количестве обследованных, отсутствия сопоставления клинических диагнозов, однако преобладание гиперурикемии в отделении с разнообразной хронической соматической патологией можно считать закономерным.
Гипоурикемия выявлена в 6%, причем только в 1 случае снижение показателя было существенным.
Анализ показателей суточной экскреции мочевой кислоты выявил повышение МКМ в 13,8%. При этом в 4 случаях одновременно выявлена гиперкальциурия, в 2 случаях - верхняя норма МКМ + гиперкальциурия, т.е. по меньшей мере у каждого пятого ребенка с гиперурикурией диагностированы сочетанные нарушения почечной экскреции солей. Обращает внимание частое выявление гиперурикурии в ортопедическом отделении (15,9%).
Снижение уровня МКМ выявлено в 2,1%, что также диагностически значимо для ранних тубулоинтерстициальных или метаболических нарушений.
Мы не проводили сопоставления патологических изменений МКМ и МКК у пациентов, поскольку не у всех детей одновременно изучались эти показатели.
Следует отметить, что в настоящем исследовании мы изучали частоту патологических изменений МКК и МКМ без учета лекарственной терапии, результатов других методов диагностики, клинико-анамнестических данных и особенностей состояния пациента.
Таким образом, актуальны дальнейшие исследования нарушений пуринового обмена у детей, поскольку ранняя диагностика и лечение могут замедлить или предотвратить прогностически неблагоприятные изменения в организме, прежде всего в паренхиме почек. Выводы:
• Гиперурикемия и в особенности гиперурикурия часто выявляется у детей с различной соматической патологией.
• Целесообразно более широкое применение методов диагностики нарушений пуринового обмена у детей.
• Полученные данные являются основанием для дальнейшего изучения всех случаев отклонения от нормы МКК и МКМ у детей и подростков для выявления наиболее частых патогенетических механизмов нарушения пуринового обмена в детском возрасте, поиска оптимальной диагностической и лечебной тактики в условиях СОДКБ.
Литература:
1. Коровина Н.А., Захарова И.Н., Мумладзе Э.Б., Гаврюшова Л.П. Диагностика и лечение пиелонефрита у детей (для практических врачей).-М.,2003.-72с.
2. Оганов Р.Г., Масленникова Г.Я. Эффективные стратегии длительного контроля неинфекционных заболеваний в России. Профилактика заболеваний и укрепление здоровья 2004; 1: 3-6.
3. Тиктинский О.Л., Александров В.П. Мочекаменная болезнь. СПб:«Питер»,2000. -384 с.
4. Brenner B., Kurokawa K. International handbook of renal disease,1999.
5. Manna A.L., Polito C., Matre A., et al. Hyperyricosuria in children: clinical presentation and natural history. J Pediatrics. 2001; 107 (1): 86-90.
УДК 616.12-008.331-053.4 (470.332)
КОРРЕКЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРИ СИНДРОМЕ ВЕГЕТАТИВНОЙ ДИСТОНИИ У ДЕТЕЙ
ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
С.М. Кушнир, Л.К. Антонова, Н.И. Кулакова
ГОУ ВПО «Тверская государственная медицинская академия»
В статье предложены коррекционные мероприятия при синдроме вегетативной дистонии у детей подросткового возраста.
Синдром вегетативной дистонии (СВД), являясь предиктором многих психосоматических заболеваний, занимает одно из значимых мест в практике врача-педиатра [3]. Как показывает опыт, в лечении синдрома до сих пор широко используются медикаментозные средства, преимущественно седативные и транквилизирующие препараты [2]. В то же время, базируясь на данных исследований [4], СВД представляется состоянием, свойственным вполне здоровым подросткам, по тем или иным причинам находящихся в условиях негативных, чаще всего средовых, воздействий, требующих значительного напряжения адаптационно-регуляторных механизмов. Запредельность негативных воздействий приводит к нарушению вегетативной регуляции органов и систем, признаки которого и
визуализируются как симптомы СВД [1]. Следовательно, не являясь болезнью как таковой, речь идет не о медикаментозной терапии, а о немедикаментозной коррекции.
Данные исследований наглядно показали, что ведущее место среди факторов риска развития СВД принадлежит малоподвижному образу жизни подростков - гипокинезии. Особый интерес в этом плане заслуживают физические нагрузки, использование которых в качестве коррегирующего вегетативный баланс средства, могло бы стать технически простым и надежным методом коррекции.
Целью работы было исследование эффективности дозированных физических нагрузок (ДФН) у подростков с СВД.
В коррекционную группу вошли 66 подростков 14-15 лет, состоявших на диспансерном учёте по поводу СВД и освобождённых по этому поводу от занятий физкультурой. Группу сравнения составили детей с СВД и естественным течением заболевания (контрольная группа). Мальчики и девочки в группах были представлены примерно поровну.
В качестве физической нагрузки использовался бег, при котором принимают участие наиболее крупные группы мышц. Занятия проводились в утренние часы, через 1, 5-2 ч после лёгкого завтрака. Местом тренировок служила спортивная площадка. Забегая вперед, скажем, что полученные результаты не зависели от вида выполняемой физической нагрузки - были это, физические упражнения различного типа или обычная утренняя гимнастика. Главным было соблюдение основных принципов физического тренинга: дозирование нагрузки, постепенность и этапность её введения, врачебный контроль и оценка эффективности.
Физическая нагрузка дозировалась по частоте сердечных сокращений (ЧСС), величина которой в процессе коррекции доводилась до субмаксимального уровня - 85% от максимальной, рассчитанной по формуле "220 минус возраст" и составляющая для подростков 175 в 1 мин. Показаниям к прекращению физического тренинга служили достижение ЧСС заданному уровню, появление чувства общего утомления или нарушение состояния (головокружение, кардиалгия, тошнота, цефалгия и др.).
Общий курс реабилитации занимал около 9-12 недель и делился на 3 этапа: подготовительный, врабатывания и работы в тренирующем режиме.
1-й этап (подготовительный) длился 2-3 недели, в течение которых подростки основной группы 3 раз в день выполняли обычный комплекс физических упражнений до появления признаков физической усталости (гиперемия щек, пот на лбу, шее, груди, небольшая одышка и ощущение сердцебиения). Следует сказать, что в первую неделю на достижение такого эффекта тратилось всего 3-5 минут; к концу же 2-ой, 3-ей недели уходило оптимальное количество времени - 15-20 мин. С начала второй недели одно, утреннее, занятие заменялось произвольным бегом также до появления признаков физической усталости.
Длительность 2-го этапа (врабатывания) также составляла 2-3 недели. При этом физический тренинг представлял собой утреннюю зарядку (произвольный комплекс упражнений) и дозированный по ЧСС (65% от максимальной нагрузки - 130-140 в 1 мин) бег в дневное время. Достижение расчетной на данном этапе ЧСС вначале занимало 5-7 минут бега. Окончание этапа врабатывания служило достижение искомой ЧСС в течение 15-20 минут.
Продолжительность 3-го этапа (этапа тренирующего режима) составляла около 4-х недель -время бега до достижения субмаксимального уровня физической нагрузки (175 в 1 минуту) в течение 15-20 минут при сохраненной утренней гимнастики.
Эффективность ДФН проводилась по регрессии клинических признаков, динамике системной деятельности, в данном случае толерантности к физическим нагрузкам, и восстановлению вегетативного баланса, исследуемых до и после коррекционных мероприятий у подростков основной группы в сравнении с данными группы контроля детей с естественным течением СВД.
ЧСС определялась по данным ЭКГ. Толерантность к динамической нагрузке исследовалась велоэргометрией со скоростью педалирования 60 об/мин при непрерывно ступенеобразно повышающейся на 150 кгм/мин каждые 3 минуты нагрузке, со стартовой нагрузкой 300 кгм и суммарным определением объема выполненной динамической работы, рассчитанной на 1 кг массы тела обследуемого (К,кгм/1кг). Переносимость статической нагрузки определялась с помощью ручного эргометра с определение времени удержания стрелки эргометра на уровне 75% от максимального усилия после 3-х кратного его измерения. Состояния вегетативного баланса оценивалось по общепринятой методике кардиоинтервалографии с определением уровня симпатической (АМо,%) и парасимпатической (Лх,с) активности.
Таблица 1. Динамика показателей кардиоинтервалографии у подростков с СВД после коррекции дозированными физическими нагрузками (М±т)_
Показатель Группы подростков с СВД
основная п=66 сравнения п=35
1 2 1 2
АМо,% 28,1±0,70 19,4±0,48* 28,3±1,16 27,9±1,14
Ах,с 0,23±0,006 0,34±0,008* 0,23±0,010 0,24±0,010
Примечание: здесь и в таблице 2 - * - достоверность различий (р<0,001) данных 2-й группы к 1-й.
Анализ полученных данных показал, что у большинства подростков с СВД в процессе физической коррекции значительно уменьшилась кратность клинических симптомов: сердечно-болевого синдрома на 80,4%, вегеталгий на 82,2%, цефалгии на 78,4%, головокружения и приступов сердцебиения соответственно на 55,9% и 64,2% (все р<0,001). У всех подростков (12 человек) отмечалась нормализация АД и ЧСС. Под влиянием ДФН происходила нормализация психоэмоционального фона: частота таких характерных для СВД проявлений как эмоциональная лабильность, тревожность, нарушения сна и утомляемость уменьшилась на 70,7% (р<0,001). Было показано (таблица 1), что дозированное физическое воздействие оказывало стабилизирующий эффект на вегетативный симпато-парасимпатический баланс.
Как видно, восстановление вегетативного баланса осуществлялось за счет снижения на 31,0% запредельной симпатической (АМо) и повышения на 47,8% низкой парасимпатической (АХ) активности (все р<0, 001). Более того, под воздействием ДФН в половину (52,5%) уменьшилось число детей со сниженной реакцией на ортостаз за счет, в основном (26,9%) детей с восстановленной нормальной вегетативной реактивностью (все р<0, 001).
Как и предполагалось, восстановление вегетативного баланса сопровождалось нормализацией системной деятельности, в частности, переносимости подростками с СВД физических нагрузок (таблица 2). Было установлено, что под влиянием ДФН у детей основной группы существенно повысилась толерантность к динамическим и статическим нагрузкам: объём динамической работы (К, кгм/1 кг) на 15,0% и переносимость статической нагрузки (Т,с) на 36, 4% (р<0,001).
Таблица 2. Динамика показателей толерантности к физической, динамической и статической, нагрузкам у подростков с СВД под воздействием ДФН (М±т)_
Показатель Группы подростков с СВД
основная (п=66) сравнения(п=35)
1 2 1 2
К, кгм/ кг 100,7±2,52 115,8±2,89* 100,6±4,13 102,7±4,21
Т, сек 23,6±0,59 32,2±0,73* 24,1±0,99 23,6±0,98
Столь положительная динамика у подростков контрольной группы с естественным течением СВД не отмечалась.
Механизм действия ДФН представляется процессом постепенной ликвидации состояния детренированности, формирующиеся у подростков, ведущих малоподвижный образ жизни, сопровождающийся вегетативным регуляторным дисбалансом: существенного подъема симпатической и падения парасимпатической активности. Отсутствие компенсаторного вагусного влияния и приводит к запредельно высокому симпатическому напряжению с клиникой СВД. При этом даже банальные физические нагрузки воспринимаются как избыточные, что усугубляет имеющуюся гипокинезию. Физический тренинг, таким образом, оказывает воздействие в двух направлениях: являясь естественным эволюционным стабилизатором вегетативного баланса, восстанавливает его и параллельно выводит ребенка из состояния детренированности.
Катамнез в течение 1-го года показал, что подростки с СВД после курса физической коррекции в 3 раза реже, чем дети с естественным течением, повторно обращались к врачу по поводу вегетативной дисфункции.
Таким образом, физические нагрузки обладают высокой эффективностью и могут с успехом использоваться в качестве основного метода коррекции у детей с СВД. Их техническая и
материальная доступность позволяют применять их в условиях первичного звена здравоохранения: кабинетах ЛФК поликлиник, в амбулаториях, в школах, на спортивных площадках под контролем врача и медсестры. Учитывая физиологический характер физического тренинга следует рекомендовать к использованию в домашних условиях по описанной выше 3-х этапной методике, хотя бы в виде утренней зарядки, но с обязательным достижением уровня субмаксимальной нагрузки в течение 20-30 минут. Если со временем достижение искомого уровня физической нагрузки становится длительными, следует увеличить физическую нагрузку, используя гантели, эспандер и др. Вне зависимости от наличия СВД физический тренинг с достижение субмаксимального уровня физической нагрузки хотя бы 1 раз в день должен стать постоянным спутником жизни подростка в качестве профилактики развития СВД, а следовательно и формирования психосоматической, прежде всего сердечно-сосудистой, патологии.
Литература
1. Аникин В.В., Курочкин А.А., Кушнир С.М. Нейроциркуляторная дистония у подростков. - Тверь, 2000. -179с.
2. Белозеров Ю.М., Ибрагимов М.С., Агапитов Л.И. с соавт. Нейроциркуляторная дистония. В кн. "Руководство по фармакотерапии в педиатрии и детской хирургии" под ред. Царегородцева А.Д. и Таболина В.А. - М., 2004. - т.5. - С. 170-172.
3. Козлова Л.В., Самсыгина Г. А. Вегетативная дисфункция у детей и подростков. - Смоленск, 2003. - 79с.
4. Кушнир С.М. Антонова Л.К. Ранняя диагностика синдрома вегетативной дистонии у детей и подростков (учебное пособие). - Тверь. - 2003. - 43 с.