Научная статья на тему 'КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТНР'

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТНР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
706
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Водолазская Марина Николаевна

Статья посвящена проблеме построения логопедом коррекционно-развивающей работы по формированию связной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. Выделены методические требования к организации логопедической работы, а также определены этапы, методы, приемы и содержание обучения младших школьников с тяжелыми нарушениями речи построению предложений, пересказа, изложения, сочинения.The article is devoted to the problem of constructing a speech therapist correctional and developmental work on the formation of coherent speech in younger schoolchildren with severe speech disorders. The methodological requirements for the organization of speech therapy work are highlighted, as well as the stages, methods, techniques and content of teaching younger schoolchildren with severe speech disorders to construct sentences, retelling, exposition, and essays are determined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Водолазская Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТНР»

УДК 376.37

Психолого- педагогические науки

Водолазская Марина Николаевна, учитель-логопед, ГКОУРО «Зерноградская специальная школа-интернат»

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТНР

Аннотация: Статья посвящена проблеме построения логопедом коррекционно-развивающей работы по формированию связной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. Выделены методические требования к организации логопедической работы, а также определены этапы, методы, приемы и содержание обучения младших школьников с тяжелыми нарушениями речи построению предложений, пересказа, изложения, сочинения.

Ключевые слова: логопедическая работа, младшие школьники, тяжелые нарушения речи, связная речь.

Annotation: The article is devoted to the problem of constructing a speech therapist correctional and developmental work on the formation of coherent speech in younger schoolchildren with severe speech disorders. The methodological requirements for the organization of speech therapy work are highlighted, as well as the stages, methods, techniques and content of teaching younger schoolchildren with severe speech disorders to construct sentences, retelling, exposition, and essays are determined.

Keywords: speech therapy work, primary school students, severe speech disorders, coherent speech.

В современных социально-экономических условиях в нашей стране сложилась стойкая тенденция к интенсивному росту числа детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР). Проблема образования детей с ТНР привлекает

внимание не только педагогов, психологов, социальных работников, но и является одним из приоритетных направлений в современной социальной и образовательной политике российского государства.

Согласно ФГОС НОО ОВЗ [5] и требованиям к АООП НОО для обучающихся с ТНР [7] одной из приоритетных задач является подготовка детей к общению в устной и письменной форме как к социализирующему фактору.

Однако, как показывают практические исследования (И.А. Ватрича, В.А. Грошенковой, А.П. Демидовой, С.Л. Щура и др.), у младших школьников с ТНР выявляются особенности связной речи, для которых характерны «нарушения логической последовательности, застревание на второстепенных деталях, пропуск главных событий, повторы отдельных эпизодов при составлении рассказа на определенную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из своей жизни, составлении рассказов на свободную тему, творческих рассказов дети пользуются чаще всего простыми предложениями, в которых зачастую отмечается нарушенный порядок слов, отсутствие связи между ними» [3, с. 202]. Такие данные говорят о необходимости коррекции связной речи младших школьников с ТНР. Соответственно, на повестку дня ставятся вопросы оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи, способствующей полноценному развитию ребенка.

Цель логопедического сопровождения детей с ТНР в условиях ФГОС - это выбор оптимальных путей логопедической работы по коррекции связной речи, способствующей успешной адаптации и интеграции ученика в социуме. Работа по данному вопросу представляет собой процесс, который направлен на определение существенных признаков конструирования текста обучаемыми с ТНР. Данный процесс основан на реализации основополагающих принципах и системе обучения младших школьников с ТНР. Следует подчеркнуть, что работа по обучению связной речи младших школьников с ТНР и с нормальным речевым развитием имеет в своей основе теоретическую базу, опирающуюся на

положения лингвистики и психолингвистики (В.П. Глухов, А.А. Леонтьев, Т.А. Ладыженская и др.).

Логопед разрабатывает перспективный план коррекционно-логопедической работы (индивидуальной программы развития) с учащимися с ТНР, нуждающимися в логопедической помощи с учетом рекомендаций ПМПК, данных диагностического логопедического исследования, с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта. Оказывает консультативную помощь родителям и педагогам.

А.П. Демидова и В.Н. Зиновьева подчеркивают в связи с тем, что у школьников с ТНР наблюдается отставание в формирование всех речевых компонентов, а именно лексических, фонематических, грамматических знаний, недостаточно сформирована произносительная и смысловая сторона речи, это приводит к затруднению воспроизведения правильно построенного связного высказывания [4]. Выше сказанное подводит к основным направлениям логопедической работы, которые будут способствовать формированию связной речи у младших школьников с ТНР:

- формирование и закрепление лексико-грамматических категорий;

- формирование основных действий по узнаванию связного сообщения;

- формирование умения проводить анализ рассказа;

- владеть умением выделять главное и составлять сообщение по плану;

- обучение навыку правильного лексического и грамматического оформления высказываний;

- формирование акустико-гностической основы их речевой деятельности;

- развитие связной речи как средства общения (включение контекстной речи в другие виды деятельности).

По данным ряда авторов (И.А. Ватрича, В.А. Грошенковой, В.П. Глухова, А.П Демидовой, С.Л. Щура и др.) выделяются следующие методы и приемы коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений связного высказывания у обучающихся с ТНР:

- беседа, рассказы по сериям картин, по предъявлению картин, пересказы;

- изложение сюжета по последовательным вопросам составленных логопедом;

- подражание готовым показам;

- собеседование по запланированной структуре к рассказу;

- вопросы, требующие проведения сравнения;

- провокационные вопросы;

- сопоставление речи взрослого и ребенка;

- опора на наглядно воспринимаемые предметы;

- показ картинки-эпизода относящейся к озвученному разделу;

- подбор картинок к отдельным сюжетам: подборка называния разделов, установление последовательности их расположения;

- разнообразные упражнения по закреплению навыков составления различных типов предложений (через демонстрацию: различных действий, по вопросам, по сюжету, по опорным словам);

- оречевление детьми дошкольного возраста выполняемой серии действий;

- упражнения с проблемными ситуациями (задания на сравнение рассказа и слов из него);

- две загадки, в которых об одном и том же содержание рассказа разное;

- игры на пересказ текста с опорой на серию сюжетных картинок и без опоры;

- на подбор недостающего фрагмента сюжета с опорой на картинки;

- игры на придумывание небольшого сюжета с последующим его оречевлением».

Поэтапно вводятся и формируются речеведческие понятия и речевые умения и навыки младших школьников с ТНР: развитие речи на фонетическом, морфологическом, лексическом и синтаксическом уровнях; определение являются представленные предложения текстом и почему; обучение определению темы и главной мысли, деление текста на составные части; составление текстов, выражая мысли в развернутых высказываниях.

Организация направленной на развитие речи у младших школьников с ТНР логопедическая работа, как отмечает В.А. Горшенкова, должна учитывать необходимые требования по созданию условий повышающих речевую и языковую мотивацию, позволяющих эффективно работать над композицией и последовательностью высказываний, постепенно увеличивать дозировку и усложнять речевой материал, переходить от составления рассказов по наглядному материалу к составлению связанных текстов по событиям из жизни, формировать в процессе работы с разговорной речью монологическую речь [3].

По мере роста детей с ТНР осуществляется усложнение работы, направленной на развитие у них связной речи:

- В I классах дети с ТНР отвечают на вопросы логопеда, пересказывают по сюжетным картинкам небольшие тексты и составляют короткие рассказы, составляют при сопровождении и помощи логопеда устные высказывания о личных впечатлениях и наблюдениях, о событиях и случаях из жизни.

- Во II классе, проводимая с учениками с ТНР логопедическая работа, включает задания и упражнения: на составление диалогов по заданной ситуации и ответов на вопросы, ознакомление со структурой текста и составление заголовков, составление оценки прочитанного текста. Также проводится работа по составлению сочинений и изложений, то есть самостоятельному составлению и записыванию предложений по сюжету картинки, по наблюдениям, самостоятельному составлению рассказа на основе заданных слов, серии картинок или по явлению природы, по отдельному предмету.

- В III классе продолжается направленная на формирование умений младших школьников с ТНР работа, в части определения последовательности и содержания рассказов, а также умения выразительно рассказывать и грамматически правильно оформлять рассказы. Осуществляется формирование умений: работать с письменными сочинениями и изложениями, в которых содержится по 2-3 предложения с рассуждениями или описанием; составлять описание предметов и животных; составлять короткое письмо, поздравление, приглашение.

- В IV классе детям с ТНР даются задания на составление связных высказываний по опорным предложениям и словам, сюжетным картинкам, повествовательных рассказов с письменным и устным описанием природных явлений и предметов; построение элементарных рассуждений и составление приглашений, объявлений, поздравительных открыток, устных отзывов о прочитанном.

Основой для развития связной речи является расширение и обогащение словаря учащихся с ТНР и формирование у них умения составлять предложения разной грамматической структуры. Среди упражнений, обеспечивающих проведение словарной работы, могут быть предложены следующие: толкование значений слов, оттенков их значений, эмоционально-экспрессивной окраски в процессе выбора слов для конкретных ситуаций; работа с синонимами, антонимами, паронимами, фразеологическими единицами, включение их в конкретный текст, в собственные предложения; составление словарей, включающих новые слова, и работа с ними в дальнейшем для расширения значения данных слов; исправление ошибок употребления слов в устной речи. Словарная работа направлена на формирование умения как понимать слова и обозначаемые ими образы, представления и понятия в тексте, так и употреблять слова в связной, живой речи. Обогащение словаря учащихся тесно связано с развитием их познавательной деятельности, в большей степени мышления, с обогащением их представлений и понятий путем непосредственных наблюдений за окружающей действительностью и за словесными образами читаемого текста. С этой целью на начальных этапах обучения используются тексты, содержание которых тесно связано с жизненным опытом учащихся для облегчения понимания их смысла.

Также формированию умений у младших школьников с ТНР строить предложение помогают следующие виды упражнений: дети дают краткий ответ на вопрос; могут назвать предметы и действия; составить простые нераспространенные и распространенные предложения по картинке; ответить на вопросы; составить предложения на основе показа предметов, по аналогии, на

заданную логопедом тему, по опорным словам или словосочетаниям; распространить и сократить предложения [3].

В процессе коррекции связной речи младших школьников с ТНР работа над смысловым содержанием текста включает развитие умения анализировать наглядную ситуацию (реальную ситуацию, серии сюжетных картинок, сюжетную картинку), выделять в ней главное и существенное основное и фоновое, формирование умения устанавливать смысловые связи между отдельными компонентами ситуации и располагать эти компоненты в определенной логической последовательности, определяя смысловой план текста, умение удерживать смысловую программу в памяти [1].

Работа над смысловой структурой текста включает упражнения, в которых используются сюжетные картинки. Которые необходимо разложить последовательно или найти недостающую/лишнюю картинку, сравнить 2-е картинки, при том, что на одной из них некоторые предметы отсутствуют. Данные упражнения направлены осуществление школьником анализа, сравнения представленных ему картинок с составлением высказывания путем правильного подбора и грамматического связывания между собой предложений

Формирование умения у младших школьников с ТНР оформлять текст с помощью языковых средств включает развитие навыков правильного выбора слов, грамматического оформления связей между словами в предложении, а также умения выделять в тексте связующие лингвистические средства и использовать их в собственной речи (употребление синонимов, местоимений для обозначения действующего лица, использование связующих слов) [8].

При работе с монологической речью младших школьников с ТНР соблюдается определенная последовательность, учитывающая психологический аспект данного вида речи: побуждения к высказыванию, ориентир в смысле текста, понимание лежащей в основе текста ситуации, ориентир в средствах языка, которыми выражен смысл текста [2, с. 165-167]. Учитывая степень трудности текстов различной структуры рекомендуется следующая

последовательность работы: развитие умения составлять текст-повествование, составлять текст-описание, работа над текстом-рассуждением [3].

Исходя из изложенного, можно заключить что благодаря правильно организованной в рамках общеобразовательной школы логопедической работе, направленной на коррекцию у младших школьников с ТНР связной речи, возможно успешное преодоление имеющихся в их речевом развитии недостатки.

Библиографический список:

1. Ватрич И.А. Комплексный подход к психолого-педагогической коррекции недостатков связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи // Молодой ученый. 2018. № 20 (206). С. 59-61.

2. Глухов В.П. Психолингвистика. М.: Юрайт, 2020. 419 с.

3. Грошенкова В.А. Теоретико-методологические основы коррекции связной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи // Вестник Костромского государственного университета. 2018. Ч. 24. № 3. С. 202-206.

4. Демидова А.П., Зиновьева В.Н. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-3. С. 73-75.

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70862366/ (дата обращения: 22.02.2022).

6. Приложение № 5. Требования к АООП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи [электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70862366/8599a70d26e5983585d90ff6adf82e89/ (дата обращения 22.02.2022).

7. Требования к АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития [электронный ресурс]. URL:

https://base.garant.ru/70862366/a561883a869c3f065f67e98041daebaa/ (дата

обращения: 22.02.2022).

8. Щур С.Л. Формирование навыка связного высказывания у детей с тяжелыми нарушениями речи // Вестник образовательного консорциума среднерусский университет. 2017. № 10. С. 50-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.