ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
КОРРЕКЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Ю.В. ГАВРИКОВА, Е.Н. БАРАНОВСКАЯ, Т.Л. ШАРОВА,
ФГБУ ФНЦ ВНИИФК
Аннотация
При исследовании реакции организма ребенка 3,5 лет с нарушенным равновесием из-за мозжечковой атаксии на выполнение 6 типовых упражнений выявлена разная степень изменения статокинетической устойчивости, определявшейся на стабилоанализаторе «Стабилан - 1».
Анализ результатов тестирования позволил определить упражнения с большим или меньшим воздействием на вестибулярную систему, что позволило откорректировать построение занятия в зависимости от индивидуальных особенностей занимающегося. Подтверждено положительное влияние физических упражнений на статокинетическую устойчивость ребенка с осложненной формой заболевания.
Abstract
In the research of reaction of 3,5 years old child with disturbance of the balance because of cerebellar ataxia on the execution of 6 standard exercises revealed varying degrees of change in the statokinetic stability. Research was conducted on stabiloanalizator «Stabilan-1». Analyzing test results allowed us to determine exercises with higher and lower influence on the vestibular system and correct training process according individual peculiarities of trainee. Positive influence of exercises on child static stability in severe diseases conditions has been proved.
Ключевые слова: реабилитация средствами физической культуры, координация движений, равновесие, дети с двигательными нарушениями, показатели стабилометрии.
Key words: rehabilitation by physical training, coordination, balance, children with movement disorders, the stabilometry indicators.
Введение
При проведении реабилитации средствами физической культуры большое значение имеет правильность построения занятия, в котором учитывались бы такие факторы, как: объем нагрузки, ее интенсивность, индивидуальные особенности заболевания ребенка, выбор упражнений, в максимальной степени способствующих избирательному воздействию на двигательные нарушения. Рациональное сочетание нагрузок, при котором удается достигнуть наилучшего результата, составляет основу оптимизации реабилитационного процесса. Степень воздействия физической нагрузки может быть оценена с помощью количественных критериев, отражающих уровень развития какой-либо функции или движения, а также с помощью педагогической оценки. Для детей с осложненной формой заболевания, такой, как, например, мозжечковая атаксия, фактор точной регламентированной нагрузки играет существенную роль. Отсюда
возникает необходимость в исследовании влияния физической нагрузки на организм ребенка.
Для оценки функции равновесия одним из современных методов является стабилометрия [1]. Она позволяет дать количественную оценку параметрам вертикальной устойчивости, а при динамических наблюдениях - проследить степень ее изменения
Цель исследования
Определить влияние физических упражнений на статокинетическую устойчивость детей с двигательными нарушениями.
Методы исследования
Табилометрия, педагогические наблюдения.
Методика
У девочки 3,5 лет, имеющей нарушения равновесия, связанные с мозжечковой атаксией и атонически-астатической формой ДЦП, определялись показатели ста-
ФНЦ ВНИИФК
билометрии. Исследования проводились на компьютерном стабилоанализаторе «Стабилан-01». Тест состоял из проб с открытыми и закрытыми глазами (Тест Ром-берга). В начале занятия по физкультурной реабилитации определялись исходные данные на «Стабилане-01», затем выполнялось одно из выбранных для тестирования упражнений, после чего вновь проводилось обследование на «Стабилане-01». Далее проводилось занятие по программе физкультурной реабилитации. Такой порядок сохранялся при исследовании всех указанных упражнений. Исследовалась реакция организма на пять активных упражнений: вращения и перемещения в «Тренажере Гросса» без касания пола ногами в течение 3-х минут. Перемещения вдоль троса осуществлял методист; ходьба на беговой дорожке 10 минут в начале курса (1) и через месяц регулярных занятий (2) на скорости 1,1 км/час; покачивание на овальном мяче в течение 1 мин на животе и 1 мин на спине; прыжки в «Тренажере Гросса» с отталкиванием от пола и с продвижением вперед в течение 4 мин. В качестве пассивного упражнения исследовалась подошвенная стимуляции стоп на «Имитаторе опорной нагрузки подошвенном» (модель «Корвит»), моделирующем опорные реакции стопы с помощью специальных пневмокамер. Исследования по каждому из упражнений
проводились в разные дни, но всегда в начале занятия. В день проводилось только одно тестирование.
Полученные результаты
Анализ данных (табл. 1) позволил выявить различную степень влияния исследуемых упражнений на статоки-нетическую устойчивость ребенка. Так, по показателю «Смещение по фронтали» с открытыми глазами ухудшение устойчивости отмечено при вращении и перемещении в «Тренажере Гросса», при ходьбе по беговой дорожке 1 и 2 в течение 10 минут и в прыжках в «Тренажере Гросса». Положительные изменения, связанные с переносом веса тела вперед, по сравнению с исходным - назад, отмечены после выполнения подошвенной стимуляции стоп и покачивания на мяче.
По показателю «Смещение по сагиттали» с открытыми глазами положительные изменения отмечены после: вращения в «Тренажере Гросса» и подошвенной стимуляции стоп. Усиление отклонения назад отмечены в ходьбе (2) по беговой дорожке в течение 10 минут. Снижение отклонения назад произошло после выполнения прыжков в «Тренажере Гросса».
Анализ показателей «Средней скорости изменения ЦД» с открытыми глазами (табл. 2) позволил подтвер-
Таблица 1
Показатели стабилометрии, полученные при тестировании упражнений с открытыми и закрытыми глазами
Упражнение Смещение по фронтали, мм Смещение по сагиттали, мм
До упражн. После упражн. До упражн. После упражн.
Откр. Закр. Откр. Закр. Откр. Закр. Откр. Закр.
Вращения в тренажере 0 1,52 13,77 30,62 -4,36 1,65 13,88 -21,51
Ходьба 1 -1,14 -1,75 -9,25 13,42 14,07 14,54 18,05 -6,85
Ходьба 2 4,08 29,19 20,69 5,47 -0,71 4,02 -12,08 4,68
Подошв. стим. -5,13 10,34 10,79 25,57 -1,19 -0,65 6,06 -1,55
Покачив. на мяче -3,57 18,63 15,79 2,31 15,27 7,58 11,13 9,4
Прыжки в тренажере 1,22 20,05 -12,84 -9,73 -17,68 -4,3 -15,01 6,93
Средняя стабилометрия -0,9 13,0 6,5 11,3 0,9 3,8 3,7 -1,5
Таблица 2
Показатели «Средней скорости перемещения ЦД», полученные при тестировании упражнений
с открытыми и закрытыми глазами
Упражнение Средняя скорость перемещения ЦД, мм/с
До упражнения После упражнен.
Открытые Закрытые Открытые Закрытые
Вращения в тренажере 51,9 53,4 64,5 51,9
Ходьба 1 61,2 59,4 57,1 60
Ходьба 2 58,3 73,5 57 50,2
Подошв. стимулятор 63,9 61,9 68,2 59,6
Покачивание на мяче 27,7 28 20,7 26,9
Прыжки в тренажере 72,2 26,9 48,9 39,7
Средняя скорость 55,9 50,5 52,7 48,1
дить положительное воздействие исследуемых физических упражнений на статокинетическую устойчивость. В четырех из шести упражнений этот показатель снизился относительно исходного уровня. Самые большие величины показателей, полученные после выполнения упражнений, отмечены в ходьбе на беговой дорожке.
Гаромоничные положительные изменения, отмеченные при использовании подошвенной стимуляции стоп и покачивании на мяче, позволили рекомендовать эти упражнения как связующие элементы занятия после нагрузок повышенного воздействия таких, как ходьба по беговой дорожке или прыжки в «Тренажере Гросса». Учитывая положительное воздействие подошвенной стимуляции стоп, решено было использовалась ее в одном занятии дважды.
В результате проведенной коррекции программы, через месяц регулярных занятий отмечались положительные изменения. Они выразились не только в снижении показателя «Скорости перемещения ЦД» с открытыми и закрытыми глазами при выполнении ходьбы 2 на беговой дорожке, но и в педагогической оценке. У ребенка повысилась устойчивость при выполнении ходьбы,
улучшилась координация движений в прыжковых и других упражнениях, укрепились голеностопные и тазобедренные суставы, улучшилась способность удерживать вертикальное положение тела без опоры.
Таким образом, использование показателей стато-кинетической устойчивости позволяет избирательно подойти к отбору упражнений для реабилитационного занятия с целью повышения его эффективности. Процесс реабилитации становится более обоснованным и индивидуально направленным [2].
Выводы
Использование стабилометрии при оценке упражнений, применяемых в реабилитационном занятии, позволяет выявить большее или меньшее их воздействие на статокинетическую устойчивость ребенка. Это дает возможность индивидуализировать и обоснованно проводить коррекцию программы реабилитационных занятий.
Обеспечение оптимального соотношения физических нагрузок приводит к улучшению эффективности реабилитационного занятия, способствует успешному решению поставленных задач.
Литература
1. Слива С.С. Применение стабилографии в спорте // Первая Всероссийская н-практическая конференция «Мониторинг физического развития, физической подготовленности различных возрастных групп населения. Сборник докладов. Нальчик, 2003. - С. 210-213.
2. Кожевникова В.Т. Современные технологии в комплексной физической реабилитации больных детским церебральным параличом. М., 2005. - С 169-200.
3. Перхурова И.С. Регуляция позы и ходьбы при детском церебральном параличе и некоторые способы коррекции [Текст]: / И.С. Перхурова, В.М. Лузинович, Е.Г. Сологубов: Книжная палата, М., 1996. - 248 с.
References
1. Sliva S.S. Application of stabilography in sport // First All-Russian n-practical conference "Monitoring of physical development, physical preparedness of various age groups. The collection of reports. Nalchik, 2003. - P. 210-213.
2. Kozhevnikova V.T. Modern technologies in complex physical rehabilitation of patients with cerebral palsy. M., 2005. - P. 169-200.
3. Perhurova I.S. Regulation of posture and walk with the cerebral palsy, and some ways to correct [Text] / I.S. Perhurova, V.M. Luzinovich, E.G. Sologubov: Book Chamber, M., 1996. - 248 p.