва: Сфера, 2000. 508 с.

7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М.: Школа Пресс, 2001. с. 354 - 355.

References

1. Bardyshevskaya M.K., Lebedinskij V.V. Diagnostika emocionalnyh narushenij u detej: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov, obuchayushihsya po napravleniyu «Psihologiya» i specialnosti «Klinicheskaya psihologiya». Moskva: Psihologiya, 2003. 320 s.

2. Dmitrieva N.V. Fenomenologiya otklonyayushegosya povedeniya i podhody k ego korrekcii: monografiya. Novosibirsk. Izd. NGPU, 2012. 283 s.

3. Lyutova, E.K. Trening effektivnogo vzaimodejstviya s detmi. Kompleksnaya programma. Sankt-Peterburg: Rech, 2005.

4. Nikulina D.S. Podhody k opredeleniyu emocionalnogo blagopoluchiya [Elektronnyj resurs] // Izvestiya YuFU. Tehnicheskie nauki. 2008. №6. S73-76. [Elektronnyj resurs] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podhody-k-opredeleniyu-emotsionalnogo-blagopoluchiya (data obrasheniya: 07.02.2023).

5. Odincova V.V., Gorchakova N.M. Emocionalnoe blagopoluchie kak integrativnaya harakteristika emocionalnoj sfery [Elektronnyj resurs] // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Sociologiya. 2019. №1. S.69-71. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-blagopoluchie-kak-integrativnaya-harakteristika-emotsionalnoy-sfery (data obrasheniya: 07.02.2023).

6. Osipova A.A. Obshaya psihokorrekciya: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. Moskva: Sfera, 2000. 508 s.

7. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psihologiya cheloveka. M.: Shkola Press, 2001. s. 354 - 355.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.