Научная статья на тему 'Коррекционные аспекты преодоления негативного влияния одиночества в подростковом возрасте'

Коррекционные аспекты преодоления негативного влияния одиночества в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1039
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДИНОЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА / ЦЕЛОСТНОСТЬ СО-БЫТИЯ / ДОМИНИРУЮЩИЕ ЧУВСТВА / УРОВНИ ОБЩЕНИЯ / PERSON'S LONELINESS / ENTITY OF CO-EXISTENCE / DOMINATED FEELINGS / LEVELS OF COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Герт Валерий Александрович

Одиночество человека исследуется не на основе дефицита социальных связей, а на основе анализа целостности индивидуального бытия как со-бытия. Обосновывается со-бытийная природа чувств и отношений при проявлении признаков и преодолении состояния одиночества подростков. Рассматривается негативный и позитивный потенциал одиночества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correction aspects of overcoming negative influence of loneliness at teen age

The nature of person's loneliness is investigated not only on the basis of deficiency of social communication, but on the basis of analysis of integrity of individual existence as co-existence. The article proves co-existential nature of feelings, relations and communication at the display of signs and overcoming of loneliness. The negative and positive potential of loneliness are discussed.

Текст научной работы на тему «Коррекционные аспекты преодоления негативного влияния одиночества в подростковом возрасте»

В. А. Г ерт

Екатеринбург, Россия

КОРРЕКЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ОДИНОЧЕСТВА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. Одиночество человека исследуется не на основе дефицита социальных связей, а на основе анализа целостности индивидуального бытия как со-бытия. Обосновывается со-бы-тийная природа чувств и отношений при проявлении признаков и преодолении состояния одиночества подростков. Рассматривается негативный и позитивный потенциал одиночества.

Ключевые слова: одиночество

человека, целостность со-бытия, доминирующие чувства, уровни общения.

Сведения об авторе: Герт Валерий Александрович, кандидат философских наук, доцент.

Место работы: кафедра социальной педагогики Уральского государственного педагогический университета, г. Екатеринбург.

Контактная информация: 620017, тел./факс: (343) 235-76-22, тел.: (343) 357

Феномен одиночества человека по-разному представлен в современных научных дисциплинах:

• в философии это - природа феномена одиночества и подходы к решению его проблем;

(

• в демографии это - проблемы воспроизводства населения, про-

V. A. Gert

Ekaterinburg, Russia

CORRECTION ASPECTS OF OVERCOMING NEGATIVE INFLUENCE OF LONELINESS AT TEEN AGE

Abstract. The nature of person’s loneliness is investigated not only on the basis of deficiency of social communication, but on the basis of analysis of integrity of individual existence as co-existence. The article proves co-existential nature of feelings, relations and communication at the display of signs and overcoming of loneliness. The negative and positive potential of loneliness are discussed.

Key words: person’s loneliness, entity of co-existence, dominated feelings, levels of communication.

About the author: Gert Valery Alexandrovich, Candidate of Philosophy, Assistant Professor.

Place of employment: Chair of Social Pedagogy, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.

г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26; 03-25

блемы репродуктивного возраста и поведения;

» в социологии это - проблемы создания семьи, женское и мужское одиночество, социальное одиночество;

» в психологии это - состояние и переживание одиночества в разных возрастных периодах, а так-

© Герт В. А., 2011

же техники выведения из этого состояния;

• в социальной и специальной педагогике это его негативный и позитивный потенциал, факторы и технологии преодоления одиночества.

Проблемы одиночества человека являются несомненной предметной областью социальной и специальной педагогики. Эти проблемы относятся к решению вопросов как гармонизации отношений в социуме, так и гармонизации со-отноше-ний в самой индивидуальности человека, и актуальны для разных возрастных групп населения.

Анализируя возрастные особенности проявления одиночества человека, Г. М. Тихонов отмечает, что одиночество в юности - широко распространенное и интенсивно протекающее явление. Молодые люди в целом проявляют более высокую уязвимость по отношению к одиночеству, чем зрелые или пожилые люди. «Находясь в ситуации экзистенциального надлома, у молодых людей теряются традиционные ориентиры и собственная идентификация. В результате повышается психологическая ранимость, а давление социального окружения становится особенно ощутимо» [1, с. 35].

Одиночество в юности во многом определяется объективными условиями: стремлением жить отдельно от родителей (быть независимыми от них); изменениями социальных (в том числе и межличностных) отношений; переживаниями, связанными с поис-

ком смысла своего существования; вступлением в новые условия, связанные с учебой или профессией, и т. п.

Г. М. Тихонов считает, что высокая вариабельность и многогранность одиночества молодых вырастает из множества способствующих появлению этого феномена факторов, которые в общем можно разделить на три тематические части:

- обусловленные расставанием с родителями, физическим и психическим становлением, когнитивным развитием, стремлением к самостоятельности, стремлением к значимости, реорганизацией собственного «Я»);

- связанные с социальными структурами и культурными процессами (неодинаковые и маргинальные роли, чрезмерное отвержение и роль неудачника, чрезмерные ожидания и нереалистические нормы, социальные сравнения внутри молодежной субкультуры, борьба за независимость, изменение семейной структуры, неполноценные отношения между родителями и детьми, ограниченные или блокированные возможности осмысленной занятости);

- связанные с личностными особенностями (низкая самооценка, чувство бессилия, апатия и бесцельность, робость, эгоцентризм, скудные социальные навыки) [1].

Мы остановимся на последних факторах, с которыми чаще приходится сталкиваться педагогу в отношении подростков.

Одиночество подростков возникает 1) от чувства бессилия («от

моих поступков ничего не зависит»); 2) от чувства бессмысленности («не ясно, во что верить»); 3) от непонимания норм и границ (неясность динамики и социальных ориентиров); 4) от изоляции (изоляция от ценностей «взрослого» общества); 5) от чувства чуждости всему (теряется смысл обучения, удовлетворение от учёбы).

Конечно, человек не может сохранять свою индивидуальность и ее целостность в чужом и чуждом ему мире. Это разрушительно для него. Но он способен противостоять и сопротивляться такому миру. Свое бытие (экзистенцию) человек выстраивает селективно, избирательно, на основе выбора в соответствии со смыслами, требованиями и ценностями социума, в соответствии с параметрами своих потребностей и способностей и жизненной ситуации. Выстраиваемое совместное существование - со-бытие - это вариативный, уникальный как процесс, так и результат, привносящий новые и неповторимые различия в его выстраиваемую целостность.

Одиночество, как и другие чувства человека, возможно только относительно чего-либо, то есть проявляется в отношениях с другим и принадлежит целостности со-бытия. Однако одиночество - это не одна из характеристик со-бытия, а феномен всей его целостности и поэтому может выражать любые состояния (от негативных до позитивных). Это находит свое подтверждение в характеристиках целостности со-бытия

подростка в состоянии одиночества. Со-чувствие и со-переживание, соучастие и со-действие, со-трудничес-тво и со-дружество — всё это характеристики его целостности.

Необходимо говорить и настаивать на том, что одиночество содержит в себе возможность развития индивидуальности и поэтому может квалифицироваться как ресурс её развития, так как позитивный потенциал одиночества заключается в том, что оно является, во-первых, своего рода индикатором неудовлетворенности человека своим актуальным состоянием и положением, во-вторых, побуждает к соответствию с идеальными представлениями о себе, то есть мотивирует к реализации выбора и выбранной возможности.

Таким образом, использование одиночества как ресурса развития должно осуществляться путём организации коррекции от негативного, отрицательного одиночества к позитивному, положительному. Это возможно с помощью организации ряда условий для целостности события, активизации и актуализации его позитивного потенциала (создание смыслового пространства для позитивных целей и переживаний; моделирование успешных жизненных событий, организация разных форм совместности, использование экзистенциального принципа «здесь и сейчас»).

Позитивный потенциал одиночества реализуется в следующих его функциях: а) в становлении саморе-

гуляции; б) стабилизации психофизического состояния; в) самопознании и самоопределении; г) в защите «я» человека от деструктивных внешних воздействий, особенно в условиях социальной изоляции. Защита от внешних воздействий особенно необходима и трудна для подросткового возраста, поскольку ещё не сформировано устойчивое смысловое пространство, способное обеспечить относительную самостоятельность каждому подростку.

В факте со-бытия, как совместного существования многих, как смыслового пространства и единства многих индивидуальностей, обнаруживается социальная реальность в (над/)сверхиндивидуальной форме. Одиночество способно активизировать поиск границ центрации со-бытия с возможностью обрести внутреннее согласие и равновесие. Если же этих состояний со-бытия не достигается, то состояние одиночества может вновь активизировать

свой позитивный или негативный потенциал.

На наш взгляд, рассматривая природу одиночества подростков по личностным факторам, корректнее говорить о проявлении деформации целостности со-бытия по доминантной направленности процессов внутри него, направленных на мир людей (доминантность на другого) или направленных на себя (доминантность на себе). Доминантность на другого человека может быть позитивной и негативной. Последняя в конечном результате и способна приводить к социальному одиночеству. Наиболее ярко эти различия проявляются в сопровождающем спектре доминирующих чувств.

Деформации будут проявляться как в отношениях к себе, так и в отношениях к другим людям. Негативная доминантность на другого может деформировать и даже разрушать целостность со-бытия, а позитивная - оптимизировать её.

Доминантность чувств человека

Доминантность на себе, деформирующая со-бытие Поддерживающие целостность со-бытия при доминантности на другого Деформирующие целостность со-бытия при доминантности на другого

Самолюбование Любовь Ненависть

Всепрощенчество Дружба, дружелюбие Неприязнь, злоба, злость

Самоуверенность Уверенность Вина

Самоценность Самодостаточность Зависть

Г ордыня Гордость и достоинство Унижение

Лицемерие Совесть Стыд

Самовосхваление Благодарность, признательность Обида

Преклонение ради выгоды Уважение Презрение

Жалость к себе Со-страдание Равнодушие

В процессах со-чувствия, со-пе-реживания и со-страдания формируется доминантность на другого, которая даже при отсутствии взаимности может иметь позитивный ресурс для одиночества. Эти процессы способны преодолевать чувство изоляции и бессилия, придавать смысл отношениям и совместной деятельности, дополняя и обогащая со-бытие для каждого.

Негативная доминантность на другого разрушает или деформирует целостность со-бытия, так как отрицает другого в качестве необходимого условия и средства для собственного развития. Следствием длительности такой позиции может закрепиться доминантность на себе. Дружба и дружелюбие может переходить во всепрощенчество (беспринципность), а уверенность - в неадекватную самоуверенность или уверенность в собственной непогрешимости. Собственная самодостаточность может перейти в собственную сверхценность, а гордость -в гордыню, признательность - в неадекватное самовосхваление, уважение - в культовое или выгодное преклонение и идолопоклонство, любовь - в любовную слепоту или самолюбование, и, таким образом, всё это может привести к неадекватной самооценке и потере собственной индивидуальности.

Виды совместности подростка и взрослого в образовательном процессе, при наличии негативной доминантности у подростка, имеют вектор движения от необходимых

социальной защиты, помощи, поддержки, опеки и сопровождения, в которых субъектность подростка проявляется незначительно или не так значительно, к партнерству, сотрудничеству, со-дружеству и сотворчеству, где субъектность подростка является необходимым условием их реализации. Само движение индивидуальностей в этих формах совместности происходит от негативной доминантности на другого к позитивной доминантности как к норме, к полноте со-бытия, в которой взаимосвязь со-отношений внутри его целостности созидательна для индивидуальности и способна к порождению новаций и новообразований.

Переход и перевод потенциала формы совместности взрослого и подростка из одного вида в другой -это не благотворительность, а обязанность государства в лице педагога. Это позволяет ребенку, подростку, молодому человеку внутри образовательного процесса развивать свои субъектные качества и осмысленно оценивать, действовать, удовлетворять свои потребности и успешно реализовывать свои способности, наполняя качество своего события позитивными чувствами и переживаниями, достоинством и свободой, гармонией и красотой, добром и истиной, уверенностью и надеждой.

Коррекция в со-бытии возможна при достаточно выраженных чувствах с позитивной доминантностью на другого, превышающих по силе чувства с негативной доми-

нантностью на другого. Чем больше сближающих чувств в со-бытии, чем интереснее предметное содержание общения с ближайшим окружением сверстников и взрослых, чем глубже идентичные индивидуальные смыслы гуманизму общечеловеческих ценностей, тем полнее, совершеннее со-отношение чувств и мыслей, чувств и действий, чувств и отношений внутри индивидуальности. Но даже одно сильное негативное чувство или конфликт отношений с другим могут разрушить единство со-бытия даже при выраженной позитивной доминантности на другого.

Чтобы переход и перевод к полноте необходимой совместности произошел, необходимо их подготовить или создать необходимые условия и механизмы. В образовательном учреждении для мира детства использование наличного потенциала социума, педагогического коллектива, семьи, сверстников и собственных возможностей подростка должно быть дополнено и обогащено созданием потенциала смыслов всех вышеперечисленных субъектов совместности его события. Создаваемые новые смыслы объединяют его индивидуальное бытие в новую целостность. Причем смыслы не только объединяют, но и освобождают индивидуальность подростка, так как возникает его относительная независимость от внешних воздействий и даже от собственных влечений и витальных потребностей. Возможности смыслов

«объединять и освобождать» и создают потенциал коррекции одиночества в период активного личностного самоопределения. Поэтому соучастие подростков, педагогов, родителей и специалистов в реализации и создании смыслов, ценностей, норм и правил общей (со-бытийной) жизни в конкретном социуме на основе взаимодополнительности и взаимообогащения создает новые варианты возможностей индивидуального изменения и преодоления одиночества.

Однако одиночество подростков возникает не только из-за изменения отношений с родителями и другими взрослыми, которые не относились к ним с должной заботой и любовью, не только из-за отвержения в среде сверстников или роли неудачника, не только из-за травмирующих воспоминаний или чрезмерных ожиданий, но и из-за конфронтации с собственным существованием (экзистенцией). «Способность дистанцироваться от своего индивидуального бытия, относиться к своему индивидуальному бытию определяется утверждённым наличием со-бытийного единства различий себя и другого»[2, с. 157]. Конфронтации со-отношений в целостности своего со-бытия есть реализация способности самоотношения, они порождают, по сути, экзистенциальные вопросы и выражают собой неудовлетворённость наличными смыслами. Это затянувшееся состояние разрушительно для подростка.

Но оно и мотивирует на поиск и обретение новых смыслов жизни, добра, любви, свободы, то есть на поиск ответов на возникающие экзистенциальные вопросы. Отличие ответов на экзистенциальные вопросы в том, что кроме обновления смыслов, они сопровождаются изменением отношения к другому в со-бытии. Без этого не происходит обновления смыслов добра, любви, свободы, а значит и жизни.

Педагог способен осуществить коррекцию негативного одиночества подростка в направлении позитивных изменений. Коррекцию одиночества подростков осуществляют не только смыслы, но и отношения с другими внутри их со-бытия. Одно дело осуществлять коррекцию ради понимания смыслов одиночества подростка, осмысления его причин и факторов, совсем другое - делать это ради выяснения его чувств по отношению к другим. По существу педагог осуществляет коррекцию перехода смыслообразования к смысло-реализации, в котором доминантность на другого из негативной преобразуется в позитивную. Для такого перехода важно общение педагога и подростка в режиме «здесь и сейчас», поскольку сюда не входит ни анализ предистории его одиночества, ни его чувства к другим за пределами данного взаимодействия. Такое общение способно породить доверие и «разомкнуть» одиночество.

Подросток попадает в безопасное пространство, в котором при обоюдном доверии можно пойти на

любой риск, раскрыть самые сокровенные смыслы и чувства. Педагог принимает поведение и чувства подростка такие, какие они есть в данный момент. Переключая внимание подростка с его негативной доминантности на другого на ситуацию «здесь и сейчас», педагог способствует переходу от внешней акцентуации к внутренней, к поиску эквивалентов испытанных «там и тогда» чувств в «здесь и сейчас». Необходимо показать подростку ценность доверия своим чувствам, а не переоценивать восприятие себя другими людьми, показать в режиме «здесь и сейчас», какие чувства испытываете вы в процессе данного общения и какие чувства могут испытывать другие люди в подобных ситуациях.

Доверительное общение в режиме «здесь и сейчас» предполагает достижение высокой смысловой совместимости, эмоциональной глубины, адекватности реагирования, отсутствия отчужденности и напряженности. Оно позволяет использовать процедуры самооценивания, моделирования жизненных ситуаций подростка, принятия личной ответственности за свои чувства и отношения к другим, оптимизации конфронтаций внутри себя и со-бытия.

Выявление одиночества на его первичных стадиях в подростковом возрасте позволяет преодолеть его негативное влияние на индивидуальность и использовать его позитивный потенциал. Важно не позво-

лить затянуться одиночеству, так как подросток начинает неправильно понимать и оценивать его причины, а неправильное понимание может привести к тому, что будет нарастать негативная доминантность на другого или доминантность на себе.

Литература

1. Герт, В. А. Индивидуальность

человека: бытие и деятель-

ность / В. А. Г ерт ; УГГА. - Екатеринбург, 1996.

2. Тихонов, Г. М. Одиночество: стереотип и реальность / Г. М. Тихонов ; ИжГТУ. - Ижевск, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.