Научная статья на тему 'КОРРЕКЦИЯ БЛОКОВ МЕХАНИЗМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ НАНОИНДУСТРИИ В НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СРЕДЕ[88]'

КОРРЕКЦИЯ БЛОКОВ МЕХАНИЗМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ НАНОИНДУСТРИИ В НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СРЕДЕ[88] Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАНОИНДУСТРИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ НАНОИНДУСТРИИ / NANOINDUSTRY / ECONOMIC SANCTIONS / MECHANISM OF NANOINDUSTRY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хоружая Е.Ю.

В данной статье обозначена актуальность развития наноиндустрии в России. Приведена система факторов, влияющих на развитие российской наноиндустрии в условиях действия экономических санкций. Выявлены нуждающиеся в коррекции блоки механизма стратегического развития наноиндустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTION OF BLOCKS OF THE MECHANISM OF STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN NANOINDUSTRY IN AN ADVERSE ECONOMIC MEDIUM

This article indicates the relevance of the development of nanoindustry in Russia. The system of factors influencing the development of the Russian nanoindustry in the context of economic sanctions is given. The blocks of the mechanism of the strategic development of the nanoindustry that are in need of correction have been identified.

Текст научной работы на тему «КОРРЕКЦИЯ БЛОКОВ МЕХАНИЗМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ НАНОИНДУСТРИИ В НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СРЕДЕ[88]»

УДК: 338(470+571):620.3

Хоружая Е.Ю. ассистент

Волгоградский государственный университет

Россия, г. Волгоград КОРРЕКЦИЯ БЛОКОВ МЕХАНИЗМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ НАНОИНДУСТРИИ В НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СРЕДЕ88 Аннотация: В данной статье обозначена актуальность развития наноиндустрии в России. Приведена система факторов, влияющих на развитие российской наноиндустрии в условиях действия экономических санкций. Выявлены нуждающиеся в коррекции блоки механизма стратегического развития наноиндустрии.

Ключевые слова: наноиндустрия, экономические санкции, механизм развития наноиндустрии.

Khoruzhaya E. Yu.

Assistant Volgograd State University Russia, Volgograd CORRECTION OF BLOCKS OF THE MECHANISM OF STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN NANOINDUSTRY IN AN ADVERSE ECONOMIC MEDIUM Abstract: This article indicates the relevance of the development of nanoindustry in Russia. The system of factors influencing the development of the Russian nanoindustry in the context of economic sanctions is given. The blocks of the mechanism of the strategic development of the nanoindustry that are in need of correction have been identified.

Keywords: nanoindustry, economic sanctions, mechanism of nanoindustry development.

Развитие нанотехнологий в современном мире обусловлено возможностью получения значительных эффектов без затрат редких природных ресурсов и огромным потенциалом воздействия на хозяйственную систему общества.

Необходимость трансформации российской экономики адекватно формирующемуся новому VI технологическому укладу является актуальным вопросом на протяжении последних десятилетий.

Основными проблемами, препятствующими эффективному использованию и развитию нанотехнологий в РФ являются [7]:

• значительное отставание базовых компонентов инфраструктуры от

88 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект «Государственная политика РФ в сфере наноиндустрии в условиях неблагоприятной внешней среды» № 16-02-00591-ОГН.

мирового уровня (кадровой и технической базы, инструментально -приборной базы, информационно-коммуникационной базы; организационно-правовой и управленческой базы);

• в условиях перехода экономики на инновационный путь развития наблюдается низкая восприимчивость промышленности к разработкам в области нанотехнологий. В результате потребность отечественного рынка в нанотехнологической продукции во многих социально значимых сферах значительно превышает объемы ее реального производства, но также существует и проблема недостаточного спроса, таким образом, можно говорить об ассиметрии данного показателя.

Развитие наноиндустрии тормозится отсутствием отлаженных механизмов продвижения продукции наноиндустрии на внутреннем и зарубежных рынках. В современных условиях в стране нет постоянно действующих масштабных нанотехнологических форумов и конференций мирового уровня, большинство российских специализированных конференций и выставок имеет локальный характер, мала доля российского представительства на крупных международных профильных мероприятиях.

Другим серьезным негативным фактором развития российской наноиндустрии стало введение под политическим предлогом экономических санкций против РФ лидерами нового технологического и хозяйственного уклада (США, ЕС, Япония и др.). Эти страны изменили свои стратегические ориентиры и приоритеты, перешли от коллаборации к оппортунизму в совместном формировании основ глобальной наноиндустрии, заменили механизмы паритетного партнерства на механизмы торможения бывших партнеров и нынешних конкурентов. С этим возросли риски не только для корпораций и компаний РФ, но и для их партнеров по инвестициям.

В современных условиях, можно выделить эндогенные и экзогенные факторы, которые, с одной стороны, препятствуют и с другой стороны, стимулируют развитие российской наноиндустрии в условиях неблагоприятной внешней среды.

Таблица 1. Система факторов, влияющих на развитие российской наноиндустрии в условиях действия экономических санкций

Факторы Трансформационные Трансакционные

Эндогенные

Стимулирующие -Необходимость внедрять новую технику и технологии. - Использование новейших энергоэффективных и экологически чистых технологий. - Способность быстро генерировать высокие технологии. - Развитие информационных систем (ИС) и информационных технологий (ИТ). - Использование практики межинституционального механизма инновационного развития. - Применение на практике принципа наилучших доступных технологий.

Противодействующие -Проблемы привлечения инвестиций в технологическое перевооружение промышленных предприятий. - Высокая стоимость нововведений. -Низкий технологический уровень и морально устаревшие производственные фонды. -Зависимость от сложной технологической продукции. -Зависимость от импортного оборудования. -Недостаточность информации о рынках сбыта.

Экзогенные

Стимулирующие - Возможность для наращивания экспортного потенциала. -Утверждены правила предоставления субсидии из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение НИОКР. - Государственная поддержка в форме целевых программ развития, реализуемых как на федеральном, так и на уровне субъектов РФ. - Создание «Фонда развития промышленности» - Создание Межотраслевого объединения наноиндустрии

Противодействующие -Высокий инвестиционный риск. -Незаинтересованность инвесторов поддерживать инновационные проекты в России в условиях неблагоприятной внешней среды. - Интенсивность роста цен на сырье и материалы. - Отсутствие в России рыночно ориентированных и взятых на вооружение низкобюджетных маркетинговых технологий. - Неразвитость кооперационных связей и инновационной инфраструктуры.

Источник: составлено автором.

В этих условиях требуется коррекция сложившегося экономического механизма развития национальной наноиндустрии, изменение методов и инструментов его реализации с учетом влияния неблагоприятной глобальной среды.

Механизм наноиндустриального развития России в условиях действия санкций представляет собой целенаправленное осуществление и регулирование процесса развития наноиндустрии РФ на основе взаимодействия её субъектов с субъектами разных уровней строения глобальной экономической системы с использованием соответствующих методов, инструментами, источниками ресурсов и каналами коммуникаций, факторами и капиталами [1].

Целью функционирования данного механизма является разрешение возникающих противоречий, с которыми сталкиваются субъекты наноиндустрии РФ в своей хозяйственной деятельности в области производства, рыночного продвижения нанотехнологий, нанотоваров и наноуслуг и их производственного потребления.

В условиях неблагоприятной внешней среды требуется следующая коррекция блоков механизма стратегического развития наноиндустрии в РФ:

1) Необходима диагностика субъектов механизма развития наноиндустрии России.

Санкции против РФ, инициированные США, поддержанные ЕС и другими развитыми странами, оказали отрицательное влияние на отрасль.

Выделяются два компонента влияния санкций на наноиндустрию: технологический и финансовый [3].

Технологический компонент - это ограничения по поставкам целого ряда оборудования. Например, в 2014 г. американская корпорация «Applied Materials» отказалась поставлять оборудование для завода «Крокус наноэлектроника», а американская «Alcoa» - от партнерства с АО «Роснано» по проекту производства бурильных труб с нанопокрытием [9].

Финансовый компонент означал затруднение доступа, рост барьеров для российских предприятий наноиндустрии на европейские и американские финансовые рынки. Так, вся концепция перехода к образованию «private equity» фондов в сфере российской наноиндустрии формировалась до введения санкций АО «РОСНАНО» вместе с Европейским банком реконструкции и развития, в партнерстве с которым должен был быть создать первый «private equity» фонд. Планировалось, что инвестиции ЕБРР составят порядка 100 млн. долл. [6].

Следовательно, ситуация с санкциями со стороны Запада открывает для России благоприятную возможность для сотрудничества в области наноиндустрии с такими странами, как Китай, Южная Корея, Сингапур, Япония, Малайзия. Сотрудничество Китая и России в данном направлении уже можно считать успешным. АО «Роснано» выступает проводником на российском рынке для китайского бизнеса, и уже совместно с китайской компанией «Цинхуа» (Tsinghua Holding) учрежден фонд под названием «CIRTech». Его основными направлениями инвестирования стали наноматериалы, альтернативные источники энергии. В 2016 г. АО «Роснано» и китайская компания «Zhongrong International Co» учредили совместный фонд с долевым участием в 50% с целью создания в России, Китае и других странах конкурентоспособных компаний, специализирующихся на нанотехнологиях. Дальнейшее тесное сотрудничество России и Китая будет способствовать привлечению инвестиций в Россию, а также способствовать Китаю, сформировать совершенную инфраструктуру для нанотехнологических проектов мирового уровня [5].

Так же одной из основных задач в сфере нанотехнологий является рост негосударственного сектора: развитие бизнес-инкубаторов, технологических парков и интеллектуальных центров, лизинговых и коммерческих структур.

2) Необходима коррекция такого блока механизма стратегического развития наноиндустрии, как методы и соответствующие инструменты их реализации.

А. В рамках финансовой составляющей политики государства в области стимулирования развития наноиндустрии подлежит коррекции налоговый метод.

Спектр мер налогового стимулирования и поддержки стратегии инновационного развития, установленных в России на федеральном уровне, достаточно обширен [2]. Применяются такие меры, как: льготы по налогу на прибыль (например, за счет учета расходов на НИОКР, амортизационной политики); выдача инвестиционного налогового кредита (ИНК). Всего на федеральном уровне установлено 28 налоговых льгот, призванных стимулировать инновационную деятельность.

Некоторые из них установлены по всей стране, другие действуют на отдельных территориях (Фонд Сколково, особые экономические зоны, зоны территориального развития). Срок действия таких льгот также отличается (бессрочные льготы; льготы, которые предприятие может использовать лишь в течение ограниченного временного интервала).

Анализ перечня льгот, направленных на стимулирование инновационной деятельности, показывает, что существующие меры налогового стимулирования направлены, в основном, на поддержание благоприятного климата для стабильного развития инновационной деятельности. В то же время, текущая ситуация с инновациями нуждается в более активном налоговом стимулировании.

Существующая система мер стимулирования инновационной деятельности имеет ряд концептуальных недостатков:

1) общая направленность существующих налоговых льгот не способствует быстрому росту инновационной активности предприятий;

2) существуют сложности в применении отдельных видов налоговых

льгот.

Анализ российских мер и налогового стимулирования инновационного развития, применяемых в международной практике, свидетельствует о том, что необходимо обеспечить внедрение в российскую практику следующих мер налогового стимулирования инновационной активности предприятий:

• «патентное окно»;

• стимулирование частных пожертвований на НИОКР.

«Патентное окно» - снижение ставки налогообложения прибыли, полученной от реализации запатентованной продукции [10], является самой значимой мерой среди зарубежных налоговых инноваций, которые актуальны в настоящее время и для российской практики.

В отличие от большинства широко распространенных льгот на проведение НИОКР, которые нацелены на формирование более благоприятных условий на начальных этапах инновационного процесса, снижая себестоимость проводимых исследований и разработок, «патентное окно» создает налоговые стимулы для успешной коммерциализации полученных результатов инновационной деятельности. Эти стимулы выражаются в установлении более низкой ставки налогообложения прибыли, тем самым поощряется успешная инновационная деятельность.

Предлагается следующая формулировка льготы: прибыль, получаемая от реализации товаров, работ и услуг, новизна которых подтверждается

патентами, облагается по ставке 14% [10].

Обычно режим «патентного окна» предполагает снижение ставки налогообложения доходов, полученных от реализации запатентованной продукции. Однако, в Нидерландах, например, «патентное окно» было расширено до «инновационного окна», в рамках которого по пониженной ставке облагается прибыль, полученная от реализации, основанной на результатах НИОКР продукции или услуг даже в том случае, если их создание не завершилось получением патента или регистрацией торговой марки. Поскольку в ряде случаев существует значительный временной лаг между инвестициями в проведение НИОКР, подачей заявки на получение патента и выдачей самого патента, фирмы, подавшие заявку, получают в Нидерландах право на определенную долю льгот, предусмотренных в рамках «патентного окна» [4].

В Китае право на налоговые льготы в рамках «патентного окна» может быть предоставлено не обладающим патентами фирмам, которые расходуют на проведение НИОКР от 3 % до 6 % валового дохода (в зависимости от размера компании), получают не менее 60% дохода от основной интеллектуальной собственности (ИС) (изобретения, полезные модели, программное обеспечение, авторские права, собственный дизайн макета, новые сорта растений), имеют на предприятии не менее 30 % работников с дипломами колледжей или не менее 10% сотрудников, занятых в сфере НИОКР и высоких технологий [12].

В большинстве стран режимом «патентного окна» могут воспользоваться фирмы, которые приобрели лицензии у других организаций, а затем стали получать доход от использования этой ИС [11].

Стимулирование частных пожертвований на НИОКР. Одной из мер налогового стимулирования инновационной активности предприятий могло бы стать исключение из базы налогообложения по налогу на доходы физических лиц пожертвований на НИОКР. В настоящее время ст.219 НК РФ предусматривает следующую льготу по налогу на доходы физических лиц: при определении налоговой базы налогоплательщик (осуществляемый деятельность в области науки, образования и т.п.) имеет право на получение социального налогового вычета в сумме доходов, перечисляемым им в виде пожертвований некоммерческими организациями [8]. Принципиальная разница между существующим в настоящее время отечественным подходом к налоговому стимулированию частных пожертвований на науку и тем, как это осуществляется в некоторых странах за рубежом, состоит в том, что если там стараются стимулировать пожертвования именно на осуществление какой-либо научно-исследовательской деятельности, то отечественное законодательство предусматривает стимулирование пожертвований именно на организации, а не на осуществление той или иной деятельности. Проблема заключается в том, что поддержка организаций еще не гарантирует поддержку тех видов деятельности, ради осуществления которых они созданы. Кроме того, касательно поддержки некоммерческих

организаций, осуществляющих деятельность в области науки, возникает вопрос: почему поддерживаются через льготы по НДФЛ пожертвования только в адрес таких организаций? Важна ведь поддержка именно НИОКР, а не организаций, созданных для проведения исследований. Значит, могут и должны поддерживаться, в том числе, и коммерческие организации.

Таким образом, целесообразно уточнить соответствующие нормы российского налогового законодательства, предусмотрев право налогоплательщика на получение налогового вычета в сумме доходов, перечисляемых некоммерческими организациями в виде пожертвований на проведение НИОКР. В дальнейшем число получателей пожертвований, по которым предусмотрены соответствующие налоговые льготы, можно расширить. Не только некоммерческие организации, но и коммерческие, а также физические лица могут быть включены в число реципиентов пожертвований на проведение НИОКР, по которым предусмотрены налоговые льготы.

B. В современных условиях требуется корректировка институционального метода, который реализуется с помощью таких инструментов, как: законы, постановления, устав, инструкции, положения, нормы, требования, заключения, соглашения, контракты.

Так, целесообразно выделить общие институциональные меры:

• разработка перечня нормативно-правовых документов в сфере наноиндустрии, которые направлены на защиту инвесторов;

• совершенствование системы гарантий для потенциальных инвесторов в инновационной сфере;

• разработка и введение механизма экономико-правового взаимодействия инновационных центров и инновационных фондов в целях продвижения нанопродукции на отечественном рынке;

• должны быть выявлены и устранены существующие диспропорции в развитии институтов наноиндустрии, приводящие к таким последствиям, как усиление коррупционных явлений, развитие непродуктивных институциональных форм.

C. Необходимо обеспечить расширение инструментов реализации контрольно-оценочного метода. Функционирование субъектов наноиндустрии РФ в нанотехнологическом процессе следует проводить в соответствии с приведенной системой индикаторов:

• число поданных за год в АО «РОСНАНО» заявок на софинансирование нанопроектов и одобренных к финансированию;

• число частных инвесторов, осуществляющих финансирование;

• участие в федеральных-целевых программах по приоритетным направлениям, предусматривающим поддержку нанотехнологий (количество и доля поддержанных заявок; сумма финансирования исследований из этого источника);

• количество региональных проектов в сфере наноиндустрии, которые

планируется реализовать в будущем, их предполагаемая стоимость реализации;

• вовлеченность научно-образовательных учреждений в процесс развития нанотехнологий (доля учебных учреждений, осуществляющих исследования в сфере нанотехнологий; количество малых инновационных предприятий, созданных вузами в сфере наноиндустрии; количество коммерческих объектов интеллектуальной собственности вузов, относящихся к сфере наноиндустрии);

• количество научных публикаций и полученных патентов на результаты научно-исследовательской деятельности в сфере нанотехнологий;

• объемы финансирования исследовательских, образовательных и инфраструктурных проектов в сфере нанотехнологий, выделяемые ежегодно из федерального и регионального бюджетов;

• объем произведенной с использованием нанотехнологий продукции, доля занимаемого рынка, наличие перспектив выхода на межрегиональные и международные рынки;

• уровень сотрудничества России с зарубежными организациями в сфере нанотехнологий (количество международных и межрегиональных научно-практических конференций, научно-образовательных и выставочных мероприятий, в которых принимают участие исследователи региона)

Индикаторы на этапе развития наноиндустрии характеризуются двумя значениями: в начальный момент времени 10 и в момент времени, соответствующий сроку Й, t2, t3 ...Ш . На каждом этапе развития наноиндустрии необходимо соотносить достигнутый уровень измеряемых показателей с запланированным с целью внесения соответствующих корректировок или дополнений.

На всех уровнях управления наноиндустрией следует создавать инфраструктуру, нормативные показатели деятельности интегрированных систем и конкретных исполнителей для построения действующей системы контроля. В формах отчетности необходимо отразить:

• фактически достигнутые значения контролируемых показателей с целью дальнейшего сопоставления в динамике;

• уровень отклонения фактически достигнутого значения контролируемого показателя от запланированного значения;

• факторную, по возможности количественную, оценку величины отклонения;

• определения причин отклонений по целевым показателям.

На заключительном этапе контрольно-оценочного метода следует сформировать действующие алгоритмы корректировки деятельности в целях ликвидации отклонений.

Проведение диагностики блоков существующего механизма

стратегического развития наноиндустрии в РФ в современных условиях, позволило сделать вывод о необходимости принятия корректирующих мер в следующих блоках:

1.Субъекты наноиндустрии РФ.

Необходимо развивать негосударственный сектор (бизнес-инкубаторов, технологических парков и интеллектуальных центров, лизинговых и коммерческих структур). Также в результате введения санкций против России, компаниям наноиндустрии РФ необходимо переориентироваться на новых субъектов в сфере наноиндустрии, в том числе поставщиков оборудования и материалов.

2. Методы и сопутствующие им инструменты:

• инвестиционный метод. Требуется разработка инструментов для стимулирования экспорта нанотехнологий; для поддержки средних и крупных компаний-лидеров в сфере наноиндустрии;

• налоговый метод. Необходимо обеспечить внедрение в российскую практику следующих мер налогового стимулирования инновационной активности предприятий: «патентное окно» (снижение ставки налогообложения прибыли, полученной от реализации запатентованной продукции); стимулирование частных пожертвований на НИОКР (исключение из базы налогообложения по налогу на доходы физических лиц пожертвований на НИОКР).

• в условиях действия экономических санкций особую значимость приобретает институциональный метод, в рамках которого необходимо: разработать перечень нормативно-правовых документов, которые направлены на защиту инвесторов, действующих в сфере наноиндустрии; совершенствовать систему гарантий для потенциальных инвесторов в производственно-инновационной сфере; разработать и внедрить механизм экономико-правового взаимодействия инновационных центров и инновационных фондов в целях продвижения нанопродукции на отечественном рынке;

• необходимо обеспечить расширение инструментов реализации контрольно-оценочного метода. Индикаторы на этапе развития наноиндустрии характеризуются двумя значениями, соответствующими состоянию измеряемых показателей в начальный момент времени 10 ив момент времени, соответствующий сроку И, t2, t3 ...Ш. На каждом этапе развития наноиндустрии необходимо соотносить фактический уровень с запланированным с целью внесения соответствующих корректировок или дополнений.

Более детальное внимание необходимо уделить налоговому методу. Налоговые льготы стимулирования инновационной активности предприятий являются одним из самых распространенных, и одновременно, самых сложных и противоречивых инструментов стимулирования в экономическом механизме инновационного развития. Наиболее интересной и

заслуживающей внимания новацией в зарубежной практике налогового стимулирования инновационной деятельности стало снижение ставки налогообложения доходов корпораций, полученных в результате реализации запатентованной продукции (льгота, получившая наименование «патентное окно»). Её применение будет означать переосмысление основных приоритетов налогового стимулирования в контексте современных реалий развития отечественной наноиндустрии. В отличие от большинства инновационных льгот, которые нацелены на формирование благоприятных условий на начальных этапах инновационного процесса, данная льгота создает налоговые стимулы для успешной коммерциализации полученных результатов инновационной деятельности.

Использованные источники:

1. Автономова О.А. Механизм развития наноиндустрии РФ под воздействием глобализации: методы и инструменты // Вестник. Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. - 2015. - № 1 (30). - С. 60.

2. Литвинова А.В. Роль стимулирования инновационной деятельности в реализации стратегических приоритетов и направлений инновационного развития страны // Государственный советник. - 2014. - № 1 (5). - С.56-64.

3. Наноиндустрия в стране растет на 12% в год // Коммерсант.т. URL: www.kommersant.ru/doc/2842783 (дата обращения: 10.11.2018).

4. Новые методы стимулирования НИОКР в Нидерландах. URL: http://www.taxand.com/news/newsletters/New_RD_Incentive_in_the_Netherland (дата обращения: 05.11.2018).

5. Россия раскрывает потенциал нанотехнологий, а также собирается углубить взаимовыгодное российско-китайское сотрудничество // АО «Роснано». URL: www.rusnano.com/about/press-centre/media/20160610-tszintszi-rossia-ukreplyaet-sotrudnichestvo-s-kitaem-i-razvivaet-nanotekhnologii. (дата обращения: 02.11.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Санкции лишили АО «Роснано» партнера из Европы // Ведомости. URL: www.vedomosti.ru/business/articles/2014/08/20/sankcii-lishili-chubajsa-partnera (дата обращения: 03.11.2018).

7. Состояние и перспективы развития наноиндустрии в Российской Федерации // Концепция формирования национальной нанотехнологической сети Российской Федерации до 2020 г. - С.3.

8. Статья 219. Социальные налоговые вычеты // Налоговый кодекс Российской Федерации. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/946cbfc58c05e 1392615a251973beb32dc79f94e/ (дата обращения: 09.11.2018).

9. «Applied Materials» отказалась поставлять в РФ оборудование для производства памяти MRAM // Информационное агенство России ( TACC). URL: www.tass.ru/ekonomika/1387361 (дата обращения: 09.11.2018).

10. Atkinson, D., Andex, S. Patent Boxes: Innovation in Tax Policy and Tax Policy for Innovation // The Information Technology & Innovation Foundation. -

2016. - P.22.

11. Griffith R., Millerand H., O'Connell M., Corporate Taxes and Intellectual Property: Simulating the Effect of Patent Boxes [Electronic Resource] // Institute for Fiscal Studies. 2016. URL: http://www.ifs.org.uk/bns/bn112.pdf (дата обращения: 05.11.2018).

12. Ken Gao Tax Preferential Policy for R&D activities in China // International Tax PolicyForum Conference. Taxation of Innovation in a Global Economy. American Enterprise Institute. - 2015.

УДК 347.27

Храмеева Л.В. студент 4 курса

факультет «Инновационного бизнеса и экономики» научный руководитель: Мадатова О.В., к.э.н. НАН ЧОУ ВО Академия маркетинга и социально-информационных

технологий - ИМСИТ Россия, г. Краснодар ИПОТЕЧНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ В РОССИИ Аннотация: в данной статье рассматривается современное состояние рынка ипотеки в России. Представлен анализ основных рыночных показателей за последние годы. Изучение этих показателей выявило основные тенденции и перспективы развития ипотеки в условиях современной экономики России.

Ключевые слова: ипотечное кредитование, процентные ставки, рынок недвижимости, рефинансирование, риск, ключевая ставка, Центральный Банк РФ.

Khrameeva L. V. student

4th year, faculty of «Innovative business and Economics» Academy of marketing and socially-information technologies - IMSIT

(Krasnodar)

Supervisor: Madatova O. V., candidate of economic Sciences Academy of marketing and socially-information technologies - IMSIT

(Krasnodar)

MORTGAGE LENDING IN RUSSIA

Abstract: this article discusses the current state of the mortgage market in Russia. The analysis of the main market indicators in recent years is presented. The study of these indicators revealed the main trends and prospects of mortgage development in the modern Russian economy.

Keywords: mortgage lending, interest rates, real estate market, refinancing, risk, key rate, Central Bank of the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.