Научная статья на тему 'КОРРЕКЦИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

КОРРЕКЦИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
72
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКРАСТИНАЦИЯ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ ПРОКРАСТИНАЦИЯ / КОРРЕКЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / PROCRASTINATION / ACADEMIC PROCRASTINATION / CORRECTION / PROFESSIONAL FORMATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юрина А.А., Витренко В.В.

Статья посвящена проблеме коррекции академической прокрастинации в процессе профессиональной подготовки студентов педагогического профиля. В статье представлены результаты эмпирического исследования и программа работы по преодолению академической прокрастинации студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Юрина А.А., Витренко В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTION OF ACADEMIC PROKRASTINACII AS A CONDITION OF FUTURE TEACHERS PROFESSIONAL DEVELOPMENT

The article is devoted to the problem of correction of academic procrastination in the process of professional training of students of a pedagogical profile. The article presents the results of empirical research and the work program for overcoming academic procrastination of student

Текст научной работы на тему «КОРРЕКЦИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

3. Лутбокс определение // Под редакцией портала wikipedia.org URL: https://ra.wikipedia.org/wiki/Лутбокс (дата обращения 25.03.2018).

4. Цвета в играх разбор // Под редакцией сайта gamerulez.net URL: https://gamerulez.net/articles/сveta-v-igrah-razbor-odnogo-iz-samyh-poleznyh-instrumentov-igrovogo-dizajna (дата обращения 26.03.2018).

5. Малый Д.В., Иноземцева Ю.В. Компьютерная игра как способ социализации личности // Национальные приоритеты России. 2017. № 1

(23).

УДК159.9.07

Юрина А.А., к. филол. н.

доцент

кафедра педагогической психологии

Витренко В.В. студент магистратуры 2 курса факультет педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»

Россия, г. Майкоп КОРРЕКЦИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ

ПЕДАГОГОВ

Аннотация: Статья посвящена проблеме коррекции академической прокрастинации в процессе профессиональной подготовки студентов педагогического профиля. В статье представлены результаты эмпирического исследования и программа работы по преодолению академической прокрастинации студентов.

Ключевые слова: прокрастинация, академическая прокрастинация, коррекция, профессиональное становление.

Yurina А. PhD, associate professor of the department of pedagogical psychology of Adyghe State University (ASU), Russia, Maykop Vitrenko V. master 2nd year of the department of pedagogy and psychology of Adyghe State University (ASU),Russia, Maykop CORRECTION OF ACADEMIC PROKRASTINACII AS A CONDITION OF FUTURE TEACHERS PROFESSIONAL

DEVELOPMENT Abstract: The article is devoted to the problem of correction of academic procrastination in the process of professional training of students of a pedagogical profile. The article presents the results of empirical research and the work program for overcoming academic procrastination of student

Keywords: procrastination, academic procrastination, correction, professional formation.

Высшее образование ставит перед современными студентами задачу выполнения достаточно объемных работ, что требует высокого уровня самоорганизации и активности. В студенческом возрасте очень актуальна «академическая прокрастинация», которая касается несвоевременной сдачи контрольных и курсовых работ, отчетов, домашних заданий, написания эссе, откладывания подготовки к экзаменам на последнюю ночь и т.п. Академическая прокрастинация приводит к трудностям в освоении специальных знаний в процессе профессиональной подготовки, нарушению профессиональной идентичности и самореализации, а также затрудняет осуществление планов профессионального развития.

Изучение феномена прокрастинации является одним из актуальных аспектов в современных психолого-педагогических исследованиях. Зарубежными психологами (Дж. Бурка, В. Кнаус, К. Лэй, Т. Пичил, П. Рингенбах, У. Симпсон, Дж. Феррари, А. Эллис и Л. Юэн и др.) изучены особенности проявления прокрастинации на этапе профессиональной подготовки. К числу российских авторов этих исследований относятся Я.И. Варваричева [1 ], М.В.Зверева [2 ] Н.Н.Карловская [3 ], С. Б.Мохова, А. Н. Неврюеев [4 ], О.О.Шемякина [7 ] и др.

Изучение научной литературы позволило выявить противоречия между потребностью студентов в коррекции прокрастинации и недостаточным уровнем ее организации в условиях ВУЗа, недостаточным количеством научных разработок феномена прокрастинации студентов педагогического профиля. Исследования, направленные на изучение прокрастинации будущего специалиста в период обучения в ВУЗе, позволят повышать уровень подготовленности студентов к успешному осуществлению своей будущей профессиональной деятельности.

На сегодняшний день актуальным является вопрос о том, каковы способы и методы предупреждения, коррекции и профилактики данного явления среди студентов. Обозначенная нами проблема и её актуальность определили гипотезу исследования: коррекция академической прокрастинации студентов психолого-педагогического профиля будет эффективной при условии внедрения целенаправленной программы, способствующей снижению уровня общей прокрастинации, повышению учебной мотивации и волевого потенциала личности.

Наше эмпирическое исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» г. Майкопа, Республики Адыгея. В качестве респондентов выступили студенты 1 курса факультета педагогики и психологии. Общее количество - 72 человека в возрасте от 17 до 19 лет. Из них 31 человек составили экспериментальную группу (ЭГ), 31- контрольную группу (КГ). Целью исследования было обосновать и экспериментально апробировать коррекционную программу по преодолению академической прокрастинации студентов педагогического профиля. Исследование состояло из трех этапов: первичной диагностики уровня академической прокрастинации студентов, реализации разработанной нами

коррекционной программы «Как перестать откладывать всё на завтра» и контрольной итоговой диагностики.

Наша программа рассчитана на 20 часов, осуществлялась на протяжении 10 недель, с кратностью 1 раз в неделю, каждое занятие длилось 2 академических часа (1 пара). Основными задачами программы явились: обеспечение благоприятных условий коррекции академической прокрастинации студентов педагогического профиля; снижение уровня общей прокрастинации, повышение учебной мотивации, развитие у студентов волевых качеств; формирование внутренней готовности студентов к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив индивидуально-личностного развития и самосовершенствования.

Используемые методы:

•просветительские методы: познавательные лекции по теме борьбы с прокрастинацией, фильмы-демонстрации методов достижения успеха в учебной деятельности, занятия по повышению учебной мотивации;

•методы индивидуальной и групповой психодиагностики: беседы-интервью закрытого и открытого типа, использование различных игровых и тренинговых ситуаций с учетом индивидуальных особенностей студентов;

•методы морально-эмоциональной поддержки студентов по коррекции академической прокрастинации: создание ситуаций, мотивирующих раскрытие индивидуально-личностных особенностей студентов, активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга;

•методы оказания помощи в выборе путей коррекции академической прокрастинации: построение цепочки основных ходов, системы различных вариантов действий студентов для достижения цели, использование различных схем альтернативного выбора, тренинги коррекции академической прокрастинации, повышения внутренней мотивации и учебе, уверенности в себе, снижения уровня тревожности.

Коррекционная программа «Как перестать откладывать всё на завтра» состоит из вводного занятия и трех блоков. Вводное занятие содержит информацию о понятии «прокрастинация», ее видах и проявлениях в повседневной жизни. Дается представление об академической прокрастинации студентов. Первый блок коррекционной программы посвящен развитию волевой сферы личности студентов, второй - влиянию мотивации достижения успеха и мотивации преодоления неудачи как факторам академической прокрастинации, третий - ответственности за события жизни и учебной деятельности студентов. Данные блоки отражают основные проявления академической прокрастинации. Результативность апобированной коррекционной программы была доказана в ходе эмпирического исследования.

Нами были применены следующие эмпирические методы: «Опросник общей прокрастинации (шкала TGPS)» (Б. Такман); «Шкала академической

прокрастинации для студентов» (C. Лэй); «Шкалы академической мотивации» (авторы Т. О. Гордеева,О. А. Сычев, Е. Н. Осин); «Диагностика волевого потенциала личности» Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова [6].

В результате внедрения коррекционной программы «Как перестать откладывать всё на завтра» удалось сократить уровень общей прокрастинации в экспериментальной группе. Высокий уровень сократился с 56% до 25%, средний увеличился с 31% до 37%, низкий уровень повысился с 13% до 38%. В контрольной группе отмечается рост числа респондентов с высоким уровнем сформированности общей прокрастинации с 50% до 56%.

Также было зафиксировано снижение академической прокрастиции у студентов экспериментальной группы. Высокий уровень сократился с 50% до 25%, средний укрепился с 31% до 37%, благодаря чему низкий уровень увеличился с 19% до 38%. У испытуемых контрольной группы существенных изменений не наблюдалось.

После проведения коррекционной программы у студентов экспериментальной группы удалось повысить уровень учебной мотивации. Познавательная мотивация повысилась с 19% до 31%, мотивация достижения - с 19% до 38%; мотивация саморазвития - с 25% до 44%; мотивация самоуважения с 38% до 58%. Уровень интроецированной мотивации снизился с 31% до 25%; экстернальной мотивации - с 56% до 44%; амотивация сократилась с 19% до 12%. Среди испытуемых контрольной группы отмечено усугубление сложившейся ситуации: уровень интроецированной мотивации возрос с 38% до 44%, что говорит об актуальности и востребованности коррекционной программы по преодолению академической прокрастинации.

Кроме того, нами была выявлена положительная динамика уровня развития волевого потенциала студентов экспериментальной группы: низкий уровень сократился с 50% до 31%, средний повысился с 38% до 44%, высокий возрос с 12% до 25%. В контрольной группе также отмечается увеличение числа студентов с высоким уровнем развития волевого потенциала с 11% до 17% , что связано с естественным развитием испытуемых.

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:

1. Уровень академической прокрастинации в нашем исследовании был избран в качестве интегрального критерия. Результаты констатирующего этапа эксперимента позволяют с достаточной степенью уверенности утверждать о преобладании у студентов педагогического профиля высокого уровня общей прокрастинации, низкого уровня учебной мотивации, низкого уровня волевого потенциала личности. Следовательно, полученные результаты говорят об актуальности и необходимости внедрения коррекционной программы по оптимизации академической прокрастинации у испытуемых.

2.Формирующий этап был направлен на коррекцию академической

прокрастинации студентов. С этой целью нами была разработана коррекционная программа, которая была апробирована на факультете педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» г. Майкопа, Республики Адыгея.

З.Контрольный этап был посвящен повторной оценке достигнутого уровня академической прокрастинации студентов в экспериментальной и контрольной группах. По результатам исследования была выявлена положительная динамика изменения уровня общей прокрастинации, учебной мотивации, волевого потенциала личности студентов экспериментальной группы, в то время как у испытуемых контрольной группы существенных изменений не наблюдалось.

Полученные результаты экспериментального исследования подтвердили нашу гипотезу, что коррекция академической прокрастинации студентов будет эффективной при условии внедрения целенаправленной программы, способствующей снижению уровня общей и академической прокрастинации, повышению учебной мотивации и волевого потенциала личности.

Использованные источники:

1. Варваричева, Я.И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии. -2010.- № 3.- С. 121-131.

2. Зверева М.В. Адаптация опросника PASS на российской выборке // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 1. C. 79—84. doi:10.17759/pse.2015200109

3. Карловская Н.Н., Баранова Р.А. Взаимосвязь общей и академической прокрастинации и тревожности у студентов с разной академической успеваемостью // Психология в вузе. - 2008. - №3, С. 38-49

4. Киселева, М.А. Особенности прокрастинации личности // Роль прокрастинации в процессе самоопределения молодежи. Сборник научных статей. Саратов, 2015.- C. 31-34.

5. Мохова С. Б., Неврюев, А. Н. Психологические корреляты общей и академической прокрастинации у студентов. // Вопросы психологии. - 2013.-№1.- С 24-35.

6. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 390 c.— URL: http://www.iprbookshop.ru/18340.html. — ЭБС «IPRbooks»

7. Шемякина О.О. Влияние прокрастинации на уровень стресса у студентов [Электронный ресурс] // Психология и право. 2013. № 4. URL: http:// psyjournals.ru/psyandlaw/2013/n4/66242.shtml

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.